Научная статья на тему 'Экономические интересы и экономический кризис в регионе (на примере Кузбасса)'

Экономические интересы и экономический кризис в регионе (на примере Кузбасса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОЦЕНКА СОГЛАСОВАННОСТИ / РЕГИОН / УГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / КУЗБАССКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ / ECONOMIC INTERESTS / ECONOMIC CRISIS / AN ESTIMATION OF THE COORDINATION / REGION / COAL INDUSTRY / THE KUZBASS FUEL COMPANY / ANALYSIS OF THE RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Юрий Абрамович, Речко Галина Николаевна, Пимонов Александр Григорьевич, Алексеенко Эдуард Владимирович

В статье рассматриваются особенности и закономерности функционирования института согласования интересов бизнеса и власти в Кузбассе в периоды стабильного развития и финансово-экономического кризиса. Впервые даны оценки динамики показателей уровня согласованности интересов бизнеса и власти для отдельного бизнес-субъекта (Кузбасской топливной компании).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фридман Юрий Абрамович, Речко Галина Николаевна, Пимонов Александр Григорьевич, Алексеенко Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic interests and economic crisis in the region (in Kuzbass case)

Specialities and laws of functioning of the institute of co-ordination business interests and power in Kuzbass in time of stable development and financial economic crisis are discussed in this article. For the first time the estimates of dynamic activities of co-ordinating level of individual business-subject are given (The Kuzbass fuel company).

Текст научной работы на тему «Экономические интересы и экономический кризис в регионе (на примере Кузбасса)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.2

Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, А.Г. Пимонов, Э. В. Алексеенко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)

В периоды кризисных ситуаций в экономике становятся востребованными, помимо прочего, новые формы взаимодействия бизнеса и власти при реализации антикризисных мер. Для этого чрезвычайно важно иметь количественные оценки уровня согласованности экономических интересов бизнеса и власти, в частности, на уровне субъекта Федерации. Тем самым появляется возможность оценить влияние института согласования интересов бизнеса и власти на эффективность региональной экономики1.

В предыдущих работах [1-3] авторами предложен методический подход и математический инструментарий для измерения и количественной оценки уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики (региональной власти и бизнес-субъектов как реальных носителей экономических интересов). На этой основе проведены экспериментальные расчеты уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики для Кемеровской области в докризисное десятилетие (1998-2007 гг.), которое, в сущности, является периодом становления и развития Кузбасской модели управления.

В первой части настоящей статьи рассмотрены ключевые моменты (по результатам аналитических расчетов) и выделена общая тенденция для периода 1998-2007 гг. (подробный анализ результатов расчетов изложен в нашей статье [4]).

Вторая часть статьи посвящена исследованию уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики для Кемеровской области в период 2008-2009 годов, с которыми связано начало новейших кризисных явлений в экономике - падение производства, рост проблем в экономике и социальной сфере, реализация региональной антикризисной программы и др. Рассматриваются вопросы адаптации разработанной авторами методики оценки уровня согласованности экономических интересов в регионе для кризисной ситуации, анализируются

1 Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-02-00217а).

результаты экспериментальных расчетов.

Докризисное десятилетие (1998-2007 гг.)

За 10 лет в Кемеровской области были созданы условия для эффективного использования уникальных минерально -сырьевых, производственных и трудовых ресурсов для постоянного роста экономического и социального потенциала. Именно они определяют сегодняшний высокий уровень развития Кузбасса и его достаточно высокие рейтинги среди российских регионов:

• стабильная, с понятными целями и задачами развития региональная власть;

• эффективно функционирующая модель управления регионом, основанная на сочетании эффективной региональной и промышленной политики;

• принятая и поддержанная Правительством РФ «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года»;

• наличие базовых региональных законов по защите инвестиций;

• созданные и функционирующие экономические институты и, в первую очередь, институт собственности;

• высокая платежеспособность региона;

• удовлетворительная и постоянно улучшающаяся криминогенная ситуация;

Как нам представляется, в Кемеровской области в этот период были решены четыре главные задачи, способствующие росту её экономики:

V выбор социально ответственных партнеров в ведущих отраслях экономики региона;

V постоянная работа над улучшением инвестиционного климата в регионе;

V поиск моделей развития, при которых инвестиционный потенциал достаточно быстро конвертируется в социально-экономический потенциал;

V высокий и растущий уровень согласованности экономических интересов бизнеса и власти.

По нашему мнению, именно использование в управлении регионом моделей с растущим уровнем согласованности интересов бизнеса и власти и является одним из главных посылов успешности Кузбасса.

Для оценки эффективности региональной эко-

номической модели нами был разработан оригинальный инструментарий количественной оценки уровня согласованности интересов бизнеса и власти, который подробно рассмотрен в [1]. Ниже рассмотрены лишь его основные аспекты.

Основные методологические и методические положения. Нами выдвинута гипотеза о том, что в случае наличия в регионе экономического ядра (системообразующей отрасли), развитие которого определяет тип региональной экономической модели, включающей такие блоки как «промышленная политика», «региональная политика», «региональная промышленная политика», необходимо и достаточно исследовать уровень согласованности интересов власти и этого экономического ядра.

Для Кемеровской области рабочая гипотеза сформулирована в виде следующего утверждения:

повышение уровня жизни населения в значительной степени обеспечивается ростом эффективности функционирования угольной отрасли регио-

на. Более того, развитие угольной отрасли воздействует на эффективность развития смежных (и не только) отраслей и экономики региона в целом.

Для оценки уровня согласованности экономических интересов «региона» (Кемеровской области) и его «экономического ядра» (угольной промышленности) выбран набор из 17 показателей официальной региональной статистики [3].

Сформулированы признаки «эталонного» взаимодействия «региона» и его «экономического ядра». Методика количественной оценки уровня согласованности экономических интересов основана на сопоставлении эталонного и реального режимов функционирования экономики региона и его экономического ядра в определенный момент времени (в рамках исследуемого периода).

В экспериментальных расчетах использованы временные ряды ежегодной статистической информации за период 1998-2007 гг. Алгоритм расчетов по разработанной нами методике предусматривает использование метода ранговой кор-

Таблица 1. Динамика инвестиций в основной капитал и производительности труда _____________________в Кемеровской области за 2003-2008 гг.____________________

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Инвестиции в основной капитал, млн.руб 28 548 56 525 80 315 91 032 107 587 149 295

% к предыдущему году, в сопоставимых ценах 109 169 124 102 103 108

отношение инвестиций к объему ВРП (в текущих ценах), % 17,31 23,12 27,19 26,98 26,25

Производительность общественного труда % к предыдущему году, в сопоставимых ценах (2002) 105,6 103,5 104,9 106,4 104,7 103,8

ВРП (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 107,0 104,7 106,8 107,2 105,8 102,3 оценка

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 1265,6 1279,8 1302,7 1313,1 1327,3 1308

Производительность труда в промышленности, % к предыдущему году, в сопоставимых ценах (2002) 102,4 106,8 103,8 110,7 102,6 117,9

Индекс промышленного производства (в сопоставимых ценах),% к предыдущему году 107 104 104 107 100,3 98

Среднегодовая численность занятых в промышленности, тыс. чел 418,9 407,9 408,5 394,8 386 320,8

Производительность труда по виду деятельности « добыча топливноэнергетических полезных ископаемых», % к предыдущему году, в сопоставимых ценах (2002) 108,2 104,0 101,3 113,4 106,2 104,2

Индекс производства по виду деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», (в сопоставимых ценах),% к предыдущему году 110 109 104 106 103 98,4

Среднегодовая численность занятых в «добыче топливно-энергетических полезных ископаемых», тыс. чел. 123,7 129,6 133,1 124,4 120,7 114

Источник. Расчеты выполнены авторами на основе официальных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области.

реляции [1].

Проведена серия экспериментальных расчетов, анализ результатов которых свидетельствует о весьма высоком уровне их достоверности.

Некоторые результаты экспериментальных расчетов. За период 1998-2007 гг. интегральная оценка уровня согласованности экономических интересов «Кузбасского региона» и «угольной отрасли Кузбасса» составила 0,284 (диапазон изменения показателя от 0 до +1, и чем выше уровень согласованности интересов, тем ближе его значение к максимуму = 1).

Полученная оценка (0,284) позволяет предположить, что в анализируемый период вклад угольной промышленности в решение главной цели развития Кузбасса был явно недостаточным.

Анализ полученных результатов показал, что в рассматриваемый период в целом не удалось на высоком уровне гармонизировать отношения власти и угольного бизнеса в регионе. Реструктуризация угольной отрасли в Кузбассе была проведена непоследовательно и с большим «социальным и экологическим осадком». Федеральная власть вела себя непоследовательно в отношении господдержки угольной отрасли, налогообложения и распределения доходов от продажи прав собственности на разработку угольных месторождений. У региональной власти практически не было эффективных экономических рычагов влияния на угольный бизнес.

Огромные инвестиции, вкладывавшиеся в регион, в основном тратились на «загрузку» простаивавших производственных мощностей и увеличение сырьевой обеспеченности производства и не вели к адекватному росту эффективности кузбасской экономики (табл. 1, рис. 1).

Приведенные расчёты основных показателей эффективности инвестиционной политики в Кемеровской области убедительно показывают, что при росте инвестиций в основной капитал за последние пять лет более чем в два раза, производительность общественного труда в регионе выросла на 25%.

В угольной промышленности Кузбасса, являющейся центром притяжения инвестиций и относительно наиболее «инвестиционно-

насыщенной отраслью» (2/3 инвестиций в промышленность региона или более 45% всех инвестиций в кузбасскую экономику), масштабные вложения в импортную технику, технологии и организацию так же не привели к существенному росту производительности труда (табл. 1, рис. 1). Причины, в том числе и в том, что в Кузбассе до сих пор не создана важнейшая отрасль - «сервисное обслуживание угольного бизнеса». Ни у одного крупного производителя в Кузбассе нет современной ремонтной базы. Ни производители угля, ни производители оборудования не вкладывают инвестиции в сервисные центры. В результате угольные предприятия вынуждены создавать на

предприятиях оборотные запчасти (к примеру, двигатели для импортных экскаваторов и бульдозеров, гидравлические системы).

Практически отсутствует в регионе и «логистика по доставке запасных частей». Доставка запчастей занимает до 6 месяцев (только на таможенную очистку их уходит не менее недели). В то время как, например, в Канаде запчасти к оборудованию доставляются в течение нескольких часов.

Существующие региональные центры по уровню своего технического оснащения могут ремонтировать только технику 1970-х годов, да и то - на низком уровне.

Вместе с тем внутри рассматриваемого периода отчетливо видна тенденция роста уровня согласованности интересов бизнеса и власти в Кузбассе, и именно это, по нашему мнению, является одним из главных посылов успешности Кузбасса. Модель управления регионом, промышленная и социальная политика властей «вполне устраивала бизнес». Жесткое социальное давление региональных властей сглаживалось благоприятным рыночным фоном в виде растущих цен на продукцию в отраслях специализации, дешевыми кредитными ресурсами, эффективной лоббистской политикой региональных властей, «продвигавших» в федеральном центре интересы регионального бизнеса. За три года с начала реализации в регионе ряда национальных и региональных проектов доля внебюджетного финансирования выросла с 38% (2006 г.) до 50% (январь 2009 г.). Наши расчёты показали, что уровень согласованности интересов бизнеса и власти в регионе в период 2004-2006 гг. достигал 0,545. Этот показатель можно интерпретировать как оценку «мощности» региональной промышленной политики. В её основе лежит высокая эффективность принимавшихся региональной властью в 2004-2006 гг. управленческих решений, приведших, с одной стороны, к росту эффективности функционирования угольной отрасли региона, а с другой, к реализации основной цели развития экономики региона - повышению уровня жизни населения2. С большой степенью вероятности можно утверждать, что однонаправленность экономических интересов региона и его экономического ядра вызвали синергетический эффект в развитии кузбасской экономики.

Важной предпосылкой усиления согласованности экономических интересов выступает стабильное (устойчивое) развитие процессов, происходящих в хозяйственной системе. И угольный бизнес стал «ядром» стабильности региональной экономики и «трамплином» будущих структурных

2 Исследование показало, что в 2004-2006 гг. режим функционирования кузбасской экономики в наибольшей мере был близок к так называемому «эталонному» [4].

реформ.

Кризисная ситуация (2008 -2009 гг.)

Ведущие отрасли специализации кузбасской экономики (угольная и металлургическая) обладают значительным потенциалом роста, который, однако, может быть реализован в полной мере только при благоприятном сочетании трех факторов: конъюнктуры мировых рынков, стабильно растущего потребления внутри страны и высокого уровня согласованности интересов бизнеса и региональной власти.

В последние годы бизнес Кемеровской области активно использовал возможности глобальной экономики: расширял экспорт товаров, «снимая сливки» с роста цен на мировых сырьевых рынках, приобретал зарубежные активы, конкурируя с крупнейшими мировыми мегакорпорациями, при-

корпоративным долгам. Цена акций кузбасских компаний снизилась в разы («Распадская», «Белон», «Кузбассразрезуголь», «СУЭК»), а многие относительно молодые компании испытывают значительные трудности в связи с большими кредитными портфелями (ЗАО ХК «Сибирский Деловой Союз», ОАО «Кузбасская топливная компания»).

Сложившиеся устойчивые негативные ожидания стимулируют эскалацию кризиса финансирования, что в итоге ведет к спаду реального сектора (рис. 2).

Снижение доступности финансирования отразится в первую очередь на торговле, строительстве и durables (товары длительного пользования и недвижимость).

Низкий уровень текущей ликвидности при высокой долговой нагрузке усугубляет влияние

2003 2004 2005 2006 2007 2008

» Инвестиции в основной капитал —■—Производительность общественного труда О Производительность труда в промышленности

— «— Производительность труда в "угольной отрасли"

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал и производительности труда в Кемеровской области за 2003-2008 гг. (сопоставимые цены, 2003 г. = 100%)

Источник. Расчеты авторов на основе официальных данных Кемеровостата.

влекал иностранные инвестиции и использовал заимствования за рубежом (ограниченность внутреннего рынка капитала вынуждала бизнес развиваться за счет внешних займов).

Сегодня мы наблюдаем обратную ситуацию. Иностранные инвесторы «бегут» с российского фондового рынка (сильнейший отток капитала делает неэффективными усилия монетарных властей по поддержке ликвидности банковской системы, что в итоге также сказывается на доступности кредитов), обваливая акции, в том числе и предприятий с кузбасскими активами, а дешевые зарубежные заимствования привели к огромным

низкой доступности финансирования на строительство и торговлю (рис. 3).

В условиях экономического кризиса все региональные институты должны работать в «чрезвычайном режиме». Это имеет прямое отношение и к институту согласования интересов бизнеса и власти. И тем более важно иметь количественную оценку уровня согласованности интересов бизнеса и власти в кризисных условиях.

Для получения таких оценок авторы методики оценки уровня согласованности экономических интересов адаптировали её для кризисных ситуаций:

Дезорганизация рынка МБК и корпоративных долговых обязательств

Ужесточение требований банков из-за переоценки активов

Рост рисков ликвидности

Рост валютных рисков

Сокращение кредитования основной деятельности

Сокращение

кредитования

инвестиционной

деятельности

Неплатежи по кредитам

Спад

реального

сектора

Переход банков к игре против рубля

Формирование устойчивых негативных ожиданий

Рис. 2. Схема возникновения устойчивых негативных ожиданий

1) уточнили сформированный ранее базовый набор показателей официальной региональной статистики, «настроив» его на мониторинг симптомов кризисных явлений в экономике региона;

2) ранжировали показатели по приоритетности роста с учётом критерия оценки уровня согласованности интересов экономических субъектов в регионе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) учитывая достаточно «сжатый» период кризиса, при формировании динамических рядов статистических показателей, определяющих исходную информационную базу расчетов, перешли от ежегодной статистики к ежемесячным отчетным данным.

Уточненный набор показателей для оценки уровня согласованности экономических интересов «региона» (Кемеровской области) и его «экономи-

ческого ядра» (угольной промышленности) с позиций принятого в рамках проводимого исследования критерия этой оценки:

■ отраслевой блок (набор показателей, отражающих эффективность работы угольной отрасли региона) в нашем исследовании представлен четырьмя показателями, ранжированными по приоритетности роста:

(1) финансовые результаты работы угольной отрасли региона (можно говорить об эффективном функционировании отрасли, если опережающими темпами растут её финансовые результаты);

(2) выпуск (отгружено) продукции по угольной отрасли региона в стоимостном выражении (рост финансовых результатов обеспечивается ростом объемов выпускаемой продукции);

(3) среднемесячная заработная плата одного

Рис. 3. Доля собственных средств в активах и коэффициент ликвидности в отраслях экономики РФ Источник: «Эксперт РА» по данным мониторинга предприятий Банком России *-данные на 31.01.2008; **- данные на 31.03.2008

работающего в угольной отрасли региона (рост заработной платы должен опережать рост численности работников, в противном случае можно говорить о снижении уровня производительности труда, непроизводительных потерях рабочего времени и других отрицательных моментах в работе отрасли);

(4) среднесписочная3 численность работающих в угольной отрасли региона.

■ региональный блок (набор показателей, характеризующих экономику региона и уровень жизни населения) «настроен» на отслеживание (выявление) причинно-следственных связей по мере развертывания кризисной ситуации в экономике региона. Для этих целей расширены наборы социальных и финансовых показателей и уточнены показатели ежегодной статистики, не учитываемые в ежемесячной отчетности официальной региональной статистики.

Набор социальных показателей (ранжированный по приоритетности роста):

(1) среднедушевые денежные доходы населения (показатель, характеризующий материальнофинансовый аспект «уровня жизни населения», должен быть, безусловно, первым в социальном блоке).

Востребованные на этапе экспериментальных расчетов показатели объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, которые косвенно определяют сложившуюся структуру расходов и отражают покупательную способность населения, предлагается в контексте исследования кризисных явлений в экономике региона «развернуть» по укрупненным статьям расходов:

(2) покупка товаров и оплата услуг (средства, которые население расходует на покупку товаров и оплату услуг - наиболее емкая и первоочередная статья расходов, называемых «добровольными». Очевидно, что рост благосостояния населения возможен лишь в случае, когда рост доходов опережает рост этих расходов);

(3) оплата обязательных платежей и взносов.

Как известно, после вычета из доходов «добровольных» и «обязательных» расходов у населения остается часть денег на руках. Для региона выгодно, чтобы хотя бы часть этих средств была задействована в экономике, поэтому приоритетность роста следующих ниже трех показателей представляется в виде:

(4) накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах;

(5) прирост количества денег на руках населения;

3 Изменения в методике формирования информационной и эмпирической базы аналитических расчетов (переход от ежегодной статистики к ежемесячным временным рядам отчетных данных) обусловили замену показателей «среднегодовой численности» на «среднесписочную численность работающих».

(6) покупка валюты населением (по сути, это замороженные деньги населения. И их рост должен быть меньше, чем рост накопления сбережений).

Одновременно заметим, что показатель «покупка валюты» объединяет с ниже следующим показателем немаловажное обстоятельство - чем меньше их рост, тем больше оснований говорить о повышении качества жизни населения:

(7) просроченная задолженность по выплате заработной платы (учитывая высокую социальную и политическую значимость этого показателя, он должен, бесспорно, замыкать ряд показателей социального блока).

Набор финансовых показателей содержит разного рода задолженности. Главная антикризисная задача, как известно, - повышать эффективность хозяйствования. Устойчивость компании на рынке определяется в первую очередь спросом на её продукцию, а также долговой нагрузкой. Очевидно, что показатели просроченной задолженности в идеале должны отсутствовать как таковые, но сложившаяся в последнее время ситуация в экономике не позволяет надеяться на это. Увеличение просроченной задолженности, особенно по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, не может способствовать эффективному функционированию экономики и, как следствие, оказывает отрицательное влияние на уровень качества жизни населения.

Ранжирование финансовых показателей по приоритетности их роста представляется следующим:

(1) дебиторская задолженность;

(2) кредиторская задолженность;

(3) просроченная дебиторская задолженность;

(4) просроченная кредиторская задолженность;

(5) просроченная задолженность в бюджеты всех уровней;

(6) просроченная задолженность в государственные внебюджетные фонды.

Сформированный набор из 23 показателей проранжирован по приоритетности их роста, отвечающей принятому в рамках проводимого исследования критерию оценки уровня согласованности интересов экономических субъектов в регионе: «повышение уровня жизни населения в большей степени обеспечивается ростом эффективности функционирования угольной отрасли региона.

На первом месте в ранговом (эталонном) ряде должен стоять показатель доходов населения. Они должны расти быстрее финансовых результатов работы угольной отрасли и промышленности региона, что будет свидетельствовать о повышении качества жизни населения. Так как финансовые результаты определяются объемом выпускаемой продукции (по угольной отрасли, по промышлен-

Таблица 2. Ранжированный (эталонный) порядок движения показателей по критерию оценки

Ранг(порядковый по приоритетности роста) Показатель

1 доходы населения

2 финансовые результаты работы угольной отрасли региона

3 финансовые результаты работы промышленности региона

4 выпуск (отгружено) продукции по угольной отрасли региона в стоимостном выражении

5 общий объем производства (отгружено) продукции по промышленности региона

6 покупка товаров и оплата услуг

7 оплата обязательных платежей и взносов

8 накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах

9 средняя зарплата работающего в угольной отрасли региона

10 средняя зарплата работающего в промышленности региона

11 средняя заработная плата работающего в экономике региона

12 среднесписочная численность работающих в угольной отрасли

13 среднесписочная численность работающих в промышленности

14 среднесписочная численность занятых в экономике региона

15 прирост количества денег на руках

16 покупка валюты населением

17 дебиторская задолженность

18 кредиторская задолженность

19 просроченная дебиторская задолженность

20 просроченная кредиторская задолженность

21 просроченная задолженность в бюджет

22 просроченная задолженность в государств. внебюджетные фонды

23 просроченная задолженность по заработной плате

ности региона), то эти показатели займут следующие в перечне места.

Далее, исходя из принятого критерия, необходимо поставить показатели, отражающие платежеспособность населения: покупка товаров и оплата услуг, оплата обязательных платежей и взносов, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Затем следуют показатели, относящиеся к заработной плате и численности работников. Их место обусловлено тем, что, с одной стороны, результаты работы (угольной отрасли, промышленности, экономики региона в целом) должны расти быстрее, чем рост заработной платы и численности, с другой - уровень жизни населения, его платежеспособность должны расти быстрее численности работающих и их уровня оплаты труда.

Если прирост денег на руках у населения и средства, затрачиваемые населением на покупку валюты, растут медленнее, чем численность занятых в экономике региона, можно утверждать, что в расчете на одного работника происходит снижение количества денег, выведенных из обращения в народном хозяйстве. И это нельзя не признать положительной тенденцией.

С семнадцатого по двадцать второй ранги занимают показатели финансового блока, отражающие различные виды задолженности.

Последний показатель в эталонном ряду имеет ярко выраженную социальную и политическую окраску, его рост крайне нежелателен. Речь идет о просроченной задолженности по выплате заработной платы.

В результате сформирован ранговый ряд

Таблица 3. Оценка согласованности экономических интересов в Кузбассе,

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь а р ю 3 й

0,403 0,285 0,246 0,283 0,125 0,121 0,202 0,441

квартал 2 - 0,317 квартал 3 - 0,234 квартал 4 - 0,241

годовая оценка - 0,247

Рис. 4. Динамика уровня согласованности экономических интересов в Кузбассе (май - ноябрь 2008 г.)

(табл. 2), в соответствии с которым рассчитаны оценки уровня согласованности экономических интересов «региона» и его «экономического ядра» в условиях новейшего экономического кризиса современности (табл. 3, рис. 4).

В табл. 4 показаны фрагменты структуры сформировавшегося в мае-ноябре 2008 г. режима функционирования кузбасской экономики. Уже во втором квартале, как свидетельствуют реальные ранги отдельных ключевых показателей развития региона, структура экономики стала отдаляться от

«эталонной».

Ранг показателя, как известно, отражает его влияние на состояние кузбасской экономики во всей их совокупности.

Май (2008). Достаточно высокая результативность функционирования кузбасской экономики определялась эффективной работой промышленности региона (ранги 2 и 3 по объемам отгруженной продукции и сальдированному финансовому результату), что во многом определялось темпами развития угольной отрасли (ранг 5 по «отгружено

Таблица 4. Характеристики движения основных индикаторов развития Кемеровской области в 2008 г.

Эталон- ный ранг Показатель Реальные ранги

май июнь июль сент окт ноябрь

4 отгружено продукции угольной отрасли 5 СП 2 СП 2 с* Ю

2 финансовые результаты работы угольной отрасли региона 21 14 21 ..

5 объем производства продукции промышленности региона 2 18 20 21 10 22

3 финансовый результат работы промышленности региона (прибыль-убытки) 3 2 2 СП 2

8 накопление населения сбережений во вкладах и ценных бумагах 1 СП 2 0 2 СП 2 8

6 покупка товаров и оплата услуг 4 17 ... 22 2 15

9 средняя заработная плата одного работающего в угольной отрасли 6 12 15 17

10 средняя заработная плата одного работающего в промышленности 7 20 14 16

12 среднесписочная численность работающих в угольной отрасли региона 14 13 8 17 19

20 просроченная кредиторская задолженность 11 16 16 9 9 7

21 просроченная задолженность в бюджет 13 11 14 8 6

22 просроченная задолженность в государственные внебюджетные фонды 16 17 6 4

23 просроченная задолженность по заработной плате 12 19 9 6 3

продукции в стоимостном выражении»).

Росла заработная плата и в угольной отрасли, и в промышленности (ранги 6 и 7).

Рост накопления сбережений населения во вкладах и ценных бумагах превзошел ожидания (ранг 1).

В третьем квартале стали нарастать все виды просроченной задолженности, включая просроченную задолженность по заработной плате - ранги 6 (октябрь) и 3 (ноябрь) при 23 месте в ранжированном (эталонном) перечне.

Стали сокращаться ставки оплаты труда (ранги 16-17 в угольной отрасли и промышленности региона).

Возобновились уже знакомые по кризисам конца 1980-х годов и 1998 г. скупка основных продуктов питания (ранг 2) и «недоверие» вкладчиков к банкам - в номинальном выражении расходы населения Кемеровской области на «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах» снизились только за февраль-август (2008) почти на 40%, в сентябре сократились ещё более чем наполовину, а в октябре-ноябре статистика зафиксировала отрицательные значения этого показателя.

Значительный отток денежных средств с банковских вкладов населения отмечен в октябре 2008 г., на что указывает и реальный ранг этого показателя (в октябре он замыкал ранговый ряд!!!).

В структуре расходов населения «прирост ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личества денег на руках» увеличился до 17% (октябрь), а «покупка валюты населением» превысила 5% (возросла вдвое относительно среднестатистического показателя за последние годы).

Кризис перекинулся в реальный сектор экономики (если в США и Западной Европе для этого потребовалось больше года, то в России - 2 месяца после начала финансового кризиса) - в октябре 2008 г индекс промышленного производства в Кемеровской области (по официальным данным статистики) составил всего лишь 100,8% по сравнению с сентябрем (рост на 0,08%), по угольной отрасли - 93% (сокращение производства на 7%); в ноябре (2008) индекс промышленного производства - уже 86%, а по угольной отрасли - 87%.

Спад в промышленности региона отмечается и по динамике рангов - 18 (июнь), 20 (июль), 21 (сентябрь) и 22 (октябрь) при должном 5 ранге в эталонном перечне. Быстро сокращается и продукция угольной отрасли региона - ранг 23 (октябрь, ноябрь).

Начались увольнения работников, отправка их в неоплачиваемые отпуска - даже не смотря на последний фактор, реальный ранг «среднесписочной численности работников» опустился до 19 места (по угольной отрасли), 18 (промышленность) и 17 (экономика региона).

Рассматривая влияние на уровень согласованности экономических интересов в регионе показателей финансового блока, в который входят дебиторская и кредиторская задолженности, а также

Таблица 5. Темпы роста показателей финансового блока в 2008 году

Показатель (на конец месяца) янв февр март апр май июнь июль авг сент окт нояб дек

Дебиторская задолженность 1,016 0,922 1,181 1,018 1,099 0,923 1,009 1,108 1,131 1,234 0,988 1,038

Кредиторская задолженность 0,888 0,942 1,151 1,003 1,106 1,007 1,005 0,997 1,120 1,192 0,984 1,177

Просроченная дебиторская задолженность 0,938 0,664 1,266 1,037 0,966 0,809 1,213 0,968 1,386 1,411 1,111 0,818

Просроченная кредиторская задолженность 0,908 0,849 1,076 0,989 1,064 0,958 0,954 1,057 1,138 1,271 1,187 1,197

Просроченная задолженность в бюджет 0,532 0,995 1,193 1,049 1,083 1,049 1,052 1,029 1,139 1,179 1,102 1,159

Просроченная задолженность в госуд. внебюджетные фонды 0,337 1,135 1,055 1,059 1,053 1,127 1,099 0,976 1,108 1,292 1,083 1,260

Таблица 6. Оценка согласованности экономических интересов в регионе по финансовому блоку ___________________________________________(2008 г.)__________________________________________

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

- - 0,686 0,023 0,587 0,029 0,587 0,457 0,105 0,137 0,046 0,171

квартал 1 - 0,384 квартал 2 - 0,306 квартал 3 - 0,401 квартал 4 - 0,100

годовая оценка 0,288

показатели просроченной задолженности, можно отметить, что ежемесячные темпы роста показателей задолженности (табл. 5), полученные на сопоставимых данных, с марта 2008 года преимущественно превышают 1,0 (либо практически равны 1,0). В сентябре-октябре все показатели финансового блока больше 1,0 и выделяются в общей массе весьма высокими значениями, что указывает на нарастание к концу третьего - началу четвертого кварталов 2008 года всех видов задолженности в экономике кузбасского региона.

Выполненные нами расчеты по предложенной методике применительно к финансовому блоку (табл. 6) показывают, что уровень согласованности экономических интересов в регионе до сентября месяца оставался достаточно высоким, а затем возникшие финансовые проблемы привели к рассогласованности интересов.

В 4-ом квартале (2008) величина оценки уровня согласованности экономических интересов в регионе по финансовому блоку составила всего лишь 0,1. Это показатель крайне низкой эффективности принимавшихся на тот период управленческих решений (диапазон изменения этого показателя от 0 до +1).

В социальный блок входит группа показателей, в той или иной степени отражающая уровень жизни в регионе: доходы населения, накопление сбережений, оплата обязательных платежей и сборов, оплата товаров и услуг, покупка валюты, прирост количества денег на руках у населения, просроченная задолженность по выплате заработной платы.

Выполненные нами расчеты по предложенной методике применительно к социальному блоку (табл. 7) показывают, что уровень согласованно-

сти экономических интересов в регионе до сентября месяца оставался вполне приемлемым.

В сентябре (2008) происходят значительные изменения в структуре социоэкономической системы региона (табл. 8). Резко возрастает ускорение показателя покупки валюты (ранг 2) при снижении ускорения показателя доходов населения (ранг 5), накопления сбережений во вкладах (ранг 6) и показателя покупки товаров и оплаты услуг (ранг 7). Уровень согласованности интересов падает до 0,089, что является самым низким уровнем в 2008 году. Как следствие, уже в ноябре ускорение показателя просроченной задолженности по выплате заработной платы становится почти максимальным (ранг 2). Годовая оценка уровня согласованности экономических интересов в регионе по социальному блоку - 0,272.

Проведенные исследования не означают, что в Кузбассе нет предприятий (в том числе в угольной промышленности), которые и в условиях кризиса стабильно работают, реализуя модели социального партнёрства.

В качестве объекта исследования нами выбрана ОАО «Кузбасская топливная компания». В настоящее время Кузбасская топливная компания (КТК) является одной из крупных угольных компаний по добыче энергетических углей в Кемеровской области, имеет большие запасы угля, располагает технологией и оборудованием для эффективной угледобычи, собственную структуру транспорта угля, развитую сбытовую сеть. Наш выбор не случаен:

- компания создана 10 лет назад в период начала построения современной модели управления Кузбасским регионом;

Таблица 7. Оценка согласованности экономических интересов в регионе по социальному блоку (2008 г.)

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август ь р ю В е о Октябрь Ноябрь ь р е

0,095 0,476 0,290 0,138 0,299 0,290 0,143 0,409 0,089 0,262 0,316 0,464

квартал 1 - 0,334 квартал 2 - 0,257 квартал 3 - 0,263 квартал 4 - 0,340

годовая оценка - 0,272

Таблица 8. Ранги движения показателей социального блока в марте-декабре 2008 г.

Показатель март апр май июнь июль авг сент окт нояб дек

Доходы населения 4 5 4 4 5 2 5 4 3 2

Покупка товаров и оплата услуг 1 7 2 6 1 5 7 2 4 5

Оплата обязательных платежей и взносов 6 1 6 1 6 4 1 6 5 3

Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 3 6 1 5 7 1 6 7 1 6

Прирост количества денег на руках 7 2 7 3 4 6 4 1 7 1

Покупка валюты населением 5 3 5 2 3 7 2 3 6 4

Просроченная задолженность по выплате заработной платы 2 4 3 7 2 3 3 5 2 7

Таблица 9. Основные финансовые показатели КТК

US$ млн. 2006 2007 2008

ВЫРУЧКА 127 152 333

Себестоимость 106 121 234

Валовая прибыль 21 31 100

Валовая рентабельность 17% 20% 30%

EBITDA* 13 18 82

EBITDA рентабельность 10% 12% 25%

Операционная прибыль (EBIT) 0,4 3 62

Операционная рентабельность 0% 2% 19%

Чистая рентабельность -4% -3% 13%

(*) EBITDA - прибыль Компании до выплаты процентных расходов, налогов и начисления амортизации.

Таблица 10. Оценка согласованности экономических интересов угольной компании (КТК) и региона _____________________________ (2007-2008 гг.) __________________________________

Период Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2007 квартал 1 0,220 квартал 2 0,292 квартал 3 0,292 квартал 4 0,251

годовая оценка 0,267

2008 0,223 0,314 0,169 0,221 0,337 0,343 0,2 0,209 0,1 0,3 0,166 0,3

квартал 1 0,255 квартал 2 0,310 квартал 3 0,2 квартал 4 0,233

годовая оценка 0,238

за период 0,241

- бизнес компании строился «с нуля» и не использовал «потенциал прошлого»;

- компания имеет высокий уровень защиты от негативного влияния внешних факторов, имея собственную логистику сбыта угля на внутреннем рынке (около 90% доходов КТК получает от продажи угля, в том числе примерно половину выручки - от отгрузки на внутренний рынок);

- компания построена по рыночным законам. Система управления, учета и система внутренне-

го контроля КТК обеспечивают одну из самых эффективных в отрасли моделей управления угольным бизнесом. Именно эта модель позволила за относительно короткий срок превратить предприятие по добыче угля для коммунальнобытовых нужд (исходная специализация КТК) в один из самых эффективных бизнесов в Кузбассе (табл. 9).

Нами проведены расчеты уровня согласованности экономических интересов региона и уголь-

о

о

(D

а

(D

н

х

к

к

S

О

X

5

CQ

о

сЗ

П

U

О

О

сЗ

X

CD

О

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

2008 г.

^ * ^—К,

2007 г. —— —

0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ 'V °5 VN'V0? V

A ^ ^ А А ^ ^ ^

/ 4 Л ^

Рис. 5. Динамика уровня согласованности экономических интересов угольной компании (КТК) и региона (2007-2008 гг.)

£ ¡-5 Л Г»

и ±,и О &

Н 0,8 я 8

5 0,6 и

Я 0,4 X

© 0,2 и

2 °,° 0 и * 1 О ^ 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рис. 6. Динамика уровня согласованности экономических интересов угольной компании (КТК) и региона в 2008 г.

ного бизнеса на примере КТК (табл. 10, рис. 5 и 6).

Результаты расчетов отчетливо показывают, что в предкризисный период уровень согласованности интересов компании и региона практически не изменяется (полученные оценки устойчиво близки к 0,3, что соответствует интегральной оценке уровня согласованности интересов «Кузбасского региона» и «угольной отрасли Кузбасса» за период 1998-2007 гг.). Движение основных показателей работы КТК в течение 2007 года (рис. 7 и 8) является стабильным и устойчивым (величина ускорения показателей незначительно изменяется в окрестности единицы).

В период наступления кризиса (2008 г.) угольная компания, реализующая модель управления рисками (технологическими, экологическими, экономическими, финансовыми, сбытовыми и т.д.), стремится повысить уровень согласованности экономических интересов. Однако «узким местом» становится финансовый аспект производственной деятельности - значения ускорений основ-

ных финансовых показателей работы КТК значительно и разнонаправленно изменяются по отношению к единице, а амплитуда их колебаний в отдельных случаях превышает 2,0-2,5 (рис. 7 и 8).

Проведенные расчеты позволяют сделать несколько важных выводов:

- в период глобальных кризисов сложившиеся модели отношений бизнеса и власти начинают «давать сбой». К примеру, бизнесу необходимо резко сокращать расходы, в том числе снижать заработную плату, сокращать количество рабочих мест, отказываться от ряда инвестиций «в перспективу». Власть же, наоборот, заинтересована в сохранении рабочих мест и «согласна» только на «разумное» сокращение заработной платы;

- падение уровня согласованности интересов бизнеса и власти определяется не только факторами глобального финансового и экономического кризиса, но и «собственно кризисами» власти и бизнеса. К примеру, проблемы с экспортом для кузбасских предприятий создают не только (да и

сальдированный финансовый результат работы КТК объем производства (отгружено) продукции КТК

Рис. 7. Движение показателей объема отгруженной продукции и финансовых результатов работы

Кузбасской топливной компании в 2007-2008 гг.

сальдированный финансовый результат работы КТК дебиторская задолженность КТК (на конец месяца) кредиторская задолженность КТК (на конец месяца)

Рис. 8. Движение финансовых показателей работы Кузбасской топливной компании в 2007-2008 гг.

не столько) глобальные рынки, сколько собственные монополии (растущие на 14-18% ежегодно железнодорожные тарифы, растущие при снижении цен на нефть цены на горюче-смазочные материалы, растущие энерготарифы), рост заработной платы в разы при росте производительности труда на 20-30%, недоступные и «дорогие» деньги (сегодня на финансовом рынке Кузбасса процентные ставки по кредитам составляют 19-21% для предприятий угольного комплекса), несовершенная система налогообложения;

- региональный бизнес в последние два года действовал так же «без оглядки», находясь в эйфории от постоянно растущих цен на мировых рынках, что в основном было связано с рядом субъективных причин (наводнение в Австралии,

суровая зима в Китае, проблемы с энергообеспечением угледобычи в Южной Африке), а постоянный рост цен на уголь на внутреннем рынке «убивал» идеи увеличения потребления угля в энергетике. В результате доля угля в топливном балансе России постоянно снижалась, сужался и внутренний рынок;

- многие проблемы «рассогласованности» интересов связаны с тем, что в регионе за годы успехов не были созданы институты, призванные поддерживать уровень социального и экономического развития в неблагоприятные периоды (кризисы, форс-мажорные обстоятельства). За отсутствие в регионе кризисной «подушки безопасности» в равной мере несут ответственность как власть, так и бизнес.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фридман Ю., Речко Г., Бияков О., Блам Ю. Оценка уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики // Регион: экономика и социология. - 2008. - №3. - С. 78-96.

2. Фридман Ю., Бияков О., Речко Г., Блам Ю. Согласование интересов власти и бизнеса на региональном уровне / Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. - Вып.8. Под ред. Е.Коломак, Л.Машкиной. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - С. 141-155.

3. Фридман Ю., Речко Г., Бияков О., Блам Ю. Выбор показателей для оценки уровня согласованности интересов экономических субъектов в регионе // Вестник Кузбасского госуд. технич. ун-та. - 2008. - №4. -С. 111-116.

4. Фридман Ю., Речко Г., Блам Ю., Пимонов А. Измерение уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики Кемеровской области // Вестник Кузбасского госуд. технич. ун-та. - 2008. - №5. -С. 98-103.

□ Авторы статьи:

Пимонов Александр Григорьевич - докт. техн. наук, проф., зав.

Фридман Юрий Абрамович - докт. экон. наук, проф., зав. лаб. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Тел. 8-3842-25-12-77

Речко

Галина Николаевна - канд. экон. наук, ведущий научн. сотр. Института экономики и ОПП сО РАН, доц. каф.

ВТиИТ КузГТУ E-mail: [email protected]

каф. вычислительной техники и информационных технологий КузГТУ E-mail: [email protected]

Алексеенко Эдуард Владимирович - зам. генерального директора ОАО «Кузбасская топливная компания»

Тел. 8-3842-585860

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.