Научная статья на тему 'Экономические методы управления в образовательных учреждениях'

Экономические методы управления в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические методы управления в образовательных учреждениях»

И. А. Арыкова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Стабильное финансовое обеспечение является одной из основных проблем деятельности образовательных учреждений. В современных социально-экономических условиях развитие государственного вуза во многом зависит от того, в какой мере он вписывается в реальные рыночные отношения.

Бюджет - обязательный элемент экономического метода управления организацией нами рассматривается как форма образования и расходования денежных средств образовательного учреждения, закрепленная внутривузовскими нормативными документами.

Основными принципами построения бюджетной системы вуза являются:

- методическое единство внутренних финансовых систем;

- полнота учета доходов и расходов;

- гласность;

- распределение бюджетных полномочий по уровням руководства.

Алтайский государственный аграрный университет одним из первых в системе высшего сельскохозяйственного образо-

60000

50000

40000

30000

20000

10000 !

вания в 1988 году был включен в эксперимент по подготовке специалистов на договорной основе в рамках реализации Постановления Совмина СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве».

Ученым советом АГАУ была поставлена цель перехода от одноканального финансирования из федерального бюджета к многоканальному финансированию.

Источниками формироваїпія доходной части бюджета университета в настоящее время являются:

- средства федерального бюджета (финансирование образовательного процесса, финансирование капитальных вложений и др.);

- средства краевого и местного бюджета (финансирование целевой подготовки специалистов, целевых научных программ, именные стипендии и др.);

- внебюджетные средства (плата за образовательные услуги, хоздоговорную научно-исследовательскую работу и др.

■ дополнительные источники бюджетного финансирования (аренда)

В краевой бюджет

■ средства по хоз. договорной научно-исследовательской работе

В внебюджетная деятельность АГАУ

0 федеральный бюджет

1999 2000 2001 2002

Рис. 1. Динамика источников финансирования ФГОУ ВПО АГАУ по годам

и другие виды уставной деятельности, спонсорские взносы).

Нами проанализирована динамика доходной части бюджета университета за последние 5 лет (рис. 1). Особенностью финансового менеджмента Алтайского ГАУ является, на наш взгляд, то, что в течение последних лег он входит в «пятерку» сельскохозяйственных вузов России, доля внебюджетных средств в структуре доходов которых составляет 50 и более процентов.

Основным источником привлечения внебюджетных средств являются образовательные услуги:

- плата за основные образовательные услуги (подготовка специалистов);

- плата за повышение квалификации и другие виды дополнительного образования;

- плата за довузовские образовательные услуги;

- плата за различные курсы.

образовательные услуги 93,7%

,с -•

прочие

0,1%

благотворительные взносы

0.7%

доходы по векселям

0.5%

оплата за общежитие 3,3%

платные услуги подразделений 0,7% взносы жильцов на долевое участие а строительстве жилья 0.4%

возвращение коммунальных услуг арендаторами

0.6%

Рис. 2. Поступление средств в ФГОУ ВПО АГАУ из внебюджетных источников за 2002 год

заработная плата с начислениями

54,0%

стипендия и пособия 16,5%

коммунальные

услуги

17.6%

капитальное

строительство

5,2%

текущие расходы 3,4%

капитальный ремонт 2,1%

приобретение

оборудования

1,2%

Рис. 3. Структура расходов средств из федерального бюджета в 2002 году

Структура внебюджетных источников дохода вуза за 2002 год приведена на рисунке 2.

/

Рациональное использование средств, на наш взгляд, не менее важно в повышении эффективности работы вуза, чем привлечение. Использование бюджетных средств определено лимитом бюджетных ассигнований, доведенным Министерством сельского хозяйства России. В последние два года, наряду с финансированием заработной платы, стипендий, коммунальных платежей, из бюджета выделяются и средства на капитальный ремонт, приобретение оборудования, прочие расходы (рис. 3).

Важнейшим принципом финансового менеджмента образовательного учреждения является то, что направления использования внебюджетных средств на год и структура доходов определяются ученым советом университета. Это говорит о высокой степени коллегиальности в принятии экономических решений в вузе.

Все внебюджетные средства централизуются, то есть поступают на один счет, а вклад каждого подразделения определяется посредством субсчетов. Распорядителем всех средств является ректорат, что позволяет, на наш взгляд, концентрировать ресурсы на решении наиболее важных задач. Таким образом, достигается оптимальная степень централизации в управлении финансовыми ресурсами.

Основными направлениями расходования внебюджетных средств являются:

1. Выплата заработной платы с начислениями (основной, надбавки и дополнительная оплата; стимулирующие выплаты).

2. Обеспечение организации учебного процесса:

- приобретение оборудования, инвентаря, расходных материалов;

- приобретение литературы и периодических изданий;

- командировки и повышение квалификации преподавателей;

- прочие учебные расходы.

3. Организация научно-исследователь-ской работы:

- заработная плата сотрудников, занятых научно-исследовательской работой;

- приобретение оборудования, инвентаря для выполнения научных работ;

- командировки;

- обеспечение материальной базы для выполнения исследований аспирантами.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности университета:

- капитальный и текущий ремонт;

- текущее содержание учебных корпусов, лабораторий, общежитий;

- коммунальные платежи;

У 7

- содержание автотранспорта.

5. Капитальное строительство.

6. Организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы среди сотрудников и студентов.

Структура расходов внебюджетных средств за 2002 год представлена на рисунке 4.

Разработанная в АГАУ при участии автора статьи система бюджетирования предполагает назначение распорядителя средств по каждому направлению их расходования:

- ректор университета - заработная плата с начислениями;

* первый проректор - обеспечение учебного процесса;

- проректор по НИР - научно-исследовательская работа;

- проректор по МТО - материально-техническое обеспечение.

Лимит финансирования устанавливается по интервалам времени (месяц, квартал, год) по направлениям использования с разбивкой по статьям расходов. Уведомление о лимитах финансирования доводится распоряжением ректора. Это позволяет на каждый данный момент времени строго отслеживать финансовое состояние университета.

Система финансового менеджмента АГАУ предполагает- документационное обеспечение управления доходами и расходами бюджетных и внебюджетных средств. В университете разработаны и утверждены ученым советом:

- положение об оплате труда и выплаты социального характера;

расходы на оздоровительную и культурно-массовую работу 0,7%

расходы на организацию НИР 3,0%

расходы на капитальное строительство 8,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расходы на материально-техническое обеспечение 19,1%

Рис. 4. Структура расходов внебюджетных средств за 2002 год

расходы на коммунальные услуги 0,8%

расходы по обеспечению учебного процесса 19.1%

заработная плата с начислениями 42,1%

стипендии и пособия 0,3%

- положение о предпринимательской деятельности подразделений;

- положение об управлении средствами, полученными от внебюджетной деятельности и др.

Некоторые виды доходов, зависящие целиком от предприимчивости факультетов, кафедр и других подразделений, используются по их усмотрению, что повышает экономическую заинтересованность в эффективной деятельности. Стратегия вуза в привлечении средств, а также их расходовании обсуждается на ученом совете университета и доводится

до всех сотрудников. Ректор ежегодно представляет совету отчет о финансовой деятельности вуза.

Развитие системы экономических методов управления в образовательных учреждениях выступает, на наш взгляд, актуальным требованием сегодняшнего дня, так как образовательное учреждение является, с одной стороны, полноправным участником рынка образовательных услуг

и, с другой стороны, государственным учреждением, которое должно обеспечивать высокую эффективность использования бюджетных средств.

А. А. Фанненштилъ, М.Л. Акишина

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Неизбежным следствием структурных изменений в экономике Алтайского края, снижения объёмов производства продукции и оказания услуг является падение спроса на региональном рынке труда, т. е. сокращение рабочих мест, и, соответственно, высвобождение работников из предприятий практически всех секторов экономики. Особенно остро проблема занятости стоит в сельской местности, которая характеризуется узостью сфер

приложения труда и низкой мобильностью населения.

Основной экономической сферой приложения труда сельского населения является сельское хозяйство. Несмотря на то, что численность лиц, считающихся трудовыми ресурсами, но не запятых в аграрном секторе экономики края, за последнее десятилетие выросла в 12 раз, многие сельскохозяйственные предприятия одновременно испытывают недо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.