Научная статья на тему 'Экономические и юридические особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда на предприятиях электротранспорта Украины'

Экономические и юридические особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда на предприятиях электротранспорта Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗОК / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дывинец Олег Леонидович, Палант Алексей Юрьевич

Целью статьи является определение правовых основ внедрения на территории Украины автоматизированной системы оплаты проезда в наземном городском электрическом и автомобильном транспорте и внесение изменений в нормативно-правовые акты Украины в связи с ее внедрением. Рассмотрены и проанализированы вопросы внесения изменений в законодательство Украины, необходимые для успешного внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в наземном общественном пассажирском транспорте, предполагающем использование бесконтактных пластиковых карт, жетонов и других платежных средств, а также устройств для проведения с их помощью платежей за проезд; проведен анализ законодательной базы и предложена законодательная инициатива. Авторы предлагают внести изменения в действующие, а также принять новые нормативно-правовые акты с целью внедрения и дальнейшего эффективного использования автоматизированной системы оплаты проезда в наземном городском общественном транспорте в Украине, что повлечет за собой повышение рентабельности пассажироперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дывинец Олег Леонидович, Палант Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и юридические особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда на предприятиях электротранспорта Украины»

УДК 346.543(477)

экономические и юридические особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда на предприятиях электротранспорта украины

© 2015 ДЫВИНЕЦ о. Л., ПАЛАНТ А. Ю.

УДК 346.543(477)

Дывинец О. Л., Палант А. Ю. Экономические и юридические особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда на предприятиях электротранспорта Украины

Целью статьи является определение правовых основ внедрения на территории Украины автоматизированной системы оплаты проезда в наземном городском электрическом и автомобильном транспорте и внесение изменений в нормативно-правовые акты Украины в связи с ее внедрением. Рассмотрены и проанализированы вопросы внесения изменений в законодательство Украины, необходимые для успешного внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в наземном общественном пассажирском транспорте, предполагающем использование бесконтактных пластиковых карт, жетонов и других платежных средств, а также устройств для проведения с их помощью платежей за проезд; проведен анализ законодательной базы и предложена законодательная инициатива. Авторы предлагают внести изменения в действующие, а также принять новые нормативно-правовые акты с целью внедрения и дальнейшего эффективного использования автоматизированной системы оплаты проезда в наземном городском общественном транспорте в Украине, что повлечет за собой повышение рентабельности пассажироперевозок. Ключевые слова: рентабельность пассажироперевозок, автоматизированная система оплаты проезда, пассажирский транспорт, платежные средства, законодательство, нормативно-правовая база. Библ.: 10.

Дывинец Олег Леонидович - аспирант, Днепропетровский университет им. А. Нобеля (ул. Набережная Ленина, 18, Днепропетровск, 49000, Украина) E-mail: fd7@lotgate.com

Палант Алексей Юрьевич - кандидат экономических наук, докторант, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А. Н. Бекетова (ул. Маршала Бажанова, 17, Харьков, 61002, Украина) E-mail: kharget@gmail.com

УДК 346.543(477)

Дивинець О. Л., Палант О. Ю. EKOHOMi4Hi та юридичш особливостi впровадження автоматизовано/ системи оплати про/зду на тдприемствах електротранспорту Укра/ни

Метою статтi е визначення правових основ впровадження на тери-тори Укра/ни автоматизовано/ системи оплати про/зду в наземному мському електричному та автомобльному транспортi та внесення змн у нормативно-правов акти Украши у зв'язку з // впровадженням. У статт'> розглянутi та проанал'воват питання внесення зм'т у за-конодавство Укра/ни, необхiднi для устшного впровадження автоматизовано/ системи оплати про/зду в наземному громадському паса-жирському транспорт'!, що припускае використання безконтактних пластикових карток, жетотв та 'тших платжних засоб'в, а також пристро/в для проведення з /х допомогою платежiв за про/зд; проведено анал'в законодавчо/ бази й запропонована законодавча iнiцiати-ва. Автори пропонують внести змiни в д'ж% а також прийняти нов нормативно-правов акти з метою впровадження й подальшого ефек-тивного використання автоматизовано/ системи оплати про/зду в наземному мському громадському транспорт'> в УкраЫ, що спричи-нить тдвищення рентабельност'> пасажироперевезень. Ключов'1 слова:рентабельшсть пасажироперевезень, автоматизова-на система оплати про/зду, пасажирський транспорт, плат'жнiзасо-би, законодавство, нормативно-правова база. Б'бл.: 10.

Дивинець Олег Леошдович - асп/рант, Дн'тропетровський ушверси-тет iм. А. Нобеля (вул. НабережнаЛента, 18, Дн'тропетровськ, 49000, Укра/на)

E-mail: fd7@lotgate.com

ПалантОлексшЮршович-кандидатеконом'ннихнаук,докторант,Хар-ювський нацональний ушверситет мського господарства iм. О. М. Бекетова (вул. Маршала Бажанова, 17, Харщ 61002, Укра/на) E-mail: kharget@gmail.com

UDC 346.543(477)

Dyvinets O. L., Palant O. Yu. Economic and Legal Features of Implementing the Automatic Fare Collection for the Enterprises of Electric Transport in Ukraine

The article is aimed to determine the legal bases for implementation in Ukraine the automated fare collection for the urban surface electric and motor transport along with adjusting the legislative acts of Ukraine concerning such implementation. The issues related to adjusting the legislation of Ukraine, required for the successful implementation of the automated fare collection for the surface public passenger transport, including use of non-contact plastic cards, tokens and other means of payment, as well as devices for carrying out payments for travel, have been reviewed and analyzed; analysis of the legislative framework has been conducted and a legislative initiative has been proposed. The authors propose to adjust the existing and to adopt new regulations for the implementation and the further effective use of automated fare collection system in the surface public transport in Ukraine, thereby increasing the profitability of passenger traffic. Key words: profitability of passenger traffic, automated fare collection, passenger transport, means of payment, legislation, normative framework. Bibl.: 10.

Dyvinets Oleg L. - Postgraduate Student, Alfred Nobel Dnipropetrovsk University (vul. Naberezhna Lenina, 18, Dnipropetrovsk, 49000, Ukraine) E-mail: fd7@lotgate.com

Palant Oleksii Yu. - Candidate of Sciences (Economics), Candidate on Doctor Degree, Kharkiv National University of Urban Economy named after O. M. Be-ketov (vul. Marshala Bazhanova, 17, Kharkiv, 61002, Ukraine) E-mail: kharget@gmail.com

Одним из важнейших критериев работы общественного городского транспорта является повышение рентабельности транспортных пассажироперевозок. Сегодняшний их низкий уровень -следствие не только неэффективного управления, но и неэффективного контроля за оплатой проезда каждым

отдельным пассажиром как льготного, так и нельготного контингента. Практически полное решение этой проблемы уже давно достигнуто во многих европейских странах внедрением системы так называемого «электронного кондуктора». На протяжении последних двух десятилетий в мире создано более ста различных автоматизиро-

ванных систем оплаты проезда (в частности, продемонстрированных в [1 - 3]), позволяющих пассажиру оплатить услугу проще, быстрее и удобнее, а транспортной компании дающих возможность увеличить прибыль за счет повышения точности учета оплаты проезда.

В предлагаемой статье рассмотрим возможность и концепцию применения автоматизированной системы оплаты проезда в Украине, остановившись на ее правовом аспекте. Надо отметить, что подобной проблемой озадачивалось небольшое количество специалистов, причастных к этой области исследований, среди них [4 - 10].

А ля понимания особенностей правового регулирования при внедрении и использовании систем электронных платежей посредством пластиковых карт, жетонов или других, не применяемых широко, средств оплаты за проезд в наземном автомобильном (кроме такси) и городском электротранспорте следует учитывать особенности данных систем, которые являются не только средством электронного считывания данных пластиковой карты, проведения транзакции (непосредственной оплаты за поездку), приема жетонов, но также и учета таких операций с сохранением данных и выдачей квитанции, носящей функции проездного документа и подтверждающего факт оплаты данной конкретной услуги (перевозки пассажира). Таким образом, устройство для приема электронных платежей в наземном автомобильном и электротранспорте - это «комп'ютерно-касова система-реестратор розрахункових операцш, виконаний iз застосуванням комп'ютерних засобiв, який додатково виконуе технолопчш операцп, визначеш сферою його застосування, i забезпечуе друкування розрахункових та шших звггних документав з функцшми електронного таксометра-реестратора розрахункових операцш, який додатково забезпечуе попередне програмування тарифш за про'1зд та облж вартоста наданих послуг з перевезень пасажирiв» (Закон Украши «Про застосування реестрато-рш розрахункових операцш у сферi торгшл^ громадсько-го харчування та послуг» № 265/95-ВР в1д 31.03.2005 р. зi змшами та доповненнями).

Об этом свидетельствует и положение ст. 2 данного Закона, где сказано: «У цьому Закон термши вжи-ваються у такому значеннi: мiсце проведення розрахун-кiв - мiсце, де здшснюються розрахунки iз покупцем на продан товари (наданi послуги) та збериаються отри-манi за реалiзованi товари (наданi послуги) готiвковi кошти, а також мiсце отримання покупцем попередньо оплачених товарiв (послуг) iз застосуванням платiжних карток, платiжних чеюв, жетонiв тощо; фiскальнi функ-ци - здатнiсть реестраторiв розрахункових операцiй забезпечувати одноразове занесення, довготермiнове збериання у фiскальнiй пам'ятi, багаторазове зчитуван-ня i неможливiсть змiни шдсумково! шформаци про об-сяг розрахункових операцш, виконаних в готiвковiй та/ або в безготавковш формi ^з застосуванням платiжних карток, платiжних чеюв, жетошв тощо), або про обсяг операцш з кушвльпродажу шоземно! валюти; реестра-тор розрахункових операцiй - пристрш або програмно-технiчний комплекс, в якому реалiзованi фiскальнi функци, i який призначений для реестраци розрахун-

кових операцiй при продажу товарiв (наданнi послуг), операцiй з кушвльпродажу шоземно! валюти та/або реестраци юлькоста проданих товарiв (наданих послуг). До реестраторiв розрахункових операцiй вцносяться: електронний контрольно-касовий апарат, електронний контрольно-касовий реестратор, комп'ютерно-касова система, електронний таксометр, автомат з продажу то-варiв (послуг) тощо».

В связи с этим компьютерные системы для применения платежных карточек длительного пользования и жетонов в качестве расчетного средства для оплаты услуг по перевозке в городском электротранспорте, а также наземном пассажирском автомобильном транспорте подпадают под определение «Регистратор расчетных операций» (РРО). Вместе с тем, поскольку область применения таких компьютерных систем узко-ограничена и специфична, желательно было бы выделить данные системы в отдельную категорию РРО, прямо упоминаемых в законе. Для этого необходимо в приведенном выше тексте ст. 2 после слов «комп'ютерно-касова система, електронний таксометр, автомат з продажу товарiв (послуг)» добавить слова «системи для здшснення платежiв у наземному пасажирському транспорта загального користування тощо».

Однако в действующем Законе имеется ст. 9, которая позволяет отдельным категориям предпринимателей не применять регистраторы расчетных операций при осуществлении предпринимательской деятельности: «Реестратори розрахункових операцш та розра-хунковi книжки не застосовуються: при продажу про-1зних i перевiзних документiв iз застосуванням бланкiв суворого облiку на залiзничному (крiм примiського) та авiацiйному транспортi з оформленням розрахункових i звiтних документiв та на автомобкьному транспортi з видачею талонiв, квитанцш, квиткiв з нанесеними дру-карським способом серiею, номером, номiнальною вар-тiстю, а також при продажу бкейв державних лотерей через електронну систему прийняття ставок, що конт-ролюеться в режимi реального часу Державним казначейством Украши, та квитюв на вцвцування культурно-спортивних i видовищних закладiв».

Таким образом, законодатель предусмотрел отсутствие необходимости применения РРО при реализации проездных документов на автомобильном транспорте, что создает коллизию между необходимостью применения РРО в городском электротранспорте и отсутствием такой необходимости на автомобильном транспорте. Для приведения всей структуры Закона об РРО в гармонизированное состояние, реализации особенностей рассматриваемого нами технологического проекта в том виде, как предусмотрено особенностями применения систем для осуществления электронных платежей за проезд, в данную статью, путем подачи соответствующего законопроекта субъектом законодательной инициативы, необходимо после слов «автомобкьному транспорта», добавить слова «^м автомобкьного паса-жирського транспорту загального користування».

Однако следует понимать, что при реализации населению электронных карт или жетонов для оплаты

проезда (что является реализацией предоплаченных услуг по перевозке) также возникает необходимость применения РРО субъектом предпринимательской деятельности - реализатором. И если при реализации таких средств оплаты проезда через автоматы, которые сами по себе являются РРО по определению настоящего Закона, то при реализации таких пластиковых электронных карт за наличный расчет населению через сеть реализации будет существовать необходимость применения ими РРО для учета их внутренних операций. Избежать двойного применения РРО при осуществлении системы электронной оплаты проезда на этапе реализации электронных средств оплаты (предварительно оплачиваемой услуги) можно путем применения соответствующих коммерческих схем реализации электронных пластиковых карт через сеть реализаторов, не обязанных применять РРО в своей деятельности в силу закона (например, частных предпринимателей-единоналожников и т. п.), впрочем от такого двойного применения РРО можно и не «уходить».

Далее правовые задачи при внедрении электронных (альтернативных) систем оплаты за проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте распадаются на два блока вопросов.

Первый блок - это система правовых норм, требующих изменений и непосредственно касающихся субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, внедряющих и использующих данные системы оплаты за проезд. Без внесения изменений в данные законодательные и подзаконные акты такое внедрение будет являться нелегитимным относительно действий субъектов хозяйствования или, как минимум, может рассматриваться в данном контексте.

К данному блоку относится совокупность законов и подзаконных актов, а также узковедомственных нормативных актов, которые регулируют порядок оплаты за проезд или содержат упоминания о таком порядке.

Второй блок - система норм, отсутствие изменений в которых при внедрении рассматриваемых систем оплаты за проезд, будет нарушать конституционные и иные законные права граждан как потребителей предоставляемых услуг и обладателей предоставляемых законами Украины специальных прав и гарантий их соблюдения, включая право на льготы - как социальные, так и ведомственные.

Поскольку рассматриваемая система электронных платежей за проезд технически и организационно предполагает продажу/выдачу бесконтактных электронных карт длительного пользования, в том числе и лицам из числа льготного контингента, предполагается, что легитимное нахождение в салоне пассажирского транспорта любого пассажира является таковым только при условии использования пассажиром электронной пластиковой карты (жетона) с получением квитанции, которая является проездным документом, в том числе и для осуществления функций учета поездок льготного контингента, а также реализации права перевозчика на получение компенсации от государства за перевозку льготного контингента в соответствии с за-

конодательством. Применение пассажирами либо платной, либо льготной (бесплатной) пластиковой карты и получение проездного документа-квитанции является обязательным, иначе внедрение такой системы теряет практический смысл.

Таким образом, при введении систем электронной оплаты за проезд возникает правовая коллизия между требованиями системы и пробелом в законодательстве, не урегулировавшем четко порядок реализации права на бесплатный проезд.

В этой связи представляется необходимым во все законодательные акты, предоставляющие право бесплатного проезда отдельным категориям граждан и служащих, внести единообразное дополнение, в котором определяется порядок реализации права на бесплатный проезд в общественном транспорте, дается четкое определение документа, предоставляющего такое право.

Рассмотрим более детально отдельные категории

льготников и правовые основания для осуществления ими бесплатного проезда.

На основании п. 7 ст. 12 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» городскими, пригородными, межгородскими и межобластными автобусными маршрутами бесплатно пользуются участники боевых действий (по умолчанию - при наличии удостоверения, выданного военными комиссариатами, органами МВД и военными частями). На основании этого же закона, но ст. 15, бесплатно ездят лица, у которых имеются удостоверения, выданные органами труда и социальной защиты населения или военкоматами. Действие этого закона распространяется на участников войны (ст. 14), инвалидов войны 1, 2 и 3 групп и сопровождающих инвалида 1 группы заболевания (ст. 13). Им, по сложившейся, но законодательно не закрепленной практике, необходимо иметь при себе удостоверение, выданное органами социальной защиты населения, военкоматами, органами МВД или СБУ.

Право на бесплатный проезд Героев Украины, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, ордена Трудовой Славы, лиц, награжденных четырьмя и более медалями «За отвагу», Героев Социалистического Труда, удостоенных этого звания за труд в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а также вдовы (вдовцы) и родители умерших (погибших) лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной, гарантирует п. 16 ст. 16 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», п. 16 ст. 9 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине». Право на 50-процентную скидку на маршрутах межгородского и межобластного сообщения в период с 1 октября по 15 мая имеют инвалиды (кроме инвалидов войны) 1, 2, 3 групп общего заболевания и сопровождающий инвалида 1 группы или детей-инвалидов. Городским и пригородным транспортом они имеют право ездить бесплатно. Основание - Постановление Кабинета Министров Украины № 555 от 16.08.1994 и п. 1 ст. 38-1 Закона «О принципах социальной защищенности инвалидов в Украине».

На основании Постановления Кабинета Министров Украины № 354 от 17.05.1993 г. городским и пригородным автомобильным транспортом (к которому относятся и маршрутки) имеют право пользоваться пенсионеры, которые для осуществления права бесплатного проезда обычно предъявляют удостоверение, выданное Пенсионным фондом, с записью «по возрасту» или «по старости».

Этим же транспортом могут бесплатно пользоваться и ветераны труда на основании п. 12 ст. 7 Закона «Об основах социальной защищенности ветеранов труда и других граждан пожилого возраста». В пределах 50 км бесплатно могут ездить ветераны воинской службы, внутренних дел, государственной пожарной охраны и ветераны Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины. В этот перечень также входят вдовы (вдовцы) умерших (погибших) ветеранов воинской службы, органов внутренних дел государственной пожарной охраны, службы гражданской обороны, ветеранов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины. Бесплатный проезд им гарантирует п. 11 ст. 6 Закона «О статусе ветеранов воинской службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальной защите» № 203/98 от 24.03.1998 г.

На основании п.15, п.19 статьи 20, п.9 ст. 21, п.3, п.13-1 ст. 30 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» бесплатно могут пользоваться услугами городских и пригородных маршрутов граждане, которые относятся к 1 и 2 категориям пострадавших, дети-инвалиды, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы. В этот список также входят и жены (мужья) и опекуны (на время опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой.

На бесплатный проезд также имеют право лица, реабилитированные в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий».

В перечень льготников вследствие действия п. 15, п. 16 ст. 9 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине» относятся лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной, их вдовы (вдовцы) и родители - в случае смерти этого лица.

На основании п. 11 ст. 6 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» право бесплатного проезда на городских и пригородных маршрутах имеют лица, уволенные с воинской службы, которые стали инвалидами во время прохождения воинской службы.

На льготных условиях ездят жертвы нацистских преследований (на основании п. 7 ст. 6-1, 6-2, 6-3, 6-4 Закона «О жертвах нацистских преследований»), прокуроры и следователи, а также пенсионеры из числа следователей прокуратуры (п. 3 ст. 49, п. 13 ст. 50-1 Закона Украины «О прокуратуре», работники СБУ (п. 15 ст. 25 Закона Украины «О службе безопасности Украины»), судьи (п. 8 ст. 44 Закона Украины «О статусе судей», сотрудники милиции (п. 25 ст. 11 Закона Украины «О милиции»), военнослужащие срочной службы (п. 1, 2 ст. 14

Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей») и некоторые другие категории граждан.

В список льготников входят и дети войны (абз. 5 ст. 5 Закона Украины «О социальной защите детей войны»).

ВЫВОДЫ

Ввиду того, что, как видно из приведенного материала, количество нормативных актов, регулирующих права различных категорий граждан на бесплатный проезд, как и само количество льготных категорий пассажиров, достаточно велико, представляется наиболее целесообразным, в целях ликвидации пробела в законодательстве, о котором шла речь в статье, принять единый нормативный акт в виде Закона Украины о внесении дополнений в некоторые законы, регламентирующие право отдельных категорий граждан на бесплатный проезд. В таком законе, в виде дополнения к существующим законам Украины, следует предусмотреть в соответствующих статьях следующий текст: «право безкоштовного про'1зду надаеться на п1дстав1 посв1дчення встановленого зразка, а в мшцевостях, де використовуеться система електронно'1 оплати про'1зду, - на п1дстав1 посв1дчення та квитанци про використання електронно'1 пкьгово'1 картки». ■

ЛИТЕРАТУРА

1. http://lotgroup.eu/

2. http://card-sys.com/

3. http://www.belcard.by/

4. Адаменко М. I. Економко-техычна надшысть експлуа-тацГГ мкького електричного транспорту : монографiя / М. I. Адаменко, О. Ю. Палант. - Харш : Золот сторшки, 2014. - 144 с.

5. Вакуленко К. €. Особливосп управлшня мкькими па-сажирськими транспортними системами : монографiя / К. £. Вакуленко, К. В. Доля. - Х.: НТМТ, 2013. - 171 с.

6. Палант А. Ю. О подготовке к внедрению проекта АСКП в г. Харькове / А. Ю. Палант // Формування ринкових вщносин господарювання в мкькому слектротранспорт : шформ.-аналгг. зб. - Вип. 3/4. - К. : МшЖКХ, 2008. - С. 69 - 70.

7. Дывынец О. Л. Концепция применения автоматизированной оплаты проезда в крупных городах Украины. Транспортные системы мегаполисов и крупных городов. Концепция перспективного развития транспортной системы г. Харькова : материалы международной конференции / О. Л. Давынец, Ю. А. Карпенко, А. Ю. Палант. - Харьков, ХНАГХ, 2010. - С. 97 - 102.

8. Палант О. Ю. 1нновацшне впровадження автоматизо-ваноТ системи оплати про'вду в мегаполках Украши : матерiали Мiжнародноï науково-практичноТ конференцп «Актуальш пи-тання штелектуальноТ власносп та шновацшного розвитку». -Харш, 2012. - С. 338 - 341.

9. Палант О. Ю. Лопстика транспортного комплексу ре-гюну (перспективи швестування та шновацшного розвитку) : монографiя / О. Ю. Палант. - Х. : Золот сторшки, 2012. - 168 с.

10. Intelligent transport systems: intelligence at the service of transport networks. European Commission, Energy and Transport DG. - Luxembourg : Office for official publications of the European Communities, 2003. - 2 p.

REFERENCES

Adamenko, M. I., and Palant, O. Yu. Ekonomiko-tekhnichna nadiinist ekspluatatsii miskoho elektrychnoho transportu [Economic and technical reliability of operation of public electric transport]. Kharkiv: Zoloti storinky, 2014.

Dyvynets, O. L., Karpenko, Yu. A., and Palant, A. Yu."Kontseptsi-ia primeneniia avtomatizirovannoy oplaty proezda v krupnykh gorodakh Ukrainy" [The concept of using an automated fare collection in major cities of Ukraine]. Transportnye sistemy megapolisov i krupnykh gorodov. Kontseptsiia perspektivnogo razvitiia transportnoy sistemyg. Kharkova. Kharkiv: KhNAGKh, 2010.97-102.

Intelligent transport systems: intelligence at the service of transport networks. Luxembourg: Office for official publications of the European Communities, 2003.

Palant, O. Yu. "Innovatsiine vprovadzhennia avtomatyzo-vanoi systemy oplaty proizdu v mehapolisakh Ukrainy" [Innovative introduction of automated fare in the big cities of Ukraine]. Aktu-alni pytannia intelektualnoi vlasnosti ta innovatsiinoho rozvytku. Kharkiv:, 2012. 338-341.

Palant, O. Yu. Lohistyka transportnoho kompleksu rehionu (perspektyvy investuvannia ta innovatsiinoho rozvytku) [Logistics transport sector in the region (the prospects of investing and innovation development)]. Kharkiv: Zoloti storinky, 2012.

Palant, A. Yu. "O podgotovke k vnedreniyu proekta ASKP v g. Kharkove" [Preparations for the implementation of the project ASKP in Kharkiv]. Formuvannia rynkovykh vidnosyn hospodariuvan-nia vmiskomu ielektrotransporti, no. 3/4 (2008): 69-70.

Vakulenko, K. Ye., and Dolia, K. V. Osoblyvosti upravlinnia mis-kymy pasazhyrskymy transportnymy systemamy [Features of urban passenger transport systems]. Kharkiv: NTMT, 2013. http://lotgroup.eu/ http://card-sys.com/ http://www.belcard.by/

УДК 338.462

ТЕОРЕТИЧН1 П1ДХ0ДИ ДО ВИЗНАЧЕННЯ СУТНОСТ1Ф1НАНС0В0Г0 ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ

Д1ЯЛЬН0СТ1 ПЩПРИШСТВ жкг

© 2015 ГУЦАЛЮК о. м., КОЦЮРБА 0. Ю.

УДК 338.462

Гуцалюк О. М., Коцюрба О. Ю. Теоретичн шдходи до визначення сутност фшансового забезпечення дiяльностi пiдприcмств ЖКГ

У cmammi систематизовано проблеми в po6omi пдприемств, що функцонують у сфер житлово-комунального господарства (ЖКГ). Визначено специфку д'тьностi nidnpueMcme ЖКГ i систематизовано оcобливоcтi: основололожн для ЖКГ як сфери национального господарства крани; обумовлен сучасними cоцiaльноекономiчнuмu умовами та р/внем розвитку держави. Виокремлено теоретичнi л/дходи до трактування лоняття «ф/нансове забезпечення д/яльностi л/длриемства» (системний, про-цесний, лpогpaмно-цiльовuй, витратний, вартсний, резервний та структурний). Уточнено сутнсть фiнaнcового забезпечення дiяльноcmi лiдлpueмcmвa ЖКГ iз застосу-ванням процесного (розгляд фнансового забезпечення як процесу) i структурного (виокремлення складових фiнaнcового забезпечення, а саме: формування достатнього обсягурацюнальноструктурованихфнансовихресуравтагенеруваннягрошовихпоток'ю) п'дход'ю, атакожспецифки д'тльност'1 лiдлpueмcmвЖКГ, головноюз функ^й якого eсощальна, що полягаев безперервному забезпеченн населення, лiдлpueмcmвр'внихгалузей та орга^за^йякснимижитлово-комунальними послугами. Knto40Bi слова: фшансове забезпечення, житлово-комунальне господарство (ЖКГ), ф'шансовiресурси, грошовi потоки. Рис.: 1. Табл.: 2. Б'бл.: 61.

Гуцалюк Олексш Миколайович - кандидат економ1'чних наук, зaвiдувaч кафедри фшанав, менеджменту та адмтстрування, Кровоградський шститут розвитку людини В1'дкритогом'жнародного унiвеpcumеmу розвиткулюдини «Украта» (вул. Покровська, 73, Кировоград, 25006, Украта) E-mail: alex-d.88@mail.ru

Коцюрба Ольга ЮрИ'вна - старший викладач кафедри фшанав, менеджменту та адмтстрування, Юровоградський нститут розвитку людини В1'дкритого м/ж-народного унiвеpcumеmу розвитку людини «Украина» (вул. Покровська, 73, Кировоград, 25006, Украта) E-mail: kotsyurbaolga@ukr.net

УДК 338.462

Гуцалюк А. Н., Коцюрба О. Ю. Теоретические подходы к определению сущности финансового обеспечения деятельности предприятий ЖКХ

В статье систематизированы проблемы в работе предприятий, которые функционируют в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Определена специфика деятельности предприятий ЖКХ и систематизированы её особенности: основополагающие для ЖКХ как сферы национального хозяйства страны; обусловленные современными социально-экономическими условиями и уровнем развития государства. Выделены теоретические подходы к трактованию понятия «финансовое обеспечение деятельности предприятия» (системный, процессный, программно-целевой, затратный, стоимостный, резервный и структурный). Уточнена сущность финансового обеспечения деятельности предприятия ЖКХ с точки зрения процессного (финансовое обеспечение рассматривается как процесс) и структурного (выделение следующих составляющих финансового обеспечения: формирование достаточного объема рационально структурированных финансовых ресурсов и генерирование денежных потоков) подходов, а также с учетом специфики деятельности предприятий ЖКХ, главной из функций которого является социальная, которая реализуется через непрерывное обеспечение населения, предприятий различных отраслей и организаций качественными жилищно-коммунальными услугами. Ключевые слова: финансовое обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), финансовые ресурсы, денежные потоки. Рис.: 1. Табл.: 2. Библ.: 61.

Гуцалюк Алексей Николаевич - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов, менеджмента и администрирования, Кировоградский институт развития человека Открытого международного университета развития человека «Украина» (ул. Покровская, 73, Кировоград, 25006, Украина) E-mail: alex-d.88@mail.ru

Коцюрба Ольга Юрьевна - старший преподаватель кафедры финансов, менеджмента и администрирования, Кировоградский институт развития человека Открытого международного университета развития человека «Украина» (ул. Покровская, 73, Кировоград, 25006, Украина) E-mail: kotsyurbaolga@ukr.net

UDC 338.462

Gutsaliuk O. M., Kotsiurba O. Yu. Theoretical Approaches to Defining the Essence of Financial Assuring the Activities of Enterprises of Housing and Communal Services

The article systematizes issues in the work of the enterprises that operate in the field of housing and communal services (HCS). Specificity of activities of the enterprises of HCS has been determined and its features have been systematized: the fundamental ones for HCS as sector of the national economy; the ones, which are determined through the current socio-economic conditions and the level of development of the State. Theoretical approaches to interpreting the concept of «financial assurance of activities of enterprise» (system, process, special-purpose, cost-intensive, value, reserve and structural approaches) have been selected. Nature of financial assurance of activities of HCS enterprise has been clarified in terms of process (financial assurance considered as a process) and structural (the following components of financial assurance are selected: forming an amount of rationally structured financial resources and generating cash flows) approaches, and taking into account specifics of activities of housing and communal services enterprises, the main function of which is the social, which is implemented through continuous providing high-quality housing and communal services to the population, enterprises of various industrial branches and organizations. Key words: financial assurance, housing and communal services (HCS), financial resources, cash flows. Pic.: 1. Tabl.: 2. Bibl.: 61.

Gutsaliuk Oleksii M. - Candidate of Sciences (Economics), Head of the Department of Finance, Management and Administration, Kirovograd Institute of Human Development of the Open International University of Human Development «Ukraine» (vul. Pokrovska, 73, Kirovograd, 25006, Ukraine) E-mail: alex-d.88@mail.ru

Kotsiurba Olha Yu. - Senior Lecturer of the Department of Finance, Management and Administration, Kirovograd Institute of Human Development of the Open International University of Human Development «Ukraine» (vul. Pokrovska, 73, Kirovograd, 25006, Ukraine)

E-mail: kotsyurbaolga@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.