УДК 342.4+349.6
О. Т. Сериков
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ЧРЕЗВЫ1ЧАЙНЫ1МИ СИТУАЦИЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В соответствии со ст. 12 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [1], «1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. 2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Данные положения являются основополагающими при разработке нормативного правового регулирования в сфере чрезвычайных ситуаций и экологической безопасности.
В результате природных и техногенных катастроф и их последствий в мире ежегодно погибает большое количество людей, постоянно растут убытки и риск, связанные с хранением, переработкой и перевозкой ядовитых, взрывчатых и других опасных продуктов. Как видно из табл. 1, обстановка с чрезвычайными ситуациями (ЧС) и их материальными последствиями в Казахстане остается напряженной.
Таблица 1
Чрезвычайные ситуации и происшествия на территории Республики Казахстан*
" Год Вид ЧС ___ 2003 2004 2005 2006
Количество случаев, всего 33 375 23 915 23 990 23 832
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 27 212 8 606 6 258 5 955
4 442 1 562 1 520 1 719
Материальный ущерб, млн тенге 3 964,8 5 775 15 536,4 9 417,1
1. Техногенные ЧС, всего 28 090 18 444 19 771 19 713
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 20 040 2 439 2 730 2 803
3 494 951 1 100 1 308
Материальный ущерб, млн тенге 3 225,0 5 401,8 8 005,6 9 029,9
1.1. Транспортные аварии и происшествия, всего 12 955 61 90 98
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 18 251 231 329 385
2 660 114 220 240
1.2. Производственные и бытовые пожары, взрывы газа, несчастные случаи технического характера, всего 14 883 17 834 19 109 19 328
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 1 541 1 703 1 905 2 109
673 748 807 890
Материальный ущерб, млн тенге 3 224,6 5 391,8 7 927,6 9 029,9
2. Природные ЧС, всего 5 285 5 471 4 219 4 119
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 7 172 6 167 3 528 3 152
948 611 420 411
Материальный ущерб, млн тенге 739,7 509,7 7 530,9 387,1
2.1. Опасные инфекционные заболевания и отравления людей 3 363 3 509 2 989 2 620
Пострадало, чел. из них погибло, чел. 3 649 4 352 3 101 2 631
11 10 8 5
Материальный ущерб, млн тенге - - - -
2.2. Природные пожары, всего 908 1 342 835 1 098
Пострадало, чел. из них погибло, чел. - - 3 20
- - 2 11
Материальный ущерб, млн тенге 347,3 137,9 741,8 386,9
Материалы официального веб-сайта МЧС Республики Казахстан.
Как правило, потенциальную угрозу для населения и окружающей природной среды создают такие факторы, как устаревшее состояние технических фондов, выработка ресурсов оборудования большинства опасных производственных объектов, отток квалифицированных кадров и нехватка финансовых средств на закупку современного оборудования.
Экологические катастрофы, порождаемые различными авариями, часто ведут к значительной деформации привычного образа жизни, среды обитания человека. Экологические катастрофы были и остаются существенным катализатором деструктивных процессов, воздействующих на образ жизни, его социальные, экономические и социально-психологические параметры.
Согласно закону Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» № 19 от 5 июля 1996 года [2], «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь за собой гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения». Закон выделяет два вида чрезвычайных ситуаций:
- чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и др.), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;
- чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
Специальная литература выделяет еще два вида чрезвычайных ситуаций: социального происхождения и экологического характера [3]. К чрезвычайным ситуациям экологического характера можно отнести это экстремальные ситуации, связанные с изменением состояния суши, кризисные ситуации, связанные с изменением свойств атмосферы, водной среды. Экологические чрезвычайные ситуации могут возникать не только при промышленных авариях, но и при резком изменении параметров окружающей среды в связи с критической массой изменений.
Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера может быть представлена в следующем виде (табл. 2).
Таблица 2
Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера
Источник чрезвычайных ситуаций Характеристика проявления чрезвычайных ситуаций
Изменение состояния суши (почв, недр, ландшафтов) Катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр Наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций Интенсивная деградация почв, опустынивание, засоление, заболачивание и др. Кризисные ситуации, связанные с истощением природных ископаемых Кризисные ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами
Изменения состава и свойств атмосферы Резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности Превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере Значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума Образование обширной зоны кислотных осадков Температурные инверсии над городами
Изменение состояния гидросферы Резкая нехватка питьевой воды Истощение водных ресурсов Загрязнение водных ресурсов
Изменение состояния биосферы Исчезновение видов животных, растений Резкое изменение способности биосферы к воспроизводству ресурсов Массовая гибель животных
Чрезвычайные ситуации, как правило, определяются как неожиданное наступление событий, имеющих затяжные и тяжелые последствия. Чрезвычайные экологические ситуации являются неожиданными стихийными и антропогенными бедствиями или происшествиями, которые вызывают или создают угрозу вызвать ущерб экологии и гибель людей и уничтожение собственности. Несмотря на свое неожиданное проявление, многие чрезвычайные ситуации долгое время сказываются на жизни той или иной страны или региона. Многие аспекты чрезвычайных ситуаций требуют сочетания быстрых мер реагирования и долгосрочных мер по смягчению их последствий. Самым важным соображением в действиях в связи с чрезвычайными ситуациями
является не само происшествие, а возможности пострадавшего населения справиться с их последствиями и вернуться к нормальной жизни. Сложные чрезвычайные ситуации и чрезвычайные экологические ситуации имеют много общего. Самым важным является то, что чрезвычайные ситуации сопряжены с явлениями, действиями или совокупными обстоятельствами, которые имеют трагические последствия для локальных, региональных и глобальных экологических условий. Они могут иметь экологический характер по своему происхождению, но могут быть также и результатом военных действий, недостаточного развития, неправильной политики, неверных выборов путей развития или недостатков административного характера. Чрезвычайные ситуации затрагивают окружающую среду, когда они имеют прямое или косвенное воздействие на экологию и населенные пункты, которое проявляется в значительно более широких масштабах в сравнении с немедленными мерами реагирования гуманитарного характера. Изменение экологических условий может провоцировать чрезвычайные ситуации из-за одновременного увеличения давления на окружающую среду. Предотвращение чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий бедствий являются главными компонентами в глобальных усилиях по обеспечению безопасности окружающей среды. Предотвращение загрязнения путем экологически чистого производства - это процесс, когда более чистые, безопасные и экологически благоприятные технологии применяются на протяжении всего процесса производства и потребления -от эксплуатации ресурсов до удаления отходов, при полном использовании материалов, предотвращающих загрязнение и сокращающих риск для людей и окружающей среды. Экологически чистое производство - это основополагающий подход к предотвращению и уменьшению риска чрезвычайных экологических ситуаций, особенно техногенных чрезвычайных ситуаций.
Некоторые отрицательные экологические последствия проявляют себя не сразу, а спустя месяцы и годы после самой чрезвычайной ситуации. Поэтому важно заранее предусмотреть возможность их наступления с тем, чтобы принять меры по нормализации экологической обстановки.
Гарантия техногенной и экологической безопасности определяется, прежде всего, развитием безопасных технологий, качественными параметрами производства и наличием ресурсов, используемых для снижения вероятности возникновения драматических последствий его функционирования, прогнозированием природных катастроф и концентрацией средств на ликвидацию их последствий.
В Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 [4], среди важнейших поставлены задачи:
- снижение антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли;
- реабилитация зон экологического бедствия, полигонов военно-космического и испытательного комплексов;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ст. 4 Указа Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 года № 88 «О Совете Безопасности Республики Казахстан» среди основных функций Совета Безопасности определена подготовка оперативных решений по предотвращению кризисных ситуаций, связанных с существенными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными последствиями, в том числе рекомендаций по вопросам недропользования.
Необходимо отметить, что национальная безопасность Казахстана в экологической сфере является составной частью международной безопасности сопредельных государств определенного экономико-географического региона и глобальной (планетарной) безопасности. Одновременно с военной, социально-экономической экологическая безопасность является важнейшей частью национальной безопасности государства, а также существенным компонентом его участия в системе международной безопасности.
В соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года, экологическая опасность - это состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, угрожающее жизненно важным интересам личности и общества. Соответственно, экологическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности,
общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В соответствии с Экологическим кодексом, экологический риск -это вероятность неблагоприятных изменений состояния окружающей среды и (или) природных объектов вследствие влияния определенных факторов. Риск - фундаментальное понятие и в экономике, математической статистике, теории принятия решений, теории игр, теорий исследований операций, в военном и страховом деле. Используется понятие риска в качестве интегральной оценки опасности. Его отождествляют с понятием ненадежности, неуверенности. Под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который был бы оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, то есть приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в современных условиях на первое место должна выйти проблема не просто охраны окружающей среды, а проблема обеспечения экологической безопасности деятельности. В настоящее время требуется создание новой, прежде не существовавшей системы отношений, именуемой в науке системой экологической безопасности. Задача обеспечения экологической безопасности продиктована необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства. Создание системы экологической безопасности невозможно без участия права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.
2. Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» № 19 от 5 июля 1996 года.
3. Азимов Б. В., Навитний А. М. Проблемы ликвидации экологических последствий при чрезвычайных экологических ситуациях // Экологическое регулирование хозяйственной деятельности предприятий: технические, правовые, налоговые, инвестиционные вопросы: сб. ст. - Пермь, 2000.
4. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 3 декабря 2003 года № 1241.
Статья поступила в редакцию 14.12.2009
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF STRUGGLE WITH EMERGENCY SITUATIONS IN ECOLOGICAL SPHERE IN KAZAKHASTAN
O. T. Serikov
The statistical data on emergency situations in Kazakhstan in 2003-2006 and the classification of emergency situations in ecological sphere taking into account their source are given. The impossibility of the ecological safety system formation without law is stated. The problems of legal regulation of ecological relations in Ecological Code and other Kazakhstan legal acts are considered.
Key words: emergency situations, ecological relations, legal regulation, Ecological Code.