20. Башнянин Г.1. Ефективнiсть каmталiзацil i лiбералi-зацп економiчних систем в умовах ринково! трансакцп: мето-долопчш проблеми метрологiчного аналiзу / Г.1. Башнянин, Ю.1. Туринський. - Львiв: Вид-во ЛКА, 2008. - 480 с.
21. Борискин В.В. Повышение капитализации как механизм управления инфраструктурой промышленного предприятия / В.В. Борискин // Сборник науч.тр. НГТУ. - 2006. -№4(46). - С.113-118.
22. Малова Т.А. Капитализация российских активов: факторы, приоритеты / Т.А. Малова // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - №3. - С.141-147.
Представлена в редакцию 26.11.2014 г.
К.В. Чередниченко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО
СЕКТОРА
В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все большее внимание. Это объясняется происходящими экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Кризисные явления и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социальную сферу. Доля финансирования отраслей социальной сферы государством снижается, отличается нестабильностью и отстает от развитых стран, ликвидированы налоговые льготы. Особенно это проявляется в отрасли культуры - ее доля в общих расходах госбюджета в настоящее время составляет не более 0,5 % [1].
© К.В. Чередниченко, 2014
Экономическое реформирование отрасли стимулировало развитие рыночных отношений, сопровождающееся внедрением новых технологий производства и распределения культурных продуктов, формирования механизмов партнерства организаций культуры с государственными органами власти и бизнес-сектором.
Рыночная ситуация требует изменения методологических основ исследования экономического развития организаций социально-культурного сектора (СКС), поскольку существующие подходы не отражают особенностей условий и современного состояния экономики отрасли. Не учитывается дифференциация культурных продуктов, развитие новых форм сотрудничества, объективный процесс фрагментации отрасли.
Таким образом, актуальность настоящего исследования вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, организационных и социальных задач в процессе формирования системы управления социально-культурным сектором, как формирование моделей трехстороннего партнерства, научное обоснование государственной культурной политики, определяющей результативность преобразований в жизни общества, сущность и действенность социально-экономического регулирования, формирование рационального механизма управления объектами культуры на базе развития их предпринимательской деятельности.
Целью статьи является исследование моделей взаимодействия власти, бизнеса и общества при решении поблеем социально-культурного сектора Украины.
Выработка методологических подходов к исследованию и разработке стратегий взаимоотношений позволяет провести прикладные исследования для организаций социально-культурного сектора. Одной из проблем исследования моделей партнерских взаимоотношений организаций культуры является определение особенностей отношений и их развитие.
Для бизнес-организаций обеспечение удовлетворенности покупателей является главной целью маркетинга. Все партнерские отношения формируются для реализации этой цели. Особенность экономики организаций культуры, заключающаяся в сохранении бюджетного финансирования, обусловила
и особенность целей формирования отношений - сохранение бюджетных источников финансирования и поиск внебюджетных.
Для социально-культурного сектора приоритетными являются источники финансирования. Соответственно основной тип отношений - не взаимодействие с потребителями и организационные взаимодействия, а партнерство типа "организации культуры - инвесторы" для решения собственных целей финансирования.
Уменьшающаяся динамика доли финансирования региональных организаций социально-культурного сектора в общих расходах бюджета позволяет сделать вывод, что практика фандрайзинга, как поиска внебюджетных источников средств с целью необходимости привлечения дополнительных ресурсов, в настоящее время играет определяющую роль. Такие отношения строятся на долгосрочной основе, по технологии "инвесторы - организации культуры".
Новые экономические условия развития организаций СКС обусловили дифференциацию взаимоотношений и развитие новых подходов - от однонаправленных отношений к взаимоотношениям типа "выигрыш-выигрыш" на основе обмена ценностями (см. рисунок) [2].
Организации социально-культурного _сектора_
Потребители
Ориентированный на потребителей подход
Организации социально-культурного сектора
Конкуренты
Ориентированный на рынок подход
Организации социально-культурного сектора
Ф
Инвесторы
Потребители
Потребители
Ориентированный на инвесторов подход
Рисунок. Подходы к построению отношений организациями СКС
В данном случае направления маркетинга взаимоотношений для реализации стратегии устойчивого развития - создание устойчивых конкурентных преимуществ, для стратегии выживания - создание и сохранение устойчивых инвестиций. В обоих случаях рассматриваются два стратегических направления:
формирование совокупности ключевых партнеров, с которыми организация СКС будет работать, или портфель отношений;
формирование портфеля взаимодействий.
Для определения сущности партнерских отношений в современных экономических условиях предлагается ресурсная концепция стратегического управления. В рамках этой концепции партнерские взаимоотношения рассматриваются как стратегические активы организаций. Ресурсная концепция стратегического управления изменила взгляд на сущность обмена взаимоотношениями, которую стали рассматривать как способность и готовность партнеров инвестировать в совместную деятельность. Определение видов инвестиций в рамках партнерских взаимоотношений, называемых "специфическими инвестициями", является важной методологической проблемой формирования стратегии взаимоотношений.
В теории маркетинга взаимоотношений отсутствует единый подход к структурированию специфических инвестиций. Одни авторы к специфическим инвестициям относят материальные и нематериальные активы, другие - физические объекты, третьи - знания [1, 2, 6].
Стратегические направления обусловили необходимость формулирования стратегических задач маркетинга взаимоотношений для организаций культуры.
В рамках формирования портфеля ключевых партнеров:
определение видов потенциальных партнеров, имеющих возможность инвестировать в организации культуры, и формирование портфеля потенциальных партнеров;
формирование банка ключевых партнеров, имеющих возможность и желание инвестировать в организации культуры.
В рамках формирования портфеля взаимодействий:
сформировать банк необходимых для развития специфических инвестиций;
сформировать пакет взаимовыгодных предложений для партнеров.
Для решения прикладных проблем выбора стратегических направлений при формировании стратегий маркетинга взаимоотношений необходимо провести классификацию отношений для организаций культуры в новых экономических условиях. Отношения классифицированы на два типа: в зависимости от мотивов - на деловые и благотворительные, в зависимости от получаемой выгоды - на коммерческие и безвозмездные. Выявленные виды отношений организаций СКС классифицированы по двум типам: деловые и благотворительные.
Данная классификация позволяет провести систематизацию потенциальных партнеров организаций СКС по типам взаимоотношений и предложить модель портфеля потенциальных партнеров организаций культуры (табл. 1).
Обе стороны, вовлеченные во взаимоотношения, делают инвестиции в их развитие и поддержание. Поэтому определение видов специфических инвестиций в рамках партнерских взаимоотношений является важной методической проблемой формирования стратегии взаимоотношений.
На основе предложенного методического подхода с помощью матричного метода можно разработать адаптированный к организациям культуры портфель ключевых партнеров (табл. 2).
Данный анализ позволяет определить состав специфических инвестиций организаций культуры в форме следующих ресурсов: финансовые; материальные; трудовые; интеллектуальные; информационные; административные.
Портфель потенциальных партнеров организаций культуры
Группы Типы партнерства
Рыночное Ресурсное
партнеров Потребители
Конечные Индивиды, семьи, группы потребителей Группы потребителей
Корпоративные Работники Бизнес-организации
Институциона- Образовательные учрежде- Образовательные
льные ния, общественные организации учреждения, общественные организации
Покупатели
Государствен- Муниципальные органы Муниципальные
ные власти, органы внутренних органы власти
структуры дел, региональные военкоматы
Корпоративные Бизнес-организации Бизнес-организации
Посредники
Каналы Бизнес-организации в сфере Бизнес-
распределения досуга и развлечения, организации в
туризма, организации куль- сфере досуга и
туры развлечения, туризма, организации культуры
Каналы СМИ СМИ
продвижения
Конкурент ы
Рыночные Организации социально-культурной сферы, досуго-во-развлекательные, СМИ
Ресурсные Организации: СКС, в сфере досуга и развлечения, ЖКХ
Источник: составлено на основании работ [4,7].
Портфель ключевых партнеров организаций культуры
Типы взаимоотношений Партнеры
Деловые коммерческие
Транзакционные Покупатели: местные органы власти; образовательные учреждения; крупные и средние компании Потребители: конечные потребители; работники компаний Каналы распределения: туристические компании; организации культуры; организации досуга; физкультурно-оздоровительные организации Каналы продвижения: СМИ
Проектные Бизнес-организации; организации инфраструктуры рынка культурных услуг
Спонсорство Крупные компании
Членские взносы Клубы потребителей; профессиональные ассоциации
Деловые безвозмездные
Фандрайзинг Государственные и региональные структуры
Гранты Крупные компании, фонды, государственные структуры
Патронаж Крупные компании, государственные и общественные деятели, международные ассоциации
Волонтерство Конечные потребители
Благотворительные безвозмездные
Пожертвования Конечные потребители; население; общественные организации
Меценатство Бизнесмены; государственные и общественные деятели; общественные организации
Источник: составлено на основании работ [4,5,6].
В рамках реализации второй стратегической задачи -формирования портфеля взаимодействий - необходимо на основе банка необходимых для развития организаций культуры специфических инвестиций сформировать предложения для каждого из партнеров.
Эмпирические исследования портфеля взаимодействий направлены на определение типов взаимоотношений и видов инвестиций. Их результатом должны быть модели, позволяющие совместить эти задачи. На основе проведенных исследований может быть предложена модель портфеля взаимодействий организаций культуры по структуре партнерства и специфическим инвестициям (табл. 3).
Портфель взаимодействий организаций культуры по структуре партнерства и специфическим инвестициям
Типы взаимоотношений Виды инвестиций
Взаимоотношения с конечными, институциональными и корпоративными потребителями интеллектуальные, финансовые, материальные, трудовые
Взаимоотношения с бизнесом материальные, финансовые
Стратегические альянсы с отраслевыми конкурентами и конкурентами на рынке досуговых услуг материальные, финансовые
Взаимоотношения с общественными организациями финансовые, информационные
Взаимоотношения с государственными структурами финансовые, административные ресурсы
Взаимоотношения с заинтересованными сторонами информационные, трудовые
Источник: составлено на основании работ [4, 6, 7].
Анализ экономики отрасли культуры как социально-экономической системы в условиях новой экономики показал ее особенность, заключающуюся в следующем: для организаций СКС характерна не только ограниченность ресурсов, но и ограниченность потребностей потребителей, что обусловливает применение концепции мериторных благ и государственного регулирования в форме культурной политики и финансовой поддержки на только государственных, но и частных производителей культурных продуктов [1];
характерна низкая распределительная эффективность, заключающаяся в том, что при распределении потребителями ограниченных ресурсов на услуги социально-культурной сферы они делают ценностный выбор в пользу образования и здравоохранения, о чем свидетельствует низкая доля культурных услуг в общем объеме платных услуг в отраслях СКС. Эти факторы снижают уровень спроса на культурные продукты и делают необходимым государственное регулирование в форме культурной политики и финансовой поддержки;
культурные блага в основной своей массе являются частными благами, производимыми в частном и государственном секторе в силу наличия внешних социальных эффектов. Потребители культурных продуктов дифференцированы и систематизированы на пользователей и покупателей в форме государства и бизнеса.
Социально-культурный сектор переживает современный этап реформирования, который заключается в: децентрализации и либерализации отрасли, обусловивших процессы разгосударствления организаций СКС, включающих передачу прав регулирования и ответственности за финансирование на местные уровни; изменении полномочий и ответственности местных органов власти по формированию региональной и осуществлению государственной культурной политики через формирование муниципальных заказов, собственности и финансирования организаций культуры, рациональное формирование структуры сети организаций культуры; реструктуризации финансирования с передачей большей ответственности на региональные и местные бюджеты; трансформации культуры в до-суговую сферу; структурных изменениях в отрасли, заключающихся в развитии новых видов производителей культурных продуктов; трансформации статуса организаций культуры из пассивных получателей бюджетных средств в основное звено хозяйствования отрасли культуры; изменении концепции управления организациями культуры от затратного к управлению по результатам.
В условиях конкуренции на развивающихся рынках культурных услуг для обеспечения конкурентоспособности и развития организаций СКС основное значение отводится инструментам построения стратегических моделей партнерских отношений. Механизмы координации в новых экономических условиях проявились в двух видах - в изменении организационных форм предприятий, в форме управления взаимоотношениями и маркетинга взаимоотношений.
Литература
1. Абанкина Т.В. Государственно-частное партнерство в сфере культуры как ресурс устойчивого регионального развития / Т.В. Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - №2. - C. 2-20.
2. Бутова Т.Г. Маркетинговые технологии в сфере культурных услуг / Т.Г. Бутова: моногр. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2004. - 378 с.
3. Главное управление статистики в Донецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donetskstat.gov.ua.
4. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике / А.И. Дымникова. - СПб.: Гос. ун-т экономики и финансов, 2000. - 183 с.
5. Жираткова А.П. Формирование системы маркетинга организаций культуры / А.П. Жираткова // Вестник КрасГУ. -2006. - № 8. - C. 2-20.
6. Институт культурной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru.
7. Социальное партнерство. Институт экономики города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.urbaneconomics .ru.
Представлена в редакцию 25.11.2014 г.
К.Ю. Егиазарова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДОВЕРИЯ В ПРОЦЕССЕ КООПЕРАЦИИ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Кризисные явления, которые присутствуют в экономической и политической жизни страны, вызывают необходимость выбора направления развития и принятия решений на всех
© К.Ю. Егиазарова, 2014