EDN: CWBSZV
О.М. Дьячкова - старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
O.M. Diachkova - senior lecturer of the department "Operation of road transport", Pacific State University, Khabarovsk, Russia;
Е.А. Белова - к.социол.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
E.A. Belova - candidate of sociological sciences, associate professor of the department "Operation of road transport", Pacific State University, Khabarovsk, Russia;
Е.В. Кукушкина - обучающаяся транспортно-энергетического факультета, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
E.V. Kukushkina - student of the Transport and Energy Faculty, Pacific State University, Khabarovsk, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS OF ENSURING CHILDREN'S ROAD SAFETY IN A MODERN CITY ON THE EXAMPLE OF KHABAROVSK
Аннотация. Безопасность движения детей на автомобильных дорогах является важным аспектом системы дорожной безопасности, а также значимой экономической и социальной проблемой современного общества. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей требуют усиленного внимания и согласованных действий со стороны различных государственных ведомств и организаций для ее эффективного и устойчивого предупреждения. В статье рассмотрены проблемы безопасности движения детей на автомобильных дорогах в Российской Федерации и за рубежом, осуществлен анализ экономических потерь от ДТП, проведен анализ особенностей, структуры и способов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, определены наиболее эффективные мероприятия по повышению детской дорожной безопасности в городских условиях.
Abstract. The traffic safety of children on highways is an important aspect of the road safety system. Road traffic accidents involving children are the most important global problem that requires increased attention and coordinated actions on the part of various government departments and organizations for its effective and sustainable prevention. The article considers the problems of children's traffic safety on highways in the Russian Federation and abroad, analyzes the economic losses from road accidents, analyzes the features, structure and methods of preventing children's road traffic injuries, identifies the most effective measures to improve children's road safety in urban conditions.
Ключевые слова: местное самоуправление, региональная экономика, детская дорожная безопасность, экономические потери, бюджетные ассигнования, социально-экономический ущерб от ДТП.
Keywords: traffic, children's road safety, economic losses, accidents, pedestrian crossing, budget allocations, socio-economic damage from road accidents.
Одной из значимых проблем современного общества является аварийность на автомобильных дорогах с участием детей и подростков. Масштаб проблемы безопасности детей на автомобильных дорогах в условиях современного города достиг пределов национальной катастрофы. Неустойчивость и недоработки системы дорожной безопасности, сопровождающиеся высокими показателями аварийности на автомобильных дорогах, является источником смертности и инвалидности населения, в т.ч. детей в результате дорожно -транспортных происшествий.
Проблемам дорожного поведения детей и подростков в психолого-педагогическом аспекте посвящены научные работы Ю. М. Зубаревой, Н. Н. Авдеевой, Т. Г. Кобзевой, А. В. Гостюшина, О. А. Скоролуповой, С. Г. Черепановой, Т. А. Шорыгиной и др. Предметом трудов В. В. Каревой, В. Ф. Карева, С.В. Поляковой, В. Г. Гучко, Л. С. Ёлгиной, Л. Е. Кущенко является детский дорожно--транспортный травматизм (ДДТТ) и деятельность, связанная с его профилактикой. Экономической оценки потерь в результате ДТП посвящены работы Н. С. Поготовкиной, В. А. Верзилина, Ю. В. Наролиной, Л. Н. Клепцовой, А. А. Быкова, Н. А. Попова, О. Н. Лазаренко.
Сложность и динамичность системы дорожной безопасности детей определяет ее приоритетность и актуальность для нашей страны и всего мира в целом. Невзирая на существование большого количества программ, разрабатываемых методик и корректировок нормативно-правовых актов в области предупреждения ДДТТ показатели детской смертности и инвалидности в результате ДТП занимают основное место среди всех прочих факторов.
По данным статистики Всемирной организации здравоохранения, в странах с неразвитой дорожной системой, низким уровнем оказания медицинской помощи людям, пострадавшим в ДТП наблюдаются высокие показатели смертности от ДТП. Ежегодно миллионы людей во всем мире получают ранения и умирают от травм, полученных в результате ДТП. Исследования, поведенные в 28 странах, позволили определить экономические издержки, обусловленные ДТП, как долю валового внутреннего продукта (ВВП). Отчетные данные исследований показали, что социально-экономические издержки, вызванные ДТП колеблются в диапазоне от 0,4 % до 4,1 % ВВП, в России данные издержки составляют около 2 % ВВП [1].
Многие страны в работе государственного управления используют в качестве критерия для принятия соответствующих решений в сфере безопасности дорожного движения (БДД) стоимостную оценку последствий ДТП. В России на сегодняшний день отсутствует официально утвержденная методика оценки социально-экономического ущерба от ДТП, что негативно сказывается на восприятии важности воздействия последствий ДТП на экономические результаты и процессы в обществе и стране в целом. В сложившихся условиях неблагоприятное влияние ДТП, возможно, провести, только опираясь на примерную оценку. Экономические потери Российской Федерации,
вызванные ДТП в 2020 году составили 580,21 млрд рублей, или 0,54 % ВВП. Общие экономические потери за период с 2014 года по 2020 год составили 4,96 трлн рублей (рисунок 1) [2].
Рисунок 1 - Экономические потери России, вызванные дорожно-транспортными происшествиями в млрд рублей и их процентное содержание от ВВП
В результате изучения численных показателей смертности в результате ДТП и ВВП установлено, что по мере роста ВВП растет уровень смертности. Данные аспект определен Всемирным банком на основании сопоставления уровня ВВП и состояния аварийности на дорогах. Исследование показало, что резкий рост происходил только при низком уровне показателя ВВП на душу населения - до 6100-8600 долл. США, преодолевая порог данного значения, уровень смертности начинал снижаться. Российские показатели подтвердили результаты данных исследований, так значение ВВП на душу населения при достижении указанного порога в 2007 г. повлекло снижение с этого момента показателя социального риска (рисунок 2) [2].
Рисунок 2 - Взаимосвязь показателей социального риска и ВВП на душу населения
Исходя из представленных данных об уровне смертности в ДТП на 100 тысяч населения разных стран на официальном сайте ВОЗ, и уровнем их дохода за период с 2010 года по 2019 год выявлено, что наибольшего снижения добились страны, имеющие уровень доходов выше среднего. В странах этой группы наблюдается снижение социального риска на 16,32 % до 16,82. В странах с высоким доходом показатель уменьшился на 7,19 % до 8,39, в странах с доходом ниже среднего снижение данного показателя составило 6,02 % (17,33). В Российской Федерации снижение показателя социального риска за этот же период составило 37,63 %. [2].
В настоящее время в рамках стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации реализуются мероприятия федеральных проектов «Безопасность дорожного движения», «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» для повышения безопасности дорожного движения. За период с 2019 по 2021 года бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий данных федеральных проектов составили 797367,3 млн. рублей [3]. Наибольшее финансирование структурных элементов предусмотрено в федеральном проекте «Дорожная сеть» (рисунок 3). Бюджетные ассигнования, доведенные в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» составили в 2021 году 8135,3 млн рублей.
Система автомобильно-дорожного транспорта представляет собой самую опасную и каверзную из всех систем, с которыми детям доводится взаимодействовать ежедневно. Колоссальное количество детей - участников дорожного движения: детей-пешеходов, детей-пассажиров, детей-велосипедистов, становятся пострадавшими в результате дорожно-транспортных происшествий.
Несмотря на растущее бремя дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), в том числе ДДТТ, внимание, уделяемое проблеме детской безопасности движения на автомобильных дорогах, на сегодняшний день не достаточное, как на уровне страны, так и на международном уровне.
Главная причина сложившейся ситуации и недостаточного внимания к проблемам ДДТТ, обозначена в отсутствии полного понимания масштабов проблемы и отсутствия исчерпывающей информации о размерах данной проблемы, о социально-экономических показателях аварийности с участием детей, о реализуемых способах и мерах по предупреждению ДТП с участием детей с результатами их воздействия.
Федеральный проект "Безопасность дорожного движения"
Федерального проекта "Дорожная сеть"
Федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства"
Суммарные бюджетные ассигнования
2019 год 2020 год 2021 год
Рисунок 3 - Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных проектов в рамках стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Второй по значимости причиной недостаточного внимания к проблемам ДДТТ является отсутствие конкретной организации, как на уровне страны, так и на международном уровне, во «введении» которого бы решались проблемы безопасности дорожного движения детей и ДДТТ. Фактическая деятельность и ответственность за решение проблем дорожной безопасности детей в различных аспектах, включая проектирование дорожного пространства, конструкцию транспортных средств, городское планирование, соблюдение законодательства в части дорожной безопасности, помощь пострадавшим в результате ДТП распределена между разными структурами и ведомствами, не взаимодействующими между собой. Единственного органа, координирующего усилия, работу различных структур и решение проблемы во взаимосвязи и целостно нет. Таким образом, сложившиеся условия не только не обеспечивают максимальных эффективных результатов, но и стремление разрабатывать комплексные программы и концепции в области обеспечения детской дорожной безопасности.
Для решения данной проблемы в зарубежных странах предпринимаются обширный спектр действий в целях безопасности детей на автомобильных дорогах, к которым относятся: мероприятия по ограничению скоростного режима транспортных средств (ТС), ограничительные мероприятия по управлению ТС в состоянии алкогольного опьянения, мероприятия по модернизации дорожной инфраструктуры, внедрение различных приспособлений в ТС, мероприятия по совершенствования устройств для перевозки детей в автомобилях и автобусах, мероприятия по улучшению видимости детей.
Актуальность задач работы по вопросам обеспечения детской дорожной безопасности и профилактики ДДТТ в России обозначена в Федеральном проекте «Безопасность дорожного движения». Приоритетная направленность деятельности по предупреждению аварийности на автомобильных дорогах с участием детей и ДДТТ в городах России обозначила необходимость использования программно-целевого подхода при реализации мероприятий по БДД. Для предупреждения и снижения ДТП с участием детей и ДДТТ осуществляются различные мероприятия разной направленности. Планируемыми результатами мероприятий являются: выработка устойчивого и правильного восприятия дорожной обстановки детьми и родителями, повышение знаний в части безопасного дорожного поведения, формирование сознательности людей, как участников дорожного движения, обеспечение учебно-методическими и материально-техническими средствами, используемыми в обучающем процессе детей основам БДД, стимулирование к повышению квалификации специалистов, обучающих детей основам безопасности дорожного движения.
Несмотря на реализуемую работу по обеспечению дорожной безопасности детей, удовлетворительной системой предупреждения дорожной аварийности с участием детей, действующей в России считать нельзя, в силу слабого материально-технического обеспечения для проведения занятий профориентационной направленности, отсутствия взаимодействующих систем разных учреждений и ведомств, занимающихся вопросами детской дорожной безопасностью и профилактикой ДДТТ, недостаточными мерами в части организации дорожного движения с целью сокращения ДТП с участием детей.
На сегодняшний день в г. Хабаровске реализуется ряд мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (БДД) детей и профилактике ДДТТ. Проводимые мероприятия связаны с повышением квалификации по БДД учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, организацией занятий с детьми на знание ПДД, пропагандой профилактики ДДТТ и безопасного поведения на дорогах, уличной рекламой БДД. Реализуемые мероприятия недостаточно информативны, так как идеи безопасного дорожного поведения предоставляются в устной форме. Для эффективного восприятия и понимания предоставляемой информации по безопасности движения детей на автомобильных дорогах необходимо, на наш взгляд использовать интерактивные методы.
Используемые методы по детской дорожной безопасности и профилактике ДДТТ в г. Хабаровске позволили сократить за период с 2020 года по 2022 год аварийность с участием детей на 43,5 %. Однако применяемые формы и способы не совершенны и их реализация не дает максимального предполагаемого эффекта. Так в дорожно-транспортных происшествиях в городе Хабаровске в 2022 году произошло 74 ДТП с участием детей, в которых получили ранения 77 детей, погиб 1 ребенок (таблица 1) [4]. Как показывает статистика, наибольшее количество ДТП с детьми происходит при участии их в качестве пешеходов и пассажиров.
Таблица 1 - Показатели аварийности с участием детей на автомобильных дорогах города Хабаровска за 2020-2022 гг.
2020 год 2021 год 2022г
Наименование показателя Количество ДТП Погибло/ ранено, чел. Количество ДТП Погибло/ ранено, чел. Количество ДТП Погибло/ ранено, чел.
ДТП и пострадавшие дети в возрасте от 16 до 18 лет 24 0/28 10 0/10 23 1/24
ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет 107 1/119 74 1/75 51 0/53
из них :
С участием детей пешеходов, 42 1/41 45 1/44 37 0/39
в том числе:
- на пешеходных переходах 25 0/25 15 0/15 20 0/21
- в темное время суток 0 0/0 0 0/0 6 0/6
С участием детей-велосипедистов 8 0/8 3 0/3 4 0/4
С участием детей-пассажиров, 53 0/65 25 0/26 10 0/10
в том числе:
- при нарушении водителями правил перевозки детей 10 0/11 6 0/6 4 0/4
Недостаточные мероприятия, на наш взгляд, проводятся в городе Хабаровске в части организации дорожного движения для снижения числа ДТП с детьми. Для достижения максимального эффекта по обеспечению дорожной безопасности детей необходимо определить и обозначить приоритетные направления в данном аспекте.
Для определения приоритетных направлений для повышения безопасности детей на автомобильных дорогах необходима информация о мнениях людей, имеющих детей школьного возраста.
Для получения информации от родителей детей-школьников проведено анкетирование, в анкете представлено для ответа 6 вопросов (рисунок 4).
.ШКЕТА Л.ТЯ ОПРЕЛЕТЕНП^ШЫШЖ ПРТЮНПХрП>1ХМЕРОПРИЯТИИ ПО
1. Какое in предложенные мероприятии, на Ваш взгляд, поможет снизить количество ДТП с участием детей? (выберЕате один вариант)
а) создание соииалшой рекламы всели Internet
б) сощаниг индивидуальных карточек безопасного маршрута от дома до шкоды для "учеников
в) введение ужесточения ограничения скорости движения вблизи детских образовательных
г) использование пешеходный светофоров по требование вблизи образовательных учреждений
д) создание специализированных предприятий для перевозки организованных групп детей под
¿.Каким способом ваш ре&енок до&нрает до школы?
4. Ваш ре5 енок дооира егсясииппягшло до шксчты иди б сопровождении взрослого
5. Имеется.из необходимостьпересечения npoexteiiчасти по наземно:чу пешеходному
переход}" д.ш ВашегореЗенка на пути от дома до школы и обратно?
6. Какими социальными сетями чаше всего пользуетесь?
Рисунок 4 - Анкета определения приоритетных направлений по обеспечению безопасности движения детей на автомобильных дорогах
В школах г. Хабаровска обучается 69 тысяч детей. Каждая вторая семья имеет двоих детей школьного возраста. Генеральная совокупность в данном случае составляет 46000 человек. В школах г. Хабаровска обучается 69 тысяч детей. Каждая вторая семья имеет двоих детей школьного возраста. Генеральная совокупность в данном случае составляет 46000 человек. Объём репрезентативной выборки для проведения анкетного обследования среди родителей равен 1803 человека, было опрошено 1892 человека в разных районах города Хабаровска, что удовлетворяет заданному критерию.
Согласно проведенному анкетированию приоритетные по повышению БДД детей распределились следующим образом: 39,89 % опрошенных хотели бы видеть обустройство пешеходных переходов светофорами по требованию, 19,86 % опрошенных высказались за создание индивидуальных карточек безопасного маршрута от дома до школы для учеников начальной школы , 17,25 % за создание социальной рекламы по безопасности дорожного движения детей в сети Internet (рисунок 5).
■ Создание социальной рекламы в сети Internet
I
■ Создание индивидуальных картоне« безопасного маршрута от дома до школы для учеников начальной школы
□ Введение ужесточения ограничения скорости движения вблизи детских образовательных учреждений
0 □ Использование пешеходных светофоров по требованию вблизи образовательных учреждений
■ Создание специализированных предприятий для перевозки организованных групп детей под муниципальным надзором
Рисунок 5 - Распределение мероприятий по повышению БДД детей по их приоритетности
В результате исследования выявлено, что большая часть детей (59,42 %) добирается до школы пешком (рисунок 6). В сопровождении взрослого добираются до образовательного учреждения в большей части дети в возрасте 7-10лет, с 11 лет дети в основном добираются до образовательного учреждения самостоятельно.
Рисунок 6 - Способ посещения образовательного учреждения детьми
Приоритетным мероприятием для повышения безопасности детей на дорогах большинство опрошенных считают обустройство пешеходных переходов светофорами по требованию в непосредственной близи от учреждений образования.
Обустройство пешеходных переходов относится к значимым разделам в области организации дорожного движения (ОДД), обеспечивающих удобство и безопасность движения пешеходов через проезжую часть дороги. Таким образом, для повышения детской дорожной безопасности, необходимо не только вести деятельность по пропаганде безопасного поведения на дороге, но осуществлять работы в области ОДД.
В настоящее время в городе Хабаровск функционирует 76 общеобразовательных организаций. На основе информации, полученной в результате обследования участков УДС и анализа дорожного движения в границах образовательных учреждений в г. Хабаровске выявлено, что у 43,42 % учреждений образования подходы оборудованы светофорами, у 44,74 % имеется знак 5.19.1 «пешеходный переход» (рисунок 7).
Рисунок 7 - Наличие ТСОДД на подходах к общеобразовательным учреждениям г. Хабаровска
Ряд школ (11,84 % от общего количества общеобразовательных учреждений) г. Хабаровска не имеют безопасных подходов, т.е. вообще не оборудованы техническими средствами ОДД (рисунок 8).
Рисунок 8 - Наличие ТСОДД на подходах к общеобразовательным учреждениям по районам г. Хабаровска
На основании данных исследований переоборудовать необходимо 50 пешеходных подхода (перехода) вблизи образовательных учреждений, 46 из которых необходимо оборудовать светофорами с вызовом сигнала по требованию. Данные мероприятия позволят организовать переход детьми дорог в близи образовательных организаций сформированными группами на разрешающий сигнал светофора, а не хаотично. Водители заблаговременно смогут среагировать и остановится на запрещающий сигнал светофора, нежели, чем увидеть ребенка-пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. В свою очередь обустройство пешеходных переходов с вызовом сигнала на улицах с постоянным транспортным потоком позволит детям-пешеходов безопасно переходить через дорогу, а водители смогут сэкономить время на ожидание перехода проезжей части пешеходами. Обустройство пешеходных переходов с помощью дорожных знаков, дорожной разметки на улицах с менее интенсивным движением позволит организовать переход дороги детьми-пешеходами в оборудованном месте, тем самым обеспечить их безопасность. В результате данного мероприятия вероятность снижения числа ДТП с участием детей в городе Хабаровске в год составит 77 %. Снижение социально-экономического ущерба от ДТП в ценах 2023 года составит 88,74 млн руб.
Таким образом, достижение положительных и долгосрочных социально-экономических эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и снижения аварийности с участием детей, возможно только на основе реализации приоритетных направлений повышения детской безопасности на автомобильных дорогах в условиях современного города с использованием комплексного подхода. Такой подход включает в себя не только учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль администрации, но также проведение технических мероприятий в области организации дорожного движения.
Источники:
1. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Европейском регионе ВОЗ 2019 : сайт. - URL : https://гибдд.рф/upload/ site1000/news/link/Doklad_VOZ.pdf (дата обращения 25.01.2023).
2. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах : аналитический обзор : сайт. - URL : https://media.mvd.ru/files/embed/ 4480509 (дата обращения 30.0.2023).
3. Результаты деятельности. Министерство внутренних дел российской Федерации : сайт. - URL : https://мвд.рф/dejatelnost/results (дата обращения 26.03.2023).
4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения : сайт. - URL : http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 25.01.2023).
5. ОДМ 218.6.025-2017 «Методические рекомендации по выбору эффективных некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). - Москва, 2020 . - 46 с.
6. Ёлгина Л. С. Детский дорожно-транспортный травматизм как социальная проблема и его профилактика / Л. С. Ёлгина / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы II Международной научно-практической конференции (г.Улан-Удэ, 06-07 декабря 2013 г.), 2013. С. 144-147.