Научная статья на тему 'Экономические и правовые основы управления автодорожным кластером Ростовской области'

Экономические и правовые основы управления автодорожным кластером Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОДОРОЖНЫЙ КЛАСТЕР / ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЛАСТЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташова А.Ф., Ткачева О.А., Гревцева Е.А., Жукова И.Б., Попова Э.М.

В статье рассматривается правовая и экономическая база управления региональными кластерами на примере автодорожного кластера Ростовской области. Мировой и отечественный опыт показывает, что кластеры способствуют повышению конкурентоспособности предприятий и региона, развитию новых технологий. Развитию кластеров способствует наличие системы правовых документов, регламентирующих управление региональными кластерами на государственном и региональном уровне. В статье дается краткая характеристика нормативно-правовой базы функционирования кластеров в России и Ростовской области. Анализируется система управления кластерами, подходы к оценке экономической эффективности кластеров и кластерной политики. В статье доказывается, что эффективность кластерной стратегии характеризует система показателей, ядро которых составляют экономические показатели, характеризующие долю производства кластера в объеме производства региона, выраженные через показатели добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баташова А.Ф., Ткачева О.А., Гревцева Е.А., Жукова И.Б., Попова Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и правовые основы управления автодорожным кластером Ростовской области»

Экономические и правовые основы управления автодорожным кластером Ростовской области

Баташова Анна Федоровна,

канд. экон. наук, доцент, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, rusbatashova@mail.ru

Ткачева Ольга Анатольевна,

канд. техн. наук, доцент, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

Гревцева Елена Анатольевна,

канд. экон. наук, доцент, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

Жукова Ирина Борисовна,

канд. экон. наук, доцент, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

Попова Эллада Михайловна,

канд. экон. наук, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

В статье рассматривается правовая и экономическая база управления региональными кластерами на примере автодорожного кластера Ростовской области. Мировой и отечественный опыт показывает, что кластеры способствуют повышению конкурентоспособности предприятий и региона, развитию новых технологий. Развитию кластеров способствует наличие системы правовых документов, регламентирующих управление региональными кластерами на государственном и региональном уровне. В статье дается краткая характеристика нормативно-правовой базы функционирования кластеров в России и Ростовской области. Анализируется система управления кластерами, подходы к оценке экономической эффективности кластеров и кластерной политики. В статье доказывается, что эффективность кластерной стратегии характеризует система показателей, ядро которых составляют экономические показатели, характеризующие долю производства кластера в объеме производства региона, выраженные через показатели добавленной стоимости. Ключевые слова: автодорожный кластер, правовая база реализации кластерной политики, экономическая эффективность кластеров.

Мировой и российский опыт показывает, что кластеры как группа территориально близких предприятий и организаций, взаимодействующих в одной сфере деятельности, являются эффективной формой региональных объединений, способствующей повышению конкурентоспособности региона и его экономическому росту. Участие кластеров в создании цепочки добавленной стоимости приводит к повышению уровня технологической базы, конкурентоспособности предприятий, включенных в кластер, что обеспечивается за счет внедрения новых технологий и оборудования, использования новых технологий управления и специальных знаний, получения возможности выхода на новые внутренние и международные рынки [1].

В Ростовской области действуют 8 кластеров, которые включены в реестр [2, 3]. Автодорожный кластер Ростовской области создан 2 февраля 2018 ода и объединяет АО «Донаэродорстрой», ООО «Шахтостроймонтажное управление» и Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Цель создания кластера - развитие отрасли в условиях возрастания нагрузки на автомобильные дороги и повышения требований безопасности дорожного движения. Ожидается, что инновационно-производственный кластер станет координирующей структурой, базой для разработки технических и технологических решений, обеспечит приток в отрасль профессиональных кадров, подготовленных в структурном подразделении Южно-Российского государственного политехнического университета - Шахтин-ском автодорожном институте (филиале) ЮРГПУ (НПИ).

В настоящее время можно выделить несколько нормативно-правовых актов, дающих определение промышленных кластеров, а также регламентирующих процессы их создания и функционирования. К ним относятся:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. В данном программном документе инновационная ориентация регионального развития связывается, в том числе с формированием «региональных производственных кластеров, которые ориентированы на высокотехнологичные производственные процессы в приоритетных отраслях, и сконцентрированы в урбанизированных промышленных регионах».

2. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], в которой впервые было заявлено о возможности «оказания финансовой поддержки тем субъектам РФ, которые активно содействуют развитию инноваций в экономике», включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов. В данном документе предусмотрено оказание государственной поддержки развитию инновационных территориальных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности и описаны конкретные мероприятия по их поддержке, которые включают:

- формирование системы управления кластерами с использованием современного опыта и привлечением специалистов по разработке бизнес-стратегий;

- обеспечение доступа к поддержке по линии госпрограмм;

- обеспечение взаимодействия с государственными компаниями;

- поддержку при выходе на внешние рынки, поддержку Российским экспортным центром и межправительственными комиссиями;

- устранение административных барьеров.

4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»[6], в котором:

- впервые дано определение кластера как совокупности промышленных субъектов, связанных экономическими отношениями в определенной сфере, имеющих территориальную близость и функциональную зависимость и находящихся на территории одного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ;

О £

Я

3

Г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

- четко разграничены полномочия органов государственной власти, которые устанавливают требования к региональным кластерам, специализированным компаниям, входящим в промышленный кластер, применяют стимулирующие мероприятия, и субъектов РФ, которые устанавливают дополнительные требования к региональным кластерам и специализированным компаниям, входящим в промышленный кластер, в целях стимулирования их деятельности за счет имущества и бюджетов субъектов РФ;

- устанавливается необходимость образования специализированной организации, которая осуществляет методическую, организационную, экспертно-аналитическую и информационную поддержку развития регионального промышленного кластера, стимулирование деятельности (в том числе финансовое) Правительством РФ.

Ряд нормативно-правовых актов регламентируют процессы создания и развития кластеров в регионах, к которым, в частности, относятся:

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года»;

2. «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [7].

Вопросы государственного финансирования инновационных территориальных кластеров в России регламентируются рядом постановлений Правительства РФ, в которых: описываются правила распределения и предоставления средств федерального бюджета на развитие инновационных территориальных кластеров в субъектах федерации; утверждаются виды финансируемых мероприятий и уровни софинансирования расходов субъектов РФ на эти цели.

Региональное законодательство представлено:

1. «Концепцией кластерного развития Ростовской области на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 12 марта 2015 г. №164.

2. Постановлением Правительства Ростовской области от 17 июля 2015 г. №465 «О порядке формирования и ведения реестра кластеров, кластерных инициатив Ростовской области»;

3. Постановлением Правительства Ростовской области от 18 февраля 2016 г. №104 «Об утверждении стратегий развития приоритетных территориальных

Рис. 1. Модель управления кластером

кластеров Ростовской области на 2016 - 2020 годы».

Как и любой сложный бизнес-субъект, кластер нуждается в эффективном управлении. Многообразие управляющих субъектов обуславливает высокую степень сложности системы управления в кластерах. В систему управления входят федеральные и региональные органы власти, муниципальные органы и центры развития кластеров, представители бизнеса и другие участники кластерных объединений [8, 9].

В кластерах, функционирующих в нашей стране, присутствует, как правило, трехуровневая система управления. Первый уровень - косвенное управление кластером (управляющие субъекты: органы государственной власти, крупные госкорпорации). На втором уровне управления осуществляется как прямое, так и косвенное управление (управляющие субъекты представлены региональными государственными управленческими структурами). Третий уровень - прямое управление. Управляющие субъекты -Совет кластера, координатор.

В организационной структуре промышленного, в том числе автодорожного инновационного кластера можно выделить самостоятельные, тесно связанные между собой блоки (рис. 1).

Ядро кластера представлено производственным блоком. Он включает коммерческие организации, которые участвуют в производстве конечного продукта, и связан с инфраструктурными блоками, а именно научно-образовательным и кадровым блоком, финансово-кредитным блоком, инвестиционным блоком, и с управленческими блоками, представ-

ленными государственными структурами как координаторами развития кластера в регионе, и управленческой структурой кластера.

Важным аспектом управления региональными инновационными кластерами является необходимость оценки эффективности их деятельности, возможности прогнозирования развития кластеров, что является одним их элементов системы снижения рисков неэффективной кластерной политики на региональном и государственном уровне.

Анализируя методические рекомендации по созданию и управлению кластерами можно выделить следующие группы показателей, которые используются для оценки эффективности кластеров (кластерной политики) [10].

В зарубежных рекомендациях, например, в «Руководстве по развитию кластеров», которое составлено экспертами проекта «EstRuClusters Development», финансируемого Евросоюзом, в качестве показателей эффективности реализации кластерной стратегии (стратегии по созданию, развитию и поддержке кластеров) предложены 4 группы индикаторов (таблица 1).

В российских исследованиях наиболее часто встречаются наборы показателей, характеризующих деятельность кластера в областях, представленных в таблице 2.

Таким образом, как отечественные, так и зарубежные подходы к оценке эффективности кластера похожи. Значительную проблему составляет отсутствие единой системы оценки эффективности кластеров и показателей мониторинга их деятельности, которое затрудняет про-

Таблица 1

Показатели эффективности реализации кластерной стратегии (зарубежные источники)

1 руппа Показатели

Производственные мощности, ресурсы и II база - сокращение затрат; - роем качества продукции и услуг счет еипергетического эффекта И упорядочения логистических процессов И внедрения П; - количество вовлеченных в деятельность кластера через у частие в программах профессиональной подготовки; - создание новых рабочих мест; - совместные проекты в области подготовки специалистов для кластера.

Ко нкуреитоспособ кость кластера - создание инновационной продукции в кластере; - повышение уровня производительности труда; - рост показателей производственно -финансовой деятельности; - уровень внедрения менеджмента качества в кластере.

Активность на внутреннем и внешнем рынках - рост показателей экспорта: - создание имиджа кластера: - количество вновь созданных в кластере предприятий: - величина привлеченных инвестиций. - количество совместных предприятий.

Сети сотрудничества - количество контактов и степень сотруднич ества с другими региональными кластерами; - число новых партнеров в кластере; - количество участников в совместных мероприятиях.

Таблица 2

Показатели эффективности реализации кластерной стратегии (отечественные источники)

Группа Показатели

Развитие человеческих ресурсов - количество человек, привлеченных в кластер; - количество программ, направленных на расширение сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений; - количество с г сеци ал исто в, которые прошли Профессиональную подготовку для работы В кластере.

Инновационное развитие - объем притока государственных и частных финансовых вложений в НИОКР в рамках кластера; - количество патентов, полученных компаниями, участвующими в кластере; - количество инновационной продукции, разработанной в кластере.

Развитие предпринимате льства - число участников кластера, - количество новых участников в кластере; - количество компаний, представляющих малый и средний бизнес в кластере.

Финансовые ресурсы - о Си,ем инвестиций, привлеченных ДЛЯ выполнения исследований и разработок в рамках кластера; - объем венчурных инвестиций.

Социальная активность - количество существующих и созданных кластерных ассоциаций.

Развитие интернационал изации - уровень продаж продукции кластера в зарубежных странах, - число совместных предприятий за границей.

Кластерное воздействие - доля кластера в ВРП или ВВП: - объем экспорта продукции кластера и его доля в объеме общего показателя экспорта территории: - показатель роста добавленной стоимости на уровне отдельных компаний и кластера в целом

цессы управления и прогнозирования развития кластеров, что является одним их элементов системы снижения рисков неэффективной кластерной политики на региональном и государственном уровне.

Безусловно, система показателей, характеризующих деятельность кластера должна охватывать различные аспекты положительного воздействия кластера на развитие региона, включая показатели социальной активности, уровень разви-

тия предпринимательства и развития человеческих ресурсов. Данные группы показатели являются наиболее очевидными и легко поддающимися учету. Наибольшую трудность включает оценка экономической компоненты кластерного образования. В данном случае наиболее оправдано использование показателя, который характеризует долю производства кластера в общем объеме производства региона, исходя из величины добавленной стоимости [11].

Показатели добавленной стоимости кластера и региона можно определять по аналогии с показателями добавленной стоимости предприятия.

ДС = ЗОТ + ОВФ + А + Н + П,

где ЗОТ - суммарные затраты на оплату труда (кластера, региона);

ОВФ - суммарные отчисления во внебюджетные фонды (кластера, региона);

А - суммарная амортизация основных фондов, нематериальных активов (кластера, региона);

Н - суммарные налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости (кластера, региона);

П - суммарная прибыль (кластера, региона).

В общем виде такой показатель определяется по формуле:

УПА = Добавленная стоимость продукции кластера / Добавленная стоимость продукции региона

где УПА - уровень производственной активности кластера.

Таким образом, правовой основой управления автодорожным кластером Ростовской области является система федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих процессы инновационного развития, создания и управления региональными территориальными кластерами. Организационно-экономической основой управления кластерами являются кластерные структуры управления, обеспечивающие прирост добавленной стоимости кластера и рост ее доли в суммарной добавленной стоимости региона.

Литература

1. Olga A. Tkacheva; Anna F. Batashova; Irina B. Zhukova; Anna A. Smakhtina; Mikhail Afanasiev. Creation of the Coal Technological Cluster as a Factor of Strategic Competitiveness of the Russion Coal Industry // Revista Espacios. - Vol. 38 (Ne 57), 2017.

2. Янченко О.А., Баташова А.Ф. Предпосылки создания кластеров в Ростовс-

0 3

В

S

г 2

сч cJ £

кой области / Перспективы развития Восточного Донбасса: материалы VII-й Международной и 65-й Всероссийской науч.-практ. конф., апрель 2016, г. Шахты / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГ-ПУ (НПИ), 2016.

3. Симонова Е.Е., Баташова А.Ф.О-ценка реализации кластерного развития Ростовской области / Развитие инструментов управления научной деятельностью: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 мая 2017 г., г. Уфа). В 4 ч. Ч.2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2018 г. N 1662-р // СПС Консультант Плюс.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р // СПС Консультант Плюс.

6. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года // СПС Консультант Плюс.

7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) // СПС Консультант Плюс.

8. Olga A. Tkacheva, Anna F. Batashova, Irina B. Zhukova, Anna A. Smakhtina and Raisa I. Naumenko. Cluster Model of Development as a Factor of Increase of Competitiveness and Innovational Potential of Coal Industry // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. - Vol. 11 No. 23, December 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Денисова А.Д., Баташова А.Ф. Мировой опыт создания и функционирова-

ния кластеров / Перспективы развития Восточного Донбасса: материалы VII-й Международной и 65-й Всероссийской науч.-практ. конф., апрель 2016, г. Шахты / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГ-ПУ (НПИ), 2016.

10. Захарова Л.А., Баташова А.Ф. Особенности мониторинга региональных кластеров // Международное научно-практическое периодическое сетевое издание «Форум молодых ученых». - Выпуск № 7(23) (июль, 2018).

11. Москвина А.В. Структура экономической добавленной стоимости муниципальных образований и экономический рост // Экономика и предпринимательство, 2015. - №12-1.

Economic and legal basis of Rostov region

road cluster management Batashova A.F., Tkachova O.A., Grevtseva E.A., Zhukova I.B. Popova E.M.

Road Shakhty Institute (branch) SRSPU (NPI) of M.I. Platov

The article deals with the legal framework for managing regional clusters on the example of Rostov region road cluster. World and domestic experience shows that clusters contribute to improving the competitiveness of enterprises and the region, the development of new technologies. The development of clusters is promoted by a system of legal documents regulating the management of regional clusters at the state and regional levels. The article gives a brief description of the regulatory framework for the functioning of clusters in Russia and the Rostov region. The authors analyzed cluster management system, approaches to assessing the economic efficiency of clusters and cluster policy. The article proves that the effectiveness of cluster strategy is characterized by a system of indicators, the core of which are economic indicators characterizing the cluster's share of production in the region's output, expressed in terms of value added indicators. The approaches to assessing the economic efficiency

of clusters and cluster policy are analyzed. Keywords: road cluster, the legal framework for the implementation of cluster policy, the economic efficiency of clusters.

References

1. Olga A. Tkacheva; Anna F. Batashova; Irina B. Zhukova; Anna A. Smak-htina; Mikhail Afanasiev. Creation of the Coal Technological

Cluster as a Factor of the Strategic Competitiveness of the Russion Coal Industry // Revista Espacios. - Vol. 38 (Ne 57), 2017.

2. Yanchenko O.A., Batashov A.F. Prerequisites

for the creation of clusters in the Russian region / Prospects for the development of Eastern Donbass: materials of the Vllth International and 65th All-Russian Scientific and Practical University. Conf., April 2016, Mine / South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov. -Novocherkassk: YuRSPU (NPI), 2016.

3. Simonova EE, Batashova AF Evaluation of the

implementation of cluster development of the Rostov region / Development of management tools for scientific activities: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (May 18, 2017, Ufa). In 4 hours. Part 2. - Ufa: MTSII OMEGA SAINS.

4. The concept of long-term socio-economic

development of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2018 N 1662-p // ATP Consultant Plus.

5. Strategy of innovative development of the Russian

Federation for the period up to 2020, approved by the decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 N 2227-p // ATP Consultant Plus.

6. Federal Law "On Industrial Policy in the Russian

Federation" No. 488-4>3 dated December 31, 2014 // ATP Consultant Plus.

7. Guidelines for the implementation of cluster

policy in the constituent entities of the Russian Federation (approved by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on December 26, 2008 N 20615-ak / d19) // ATP Consultant Plus.

8. Olga A. Tkacheva, Anna F. Batashova, Irina B.

Zhukova, Anna A. Smak-htina and Raisa I. Naumenko. Factor of the Growth of Competitiveness and Innovative Potential of Coal Industry // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. - Vol. 11 No. 23, December 2016.

9. Denisova A.D., Batashova A.F. World experience

of creating and functioning of clusters / Prospects for the development of Eastern Donbass: materials of the VIIth International and 65th All-Russian Scientific and Practical. Conf., April 2016, Mine / South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov. - Novocherkassk: YuRSPU (NPI), 2016.

10. Zakharova L.A., Batashova A.F. Features of monitoring regional clusters // International scientific and practical periodical network edition of the "Forum of Young Scientists". - Issue number 7 (23) (July, 2018).

11. Moskvina A.V. The structure of the economic value added of municipal formations and economic growth // Economy and Business, 2015. - №12-1.

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.