Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АКТИВИЗАЦИИ МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РОССИЯН'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АКТИВИЗАЦИИ МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / КОРПОРАТИВНЫЙ ФИТНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОЕКТ "СПОРТ - НОРМА ЖИЗНИ" / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Винера Такияновна

В мировой экономике возросло число профессий и специальностей, которые предполагают малую подвижность в течение рабочего дня, а также растет популярность быстрого питания, что повышает вероятность распространения многих заболеваний и негативно влияет на демографическую обстановку. Здоровый образ жизни, нормированная физическая нагрузка поможет исправить ситуацию в социальном аспекте, имея при этом значительный скрытый положительный экономический эффект. В статье рассматриваются различные аспекты и варианты, которые направлены на развитие массового спорта среди россиян. В исследовании отмечается, что основная роль в активизации здорового образа жизни и массового спорта лежит на плечах государства, заинтересованное по ряду социальных и экономических причин в этом. Ключевой проблемой в достижении стратегических целей развития спортивной сферы остается недостаток финансовых возможностей и ограниченность инвестиционных ресурсов для реализации спортивных организационных и инфраструктурных проектов. В статье представляется, что в условиях нехватки бюджетных источников финансирования, средства которых направляются на решение наиболее острых и важных проблем, необходимо осуществлять диверсификацию инвесторов через коммерческий сегмент. Сложившимся бизнесом стало развитие коммерческой фитнес-индустрии, однако в этом направлении имеется существенный недостаток в силу принципов работы бизнеса нацеленного на получение прибыли. Поэтому представляется, что благоприятным способом поддержке населения в спортивных устремлениях будет популяризация и стимулирование корпоративного спора и фитнеса, затраты на которые берет на себя бизнес как элемент развития своего кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина Винера Такияновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AND ACTIVATING MASS SPORTS AMONG RUSSIANS

In the global economy, the number of professions and specialties that involve low mobility during the working day has increased, as well as the growing popularity of fast food, which increases the likelihood of the spread of many diseases and negatively affects the demographic situation. A healthy lifestyle, normalized physical activity will help to correct the situation in the social aspect, while having a significant hidden positive economic effect. The article discusses various aspects and options that are aimed at the development of mass sports among Russians. The study notes that the main role in promoting a healthy lifestyle and mass sports lies on the shoulders of the state, which is interested in this for a number of social and economic reasons. The key problem in achieving the strategic goals of the development of the sports sector remains the lack of financial resources and limited investment resources for the implementation of sports organizational and infrastructure projects. The article suggests that in the conditions of a shortage of budget sources of financing, the funds of which are directed to solving the most acute and important problems, it is necessary to diversify investors through the commercial segment. The development of the commercial fitness industry has become an established business, but there is a significant drawback in this direction due to the principles of the business aimed at making a profit. Therefore, it seems that a favorable way to support the population in sports aspirations will be to popularize and stimulate corporate sports and fitness, the costs of which are borne by the business as an element of developing its human resources.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АКТИВИЗАЦИИ МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РОССИЯН»

VORONINA Vinera Takeyanovna ECONOMIC ASPECTS OF PROMOTING ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

V 7TK" 1 ¿И' 7Q(i l/^i (TliON LS2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J JO. 1-+J . / |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0018 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АКТИВИЗАЦИИ МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ РОССИЯН

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 906592 SPIN: 4755-7675

ВОРОНИНА Винера Такияновна, преподаватель кафедры спортивной медицины

и лечебной физкультуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: vin3ra@mail.ru) Аннотация. В мировой экономике возросло число профессий и специальностей, которые предполагают малую подвижность в течение рабочего дня, а также растет популярность быстрого питания, что повышает вероятность распространения многих заболеваний и негативно влияет на демографическую обстановку. Здоровый образ жизни, нормированная физическая нагрузка поможет исправить ситуацию в социальном аспекте, имея при этом значительный скрытый положительный экономический эффект. В статье рассматриваются различные аспекты и варианты, которые направлены на развитие массового спорта среди россиян. В исследовании отмечается, что основная роль в активизации здорового образа жизни и массового спорта лежит на плечах государства, заинтересованное по ряду социальных и экономических причин в этом. Ключевой проблемой в достижении стратегических целей развития спортивной сферы остается недостаток финансовых возможностей и ограниченность инвестиционных ресурсов для реализации спортивных организационных и инфраструктурных проектов. В статье представляется, что в условиях нехватки бюджетных источников финансирования, средства которых направляются на решение наиболее острых и важных проблем, необходимо осуществлять диверсификацию инвесторов через коммерческий сегмент. Сложившимся бизнесом стало развитие коммерческой фитнес-индустрии, однако в этом направлении имеется существенный недостаток в силу принципов работы бизнеса нацеленного на получение прибыли. Поэтому представляется, что благоприятным способом поддержке населения в спортивных устремлениях будет популяризация и стимулирование корпоративного спора и фитнеса, затраты на которые берет на себя бизнес как элемент развития своего кадрового потенциала.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, массовый спорт, корпоративный фитнес, государственная поддержка, проект «Спорт - норма жизни», инвестиции.

ECONOMIC ASPECTS OF PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AND ACTIVATING MASS SPORTS AMONG RUSSIANS

© The Author(s) 2021

VORONINA Vinera Takeyanovna, teacher of the department of sports medicine

and physical therapy Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marksa St., 3, e-mail: vin3ra@mail.ru) Abstract. In the global economy, the number of professions and specialties that involve low mobility during the working day has increased, as well as the growing popularity of fast food, which increases the likelihood of the spread of many diseases and negatively affects the demographic situation. A healthy lifestyle, normalized physical activity will help to correct the situation in the social aspect, while having a significant hidden positive economic effect. The article discusses various aspects and options that are aimed at the development of mass sports among Russians. The study notes that the main role in promoting a healthy lifestyle and mass sports lies on the shoulders of the state, which is interested in this for a number of social and economic reasons. The key problem in achieving the strategic goals of the development of the sports sector remains the lack of financial resources and limited investment resources for the implementation of sports organizational and infrastructure projects. The article suggests that in the conditions of a shortage of budget sources of financing, the funds of which are directed to solving the most acute and important problems, it is necessary to diversify investors through the commercial segment. The development of the commercial fitness industry has become an established business, but there is a significant drawback in this direction due to the principles of the business aimed at making a profit. Therefore, it seems that a favorable way to support the population in sports aspirations will be to popularize and stimulate corporate sports and fitness, the costs of which are borne by the business as an element of developing its human resources.

Keywords: healthy lifestyle, physical culture, mass sports, corporate fitness, state support, the project "Sport-the norm of life", investments.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Здоровье каждого человека зависит от нескольких факторов, самым главным из которых является образ жизни. Именно ежедневное поведение человека и его привычки определяют качество жизни, уровень самочувствия, наличие или отсутствие заболеваний, а также продолжительность жизни. В последние десятилетия под маркетинговым давлением рынка человек все больше стал вести такой образ жизни, который не приносит пользы для его здоровья, а в большей степени формирует повышение спроса на рынке. Результатами влияния такой экономической модели на человека стал рост числа рабочих мест, характеризующихся малоподвижностью, переход к быстрому питанию, включающему нездоровую пищу и полуфабрикаты, где отсутствуют в пищевом рационе необходимые полезные вещества в полном объеме. Такие условия приводят к стрессу, который, в свою оче-

редь, способствует появлению различных заболеваний.

Во многом на формирование подобной ситуации повлияло преобразование деятельности в каждой из сфер человеческой деятельности. В связи с нововведениями, вызванными развитием каждой из отраслей экономики, сформировались или были искусственно сформированы новые потребности общество и отдельного человека, которые необходимо удовлетворить за счет изменения характера производства и функционирования сферы услуг. Это определило структурный сдвиг в требованиях и условиях труда - теперь возросла резкая необходимость в специалистах информационного сегмента, которые могут управлять автоматизированными и программными комплексами, которые сегодня выполняют задачи человека. С одной стороны, резкое снижение количества физической нагрузки упростило жизнь человека, с другой стороны, минимальная двигательная активность, необходимость постоянного внимания во время работы стало новой проблемой для человечества.

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482

ВОРОНИНА Винера Такияновна ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ...

Дальнейший технический прогресс может привести общество от тяжелого труда к другой крайности. Для сохранения здоровья необходима золотая середина: человеку необходимо самостоятельно давать своему телу оптимальную физическую нагрузку в рамках занятий спортом. Однако задача активизации человечества после комфортных условий является трудной задачей, которая имеет несколько проблемных вопросов. Во-первых, многие люди не видят необходимости заниматься спортом. Малоподвижный образ жизни с обилием пищи быстрого приготовления, содержащей вредные вещества, является удобным. Даже при наличии заболеваний большой процент граждан предпочитает более простые выходы: прием лекарств, оперативные вмешательства и неоднозначные диеты, отвергая альтернативу в виде здорового образа жизни [1]. Во-вторых, недостаточно хорошо развитые условия для занятий спортом. Данная проблема подразумевает под собой целый комплекс вопросов: место для проведения занятий, наличие необходимого оборудования, возможность разнообразит тренировки за счет использования инвентаря, возможность заниматься видами спорта и фитнеса в соответствии с интересами. Так же в условиях распространения болезней необходимы квалифицированные специалисты, которые помогут составить правильный комплекс упражнений [2]. Данные проблемы носят экономический характер.

Существует большое количество коммерческих учреждений в области платных спортивных услуг, однако не каждый гражданин страны готов плачивать их услуги, что особенно осложняется падением реальных доходов населения в условиях структурного экономического кризиса и пандемии. В связи с влиянием этих кризисных ситуаций на бюджет каждого гражданина спорт и фитнес занимает низкие позиции среди трат на другие нужды. В тоже время количество бюджетных учреждений и качество их услуг не соответствует современным потребностям потребителей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема ведения малоподвижного образа жизни среди большого числа россиян становится все более глобальной. Большое количество исследователей уже поднимали данную ему вопроса в своих работах [3-5]. Авторы обеспокоены резко возросшим числом заболеваний самого разного характера, в основе которых лежит нездоровый образ жизни - болезни опорно-двигательного аппарата, зрения, а также желудочного кишечного-тракта. Так же возможно развитие и других опасных последствий, которые снижаю работоспособность граждан стран, влияют на репродуктивные способности, нанося фундаментальный медицинский, социальный и экономический ущерб.

Некоторые авторы [6, 7] особое внимание уделяют студенчеству, которое являются важным носителем молодежных трендов. Однако уже на данном этапе молодым людям приходится сталкиваться с проблемами ограничения двигательной активности в виду объемной учебной нагрузки. Все авторы сходятся во мнении, что в независимости от возраста гражданам обязательно нужно заниматься физической культурой, чтобы сохранить свое здоровье. Если говорить о студентах, то по всем направлениям подготовки предусмотрены спортивные дисциплины, которые позволяют еженедельно выделять время для физической нагрузки. У работающего населения таких возможностей существенно меньше и ключевым фактором является денежное обеспечение семьи. Для спорта необходимо самостоятельно выделять время из досуга, а так же искать место и способы для проведения тренировок, что представляет особую трудность.

Авторы отмечают, что в России достаточно плохо развита материально-техническая база [9, 10]. Большинство учреждений функционируют в основном на коммерческой основе, в то время как бюджетные спортивные ус-

луги недоступны для большинства граждан страны из-за уровня и дифференциации их обеспеченности в региональном масштабе. Однако даже в крупных городах их число намного меньше, чем число коммерческих организаций. Также проблема усложняется работой с устаревшим оборудованием: вынуждены использовать старые версии тренажеров, инвентарь, состояние которого близко к аварийному, при нехватке квалифицированного персонала. Говоря об уличных тренировках, оборудованных под специфику различных видов спорта площадок крайне мало. На федеральном уровне в крупных городах устанавливаются специализированные площадки с необходимым уличным оборудованием, что является определенным шагом к решению проблемы. В тоже время многие из них становятся жертвами вандализма и в следствии этого не пригодными для дальнейших занятий. В виду наличия таких факторов, у граждан страны снижается мотивация для занятий.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Изучить условия возникновения проблемы снижения физической активности граждан, их низкой мотивации к улучшению своего здоровья за счет ведения здорового образа жизни и регулярных занятий спортом.

Постановка задания. Рассмотреть возможные механизмы решения данной проблемы за счет привлечение различных государственных и коммерческих структур. Оценить эффективность предложенных решений и рассмотреть мероприятия, которые уже предпринимаются в рамках данного вопроса.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Во время исследования были использованы научные материалы, методические материалы, официальные документы (отчеты, приказы, паспорта проектов, государственное планирование). В качестве методов работы с информацией были применены аналитические способы обработки данных, оценки статистических и отчетных показателей. Для поиска информации применялись мощные современные инструменты поиска достоверных источников по данной теме.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема активизации населения в силу своей социальной значимости и высоким косвенным эффектом для экономики должна решаться на федеральном уровне. В качестве мер сделать спорт повседневным процессом для каждого гражданина страны продолжают реализо-вываться различные организационные и экономические проекты, охватывающие различные категории населения. В первую очередь, они коснулись молодежи. В образовательных учреждениях были внесены поправки в учебную дисциплину программы, в результате которых было выделено больше часов на дисциплину физической культуры. В некоторых учебных заведениях для мотивации учащихся все чаще стали включать дополнительные популярные направления фитнеса и отдельные новые методики работы с детьми, имеющими заболевания, накладывающие ограничения на физическую нагрузку. Однако для взрослого населения физическая активность является результатом самостоятельного выбора, который, по-прежнему, зависит от экономического благополучия в отдельно взятой семьи. Среди государственных задач, направленных на увеличение числа граждан различных возрастов, систематически занимающихся спо-том, были выделенные основные, размеры финансирования которых постатейно представлены в таблице 1.

Оценивая объемы финансирования спортивной сферы, нужно отметить, что текущее условия и масштабы поставленных задач требуют их увеличения. Государство в основном занимается улучшением материально-технической базы, что является совершенно логичным с экономической точки зрения, так как это вопрос именно социальный, а не бизнеса.

VORONINA Vinera Takeyanovna ECONOMIC ASPECTS OF PROMOTING ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Таблица 1 - Финансирование реализации задач в проекте «Спорт - норма жизни», направленных на увеличение числа граждан, систематически занимающихся спортом

Наименование государственной задачи Объем финансирования, млн. руб.

подготовка новых кадров и проведение повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта в соответствии с современными требованиями 1629

организация научно-исследовательских работ в области создания различных спортивных методик и средств 40

проведение спортивных мероприятий на различном уровне 4831

обновление оборудования и инвентаря в некоторых спортивных учреждениях 7675

обеспечение постоянной работы всех бюджетных спортивных учреждений 7084

установка уличного оборудования в различных населенных пунктах 134

обеспечение бюджетных организаций комплектами спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля) 11 318

Источник: рассчитано автором согласно данным проекта «Спорт - норма жизни» [11]

Реализация этой задачи позволить обеспечить новыми спортивными центрами и площадками для занятий в рамках как профессионального, так и массового спорта. Однако большое количество граждан предпочитает проводить тренировки самостоятельно, на природе. Данное условие обеспечивают только два пункта среди многообразия различных задач (установка уличного оборудования в различных населенных пунктах, проведение спортивных мероприятий на различном уровне). В тоже время занятия физкультурой на улице не ограничиваются турниками, тренажерами и спортивными площадками. Необходимо так же обеспечить другие виды физической активности (бег, ходьба, велопрогулки и другое). Для этого необходимо переоборудование парков, создание специальных зон. Подобные изменения проводятся, однако в большинстве своем в крупных городах России и единичном порядке, а на большее в сложившихся финансовых условиях у бюджета просто нет резервов.

Оценивая объем поставленных задач, следует отметить, что справиться с задачей продвижения массового спорта только государственными усилиями достаточно трудно. Сегодня на базе многих крупных компаний размещаются спортивные центры, игровые площадки, которыми могут пользоваться сотрудники в время обеденного перерыва или после рабочего дня. В некоторых организация также есть режим посещения в досуговое время (на выходных, праздниках). Осознание руководителями коммерческих организаций воздействия физической культуры на рабочих дало развитие новому направлению - корпоративному спорту.

Предоставление пакета дополнительных услуг улучшает условия труда, что позволяет привлечь молодых, перспективных специалистов и удержать опытных и высококвалифицированных сотрудников. Развитие корпоративного спорта является одной из современных методик управления персоналом. Предоставление данных возможностей личного развития является определенной мотивацией для сотрудников фирм. Активизация кадров влияет не только на физическую составляющую, но и на психологическую и эмоциональную обстановку в коллективе. Согласно мировому опыту в организациях, где развит корпоративный фитнес, случается меньше конфликтов, сотрудники более работоспособны, отзывчивы, легче адаптируются к изменению условий, снижена текучка кадров [12].

Предоставление корпоративных фитнес-услуг может

реализована в различных формах. Данное условие зависит от величины и возможности компании, а так же от предпочтений и увлечений ее руководства. В самом меньшем воздействии компания может разместить на своей территории коммерческий фитнес-центр, который будет предоставлять сотрудникам более выгодные условия. Конечно, в такой форме мотивация будет достаточно низкой. Некоторые компании частично оплачивают сотрудникам абонементы в партнерские коммерческие спортивные заведения или участвуют в системных межфирменных олимпиадах и городских соревнованиях. Наилучшим вариантом для сотрудников будет полная оплата спортивных услуг, причем в партнерских сетях фитнес-центров, что расширяет возможности для их посещения в удобном месте и в удобное время. Конечно, для самих предпринимателей такая форма будет наиболее финансово затратной, однако больше сотрудников получит возможность заботится о своем здоровье.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Различные авторы рассматривают разнообразные пути решения задачи активизации граждан стран и приобщения их к ведению здорового образа жизни. В ряде работ оцениваются методики воздействия на граждан страны на государственном уровне, при этом отмечается невысокая действенность предпринимаемых государственных мер, особенно в контексте потраченных финансовых ресурсов. Даже по различным оценкам отмечается низкий объем выделяемых средств по сравнению с объемом накопившихся проблем развития массового спорта [13-21].

Некоторые авторы предлагают делать основной упор на развитие коммерческой составляющей фитне-са. Сегодня обозначились хорошие перспективы для распространения фитнес-индустрии. В ряде работ приведены преимущества частных корпоративных центров, которые предоставляют больше возможностей для укрепление своего здоровья, а также совершенствования физической формы [22, 23]. Действительно, за счет коммерческой составляющей, частные предприниматели могут оснастить залы современным оборудованием, организовать постоянное совершенствование спортивных специалистов. Определенный процент граждан, который имеет достаточный уровень мотивации, предпочитает пользоваться услугами именно коммерческих компаний.

Явление корпоративного фитнеса и спорта является не самым популярным в России, поэтому исследований и научных работ, посвященных данной теме, имеется достаточно мало. Однако некоторые исследователи на примере зарубежного опыта делают прогнозы развития данного явления в отечественной практике [24-26]. Действительно, пока услугу использования спота и фит-неса в перечень предоставляемых организацией условий для работников включили только некоторые крупные компании. Одной из возможных проблем может быть высокая стоимость расходов.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Во многих способах и направлениях продвижения физической активности среди масс населения наблюдается общая проблема, которая выступает тормозящим фактором. Проблема недостатка финансирования свойственна всем бюджетным направлениям, которую решить в сложившихся условиях будет еще труднее, поэтому ожидать фундаментального сдвига в спортивной сфере не приходится. Государство решает целый ряд различных вопросов, который касается не только организационных аспектов развития спортивной сферы, а также выступает экономическим драйвером этого. Ограниченные возможности бюджета предполагают поиск альтернативных источников финансирования, в частности, через механизм государственно-частного партнерства, а также стимулировать частные инвестиции. При попытке привлечь коммерческие компании необходимо учитывать, что цель каждой из них - полу-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ВОРОНИНА Винера Такияновна ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ...

чение прибыли, поэтому вариантами государственной поддержки может служить механизм льгот и субсидий. Для бизнеса актуальным является развитие корпоративного фитнеса, который является одним из инструментов управления персоналом. Полностью оплачивать абонементы сотрудникам или оборудовать помещение под спортивный зал на территории компании является затратным, однако данный способ действительно хорошая возможность для сотрудников следить за своим здоровьем и заниматься спортом. Частичная оплата абонемента и льготные условия так же действенны, однако не так. В условиях низкой мотивации и наличия других факторов, не каждый гражданин страны станет тратить свои личные средства на занятия в коммерческих центрах.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проблема продвижения здорового образа жизни глобальна. Она имеет много аспектов, которые порождают новые проблемы и мешающие факторы. Следует отметить, что мотивация многих граждан России является все еще низкой, на что влияет широкий перечень неблагоприятных факторов и условий, которые в последние годы только усугубились. Тем не менее, благодаря совместным усилиям государства и коммерческих учреждений, число россиян постоянно занимающихся спортом, ведущих активную жизненную позицию продолжает расти. Немаловажным является и действие внешних факторов, таких как экономический кризис, который влияет, как на развитие бюджетных учреждений, так и коммерческих в виду снижения потока клиентов. Пока масштабные изменения можно внести только совместными усилиями все структур и организаций, нацеленных на увеличение числа здорового населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зюкин ДА. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта //Наука и практика регионов. - 2020.

- № 4 (21). - С. 120-124.

2. Лихачева Е.В. Физическая культура и спорт как объект социального управления: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. - 2019. - №3 (88). - С. 145-155.

3. Васягина Н.В. Спорт для офисных сотрудников // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - №32-2. - С. 36-39.

4. Сбитнева О.А. Построение модели производственной и физической культуры для работников умственного труда, специалистов с низкой двигательной активностью //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №8-1. - С. 118-120.

5. Ковалева А.И., Хайруллин И.Т. О малоподвижном образе жизни //Вопросы педагогики. - 2019. - №12-2. - С. 138-141.

6. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов Казахского национального университета им. Абая /Мухиддинов Е.М., Ажибаева С.Д., Иралина М.М., Мендыгалиева Ш.А., Айтбаева Ф.Б., Кондатенко С.А. //Актуальные научные исследования в современно мире. - 2019. - №10-6 (54). - С. 86-89.

7. Иванов А.А. Физкультура как поддержание здоровья студентов, ведущих малоподвижный образ жизни // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. - №3. - С. 91-93.

8. Зюкин Д.А. Влияние здорового образа жизни на мировую экономику и экономику страны //Политика, экономика и инновации. -2020. - № 6 (35). - Режим доступа: http://pei-journal.ru/index.php/PEll/ article/view/956.

9. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 103-107.

10. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.

- 2020. - №8. - С. 53-60.

11. Спорт — норма жизни. Официальный сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/fedprosport/. (дата обращения 26.01.2021 г.).

12. Засенко Д.С. Роль корпоративного фитнеса в современном бизнесе //Наука на рубеже тысячелетий. — 2019. - № 12. - С. 58-61.

13. Бобровский Е.А. О развитии массового спорта в России // Карельский научный журнал. — 2019. - Т.8. - №1 (26). - С. 60-62.

14. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.

- 2020. - №8. - С. 53-60.

15. Зюкин Д.А. Использование информационных технологий при решении социальных вопросов и роль государства в экономической поддержке их продвижения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 7. - С. 118-126.

16. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 12-14.

17. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.

18. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.

19. Цилицкий В.С., Бобин С.А., Ворожейкина А.В., Мамылина Н.В. Организация учебно-тренировочного процесса с применением технологий индивидуализации подготовки спортсменов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 174-177.

20. Волков С.Н. К вопросу о безопасности занятий экстремальными видами спорта (на примере кайтинга).Постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 100-104.

21. Еременко В.Н., Синько О.В., Федорова Н.П. Особенности развития спорта под влиянием научно-технического прогресса и его принятие человеком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 336-338.

22. Панасенко С.В., Муртузалиева Т.В., Слепенкова Е.В. Фитнес-индустрия России: состояние и перспективы развития // Практический маркетинг. - 2018. - №3(253). - С. 20-28.

23. Соболева К., Налимова М.Н. Фитнес-индустрия в России // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №57-8. - С. 82-84.

24. Рукавишникова С.К., Ляшенко О.В. Корпоративный фитнес в России // Научные труды Северо-западного института управления РАНХИГС. - 2019. - Т.10. - №5 (42). - С. 171-174.

25. Ашпетова М.В. Применение корпоративных информационных систем на примере фитнес-клуба // Молодой ученых. - 2020. - №17 (307). - С. 8-11.

26. Леденев В.А. Предпринимательство в спорте: необходимо развивать клубную систему // Современная конкуренция. - 2020. -Т.14. - №1 (77). - С. 106-117.

Статья поступила в редакцию 23.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.