ПАВЛОВ В.Н.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ: ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ОТНОШЕНИЯ, БАЛАНС
Современный этап рыночных преобразований в России сопровождается поиском моделей хозяйствования, которые позволили бы максимально эффективно использовать преимущества рыночных институтов.
За 15 лет наметилось определенное колебание — колебание «маятника реформ» от либеральных идей свободного рынка к идеям усиления и укрепления роли государственных учреждений в регулировании экономикой. «Можно утверждать, что в двадцатом столетии политические взгляды на размер и силу государственного аппарата меняются с трудом и не без столкновения мнений» [6, с. 15]. Решение проблем баланса либеральных рыночных механизмов и государственного регулирования зависит как от национальных условий (социальных и политических), так и от международной внешней обстановки: террористическая атака 11 сентября, эпидемия (а в некоторых государствах Африки — пандемия), ВИЧ инфекции, эпидемия птичьего гриппа ставят задачу пересмотра положения роли государства в решении экономических проблем.
Реформирование экономики прямым образом затрагивает экономические интересы её субъектов: граждан, предприятий, муниципальных и государственных учреждений. Реформы производятся людьми и ради людей. Однако положительные плоды реформирования достаются не всем. Прин-^ цип «будь лицом и уважай других в качестве лиц» [1, с.98] на практике реформаторами не исполни няется. Переход к рынку не означает, что и методы реформирования должны быть рыночными. Глава |\ экономистов ортодоксального свободного рынка Милтон Фридлян после десятилетнего призыва — «приватизация, приватизация, приватизация»- был вынужден признаться: я ошибался, оказалось, что 2соблюдение законности может быть важнее приватизации». Законность реформ основывается на отражении интересов всех субъектов общества, пусть даже в разной степени. Главное, чтобы интересы одних субъектов не подавляли интересов других.
Будучи весьма сложным по своей природе экономическим явлением, экономические интересы могут рассматриваться в самых разных аспектах. Ценность классификации заключается в система-^ тизации знаний об экономическом интересе, без которой не возможно ни дальнейшее развитие, ни " применение этих знаний.
В зависимости от формы собственности, лежащей в основе экономического интереса, выделяются государственные, муниципальные и частные. К числу государственных интересов относятся: - оборона,
СП
л
ь о ш
7
г
1П
о
I—
ф
I—
о
х
>
0
1_
о
х х
Ф
& - государственная безопасность,
< - экология,
0 - закон и порядок,
1_
о - права собственности,
9 - макроэкономическое управление,
§ - налоги,
о - инфраструктура (дороги, воздушный и водный транспорт и т.д.),
о- - и т.д.
| Муниципальные интересы связаны с жизнеобеспечением городов, районов, посёлков и т.д. К
о ним относятся:
ф
ш - транспорт,
5 - освещение улиц,
ф - канализация,
о
х
О
О
водоснабжение,
улицы, скверы, парки, водоёмы, и т.д.
Частные интересы — это интересы отдельных граждан или их объединений (семья, предприятие, организация). Частные интересы обусловлены экономической деятельностью граждан и их объединений и заключаются в получении максимального экономического эффекта от использования имущества и труда. Частные интересы реализуются посредством:
- предпринимательской деятельности,
- извлечения прибыли,
- развития (увеличения) производства товаров и услуг.
Значение такого деления экономических интересов становится понятным если учесть, что государственные интересы должны отражать потребность общества в целом: муниципальные — потребность регионов, городов и посёлков, частные — потребность отдельных граждан в их экономической деятельности.
В зависимости от содержания (целей) экономические интересы разделяются на коммерческие и некоммерческие интересы. Коммерческие интересы выражают стремление субъектов и имеют конечной целью извлечение прибыли и выплаты её в качестве дивидендов субъектам. Некоммерческие интересы, хотя и реализуются осуществлением предпринимательской или иной деятельностью, выражают потребности связанные с жизнеобеспечением людей. Получаемая при этом прибыль требуется для решения именно этих проблем, и она нераспределяется между субъектами для личного потребления.
Экономические интересы можно классифицировать по целям и потребностям объединения людей: объединения их для достижения предпринимательских целей (частные интересы) или объединения их для обеспечения жизнедеятельности (публичные интересы), 2
Отличительная особенность частных интересов состоит в том, что их набор и содержание носит субъективный характер. Субъекты-носители частных интересов могут своей волей изменить или отказаться от реализации интересов: прекратить предпринимательскую деятельность, изменить виды о деятельности, пересмотреть распределение прибыли и т.д.
Публичные интересы по своей природе носят объективный характер, они являются следстви- □ ем самого факта существования социального образования: многоквартирного дома, района, посел- О ка, региона, общества.
Любые социальные объединения людей требуют решения общих проблем обеспечения дея-
Ш
тельности. о
Экономические интересы являются главным мотивом и стимулом предпринимательской актив- £
ности граждан и их объединений. Насколько граждане свободны в реализации своих интересов, о
насколько защищены их собственность и права зависят масштабы производства товаров и услуг и в ^
целом — уровень экономического развития общества. х
Свобода предпринимательской деятельности и частная собственность, как основа предприни- о мательской деятельности, являются конституционными правами граждан Российской Федерации.
о
Конституция и Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляют целый ряд правил, обеспе- ф
чивающих экономическую свободу. о
Во -первых, субъекты свободны в вопросе занятия предпринимательством. Никто не может быть о
принужден к занятию предпринимательством. ^
Во-вторых, субъекты самостоятельно для себя решают вопрос какими видами деятельности им 2
заниматься. 2
В-третьих, субъекты свободны в выборе партнёров, в выборе видов договоров и условий дого- о
са
вора. Субъекты самостоятельно определяют с кем им выгодно заключать договор, а с кем нет. Также субъекты могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом. Ус- о ловия договора определяются по усмотрению сторон. ^ Защита собственности является необходимым условием наряду с экономической свободой. ^ Наличие многообразия форм собственности обуславливает проблему приоритетов в реализации ф публичных и частных интересов. Неоспоримые аргументы имеются как у сторонников доминирования публичных интересов, так и у «рыночников», минимизирующих роль государственных ин- ^ ститутов. ® Объекты собственности муниципальных образований составляют его экономическую основу и 2 предназначены в первую очередь для обеспечения жизнедеятельности населения и территории в о
целом. О
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст.12) в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч.1 ст. 130), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132), органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч.2 ст.132), местному самоуправлению гарантируется компенсация ущерба, возникшего в результате принятых решений органами государственной власти в нарушении Конституции федеральных законов (ст.133).
Право собственности на общее имущество муниципальных образований принадлежит всем постоянно проживающим гражданам. На имущество муниципальных образований возникает общая собственность. Каждому, постоянно проживающему (собственнику), принадлежит доля в праве собственности на всё общее имущество. Таким образом, право собственности отдельного гражданина распространяется на всё общее имущество муниципального образования.
Осуществление права собственности населением территории относительно имущества муниципальных образований должно производиться в интересах всего населения, а по некоторым вопросам по взаимному согласию всех постоянно проживающих на территории данного муниципального образования. Данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения муниципального образования, которое, согласно закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ф3, состоит прежде всего в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения.
Полагаем, что прямое волеизъявление обязательно в случаях отчуждения муниципального имущества, которое приносит прямой доход в местный бюджет, Это может происходить в небольших образования на сходах граждан, в городских поселениях могут проводиться референдумы. Для этого в уставе муниципального образования должен быть включён перечень объектов, входящих в состав муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия.
С момента проведения в РФ экономических и политических реформ не стихают дискуссии о равенстве или превосходстве государственного над частным. Закрепленная в конституции правовая норма, устанавливающая равенство всех форм собственности, обусловливает и юридическое равенство государства и других субъектов общества: муниципальных образований, предприятий и граждан. Частная собственность предприятий и граждан в РФ защищена законом в такой же мере, как и государственная и муниципальная.
Однако равенство форм собственности не сопровождается равенством условий, в которых государство и муниципальные образования, с одной стороны, частные предприятия и граждане — с другой, могут реализовать свой интерес от пользования имуществом при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Для государственных и муниципальных предприятий и учреждений всегда существовали и существуют «особые условия» и приоритеты. Это касается специального режима финансирования (дотации, субсидии, льготное кредитование), налогообложения (налоговые кредиты, реструктуризация налоговых платежей, послабление налоговых ставок).
Частные предприятия и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, находятся в значительно менее благоприятных условиях. Во-первых, это — деятельность в условиях жесткой рыночной конкуренции товаров и услуг; во-вторых, обременительные условия приобретения финансовых ресурсов (кредитов) для развития производства. Кредиты выдаются коммерческими банками на кабальных условиях. Помимо высоких процентов (от 20% годовых и выше), для получения кредита в качестве способа обеспечения возвратности суммы кредита и уплаты процентов требуется заключение договора залога имущества. Стоимость заложенного имущества, как правило, в 2 раза и более превышает сумму кредита. В-третьих, сюда следует добавить высокие ставки по налогам и сборам, постоянно растущие тарифы на услуги естественных монополий (транспорт, электроснабжение и т.п.) и цены на углеводородистые энергоносители (нефтепродукты, газ).
Особые условия для государственных и муниципальных предприятий порождает постоянный рост экономических правонарушений: коррупция, расточительство и хищение государственного (муниципального) имущества, мошенничество и т.д.
С другой стороны, интерес частных предприятий — извлечение прибыли, является основным мотивом для правонарушений. Наиболее распространенными экономическими преступлениями стали: уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство и «мертвые души», нарушение правил
охраны окружающей среды, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты таможенных платежей, ложная реклама, монополистическая деятельность и ограничение конкуренции.
Рассмотрим проблему баланса государственных и частных интересов, используя понятие общего интереса, которое применяется в Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Присоединение России к Конвенции, а главное к Протоколу № 1, имеет не только юридическое значение, но и обогащает экономическую теорию и практику прав собственности, расширяет наши представления о собственности, роли государства.
Норма, касающаяся защиты собственника и права государства контролировать использование собственности, содержится в ст. 1 Протокола № 1 Конвенции. Для правильного понимания смысла этой нормы приведем ее текст: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля над использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов, или штрафов».
Из ст. 1 Протокола № 1 Конвенции следует, что, во-первых, защищая право частной собственности, государство не ограничено в своем праве осуществлять контроль за использованием собственности, если это необходимо для общих интересов; во-вторых, надо отметить, что речь идет не о государственных интересах, а об общих интересах, поэтому очень важно правильно сформулировать понятие и содержание общего интереса. Особо актуально понятие общего интереса в сфере экономической деятельности общества: здесь пересекаются интересы государства, предприятий и их учредителей (акционеров, участников). Каждый из названных субъектов преследует свои цели, выполняет свойственные ему функции и защищает свои законные интересы. Вместе они образуют экономическую систему общества.
Главным элементом экономической системы являются предприятия, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность. К основной функции предприятий относится удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. Главная цель деятельности предприятия — извлечение прибыли. Учитывая, что предприятие представляет собой не только имущественный, но и социальный комплекс, к главной цели необходимо отнести и социальные задачи: занятость, заработную плату, обучение, медицинское обслуживание.
Наибольшее распространение в РФ получили предприятия с организационно правовой формой хозяйственного общества: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Для хозяйственных обществ законодательно установлен порядок формирования имущества и специальный правовой режим собственности.
Во-первых, имущество хозяйственного общества формируется в 2 этапа. Вначале оно образуется из вкладов учредителей (акционеров, участников), в дальнейшем имущество увеличивается за счет средств, зарабатываемых предприятием в процессе предпринимательской деятельности, а также из дополнительных вкладов учредителей.
Во-вторых, имущество хозяйственного общества принадлежит ему на праве частной собственности. Это означает наличие у хозяйственного общества полномочий собственника: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с уставной деятельностью.
Как видим, роль учредителей имеет первостепенное значение для деятельности предприятий и в целом для экономической системы общества. Основная функция учредителей — это инвестирование предприятий. Инвестиции необходимы для создания предприятий и для дальнейшего экономического развития. Инвестиции вкладываются как в недвижимость предприятий (здания, сооружения, оборудование), так и в оборотные средства (деньги, материалы и т.д.). Главная цель учредителей — получение экономической выгоды от инвестиций в форме дивидендов.
Таким образом, собственность учредителей (деньги, имущество), передаваемая в виде вкладов хозяйственным обществам, приобретает новое качество — становится средством производства, способствующим выполнению экономической функции предприятия — производства товаров и услуг. А также, что очень важно, вклады приобретают новый правовой статус — являются способом обеспечения исполнения обязательств предприятия по хозяйственным договорам, банковским кредитам, договорам залога и т.д. и средством имущественной ответственности предприятия перед кредиторами.
Для активного инвестирования предприятий и успешной их деятельности недостаточно иметь необходимые ресурсы и обладать предпринимательской способностью. Требуется еще и создание благоприятной экономической и правовой среды. Основная роль в этом отводится государству. Под благоприятной экономической средой понимается развитие базовых межотраслевых секторов экономики: энергетики, транспорта, дорог, связи, внешней торговли, таможни.
Не менее важная роль государства состоит в разработке целевых программ поддержки малого бизнеса, развития кредитно-денежного обращения, финансов и кредита.
Современное законодательство — важнейший фактор инвестиционной активности и предпринимательства. Государство приняло на себя обязанности (функции) по признанию и защите конституционных прав и свобод предпринимателей. К основным из них относятся:
1. Гарантии единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
3. Признание частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности на землю и природные ресурсы.
4. Предоставление права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
5. Признание права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
6. Обеспечение судебной защиты гражданских прав и свобод.
7. Признание свободы договора, означающее возможность свободно выбирать своего партнера и определять условия заключаемого договора. Свобода договора означает, что предприятия самостоятельно решают, с кем и какие договоры заключать, и свободно согласовывают их условия. Это имеет огромное значение для рыночных отношений, открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности.
Государство, принимая на себя ряд обязанностей по экономическому и правовому обеспечению предпринимательской деятельности, рассчитывает на достижение своих «государственных» целей. И главная из них — получение от предприятий требуемых налогов и сборов в установленные законом сроки.
Не претендуя на полноту и точность, которая не требуется для предмета данной статьи, нами описан концептуальный состав функций и целей элементов экономической системы общества: государства, предприятий и инвесторов (учредителей). Теперь мы подошли к главному вопросу — определению общего интереса. Необходимо отметить, что невозможно сформулировать общий интерес, интегрируя интересы государства, предприятий и инвесторов по следующим причинам.
Во-первых, хотя названные субъекты являются элементами одной экономической системы, их интересы по отношению друг к другу, как правило, противоречивы. Интересу предприятия — стабильный рост объемов производства и социального развития коллектива, противостоят интересы государства — увеличение налоговых платежей, а также интересы инвесторов — увеличение суммы выплачиваемых дивидендов.
Особый накал противоречий интересов государства, предприятий и инвесторов имеет место, когда предприятие по инициативе учредителей либо органа управления ликвидируется или реорганизуется, что приводит к ликвидации рабочих мест, и как следствие — росту социального напряжения. Такие мероприятия, безусловно, должны проводится с учетом интересов работников предприятия и согласовываться с местными органами власти.
Во-вторых, общие интересы — это интересы более высокого уровня, интересы экономической системы в целом, и поэтому интересы государства и предприятия, и инвесторов (учредителей) носят подчиненный характер.
На наш взгляд, общие интересы должны формироваться на основе следующих принципов:
1. Общие интересы должны отражать сложившееся на данный момент состояние общества:
- стратегию развития, т.е. отраслевые приоритеты: АПК, оборона, кредитно-денежная система, промышленность и т.д.;
- внешние экономические условия: цены на мировых рынках, политическая обстановка, «векторы» международного сотрудничества (Европа, Азия, СНГ);
- национальные приоритеты: социальные программы, наука, медицина, образование.
2. Общие интересы должны устанавливать принципы взаимных отношений между государством, предприятием, инвесторами по ключевым вопросам:
- налоговые ставки;
- тарифы естественных монополий;
- налоговые платежи;
- объемы инвестиций;
- цены на энергоносители;
- размер заработной платы (прожиточный минимум) и другие социальные гарантии.
3. Общие интересы не должны изменяться в течение согласованного между государством, предприятиями и учредителями сроки.
4. Общие интересы могут формироваться по уровням государственного устройства, т.е. на уровне РФ, субъектов Федерации (республик, областей, краев) и на уровне муниципальных образований (городов, поселков и т.д. ).
Реализация общих интересов может осуществляться на основе общественных экономических договоров. Сторонами такого договора могут быть: от государства — правительство (администрация для субъектов Федерации и муниципалитетов), от предприятий и инвесторов — общественные объединения промышленников и предпринимателей либо торгово-промышленная палата (и их филиалы в субъектах Федерации). Такой договор будет иметь юридическую силу и применяться ^ судами при разрешении споров, если это касается правонарушений общих интересов.
Правовое регулирование общественных экономических договоров будет основываться на при менении общих положений Гражданского Кодекса. Главное из них — свобода договора. Это озна- о чает, что: 7
- во-первых, стороны договора свободны в решении вопроса — заключать или не заключать □
договор;
- во-вторых, стороны свободны в выборе партнера при заключении договора;
- в-третьих, стороны свободны в выборе вида договора, они могут заключить договор как пре-
1П
□ ги
дусмотренный, так и не предусмотренный законом или другими правовыми актами; о - в-четвертых, свобода договора предполагает свободу усмотрения сторон при определении £
условий договора. о
Конкретизация понятия общего интереса является необходимым условием обоснованности ^
применения нормы п. 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека. Именно расширитель- х
ное понимание общего интереса, как интереса экономической системы общества, позволит судам о
принимать объективные и справедливые решения по спорным вопросам. §
В заключение, сформулируем понятие общего интереса. Общий интерес — это интерес эко- ф
номической системы общества, ему подчинены интересы государства, предприятий и инвесторов о
(учредителей); он содержит в себе национальные приоритеты развития общества и устанавливает о
принципы взаимных обязательств государства, предприятия и инвесторов в области производства, науки, инвестиций, налогов, сборов, тарифной, ценовой политики, социального обеспечения, которые (обязательства) не должны изменятся в течение согласованного срока без согласия всех сто- 2
ЛИТЕРАТУРА. о
о.
1. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. ^
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. ^
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенная в Риме 04.11.1950 г.). Про- ф токол № 1 (подписан в Париже 20.03.1952 г.).
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г., № 208-ФЗ (принят Государ- ^ ственной Думой РФ 24.11.1995 г.).
5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 г., №14- 2 ФЗ (принят Государственной Думой РФ 14.01.1998 г.). ^
6. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в 21 веке. М.: Аст, 2006. о