Экономические отношения России и Австрии: состояние и перспективы
Лебедев Игорь Юрьевич
к.ф.н., доцент, доцент РАНХиГС, [email protected]
Цель данной статьи заключается в комплексном исследовании состояния и перспектив развития межгосударственных отношений Российской Федерации и Австрийской Республики с экономической точки зрения. Представлены сведения об истории и актуальных направлениях развития двусторонних отношениях, а также приводятся рассуждения по поводу внешнеэкономического и политического контекста их развития, с учетом членства Австрии в Европейском Союзе и принципиального отказа от участия в евроатлантическом военно-политическом альянсе. Констатируется, что современная Австрия играет роль медиатора в глобальной политике, которая, помимо прочего, отражается в неуклонном стремлении формировать и развивать продуктивные отношения с российской стороной. Делается вывод о том, что развитие российско-австрийских отношений базируются на общем прагматизме, балансе взаимных интересов и неуклонной приверженности к полному соблюдению принятых сторонами обязательств. Прагматизм и неангажированность актуальных контактов могут выступать важным подспорьем для сохранения их в будущем, с учетом позитивного настроя политического истеблишмента, экономических элит и видных представителей гражданского общества двух стран, а также сочетания политического, гуманитарного и экономического компонента в основе двусторонних контактов. В этой связи и в контексте неопределенности развития глобальной политики, межгосударственное партнерство и сотрудничество России и Австрии может рассматриваться как один из немногочисленных мостов к продуктивному глобальному партнерству по формированию многополярного мироустройства.
Ключевые слова: межгосударственные экономическое отношения, партнерство России и Австрии, Российская Федерация, Австрийская Республика, партнерство, многополярное мироустройство, форум «Сочинский диалог», преодоление токсичности в международных отношениях.
CSI CSI
0
CSI
см
01
о ш Ш X
<
m о х
X
Актуальность исследования обусловлена приоритетным значением сохранения и укрепления двустороннего межгосударственного сотрудничества России и приоритетных европейских партнеров в условиях беспрецедентного роста рисков в международных политических и экономических отношениях, на фоне затруднений в восстановлении многополярного мироустройства и краха конструктивных усилий по обеспечению международной безопасности. «Токсичность», проявляющаяся в отношении многих европейских партнеров к сотрудничеству с российской стороной едва ли способствует решению многочисленных проблем и противоречий в региональной и мировой политике и экономике, а рецепты по преодолению атмосферы токсичности представляются крайне ограниченными.
Необходимо отметить, что межгосударственные отношения России и Австрии начали складываться с конца XV века, когда Московский князь Иван III обменялся посольствами с императором Максимилианом I. Уже с конца XVII века политические связи России с Габсбургами стали регулярными [5]. Продолжительный период отношения, России и Империи Габсбургов играли важную роль в контексте обеспечения безопасности на европейском пространстве. Тесные внешнеполитические и внешнеэкономические связи, безотносительно их направленности и противоречий, складывались между австрийской и Российской империей в XIX веке. Продуктивные двусторонние отношения, за исключением заключением периода Второй мировой войны, складывались между Австрией и Советским Союзом.
Позитивное развитие внешнеэкономических и внешнеполитических отношений происходит в период современного развития Российской Федерации, в том числе на фоне нарастания международной политической напряженности, в эпоху беспрецедентного санкцион-ного давления ряда стран Запада на российскую сторону.
Нахождение Австрии практически в самом центре географии современного Европейского Союза делает Австрийскую Республику наиценнейшим не только с экономической, но и с геостратегической точки зрения партнером - аналогичным образом, Россия для Австрии - не только ворота в Азию и масштабный рынок сбыта (а также поставщик энергоносителей), но и, прежде всего, прямой контакт с глобальной политической силой, претендующей на роль одного из центров влияния при восстановлении многовекторности в глобальном мироустройстве.
Политические контакты между двумя странами осуществляется на высшем уровне, официальные визиты первых лиц двух государств происходят с завидной регулярностью. Более того, в конце 2010-х годов происходит укрепление межгосударственных отношений, после того как австрийское правительство возглавил Феде-
ральный канцлер Себастьян Курц (находился в должности с небольшим перерывом вплоть до недавнего времени), первый зарубежный визит которого в феврале 2018 года состоялся именно в Москву. В отдельных источниках правительство Курца именуют, по меньшей мере, пророссийским, если и вовсе не русофильским [10], впрочем, данный тезис видится крайне сомнительным, но вполне объяснимым - на фоне искусственно развиваемой атмосферы токсичности в отношениях с Россией на Западе, позиция Вены видится, по меньшей мере, необычной.
Особо важно то, что межгосударственные отношения двух стран охватывают, пожалуй, все ключевые сферы практических социальных и экономических интересов, и в данном контексте не характеризуются асимметрией, как, например, отношения соседней Словакии с российской стороной, в которых прослеживается ярко выраженная экономическая направленность [4].
Так, в числе основных направлений развития двусторонних отношений России и Австрии — торгово-экономическое сотрудничество, туристический обмен, обмен в сфере культуры и искусств, а также по программе форума «Сочинский диалог».
Не может подвергаться сомнениям двусторонний практический интерес к сохранению и интенсификации экономического сотрудничества. Вообще, несмотря на крайне сложные траектории развития политического партнерства и перманентный кризис во внешнеэкономических отношениях с европейским интеграционным образованием, Россия остается ключевым внешнеторговым партнером ЕС, а ЕС - основным торговым партнером Российской Федерации. Что касается Австрии, то она по состоянию на 2020 год занимала 23 место во внешнеторговом товарообороте России [2], а Россия -пятое место во внешнеторговом товарообороте Австрии среди стран, не входящих в Европейский Союз.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Австрии отличается динамизмом и многоплановостью. Австрийские предприятия активно осваивают российские рынки, не только как экспортеры товаров и услуг, но и через прямые инвестиции, которым российское законодательство и деловой климат, по меньшей мере, не формируют непреодолимых барьеров: путем создания совместных компаний, а также подчинённого бизнеса австрийских корпораций.
Австрийский бизнес инвестирует в создание и развитие предприятий на территории Российской Федерации, действующих в сферах машиностроения, обрабатывающей промышленности, химической промышленности и фармацевтики, а также в других отраслях; важную роль в финансовой системе Российской Федерации занимает банковская группа австрийского происхождения «Райф-файзен» [7]. Российские предприниматели также готовы инвестировать в создание бизнеса в Австрии. Так, на территории Австрийской Республики важное место занимают филиалы, представительства и дочерние компании некоторых крупнейших отечественных бизнес-структур. В частности, на финансовом рынке Австрии заметную роль играет группа «Сбербанк Европа АГ», а на энергетическом — дочерние компании компания «Газпрома», «Газпромнефти», «Лукойла».
Тем самым, важным направлением торгово-экономического сотрудничества двух стран выступают торговые инвестиционные отношения. Ежегодно в период до начала пандемии COVID-19, запускалось от 5 до 10
крупных инвестиционных проектов в сфере двустороннего экономического сотрудничества [7]. Кроме того, силами российских и австрийских предпринимателей, а также государственных структур реализуется ряд совместных паневразийских проектов, реализуемых на территории третьих стран.
В условиях цифровых трансформаций, интересам каждой из сторон соответствует интенсификация сотрудничества в диджитал-сфере, от коммерческих проектов до партнерства в сфере построения и обеспечения устойчивого функционирования «электронного правительства».
Развитию торгово-экономического сотрудничества между двумя странами способствует наличие торговых представительств, кроме того, на основе частных форумов, предпринимательские субъекты также осуществляют поиск и развитие тесных двусторонних и многосторонних контакты, формируют специальные торговые миссии.
Уникальной площадкой для развития прямых контактов между российскими и австрийскими субъектами, как в гуманитарной, так и в экономической сфере, выступает форум «Сочинский диалог». Миссия форума заключается во всестороннем содействии интеграции российского и австрийского общества в различных областях социального бытия, - в сферах культуры, экономики, спорта, образования и многих других [8].
Гуманитарная сфера двусторонних отношений является одной из наиболее развитых, и как представляется, выступает стержнем сохранения и укрепления межгосударственных контактов. Следует отметить, что австрийское правительство на протяжении ряда лет реализует принципиальную позицию по недопущению перетока обострений внешнеполитической конфронтации (на глобальном уровне) в гуманитарную сферу.
Вена сохраняет и обслуживает многочисленные монументы советским солдатам-освободителям, содействует туристическому обмену, в том числе в условиях пандемии [1]. Австрийское общество проявляет активное внимание к российской культуре и истории, стремление потреблять российский гуманитарно-культурный продукт. В качестве примера могут быть привалены ан-шлаговые премьеры в Венской опере, которые достаточно давно стали своеобразными «русскими днями», через культурное посольство выдающейся отечественной оперной певицы Анны Нетребко (солистки Венской оперы и Мариинского и Большого театров в России) и многих других масштабных персоналий российской классической сцены. Вена стала вторым домом для российской культурной аристократии, и, скажем, в отличие от Лондона, речь идет не о безвозвратной эмиграции, а о жизни «на две страны», с сохранением активных и действенных контактов с Большой Родиной. Австрия - важный и любимый россиянами туристический центр.
Принципиальными вехами развития культурных связей между Россией и Австрией становится проведение на взаимной основе тематических годов культуры и искусств в одной из двух стран. Даже в условиях пандемии удалось организовать ряд мероприятий Года российской литературы и театра (2020-2021 гг.) в Австрии; отдельные мероприятия программы будут перенесены и гарантированно реализованы в более благополучный с эпидемиологических соображений период.
Культурный, туристический обмен - фундамент дипломатии «мягкой силы», которую две стороны используют для укрепления австрийско-российских отношений,
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
CM CM
о
CM CM
о
Ш
m
X
3
<
m о x
X
пожалуй, уже в силу традиции и в качестве инерционного дополнения к достаточно крепкой политической и экономической дипломатии.
Однако, если в контексте экономической, культурной дипломатии двусторонний интерес к развитию сотрудничества очевиден, то в политическом контексте он наполнен дополнительными смыслами, и, как думается, выражает сочетание прагматизма и всесторонней реализации и обеспечения приоритетных национальных интересов.
Безусловно, даже с формальной точки зрения, далеко не все аспекты двусторонних экономических взаимоотношений Австрии и России выглядят гладко, что в известной степени связано с политикой сдерживания, реализуемой западными гегемонами геополитики, особо эффективной в отношении государств, интегрированных в Европейский Союз и передавших на надгосударственный уровень часть своего государственного суверенитета, де-факто, ограничив собственные возможности в обеспечении и охране приоритетных национальных политических, экономических и гуманитарных интересов.
В качестве примера инерционных деструктивных действий может быть приведен следующий. В августе 2020 года на фоне очередного витка активизации западной истерии по поводу взаимоотношений с Россией, имевшего место в пространстве дипломатических отношений, австрийской стороной было принято решение о высылке одного из российских дипломатов на основании якобы имевшего место подозрения в промышленном шпионаже; на принципах взаимности российская сторона была вынуждена объявить персоной нон-грата работника австрийского посольства в Москве, высказав глубочайшие сожаления по поводу того, что решение партнера негативно отражается на установившиеся ранее продуктивные двусторонние отношения.
Отношение Австрии к современной России отражает нахождение австрийского государства на «многопутье» траекторий развития европейской интеграции.
Прежде всего, речь идет о концептуальном понимании перспектив дальнейшего расширения Европейского Союза versus стабильного существования интеграционного объединения с наращиванием продуктивных добрососедских отношений со странами ближайшего окружения - а в контексте того, что ЕС уже давно вплотную приблизил границы к России, вычеркивать Россию из данного контекста принципиально невозможно. Австрия в этой связи достаточно последовательно отражает позицию «могучего меньшинства» участников евроинте-грации - нескольких наиболее развитых экономически стран Евросоюза, при этом, остающихся в меньшинстве при паритетном голосовании при решении ключевых вопросов европейского обустройства и вынужденных отстаивать позиции преимущественно путем политического лоббирования или вовсе, как это проявляется в отношениях с Россией, игнорирования недовольства со стороны союзных государств, а, порой, и доминирующего общественного мнения. К числу «могучего меньшинства» с этих позиций могут быть отнесены также Германия, отчасти - Франция и Италия, - одни из крупнейших экономик евроинтеграции, чьи правительства, при этом, не располагают или не желают располагать должной решимостью укреплять политические и экономические отношения с Россией, по меньшей мере, на высоком уровне публичности, однако, безусловно, демонстрируют готовность предпринимать меры по их, по меньшей мере, сохранению.
Как думается, именно в контексте развития Евросоюза проявляется политическая близорукость еврооппо-нентов России, против которой, по всей видимости, вполне осознанно направлены элементы той самой демонстративной, публичной части «айсберга» австрийско-российской интеграции, последовательно реализуемой правительством Себастьяна Курца. «Замыкание» Евросоюза в пределах внутренних границ и ареала управляемых и контролируемых соседей, ни в коей мере не соответствует приоритетным интересам безопасности (как экономической, так и политической), и, тем более, неэкспансивным траекториям развития ЕС (а в контексте Брекзита более справедливо даже говорить о путях сохранения евроинтеграции в текущем институциональном формате на долгосрочном и, вполне вероятно, даже на среднесрочном временном интервале).
В отличие от распространяемого мнения по поводу того, что тесные контакты Австрии с Россией (и вообще, любого участника активного прагматичного диалога с Россией со стороны ЕС) являются угрозой европейской интеграции [9], абстрагируясь от откровенной манипуляции фактами, можно констатировать, что, удовлетворяя объективные общественные потребности в многополярном экономическом и политическом сотрудничестве, подобные отношения позволяют преодолевать факторы дезинтеграции ЕС, через общественно-политический консенсус и прагматичное удовлетворение интересов противоборствующих политических сил, а также ключевых экономических агентов, от настроений которых в немалой степени может зависеть и вектор общественного мнения в отношении перспектив национального участия в развитии европейских политических институтов и евроинтеграции как таковой. В этом смысле, отношения Австрии и России, это в большей степени решительный противовес «экзитам», а не поддержка евроскепсиса в любом из его проявлений.
Тем самым, Австрия занимает позицию медиатора европейской, и, по большому счету, глобальной политики, становясь «второй Швейцарией», при этом, играя роль, даже более наполненную потенциалами, в связи с участием Австрии в ЕС (по причине, пусть даже ограниченных, но все же вполне осязаемых возможностей внутреннего влияния на процессы разработки и согласования общеевропейской внешней политики).
При этом, с военно-политических позиций осуществления глобального противоборства, Австрийская Республика может рассматриваться как модератор геостратегической напряженности, через инструментарий взаимоотношений с Российской Федерацией, поскольку Австрия не является членом НАТО и не декларирует стремлений изменить свой статус по отношению к альянсу. В свою очередь, данное обстоятельство цементирует положительное отношение к российско-австрийским отношениям в российском политическом истеблишменте, даже в наиболее радикальной его части, настороженно или вовсе враждебно относящейся к контактам со странами Европейского Союза, либо рассматривающих их как крайне неустойчивые и, потому, не заслуживающих расходования стратегических ресурсов и учета в контексте формирования долгосрочной картины мироустройства.
В этой связи, отношения Австрии и России следует рассматривать и вовсе в контексте балансирования мирового порядка, и - в зависимости от градуса пессимизма по поводу развития международных отношений (последние десятилетия глобальной истории едва ли
дают повод для прогностического оптимизма) - в качестве надежды если не на укрепление и усиление многополярности, то, хотя бы, как одну из крайне немногочисленных «зацепок» за сохранение мира на Земле.
Для межгосударственных экономических отношений России и Австрии крайне важно, чтобы в австрийском политическом истеблишменте сохранялась атмосфера долгосрочной приверженности избранному подходу, вне зависимости от трансформаций на политическом Олимпе. Фокусируя внимание на перспективах развития двусторонних межгосударственных отношений, бесспорно, не следует испытывать избыточных иллюзий. Безусловно, Австрия не может осуществлять полностью самостоятельную реализацию внешней политики, без учёта перманентного давления со стороны некоторых глобальных партнеров. Между тем, Австрия демонстрирует устойчивое отрицательное отношение к наращиванию санкций против России и стремится демонстрировать общий позитив в отношении российских властей, предпринимателей, гражданского общества. Данную позицию разделяют ключевые политические силы Австрии, поддерживают общественных деятели и широкие слои предпринимательского сообщества.
Представители высшего австрийского политического истеблишмента подчеркивают общую мысль о том, что, даже если речь идет не о дружбе между двумя странами, в любом случае, двусторонние отношения поддерживается и развиваются на основе комплексного, безальтернативного учета наиболее широкого спектра взаимных интересов, диверсификации двусторонних отношений, стремления к устойчивому преодолению имеющихся противоречий. В высказывании действующих и бывших лидеров внешней политики двух стран, в частности экс-министра иностранных дел Австрии (в 20172019 г.) Каин Кнайсль, особо подчеркивается приверженность двух стран к сохранению конструктивного диалога и неукоснительному соблюдению принятых на себя договорённостей; австрийская страна готова извлекать выгоду из взаимоотношений с Россией и стремится предпринять реальные шаги по снижению их долгосрочной хрупкости, то есть по заложению устойчивого фундамента будущих контактов [6].
В августе 2021 года посол России в Австрии высказал глубочайшее убеждение о том, что Австрия является страной, не подверженной «глобальной русофобии», и ориентированной на продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество [3]. Российская сторона, тем самым, подчёркивает в высокоуровневой риторике и в непрерывных практических действиях значимость диалога с Австрией и их ценность в контексте обеспечения приоритетных национальных интересов.
Таким образом, представляется целесообразным констатировать, что межгосударственный диалог Австрии и России, — это очевидная и очень важная часть глобального цивилизационного диалога «Запад-Восток», имеющая непреходящую ценность в контексте абсурдного табуирования культурных, политических и экономических контактов с «иным миром» в деформирующемся западном общественно-политическом сознании как следствие трагической бифуркации ценностей Западного мира.
Австрийско-российское сотрудничество, будучи исключительно важным для двух партнеров, тем самым, явственно выходит за пределы прагматических интере-
сов, образуя континуум глобального позитивного диалога. В этой связи, в интересах международного сообщества, безусловно, выступает содействие сохранению и развитию сотрудничества Вены и Москвы, и, в идеале, присоединение к нему новых конструктивно настроенных участников.
Сохранение атмосферы продуктивного сотрудничества и опоры на собственные интересы, как думается, выступит фактором перспективного устойчивого развития межгосударственных отношений России и Австрии, а имеющиеся достижения двустороннего партнерства могут продуктивно ретранслироваться на формирование очагов возрождения прагматичного диалога по возвращению к многополярному мироустройству, которое, безусловно, является приоритетным интересом всего человечества.
Литература
1. Австрия открылась для российских туристов: Ассоциация туроператоров России [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-cen-tre/new/55877.html.
2. Австрия: Российский экспортный центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/inter-national_markets/world_map/western_europe/austria/
3. Большое интервью Посла Д. Е. Любинского газете Kronen Zeitung Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Австрийской Республике. [Электронный ресурс]. URL: https://austria.mid.ru/ru/press-cen-tre/news/bolshoe_intervyu_posla_d_ejyu-binskogo_gazete_kronen_zeitung/
4. Денисенко В. А., Мальчушкин Н. А. Политико-экономическое сотрудничество России и Словацкой Республики: возможные сценарии развития //Управленческое консультирование. с 2020. - №. 8 (140). - С. 145— 156.
5. Манасян Е. В. Документы Государственного архива Австрии как источник по истории дипломатических отношений Габсбургов с Россией (1682—1697) //Мир и пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии. — Екатеринбург, 2021. — 2021. — С. 169—172.
6. Россия и Австрия: интересы вместо дружбы, многообразные отношения, полные противоречий (Sputnik). ИноСМИ. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/politic/20201124/248609994.html.
7. Торгово-экономические сотрудничество: Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Австрийской Республике. [Электронный ресурс]. URL: https://austria.mid.ru/ru/russia-austria/bilateral-rela-tions/trade-economic-cooperation/
8. Форум «Сочинский диалог»: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://sochidialog.ru/
9. Kennan G. F. 20 The Deteriorating Three-Emperor Relationship //The Decline of Bismarck's European Order. — Princeton University Press, 2021. — P. 374-390.
10. Kostetska L. Escalation of crisis in political systems //Епютемолопчш дослщження в фтософп, со^альних i полiтичних науках = [Эпистемологические исследования в философии, социальных и политических науках, текст на англ. яз., издание на укр. яз. и англ. яз.]. — 2020. — Т. 3. — №. 1. — С. 188—198.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M M
Economic relations between Russia and Austria: state and prospects
Lebedev I.Yu.
RANEPA
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49
The purpose of the article is to comprehensively study the state and prospects for the development of economic relations between Russian Federation and Austria from a political point of view. Information about the history and current directions of development of bilateral relations is presented, as well as considerations about the foreign policy context of their development, considering Austria's membership in the European Union and its fundamental refusal to participate in the Euro-Atlantic military-political alliance. It is stated that modern Austria plays the role of a mediator in global politics, which, among other things, is reflected in its unswerving desire to form and develop productive relations with the Russian side. It is concluded that the development of Russian-Austrian relations is based on general pragmatism, a balance of mutual interests and a steady commitment to full compliance with the obligations assumed by the parties. The pragmatism and lack of engagement of current contacts can be an important help for maintaining them in the future, considering the positive attitude of the political establishment, economic elites and prominent representatives of civil society of the two countries, as well as the combination of political, humanitarian and economic components at the heart of bilateral contacts. In this regard, and in the context of the uncertainty of the development of global politics, interstate partnership and cooperation between Russia and Austria can be considered as one of the few bridges to a productive global partnership in the formation of a multipolar world order.
Keywords: economic relations, partnership between Russia and Austria, Russian Federation, the Republic of Austria, humanitarian partnership, multipolar world order, the Sochi Dialogue forum, overcoming toxicity in international relations.
References
1. Austria opened for Russian tourists: Association of Tour Operators of Rus-
sia [Electronic resource]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-cen-tre/new/55877.html.
2. Austria: Russian export center. [Electronic resource]. URL: https://www.ex-
portcenter.ru/international_markets/world_map/western_europe/austria/
3. Big interview of Ambassador DE Lyubinsky to the newspaper Kronen
Zeitung Official website of the Embassy of the Russian Federation in the Republic of Austria. [Electronic resource]. URL: https://aus-tria.mid.ru/ru/press-centre/news/bolshoe_intervyu_posla_d_e_lyu-binskogo_gazete_kronen_zeitung/
4. Denisenko V. A., Malchushkin N. A. Political and economic cooperation
between Russia and the Slovak Republic: possible development scenarios // Management consulting. since 2020. - no. 8 (140). - P. 145-156.
5. Manasyan E. V. Documents of the State Archives of Austria as a source
on the history of diplomatic relations between the Habsburgs and Russia (1682-1697) // World and pandemics: transformations, communications, strategies. - Ekaterinburg, 2021. - 2021. - S. 169-172.
6. Russia and Austria: interests instead of friendship, diverse relations full of
contradictions (Sputnik). INOSMI. [Electronic resource]. URL: https://in-osmi.ru/politic/20201124/248609994.html.
7. Trade and economic cooperation: Official website of the Embassy of the
Russian Federation in the Republic of Austria. [Electronic resource]. URL: https://austria.mid.ru/ru/russia-austria/bilateral-relations/trade-eco-nomic-cooperation/
8. Forum "Sochi Dialogue": Official site [Electronic resource]. URL: https://so-
chidialog.ru/
9. Kennan G. F. 20 The Deteriorating Three-Emperor Relationship // The De-
cline of Bismarck's European Order. - Princeton University Press, 2021. - P. 374-390.
10. Kostetska L. Escalation of crisis in political systems // Epistemological studies in philosophy, social and political sciences = [Epistemological studies in philosophy, social and political sciences, text in English. lang., edition in Ukrainian. lang. and English. lang.]. - 2020. - Vol. 3. - No. 1. -S. 188-198.
CM CM
o
CM CM
o m m
X
3
<
m o x
X