Научная статья на тему 'Экономические факторы коррупции на Северном Кавказе глазами молодёжи'

Экономические факторы коррупции на Северном Кавказе глазами молодёжи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кярамян В.К., Воронцова Г.В.

В работе рассмотрены региональные аспекты и особенности коррупции. Для исследования коррупционных проявлений проведена оценка важности системы мер по борьбе с коррупцией на Северном Кавказе во взаимосвязи с национальной стратегией по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические факторы коррупции на Северном Кавказе глазами молодёжи»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ГЛАЗАМИ МОЛОДЁЖИ

1 2 © Кярамян В.К. , Воронцова Г.В.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В работе рассмотрены региональные аспекты и особенности коррупции. Для исследования коррупционных проявлений проведена оценка важности системы мер по борьбе с коррупцией на Северном Кавказе во взаимосвязи с национальной стратегией по противодействию коррупции.

Ключевые слова коррупция, коррупционное проявление, противодействие коррупции, системные меры.

Явление коррупции, в той или иной форме, существовало на протяжении всей истории нашей страны. Борьба с коррупцией на сегодняшний день важна для большинства стран мира.

В нашей стране коррупция имеет многовековую историю. Однако, целенаправленную борьбу с ней правительство начало только во втором тысячелетии. Логично, что этот путь будет тернист, сложен, что результат будет виден не сразу. Антикоррупционные меры также требуют продуманных стратегических подходов [1].

Необходимость повышения антикоррупционной направленности при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы в нашей стране не вызывает сомнения. Возможность реализации столь серьезной задачи неразрывно связана с уровнем правосознания общества и правовой культуры в целом. Одним из основополагающих элементов правосознания является совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к коррупции во всех ее проявлениях, к законодательству о профилактике и противодействии коррупции.

Коррупция в современном мире рассматривается как деструктивный фактор общественной жизни, во многом определяющий состояние национальной безопасности любого государства, и как препятствие развитию реальной демократии. Для своего возникновения и широкого распространения она имеет многочисленные основания в политической, экономической, культурно-духовной, социально-структурной организации общества. Ее проявления в большей степени ощутимы в реальной социальной жизни, сказываются на ее уровне, степени защищенности граждан, обеспеченности их прав и свобод.

Коррупция представляет собой симбиоз монополии власти и полномочий государственных служащих в принятии решений. Последние воспринимают

1 Студент первого курса направления «Государственное и муниципальное управление».

2 Доцент кафедры Государственного и муниципального управления Института экономики и управления СКФУ.

свои должностные обязанности как коммерческий товар, что и составляет суть экономических проявлений коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти. Подобное поведение стало скорее нормой, чем исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты Северного Кавказа. Существующее ныне положение дополнительно осложняется весьма тяжелой ситуацией, сложившейся с коррупцией в правоохранительных органах СКФО [2].

Исследователи данной проблемы полагают, что коррупция вышла за пределы российской государственной управленческой системы и пронизала внутренние организационные структуры политической системы, взаимосвязи между ключевыми государственными институтами, между компаниями, отношения между государством и гражданским обществом.

И хотя коррупция выступает непременным атрибутом любого государства и общества, ее масштабы и угрозы интересам национальной безопасности существенно отличаются в различных странах. Значительный размах коррупционных процессов в России объясняется, прежде всего, сменой общественно-экономической формации. К сожалению, коррупционные схемы оказались встроенными в реальную систему управления в субъектах СКФО и стали его системообразующим признаком.

Анализ состояния коррупции на разных исторических этапах развития страны позволил исследователям выделить основные причины этого явления. К их числу относятся слабость государства, наличие в нем развитой «теневой» экономики, использование неполноценных методов приватизации, политическое лоббирование, разрушение системы социально-правового контроля за деятельностью госслужащих. Присутствие коррупционных отношений в системе государственного управления, в судебных и правоохранительных органах, отсутствие реальных механизмов защиты граждан от их воздействия ведут к росту недоверия населения в перспективность противодействия коррупции. Большая часть россиян убеждена в том, что все попытки обуздать ее либо обречены на провал, либо лишь имитируют противодействие ей, маскирующее истинные намерения «борцов» с ней.

Крайне опасной для общества становится тенденция привыкания к коррупции населения Северного Кавказа, которое не воспринимает ее однозначно как социальную патологию, а, порой, даже воспринимает ее как норму поведения в современном обществе.

Существует множество экономических причин, создающих фундамент для развития коррупции. В частности, дефицит местных бюджетов СевероКавказских республик сопровождается самыми высокими по стране размерами злоупотреблений в использовании бюджетных средств. Постоянное дотирование развития СКФО порождает иждивенческие настроения местных элит, в том числе, управленческих. Когда деньги есть только в бюджете, увеличивается стремление и готовность населения Северного Кавказа к экономической коррупции.

Переход от учебы к трудовой деятельности для многих молодых людей на Северном Кавказе осложнен высоким уровнем безработицы и коррупцией. Эти проблемы усугубляются растущей бедностью населения. На Северном Кавказе, самые низкие показатели молодежного развития по сравнению с другими федеральными округами. Кроме того, на Северном Кавказе молодежь сталкивается и со специфическими местными проблемами, такими как социальное и экономическое неравенство, политическая маргинализация, этническая и религиозная напряженность и конфликты.

Масштаб и глубина коррупции в системе образования на Северном Кавказе - самые большие по стране.

Для улучшения системы образования на Северном Кавказе очень важны помимо этого повышение прозрачности расходов и борьба с коррупцией. Необходимо распространить на регионы опыт более активного участия студентов в жизни своего факультета института в высших учебных заведениях в рамках пилотного проекта «Инновации в образовании» Российской Федерации. Это позволит повысить ответственность преподавателей и администрации учебных заведений и даст студентам возможность влиять на распределение стипендий, выплачиваемых по результатам успеваемости, и на учебный план. В северокавказских республиках следует, наконец, ввести систему внешних экзаменов для поступления в вузы.

Учитывая тот факт, что молодые люди на Северном Кавказе считают коррупцию в органах милиции такой же угрозой безопасности, как терроризм и религиозный экстремизм, необходимо как можно скорее установить минимальный уровень доверия между молодыми людьми и правоохранительными в регионе, в особенности в тех областях, где высок риск террористических атак и проявлений экстремизма. Такие инициативы нуждаются в сильной поддержке со стороны федеральных властей и должны быть адресованы тем областям, в которых возможно нарастание конфликта, таким как Кабардино-Балкария и Ингушетия [3].

В настоящее время в числе уже принятых мер следует отметить принятие специального федерального закона «О противодействии коррупции». На его основе региональные законодательные органы республик и иных административно-территориальных образований приняли свои законодательные акты, например: Закон Чеченской Республики «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» от 21 мая 2009 г. № 36-Р3 (ред. от 17 июня 2013 г.); Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 28 сентября 2010 г. № 100-УП; Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» от 13 марта 2009 г. № 1-РЗ; Закон Республики Дагестан «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» от 7 апреля 2009 г. № 21; Закон Краснодарского края «О противодей-

ствии коррупции в Краснодарском крае» от 23 июля 2009 г. № 1798-КЗ (ред. от 3 декабря 2013) и др. [4].

Содержание приведенных и иных нормативно-правовых актов свидетельствует, что мер, целенаправленно ориентированных на преодоление и пресечение «клановости» в этих законах не содержится. Региональными законами предусматриваются традиционные меры кадровой политики.

Например, в ст. 5 Закона «О противодействии коррупции в Чеченской Республике», которая озаглавлена «Основные направления деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления в Чеченской Республике по повышению эффективности противодействия коррупции» предусматривается:

п. 5) соблюдение антикоррупционных стандартов, установленных федеральным законодательством для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

п. 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности;

В ст. 7. Закона «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» предусмотрены запреты, связанные с замещением государственных и муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы.

В соответствии со ст. 8 и 8.1 указанного регионального закона и на основе федеральных антикоррупционных требований устанавливается контроль за доходами и расходами государственных служащих. Аналогичным по содержанию является региональное законодательство о противодействии коррупции и других республиках Северного Кавказа.

Очевидно, что соответствие регионального законодательства федеральному является обязательным. Однако, как представляется, пользы от такого регионального законодательства, которое лишь копирует федеральное, немного, поскольку никаких мер воздействия на особые проявления коррупции в условиях конкретного региона оно не содержит.

«Клановость», как представляется, имеет объективные основания, в числе которых, как представляется, выступают: относительная малочисленность коренного населения, низкий уровень образования основного населения, низкая мотивация получить высшее образование, а в ряде случаев -отсутствие материальной возможности его получить.

Следовательно, для решения проблемы «клановости» необходимо увеличивать потенциал «титульного» населения: формировать перспективную систему образования, способствовать получению коренным населением знаний в различных областях.

Но это лишь первый уровень системы мер по решению этой проблемы. Очевидно, что можно иметь прекрасное образование, но, тем не менее, не

добиться желаемой государственной должности. Поэтому следующий уровень должен выражаться в выработке объективных критериев кадрового отбора и неуклонном их соблюдении в кадровой службе.

Считаем, что важным фактором выступает так называемая «прозрачность» кадрового отбора, участие общественности, например, на уровне квалификационной комиссии по отбору кандидатов на ту или иную должность. В настоящее время существует Интернет-ресурс, позволяющий отследить появление вакансий в правоохранительных органах, органах государственной власти и местного самоуправления. Этот фактор, сам по себе, безусловно, положительный, тем не менее, обращение на ряд сайтов показало, что содержащиеся в них сведения устарели, а система заполнения необходимых полей при регистрации слишком сложная.

Следующим уровнем борьбы с «клановостью» должно стать, как представляется, особое нормативное регулирование кадровых вопросов в республиках Северного Кавказа. На сегодняшний день вопросы совместной работы родственников регулируются несколькими федеральными законодательными актами, в том числе: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Что характерно, федеральное законодательство довольно мягко регулирует вопросы подчинения родственников друг другу, допуская возможность совместного занятия трудовой деятельностью родственникам, в том числе, на руководящих должностях на государственной и муниципальной службе.

Таким образом, коррупция на Северном Кавказе требует применения системных мер, заключающихся как в законодательном регулировании, так и в установлении эффективных мер администрирования.

Список литературы:

1. Вартумян А.А., Идрисов Э.З. Понятие, сущность и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 1. - С. 322-325.

2. Идрисов Э.З. Исторические аспекты коррупции в России: модели отношения, общества и государства // Региональные политические исследования. - 2010. - № 3. - С. 100.

3. Сатаров Г.А. Как измерять и контролировать коррупцию / Г.А. Сатаров // Вопросы экономики. - 2013. - № 1. - С. 4.

4. Шишкарев С.Н. К вопросу о цели российской антикоррупционной политики / С.Н. Шишкарев // Россия и Восток. Проблема коррупции: пути междисциплинарного исследования: V Международная научная конференция. - Астрахань, 2012. - С. 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.