Научная статья на тему 'Экономические аспекты лесоустройства Костромской области и перспективы развития'

Экономические аспекты лесоустройства Костромской области и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1837
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ЛЕСНОЙ ПЛАН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕСУРСЫ ЛЕСА (ЛЕСНЫЕ / ПИЩЕВЫЕ) / WOOD RESOURCES (WOOD / FOOD) / LAND MANAGEMENT / THE WOOD PLAN / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков А. Н.

В статье дается краткая историческая справка ведения землеустроительных работ в Костромской губернии, на примере отчуждения земли под строительство ветки железной дороги в Нерехтском уезде Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и ее современное состояние. Рассмотрены недостатки Лесного Кодекса РФ и Лесного плана Костромской области и предложены мероприятия по экономически эффективному ведению лесохозяйственной деятельности в лесах Костромской области.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the short historical inquiry of conducting managemental works on the earths of Kostroma province, on an example of alienation of the earth under building of a branch of the railway in Nerehtsky district of the Moscow-Yaroslavl-Arkhangelsk railway, and its current state is given. Lacks of the Wood Code of the Russian Federation and the Wood plan of the Kostroma region are considered, and actions for economically effective conducting лесохозяйственной are offered activity in woods of the Kostroma region.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты лесоустройства Костромской области и перспективы развития»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Под выбором приоритетных направлений инвестирования предприятия следует понимать определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач предприятия, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей.

С учетом этого экономическая постановка задачи развития предприятия понимается как выбор наиболее эффективно-

го распределения стратегических ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА

костромской области и перспективы развития

А.Н. БОЛЬШАКОВ, доц. каф. экономической теории КГТУ

Смена общественно-политического строя всегда затрагивает интересы населения, из которых наиболее значимым является земельная реформа, которая меняет экономические и социальные основы всего общества. На протяжении веков постоянно идет борьба за землю. Это выражается в противостоянии крупных и мелких землевладельцев, частной и коллективной форм землепользования внутри государств. Наряду с этим постоянно, на протяжении тысячелетий, идут войны между государствами за землю, а в настоящее время еще и за недра, что указывает на экономический интерес. Поэтому знание мировой практики проведения земельных реформ и адаптация наиболее прогрессивных к современным российским условиям будут благоприятно способствовать повышению социально-экономической эффективности данных преобразований в нашей стране [1].

Из анализа земельных реформ в странах Западной Европы можно сделать вывод, что полномочия собственника по распоряжению своей землей ограничены в интересах общества, т.е. в интересах рационального, эффективного и экологически обоснованного ее использования. Это выражается в постепенном преодолении деления общества на не работающих в сельском хозяйстве собственников и работающих на земле несобственников. Земля переходит в собственность

caf-econvnesh@mgul. ac. ru фермеров. При этом проводится государством политика комассации (объединения) земельных участков в более крупные массивы фермеров, что обеспечивает высокую экономическую эффективность производства и конкурентоспособность продукции на мировых рынках. Таким образом, в странах Западной Европы в основе земельной политики находятся охраняемые законом стабильные отношения собственности на землю и хорошо отлаженная инфраструктура. Инфраструктура включает земельные банки, земельные суды, земельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, регистрационные бюро, земельные агентства и т.д.

В Российской империи наиболее значимым является земельная реформа 1861 г. с отменой крепостного права, которая оказала положительное влияние не только на развитие сельского хозяйства, но и на всю экономику в целом. Однако к началу 20 века не удалось решить главную задачу экономического развития государства - качественно повысить уровень жизни крестьян и решить продовольственную проблему. На это указывает множество объективных и субъективных факторов тормозящих прогресс, таких как вопрос выкупа земельного надела, желание помещиков затянуть процесс выхода крестьян из зависимости и другие. Новым толчком в решении этой задачи стала реформа Столыпина, о

160

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

судьбе которой мы знаем из истории. Однако автора заинтересовал другой аспект земельной реформы, а именно землеустройство и подходы решения поставленных задач.

С 1906 г. термин «землеустройство» вошел в политику, науку, образование, экономику. Во время проведения земельной реформы в крестьянских хозяйствах, выходивших из крепостной зависимости, выполнялись следующие работы:

- определялись размеры земельного надела;

- составлялись уставные грамоты;

- производился отвод земельных наделов в натуре и т.д.

Кроме этого, проводились работы с целью рациональной организации производства и территории на основе следующих принципов:

- усадьба должна располагаться в центре земельного участка;

- усадьба располагалась на возвышенном месте, обеспеченном водой и прилегала к дороге;

- расстояние от поля до усадьбы не более 4 верст;

- проектировалась дорожная сеть с проездом к каждому участку, прогоны для скота и т.д.

Такая масштабная работа требовала большого числа специалистов. Поэтому были приняты меры по увеличению количества студентов в учебных заведениях, изучающих основы землемерии и таксации. Кроме того, офицерам Министерства обороны разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. В период Столыпинской земельной реформы землеустройство приобрело первостепенное государственное значение. За 7 лет с 1906 по 1913 гг. на содержание землеустроительных организаций было выделено из бюджета около 63 млн руб., предоставлено крестьянам ссуд и пособий на землеустройство более 22 млн руб. (затраты на землеустройство в расчете на одну десятину составляли 3 руб., или около 4 тыс. руб. на современные деньги). При этом к землеустроительным работам было привлечено 10,3 тыс. землемерных чинов и землеустроителей,

около 7 тыс. гидротехников. Камеральную обработку планов выполняли 800 губернских чертежников. С самого начала Столыпинской реформы земельные работы дополнялись инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории. В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых производилось разделение общинных земель. Была проведена большая организационная работа. Указом императора Николая II от 4 марта 1906 г. были учреждены комитет по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернские уездные землеустроительные комиссии [1].

Наглядным примером такого рачительного, грамотного, экономически обоснованного подхода в Костромской губернии является «Дело об отчуждении земли у государственных крестьян с. Середье и деревень Оферьева, Фроловки Нерехтского уезда под ветви Московско-Ярославской-Архангель-ской железной дороги». При строительстве железной дороги была проведена большая работа по отчуждению земель крестьянских обществ за № 144 от мая 12 дня 1899 г. с составлением планов земель и границ хозяев (их площади) под устройство подъездного пути к Шуйско-Ивановской линии Москов-ско-Ярославской-Архангельской железной дороги. Из владения бывших государственных крестьян Нерехтского уезда, Середской волости отошло земли у крестьян д. Фро-ловки 9 десятин 20 сажень (угодий) в сумме 1801 руб. 66 коп., с начислением на эту сумму процентов в количестве 796 руб. 30 коп., всего 2597 руб. 96 коп. После уплаты налогов, выкупных платежей и согласований в различных инстанциях департамент накладных сборов за № 10116 от 3 декабря 1899 г. постановил: «В разрешение представления от 14 октября сего года, за № 15478, и на основании ст.304 Общественного Счетного устава предлагаю Казенной палате возвратить крестьянам д. Фроловки Нерехтского уезда из кредита по ст.1 п. 18 действующей расчетной сметы Департамента Государственного

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

161

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

казначейства 1602 руб. 55 коп., неподлежа-ще поступивши с них в казну в особые взносы по выкупным платежам для обращения этой суммы в мирской капитал названных крестьян.

Министр финансов, товарищ - Министра подпись Коновалов».

(Возможно, автор неправильно расшифровал подпись) [2].

Аналогичный подход необходимо применять и в современных условиях ведения хозяйства в регионах, так как в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости является ее внутренняя организация, включающая способность быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как отдельных регионов, так и страны в целом. Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего, связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал [3].

Но для решения поставленных задач необходимо снять некоторые противоречия в Земельном и Лесном кодексах, а именно:

- в состав землеустроительного предприятия должны входить геодезисты, таксаторы, гидротехники, инженеры строители, биологи (для Костромской области - специалисты Костромской лесной опытной станции). Такой подход позволит учесть все биологическое разнообразие лесов (а не только запас древесины), сохранить реки и ручьи, оптимально спроектировать и построить дороги и т.д. Автор понимает, что такой подход значительно увеличит финансовые затраты и время на выполнение поставленных задач, однако это поможет получить более точную информацию о территории и наметить перспективу ее развития;

- при проведении аукционов, согласно 94 ФЗ на землеустроительные работы в РФ, необходимо разбивать общую сумму на лоты (регионы) согласно их территории (площади сельхозугодий, лесопокрытой площади и

т.д.), что позволит привлечь большее число участников и сделать их более прозрачными и честными;

- на основании полученной информации землеустройства территорий администрация области может объявить конкурс на разработку программы (модели) развития региональной экономики с привлечением широких масс общественности, ученых, хозяйственников, бизнеса;

- отменить трактовку о невозможности строительства объектов капитального строительства в части строительства дорог и мостов, линейных объектов, так как это противоречит основам пожарной безопасности, 94 ФЗ, и программам перспективного освоения слабообжитых территорий регионов;

- четко прописать механизм возврата земель в государственную собственность за ненадлежащее, нецелевое использование;

- вернуть в обязанности лесхозов выращивание саженцев в питомниках и проведение лесовосстановительных работ. Это обусловлено пожарами и ураганами, возникающими в лесах госсобственности, так как арендатор не обязан их восстанавливать, и снизит издержки тех же арендаторов при восстановлении лесных участков, взятых в аренду.

Эти и другие замечания, высказанные многими авторами, позволят более четко (однозначно) понимать механизм применения законов и не вводить в заблуждение участников экономических отношений (государство - арендатор - население). Аналогичная ситуация и с Лесным планом Костромской области. По мнению автора, прежде чем составлять план необходимо проанализировать и обсудить со всеми заинтересованными сторонами все предложения, наработанные учеными, хозяйственниками, бизнесом. Очень интересным предложением, по мнению автора, является программа освоения населением заброшенных деревень вокруг городов за счет снижения численности в самих городах. Здесь подразумевается работать в городе, а жить в деревне или поселке. Как известно, «локомотивом» по выводу страны из кризиса является строительство и военно-промыш-

162

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

ленный комплекс. Это подразумевает включение в сферу экономики региона всего строительного потенциала (который не загружен), привлечение большого числа рабочей силы и капитала. Однако данная комплексная программа должна реализовываться постепенно и поэтапно:

- во-первых, необходимо на основе комплексного землеустройства (говорилось выше) запроектировать линейные коммуникации (автодороги с твердым покрытием, газопроводы, линии электропередач привести в порядок, согласно запроектированной мощности) в ближайших к городу деревнях. Составить смету и утвердить этапы ее реализации.

- во-вторых, недорогое жилье должно предоставляться молодым семьям (как в Татарстане) в кредит на следующих условиях: 1 ребенок - регион гасит за счет собственных средств 25 %, 2 ребенок - 50 %, 3 ребенок -оставшуюся сумму кредита. Таким образом, решаются две проблемы: часть трудоспособного населения останется работать на селе, другая часть будет ездить на работу в город.

- в-третьих, необходимо будет решить вопрос о расширении парка автобусов в автотранспортных предприятиях и увеличении числа рейсов с обоснованием цены билетов за проезд.

- в-четвертых, деревня будет считаться нежизнеспособной при отсутствии детсада, школы, медпункта, поэтому необходимо заложить в смету строительства и эти объекты. Дополнительно создадутся рабочие места для специалистов.

Однако данная программа останется нереализованной, пока не будет решена проблема разницы в оплате труда сельского труженика и рабочего завода.

Следующей моделью развития региона могла бы стать программа комплексного освоения лесных богатств. Костромской край по лесорастительному районированию располагается в таежной зоне, в южно-таежном лесном районе европейской части Российской Федерации. В целом природные условия области благоприятны для произрастания и развития продуктивных хвойных насажде-

ний, а также высокопроизводительных березняков. Лесистость области составляет 74,1 %. Это определяет активное развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности. Такой подход к решению программы, по мнению автора, является односторонним и не учитывает многоцелевое использование всех богатств на основе неистощительного лесопользования. Комплексный подход к проведению землеустроительных работ позволит уточнить не только запас древесины, но и эксплуатационные запасы других ресурсов леса, исследования по которым не проводились ввиду отсутствия финансирования с 1994 г.

Под ресурсами побочного лесопользования следует понимать все лесные ресурсы, кроме древесных, в том числе второстепенных (пни, кора, береста и т.д.) и продуктов прижизненного пользования древесными растениями (соки, смолы, камеди). Данные ресурсы подразделены на ресурсы растений, грибов и животных (старая трактовка определения).

Новая формулировка. Лесные ресурсы делятся на древесные, недревесные и пищевые и лекарственные растения. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, орехи, грибы, семена, ягоды, березовый сок и подобные лесные ресурсы. В дальнейшем будем пользоваться новой формулировкой.

Исследования, проведенные Костромской лесной опытной станцией ВНИИЛМа до 1994 г., выявили значительные объемы пищевого и лекарственного сырья. Урожайность дикорастущих ягодников семейства брусничных в подзоне южной тайги достигает 500-600 кг/га (в среднем 200-250 кг/га). Эксплуатационные запасы плодов и ягод в лесах Костромской области в среднеурожайные годы составляют: черники - 5 тыс. т, брусники - 1300 т, клюквы - 1100 т, голубики - 100 т, малины - 1200 т, рябины - 1600 т. В лесах

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

163

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Российской Федерации произрастает около 300 видов съедобных и условно съедобных грибов, из них на территории Костромской области - более 80 видов. Ежегодные запасы их при среднем урожае составляют 30 тыс. т Также в изобилии встречаются растения: овощные- 45 видов, пряно-ароматические - 60, напиточные - 40, крахмалоносные - 22, красильные - 40, дубильные - 19 и так далее. Необходимо отметить также значительные объемы березового сока (более 400 тыс. т), целебные и лекарственные свойства которого мало изучены.

По мнению ученых, эффект от вовлечения пищевых и лекарственных ресурсов в рыночный оборот сопоставим с древесными ресурсами. При условии создания предприятий по заготовке и переработке березового сока, дикорастущих ягод, грибов, лекарственного сырья только Костромская область может получать доход, исчисляемый сотнями миллионов рублей в год, а учитывая оборот рубок, равный в среднем 80 годам, соответственно превысит [4]. Строительство таких предприятий станет первым шагом в освоении всего разнообразия лесных ресурсов региона, снимет социально-экономическое напряжение, создаст дополнительные рабочие места. В перспективе включение в сферу экономических интересов других видов лесных ресурсов и увеличение объемов сбора, а также плантационное выращивание ягод, доход может вырасти на порядок.

Следующей моделью развития региона могла бы стать программа строительства сети баз отдыха и поддержка существующих санаториев. Для реализации этой программы область располагает значительным природным потенциалом:

а) 2632 реки протяженностью 10 км., 535 рек протяженностью более 10 км., 22 реки протяженностью более 100 км., а также р. Волга, более 50 различных по размерам озер, крупнейшие из которых Галичское (77 км2) и Чухломское (43,5 км2);

б) первозданные участки леса, не затронутые хозяйственной деятельностью человека.

Однако данному вопросу не посвящено ни одного научного исследования.

Поэтому, рассматривая лесозаготовительную и деревообрабатывающую отрасли Костромской области, необходимо увязывать проблемы и пути их решения с региональными антикризисными программами. Ключевой задачей для решения данных проблем является привлечение инвестиций как отечественных, так и зарубежных, направленных на более глубокую переработку всех видов лесных ресурсов, т.е. получение продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью на международном рынке товаров и услуг.

Выводы

1. В состав землеустроительного предприятия должны входить геодезисты, таксаторы, гидротехники, инженеры-строители, биологи, экономисты.

2. Необходимо разработать инвестиционные программы по вовлечению всех лесных ресурсов в экономику Костромской области с участием ученых, представителей бизнеса и наметить сроки ее реализации

3. Разработать интегрированную систему ведения лесного хозяйства на основе согласованного производства древесных, пищевых, технических, лекарственных и других продуктов (полезностей леса) с позиции их оптимального использования, максимального сохранения и быстрого восстановления.

Библиографический список

1. Алтухов, И.А. Земельные реформы в России и странах мира: Курс лекций / И.А. Алтухов. - Н-Новгород: НГСХА, 2008. - 62 с.

2. Костромской областной архив. Ф200, дело 2537 а «Дело об отчуждении земли у государственных крестьян с. Середье и деревень Оферьева, Фролов-ки Нерехтского уезда под ветви Московско-Ярос-лавской-Архангельской железной дороги».

3. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭООПП СО РАН, 2008. -527 с.

4. Большаков, А.Н. Диссертационная работа «Экономика и организация заготовки и переработки продукции побочного лесопользования в лесах Костромской области (на примере дикорастущих ягод)»

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.