Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗ / БРЕМЯ АЛКОГОЛИЗМА / РЕАЛИЗАЦИЯ АЛКОГОЛЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ АЛКОГОЛИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Редько А.Н., Лебедева И.С., Губарев С.В.

Обобщающей стратегической целью любого общества является постоянное повышение индекса человеческого развития, составляющими которого являются: уровень жизни, продолжительность жизни, уровень образования, уровень экологической безопасности окружающей среды. Продуктивность играет решающую роль в экономическом росте и достижении стратегических целей общества (экономических, социальных, демографических, экологических). Алкоголь является препятствием для обеспечения социально-экономической продуктивности и чем выше уровень и продолжительность потребления алкоголя, тем сильнее выражен данный эффект. Основные последствия злоупотребления алкоголем в России включают: избыточную смертность, снижение продолжительности жизни и потери здоровья; деградацию социальной и духовно-нравственной среды; экономические потери, многократно превышающие доходы от производства и оборота алкоголя, а также разрушение человеческого потенциала. Экономическое бремя алкоголизма представляет собой значимую проблему для большинства стран мира, в том числе и для России. Экономическая стоимость бремени от алкоголизма огромна, но трудно измерима вследствие своей многофакторности. Согласно оценкам ВОЗ, связанные с алкоголизмом расходы для общества составляют 2-5 % ВВП. Схожие цифры публикует и НИИ Фармации ММА им. Сеченова - 647,7 млрд рублей в год, что эквивалентно 2 % ВВП страны. За последние годы в России достигнуты значительные результаты в сокращении потребления алкоголя (на 43 %), что явилось результатом грамотной государственной политики, однако требуется дальнейшее совершенствование механизмов регулирования производства и потребления алкоголя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Редько А.Н., Лебедева И.С., Губарев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF ALCOHOL CONSUMPTION BY THE POPULATION OF RUSSIA

The generalizing strategic goal of any society is a constant increase in the human development index, the components of which are: the standard of living, life expectancy, the level of education, the level of ecological safety of the environment. Productivity plays a decisive role in economic growth and the achievement of the strategic goals of society (economic, social, demographic, environmental). Alcohol is an obstacle to social and economic productivity, and the higher the level and duration of alcohol consumption, the more pronounced this effect. The main consequences of alcohol abuse in Russia include: excess mortality, reduced life expectancy and loss of health; degradation of the social and spiritual and moral environment; economic losses many times greater than income from the production and circulation of alcohol, as well as the destruction of human potential. The economic burden of alcoholism is a significant problem for most countries of the world, including Russia. The economic cost of the burden of alcoholism is enormous, but difficult to measure due to its multifactorial nature. The WHO estimates that alcoholism-related costs to society amount to 2-5% of GDP. Similar figures are published by the Research Institute of Pharmacy of the MMA named after. Sechenov - 647.7 billion rubles a year, which is equivalent to 2% of the country's GDP. In recent years, Russia has achieved significant results in reducing alcohol consumption (by 43 %), which was the result of a competent state policy, but further improvement of the mechanisms for regulating the production and consumption of alcohol is required.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ»

EDN: JTINUW

ИЖЙ0

А.Н. Редько - д.м.н, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия, redko2005@mail.ru,

A.N. Redko - doctor of medical sciences, professor, Head of the Department of Public Health, Healthcare and the History of Medicine, Kuban state medical university, Krasnodar, Russia;

И.С. Лебедева - к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия, kinnas@mail.ru;

I.S. Lebedeva - candidate of economics, assoc.prof., Department of Public Health, Healthcare and the History of Medicine, Kuban state medical university, Krasnodar, Russia;

С.В. Губарев - старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Краснодар, Россия, gs023@ya.ru,

S.V. Gubarev - senior lecturer, Chair of Public Health, Healthcare and History of Medicine, Kuban state medical university, Krasnodar, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ

ECONOMIC ASPECTS OF ALCOHOL CONSUMPTION BY THE POPULATION OF RUSSIA

Аннотация. Обобщающей стратегической целью любого общества является постоянное повышение индекса человеческого развития, составляющими которого являются: уровень жизни, продолжительность жизни, уровень образования, уровень экологической безопасности окружающей среды. Продуктивность играет решающую роль в экономическом росте и достижении стратегических целей общества (экономических, социальных, демографических, экологических). Алкоголь является препятствием для обеспечения социально-экономической продуктивности и чем выше уровень и продолжительность потребления алкоголя, тем сильнее выражен данный эффект.

Основные последствия злоупотребления алкоголем в России включают: избыточную смертность, снижение продолжительности жизни и потери здоровья; деградацию социальной и духовно-нравственной среды; экономические потери, многократно превышающие доходы от производства и оборота алкоголя, а также разрушение человеческого потенциала. Экономическое бремя алкоголизма представляет собой значимую проблему для большинства стран мира, в том числе и для России. Экономическая стоимость бремени от алкоголизма огромна, но трудно измерима вследствие своей многофакторности. Согласно оценкам ВОЗ, связанные с алкоголизмом расходы для общества составляют 2-5 % ВВП. Схожие цифры публикует и НИИ Фармации ММА им. Сеченова - 647,7 млрд рублей в год, что эквивалентно 2 % ВВП страны. За последние годы в России достигнуты значительные результаты в сокращении потребления алкоголя (на 43 %), что явилось результатом грамотной государственной политики, однако требуется дальнейшее совершенствование механизмов регулирования производства и потребления алкоголя.

Abstract. The generalizing strategic goal of any society is a constant increase in the human development index, the components of which are: the standard of living, life expectancy, the level of education, the level of ecological safety of the environment. Productivity plays a decisive role in economic growth and the achievement of the strategic goals of society (economic, social, demographic, environmental). Alcohol is an obstacle to social and economic productivity, and the higher the level and duration of alcohol consumption, the more pronounced this effect.

The main consequences of alcohol abuse in Russia include: excess mortality, reduced life expectancy and loss of health; degradation of the social and spiritual and moral environment; economic losses many times greater than income from the production and circulation of alcohol, as well as the destruction of human potential. The economic burden of alcoholism is a significant problem for most countries of the world, including Russia. The economic cost of the burden of alcoholism is enormous, but difficult to measure due to its multifactorial nature. The WHO estimates that alcoholism-related costs to society amount to 2-5% of GDP. Similar figures are published by the Research Institute of Pharmacy of the MMA named after. Se-chenov - 647.7 billion rubles a year, which is equivalent to 2% of the country's GDP. In recent years, Russia has achieved significant results in reducing alcohol consumption (by 43 %), which was the result of a competent state policy, but further improvement of the mechanisms for regulating the production and consumption of alcohol is required.

Ключевые слова: акциз, бремя алкоголизма, реализация алкоголя, потребление алкоголя, экономический ущерб от алкоголизма.

Keywords: excise duty, burden of alcoholism, sale of alcohol, alcohol consumption, economic damage from alcoholism.

Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе одной из основных угроз глобальному экономическому росту считают хронические заболевания, а алкоголь является фактором риска множества неинфекционных заболеваний (НИЗ), в том числе онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Экономическое бремя алкоголизма является значимой проблемой для большинства стран мира, в том числе и для России. Его величина огромна, но трудно измерима ввиду своей многофакторности и по оценкам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) составляет 2-5 % ВВП. По данным российских ученых минимальное суммарное бремя алкоголизма достигает более 647,7 млрд руб. в год (2 % ВВП). Прямые и непрямые затраты соотносятся 1:3. При этом 96 % прямых затрат формирует устранение клинических последствий алкоголизма, а оставшиеся 4 % связаны с непосредственным оказанием наркологической помощи (содержание в вытрезвителях, госпитализация в наркологические отделения) [14].

С точки зрения экономики злоупотребление алкоголем ведет к снижению производительности труда из-за прогулов работниками, неэффективности использования рабочего времени, презентеиизму, увеличению риска безработицы. Кроме того, алкоголь обусловливает дополнительные затраты из-за роста криминогенной составляющей - на обеспечение деятельности правоохранительных органов, а также рост социальных издержек в результате намеренного или случайного повреждения собственности. Получающиеся косвенные издержки в 4 раза выше, чем прямые затраты на здравоохранение на НИЗ, связанными с употреблением алкоголя [2].

Высокая приверженность к ЗОЖ выявлена лишь у каждого пятого взрослого. Низкий уровень приверженности ассоциируется с рядом социально-демографических характеристик населения и определяется высокой частотой «нездорового» питания, недостаточной физической активностью, курением и потреблением алкоголя. В мире от пагубного употребления алкоголя ежегодно умирают около 3 млн человек (5,3 % всех случаев смерти), с ним связано более чем 200 причин потерь здоровья, в том числе хронические неинфекционные заболевания. М.А. Мурашко отметил, что влияние употребления алкоголя на смертность среди мужчин составляет 75 %, среди женщин более 70 %. В современных условиях важное место занимают профилактические мероприятия, направленные на изменение поведенческих привычек, являющихся факторами риска НИЗ. Для снижения негативного социально-экономического влияния алкоголя необходимо не только снижение уровня его потребления, но и изменение самой модели потребления [16, 17, 23].

Последствия глобального экономического кризиса, хоть и в меньшей степени, но затронули и нашу страну. На их фоне возник целый ряд социально-экономических проблем, что неминуемо приводило к росту алкоголизации населения. Пьянство глубоко вошло в повседневную жизнь и является одной из основных составляющих свободного времени, досуга или отдыха молодежи. За последние 40 лет произошло существенное снижение возраста приобщения к алкоголю: с 16-17 лет в 1980-х гг. до 14-15 лет в наши дни. Негативное влияние на экономическую ситуацию оказало появление новой коронавирусной инфекцией и как следствие отмечен рост мирового потребления спиртного во время карантина [3].

В то же время само общество перестраивается. Молодые люди осознают и несут ответственность за свое здоровье. Профилактические меры государственной политики, направленные на борьбу с вредным употреблением алкоголя, в том числе рекомендованные ВОЗ, оказались особенно эффективны для поколений, родившихся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Стало модным быть «интересующимися трезвостью» [16].

На сессии Европейского регионального комитета ВОЗ министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко отметил, что изменение отношения общества к алкоголю - это длительный процесс, но пример Российской Федерации показывает, что это возможно. Россия твердо привержена концепции безопасного и безалкогольного Европейского региона ВОЗ и прилагает все усилия, чтобы воплотить эту концепцию в реальность [16].

В докладе ВОЗ за период 2003-2016 гг. отмечено снижение потребления алкоголя в России на 43 %, повлекшее за собой значительное увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Это явилось результатом целого ряда мер, принятых под руководством президента В.В. Путина, включая ограничение на продажу алкогольных напитков, снижение потребления нелегальной алкогольной продукции, продвижение принципов ЗОЖ [1].

Однако доля лиц, потребляющих алкоголь, все еще высока. Согласно докладу проекта «Трезвая Россия», к концу 2020 г. более 85 % (76 млн чел.) трудоспособных россиян употребляют спиртные напитки, а самыми популярными алкогольными напитками являются пиво (8,5 млрд л в год) и водка (1 млрд л в год); За два года число респондентов (18-23 года) употребляют алкоголь систематически (раз в неделю), выросло на 16 % и составило 53 % [10].

По данным Росалкогольрегулирования, в 2020 году, несмотря на карантин и другие ограничения из-за СО"УШ-19, продажи алкоголя практически не изменились - 219,2 млн дал, однако выросли продажи пива и в целом напитков брожения [12].

По данным Росстата в 2021 г. среди причин потребления алкоголя 73 % россиян называют традицию отмечать праздники со спиртным, 27,8 % - испытываемое в результате удовольствие, 25,3 % - чувство успокоенности; 2,4% всех опрошенных заявили, что «без этого просто невозможно жить»; 3,3 % признали, что им не хватает воли для того, чтобы бросить пить. Только 17,8 % опрошенных оказались абсолютными трезвенниками [19].

Хотя карантин и социальная изоляция являются наиболее эффективными мерами по сдерживанию пандемии коронавируса, психологи предупреждают, что потеря привычных социальных связей чревата проблемами, и чем дольше длится изоляция, тем хуже могут быть последствия - депрессия, тревожные расстройства и алкоголизм [4].

Поведенческие привычки являются отражением общественной жизни, которая регулируется законодательством. Согласно данным международного опыта профилактики и коррекции потребления алкоголя населением, эффективной мерой является практика специфического налогообложения - с увеличением цен и налогов на алкоголь его потребление уменьшается [22].

В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках нацпроекта «Демография» с 01.01.2019 реализуется Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья», который предусматривает создание среды, способствующей ведению здорового образа жизни, включая снижение потребление алкоголя. Один из основных показателей проекта - розничные продажи алкогольной продукции на душу населения к 2024 г. должны быть снижены до 6,00. Это, в свою очередь, должно повлиять на снижение дополнительных показателей: смертности женщин 16-54 лет, на 100 тыс. чел. к 2024 г. до 188,00 и мужчин 16-59 лет, на 100 тыс. чел. к 2024 г. до 530,00. В РФ, как показывают исследования, потребление зарегистрированных и незарегистрированных крепких алкогольных напитков тесно взаимосвязано с уровнем смертности и ожидаемой продолжительности жизни, в особенности среди мужчин трудоспособного возраста [17, 22, 23].

Согласно данным ВОЗ, ежегодное потребление алкоголя в РФ в 2019 г. составило 7,3 л чистого спирта на человека (население старше 15 лет), что значительно ниже, чем в Европейском союзе - 10,1 л чистого спирта на человека. В рейтинге ВОЗ по потреблению алкоголя 2021 г. лидируют Молдавия и Литва, а наша страна на 16 месте лишь немного опережая Австрию и Польшу. Однако в нашей стране высок уровень незарегистрированного потребления алкоголя, особенно крепких алкогольных напитков. Это подтверждается данными по розничным продажам алкогольной продукции, данными опросов по распространенности потребления самогона в сельской местности (изготовление самогона для собственных нужд является легальным, но незарегистрированным), а также данными о потреблении вместо алкогольной продукции спиртосодержащих жидкостей - лекарственных средств, ветеринарных средств, парфюмерно-косметической продукции [1, 11].

С 2008 по 2020 годы потребление алкоголя снизилось более чем на 40 % - с 15,7 до 9,1 л этанола на душу населения. Смертность от случайных отравлений алкоголем за этот

период сократилась на 60 % и существенно уменьшилась заболеваемость алкогольными расстройствами. Эту динамику министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко назвал результатом реализации Концепции госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения [16].

По оценкам ВОЗ, повышение потребительских цен на алкогольную продукцию - это один из самых эффективных механизмов, формирующих политику борьбы со злоупотреблением алкоголем. Однако, далеко не все меры ценовой политики равнозначны по эффективности. Это подтверждают данные о произошедших изменениях в структуре потребления алкоголя в Европейском регионе: с 1990 по 2018 гг. снизилось общее потребление среди взрослого населения (средиземноморские страны), сократилось потребление алкоголя подростками (в Западной Европе). Однако данная тенденция не универсальна. Так в Юго-Восточной и Центрально-Восточной Европе потребление алкоголя за тот же период увеличилось [21].

Налогообложение алкогольной продукции является основным механизмом государственного влияния на ее цену. Налог может взиматься на основании содержания спирта в продукте (специфическое налогообложение), общего объема продукта (унитарное налогообложение) или цены продукта (адвалорное налогообложение).

Широко применяется практика взимания акцизного налога. Помимо алкогольной продукции акцизом также облагаются табачная продукция (Германия, Великобритания, Франция), сахар, кондитерская продукция, чай, кофе, топливо, ювелирные изделия и т.д. Эти товары, как правило, не являются предметом первой необходимости; являются высокорентабельными и обладают низкими производственными издержками; их чрезмерное потребление наносит вред здоровью человека и окружающей среде.

В РФ ставки акциза значительно выросли: если в 2019 году ставка акциза на вина с защищенным географическим указанием составляла 5 руб./л и 18 руб./л. На остальные вина, то с 01.01.2020 применяется индексация ставок подакцизных товаров на уровень прогнозируемой инфляции (4 %). Кроме того, с 01.01.2020 г. расширен перечень подакцизных товаров. Среди подакцизных товаров с объемной долей этилового спирта до 9 %, являющихся исключением, самая высокая ставка предусмотрена по категории «Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 %» (таблица 1) [18].

Таблица 1 - Динамика ставок налога по некоторым видам подакцизных товаров, руб. за 1 литр

Виды подакцизных товаров 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, руб. руб. за 1л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 544 566 589 613 638

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 %, руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, за исключением, руб. за 1 литр: 435 542 471 490 510

Виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло 31 32 33 34 35

Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин, ликерных вин) 31 32 33 34 35

Игристые вина (шампанские) 40 41 43 45 47

Винные напитки 40 41 43 45 47

Сидр, пуаре, медовуха 22 23 24 25 26

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива 22 23 24 25 26

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 41 43 45 47 49

Совершенствование норм законодательства РФ является положительным фактором, повлиявшим на легализацию алкогольного рынка. Лица, осуществляющие закупку, хранение и поставки в данной сфере с 1 января 2016 г. должны оснащать технологическое оборудова-

ние средствами фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота алкоголя (ЕГАИС), для контроля его передвижения от производителя по цепочке через сеть организаций-оптовиков до розницы. С помощью ЕГАИС в 2020 году было обработано более 4,1 млрд бутылок алкоголя и заблокировано более 13,4 млн попыток продажи спиртного с нарушением.

По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступления в Консолидированный бюджет Российской Федерации от акцизов на алкогольную продукцию в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличились на 3,9 млрд руб. (на 1,0 %) и составили 376,3 млрд рублей (2019 г. - 372,4 млрд рублей). Наибольший прирост отмечен от слабоалкогольной продукции, хотя ее доля в структуре мала. В структуре поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2020 г. половину (51,5 %) занимает алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% - 193,7 млрд. руб. (снижение на 3,3 %), на втором месте (43,4 %) пиво и пивные напитки -163,4 млрд руб. (рост на 6,9 %), на долю винодельческой продукции (за исключением вина ликерного и винных напитков с добавлением этилового спирта) приходится 4,0 % - 15,1 млрд руб. (снижение на 6,2 %), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % формирует 0,7 % поступлений - 2,6 млрд. руб. (рост на 32,3 %), наименьший объем поступлений (0,4 %) формируют сидр, пуаре, медовуха - 1,6 млрд руб. (рост на 24,7 %). В целом доходы федерального бюджета от акцизов в 2020 г. составили 905,4 млрд руб., что в 9 раз превышает показатель 2010 г.

Схожие системы косвенного налогообложения построены в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Самая высокая ставка акциза отмечена в Кыргызской Республике (350 сомов за 1 л = 310,94 руб.) при объеме потребления 4,0 л. Самая низкая ставка акциза - в Казахстане (600 тенге за 1 л = 107,4 руб.), здесь и самый низкий объем потребления 3,7 л. Немного выше объем потребления (3,8) в Армении при ставке акциза 50%, но не менее 900 дра-мов за 1 л = 126 руб. Самый высокий объем потребления в Республике Беларусь - 10,6 при ставке акциза 5,28 белорусских ру6. за 1 л =151,93 руб. (учитывались данные ВОЗ за 2019 при объёме потребления в России 7,3 и конвертации по курсу на 24.03.2021 г.) [11, 20].

Еще в XVII в. Уильям Петти говорил, что акцизный налог способствует отображению сведений о богатстве государства, одновременно являясь естественным способом обогащения, а ценность налога заключается в его способности располагать к бережливости.

Однако опыт повышения акцизов с целью сокращения потребления населением алкогольной продукции показывает бурное развитие нелегального производства спирта, что наносит еще больший вред здоровью.

В докладе spiritsEUROP касающемся предложенных в Шотландии ценовых мер направленных на сокращение потребления алкоголя приходят к выводу, что принятая в мае 2012 г. законодательная инициатива (весь алкоголь, продаваемый в Шотландии, должен продаваться по цене не менее 50 пенсов (0,63 евро) за единицу (единица алкоголя в Великобритании составляет 8 г или 10 мл)) в рамках стратегии «Изменение отношения Шотландии к алкоголю: основа действий» (опубликованной в 2009 г.) никоим образом не уменьшит долю населения, злоупотребляющего алкоголем, представляет собой незаконный барьер для торговли, приведет к развитию недобросовестной конкуренции на рынке алкогольной продукции, негативно отразится на общеевропейском рынке и в конечном счете повлияет на подавляющее большинство покупателей не злоупотребляющих алкоголем [5].

Налог не может провести различие между злоупотреблением алкоголем и ответственным поведением и, следовательно, неэффективен в борьбе со злоупотреблением алкоголем. Налоги очень мало влияют на злоупотребление алкоголем, однако высокие налоги влекут за собой непредвиденные последствия, такие как усиление стимулов для процветания неформальных и нерегулируемых рынков. Наиболее сильно пьющие/злоупотребляющие алкоголем наименее реагируют на изменение цен. Таким образом, самые заядлые алкоголики, как правило, продолжают употреблять алкогольные напитки, даже если они стоят дороже. Менее обеспеченные алкоголики пытаются поддерживать потребление алкоголя, либо переходя на

более дешевые напитки той же или другой категории, либо обращаясь к нерегулируемому рынку (запрещенные напитки, которые потенциально небезопасны). С другой стороны, умеренно пьющие, а их подавляющее большинство, лучше реагируют на изменения цен и поэтому, вероятно, сократят свое потребление после повышения цен, что, в свою очередь, может привести к уменьшению пользы для здоровья [5].

Налогообложение алкогольной продукции и другие меры налогово-ценовой политики с одной стороны позволяют формируют национальный доход, а с другой способствуют сокращению потребления алкоголя и вреда от него. Однако, воздействие этих мер варьируется в зависимости от типа рыночной структуры, а получение ощутимого эффекта от них наступает не сразу и требует времени [2].

Эффективно нацеленные на дешевый алкоголь, минимальные цены за единицу продукции являются мерой по сокращению неравенства в отношении здоровья, поскольку бремя вреда от потребления алкоголя особенно сильно ощущается низшими социально-экономическими группами, которые, как правило, более чувствительны к изменениям цен [2, 21].

Общественный омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере регулирования производства и оборота подакцизных товаров И.Б. Косарев в докладе Президенту отмечает, что ставка акциза на 1 литр чистого спирта в России является одной из самых высоких в мире по отношению к среднему доходу на душу населения (1,7 %) при среднем значении 1,3 %. Самый низкий показатель в Германии и Австрии - 0,9 % и 0,8 %, однако объем потребления алкоголя в Австрии (11,6) сопоставим с Российским (11,7), а в германии он самый высокий среди указанных стран - 13,4 (рисунки 1 и 2) [3, 11, 13].

Рисунок 1 - Ставки акциза за 1 литр чистого спирта и средний доход на душу населения в некоторых странах (по состоянию на 2020 г.). (составлено авторами)

По данным Национального союза защиты прав потребителей, за 2021 год в российской рознице алкогольных напитков произошли существенные изменения. Наибольшими темпами росли продажи слабоалкогольных напитков - рост на 55,4 %, до 11 млн дал, также возросли продажи шампанских и игристых вин на 6,9 % до 18,4 млн дал, коньяка на 4,8 %, до 12,2 млн дал, при этом отмечено снижение по продажам тихих вин на 0,7 % до 52,9 млн дал, сократился спрос на водку на 0,9 % до 71,9 млн дал. В целом объем розничной продажи алкогольной продукции снизился на 0,7 % до 212,8 млн дал [25].

Рисунок 2 - Отношение ставки акциза к среднему доходу на душу населения и объемы потребления алкоголя в некоторых странах (по состоянию на 2020 г.)

(составлено авторами)

На снижение спроса, по мнению Национального Рейтингового Агентства, повлияли высокие акцизные ставки, ограничения торговли и рекламы. В 2021 году цены на водку росли медленнее, чем на остальной алкоголь, но акциз на нее бал проиндексирован (ежегодно на 4 %), минимальная цена закупки этилового спирта из пищевого сырья увеличилась на 16 %. На потребление водки также влияет растущая доля населения, придерживающегося принципов здорового образа жизни. Наибольший объем потребления алкоголя в 2021 г. зафиксирован в Чукотском автономном округе, Республике Коми и Сахалинской области. Самый низкий показатель отмечен в Чечне, Ингушетии и Дагестане, но нужно учитывать сохраняющиеся там традиции домашнего виноделия [10].

В целом сохраняется благоприятная тенденция, однако быстрые темпы роста продажи слабоалкогольных напитков вызывают опасения у экспертов. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) В.И. Дробиз отмечает, что из-за ликвидации винных напитков (которые по новому закону должны называться «не вином») примерно 8 % женщин перешли не на более дорогое вино, а на пиво и слабоалкогольные напитки. Около 70 % пива выпивают молодые люди в возрасте 18-35 лет. С 2008 по 2018 г. отмечалось снижение потребление пива почти на треть, поскольку с 1990 по 2002 г. в стране наблюдался демографический кризис, но сейчас подросло поколение рожденных после 2002 г. и они выходят на алкогольный рынок увеличивая потребление пива.

Заместитель министра финансов А.В. Сазанов на итоговой коллегии Росалкогольрегу-лирования отметил, что в 2020 г. продажи пива и в целом напитков брожения выросли на 4,3 % и достигли 759,5 млн дал, поступления акцизов от пивоваренной отрасли выросли на 7 % (на 11 млрд руб.) - рекордный показатель за пять лет. Президент Союза производителей алкогольной продукции И.Б. Косарев, в свою очередь, отмечает, что продажи джина, как и текилы, растут из-за изменения потребительских вкусов: молодежь пьет меньше чистой водки и предпочитает коктейли [12, 24].

За последние пять лет ставка акциза на крепкий алкоголь увеличена более чем в два раза. Однако повышение акцизов стимулирует рост нелегального оборота алкоголя. На примере 2017-2019 годов мы видим, что фиксация ставки акциза (523 руб.) способствовала росту легальности рынка (рост объем легального производства водки на 4,8 % - с 79,8 до 83,6 млн де-

калитров) и увеличению поступлений в бюджет на 7 % - с 187 млрд руб. в 2017 до 200,3 млрд руб. Последующее увеличение ставки акциза на 4 % до 544 руб. привело к снижению поступлений в бюджет на те же 4 % до 192,4 млрд руб. и снижению объема легального производства на 5 % до 79,5. В 2020 г. легальность рынка равнялась 68 %. Потери бюджета - около 100 млрд рублей. Фиксация ставки налога позволит довести уровень легальности рынка до 90 %. При таком уровне легальности и применении ставки 2019 г. доходы бюджета выросли бы на 27 % (244 млрд руб.) [12, 13, 18].

Экономистов уже давно интересовали вопросы эффективности повышения налоговых ставок. Считается, что основоположником выведенной зависимости между ростом налоговых ставок и поступлений в бюджет является американский ученый А. Лаффер. Но пример кривой уже приводился ранее в исследованиях Кейнса. Кроме того, сам экономист утверждал, что этот принцип присутствовал еще в трудах средневекового арабского ученого Ибн Хальдуна. Основной концепцией теории является установление оптимального размера налогообложения, при котором поступления в казну были бы максимальными. Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов, однако дальнейший рост подрывает стимулы к производственной деятельности. Подтверждение этой теории мы видим на практике - увеличение акцизов на алкоголь приводит к увеличению теневого оборота и снижению акцизов. В то же время растет потребление нелегального алкоголя, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан.

Еще одной проблемой является организация легальной торговли на рынке алкогольной продукции. В период 2012-2017 гг. в связи с ужесточением требований количество магазинов с лицензией на розничную продажу алкоголя резко сократилось (с 305 до 215 тыс.ед.), что привело к росту теневого сектора. Большая часть нелегальных продаж приходится на нелицензионную розницу. В 2020 г. стране насчитывалось более 560 тыс. магазинов, торгующих продуктами питания, меньше половины из них (219 тыс.) имеют лицензию на розничную продажу алкоголя. Из 160 тыс. сельских населенных пунктов в 45 % нет магазинов с такими лицензиями, их жители вынуждены искать альтернативу. Объемы потребления нелегальной водки 17 млн декалитров (48 %), самогона - 14 млн декалитров (39 %), спиртосодержащих жидкостей и суррогатов - 5 млн декалитров (13 %). Соответственно необходим пересмотр механизма лицензирования торговых точек [12, 13].

По данным экспертов Group-IB Digital Risk Protection, четвертый год подряд оценивающих оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя, наблюдался активный рост «теневого» рынка: в 2017 г. - 1,7 млрд руб., в 2018 г. - 2,1 млрд руб., в 2019 г. - 2,5 млрд руб. Оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете в 2020 г. оценивается в 2,5 млрд. руб. [6].

В структуре каналов нелегальных продаж алкоголя доля интернет-торговли составляет около 7 %. Ограничения на дистанционную торговлю алкоголем не позволяют добросовестным производителям вести бизнес в динамичной среде. При этом объемы продаж бутлегеров, несмотря на запретительные меры, продолжают расти. Досудебная блокировка сайтов, введенная в 2017 году, не дала существенных результатов. Количество запросов на покупку алкоголя онлайн в 2020 г. по данным Яндекс составило 64 тыс., а ежегодный рост запросов на покупку алкоголя в Интернете составляет 30 %. Алкодилеры перевели свой бизнес в социальные сети и мессендже-ры, где пока из-за пробелов в законодательстве чувствуют себя абсолютно безнаказанно.

В 2020 году рынок алкоголя фактически остался на прежних объемах, в первую очередь из-за ограничений, связанных с пандемией, и сокращения поставок для корпоративов, праздников и других массовых мероприятий, а также для небольших питейных заведений и торговых точек. С одной стороны, самоизоляция и ограничения на офлайн-торговлю привели к увеличению количество поисковых запросов на онлайн-покупку алкоголя с доставкой в 2 раза, а с другой - покупатели чаще заказывали алкоголь не для корпоративов, дружеских застолий или семейных праздников, а исключительно «для себя». Пик пришелся на первую волну коронави-руса - в апреле 2020 г. число поисковых запросов «купить алкоголь с доставкой» в 4 раза выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главным источником таких ал-

козакупок стали Instagram и Telegram - по объему продаж соцсети и мессенджеры уже обошли традиционные онлайн-ресурсы, хотя в случае с алкоголем клиенты фактически покупают «кота в мешке» и рискуют своим здоровьем еще больше [6].

По данным специалистов Digital Risk Protection Group-IB в 2020 г. среднее посещение сайта, продающего алкоголь с доставкой, составляет 120 пользователей в день или 3600 человек в месяц. При минимальной конверсии 1 % и средней цене покупки 1250 руб. 2000 интернет-магазинов зарабатывают от 90 млн руб. в месяц - более 1,08 млрд руб. в год [6].

Активная миграция подпольных продавцов в мессенджеры, мобильные приложения и социальные сети, начавшаяся еще в 2019 г., в период пандемии ускорилась. По состоянию на конец декабря 2020 г. сотни групп и аккаунтов в социальных сетях уже занимались открытой продажей алкоголя в обход действующего законодательства. За год число крупных аккаунтов в Instagram этого сегмента выросло более чем в 2 раза - до 100 групп. Кроме того, в Telegram выявлено более 50 активных каналов и групп (в 2019 году их было 30), общее количество их подписчиков составляет более 160 000 человек. Для удобства покупателей используются специальные чат-боты для обработки заказов, доставки или оформления крупных партий. [6]

За последние годы, особенно в период ковидных ограничений, произошло много изменений касающихся дистанционной продажи товаров и услуг. Так, например, были внесены изменения в законодательные акты, касающиеся реализации лекарственных средств. Теперь граждане могут приобретать с доставкой на дом обычными курьерскими службами, сотрудниками без специального фармацевтического образования лекарственные средства, в том числе рецептурные (только на основании электронного рецепта) за исключением сильнодействующих, психотропных и наркотических веществ, в условиях эпидемии или ЧС. В отношении легализации продажи алкоголя много спорных вопросов, но шаги в этом направлении необходимы.

В 2007 году продажа спиртного через интернет в РФ была ограничена специальным постановлением правительства. Безусловно, за 15 лет многое изменилось и поправки в законе необходимы, но они вызывают много споров. Противниками легализации электронной торговли спиртными напитками являются Роспотребнадзор и Минздрав: поправки к закону подрывают основные принципы политики здравоохранения РФ. Экономисты на эту ситуацию смотрят иначе. Так президент ассоциации компаний интернет-торговли А.В. Соколов говорит, что снятие запрета может стимулировать настоящий бум в сегменте e-commerce: это повысит продажи продуктов питания при покупке еда+алкоголь. Кроме того, легализация продажи алкоголя через интернет уничтожит черный рынок алкоголя. Следовательно, гораздо эффективнее грамотное регулирование рынка спиртных напитков, а не политика ограничений и запретов. Такую позицию разделяют в Минфине и Минсельхозе. В 2017 г. Минфин подготовил и в октябре 2019 внес на рассмотрение законопроект о легализации продажи алкоголя онлайн. Предполагалось прохождение трех этапов. С 1 января 2020 г. закон должен был разрешить торговлю спиртным (вина и игристые вина) через интернет-магазины для оптовиков и производителей. При этом вина в обязательном порядке должны быть защищены географическим указанием и наименованием места происхождения. С начала 2021 г. предполагался второй этап перехода - к продавцам должны были подключиться сельхозпроизводители спиртных напитков. Список алкоголя планировали расширить, включив в него пиво и напитки на его основе, а также сидр, медовуху, пуаре и другие. На третьем этапе, который должен был стартовать с начала 2023, к обороту алкоголя в интернете хотели подключить и розничные сети. А уже следующим пунктом в планах было добавление крепкого алкоголя в список разрешенных спиртных напитков. Однако, в сентябре 2020 г. заявили, что предложенный законопроект о легализации пока не будут рассматривать, поскольку сейчас он не актуален. О сдвиге старта онлайн-продаж алкоголя сообщил и Минпромторг. На данный момент вопрос снят с повестки дня на неопределенное время [15].

После того, как рассмотрение законопроекта было отложено, Минфин предложил начать эксперимент о продаже российские вин через специализированный онлайн-ресурс «Почты России». В эксперименте задействуют 3 региона: Москву, Московскую область и Респуб-

лику Мордовию. Запустить пилотный проект по легализации планировали летом 2021 г., но позже дату сдвинули на 1 января 2022. При условии успешной легализации к 2025 г. выручка единой платформы, связывающей покупателей и производителей отечественного вина, может составить около 100 млрд руб. в день. Но на создание/обслуживание ресурса и обустройство площадок для формирования заказов потребуются значительные инвестиции [9, 15].

Пока вопрос остается открытым, а имеющийся спрос в сети постоянно удовлетворяет нелегальный рынок. Кроме того, по данным представителей магазинов, реализующих оборудование для винокурения, в начале пандемии был рост спроса на самогонные аппараты. Связано это с тем, что люди, сидя на самоизоляции, не могли приобрести крепкий алкоголь: реализация через интернет вне закона. В 2020 г. в «Яндексе» зафиксировано 1,6 млн запросов на покупку самогонных аппаратов, что на 30 % больше 2019 г. Общее количество таких запросов в 2020 г. во всех поисковых системах составило 3,6 млн. Запросы о покупке самогонных аппаратов популярны на территориях с жестким регулированием легальных продаж алкоголя (Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий АО), а также в регионах с высокой долей нелегального потребления (Республика Хакасия, Липецкая, Воронежская и Тульская области) [13].

Видя рост спрос на самогонные аппараты в период пандемии общественники и депутаты предложили запретить их продажу. В крупных городах это уже давно почти элитарное хобби. Энтузиасты покупают оборудование за сотни тысяч и заказывают дизайнерские этикетки на бутылки, разрабатывают рецепты, в складчину покупают недешевое сырье. По словам А.Рыбака, чтобы заполнить бочку объемом 15 литров, нужно 100-150 кг винограда, а на изготовление такого же количества немецкого вишневого самогона - киршвассера - может уйти 300 кг. Но, если в городах самогоноварение - своеобразная субкультура, то в сельской местности -настоящий бич. Уровень бедности в сельской местности выше. Уязвимые в социально-экономическом отношении люди подвергаются пагубным последствиям употребления алкоголя, им сложнее избежать неблагоприятных долгосрочных последствий, таких как НИЗ [2, 8].

В конце мая 2021 г. И.Б. Косарев предложил запретить открытую торговлю самогонными аппаратами. По его мнению, спиртное изготавливают не для себя, а на продажу. Летом сельские бутлегеры иногда зарабатывают до 6 тыс. в день, зимой - 2-3. Для населенного пункта, где средняя зарплата около 20 тыс. руб., изготовление спиртного является прибыльным.

В.И. Дробиз, напротив, считает, что если не будет дешевого самогона, то люди переключатся на стеклоочистители и другие дешевые спиртосодержащие жидкости. Тот, кто его покупает, просто не может себе позволить разрешенный продукт. Самая дешевая бутылка легальной водки в магазинах стоит 250 руб., себестоимость самогона - 50 руб. При цене нелегальной бутылки 150 руб. доход бутлегеров 95 руб. По данным «ЦИФРРА» в 2020 г. в России выпили 1 млрд 100 млн литров легального крепкого спиртного, порядка 200 млн литров нелегальной водки и столько же спиртосодержащей жидкости и самогона [13].

Позиция врачей в этом вопросе однозначна - самогон, произведенный в домашних условиях, опасен для здоровья - показатели вредных веществ многократно превышают норму. Продажа самогонных аппаратов физическим лицам в большинстве стран либо запрещена (БЕНИЛЮКС, Дания, Словакия, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), США, Германия, Беларусь), либо требует получения лицензий и сертификатов (Азербайджан, Армения, Казахстан, Австрия, Сербия). В некоторых странах продажа самогонных аппаратов разрешена, например в Грузии. Разрешена и во Франция, но там производство самогона облагается налогом: 50 % с первых 10 литров чистого алкоголя, а затем - 100 %. В Болгарии также разрешена, но при запрете и уголовном наказании за реализацию такой продукции физическими лицами [13].

Проблемы здоровья населения все чаще рассматриваются с позиций укрепления безопасности страны. Необходима разработка и осуществление профилактических мероприятий по улучшению здоровья населения. Важнейшими критериями здоровья населения являются показатели смертности и средней продолжительности жизни населения. Положительные тенденции повышения благосостояния населения нашей страны в начале XXI века сопровождались снижением смертности и увеличением продолжительности жизни. Для достижения обо-

значенного Президентом индикатора 80 лет к 2030 г. решающее влияние имеет социальная система, социальная политика и социальная профилактика [7].

Меры по борьбе с вредным употреблением алкоголя, пропаганда здорового образа жизни и осознание необходимости хорошей физической формы в период карантина COVГО-19 повлияли на неприятие алкоголя среди молодежи. Выявленные случаи частого употребления алкогольных напитков у населения в большей степени обусловлены психологическими проблемами. Для дальнейшей успешной борьбы с алкоголизмом нужны усилия не только медицинских работников, но и совместная работа психологов и социологов. Необходимо учитывать положительный мировой опыт в этом направлении (возрастные ограничения, ограничения мест употребления, культурные традиции).

В ряде стран спиртное запрещено ввиду культурных особенностей. В них количество литров, выпитых населением в год на каждого жителя несопоставимо с европейскими и Российскими показателями: Объединенные Арабские Эмираты - 3,8 л, Иран - 1,0 л, Саудовская Аравия - 0,2. Потребление алкоголя в Кувейте настолько мало, что страна считается непьющей. Помимо Кувейта ВОЗ относит к непьющим странам: Сомали, Ливию, Мавританию, Бангладеш. Существует запрет на спиртное и некоторых штатах Индии - в штате Гуджарат. Употребление в целом по стране в год равняется 5,7 л на человека. В Индии отрицательное отношение к пьяным и страна борется с алкогольной зависимостью.

Интересно, что перечисленные страны различны по уровню жизни и численности бедного населения. Считается, что социально-экономические факторы, такие как экономический статус, образование, пол, этническая принадлежность и место жительства, влияют на уровень вреда, связанного с употреблением алкоголя; это неравенство не имеет постоянного характера и варьируется от страны к стране. В целом группы людей более низкого социально-экономического статуса при одинаковом уровне потребления алкоголя больше страдают от вреда алкоголя, чем более обеспеченные группы населения [2].

Часто различаются сами условия употребления алкоголя в зависимости от социально-экономического статуса: стесненность условий проживания, качество санитарии, вероятность социальных конфликтов и агрессии. Финансовая безопасность дает больше возможностей дистанцироваться от употребления алкоголя и его последствий. В малообеспеченных семьях, употребляющих алкоголь, чаще возникают сопутствующие заболевания, что усугубляет его негативное воздействие. Индивиды и семьи, злоупотребляющие алкоголем, более подвержены риску бедности и отсутствию продовольственной безопасности, поскольку большая часть их доходов тратится на алкоголь или на лечение болезней, связанных с алкоголем. Кроме того, склонность к злоупотреблению алкоголем часто передается из поколения в поколение, создавая порочный круг социального неблагополучия [2].

Для предотвращения потребления алкоголя с раннего возраста в целом ряде стран приняты ограничительные меры: в США, Египте, Индонезии и Казахстане алкоголь нельзя продавать лицам младше 21 года, в государствах Скандинавии - младше 20 лет. Согласно действующему законодательству РФ с 18 лет при предъявлении документа, удостоверяющего личность, любой гражданин вправе купить любой алкоголь. Министерство здравоохранения в 2019 г. предложило повысить минимальный возраст, необходимый в России для покупки крепкого алкоголя (содержанием спирта более 16,5 %), с 18 лет до 21 года. Эту идею, согласно ноябрьскому опросу Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), поддержали 78 % россиян. Мотивируя свои ответы, респонденты указывали на снижение работоспособности и низкую производительность труда из-за алкоголизма и пьянства (54 %), на болезни (46 %), семейные конфликта (44 %).

В большинстве своем население страны осознает экономический ущерб (прямые и косвенные затраты) употребления алкоголя. Публикуемые данные отчетов наглядно демонстрируют эти цифры. И что безусловно является положительным фактом, поддерживает законодательные инициативы по ограничению продажи и потребления алкоголя. Согласно опросу, проведенному аналитиками «Трезвой России» среди населения в возрасте от 18 до 74 в 64 регио-

нах РФ, 95 % из 7 тыс. респондентов выступили за введение запрета продажи алкогольной продукции в жилых домах. По данным «Трезвой России» теневой оборот заведений по розливу алкоголя, большинство которых расположены в жилых домах, составляет около 700 млрд рублей в год, а общие экономические потери от «рюмочных и пивных» ежегодно составляют более 3 трлн рублей. На рубль, который подобный бизнес имеет в обороте, государство и общество теряют 5 руб. По данным мониторинга, в 2015 году количество таких точек общепита в стране составляло 76 тыс., сегодня их насчитывается около 95 тыс. (из них до 20 тыс. «нали-вайки», систематически нарушающие закон) [10].

Законодательную поддержку уже получили некоторые инициативы регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Волгоград, Уфа, Башкирия, Краснодар) - с 2021 года минимальная дистанция между школами, детскими садами и магазинами, реализующими алкоголь, должна быть 100 метров. На федеральном уровне действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени. Исключение составляют организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания. Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. В ряде случаев ограничивают время приобретения алкоголя в праздничные дни и во время массовых, в том числе спортивных мероприятий.

Обобщив, можно сказать, что каждое заболевание или фактор риска, в том числе употребление алкоголя, влияет не только на жизнь человека, но и на других субъектов экономической деятельности: третьих лиц, государство и бизнес. Высокий процент здорового населения, злоупотребляющего алкоголем, оказывает негативное влияние на экономическое развитие государства, способствует деградации социальной и духовно-нравственной среды, разрушению человеческого потенциала, издержками, обусловленными заболеваниями алкоголизма, и не учитывает негативное влияние чрезмерного употребления алкоголя на общество в целом, включая повышенную смертность от сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Основные последствия злоупотребления алкоголем в России, в том числе экономические потери, многократно превышающие доходы от производства и оборота алкоголя, можно снизить исправив недостатки в государственном регулировании алкогольной сферы, в законодательной базе, в ценовой и территориальной (шаговой) доступности алкоголя, доступности нелегального алкоголя. Принятые законодательные инициативы, социальная реклама, пропаганда здорового образа жизни, привитие культуры потребления алкогольных напитков в совокупности уже приносят ощутимые результаты. Постепенно меняется отношение населения к алкоголю, к своему здоровью. Однако, как видно из проведенного анализа, некоторые аспекты, в том числе налогово-ценовые меры, легализация интернет-продаж требуют детальной совместной проработки юристами, экономистами и медиками.

Источники:

1. Alcohol policy impact case study. The effects of alcohol control measures on mortality and life expectancy in the Russian Federation // Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. - License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. - xi + 60 p.

2. Ferreira-Borges C., Neufeld M., Breda J., Lima J. M., Aragón De León E. Alcohol consumption and sustainable development factsheet // Copenhagen: WHO-EURO, 2020. - 20 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. GDS 2021 Global Report [Electronic source] // Global Drug Survey, 2021. - URL: https://www.globaldrugsurvey.com/ wp-content/uploads/2021/12/Report2021_global.pdf.

4. Samantha K Brooks, Rebecca K Webster, Louise E Smith, Lisa Woodland, Simon Wessely, Neil Greenberg, Gideon James Rubin The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet, 2020. - Vol 395, March 2020. P. 912-920.

5. Tax, not a health instrument [Electronic source] // Brussels: spiritsEUROP, 2020. - URL: https://spirits.eu/issues/taxation-economy/tax-not-a-health-instrument (date of the application 19.07.2022).

6. Бусаргин А. Алкомаркеты ушли в мессенджеры: Group-IB оценила оборот нелегальной онлайн-продажи алкоголя в 2021 году [Электронный ресурс] // компания Group-IB, 2021. - 28.12.2021. - Режим доступа: URL: https://www.group-ib.ru/media/alcho-2020/.

7. Войцехович Б.А., Редько А.Н. Динамика причин смерти населения Краснодарского края / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. - №1. С. 25-28.

8. Гнединская А., Петров С. Хобби для богатых. Кто в России пьет самогон [Электронный ресурс] / МИА «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости, 2021. - 04.06.2021. - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20210604/samogon-1735497713.html.

9. Гордеев В. Минфин предложил с 1 января начать эксперимент по продаже вин онлайн [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК», 2021. - 11.08.2021. - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/business/ 11/08/2021/6113c16f9a79477f97a0781d.

10. Доклад о демографической ситуации в Российской Федерации 2020 г. [Электронный ресурс] / Федеральный проект «Трезвая Россия». - 15.12.2020. - Режим доступа: http://www.trezvros.ru/calendar/954, https://cloud.mail.ru/public/2eRz/Jya1abxQT.

11. Ежегодное потребление алкоголя, литры чистого спирта на человека, население возрастом 15+ лет [Электронный ресурс] / ВОЗ, Европейский портал информации здравоохранения. - Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_426-3050-pure-alcohol-consumption-litres-per-capita-age-15plus/ (дата обращения 11.12.2021).

12. Карабут Т. Власти подсчитали, сколько алкоголя выпили россияне в 2020 году [Электронный ресурс] // Российская газета. - 27.04.2021. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/27/vlasti-podschitali-skolko-alkogolia-vypili-rossiiane-v-2020-godu.html.

13. Косарев И.Б. Состояние рынка крепкой алкогольной продукции [Электронный ресурс] // Специальный доклад Президенту Российской Федерации, 2021. - Режим доступа: URL: doklad.ombudsmanbiz.ru.

14. Кошкина Е.А., Павловская Н.И., Ягудина Р.И. и др. Медико-социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в Российской Федерации [Электронный ресурс]// Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения», 2010. № 2 - 01.07.2010. - Режим доступа: URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/189/30.

15. Левинская А. Онлайн-ретейлеры предложили новый вариант продажи алкоголя в интернете [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК», 2020. - 31.03.2020 - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/ business/31/03/2020/5e81f2bf9a7947c12a070f1f.

16. Мурашко заявил о снижении употребления алкоголя в России [Электронный ресурс] / МИА «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости, 2021. - 16.09.2021. - Режим доступа: https://ria.ru/20210916/ alkogol-1750385574.html.

17. Мырзаматова А.О., Концевая А.В., Горный Б.Э., Драпкина О.М. Меры популяционной профилактики, направленные на снижение потребления алкоголя: международный опыт и перспективы усиления мер в Российской Федерации // Кардиоваскулярная терапия и профилактика: Журнал. - 2020.- Т. 19, №3. -С. 248-254. - DOI: 10.15829/1728-8800-2020-2566

18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ Раздел VIII. Федеральные налоги (ст. 143 - 346) Глава 22. Акцизы (ст. 179 - 206.1) Статья 193. Налоговые ставки

19. Россияне объяснили употребление алкоголя традицией пить по праздникам [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК». - 25.03.2019. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/25/03/2019/5c95205f9a79470fc99e782f.

20. Филатова В.В. Сравнительный анализ косвенного налогообложения в странах ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2021. - № 1(94). - С. 91-99. - DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/91-99.

21. Формирование цен на алкогольную продукцию в Европейском регионе ВОЗ. Обновленный отчет об имеющихся фактических данных и рекомендуемых мерах в области политики // Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. - Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO - 42 с.

22. Шаповалова Э.Б., Индукаева Е.В., Артамонова Г.В. Стратегии общественного здравоохранения по снижению вредного воздействия алкоголя // Профилактическая медицина: Журнал. - 2021. - Т. 24, №7. -С. 7- 13. - DOI: 10.17116/profmed2021240717.

23. Шальнова С.А., Максимов С.А., Баланова Ю.А. и др. Приверженность к здоровому образу жизни в российской популяции в зависимости от социально-демографических характеристик населения // Кардиоваскуляр-ная терапия и профилактика: Журнал. - 2020. - Т.19, №2 - С. 33-41. - DOI: 10.15829/1728-8800-2020-2452.

24. Эксперты объяснили снижение потребления крепкого алкоголя в РФ демографией [Электронный ресурс] / АО «Газета.Ру» // Газета.Яц, 2021. - 08.09.2021. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/ 2021/09/08/13965338.shtml.

25. Эксперты оценили объемы продаж алкоголя в России [Электронный ресурс] / МИА «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости, 2022. - 25.01.2022. - Режим доступа: https://ria.ru/20220125/alkogol-1769358291.html.

References:

1. Alcohol policy impact case study. The effects of alcohol control measures on mortality and life expectancy in the Russian Federation // Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. - License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. - xi + 60 p.

2. Ferreira-Borges C., Neufeld M., Breda J., Lima J. M., Aragón De León E. Alcohol consumption and sustainable development factsheet // Copenhagen: WHO-EURO, 2020. - 20 p.

3. GDS 2021 Global Report [Electronic source] // Global Drug Survey, 2021. - URL: https://www.globaldrugsurvey.com/ wp-content/uploads/2021/12/Report2021_global.pdf.

4. Samantha K Brooks, Rebecca K Webster, Louise E Smith, Lisa Woodland, Simon Wessely, Neil Greenberg, Gideon James Rubin The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evi-dence // Lancet, 2020. - Vol 395, March 2020. P. 912-920.

5. Tax, not a health instrument [Electronic source] // Brussels: spiritsEUROP, 2020. - URL: https://spirits.eu/issues/taxation-economy/tax-not-a-health-instrument (date of the application 07/19/2022).

6. Busargin A. Alcohol markets went to messengers: Group-IB estimated the turnover of illegal online alcohol sales in 2021 [Electronic resource] // Group-IB company, 2021. - 12/28/2021. - Access mode: URL: https://www.group-ib.ru/ media/alcho-2020/.

7. Voitsekhovich B.A., Redko A.N. Dynamics of the causes of death of the population of the Krasnodar Territory / Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2003. - No. 1. pp. 25-28.

8. Gnedinskaya A., Petrov S. Hobbies for the rich. Who drinks moonshine in Russia [Electronic resource] / MIA "Russia Today" // Network edition of RIA Novosti, 2021. - 06/04/2021. - Access mode: URL: https://ria.ru/20210604/samogon-1735497713.html.

9. Gordeev V. The Ministry of Finance proposed starting an experiment on the sale of wines online from January 1 [Electronic resource] // RBC Network Edition, 2021. - 08/11/2021. - Access mode: URL: https://www.rbc.ru/ business/11/08/2021/6113c16f9a79477f97a0781d.

10. Report on the demographic situation in the Russian Federation 2020 [Electronic resource] / Federal project "Sober Russia". - 12/15/2020. - Access mode: http://www.trezvros.ru/calendar/954, https://cloud.mail.ru/public/2eRz/ Jya1abxQT.

11. Annual alcohol consumption, liters of pure alcohol per person, population aged 15+ years [Electronic resource] / WHO, European Health Information Gateway. - Access mode: https://gateway.euro.who.int/ru/ indica-tors/hfa_426-3050-pure-alcohol-consumption-litres-per-capita-age-15plus/ (Accessed 11.12.2021).

12. Karabut T. The authorities calculated how much alcohol the Russians drank in 2020 [Electronic resource] // Ros-siyskaya Gazeta. - 04/27/2021. - Access mode: https://rg.ru/2021/04/27/vlasti-podschitali-skolko-alkogolia-vypili-rossiiane-v-2020-godu.html.

13. Kosarev I.B. The state of the market for strong alcoholic products [Electronic resource] // Special report to the President of the Russian Federation, 2021. - Access mode: URL: doklad.ombudsmanbiz.ru.

14. Koshkina E.A., Pavlovskaya N.I., Yagudina R.I. and others. Medico-social and economic consequences of alcohol abuse in the Russian Federation [Electronic resource]// Information and analytical bulletin "Social aspects of public health", 2010. No. 2 - 01.07.2010. - Access mode: URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/189/30.

15. Levinskaya A. Online retailers have proposed a new option for selling alcohol on the Internet [Electronic resource] // RBC online edition, 2020. - 31.03.2020 - Access mode: URL: https://www.rbc.ru /business/31/03/ 2020/5e81f2bf9a7947c12a070f1f.

16. Murashko announced a decrease in alcohol consumption in Russia [Electronic resource] / MIA "Russia Today" // Network edition of RIA Novosti, 2021. - 09/16/2021. - Access mode: https://ria.ru/20210916/alkogol-1750385574.html.

17. Myrzamatova A.O., Kontsevaya A.V., Gorny B.E., Drapkina O.M. Population prevention measures aimed at reducing alcohol consumption: international experience and prospects for strengthening measures in the Russian Federation. Cardiovascular Therapy and Prevention: Journal. - 2020. - Vol. 19, No. 3. - C. 248-254. - DOI: 10.15829/1728-8800-2020-2566.

18. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) dated August 5, 2000 No. 117-FZ Section VIII. Federal taxes (art. 143 - 346) Chapter 22. Excises (art. 179 - 206.1) Article 193. Tax rates.

19. The Russians explained the use of alcohol by the tradition of drinking on holidays [Electronic resource] // RBC Network Edition. - 03/25/2019. - Access mode: https://www.rbc.ru/society/25/03/2019/5c95205f9a79470 fc99e782f.

20. Filatova V.V. Comparative analysis of indirect taxation in the EAEU countries // Customs policy of Russia in the Far East. - 2021. - No. 1 (94). - S. 91-99. - DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/91-99.

21. Formation of prices for alcoholic products in the WHO European Region. Updated report on available evidence and recommended policy actions // Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020. - License: CC BY-NCSA 3.0 IGO - 42 pp.

22. Shapovalova E.B., Indukaeva E.V., Artamonova G.V. Public health strategies to reduce the harmful effects of alcohol // Preventive Medicine: Journal. - 2021. - T. 24, No. 7. - pp. 7- 13. - DOI: 10.17116/profmed2021240717.

23. Shalnova S.A., Maksimov S.A., Balanova Yu.A. Commitment to a healthy lifestyle in the Russian population depending on the socio-demographic characteristics of the population // Cardiovascular therapy and prevention: Journal. - 2020. - V.19, No. 2 - S. 33-41. - DOI: 10.15829/1728-8800-2020-2452.

24. Experts explained the decline in strong alcohol consumption in the Russian Federation by demographics [Electronic resource] / Gazeta.Ru JSC // Gazeta.Ru, 2021. - 09/08/2021. - Access mode: https://www.gazeta.ru/business/2021/09/08/13965338.shtml.

25. Experts estimated the volume of alcohol sales in Russia [Electronic resource] / MIA "Russia Today" // Network edition of RIA Novosti, 2022. - 01/25/2022. - Access mode: https://ria.ru/20220125/alkogol-1769358291.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.