ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Под выбором приоритетных направлений инвестирования предприятия следует понимать определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач предприятия, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей.
С учетом этого экономическая постановка задачи развития предприятия понимается как выбор наиболее эффективно-
го распределения стратегических ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА
костромской области и перспективы развития
А.Н. БОЛЬШАКОВ, доц. каф. экономической теории КГТУ
Смена общественно-политического строя всегда затрагивает интересы населения, из которых наиболее значимым является земельная реформа, которая меняет экономические и социальные основы всего общества. На протяжении веков постоянно идет борьба за землю. Это выражается в противостоянии крупных и мелких землевладельцев, частной и коллективной форм землепользования внутри государств. Наряду с этим постоянно, на протяжении тысячелетий, идут войны между государствами за землю, а в настоящее время еще и за недра, что указывает на экономический интерес. Поэтому знание мировой практики проведения земельных реформ и адаптация наиболее прогрессивных к современным российским условиям будут благоприятно способствовать повышению социально-экономической эффективности данных преобразований в нашей стране [1].
Из анализа земельных реформ в странах Западной Европы можно сделать вывод, что полномочия собственника по распоряжению своей землей ограничены в интересах общества, т.е. в интересах рационального, эффективного и экологически обоснованного ее использования. Это выражается в постепенном преодолении деления общества на не работающих в сельском хозяйстве собственников и работающих на земле несобственников. Земля переходит в собственность
caf-econvnesh@mgul. ac. ru фермеров. При этом проводится государством политика комассации (объединения) земельных участков в более крупные массивы фермеров, что обеспечивает высокую экономическую эффективность производства и конкурентоспособность продукции на мировых рынках. Таким образом, в странах Западной Европы в основе земельной политики находятся охраняемые законом стабильные отношения собственности на землю и хорошо отлаженная инфраструктура. Инфраструктура включает земельные банки, земельные суды, земельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, регистрационные бюро, земельные агентства и т.д.
В Российской империи наиболее значимым является земельная реформа 1861 г. с отменой крепостного права, которая оказала положительное влияние не только на развитие сельского хозяйства, но и на всю экономику в целом. Однако к началу 20 века не удалось решить главную задачу экономического развития государства - качественно повысить уровень жизни крестьян и решить продовольственную проблему. На это указывает множество объективных и субъективных факторов тормозящих прогресс, таких как вопрос выкупа земельного надела, желание помещиков затянуть процесс выхода крестьян из зависимости и другие. Новым толчком в решении этой задачи стала реформа Столыпина, о
160
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
судьбе которой мы знаем из истории. Однако автора заинтересовал другой аспект земельной реформы, а именно землеустройство и подходы решения поставленных задач.
С 1906 г. термин «землеустройство» вошел в политику, науку, образование, экономику. Во время проведения земельной реформы в крестьянских хозяйствах, выходивших из крепостной зависимости, выполнялись следующие работы:
- определялись размеры земельного надела;
- составлялись уставные грамоты;
- производился отвод земельных наделов в натуре и т.д.
Кроме этого, проводились работы с целью рациональной организации производства и территории на основе следующих принципов:
- усадьба должна располагаться в центре земельного участка;
- усадьба располагалась на возвышенном месте, обеспеченном водой и прилегала к дороге;
- расстояние от поля до усадьбы не более 4 верст;
- проектировалась дорожная сеть с проездом к каждому участку, прогоны для скота и т.д.
Такая масштабная работа требовала большого числа специалистов. Поэтому были приняты меры по увеличению количества студентов в учебных заведениях, изучающих основы землемерии и таксации. Кроме того, офицерам Министерства обороны разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. В период Столыпинской земельной реформы землеустройство приобрело первостепенное государственное значение. За 7 лет с 1906 по 1913 гг. на содержание землеустроительных организаций было выделено из бюджета около 63 млн руб., предоставлено крестьянам ссуд и пособий на землеустройство более 22 млн руб. (затраты на землеустройство в расчете на одну десятину составляли 3 руб., или около 4 тыс. руб. на современные деньги). При этом к землеустроительным работам было привлечено 10,3 тыс. землемерных чинов и землеустроителей,
около 7 тыс. гидротехников. Камеральную обработку планов выполняли 800 губернских чертежников. С самого начала Столыпинской реформы земельные работы дополнялись инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории. В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых производилось разделение общинных земель. Была проведена большая организационная работа. Указом императора Николая II от 4 марта 1906 г. были учреждены комитет по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернские уездные землеустроительные комиссии [1].
Наглядным примером такого рачительного, грамотного, экономически обоснованного подхода в Костромской губернии является «Дело об отчуждении земли у государственных крестьян с. Середье и деревень Оферьева, Фроловки Нерехтского уезда под ветви Московско-Ярославской-Архангель-ской железной дороги». При строительстве железной дороги была проведена большая работа по отчуждению земель крестьянских обществ за № 144 от мая 12 дня 1899 г. с составлением планов земель и границ хозяев (их площади) под устройство подъездного пути к Шуйско-Ивановской линии Москов-ско-Ярославской-Архангельской железной дороги. Из владения бывших государственных крестьян Нерехтского уезда, Середской волости отошло земли у крестьян д. Фро-ловки 9 десятин 20 сажень (угодий) в сумме 1801 руб. 66 коп., с начислением на эту сумму процентов в количестве 796 руб. 30 коп., всего 2597 руб. 96 коп. После уплаты налогов, выкупных платежей и согласований в различных инстанциях департамент накладных сборов за № 10116 от 3 декабря 1899 г. постановил: «В разрешение представления от 14 октября сего года, за № 15478, и на основании ст.304 Общественного Счетного устава предлагаю Казенной палате возвратить крестьянам д. Фроловки Нерехтского уезда из кредита по ст.1 п. 18 действующей расчетной сметы Департамента Государственного
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
161
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
казначейства 1602 руб. 55 коп., неподлежа-ще поступивши с них в казну в особые взносы по выкупным платежам для обращения этой суммы в мирской капитал названных крестьян.
Министр финансов, товарищ - Министра подпись Коновалов».
(Возможно, автор неправильно расшифровал подпись) [2].
Аналогичный подход необходимо применять и в современных условиях ведения хозяйства в регионах, так как в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости является ее внутренняя организация, включающая способность быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как отдельных регионов, так и страны в целом. Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего, связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал [3].
Но для решения поставленных задач необходимо снять некоторые противоречия в Земельном и Лесном кодексах, а именно:
- в состав землеустроительного предприятия должны входить геодезисты, таксаторы, гидротехники, инженеры строители, биологи (для Костромской области - специалисты Костромской лесной опытной станции). Такой подход позволит учесть все биологическое разнообразие лесов (а не только запас древесины), сохранить реки и ручьи, оптимально спроектировать и построить дороги и т.д. Автор понимает, что такой подход значительно увеличит финансовые затраты и время на выполнение поставленных задач, однако это поможет получить более точную информацию о территории и наметить перспективу ее развития;
- при проведении аукционов, согласно 94 ФЗ на землеустроительные работы в РФ, необходимо разбивать общую сумму на лоты (регионы) согласно их территории (площади сельхозугодий, лесопокрытой площади и
т.д.), что позволит привлечь большее число участников и сделать их более прозрачными и честными;
- на основании полученной информации землеустройства территорий администрация области может объявить конкурс на разработку программы (модели) развития региональной экономики с привлечением широких масс общественности, ученых, хозяйственников, бизнеса;
- отменить трактовку о невозможности строительства объектов капитального строительства в части строительства дорог и мостов, линейных объектов, так как это противоречит основам пожарной безопасности, 94 ФЗ, и программам перспективного освоения слабообжитых территорий регионов;
- четко прописать механизм возврата земель в государственную собственность за ненадлежащее, нецелевое использование;
- вернуть в обязанности лесхозов выращивание саженцев в питомниках и проведение лесовосстановительных работ. Это обусловлено пожарами и ураганами, возникающими в лесах госсобственности, так как арендатор не обязан их восстанавливать, и снизит издержки тех же арендаторов при восстановлении лесных участков, взятых в аренду.
Эти и другие замечания, высказанные многими авторами, позволят более четко (однозначно) понимать механизм применения законов и не вводить в заблуждение участников экономических отношений (государство - арендатор - население). Аналогичная ситуация и с Лесным планом Костромской области. По мнению автора, прежде чем составлять план необходимо проанализировать и обсудить со всеми заинтересованными сторонами все предложения, наработанные учеными, хозяйственниками, бизнесом. Очень интересным предложением, по мнению автора, является программа освоения населением заброшенных деревень вокруг городов за счет снижения численности в самих городах. Здесь подразумевается работать в городе, а жить в деревне или поселке. Как известно, «локомотивом» по выводу страны из кризиса является строительство и военно-промыш-
162
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
ленный комплекс. Это подразумевает включение в сферу экономики региона всего строительного потенциала (который не загружен), привлечение большого числа рабочей силы и капитала. Однако данная комплексная программа должна реализовываться постепенно и поэтапно:
- во-первых, необходимо на основе комплексного землеустройства (говорилось выше) запроектировать линейные коммуникации (автодороги с твердым покрытием, газопроводы, линии электропередач привести в порядок, согласно запроектированной мощности) в ближайших к городу деревнях. Составить смету и утвердить этапы ее реализации.
- во-вторых, недорогое жилье должно предоставляться молодым семьям (как в Татарстане) в кредит на следующих условиях: 1 ребенок - регион гасит за счет собственных средств 25 %, 2 ребенок - 50 %, 3 ребенок -оставшуюся сумму кредита. Таким образом, решаются две проблемы: часть трудоспособного населения останется работать на селе, другая часть будет ездить на работу в город.
- в-третьих, необходимо будет решить вопрос о расширении парка автобусов в автотранспортных предприятиях и увеличении числа рейсов с обоснованием цены билетов за проезд.
- в-четвертых, деревня будет считаться нежизнеспособной при отсутствии детсада, школы, медпункта, поэтому необходимо заложить в смету строительства и эти объекты. Дополнительно создадутся рабочие места для специалистов.
Однако данная программа останется нереализованной, пока не будет решена проблема разницы в оплате труда сельского труженика и рабочего завода.
Следующей моделью развития региона могла бы стать программа комплексного освоения лесных богатств. Костромской край по лесорастительному районированию располагается в таежной зоне, в южно-таежном лесном районе европейской части Российской Федерации. В целом природные условия области благоприятны для произрастания и развития продуктивных хвойных насажде-
ний, а также высокопроизводительных березняков. Лесистость области составляет 74,1 %. Это определяет активное развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности. Такой подход к решению программы, по мнению автора, является односторонним и не учитывает многоцелевое использование всех богатств на основе неистощительного лесопользования. Комплексный подход к проведению землеустроительных работ позволит уточнить не только запас древесины, но и эксплуатационные запасы других ресурсов леса, исследования по которым не проводились ввиду отсутствия финансирования с 1994 г.
Под ресурсами побочного лесопользования следует понимать все лесные ресурсы, кроме древесных, в том числе второстепенных (пни, кора, береста и т.д.) и продуктов прижизненного пользования древесными растениями (соки, смолы, камеди). Данные ресурсы подразделены на ресурсы растений, грибов и животных (старая трактовка определения).
Новая формулировка. Лесные ресурсы делятся на древесные, недревесные и пищевые и лекарственные растения. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, орехи, грибы, семена, ягоды, березовый сок и подобные лесные ресурсы. В дальнейшем будем пользоваться новой формулировкой.
Исследования, проведенные Костромской лесной опытной станцией ВНИИЛМа до 1994 г., выявили значительные объемы пищевого и лекарственного сырья. Урожайность дикорастущих ягодников семейства брусничных в подзоне южной тайги достигает 500-600 кг/га (в среднем 200-250 кг/га). Эксплуатационные запасы плодов и ягод в лесах Костромской области в среднеурожайные годы составляют: черники - 5 тыс. т, брусники - 1300 т, клюквы - 1100 т, голубики - 100 т, малины - 1200 т, рябины - 1600 т. В лесах
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
163
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Российской Федерации произрастает около 300 видов съедобных и условно съедобных грибов, из них на территории Костромской области - более 80 видов. Ежегодные запасы их при среднем урожае составляют 30 тыс. т Также в изобилии встречаются растения: овощные- 45 видов, пряно-ароматические - 60, напиточные - 40, крахмалоносные - 22, красильные - 40, дубильные - 19 и так далее. Необходимо отметить также значительные объемы березового сока (более 400 тыс. т), целебные и лекарственные свойства которого мало изучены.
По мнению ученых, эффект от вовлечения пищевых и лекарственных ресурсов в рыночный оборот сопоставим с древесными ресурсами. При условии создания предприятий по заготовке и переработке березового сока, дикорастущих ягод, грибов, лекарственного сырья только Костромская область может получать доход, исчисляемый сотнями миллионов рублей в год, а учитывая оборот рубок, равный в среднем 80 годам, соответственно превысит [4]. Строительство таких предприятий станет первым шагом в освоении всего разнообразия лесных ресурсов региона, снимет социально-экономическое напряжение, создаст дополнительные рабочие места. В перспективе включение в сферу экономических интересов других видов лесных ресурсов и увеличение объемов сбора, а также плантационное выращивание ягод, доход может вырасти на порядок.
Следующей моделью развития региона могла бы стать программа строительства сети баз отдыха и поддержка существующих санаториев. Для реализации этой программы область располагает значительным природным потенциалом:
а) 2632 реки протяженностью 10 км., 535 рек протяженностью более 10 км., 22 реки протяженностью более 100 км., а также р. Волга, более 50 различных по размерам озер, крупнейшие из которых Галичское (77 км2) и Чухломское (43,5 км2);
б) первозданные участки леса, не затронутые хозяйственной деятельностью человека.
Однако данному вопросу не посвящено ни одного научного исследования.
Поэтому, рассматривая лесозаготовительную и деревообрабатывающую отрасли Костромской области, необходимо увязывать проблемы и пути их решения с региональными антикризисными программами. Ключевой задачей для решения данных проблем является привлечение инвестиций как отечественных, так и зарубежных, направленных на более глубокую переработку всех видов лесных ресурсов, т.е. получение продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью на международном рынке товаров и услуг.
Выводы
1. В состав землеустроительного предприятия должны входить геодезисты, таксаторы, гидротехники, инженеры-строители, биологи, экономисты.
2. Необходимо разработать инвестиционные программы по вовлечению всех лесных ресурсов в экономику Костромской области с участием ученых, представителей бизнеса и наметить сроки ее реализации
3. Разработать интегрированную систему ведения лесного хозяйства на основе согласованного производства древесных, пищевых, технических, лекарственных и других продуктов (полезностей леса) с позиции их оптимального использования, максимального сохранения и быстрого восстановления.
Библиографический список
1. Алтухов, И.А. Земельные реформы в России и странах мира: Курс лекций / И.А. Алтухов. - Н-Новгород: НГСХА, 2008. - 62 с.
2. Костромской областной архив. Ф200, дело 2537 а «Дело об отчуждении земли у государственных крестьян с. Середье и деревень Оферьева, Фролов-ки Нерехтского уезда под ветви Московско-Ярос-лавской-Архангельской железной дороги».
3. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭООПП СО РАН, 2008. -527 с.
4. Большаков, А.Н. Диссертационная работа «Экономика и организация заготовки и переработки продукции побочного лесопользования в лесах Костромской области (на примере дикорастущих ягод)»
164
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013