пути инноваций
экономические механизмы инновационного развития
промышленности региона
_Аннотация
Представлен анализ экономических механизмов стимулирования структурных сдвигов в промышленности региона и порождаемых ими эффектов.
Ключевые слова: экономический механизм, инвестиции, инновации, структурный сдвиг, межбюджетные трансферты, государственный заказ, инфраструктура, производство
Инновационное развитие промышленности сегодня рассматривается в качестве «локомотива» региональной экономики. Если сравнить показатели инновационной продукции субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), то Хабаровский край обладает сложившейся инновационной инфраструктурой, значительным инновационным потенциалом реального сектора экономики. В ДФО удельный вес Хабаровского края в продукции машиностроения составляет 80%, почти 100% в нефтепереработке и черной металлургии, 56% - в лесной и лесоперерабатывающей промышленности, в транспортных услугах - 26%.
В среде растет инфраструктура
Хабаровский край обладает значительным инновационным потенциалом реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено наличием предприятий военно-промышленного комплекса, являющихся носителями высоких технологических укладов и оказывающих влияние на формирование особой инновационной среды [1]. В крае создана инновационная инфраструктура, основными элементами которой являются Агентство по привлечению иностранных
Авербух
Александра
Бернардовна
соискатель, старший преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики
Авербух
Елена Александровна
кандидат экон. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики ауегЬикИ-е1епа@ ramb1er.ru
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
инвестиций (АПИИ) и АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (ДАСИ), тех-ноэкополис «Комсомольск-Амурск-Солнечный» (оборонное машиностроение, тяжелая индустрия, отрасли, ориентированные на производство металлопроката, нефтепродуктов, строительных материалов, транспортных средств и др.) [3]. Значительным инновационным потенциалом обладает университетский комплекс края. Основными экономическими механизмами формирования инновационного каркаса в промышленности выступают бюджетные инвестиции из федерального бюджета (субсидирование) и внебюджетных фондов (ФЦП, ФАИП, ВЦП), бюджетные инвестиции из бюджетов субъектов РФ, бюджетные гарантии, госзаказ, гранты, целевой кредит, налоговое стимулирование и др. Для проведения оценки экономических возможностей используем данные Крайстата (табл. 1). Проанализируем соотношение показателей структуры основных фондов и трудовых ресурсов в крае с аналогичными показателями в России (табл. 2). Согласно матрично-структурному методу, результаты расчетов (табл. 1) можно использовать в качестве критериев определения положения субъекта РФ в соответствии с матрицей экономических возможностей [2].
Таблица 1
Данные для оценки экономических возможностей промышленности, строительства и транспортной системы региона (%)
Критерий Занятые Основные фонды
Уровень статистической выборки Среднероссийский По Хабаровскому краю Среднероссийский По Хабаровскому краю
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 10 6,5 3,1 2
Добыча полезных ископаемых 1,5 1,7 9,5 2,1
Обрабатывающие производства 15,4 11,2 8,5 10,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,8 3,2 7 8,3
Строительство 7,8 8,3 1,7 1,7
Транспорт и связь 8 10,1 28,2 44,5
Примечание: В таблице использованы данные Территориального органа Федеральной службы статистики по Хабаровскому краю [5, 6].
Хабаровский
край обладает
сложившейся
инновационной
значительным
инновационным
потенциалом
реального сектора
экономики
Таблица 2
Соотношение показателей структуры основных фондов и трудовых ресурсов в крае с аналогичными показателями в России (% и доли)
№ п/п Вид экономической деятельности Распределение среднегодовой численности занятых Распределение структуры основных фондов
РФ Хаб. край Соотношение Положение ВЭД в матрице РФ Хаб. край Соотношение Положение ВЭД в матрице
1 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 10 6,5 1,54 >1 3,1 2 1,55 >1
2 добыча полезных ископаемых 1,5 1,7 0,88 <1 9,5 2,1 4,52 >1
3 обрабатывающие производства 15,4 11,2 1,38 >1 8,5 10,2 0,83 <1
4 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,8 3,2 0,88 <1 7 8,3 0,84 <1
5 строительство 7,8 8,3 0,94 <1 1,7 1,7 1 =1
6 оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых приборов и предметов личного пользования 17,8 20,8 0,86 <1 3,1 1,8 1,72 >1
7 транспорт и связь 8 10,1 0,79 <1 28,2 44,5 0,63 <1
Примечание: В таблице использованы данные Территориального органа Федеральной службы статистики по Хабаровскому краю [5, 6]. _
Возможности по видам
В первом квадранте матрицы оказались обрабатывающие производства. Данный вид экономической деятельности (ВЭД) в Хабаровском крае по доле занятых опережает среднероссийский уровень в совокупном производстве и имеет более низкую долю занятых в производстве, что позволяет предположить интенсивный тип его развития. Инвестиционный механизм является эффективным
результаты расчетов можно использовать в качестве критериев определения положения субъекта РФ в соответствии с матрицей экономических возможностей
_необходим рост
_государственных
и частных венчурных инвестиций в НИОКР
_на основе ГЧП
_и поэтапной
_инициации
_заимствования
_нововведений
Таблица 3
Матрица экономических возможностей региона
Отношение доли основных фондов ВЭД в среднем по РФ к доле основных фондов в ВЭД в субъекте РФ Соотношение среднероссийской доли занятых в данном ВЭДе с долей занятых в ВЭДе в субъекте РФ
Высокий (>1) Низкий(<1)
Низкий 1 (<1) 3 4, 5, 7
Высокий (>1) 1 2, 5, 6
за счет использования инновационных методов привлечения инвестиций, инструментов конечного финансирования и государственного софинанси-рования региональных проектов, поддержки собственных инноваций и продуктового экспорта. Во втором квадранте находятся ВЭДы, в которых доля занятости и доля основных фондов выше среднероссийского показателя (1). Инвестиционная политика региональных властей, проводимая в данных видах экономической деятельности достаточно эффективна за счет развития деревообрабатывающей промышленности и рыбоводства на основе ГЧП.
т О а
га
т ю
0 > I- а
* х ■о ^
1 5 I
О -А
* I
0 >
1 *
5 «О
5 га
г а
01
,0
ю
О
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
у= -42.732х + 3082 № = 0.045
♦ Объем инновационных товаров (работ. услуг). млн. руб.
0
20
40
60
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц
Рис. 1. Зависимость объема инновационных товаров от числа организаций
со
о а
2 ю
0 ^
I- И
X I
Н
И
й <3
§ >
1 I-
х о
г а
<и ^ .а ю О
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
у= -0.0794х+ 1865 Р2 = 0.0018
♦ Объем инновационных товаров (работ. услуг). млн. руб.
♦
0
1000
2000
3000
Затраты на технологические инновации. млн. руб.
Рис. 2. Зависимость объема инновационных товаров от затрат на технологические инновации
Третий квадрант содержит ВЭДы, занимающие в структуре основных фондов Хабаровского края меньший удельный вес, чем в среднем по России, и притягивающие к себе также меньшие объемы трудовых ресурсов (4, 5, 7). Чтобы вывести на новый уровень ВЭДы второго и третьего квадрантов, необходим рост государственных и частных венчурных инвестиций в НИОКР на основе ГЧП и поэтапной инициации заимствования нововведений.
В четвертом квадранте сосредоточиваются виды экономической деятельности, доля основных фондов которых в структуре основных фондов субъекта РФ ниже среднероссийских, а доля занятых - выше (2, 5, 6).
Учитывая сырьевую направленность экономики и зависимость бюджетов России и Хабаровского края от сырьевого экспорта, это может быть косвенным свидетельством опережающего развития данных видов экономической деятельности. Необходимо стимулирование внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих НИОКР в отраслях - потребителях продукции производств данного квадранта за счет инструментов фундаментального и прикладного финансирования на основе ГЧП.
слабая связь (менее 1%) наблюдается между объемом инновационных товаров и затратами на технологические инновации, то есть почти отсутствует
на
стимулирование _инноваций
непосредственно
производственных
объектах,
имущественные
комплексы которых
являются объектами
собственности
Новизна определяется затратами
Определим, насколько развитие рынка инновационной продукции в Хабаровском крае может быть управляемым и оценим силу тесноты связи между объемом инновационных товаров и количеством организаций, осуществляющих технологические инновации, и влияние объема затрат на технологические инновации на конечный результат (рис. 1). В крае общая численность организаций, осуществляющих технологические инновации, сократилась, а объем инновационных товаров (работ, услуг) вырос в стоимостном выражении только на 5 %. Это обусловлено количеством организаций, осуществляющих технологические инновации, то есть зависимость слабая. Слабая связь (менее 1%) наблюдается между объемом инновационных товаров и затратами на технологические инновации, то есть почти отсутствует (рис. 2).
ПИ i
Выводы
В целях мобилизации инвестиций в форме инноваций, опирающихся на достижения в области микро-ктроники, информатики, нанотехнологий, биотехнологий и др., в рамках федеральных целевых, адресных и ведомственных инвестиционных про-амм необходимо:
1) использование государством инновационных инструментов, институтов развития, механизмов ГЧП для управления территориальным развитием (агентств, кластерных технологий, технопарков и др.);
2) создание региональных центров НИОКР по типу «Сколково» с использованием механизмов государственного фундаментального, прикладного и конечного финансирования, направленных на развитие рынка НИОКР для замещения технологического импорта;
3) стимулирование инноваций непосредственно на производственных объектах, имущественные комплексы которых являются объектами государственной собственности.
Литература
1. Шахмаев А.С. Анализ инновационной политики развитых стран [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 6 (66).
2. Антонова Н.Е. Экономическое сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке [Текст] / Н.Е. Антонова, А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников и др. [Текст] // Пространственная экономика, 2009, № 3.
3. Инновационная инфраструктура Хабаровского края. [Электронный ресурс] // http://www.innov.27. т^тсШк^т!
4. Инновационный потенциал Хабаровского края [Электронный ресурс] // http://www.innov.27.ru/ potentia1.html.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: Хабаровский край в цифрах [Электронный ресурс] // http://hab8tat.gk8.ru/digita1/region2/defau1t.a8px.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: Дальневосточный Федеральный округ [Электронный ресурс] // http://habstat.gks.ru/federa1/ defau1t.aspx.
Alexandra B. Averbukh
Graduand, Senior Lecturer of the Academic Department of Economics and National Economics Elena A. Averbukh
PhD. in Economics, Associate Professor of the Academic Department of Economics and National Economics Pacific State University, Khabarovsk
Economic Mechanisms of Regional Industry Innovative Development
Abstract
T
he analysis of economic mechanisms of encouraging structural changes in the regional industry and the effects generated by them is presented. Keywords: economic mechanism, investments, innovation, structural change, interbudgetary transfers, government contracts, infrastructure, production