Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ГРЕЦИИ: ОТ КРИЗИСА К ВОССТАНОВЛЕНИЮ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ГРЕЦИИ: ОТ КРИЗИСА К ВОССТАНОВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Греция / инвестиции / государственный долг / ВВП / экономическая конвергенция / Greece / investment / public debt / GDP / economic convergence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирчев К.Д.

В статье анализируется влияние налогово-бюджетной политики и динамики номинального ВВП на соотношение государственного долга к ВВП Греции. Освещаются последствия экономического роста 2021-2022 годов, который привел к улучшению государственных финансов и ликвидации первичного дефицита. Рассматривается возвращение к первичному профициту, снижение долга к ВВП и роль инвестиций в восстановление экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND FINANCIAL PROSPECTS FOR GREECE: FROM CRISIS TO RECOVERY

The article analyzes the impact of fiscal policy and the dynamics of nominal GDP on the ratio of public debt to GDP in Greece. The consequences of economic growth in 2021-2022 are highlighted, which led to improved public finances and the elimination of the primary deficit. The return to primary surplus, the reduction of debt to GDP and the role of investment in economic recovery are considered.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ГРЕЦИИ: ОТ КРИЗИСА К ВОССТАНОВЛЕНИЮ»

УДК 338.1

Темирчев К.Д.

студент 1 курса Северо-Кавказский институт - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Пятигорск, Россия)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ГРЕЦИИ: ОТ КРИЗИСА К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

Аннотация: в статье анализируется влияние налогово-бюджетной политики и динамики номинального ВВП на соотношение государственного долга к ВВП Греции. Освещаются последствия экономического роста 2021-2022 годов, который привел к улучшению государственных финансов и ликвидации первичного дефицита. Рассматривается возвращение к первичному профициту, снижение долга к ВВП и роль инвестиций в восстановление экономики.

Ключевые слова: Греция, инвестиции, государственный долг, ВВП, экономическая конвергенция.

Ужесточение налогово-бюджетной политики и устойчивая динамика номинального ВВП снижают соотношение долга к ВВП. Сильный экономический рост, зафиксированный в 2021-2022 годах, проложил путь к более высоким, чем ожидалось, показателям государственных финансов в 2022 году, ликвидировав первичный дефицит (+0,1% ВВП), несмотря на значительные политические интервенции, принятые правительством Греции в течение года. Это развитие событий в сочетании с возвращением к первичному профициту с 2023 года и далее, резким снижением соотношения государственного долга к ВВП на 35 процентных пунктов за последние два года (2020-2022), накопленным денежным резервом и увеличением вклада ожидается, что инвестиции в рост

реального ВВП, поддерживаемые притоком средств из Федерального резерва в экономику Греции, будут способствовать восстановлению инвестиционного уровня в течение 2023 года. Согласно последнему отчету ELSTAT, финансовые показатели неожиданно улучшились. Правительство Греции отметило, что первичный баланс вернулся на положительную территорию, составив 0,1% ВВП (273 млн евро), превысив предыдущие оценки (бюджет Министерства финансов на 2023 год), согласно которым дефицит составлял 1,6% ВВП (3,4 млрд евро). Это замечательное улучшение в Первичный баланс, сократившийся на 4,8 процентных пункта по сравнению с 2021 годом, является одним из самых высоких среди Страны ЕС. Более высокие, чем первоначально ожидалось, показатели государственных финансов в 2022 году в основном объясняются превышением налоговых поступлений в сочетании с сильным восстановлением экономики, зафиксированным за последние два года (8,4% в 2021 году, 5,9% в

2022 году), факторами, которые способствовали созданию достаточного бюджетного пространства, что позволило достичь не допустить отклонения первичного баланса от целевого показателя, установленного в бюджете на 2023 год. Этот рост, по сравнению с предыдущими оценками, также подтверждается учетом доходов от ANFAs/SMPs. Ожидается, что Греция сохранит твердую приверженность бюджетной дисциплине, и в 2023 году планируется дальнейшее увеличение первичного профицита (по оценкам Программы стабильности на

2023 год, он составит 1,1%).

Согласно имеющимся предварительным данным об исполнении Государственного бюджета на модифицированной кассовой основе, первичное сальдо Государственного бюджета в 1 квартале 2023 года составило профицит в размере 3,1 млрд евро против целевого показателя первичного профицита в размере 28 млн евро, который был заложен в бюджет на 2023 год на тот же период.

Более конкретно, потребности в финансировании на 2023 год составляют 15,4 млрд евро, из которых 7,2 млрд евро приходится на расходы по обслуживанию долга и 4,7 млрд евро - на выплату процентов. Менее половины

финансовых потребностей государства на 2023 год будет покрыто за счет новых эмиссий, то есть в общей сложности на 7 млрд евро, в то время как 90% суммы (6,3 млрд евро) уже было привлечено в течение января-апреля за счет новых эмиссий сроком на 10 лет (3,5 млрд евро 17.1.2023) и 5-летний государственные облигации (2,5 млрд евро от 29.03.2023), а также возобновление выпуска 10-летних государственных облигаций (0,3 млрд евро в 19/4/2023). Факторы экономического роста в 2023 году: продолжающийся рост занятости, значительный инвестиционный вклад и повышение деловой уверенности.

В 2022 году Греция второй год подряд продемонстрировала значительный экономический подъем (в 2021 году - 8,4%), оставаясь устойчивой к неблагоприятным внешним шокам и сильному инфляционному давлению. Экономическая активность в Греции выросла на 5,9% в 2022 году более высокими темпами по сравнению со средними показателями по еврозоне и 27 странам ЕС (3,5%)., на фоне ранее возникших опасений рецессии в ЕС, резкого роста цен на энергоносители и продовольствие, ужесточения денежно-кредитной политики в ответ на устойчивую инфляцию и повышенную геополитическую неопределенность. Устойчивый экономический рост в 2022 году в основном объясняется: о более высокие, чем ожидалось, показатели экспорта услуг (9,9%), что связано с заметным оживлением туризма (в 2022 году доходы от туризма составили 17,6 млрд евро, что на 3% меньше, чем в 2019 году, а число прибывших туристов достигло 27,8 млн человек, что на 11,2% меньше, чем в 2019 году). о значительный рост частного потребления (7,8%), вносящий наибольший вклад в общий рост ВВП (5,3 п.п.), что подкрепляется продолжающимся ростом занятости и налоговыми мерами, принятыми для защиты домохозяйств от роста цен на энергоносители, а также значительным ростом инвестиций (11,7%) на фоне заметного оживления прямых иностранных инвестиций (2022 год: 7,22 млрд евро или 3,5% ВВП). Хотя ожидается, что реальный рост ВВП будет умеренным, несколько факторов вселяют оптимизм в отношении более высоких, чем прогнозировалось ранее, показателей роста в 2023 году. Основные факторы,

которые, как ожидается, будут способствовать более сильному темпы роста, по сравнению с предыдущими оценками, следующие:

Во-первых, в 2022 году условия на рынке труда продолжали улучшаться, среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 12,4%, что на 2,3 процентных пункта ниже, чем в 2021 году, в то время как занятость значительно выросла, увеличившись на 5,4%. Общая численность занятого населения превысила 4 млн человек в 2022 году, достигнув своего высокий уровень с 2011 года, в то время как безработным были сокращены на 14,2% по сравнению с 2021, достигая 585 тыс. человек. Более того, в 2022 году численность рабочей силы увеличилась на 2,5%. Продолжающееся улучшение условий на рынке труда наряду с налоговыми мерами, принятыми для защиты домохозяйств от резкого роста цен на энергоносители, и повышением минимальной месячной заработной платы до 780 евро (с 713 евро), вступившим в силу с апреля ожидается, что с 1 января 2023 года они поддержат внутренний спрос.

Во-вторых, индикатор экономических настроений (ESI), опережающий индикатор экономической активности, сохраняет свое долгосрочное среднее значение (100), превышая соответствующий ESI для еврозоны с мая 2022 года. ESI в Греции достиг 108,8 единиц в апреле 2023 года, в то время как соответствующий ESI в еврозоне достиг 99,3 в том же месяце. Рост ESI в последние месяцы в основном обусловлен улучшением ожиданий бизнеса в строительстве, за которым следуют розничная торговля и промышленность, в то время как доверие потребителей также значительно улучшилось. Более того, ожидания бизнеса в отношении занятости (индикатор ожиданий занятости (EEI)) в последние месяцы продолжали расти, резко увеличившись с ноября 2022 года.

В-третьих, значительный положительный эффект переноса на экономический рост в 2023 году, оцениваемый в 1,5 процентных пункта. Эффект переноса составляет рассчитывается как процентное изменение между уровнем реального ВВП в последнем квартале года и средним уровнем реального ВВП за год. Это эквивалентно среднегодовым темпам роста, которые были бы достигнуты, если бы уровень реального ВВП в каждом квартале следующего

года оставался равным уровню ВВП в последнем квартале предыдущего года. В четвертом квартале 2022 года (с учетом сезонных колебаний) реальный ВВП продолжил расти 10-й квартал подряд, увеличившись на 1,4% в квартальном исчислении, в то время как в годовом исчислении реальный объем производства увеличился на 5,2%.

В-четвертых, динамика роста инвестиций за последние три года, которая, как ожидается, сохранится и в 2023 году. В 2022 году инвестиции увеличились на 11,7%, что на 1,5 п.п. больше, чем в прошлом году. Рост инвестиций был заметен во всех категориях, но более заметен в жилищных инвестициях и других видах строительства (36,1% и 21,5% соответственно). Положительная динамика инвестиций в жилищное строительство (2020: 19%, 2021: 27.3%, 2022: 36.1%) синхронно с резким ростом цен на жилую недвижимость (2020: 4.5%, 2021: 7.6%, 2022: 11.1%, номинальные предварительные цифры). Ожидается, что дальнейшее расширение производства в ближайшие годы будет зависеть от инвестиций, поскольку Греция является одним из крупнейших бенефициаров программы RRF, в рамках которой страна уже получила в общей сложности 11 млрд евро. На данный момент в рамках кредитной линии RRF было подано 392 инвестиционных проекта с общим бюджетом 12,33 млрд евро, в то время как 617 проектов с общим бюджетом 17,86 млрд евро, включая НДС, уже одобрены и включены в программу грантов RRF. Аналогичным образом, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в 2022 году продемонстрировали самые высокие показатели за последние два десятилетия, достигнув 7,2 млрд евро (или 3,5% ВВП) по сравнению с 5,4 млрд евро в 2021 году (или 2,9% ВВП).

В-пятых, экспорт товаров и услуг стал основой экономического роста в 2022 году, увеличившись на 4,9%. В частности, экспорт товаров незначительно увеличился на 0,4%, в то время как экспорт услуг увеличился на 9,9%, в основном из-за высоких показателей в индустрии туризма. Напротив, импорт товаров вырос на 11,2%, а импорт услуг - на 7,2%. Несмотря на почти полное восстановление туризма до рекордного уровня 2019 года на самом высоком уровне процент покрытия дефицита торгового баланса за счет доходов от

туризма не превышал 45% по сравнению с 70-80% несколько лет назад. Увеличение торгового дефицита в 2022 году в значительной степени объясняется ухудшением условий торговли, поскольку в 2022 году цены на энергоносители резко выросли, а Греция является нетто-импортером энергоносителей.

В заключении, хочется отметить, что скорость экономического сближения приближается к среднему показателю по Европейскому союзу: разрыв в объеме производства и потенциальный ВВП. Реальный ВВП Греции на душу населения в 2022 году (основанный на паритете покупательной способности (1111С)) достиг уровня, зафиксированного в 2008 году, когда начался мировой финансовый кризис.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Современная Греция в мировой экономике и политике / Отв. ред. - Ю.Д. Квашнин. - М.: ИМЭМО РАН, 2013 - 184 с ISBN 978-5-9535-0381-5;

2. Greek economy - enterprise Greece [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. enterprisegreece.gov. gr/en/greece-today/why-greece/the-greek-economy;

3. Elstat - greek national statistical institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge4policy.ec.europa.eu/organisation/elstat-greek-national-statistical-institute_en;

4. 4th enhanced supervision review for Greece successful [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.naftemporiki.gr/english/1061224/4th-enhanced-supervision-review-for-greece-successful-commission-recommends-disbursement-of-anfas-smps/

Temirchev K.D.

Russian Academy National Economy and Public Service under President of Russian Federation (Pyatigorsk, Russia)

ECONOMIC AND FINANCIAL PROSPECTS FOR GREECE: FROM CRISIS TO RECOVERY

Abstract: the article analyzes the impact offiscal policy and the dynamics of nominal GDP on the ratio of public debt to GDP in Greece. The consequences of economic growth in 2021-2022 are highlighted, which led to improved public finances and the elimination of the primary deficit. The return to primary surplus, the reduction of debt to GDP and the role of investment in economic recovery are considered.

Keywords: Greece, investment, public debt, GDP, economic convergence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.