Научная статья на тему 'Экономические отношения Азербайджанской Республики с международными финансовыми институтами'

Экономические отношения Азербайджанской Республики с международными финансовыми институтами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный кредит / Международный валютный фонд / Европейский банк реконструкции и развития / Мировой банк / international credit / International Monetary Fund / European Bank for Reconstruction and Development / World Bank

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акбулаев Нурходжа Назирходжаевич, Ахмадов Туран Алекбер

Международные финансовые институты играют важную роль в мировой экономике. После завоевания независимости Азербайджан придал большое значение сотрудничеству с международными финансовыми институтами. В результате Азербайджан показал большие достижения в динамичном развитии экономики страны. Целью международных финансовых институтов является обмен информацией по всем видам проблем между странами и, таким образом, поддержание сбалансированности мирового порядка. В статье представлены результаты анализа взаимодействия международных финансовых организаций и финансовых институтов Азербайджана. Приводится историческая оценка данного взаимодействия. Оценивается необходимость таких отношений между финансовыми органами Азербайджана и мировыми финансовыми учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC WITH INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS

International financial institutions play an important role in the global economy. After independence, Azerbaijan attaches great importance to cooperation with international financial institutions. As a result of mutual cooperation Azerbaijan has shown great achievements in the dynamic development of the economy. Since the purpose of the international financial institutions is an exchange of information on all kinds of problems between the two countries and, thus, maintaining the balance of the world order. The article presents the results of the analysis of the interaction of international financial organizations and financial institutions of Azerbaijan are carried out. A historical evaluation of this interaction is given. The necessity of such relations between the financial bodies of Azerbaijan and the world financial institutions is assessed.

Текст научной работы на тему «Экономические отношения Азербайджанской Республики с международными финансовыми институтами»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 7 (417). Экономические науки. Вып. 61. С. 74—79.

УДК 339.7 ББК 65. (5Азе)-65

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ

Н. Н. Акбулаев, Т. А. Ахмадов

Азербайджанский государственный экономический университет (ЦМЕС), Баку, Азербайджан

Международные финансовые институты играют важную роль в мировой экономике. После завоевания независимости Азербайджан придал большое значение сотрудничеству с международными финансовыми институтами. В результате Азербайджан показал большие достижения в динамичном развитии экономики страны. Целью международных финансовых институтов является обмен информацией по всем видам проблем между странами и, таким образом, поддержание сбалансированности мирового порядка. В статье представлены результаты анализа взаимодействия международных финансовых организаций и финансовых институтов Азербайджана. Приводится историческая оценка данного взаимодействия. Оценивается необходимость таких отношений между финансовыми органами Азербайджана и мировыми финансовыми учреждениями.

Ключевые слова: международный кредит, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк.

В современной экономической ситуации государству необходим определенный запас финансовых ресурсов на случай непредвиденных ситуаций или циклических кризисов. Однако зачастую аккумулированных средств бывает недостаточно для стабилизации экономической ситуации в стране в среднесрочной перспективе, вследствие чего государству приходится обращаться к внутренним или внешним заимствованиям с целью устранения последствий циклических или системных кризисов.

Однако большинство стран не обладают достаточной емкостью сбережений домохозяйств и юридических лиц, вследствие чего в условиях финансовых и экономических катаклизмов они вынуждены обращаться за дополнительными средствами к кредиторам. В большинстве случаев внешние заимствования на покрытие дефицита бюджета или дефицита внешней торговли предо -ставляет Международный валютный фонд.

Однако следует понимать, что взаимоотношения с международными финансовыми институтами также могут происходить в рамках развивающейся экономики, когда финансовые потоки международных организаций направляются не на оперативное решение возникших проблем, а на финансирование (кредитное либо инвестиционное) инвестиционных проектов, ориентированных на совершенствование экономики государства в частности и мира в целом.

Подобные трансформации в международной экономике и обусловливают актуальность темы данной работы в рамках взаимодействия международных финансовых организаций и финансовых институтов Азербайджана.

В процессе исследования применялись общенаучные, специально-экономические, экономико-математические методы, а также методы индукции, дедукции, систематизации, детализации и обобщения. Применение системного подхода обеспечило комплексность данного исследования.

В статье произведена системная оценка нынешнего положения дел в системе взаимоотношений между финансовыми институтами Азербайджана и международными финансовыми учреждениями. Даны теоретические рекомендации в рамках стимулирования уровня инвестиционной активности в условиях ограничений в сфере источников внешних заимствований.

История взаимоотношений Азербайджана и мировых финансовых институтов стартовала в начале 1990-х гг. с обретением страной независимости. Как и во всех странах постсоветского пространства, в начале 1990-х гг. в Азербайджане начался внутренний экономический кризис [4]. Скоротечный разрыв экономических связей между республиками, а также отсутствие четкой сформированной внутренней экономики и низкая активность в рамках поисков новых рынков сбы-

та привели к внутреннему финансово-экономиче -скому кризису, который проявлялся в отсутствии должного притока валютной массы в страну, типичном дефиците товарной группы, росте безработицы, падении темпов ВВП и общеэкономическом спаде деловой активности в государстве [1].

Как итог данных изменений, Азербайджан вынужден был обратиться к внешним заимствованиям с целью стабилизации экономической ситуации. В 1995—1996 гг. Международный валютный фонд предоставил Азербайджану более 300 млн долл. на структурную перестройку экономики государства [7].

В своей экономической деятельности Азербайджан сотрудничал с такими международными финансовыми организациями, как:

1) Международный валютный фонд;

2) Европейский банк реконструкции и развития;

3) KFV (Германия);

4) Японский банк международного сотрудничества;

5) ИБР.

Проанализируем по приведенной на рис. 1 диаграмме динамику ВВП государства с 1993 по 2016 г. включительно с целью понимания значения предоставленных кредитов МВФ и последующих экономических изменений в середине 1990-х гг.

Как видно из диаграммы на рис. 1, за отчетный период темпы роста ВВП Азербайджана можно разделить на два временных отрезка:

1) 1992—1996 гг. характеризуются падением темпов реального ВВП государства;

2) 1996—2016 гг. характеризуются поступательным ростом данного показателя экономической деятельности Азербайджана.

Следовательно, можно определить, что выделенные средства Международным валютным фондом на рубеже 1995—1996 гг. позволили государству произвести частичную модернизацию и трансформацию проблемных отраслей экономики и, невзирая на военный конфликт в Нагорном Карабахе, нарастить темпы роста ВВП, выйдя по этому показателю в лидеры постсоветского пространства.

В дальнейшем в рамках роста цен на мировых сырьевых рынках на энергоресурсы богатый на нефть Азербайджан стремительно нарастил объемы экспортной прибыли и оказался менее зависимым от внешних заимствований. Более того, в ряде случаев на сегодняшний день Азербайджан выступает как раз таки кредитором проектов Среднеазиатского региона и инвестирует в международные проекты, связанные с добычей нефти и газа, с целью наращивания собственного влияния в данной отрасли.

Всего же за период с 1993 по 2016 г. МВФ выделил более 600 млн долл. финансовой помощи Азербайджану в виде кредитов и инвестиций [11]. Всемирный банк, в свою очередь, выделил более 400 млн долл. [7], Европейский банк реконструкции и развития — свыше 140 млн долл., Японский банк международного сотрудничества — свыше 450 млн долл. Всего же за отчетный период правительство Азербайджана получило около 1,8 млрд долл. США на реализацию внутриэкономических программ реформирования экономики страны.

Проанализируем по приведенной на рис. 2 диаграмме распределение средств международных кредиторов по сферам экономики Азербайджана с 1993 по 2016 г. включительно с целью понимания

40 -| 30 20

-30 J

Рис. 1. Динамика темпов роста ВВП Азербайджана (% к предыдущему году) [15]

□ Сектор электроэнергии

□ Сельское хозяйство

□ Социальная сфера

□ Другие

Рис. 2. Распределение средств международных кредиторов по сферам экономики Азербайджана [11]

□ Транспорт

□ Химическая отрасль

□ Восстановление территорий

значения предоставленных кредитовМВФ и последующих экономических изменений в середине 1990-х гг.

Как видно из диаграммы на рис. 2, большая часть выделяемых средств — около 25 % — была направлена в энергетическую сферу, а именно на финансирование программ, связанных с электрификацией государства. Азербайджан хоть и имеет малую площадь, обладает довольно изменчивым ландшафтом, в силу чего изначально была затруднена электрификация отдаленных горных районов страны. Вследствие этого в новом тысячелетии электрифицированы более 98 % населенных пунктов государства.

Также существенные средства были вложены в транспортную инфраструктуру Азербайджана — около 13 % общего объема кредитных средств, что позволило существенно видоизменить дорожную карту страны. Были введены в эксплуатацию новые дороги, отремонтированы старые дорожные пути. А зарубежный опыт, полученный в рамках реализации данных программ, позволил в дальнейшем реализовать программу по совершенствованию транспортной системы страны в рамках получения сверхприбылей от экспортной деятельности.

Третье место с показателем 9 % занимает сельское хозяйство. Данная отрасль во времена СССР практически не развивалась в стране, однако во второй половине 1990-х гг. иностранные программы по мелиорации и совершенствованию водных ресурсов позволили государству

существенно продвинуться в данном вопросе, и на сегодняшний день Азербайджан в рамках наличествующих аграрных ресурсов имеет существенное преимущество перед соседями по региону.

Также были осуществлены определенные вливания (на уровне 4 % общей массы) в химическую отрасль страны. Основные направления — нефтехимия и химические удобрения.

Существенные средства были направлены на социальную сферу и восстановление освобожденных от оккупации территорий, в совокупности это составило более 17 %.

Наряду с этим необходимо отметить, что ведущая отрасль государства — добыча полезных ископаемых — в общей структуре иностранных кредитов занимает незначительный объем — 1 %. Это свидетельствует, с одной стороны, о нежелании властей страны реализовывать совместные с нерезидентами проекты в данной отрасли, а с другой — о мощи и автономности данной сферы народного хозяйства.

Как итог вышеприведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Экономика Азербайджана в начале 1990-х гг. находилась в состоянии общего упадка вследствие утраченных экономических связей с республиками бывшего СССР, а также временного отсутствия новых рынков сбыта. Наряду с этим в 1995 г. стартовала программа Международного валютного фонда по реформированию экономики Азербайджана.

Вследствие данных проектов финансирования уже в 1996 г. начался постепенный прирост темпов ВВП, который продлился более 20 лет и даже в рамках кризисов 2009 и 2013 гг. ВВП Азербайджана демонстрировал неуклонный рост.

2. Наряду с Международным валютным фондом Правительство Азербайджана сотрудничает с такими международными финансовыми организациями, как Европейский банк реконструкции и развития, KFV (Германия), Японский банк международного сотрудничества, ИБР.

В рамках сотрудничества с данными организациями реализуются проекты в таких сферах, как: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, мелиорация, социальная политика, помощь и восстановление территорий, освобожденных от оккупации.

3. Наряду с этим необходимо отметить, что ведущая отрасль государства — добыча полезных ископаемых — в общей структуре иностранных кредитов занимает незначительный объем — 1 %.

Это свидетельствует, с одной стороны, о нежелании властей страны реализовывать совместные с нерезидентами проекты в данной отрасли, с другой — о мощи и автономности данной сферы народного хозяйства.

4. За недолгий срок своего членства в МВФ Центральный банк Азербайджана реализовал ряд программ при поддержке фонда. В частности, были внесены изменения в проводимую денежно-кредитную политику, а также получены кредиты от МВФ с целью регулирования экономической ситуации в стране. Например, с помощью одного из таких кредитов, а также рекомендованной МВФ денежно-кредитной политики Центральному банку Азербайджана удалось приостановить девальвацию маната 1990-х гг.

5. В общем, говоря об отношениях между нашей страной и МВФ, надо отдать должное фонду в том, что под занавес периода активного сотрудничества с Азербайджаном он неоднократно и четко признавал правильность экономической политики руководства страны, несмотря на все имеющие место и перечисленные выше трения и недовольства.

Экономика Азербайджана на протяжении последних 20 лет успешно развивается. До сегодняшнего дня был реализован ряд региональных проектов, превративших страну в лидера региона.

Список литературы

1. Амирбеков, Ф. Ф. Определение типа экономики Азербайджана [Электронный ресурс] / Ф. Ф. Амир-беков. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/opredelenie-tipa-ekonomiki-azerbaydzhana (дата обращения 30.03.2018).

2. Гаджиев, Ш. Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития / Ш. Г. Гаджиев. — Киев : Експрес-объява, 2000.

3. Герчикова, И. Г. Международные экономические организации / И. Г. Герчикова. — М. : Консалт-банкир, 2001.

4. Гулиев, М. Е. Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана [Электронный ресурс] / М. Е. Гулиев. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-diversifitsirovannoy-politiki-i-ustoychivosti-ekonomiki-azerbaydzhana (дата обращения 30.03.2018).

5. Красавина, Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. Н. Красавина. — М. : Финансы и статистика, 1994. — 592 с.

6. Красавина, Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. Н. Красавина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2005. — 576 с.

7. Международные связи. Государственная власть [Электронный ресурс]. — URL: http://azerbaiyan. az/portal/StatePower/Ministers/ministersCabinet_r.html?ministersCabinet_09 (дата обращения 30.03.2018).

8. Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд на рубеже столетий: российский аспект / Д. В. Смыслов // Деньги и кредит. — 1999. — № 12. — С. 54—67.

9. Концепция Развития «Азербайджан — 2020: взгляд в будущее». Проект [Электронный ресурс]. — URL: https://www.president.az/files/future_ru.pdf (дата обращения 30.03.2018).

10. Круглов, В. В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений : учебник / В. В. Круглов. — М. : ИНФРА-М, 2000.

11. Официальный сайт Центрального банка Азербайджана [Электронный ресурс]. — URL: http://en.cbar. az/lpages/international-relations/cooperation-with-international-organizations/ (дата обращения 30.03.2018).

12. Азербайджан на международной арене [Электронный ресурс] // Управление делами Президента Азербайджанской Республики. Президентская библиотека. — URL: http://files.preslib.az/projects/ republic/ru/azr2_4.pdf (дата обращения 30.03.2018).

13. Шевчук, В. А. Международные финансовые институты. Политика в секторе экономической инфраструктуры / В. А. Шевчук. — М., 2004.

14. Положение Управления международных отношений № 0817040100271700 от 3 апреля 2008 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://vn.taxes.gov.az/rus/haqqinda/esasname/beynelxalq.pdf (дата обращения 30.03.2018).

15. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaiyan [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.stat.gov.az/?lang=en (дата обращения 30.03.2018).

16. World Bank Activities in Azerbaijan // The World Bank Organization. — Washington, 1998.

17. Institutional Building in Azerbaijan // News Release (Washington). — 1995. — no. 96/002ECA.

18. Dünya Banki na§rlari, Dünya Bankinin Orta Asiya va Azarbaycandaki faaliyyatlari // Azarbaycan. — Washington, 1995, Oktyabr.

19. European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report. — London : EBRD, 2001.

20. World Bank activities in Azerbaijan // News Release. — Washington, 2004.

Сведения об авторах

Акбулаев Нурходжа Назирходжаевич — кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и административного управления Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC), Баку, Азербайджан. nurhoca@gmail.com

Ахмадов Туран Алекбер — преподаватель кафедры экономики и административного управления Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC), Баку, Азербайджан. ahmedovturan@gmail.com

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 7 (417). Economic Sciences. Iss. 61. Pp. 74—79.

RELATIONS OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC WITH INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS

N.N. Akbulaev

Azerbaijan State University of Economics (UNEC), Baku, Azerbaijan, nurhoca@gmail.com

T.A. Akhmadov

Azerbaijan State University of Economics (UNEC), Baku, Azerbaijan, ahmedovturan@gmail.com

International financial institutions play an important role in the global economy. After independence, Azerbaijan attaches great importance to cooperation with international financial institutions. As a result of mutual cooperation Azerbaijan has shown great achievements in the dynamic development of the economy. Since the purpose of the international financial institutions is an exchange of information on all kinds of problems between the two countries and, thus, maintaining the balance of the world order. The article presents the results of the analysis of the interaction of international financial organizations and financial institutions of Azerbaijan are carried out. A historical evaluation of this interaction is given. The necessity of such relations between the financial bodies of Azerbaijan and the world financial institutions is assessed.

Keywords: international credit, International Monetary Fund, European Bank for Reconstruction and Development, World Bank.

References

1. Amirbekov F.F. Opredeleniye tipa ekonomiki Azerbaydzhana [Determination of the type of Azerbaijan economy]. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/opredelenie-tipa-ekonomiki-azerbaydzhana, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

2. Gadzhiev Sh.G. Azerbaydzhan na puti k mirovomu soobshchestvu: strategiya vneshneekonomicheskogo razvitiya [Azerbaijan on the way to the world community: the strategy of foreign economic development]. Kiev, Ekspres-ob''yava Publ., 2000. (In Russ.).

3. Gerchikova I.G. Mezhdunarodnye ekonomicheskiye organizatsii [International economic organizations]. Moscow, Konsaltbankir Publ., 2001. (In Russ.).

4. Guliyev M.Ye. Aktual 'nye voprosy diversifitsirovannoy politiki i ustoychivosti ekonomiki Azerbaydzhana [Topical issues of the diversified policy and sustainability of the Azerbaijan economy]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-diversifitsirovannoy-politiki-i-ustoychivosti-ekonomiki-azerbay-dzhana, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

5. Krasavina L.N. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finansovye otnosheniya [International Monetary and Financial Relationships]. Moscow, 1994. 592 p. (In Russ.).

6. Krasavina L.N. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finansovye otnosheniya [International Monetary and Financial Relationships]. Moscow, 2005. 576 p. (In Russ.).

7. Mezhdunarodnye svyazi. Gosudarstvennaya vlast' [International contacts. Public authority]. Available at: http://azerbaiyan.az/portal/StatePower/Ministers/ministersCabinet_r.html?ministersCabinet_09, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

8. Smyslov D.V. Mezhdunarodnyy valyutnyy fond na rubezhe stoletiy: rossiyskiy aspekt [International Monetary Fund at the turn of the century: the Russian aspect]. Den'gi i kredit [Money and Credit], 1999, no. 12, pp. 54—67. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kontseptsiya Razvitiya "Azerbaydzhan-2020: Vzglyad v budushcheye". Proyekt [Development concept "Azerbaijan-2020: looking to the future". Project]. Available at: https://www.president.az/files/future_ru.pdf, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

10. Kruglov V.V. Osnovy mezhdunarodnykh valyutno-finansovykh i kreditnykh otnosheniy [Fundamentals of international monetary, financial and credit relations]. Moscow, INFRA-M Publ., 2000. (In Russ.).

11. Ofitsial'nyy sayt Tsentral'nogo banka Azerbaydzhana [Official website of Azerbaijan Central Bank]. Available at: http://en.cbar.az/lpages/international-relations/cooperation-with-international-organizations/, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

12. Azerbaydzhan na mezhdunarodnoy arene [Azerbaijan in the international arena]. Upravleniye delami Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki. Prezidentskaya Biblioteka [Management of Affairs of the President of the Azerbaijan Republic. Presidential Library]. Available at: http://files.preslib.az/projects/republic/ru/ azr2_4.pdf, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

13. Shevchuk V.A. Mezhdunarodnyye finansovyye instituty [International financing institutions]. Politi-ka v sektore ekonomicheskoy infrastruktury [Policy in the Economic Infrastructure Sector]. Moscow, 2004. (In Russ.).

14. Polozheniye Upravleniya mezhdunarodnykh otnosheniy № 0817040100271700 ot 3 aprelya 2008 g. [Regulations of the international relations Department no. 0817040100271700 of April 3, 2008]. Available at: http://vn.taxes.gov.az/rus/haqqinda/esasname/beynelxalq.pdf, accessed 30.03.2018. (In Russ.).

15. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Available at: https://www.stat.gov. az/?lang=en, accessed 30.03.2018.

16. World Bank Activities in Azerbaijan. The World Bank Organization. Washington, 1998.

17. Institutional Building in Azerbaijan. News Release (Washington), 1995, no. 96/002ECA.

18. Dunya Banki na§rlari, Dunya Bankinin Orta Asiya va Azarbaycandaki faaliyyatlari [World Bank, world Bank publications, in Central Asia and Azerbaijan, activities]. Azsrbaycan [Azerbaijan]. Washington, 1995, October. (In Azerbaijani).

19. European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report. London, EBRD Publ., 2001.

20. World Bank activities in Azerbaijan. News Release. Washington, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.