Научная статья на тему 'Экономические факторы функционирования и развития региональной финансово"бюджетной системы'

Экономические факторы функционирования и развития региональной финансово"бюджетной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОДСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Екатерина Ивановна, Дворядкина Е. Б.

Охарактеризован состав региональной финансово-бюджетной подсистемы, обосновано ключевое значение бюджета субъекта РФ среди ее элементов, а также рассмотрены проблемы формирования экономических факторов функционирования и развития региональной финансово-бюджетной подсистемыI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the structure of a regional financially-budgetary subsystem is characterized, key value of the budget of the subject of the Russian Federation among its elements is proved, and also problems of formation of economic factors of functioning and development of a regional financially-budgetary subsystem are considered

Текст научной работы на тему «Экономические факторы функционирования и развития региональной финансово"бюджетной системы»

УДК 332.1

О.А. Беликова, Е.Б. Дворядкина

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Представление региона в качестве сложной социально-экономической системы с идентификацией его воспроизводственных характеристик позволяет глубже проникнуть в суть экономических процессов, происходящих на его территории. А поскольку регион относится к классу управляемых систем, то системы управления воспроизводственными процессами, взаимодействуя с региональным рынком, обеспечивают целостность социально-экономических структур территории [1].

В структуре региональной социально-экономической макросистемы выделяется финансово-бюджетная система, представляющая собой совокупность финансово-бюджетных элементов, которая отражает существующие в регионе взаимосвязи этих элементов между собой и с элементами других подсистем.

Региональная финансово-бюджетная система - это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, формируемых и используемых в процессе финансовой деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления (рис. 1).

В структуре региональной финансово-бюджетной системы главное место отводится бюджетным фондам, которые включают бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. В соответствии с законодательством РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, который можно рассматривать в нескольких аспектах:

во-первых, бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых происходит распределение и перераспределение части стоимости валового регионального продукта;

во-вторых, бюджет субъекта РФ представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый, утверждаемый и исполняемый органами государственной власти субъекта РФ, предназначенный для обеспечения реализации функций и задач, возложенных на органы государственной власти субъекта РФ;

в-третьих, бюджет субъекта РФ - это компонент регионального хозяйства и собственности субъекта РФ, это компонент государственной казны субъекта РФ.

Рис. 1. Состав региональной финансово-бюджетной системы

Опираясь на проведенный анализ сущности финансовой системы в целом, региональной финансово-бюджетной подсистемы в частности и на концептуальные положения системного подхода к исследованию региона, мы рассматриваем бюджет субъекта Российской Федерации как ключевой компонент его финансово-бюджетной системы, оказывающий влияние на функционирование и развитие компонентов других региональных систем в процессе финансовой деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации в ходе воспроизводственного процесса. Такое положение бюджета в структуре региональной финансово-бюджетной системы обусловлено, на наш взгляд, следующими концептуальными характеристиками:

- бюджет субъекта РФ формируется и развивается в рамках функционирования воспроизводственного процесса на территории;

- бюджет субъекта РФ является формой функционирования и развития экономических денежных отношений, участниками которых выступают органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, домохозяйства;

- бюджет субъекта РФ представляет собой форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода и передачей ее в собственность субъекта РФ, ее использованием далее с целью удовлетворения потребностей региона как государственно-территориального образования;

- бюджет субъекта РФ является средством выражения коллективного общественного интереса на территории региона;

- бюджет субъекта РФ является компонентом консолидированного бюджета региона;

- бюджет субъекта РФ осуществляет перераспределение части национального продукта и национального дохода, части национального богатства между территориями внутри субъекта РФ (сглаживание пространственной поляризации), видами экономической деятельности, отдельными категориями населения;

- перераспределение национального дохода на региональном уровне бюджетными методами

в более значимой степени, чем у других элементов финансовой системы, определяется общественными потребностями регионального и муниципального уровня в воспроизводственном процессе в целом и конкретными задачами, стоящими перед обществом с учетом региональных и местных особенностей.

Региональная финансово-бюджетная система является структурным компонентом региональной социально-экономической системы, и процессы ее функционирования и развития происходят под влиянием разнонаправленных и разнокачественных факторов национального, регионального и локального уровней. С точки зрения целевых установок нашего исследования представляется целесообразным охарактеризовать факторы регионального уровня, формирующиеся в рамках различных систем региона. Мы считаем необходимым систематизировать факторы в разрезе подсистем региональной социально-экономической системы (см. рис. 2).

Совокупность всех факторов образует своеобразный механизм, под воздействием которого происходит функционирование и развитие финансово-бюджетной системы региона. Причем, одни факторы оказывают прямое воздействие, другие действуют опосредованно, усиливая или ослабляя влияние первых. В результате получается вектор, который движет процесс формирования консолидированного бюджета региона в определенном направлении и придает ему территориальную специфику. Изыскание возможности смягчить (нейтрализовать) влияние одних факторов и усилить (взять под контроль) другие оказывает позитивное воздействие на процесс функционирования и развития региональной финансово-бюджетной системы. Особому выделению подлежит то обстоятельство, что характер факторов изменяется с течением времени.

Остановимся подробнее на факторах, формирующихся непосредственно в рамках региональной экономической системы, что особенно важно с точки зрения воспроизводственного процесса (см. рис. 3).

Структура экономики региона может рассматриваться в самых разнообразных аспектах:

Рис. 2. Факторы функционирования и развития региональной финансово-бюджетной системы

Рис. 3. Экономические факторы функционирования и развития финансово-бюджетной системы региона

отраслевая, территориальная, технологическая и т. д. Кроме того, экономику региона можно рассматривать и как совокупность различных предприятий (организаций), взаимодействующих между собой и с органами регионального управления.

Эффективно функционирующие хозяйствующие субъекты в регионе играют важнейшую роль в региональной экономике, поскольку их деятельность выступает в качестве основы следующего:

- обеспечения регионального экономического роста;

- увеличения стоимости валового регионального продукта;

- создания возможностей функционирования органов государственной власти субъекта РФ и реализации ими своих задач (значительная часть консолидированного бюджета субъекта РФ формируется за счет налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами);

- обеспечения простого и расширенного воспроизводства, и т. д.

Рассмотрим в качестве примеров факторы, формирующиеся в региональной экономической системе Свердловской области. По совокупному экономическому потенциалу Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Промышленный комплекс, составляющий основу экономического потенциала Свердловской области, является одним из наиболее крупных в стране. Ключевые позиции в обрабатывающих производствах и в промышленном комплексе в целом продолжают занимать металлургический и машиностроительный комплексы. Свердловская область обладает высоким инновационным потенциалом. По объему отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции Свердловская область занимает пятое место в Российской Федерации - на предприятиях Свердловской области доля инновационной продукции в отгрузке составляет 10,1 % [2].

В Свердловской области активно происходит развитие малого предпринимательства. Удельный вес малых предприятий в общем объеме оборота организаций области в 2007 г. со-

ставил 30,3 %. Наибольшая доля вклада малых предприятий отмечалась в обороте организаций оптовой, розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -56 % от общего оборота предприятий этого вида экономической деятельности: в обороте гостиниц и ресторанов - 36 %; в строительстве -35,4 %; в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 31 %.

Отличительной особенностью отраслевой структуры промышленности Свердловской области является высокий удельный вес базовых отраслей - черной и цветной металлургии, машиностроения. Перекос в сторону базовых отраслей в структуре промышленного производства Свердловской области обусловил достаточно высокий коэффициент структурной неравномерности в промышленности, рост которого наблюдается в динамике. Опираясь на существующие производительные силы, Свердловская область продолжает поддерживать развитие наиболее конкурентоспособных отраслей, в частности металлургию, и тем самым усиливает зависимость экономического роста от них, а налоговых поступлений - от конъюнктуры мировых рынков металлов. Также в качестве сдерживающего фактора можно отметить недостаточную развитость кооперационных связей - доля собственного производства составляет в среднем 25 % от выпуска, большинство машиностроительных предприятий имеет полный цикл производства.

Существенным экономическим фактором является наличие большого количества моногородов: в Свердловской области из 47 городов 33 монопрофильные. Это пятое место среди регионов России. Большинство монопрофильных городов испытывают трудности социально-экономического развития. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от рынков труда и мо-нопрофильность, моноспециализация трудового персонала не позволяют рассредоточить высвобождаемый персонал, обеспечить сохранение уровня занятости. Специфическую проблему для градообразующих предприятий Свердловской области образует неразвитая производственная инфраструктура.

Важнейшей структурной проблемой промышленного комплекса Свердловской области является технологическая многоукладность. Преобладающими являются производства 3-го технологического уклада (железнодорожный транспорт, мартеновское производство, электроэнергетика, неорганическая химия, традиционное машиностроение, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность) и 4-го технологического уклада (органическая химия и полимерные материалы, цветная металлургия, нефтепереработка, приборостроение и точное машиностроение, традиционные производства ВПК, электронной промышленности).

Особое место в группе экономических факторов принадлежит инфраструктурным факторам. Сегодня можно констатировать недостаточный уровень развития энергетической

инфраструктуры в Свердловской области (высокий уровень физического и морального износа оборудования, низкая эффективность использования топлива, неравномерность роста энергопотребления по территории области и т. п.).

Факторы функционирования и развития региональной финансово-бюджетной системы находятся во взаимозависимости друг с другом, развитие одного часто определяется динамикой другого. В связи с этим, при анализе движущих сил развития финансово-бюджетной системы обязателен системный учет и анализ факторов. Совокупность факторов, формируемых в рамках региональных подсистем конкретного региона, обусловливает специфичность и уникальность региональной финансово-бюджетной системы, влияет на текущее ее состояние и динамику развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анимица, Е.Г. Срединный регион: теория, методология, анализ [Текст] / Е.Г. Анимица, А.А. Глумов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : одобр. Пост. Прав. Свердл. обл. № 873-ПП от 27.08.08 г. - Режим доступа: www.midural.ru

УДК 338.465

В.В. Глухов, В.В. Скворцов

ПРИНЦИПЫ SMART GRID В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ГОРОДА

Энергетическая инфраструктура - это инфраструктура жизнеобеспечения города. Ее основные ресурсы: электроэнергия, тепло, холодная вода, горячая вода, газ.

По каждому виду ресурса можно выделить генерирующую мощность, передающую сеть и потребителя. Рассматривая эту систему с позиций управления, можно отметить уровни управленческих контуров: - уровень локальных устройств;

- уровень элементов в сети отдельного ресурса;

- уровень отдельного ресурса;

- уровень энергетической инфраструктуры. Для каждого уровня характерны прямое

воздействие, обратная связь, возмущающие факторы.

Первоначальная организация потоков энергоресурсов формировалась по принципу однонаправленности от производителя к потребителю при максимальной возможной мощ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.