Научная статья на тему 'Экономические аспекты безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Казахстана'

Экономические аспекты безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Казахстана Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
144
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Аканова К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Казахстана»

Аканова К. М.

К.ф.-м.н., доцент Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, г.Астана

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

В современном мире наблюдается тенденция увеличения количества и масштабов стихийных бедствий природного и техногенного характера. Они оказывают значительное влияние на экономику стран, а значит и на качество жизни человека. Обеспечение безопасного существования является одним из многих важнейших показателей качества жизни, что означает сохранение жизни и здоровья, комфортной окружающей среды обитания, защиты от различного рода опасностей и угроз [1, 16].

Проблемы природной безопасности являются глобальными, поскольку от воздействия опасных природных процессов, которые в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы, могут пострадать окружающая природная среда, целые государства, отдельные экономические объекты и население стран. В Хиогской декларации, принятой 22 января 2005 года II Всемирной конференцией по уменьшению опасности бедствий (г. Кобе, Япония) отмечено, что в борьбу с бедствиями должны включиться правительства, гражданские и научные сообщества, международные организации, финансовые институты, частный сектор и добровольцы. Проблеме снижения рисков природных катастроф следует придать приоритетный характер в национальной политике, поскольку они являются источником чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера, наносят серьезный ущерб экономикам стран и приводят к человеческим жертвам.

Обеспечение безопасности касается всех людей, являющихся как специалистами в этой сфере, так и просто гражданами, т.к. жизнь любого человека полна опасностей. Опасность -это потенциальная возможность вызвать вред, возможный результат действия тех или иных негативных факторов на объекты. Если опасности реализуются и превращаются в какие-либо негативные события, то они могут привести к ЧС различного масштаба.

ЧС - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения [2]. В Республике Казахстан (РК) в соответствии с законодательством ЧС отнесены к угрозам национальной безопасности [3]. Одна из основных функций системы обеспечения национальной безопасности РК заключается в своевременном прогнозировании и выявлении угроз, из характера которых вытекают приоритетные направления действий Правительства и государственных органов в сфере безопасности [4].

Угрозы - опасные явления, процессы и деструктивные факторы, которые наносят ущерб окружающей среде, экономическим интересам граждан, государству в целом и ставят под угрозу его устойчивое развитие и экономическую независимость. Это факторы как внешней, так и внутренней среды, приводящие к возникновению ЧС.

В РК обеспечение безопасности в природной и техногенной сферах осуществляется в рамках ГСЧС - государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, т.е. в случае возникновения ЧС для проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению систем жизнеобеспечения населения, защите окружающей природной среды и уменьшению ущерба объектам хозяйствования [5]. В состав ГСЧС входят уполномоченный орган в области ЧС в лице Министерства по чрезвычайным

ситуациям (МЧС), органы управления центральной и местной исполнительной власти, организации, обеспечивающие предупреждение и ликвидацию ЧС в пределах их компетенции, силы Гражданской обороны (ГО).

Объекты безопасности - население, окружающая среда и объекты хозяйствования.

К субъектам обеспечения безопасности относятся государство, осуществляющее свои полномочия через органы республиканской и местной власти, отраслевые министерства и ведомства, в компетенцию которых входит выполнение работ в области предупреждения и ликвидации ЧС; граждане и общество, в том числе общественные и неправительственные организации и объединения.

Следуя системному принципу при разработке стратегии обеспечения безопасности нельзя пренебрегать ни одним источником реальных и потенциальных угроз, особенно природных, обладающих высокой степенью неопределенности. В МЧС РК разработан Каталог угроз ЧС природного и техногенного характера, что позволяет определить степень риска ЧС и оценку возможных последствий. Территориальными органами ведомства совместно с местными исполнительными органами продолжается работа по корректировке паспортов безопасности районов в сфере предупреждения ЧС.

ЧС приводят к негативным последствиям - совокупности различного рода ущербов, наносимых природной среде и разным сферам жизнедеятельности людей. Одной из основных характеристик последствий ЧС является ее масштаб, который определяется размерами зоны ЧС, а также тяжестью, составными элементами которой являются потери и ущерб. Под потерями понимают выход из строя людей ввиду их гибели, ранений, травм, болезней. В случае гибели потери называют безвозвратными, а в результате ранений и болезней - санитарными. Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого и косвенного. Прямой ущерб обусловлен разрушением и повреждением промышленных объектов, утратой имущества, нанесением вреда природной среде и природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, затрат на ликвидацию ЧС и ее последствий.

Казахстан имеет широкий спектр природных источников опасности: землетрясения, наводнения, лесные и степные пожары, снежные бураны и т.п. Все горные и предгорные районы на площади более 160 тыс.кв. км подвергаются активному воздействию селей, снежных лавин и оползней. Первыми по площади распространения и масштабам наносимых ущербов являются селевые потоки. Только за последние 70 лет отмечалось свыше 600 случаев их возникновения, многие из которых носили характер катастроф. Второй по размерам ущерба является сход снежных лавин. Интенсивное и нерациональное освоение земель провоцирует оползни. Их опасность усугубляется тем, что зоны их формирования и воздействия приурочены к наиболее пригодным для проживания местам с высокой плотностью населения, где расположены предприятия добывающей промышленности, автомагистрали дороги, объекты инфраструктуры. Система наблюдений за этими опасными природными явлениями и их прогнозирование находятся на стадии развития и не разработаны надежные меры защиты от них.

Наиболее опасными по размерам наносимого материального ущерба являются природно-техногенные процессы. Казахстан, обладающий большими запасами полезных ископаемых и топливно-энергетических ресурсов, имеет на своей территории порядка 363450 опасных объектов горнодобывающей, химической, нефтегазовой, атомно-энергетической и других отраслей промышленности. Они являются источниками ЧС техногенного характера, вызванных промышленными и другими авариями, пожарами, взрывами, обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин и т.п. В настоящее время уровень промышленной безопасности находится на низком уровне. Все эти факторы часто провоцируют проявления природных ЧС. В РК имеют место следующие природно-техногенные бедствия.

1. Землетрясения, вызванные промышленными взрывами, горнорудными разработками и добычей нефти и газа, так называемая «наведенная сейсмичность». Экономика страны имеет преимущественно сырьевую направленность, а нефть и металлы - главные статьи экспорта страны и основной источник валютных поступлений. Поэтому объемы добычи полезных ископаемых, а также нефтяных операций на суше и в казахстанском секторе Каспийского моря увеличиваются, что ведет к усилению антропогенной и экологической нагрузки на природную среду, активизации опасных экзогенных процессов, и, в свою очередь, к угрозе возникновения техногенных землетрясений.

2. Наводнения и сели, вызванные разрушениями водохозяйственных объектов, фактический износ которых составляет более 60% [6]. Из 653 гидротехнических сооружений 268 нуждаются в ремонте. Некоторые плотины крупных гидроузлов (например, Тасоткельского, Шардаринского и др.) находятся в аварийном состоянии, прорыв которых может вызвать значительный ущерб расположенным ниже территориям.

3. Лесные и степные пожары, вызванные нарушением технологии сельскохозяйственных работ.

4. Обвалы и оползни, вызванные неправильной планировкой промышленного и гражданского строительства.

5. Разрушения и повреждения техногенных объектов за счет воздействия землетрясений, селей, оползней и т.п.

Воздействие ЧС природного характера вызывает значительный материальный ущерб. По данным МЧС в Казахстане за период с 1994 года зарегистрировано свыше 320 тысяч ЧС и происшествий природного и техногенного характера [7]. Ежегодно прямой ущерб исчисляется суммой от $29,2 до $37,5 млн. (долларов США), косвенный около $125-$167 млн., ущерб от гибели людей и лечения пострадавших - $25 млн., величина полного ущерба доходит до $208 млн. Общее число пострадавших более 250 тысяч человек, погибших -около 40 тысяч человек. В общем количестве число природных ЧС остается примерно на одном уровне, а размеры материального ущерба зависят от конкретных проявлений природных факторов (Таблица 1). Так, например, в 2005 году наблюдается резкий рост, поскольку паводковый период для республики был в большой степени тяжелым: в целом по стране подверглись затоплению и разрушению более 700 объектов, в том числе 622 жилых дома, 14 участков автодорог общей протяженностью 41,8 километра и другие сооружения. Наибольший ущерб от наводнений нанесен Кызылординской, Жамбыльской и ЮжноКазахстанской областям, где он составил $15,8 млн..

Таблица 1 - Динамика природных ЧС и потерь в 1995-2007 годы в РК

Годы Общее количество ЧС Количество природных ЧС Число пострадавших от природных ЧС, человек Число погибших от природных ЧС, человек Материальный ущерб от природных ЧС, млн.долл. США

1995 54369 6587 5319 1651 20,20

1996 50986 6351 5170 1556 10,66

1997 64451 6540 6901 1359 18,51

1998 38418 5907 11707 1341 16,28

1999 31732 5051 6480 1022 5,21

2000 30258 4210 5955 1010 2,69

2001 30695 4285 6194 972 2,97

2002 31534 4179 5648 833 5,37

2003 33375 5285 7172 948 6,16

2004 23915 5471 6167 611 4,25

2005 23990 4219 3528 420 62,76

2006 23832 4119 3152 411 3,23

2007 21637 3874 3651 435 5,75

ЧС наносят ущерб окружающей среде и подрывают экологические основы устойчивого

развития РК. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды [8].

Экономические аспекты бедствий имеют комплексный характер и обусловлены как экономическими последствиями ЧС, так и экономическим характером мер, направленных на обеспечение безопасности объектов экономики и снижение размеров возможного ущерба. Т.к. экономика стран не всегда в состоянии финансировать работы по ликвидации последствий ЧС и восполнять потери от них, необходимо сменить акцент государственной политики в сторону решения задач по предупреждению ЧС, в том числе посредством применения основных экономических механизмов [1,62]:

1. Организационно-экономические механизмы государственной политики.

2. Финансирование, инвестирование, кредитование.

3. Создание финансовых и материальных резервов на случай ЧС.

4. Страхование риска ЧС и социальная защита пострадавшего населения.

5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного ЧС.

6. Экономическое стимулирование деятельности и экономическая ответственность;

7. Экономическое международное гуманитарное сотрудничество и др.

Организационно-экономические механизмы представляют собой совокупность

правовых, экономических, организационных и других мер:

- изыскание экономических ресурсов для осуществления различных программ и научных исследований в области рисков и катастроф;

- рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности;

- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в ЧС;

- государственный надзор и контроль в области ЧС.

Проведение превентивных мер по предотвращению ЧС требует необходимых ресурсов для создания систем противодействия бедствиям и сил ГО, оснащения и оплаты труда работников аварийно-спасательных служб и Центра медицины катастроф, обучения руководителей организаций и населения действиям в ЧС и т.п. Научные исследования в области рисков и катастроф финансируется в основном за счет средств государственного бюджета и проводятся по таким направлениям:

- разработка методов прогноза землетрясений;

- мониторинг опасных природных явлений и выявление факторов риска в целях снижения их влияния на окружающую среду и здоровье населения;

- разработка инженерно-технических мероприятий по предотвращению селевых и оползневых явлений и в области сейсмостойкого строительства;

- исследование и прогнозирование засух в Казахстане и т.д.

Таблица 1 - Финансирование научных исследований, проводимых в рамках _государственных программ в РК (млн. долларов США)_

№ Администратор бюджетной программы Годы

200 1 20 02 20 03 20 04 20 05 20 06 20 07 20 08 20 09 20 10 20 11

1 Министерство охраны окру- - - - 1,43 2,08 2,46 2,6 2,6 2,82 3,25 3,39

жающей среды

2 МЧС 0,04 0,04 - - - 0,75 0,79 0,85 0,72 0,53 0,53

3 Министерство индустрии и торговли 0,11 0,2 0,2 0,21 0,61 0,61 0,18 0,3 1,1

Практическое осуществление управления природными и техногенными рисками требует значительного финансирования. Оно осуществляется из средств бюджета, иностранной помощи, резервных фондов, инвестиций, кредитов, средств, полученных в счет оплаты штрафных санкций, средств благотворительных и иных фондов и т.д.

Повышение сейсмостойкости объектов строительства приводит к его удорожанию на 12%, защита от наводнений на 15%, приспособление к плохим гидрогеологическим условиям - на 20%, суровому климату - на 30%, многолетней мерзлоте грунта на 40%, оползней - на 45%. Для проведения работ по сейсмоусилению сооружений в республике разработаны:

- Программа сейсмоусиления объектов образования (школ и дошкольных учреждений) и здравоохранения на 2004-2010 годы.

- Комплексная программа города Алматы по капитальному ремонту ветхого жилья и сносу аварийных жилых домов на 2003-2010 годы.

По официальным оценкам, приведенным в этой программе, землетрясение в 9 баллов может выдержать только 50% зданий южной столицы. Для снижения сейсмического риска и ущерба осуществляется сейсмоукрепление строений, снос ветхого жилья, создание карт сейсмологического микрорайонирования. На эти цели службы ЧС города за последние годы получили $25 млн. При интенсивности землетрясений силой 9 баллов в г. Алматы предотвращенный ущерб составит примерно $1,5-$2,5 млрд., а количество безвозвратных потерь среди населения снизится примерно на 35-55 тыс. человек [9, 142 ].

Важное значение имеет мобилизация материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов государства и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности путем создания финансовых и материальных резервов - специализированного страхового фонда. Его назначение -возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий. Прерогатива распоряжаться им принадлежит правительству и составляет государственную тайну. В него, кроме денежных средств, входят стратегические запасы продуктов, медикаментов, горючего, топлива и др. Согласно данным МЧС РК на случай разрушительного землетрясения в городе Алматы и области предусмотрено выделение Министерствами обороны, внутренних дел и Комитетом национальной безопасности группировки сил численностью 52 тыс. человек и 6,4 тыс. единиц техники, для временного проживания пострадавшего населения создан оперативный запас для развертывания 17 лагерей вместимостью 14 тыс. человек. В государственном материальном резерве хранится товаров и материалов на сумму более $15 млн.

Для возмещения материального ущерба, вреда здоровья и жизни необходима развитая система страхования. Правительства, ученые и страховая индустрия, мировые активы которой достигают $1,41 триллиона, тщательно изучают источники опасностей, т.к. страховое дело несет убытки по вине природных и др. катастроф. В 1989 году ураган Хьюго в Америке нанес ущерб страховым компаниям в размере $3 млрд., ураган Эндрю в 1992 году - $15,5 млрд., что привело к банкротству семи страховых компаний. В условиях ЧС основная тяжесть экономического бремени по их ликвидации ложится на плечи государства, и применение такого механизма как страхование, способствует сокращению государственных расходов на эти цели, повышению ответственности владельцев предприятий за обеспечение пожарной и прочей безопасности, за последствия их производственно-хозяйственной деятельности, возмещению ущерба пострадавшим лицам

за счет страховых компаний. Т.е. происходит разделение ответственности между объектом экономики, страховщиком и государством:

V _ = + у + у (1ч

^ полный ^ ОЭ ^ стр 1 ^ гос МЛ

где Уполный - полный ущерб от ЧС;

Уоэ - доля ответственности владельцев объектов экономики в компенсации полного ущерба от ЧС;

Устр -доля ответственности страховщика в компенсации полного ущерба;

угос - доля ответственности государства в компенсации полного ущерба.

Под социальной защитой подразумевается забота государства и общества о гражданах, пострадавших от ЧС: обеспечение продуктами, медикаментами, пунктов проживания, материальной и другой помощи.

Для достаточного финансирования программ принятия превентивных мер и ликвидаций последствий ЧС необходима объективная оценка ущерба: имущественного, финансового, морального и иных его видах.

Следующий экономический механизм управления рисками - экономическое стимулирование деятельности по обеспечению природной безопасности включает две стороны: во-первых, - это экономическое поощрение, во-вторых, экономическое наказание. В качестве поощрения могут использоваться льготное налогообложение, предоставление инвестиций и квот, кредиты на выгодных условиях и т.д. Нарушения природной безопасности ведут к ответственности за них в виде разного рода санкций - штрафов, ограничения деятельности, вплоть до лишения лицензий на право ведения деятельности, возмещения нанесенного ущерба.

Экономическая сторона управления природными рисками кроме национальной имеет и международную составляющую. Осознание растущей угрозы природных, техногенных и других катастроф побудило Генеральную ассамблею ООН в 1989 году принять особую резолюцию: период с 1990 по 2000 год был провозглашен Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий. Гуманитарное сотрудничество состоит в поиске средств для помощи пострадавшим государствам, использовании фондов ООН на эти цели, поставки защитных средств, оказании бесплатных аварийно-спасательных услуг, доставка продуктов, медикаментов, эвакуация пострадавших из зон бедствий и др. За последние 20 лет Всемирный банк потратил $14 млрд. на проекты, связанные с ликвидацией бедствий.

Реализация всех этих мер позволит решить актуальные проблемы и задачи по защите населения, объектов и территории от природных катастроф и стихийных бедствий, снизит риски и ущерб от них. Эти мероприятия позволят также повысить эффективность работы ГСЧС до уровня, необходимого для обеспечения национальной безопасности республики и устойчивого функционирования государства и экономики при возникновении глобальных и региональных ЧС.

Литература

1. Акимов В.А. и др. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайный ситуаций / МЧС России. - М.: ИПП «Куна», 2004. - 312 с.

2. Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года № 19-1.

3. Постановление Правительства РК «О Программе развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы» от 31 декабря 2003 года N 1383.

4. Указ Президента РК «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 4 декабря 2001 года № 735.

5. Постановление Правительства РК «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 1997 г. N 1298 (с изменениями и дополнениями от 18.11.2008 года).

6. Постановление Правительства РК «О Концепции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и совершенствования государственной системы управления в этой области» от 23 ноября 2005 года N 1154.

7. Официальный сайт МЧС РК: http://ns.emer.kz.

8. Указ Президента РК «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы» от 3 декабря 2003 года N 1241.

9. Отчет о НИР. Институт сейсмологии, руководитель д.т.н. Абаканов Т. «Разработать численные методы прогноза и снижения социального и экономического ущерба от сильных землетрясений на сейсмоактивных территориях юго-востока Казахстана». 2003. -168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.