Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3
И.А. Гулиев, И.И. Литвинюк
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ АРКТИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Несмотря на то что появление концепции устойчивого развития было обусловлено глобальными экологическими проблемами, в настоящее время проблемы обеспечения устойчивости рассматриваются преимущественно с позиций ее социальных аспектов.
Обеспечение устойчивого развития в регионах представляет собой сложнейшую задачу, решение которой предполагает активизацию социальных, экономических и экологических факторов в целях достижения базовых принципов концепции. При этом показателем успешности выступают не столько экономические показатели, являющиеся в данном случае лишь средством, сколько высокий уровень социальных и социально-экономических показателей, отражающих качество жизни населения.
Устойчивое развитие, которое достигается через экономический рост, социальный прогресс и экологическую безопасность, имеет прямую связь с проблемами энергетического сектора. Данный факт обусловливает целесообразность проведения комплексного исследования возможных перспектив освоения энергетических ресурсов арктического региона во взаимосвязи с экологическими и социально-экономическими аспектами.
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетические ресурсы, Арктический регион, государственное регулирование.
Despite the fact that the emergence of the concept of sustainable development was due to global environmental problems, the issues of susta-inability are currently considered primarily from the social point of view.
Гулиев Игбал Адиль оглы — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: [email protected]
Литвинюк Игорь Игоревич — аспирант, ведущий аналитик Центра стратегических исследований и геополитики в области энергетики Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: [email protected]
Ensuring the regional sustainability is considered as a very complex task, which involves activation of social, economic and environmental factors in order to achieve the basic principles of the concept. At the same time, the indicator of success is not so much an economic performance — just a mean in this case, but a level of social and socio-economic indicators that reflect the quality of life.
Sustainable development, which is achieved through economic growth, social progress and environmental safety, has a direct correlation with the problems of energy sector. This fact determines the feasibility of conducting a comprehensive study of possible prospects of development of Arctic region energy resources in interrelation to environmental and socio-economic aspects.
Key words: sustainable development, energy resources, Arctic region, state regulation.
При сохранении существующих производственных условий ресурсная составляющая может быть исчерпана в ближайшей перспективе. Рост населения и масштабов экономической деятельности оказывает огромное давление на энергоснабжение и истощает конечные запасы традиционных ископаемых энергоносителей. Таким образом потенциально подрывается способность будущих поколений удовлетворять свои потребности, если ископаемые энергоносители не будут постепенно заменены на возобновляемые источники энергии в будущем1. Так формулируется первая связь между энергетикой и устойчивым развитием — «необходимость обеспечить возможность будущих поколений получать достаточное энергоснабжение с точки зрения конечности традиционных сжигаемых углеводородов».
Связь между энергетикой и проблемами, стоящими на пути устойчивого развития, можно, кроме того, сформулировать как необходимость оптимизации энергетической политики для максимизации стабильной эффективности экономики. Энергия, являясь одним из факторов производства, оказывает влияние на издержки производства и либо уменьшает рентабельность производства для производителей конечных товаров, либо увели-
1 Литвинюк И.И., Красногорский В.М. Проблемы энергетической безопасности и рационального использования энергии в Северной и Центральной Азии: возможности регионального сотрудничества // Доклад на Экспертной встрече «Энергетика для устойчивого развития: диалог по вопросам политики, направленной на расширение возможностей сотрудничества в Северной и Центральной Азии». ЭСКАТО ООН. 2013. С. 4—5.
чивает затраты потребителей на единицу продукции, сокращая объемы их потребления. Таким образом, экономический подход предусматривает, что цены на энергоносители должны быть снижены, чтобы добавленная стоимость могла быть больше. В связи с этим правительства должны поставить своей целью поощрение наиболее экономически эффективных решений.
Социальная составляющая определяет также связь энергетики с проблемами устойчивого развития, а именно с необходимостью оптимизации энергетической политики для содействия социальному развитию. Три основных элемента социального развития — доходы на душу населения, образование и здравоохранение — существенно зависят от энергии. Влияние энергетики на уровень доходов населения осуществляется через вышеописанный механизм. Влияние на образование оказывается в наибольшей степени посредством доступа к энергии, которая требуется для освещения учебных площадей и для электропитания учебного оборудования2. В то же время вопросы здравоохранения связаны с энергией посредством таких факторов, как:
1. Загрязнение окружающей среды в связи с производством и потреблением энергии;
2. Доступ к энергии, который определяет возможность применения электрического медицинского оборудования для лечения.
Экологическая сторона устойчивого развития тесно связана с потреблением энергии, так как от сжигания углеводородов в воздух выбрасываются загрязняющие вещества и парниковые газы, а в процессе производства и транспортировки вероятны промышленные аварии и катастрофы. Кроме того, на природу оказывается такое регулярное воздействие, как эрозия почвы и вырубка лесов. Одним из наиболее часто обсуждаемых экологических вопросов в контексте энергетики является техногенное гло -бальное потепление, которое часто и повсеместно связывают с выбросами углекислого газа от потребления ископаемого топлива, и в первую очередь угля. Экологическую связь энергетики с проблемами устойчивого развития можно сформулировать как необходимость сведения к минимуму воздействия деятельности, связанной с энергетикой, на окружающую среду.
2 Цукерман В.А. Инновации как платформа устойчивой транспортной системы развития Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 1 (32). С. 82.
Таким образом, проблемы связи устойчивого развития и энергетики обусловлены:
• необходимостью обеспечить возможность будущих поколений получать достаточное энергоснабжение с точки зрения конечности традиционных сжигаемых углеводородов;
• необходимостью оптимизации энергетической политики для максимизации стабильной эффективности экономики;
• необходимостью оптимизации энергетической политики для содействия социальному развитию;
• необходимостью сведения к минимуму воздействия деятельности, связанной с энергетикой, на окружающую среду.
Решение вышеперечисленных вопросов требует определения приоритетов, так как они в некоторой степени взаимно исключают друг друга. В энергетической политике и стратегии необходимо найти баланс между достижением целей экономического роста, социального развития, охраны окружающей среды, энергетической безопасности и решением проблемы конечности ископаемого топлива. Особенно остро проблема поиска баланса стоит в вопросах освоения Арктики и, в частности, северных территорий Российской Федерации, которым отводится важная стратегическая роль в системе обеспечения национальной безопасности, и в том числе ее энергетической составляющей3.
Площадь Арктики составляет, по различным оценкам, от 21 до 27 млн кв. км. Арктическими странами считаются Дания, Канада, Норвегия, Россия и США. Несмотря на факт отсутствия морских границ с Арктикой, приарктическими странами зачастую также считаются Исландия, Финляндия и Швеция. При общей протяженности арктической береговой линии прилегающих государств около 39 тыс. км наибольшую протяженность — более 22 тыс. км — имеет Россия.
По данным Геологической службы США (United States Geological Survey, USGS), арктический регион содержит в своих недрах более 23% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразве-
3 Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, Газ и Бизнес. 2011. № 10. С. 25.
данных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов представляют собой морские месторождения, и только 16% расположены на суше в пределах Северного полярного круга4.
Таким образом, Российская Арктика по объективным причинам представляет собой регион особых геополитических интересов страны и долгосрочных социально-экономических интересов общества. Среди основных причин интереса к Арктике можно выделить ее огромные запасы ископаемых ресурсов, географическое положение и экономический потенциал.
Мировые тенденции — глобализация, изменения мировой экономики и геополитики, конкуренция за природные ресурсы, научно-техническое развитие, глобальные климатические изменения — воздействуют на развитие этих северных территорий всех приарктических государств5. Однако ныне существующая благодаря научно-техническому прогрессу возможность практически круглогодичной эксплуатации транспортных систем Северного Ледовитого океана6 дает надежную основу для начала полномасштабного освоения энергетических ресурсов континентального шельфа Арктики. Подтверждением этому является нарастающая активность в регионе крупнейших российских энергетических компаний.
Так, шельфовые проекты представлены стратегическим направлением деятельности компании ОАО «НК "Роснефть"», которая является лидером освоения российского шельфа и располагает 48 лицензионными участками с совокупным объемом ресурсов углеводородов, превышающим 45 млрд тонн нефтяного эквивалента, расположенными в Арктике, на Дальнем Востоке, в Черном, Каспийском и Азовском морях на юге России. ООО «Газпром нефть шельф» — компания, созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений7.
4Международно-правовой статус Арктики. Досье //ТАСС [Информационное агентство]. 20.10.2014. URL: http://itar-tass.com/info/895685 (дата обращения 27.02.2015).
5 Тулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестн. МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 70.
6 Тайнанов Д.А., Кириллова С.А., Кузнецова Ю.А. Российская Арктика в контексте устойчивого развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6 (30). С. 79—89.
7 См.: ОАО «НК "Роснефть"» [Официальный сайт]. URL: http://www.ros-neft.ru/Upstream/offshore/ (дата обращения 27.02.2015).
Компания ООО «Газпром нефть шельф» владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения, открытого в 1989 г. на шельфе Печорского моря. Извлекаемые запасы нефти составляют более 70 млн тонн. Добыча нефти началась в 2013 г., уровень добычи — около 5,5 млн тонн, при этом первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic Oil) была отгружена в апреле 2014 г.8
На фоне снижающихся объемов добычи на традиционных месторождениях успешное освоение и разработка месторождений нефти и газа Арктики, во-первых, обеспечит долгосрочную стабильность для российского ТЭК и, во-вторых, повлияет на структуру мирового энергообеспечения, повышая значение арктических ресурсов для всего мира9. Кроме того, перспективное широкомасштабное освоение и развитие региона, очевидно, служит геополитическим интересам России. Освоение энергетических ресурсов Арктики представляется ключевым вектором развития северных регионов. При этом нефтегазовые ресурсы Арктики, несмотря на введенные в отношении Российской Федерации ограничительные меры, продолжают представлять значительный интерес для европейских стран. В первую очередь это обусловлено истощением запасов их энергетических ресурсов.
Для Российской Федерации природные ресурсы Арктики предоставляют возможность разработки государственной политики, ориентированной на переход к устойчивому развитию как региона, так и страны в целом, способствуя наращению социального и экономического потенциала. Рост объемов морских перевозок, деятельности в нефтегазовом секторе, рыболовства, добычи руды и угля, изменения и изменчивость климата вызывают необходимость управления ресурсами, основанного на целостном подходе. Однако «экономический рост при этом должен осуществляться не столько за счет добывающих производств и увеличения экспортных поставок сырья, сколько за счет
8 См.: ООО «Газпром нефть шельф» [Официальный сайт]. URL: http:// shelf-neft.gazprom.ru (дата обращения 27.02.2015).
9 Тулиев И.А., Хубаева А.О. Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в Канаде: проблемы и перспективы его развития // Вестн. Северо-Осетин-ского гос. ун-та. Общественные науки. 2014. № 2. С. 238. URL: http://www.bul-letin.nosu.ru/index.php?option=com_content&view=article&task=findkey&keyref= 2014_02_guliev&Itemid=27&lang=ru (дата обращения 27.02.2015).
роста качества человеческого капитала и эффективного его использования» 10.
Таким образом, уникальный геоэкономический и геополитический потенциал российских северных территорий, который формируется богатыми природными ресурсами и географическим положением, требует позиционирования Арктики как региона особой социальной ответственности государства11.
Однако российский арктический регион развивается не изолированно отдругихсубъектов Российской Федерации, обладает свойственными для всех характерными чертами, обусловливающими ограничения социального и экономического характера12, что оказывает негативное влияние на переход региона к устойчивому развитию. Так, учитывая значимость для освоения природно-сырьевых ресурсов арктической зоны Российской Федерации, ускоренное развитие региональной и в целом национальной экономики должно иметь своим твердым основанием научное и образовательное достояние граждан, выражаемое индексом человеческого развития (ИЧР). ИЧР — комбинированный индекс, отражающий среднюю величину достижений в трех основных измерениях человеческого развития: здоровья и долго -летия, знаний и достойных условий жизни13. Достижение высоких показателей ИЧР становится одним из вызовов устойчивому экономическому росту в стране, а его низкий уровень объясняется отсутствием стимулов и условий для развития человеческого капитала. Следует признать, что на современном этапе
10 Левит Л.В. Арктический совет как важнейший орган международного сотрудничества в сфере охраны природы и устойчивого развития в Арктике // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 16 апреля 2014 г. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 82—87.
11 Гайнанов Д.А., Кириллова С.А., Кантор О.Г. Диагностика реализации социального потенциала регионов Российской Арктики с позиций устойчивого развития // Вестн. Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 132—136. URL: http://journals.tsu.m/vestnik/&journal_page=archive&id=938& article_id=6683 (дата обращения 27.02.2015).
12 Ларичкин Ф.Д., Башмакова Е.П., Дидык В.В., Рябова Л.А. Социально-экономическое развитие Мурманской области: Стратегия-2025 // Вестн. Кольского научного центра РАН. 2009. № 1. С. 52—58. URL: http://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-murmanskoy-oblasti-strategiya-2025 (дата обращения 27.02.2015).
13 Литвинюк И.И., Красногорский В.М. Указ. соч. С. 11.
общественного и экономического развития именно качество человеческого капитала во многом обусловливает экономическую эффективность во всех отраслях экономики страны, а реализация его потенциала посредством государственных и общественных стимулов способствует росту уровня социально-экономического развития общества14. В таблице приведены значения индекса человеческого развития и его компонентов в 2013 г. для 5 арктических государств — Дании, Канады, Норвегии, России и США.
Из представленной таблицы видно, что социальное развитие приарктических государств, оцениваемое по ИЧР, варьировалось в 2013 г. от высокого до очень высокого. Средний ИЧР в группе рассматриваемых стран составил 0,888, достигая наибольшего значения в Норвегии (0,944) и наименьшего значения в Российской Федерации (0,778). В целом все приарктические страны по всем показателям значительно превосходят среднемировые значения. Данный факт обусловлен целым рядом причин, к некоторым из них следует главным образом отнести богатую базу топливно-энергетических ресурсов.
Однако сырьевое развитие северных регионов может быть весьма неустойчивым. Наблюдается близкая корреляция между темпами экономического развития регионов Севера и мировой ценовой конъюнктурой на энергетические ресурсы, что в некоторых случаях может послужить стагнации, остановке или же закрытию проектов разработки ресурсов ввиду особенностей ведения хозяйственной деятельности в этих регионах, характеризуемой высокими капитальными и операционными затратами.
Регионы российского Севера, имея достаточный экономический потенциал, выраженный в первую очередь в широких потенциальных экспортных возможностях, постепенно утрачивают человеческий капитал, способный обеспечить устойчивое экономическое развитие, ввиду снижения числа проживающих в регионе. Следует подчеркнуть, что снижение числа проживающих, как правило, сопровождается ухудшением и качества человеческого потенциала15.
14 Синицкая Н.Я. Человеческое развитие — главное условие перехода к инновационной экономике // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 96—97. URL: http://www.rae.m/use/?section=content&op=show_article&article_ id=7981605 (дата обращения 27.02.2015).
15 Синицкая Н.Я. Указ. соч. С. 96.
Значения индекса человеческого развития и его компонентов в 2013 г. для 5 арктических государств — Дании, Канады, Норвегии, России и США16
№ Страна Место в общемировом рейтинге Значение индекса человеческого развития, 2013 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении17 Средняя продолжительность обучения18 Ожидаемая продолжительность обучения19 Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (по ППС 2011, долл. США), 201320 Значение индекса человеческого развития, 2012
Место Группа ИЧР
1 Дания 10 Оч. высок. 0,900 79,4 12,1 16,9 42,880 0,900
2 Канада 8 Оч. высок. 0,902 81,5 12,3 15,9 41,887 0,901
3 Норвегия 1 Оч. высок. 0,944 81,5 12,6 17,7 63,909 0,943
4 Россия 57 Высок. 0,778 68,0 11,7 14,0 22,617 0,777
5 США 5 Оч. высок. 0,914 78,9 12,9 16,5 52,308 0,912
6 Мир 0,702 70,8 7,7 12,2 13,723 0,700
16 Источник: Программа развития ООН. Отчет о развитии человеческого потенциала. 2014. Приложение 1; расчеты авторов.
17 Количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении всей его жизни.
18 Среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования.
19 Количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием.
20 Совокупный доход экономики, полученный в ходе производства и владения факторами производства минус плата за пользование факторами производства, принадлежащими остальному миру, конвертированный в международные доллары с использованием показателей ППС и разделенный на численность населения по состоянию на середину года.
Сегодняшняя позиция по экспортно-сырьевому развитию Арктического региона неизбежно приводит к ограничениям в социальном и экономическом развитии территорий, которые не обладают топливно-энергетическими ресурсами. Кроме того, ценовая конъюнктура мирового рынка энергоносителей может представлять угрозу устойчивому развитию и энергетической безопасности региона, оказывая значительное влияние на темп развития региональной экономики.
Таким образом, в целях создания эффективных механизмов реализации политики Российской Федерации в вопросах развития арктических территорий, обеспечивающих социально-ориентированное, инновационное экономическое и, главное, устойчивое развитие арктических территорий, среди ключевых проблем следует выделить необходимость разработки принципиально иных подходов к освоению и рациональному использованию ресурсов Арктики, созданию механизмов государственной поддержки и стимулирования развития арктического региона, к обеспечению энергетической безопасности с учетом социальных, экономических, технологических и природно-климатических факторов. Рациональное использование прямых (административных) и косвенных (экономических) рычагов воздействия государст-ва21 на развитие региона наряду с учетом интересов государства, региональных органов власти, бизнеса, финансовых структур, коренного населения и иных заинтересованных сторон будет способствовать реализации взаимосвязанной политики в отношении освоения энергетических ресурсов российской Арктики и устойчивого развития северных регионов.
Поскольку экономическое положение регионов зависит от изменения цен на энергоносители, весьма острой представляется проблема формирования оптимальной региональной хозяйственной структуры. Тенденция создания моноотраслевых комплексов в регионах на базе обширных запасов топливно-энергетических ресурсов вызывает определенное беспокойство, поскольку в случае снижения своего ресурсного потенциала регион, теряя прямые инвестиции с уходом нефтегазовых компаний, сохраняет лишь нарушенную экосистему и ряд социально-экономических проблем.
21 Никулина И.В. Финансовые механизмы устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации // ЭПОС. 2013. № 4 (56). С. 50—54.
Таким образом, признавая недостаточную разработанность теоретических основ управления хозяйственной деятельностью и, следовательно, экономикой арктических регионов Российской Федерации, очевидным вызовом для устойчивого развития становится выработка четкой государственной политики их развития, нацеленной на долгосрочную перспективу и учитывающей практический опыт как в ходе освоения новых территорий, так и опыт развития других сырьевых регионов страны. Такие регионы достаточно часто рассматриваются с позиций государства и региональных властей как источники пополнения бюджетов за счет валютных поступлений, что также отражается в стратегии развития регионов22. Такой подход носит, скорее, краткосрочный характер и не имеет своей главной целью достижение высоких стратегических результатов. В регионах, богатых углеводородными ресурсами, существует угроза замедления темпов их экономического развития или даже его снижения, к примеру, в случае исчерпания запасов. Во избежание разворачивания подобной ситуации представляется целесообразной разработка долгосрочных программ развития с постепенной диверсификацией отраслевой структуры региональной экономики, предусматривающей определенные меры для поддержки отраслей экономики.
Подобное отношение к механизму развития арктических регионов Российской Федерации позволит перейти к модели устойчивого развития, основанного на богатой минерально-сырьевой базе и индустриальном развитии, обеспечивая возможность комплексного развития северных территорий. Однако этот путь определяет ключевую роль государства в вопросах разработки мер экономического, финансового и правового стимулирования хозяйствующих субъектов региона. К примеру, одной из частей механизма преобразования могут стать инвестиции рентных доходов от недропользования в фонды регионального развития, рост объемов которых при этом будет наиболее динамичным в период ранней добычи на месторождениях.
Таким образом, главной задачей комплексного развития арктических территорий, потенциально обладающих добычными возможностями, является переход к диверсифицированной от-
22 Ларченко Л.В. Формирование механизма устойчивого территориального развития ресурсодобывающих регионов российского севера // Проблемы современной экономики. 2006. № 3/4(19/20). URL: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=1120 (дата обращения 27.02.2015).
раслевой структуре хозяйства. При этом важной остается разработка системы критериев комплексности регионального развития, учитывающая не только показатели уровня освоения месторождений и отраслевой структуры региональной экономики, но и экологические факторы наряду с социально-экономическим положением в регионе. Следует подчеркнуть, что климатические, географические и технологические особенности северных регионов, обусловливающие высокую энергоемкость экономики, ускоренную амортизацию активов, экологические ограничения и другие последствия, могут стать факторами относительного снижения рентабельности производств и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, что может потребовать от государства введения протекционистских мер в отношении развития северных регионов.
Список литературы
Гайнанов Д. А., Кириллова С. А., Кантор О.Г. Диагностика реализации социального потенциала регионов Россииской Арктики с позиции устойчивого развития // Вестн. Томского гос. ун-та. 2013. № 376. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&joumal_page=archive&id=938&ar-ticle_ id=6683
Гайнанов Д. А., Кириллова С. А., Кузнецова Ю.А. Российская Арктика в контексте устойчивого развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6 (30).
Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, Газ и Бизнес. 2011. № 10.
Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестн. МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37).
Гулиев И.А., Хубаева А.О. Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в Канаде: проблемы и перспективы его развития // Вестн. Северо-Осетинского гос. ун-та. Общественные науки. 2014. № 2. URL: http://www.bulletin.nosu.ru/index.php?option=com_content&view=article &task= findkey&keyref=2014_02_guliev&Itemid=27&lang=ru
Ларичкин Ф.Д., Башмакова Е.П., Дидык В.В., Рябова Л. А. Социально-экономическое развитие Мурманской области: Стратегия-2025 // Вестн. Кольского научного центра РАН. 2009. № 1. URL: http://cyberle-ninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-murmanskoy-oblas-ti-strategiya-2025
Ларченко Л.В. Формирование механизма устойчивого территориального развития ресурсодобывающих регионов российского севе-
ра // Проблемы современной экономики. 2006. № 3/4(19/20). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1120
Левит Л.В. Арктический совет как важнейший орган международного сотрудничества в сфере охраны природы и устойчивого развития в Арктике // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 16 апреля 2014 г. Новосибирск: ЦРНС, 2014.
Литвинюк И.И., Красногорский В.М. Проблемы энергетической безопасности и рационального использования энергии в Северной и Центральной Азии: возможности регионального сотрудничества // Доклад на Экспертной встрече «Энергетика для устойчивого развития: диалог по вопросам политики, направленной на расширение возможностей сотрудничества в Северной и Центральной Азии» ЭСКАТО ООН. 2013.
Никулина И.В. Финансовые механизмы устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации // ЭПОС. 2013. № 4 (56). С. 50—54.
Синицкая Н.Я. Человеческое развитие — главное условие перехода к инновационной экономике // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_ar-ticle&article_id=7981605
Цукерман В. А. Инновации как платформа устойчивой транспортной системы развития Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 1 (32).