Научная статья на тему 'Экономические аспекты туризма как объекта управления'

Экономические аспекты туризма как объекта управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TOURISM / TOURISM ORGANIZATIONS / ECONOMIC IMPACT / ECONOMIC DEVELOPMENT / TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайтукова З.Х., Дзарасова А.К.

В данной статье рассматриваются экономические аспекты туризма как объекта управления. Труд в сфере туризма обладает специфичностью и существенными отличиями от деятельности работников, занятых в других отраслях экономики. Туризм отличается рядом присущих только этой сфере особенностей, вытекающих из специфики свойств услуг, которые предоставляются туристическими организациями. В связи с этим важно показать экономическое воздействие специфики туристических услуг на менеджмент туристической организации, а также определить глубину и направление развития управленческого инструмента, чтобы правильно решать те специфические проблемы, которые присущи этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF TOURISM AS OBJECT OF MANAGEMENT

This article discusses the economic aspects of tourism as a control object. Work in the tourism sector has the specificity and significant differences from the activities of workers employed in other sectors of the economy. Tourism has a number of inherent only in this area of the peculiarities arising from the specific properties of services that are available to tourism organizations. In this regard, it is important to show the economic impact of the specificity of tourism management of tourism organizations, as well as to determine the depth and direction of the development of a management tool to correctly solve those specific problems that are inherent in this field.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты туризма как объекта управления»

84

Экономические науки

УДК 338.48

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

Кайтукова З.Х., магистрант 2-го года обучения,

программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ

E-mail: z.kajtukova@mail.ru

Дзарасова А.К., магистрант 2-го года обучения,

программа подготовки «Управление проектами и программами»,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ

E-mail: alisa-2393@mail.ru

В данной статье рассматриваются экономические аспекты туризма как объекта управления. Труд в сфере туризма обладает специфичностью и существенными отличиями от деятельности работников, занятых в других отраслях экономики.

Туризм отличается рядом присущих только этой сфере особенностей, вытекающих из специфики свойств услуг, которые предоставляются туристическими организациями. В связи с этим важно показать экономическое воздействие специфики туристических услуг на менеджмент туристической организации, а также определить глубину и направление развития управленческого инструмента, чтобы правильно решать те специфические проблемы, которые присущи этой сфере.

Ключевые слова: туризм, туристические организации, экономическое воздействие, экономическое развитие, туристические услуги.

ECONOMIC ASPECTS OF TOURISM AS OBJECT OF MANAGEMENT

Kaytukova Z.H., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Taxes and tax consultation",

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Dzarasova A.K., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Project management and programs",

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz

This article discusses the economic aspects of tourism as a control object. Work in the tourism sector has the specificity

and significant differences from the activities of workers employed in other sectors of the economy.

Tourism has a number of inherent only in this area of the peculiarities arising from the specific properties of services that

are available to tourism organizations. In this regard, it is important to show the economic impact of the specificity of

tourism management of tourism organizations, as well as to determine the depth and direction of the development of

a management tool to correctly solve those specific problems that are inherent in this field.

Key words: tourism, tourism organizations, economic impact, economic development, tourist services.

Туризм в настоящее время воспринимается во всем мире как общественное явление, как массовый феномен, который проник во все области жизни человека и стал уже одним из важнейших факторов экономики.

В научных целях весьма важно уточнить понятие туризма и его составные элементы. По мере

развития туризма появлялись его различные понятия, однако точное определение туризма должно основываться на следующих характеристиках:

1. Туризм есть результат передвижения людей в места, находящиеся за пределами обычной среды.

2. Туризм - это путешествие, не включающее в

себя коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

3. Туризм - это временное передвижение, предполагающее возвращение туриста к месту постоянного проживания менее чем через 12 месяцев.

Современное понятие туризма, принятое ООН, заключается в том, что «туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физического развития человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства».

В Законе РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» введено следующее определение:

«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1].

Туризм проявляет себя в форме определенных услуг, что означает воздействие потребительной стоимости, выражаемое во благе или ценности (полезном эффекте), которые удовлетворяют соответствующие человеческие потребности. Действие таких услуг направлено как непосредственно на самого человека, а также на условия, в которых он находится. Создание услуг совпадает по времени с их потреблением. В числе услуг находятся, например, реализация туристических путевок, переезды, размещение и обслуживание людей в гостиницах, обеспечение питанием, организация концертных выступлений, посещение мест достопримечательностей и т.д. Услуга как товар, предоставляемый потребителю, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Величина стоимости услуги должна соответствовать сумме затрат общественного труда, который необходим для ее производства.

Труд в сфере туризма обладает специфичностью и существенными отличиями от деятельности работников, занятых в других отраслях экономики [2].

Туризм отличается рядом присущих только этой сфере особенностей, вытекающих из специ-

фики свойств услуг, которые предоставляются туристическими организациями. В связи с этим важно показать воздействие специфики туристических услуг на менеджмент туристической организации, а также определить глубину и направление развития управленческого инструмента, чтобы правильно решать те специфические проблемы, которые присущи этой сфере.

Важнейшая особенность туриндустрии как объекта управления проявляется в специфике туристического продукта, невозможности его отделимости от конкретного источника формирования. Если материальный товар может существовать независимо от своего производителя, то туристическая услуга не может быть отделена от своего источника создания. Кроме того, она не может быть складирована (отложена на запас).

Одна из особенностей туризма проявляется в том, что при реализации туристической услуги возрастает роль личностного аспекта, поэтому в менеджменте туриндустрии неизмеримо большее внимание следует отводить управлению персоналом, а также организации оптимальных межличностных отношений [3].

Следующей особенностью туризма является сильное влияние на его процессы со стороны заинтересованных потребителей.Туристское предприятие функционирует в окружении множества клиентов, оказывающих на него сильное и непосредственное воздействие. Следует также учитывать, что каждая из отдельных групп клиентов имеет свои обособленные интересы, не совпадающие с интересами других групп потребителей услуг. Туристские организации часто находятся в ситуации конфликтного взаимодействия участников в связи с тем, что есть различного рода противоречия интересов, например, владельцев гостиниц, местных жителей и приезжих туристов. Так, в туристских регионах возникают проблемы взаимодействия местных жителей и отдыхающих туристов. Нередко, местные жители при нарушении их интересов объединяются в сильную группу, выступая против туристической деятельности в регионе.

Вместе с тем нередко предприятия туриндустрии объединяют группы населения, заинтересованных в развитии туристических услуг, а также привлекают другие организации, участвующие

86

З.Х. КАЙТУКОВА А.К. ДЗАРАСОВА

в туристической деятельности, взаимодействуя с кредиторами, с органами власти, с муниципальными управлениями, с бизнесом и другими участниками [4, 8].

Если туристическая организация ставит перед собой масштабные цели, отвечающие дальнейшему социально-экономическому развитию региона, руководствуется его приоритетами и ценностями, то она способна обеспечивать баланс интересов между различными участниками этой сферы услуг и даже получать поддержку со стороны органов власти. Именно поэтому менеджменту в сфере туризма уделяется большое внимание:

- на уровне турфирмы должна проводиться стратегия прибыльной и эффективной деятельности;

- на уровне отдельного региона должна осуществляться политика, включающая, в том числе, методы планирования и координации деятельности всей туриндустрии. При этом в развитии туризма непременно должна участвовать общественность региона.

Специфика туристической услуги связана с особенностями туристического спроса, который не является однородным в связи со следующими основными причинами.

Во-первых, с неосязаемостью и несохраняемостью туристического продукта. Это создает сложность в работе менеджеров туристической фирмы в том, чтобы убедить каждого потребителя в выгодности приобретения именно услуги данной фирмы.

Во-вторых, разнообразие потребителей (клиентов, получателей) туристских услуг, что также является причиной неоднородности спроса. Новейшие методы сегментирования рынка туризма разделяют рекреантов в зависимости от их дохода, целей поездки, требований к туристским услугам, а также структуры семьи, возраста, образования, стиля жизни и др.

В-третьих, особенностью туристического продукта является зависимость его от социально-экономической ситуации в конкретном месте (в стране, регионе), что также создает различие в спросе на услуги туриндустрии. Среди социальных факторов имеют значение параметры условий жизни и труда, а также наличие достаточного

свободного времени. Возможности и условия современных демократических государств с сочетанием социальной направленности общества и рыночной экономикой очень полезно для развития туризма. В таком мобильном, образованном свободном обществе потребителей, несомненно, высок спрос на туристические услуги.

Менеджмент производителей услуг вынужден учитывать меняющиеся запросы и желания рекреантов, но главной и важнейшей частью туристского продукта, к которой он вынужден приспосабливаться, является природное предложение. Это условие для исполнителей туруслуг, предлагающих факторы природы, является самым главным признаком туризма. Предприятие туриндустрии обуславливает объемы услуг в зависимости с состоянием природно-климатических условий. Данная зависимость должна обязательно учитываться руководством туристических предприятий, ведь колебания спроса на предложения конкретных услуг могут существенно влиять на результаты функционирования всей фирмы.

Производственно-обслуживающий аспект туристической деятельности имеет явную зависимость от характера сезонных колебаний, что ведет к нестабильности занятости работников сферы туризма. Рассмотрим некоторые положительные и негативные стороны сезонности туризма для организаций в этой сфере.

Положительная сторона сезонности туризма заключается в стимулировании многопрофильного характера рабочих мест, обуславливая, что работники турфирм выполняют самые разные функции с учетом сезонных особенностей.

Негативная сторона сезонности туризма связана с порождением неравномерного распределения рабочего времени (наличие сверхвысокой занятости работников в туристический сезон и недостаточная трудовая загруженность их в межсезонье), что как следствие, приводит к росту удельного веса работников, не полностью занятых, а также к повышенной текучести кадров.

Следует отметить общую особенность туризма - это диверсифицированный межотраслевой комплекс объектов социально-бытовой инфраструктуры, который определяет значимость ту-

ризма как отрасли (сферы) экономики страны. В ней создаются новые материальные ценности, реализуемые в форме специальных товаров, а также выполняются и реализуются услуги по обслуживанию людей. В этой связи туризм имеет совокупность производственных и непроизводственных функций.

Туризм как диверсифицированный межотраслевой комплекс представляет собой туристическую индустрию - совокупность гостиниц, финансовых средств, объектов (транспортных,

связи и т.д.), организаций питания, развлечения и отдыха, предприятий познавательных, деловых, оздоровительных, спортивных и другого назначения.

Множество особенностей туристской сферы как объекта управления делают ее совершенно не похожей на другие отрасли, что указывает на то, что менеджерам такого бизнеса следует учитывать это и не переносить в него автоматически методы управления и опыт из других областей трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-Ф3.

2. БалаеваД.А., ДзарасоваА.К. К вопросу стратегического планирования предприятий туристской отрасли / В сб.: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе // Сб. статей Международной научно-практической конференции. В 3 ч. - 2016. - С. 13-15.

3. Кабисов М.Е., Балаева Д.А., ДзарасоваА.К. Туристско-рекреационное развитие региона: инвестиционный компонент / В сб.: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе // Сб. статей Международной научно-практической конференции. В 3 ч. - 2016. - С. 11-13.

4. Цабиев К.Р., БалаеваД.А. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления персоналом организации / В сб.: Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития // Сб. статей Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. - 2015. - С. 231-235.

5. Дзагоева М.Р., АйлароваЗ.К. Организация мониторинга производственных систем на микроуровне / В сб.: Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации. - 2014. -С. 49-55.

6. АгузароваЛ.А. Институциональная адаптация предпринимательских структур: Дис. ... канд. экон. наук. - Владикавказ, 2002.

7. АгузароваЛ.А. Мониторинг условий воспроизводства социально-трудового потенциала как инструмент модернизации экономики региона // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 3-2. - С. 133-136.

8. Агузарова Ф.С., Хидирова Э.А. Тенденции развития налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№ 3-3. - С. 407-410.

9. Агузарова Ф.С., ХохоеваЗ.В. Значение налогов в повышении инвестиционной активности в СевероКавказском федеральном округе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 836-839.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.