ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ В.М. Юрьев, С.В. Попов
Yuryev V.M., Popov S.V. Economical power - the essence of the phenomenon. The definition of the economical power as a kind of power in the human society is formulated. The resources and instruments of power (power potentials) are established. The role of property as a form of power is revealed.
Ключевые проблемы экономики, экологии, рынка и власти; собственности, предпринимательства и власти; бизнеса и власти давно доминируют в мировой науке [см., напр.: 1-6].
Экономическая власть - специфическое отношение между экономическими институтами и организациями, а также социальными группами и отдельными лицами, чья деятельность связана с экономикой, в рамках которой субъект экономической власти генерирует вокруг себя властное пространство, а остальные институты и группы вынуждены в большей или меньшей степени следовать воле и интересам названного субъекта, поступаясь в определенной мере собственными интересами и целями [7].
Надо подчеркнуть, что в одном из интервью в 1939 г. лорд Б. Рассел считал важным специально выделить экономическую власть как одну из форм власти в человеческом обществе и отмечал ее роль на различных этапах истории [8].
Россия многие годы отставала в развитии научных и просто здравых взглядов на разнообразие, многовариантность и альтернативы хозяйственной и государственной эволюции, на устройство эффективной власти, выражающей глубокие человеческие интересы, связанные с разными видами собственности.
Безусловно, прав был видный русский философ С.Н. Булгаков, когда в 1912 г. он начинал свою известную книгу «Философия хозяйства» следующим суждением: «В жизни и мироощущении современного человечества к числу наиболее выдающихся черт принадлежит то, что можно назвать экономизмом нашей эпохи» [9]. Он был прав и тогда, когда утверждал, что именно «борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приучить их, сде-
латься их хозяином и есть то, что в самом широком и предварительном смысле слова -может быть названо хозяйством» [9].
Поистине «Жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный» [10].
Это подтверждают и протекшие десятилетия, и вся практика человеческого рода. Но всегда изначально хозяйствованию и экономизму сопутствовали власть, организация и регуляция совместной жизни людей.
Власть в экономике возникает как следствие своеобразной «разности властных потенциалов». Каждый экономический агент обладает определенными ресурсами, которые могут использоваться им в борьбе за власть. В совокупности ресурсы каждого агента и составляют его потенциал власти. Распределение ресурсов всегда является неравномерным, поэтому различны и потенциалы власти. Ведомые волей к власти, экономические агенты вступают в открытый или невидимый конфликт друг с другом, используя эти ресурсы. В каждом конфликте одна из сторон обладает лучшей комбинацией ресурсов, чем другая. В результате возникает властное отношение, в котором сторона, обладающая большим потенциалом власти, становится субъектом власти, а подчиняющаяся ей сторона с меньшим властным потенциалом -объектом власти. Поле, в пределах которого объекты власти вынуждены следовать воле и желаниям субъекта, именуется властным пространством.
В ходе борьбы за власть экономические агенты используют различные ресурсы власти и инструменты власти. Следует заметить, что в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, культурной) в принципе используются одни и те же инструменты и ресурсы власти, хотя их значение может различаться.
Властные потенциалы экономических агентов состоят из множества различных ре-
сурсов. Однако в реальности достижение власти обеспечивается лишь их небольшой группой. Эта группа ресурсов именуется ресурсами власти.
Различными авторами приводится различный перечень ресурсов власти. На наш взгляд, можно выделить две формы ресурсов власти:
1) владение ресурсом власти;
2) контроль за доступом к желаемому ресурсу.
В первом случае ресурсы активно используются для достижения власти, например, предприниматель расходует свои денежные средства на рекламную кампанию и расширение производства, использует ноу-хау для создания новой продукции и апеллирует к помощи государства при демпинге со стороны конкурентов. Во втором случае сами ресурсы не используются - субъект власти лишь перераспределяет их по своему усмотрению. Предприниматель, создающий фрайн-чайзинговую сеть и осуществляющий трансферт технологий компаниям, удовлетворяющим его требованиям (т. е. в определенном аспекте подчиняющимся его воле), использует именно вторую форму ресурсов.
К ресурсам первой группы относятся [7]:
1. Финансовый капитал, позволяющий приобретать собственность, акции других компаний и т.д.
2. Информация или «знания», в т. ч. ноу-хау, технологии, информация о структуре и особенностях рынка и др.
3. Поддержка третьего субъекта, который сам обладает значительной властью. Этот ресурс включает в себя административные полномочия (традиционная власть), или «правовой» ресурс власти, связанный с официальной должностью, которую занимает субъект власти, привилегиями, которые ему предоставлены; связь с государством - речь идет уже не об официальных полномочиях, а о неофициальной поддержке государственными органами конкретной корпорации, банка или предпринимателя; связь с криминальными кругами; поддержку предпринимательского сообщества.
4. «Социальный капитал», или связи, которыми обладает субъект власти, отношения между людьми. Данный ресурс во многом схож с предыдущим. Однако речь идет не о непосредственной поддержке со сторо-
ны других лиц, а о разнообразных контактах, позволяющих существенно снизить трансакционные издержки.
5. Возможность непосредственного насилия, или «ресурс физической власти».
6. «Символический капитал», или обладание символами власти - титулами, орденами, наградами, учеными степенями и званиями, рангами, должностями, знаками отличия и т. д. Все это создает своеобразную «иллюзию власти». Символический капитал может быть трансформирован в другие ресурсы власти.
7. Коалиционный ресурс, позволяющий мультиплицировать возможности каждого индивидуума, входящего в коалицию. В отличие от организации коалиция представляет собой в большей степени горизонтальную структуру, менее четко структурированную, чем организация. Ее участники объединяются добровольно, нередко их сотрудничество носит неформальный характер. Коалиционной мощью пользуются крупные ТНК, создающие стратегические альянсы.
Этим ресурсам соответствуют следующие ресурсы второй группы:
1. Доступ к перераспределению желаемых благ.
2. Способность воздействовать на распределение информации в обществе. Обычно именно на этот ресурс указывают, говоря о СМИ как ресурсе экономической власти, или о «власти связи».
3. Контроль за правом доступа к вышестоящей власти, возможность толкования распоряжений вышестоящей власти.
4. Возможность обеспечить необходимые связи и знакомства.
5. Возможность обеспечить применение ресурса насилия.
6. Право предоставлять символы власти другим лицам или лишать их.
Ресурсы власти могут и должны трансформироваться друг в друга.
Разнообразие экономической жизни породило необычайное множество экономических явлений и возможностей (а значит, и понятий), с которыми считаются власти разных уровней. Уже здесь начинает работать власть экономики и возникают контуры целой области знаний - экономики власти и экономической власти [11].
Экономика власти - область науки, изучающая функциональные или отраслевые проблемы хозяйствования и организующего воздействия власти на хозяйствование, а также своего рода общественно-экономической стоимости (ценности) власти для государства и его сограждан. В качестве автономного раздела экономики власти может выделяться характеристика собственно экономической власти, в том числе в ее различных составных частях.
Эта область знания может почерпнуть много полезного у экономической социологии, восходящей к трудам А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса, а также у современной экономической истории.
Экология власти - правомерное распространение подходов экологии на сферу власти, властной деятельности; проявление заинтересованности власти в решении экологических (все чаще глобальных) проблем. Это позволяет вести речь: 1) об экологии власти как характеристике той общей разумно организуемой, защищаемой и очищаемой природной и социальной среды, в которой действует данная власть; 2) об экологии власти как совокупности представлений (желательно научных) о той внутренней благоприятной среде, в которой надлежит действовать власти (властям, властителям).
Без всестороннего учета и осмысления всего комплекса этих экономических и экологических процессов и явлений и стремления влиять на него современные власти и властители, политики и партии практически не могут.
В фундаменте этого процесса лежит радикально обновляемое понимание собственности, права собственности и прав собственника.
Об этом знали еще в XIX в., подчеркивая, что собственность есть власть.
В Своде законов Российской империи, введенном в действие с 1 января 1835 г., весьма оригинально и вместе с тем точно определялось право собственности: «Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно» [12].
Такой подход закреплялся и подтверждался законодательством и в конце XIX в., а соб-
ственность определялась как «власть, установленная гражданскими законами, исключительная и не зависимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно» [12].
В полемике с К. Гейнценом (1847 г.) К. Маркс признавал, что «собственность во всяком случае представляет собой своего рода власть. Экономисты, например, называют капитал «властью над чужим трудом» [13]. И далее: «Современные буржуазные отношения собственности «поддерживаются» государственной машиной, которую буржуазия организовала для защиты своих отношений собственности» [13]. К. Маркс делал революционный вывод: «Следовательно, там, где политическая власть находится уже в руках буржуазии, пролетарии должны ее ниспровергать. Они должны сами стать властью, прежде всего революционной властью» [13].
Дж. Кейнс полагал, что признание полу-автономных корпораций в рамках государства является прогрессом. Вместе с другими он считал, что эти корпорации или группы могли бы стимулировать рост всеобщего блага. Немецкий опыт - ни первоначальный опыт угледобывающей промышленности, ни более поздний опыт принудительных корпораций при национализме - не оправдал этой надежды. «Групповой эгоизм имеет тенденцию бурно расти, поскольку группы обладают властью. В борьбе с другими группами и государством функционеры представляют интересы своих групп или то, что они понимают под этим, но отнюдь не интересы целого. С экономической точки зрения возникает взаимный антагонизм двусторонних монополий, в которых достижимо лишь состояние неустойчивого равновесия, имеющее тенденцию к неравновесию. В последующем такая ситуация неизбежно приведет к борьбе групп между собой» [14].
С собственностью связан рынок. Его суть и особенности должны понимать и учитывать как государственная и местная власть, так и граждане.
Фактически все виды государственной власти задействованы в сложной сети отношений собственности, отношений с рынком. Вот что позволяет говорить о необходимости экономической власти государства, подчеркивать соответствующий экономический ас-
пект у каждой ветви власти, у законодательной, исполнительной, судебной власти.
В РФ, согласно Конституции, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Итак, что есть экономическая власть?
Это один из наиболее существенных и реальных типов (видов) власти в современном мире по силе и могуществу своего воздействия, способный предопределить судьбы народов и государств в условиях рыночной и даже командно-административной экономики.
Это власть в сфере экономики, хозяйствования, рынка, состоящая в создании благоприятных условий для их существования и развития, для содействия национально ориентированным группировкам (финансовым), партнерам и противодействия конкурентам.
В меру возможного государство через свои ветви власти влияет на рынок, но безоговорочно диктовать свою волю не может, а экономически могущественные группировки заинтересованы во влиянии на государственную власть, в проведении ею благоприятной политики и, более того, внедрении своих людей во властные государственные структуры.
Экономическая власть многогранна, имеет различные субъекты и объекты, во многом структурируется федеральным (административно-территориальным) делением.
В принципиальных определяющих вопросах экономической властью располагают глава государства, парламент, вообще высшие органы государственной власти. Конкретно на различных направлениях и участках это прежде всего власть, находящаяся в руках руководства министерств, концернов, компаний, фирм, предприятий, деловых людей. В фокусе интересов государственной власти и собственно экономической власти фактически находятся вопросы экономики прежде всего своего государства, а вместе с тем и государств-соседей и в целом многих ныне действующих на международной арене государств.
Решение экономических вопросов, организация экономической жизни непосредственно входят в сферу деятельности системы, структур и органов государственной власти. Наиболее выразительно, интересно и содержательно с позиций понимания места и роли
экономической власти выступает собственно экономическая политика во множестве своих составляющих.
Экономическая политика есть составная часть государственной политики, включающая совокупность целей, средств, задач, практических мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики. Ее стратегической целью является формирование и развитие динамичной и эффективной экономической системы, опирающейся на рынок и высокоразвитые производственные силы, способные аккумулировать научно-технические достижения, современные формы организации производства и управления им, многообразие равноправных и соревнующихся форм собственности, на инициативу, предприимчивость и хозяйственную свободу разных экономических субъектов, сильную мотивацию высокопроизводительного труда.
Экономическая политика включает целую систему направлений относительно самостоятельных областей, прежде всего внут-риэкономическую и внешнеэкономическую политику, а также политику банковскую, биржевую, валютную, денежную, налоговую, таможенную, техническую, финансовую, эмиссионную и т. д.
В общей сложности в государственной политике более половины направлений экономические.
В государственной власти, и прежде всего в экономической, важно учитывать экономическую интеграцию - сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран и полная или частичная их унификация; ликвидация барьеров между этими странами; сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного общего рынка.
Высокоэффективная, результативная экономическая политика и экономическая власть, а также хорошо отлаженный цивилизованный бизнес, рынок предполагают и высокие морально-хозяйственные качества участников - профессиональность, настойчивость, честность, ответственность, пунктуальность в выполнении обязательств. Он должен исключать коррупцию, подкуп, мафиозную практику. В России же понятие «бизнес» пока еще, к сожалению, нередко применяется по преимуществу не к крупномасштабной, а к мелкой продаже.
Экономическая власть и в условиях рынка не может стоять в стороне от регулирующего влияния на трудности жизни, на экономику, на ее ключевые участки, на ее участников. Делать это в современном мире - в условиях деятельности могущественных транснациональных корпораций, в обстановке существования «теневой экономики», мафиозных структур и серьезной экономической дезорганизации во многих странах мира, не исключая России, - очень непросто.
Поэтому в экономике власти, экономико-кратологической теории на первый план выходят проблемы продуманной долгосрочной экономической стратегии государственной власти, ее экономической политики.
Конституция РФ в статье 114 вменяет правительству в обязанность прежде всего обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики [15].
Рыночная экономика, активное предпринимательство, целеустремленный бизнес сами по себе требуют нового кратологического мышления, обусловливают потребность в переходе к новому состоянию общества и власти, необходимость их соответствия уровню XXI века.
В жизни власти разных уровней должны правильно понимать роль и возможности рынка и взаимодействовать с предпринимателями, культивировать прогрессивные идеи и заинтересовывать сограждан в предпринимательской деятельности, делать цивилизованными ее приемы, цели, структуры.
Они также должны учитывать и растущие масштабы влияния предпринимателей,
неизбежность их серьезных притязаний на достойное, а главное, определяющее место в структурах и органах власти, на выражение и защиту их интересов, их сочетание с интересами граждан и государства.
1. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 303-310.
2. Доллан Н.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / пер. с англ. СПб., 1992. С. 89-95.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 250-254.
4. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М., 1992. С. 99.
5. Сакс Д.; Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996. С. 96.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 125.
7. Мовсесян А., Либман А. // Экономист. 2002. № 1. С. 11-18.
8. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 42.
9. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 115.
10. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005. С. 222.
11. Келсо Л.О., Келсо П.Х. Демократия и экономическая власть. Ростов н/Д, 2000. С. 66-68.
12. Исаев И.Л. История государства и права России. М., 1993. С. 156.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 297.
14. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. С. 244.
15. Российская газета. 1993. 25 дек.
Поступила в редакцию 7.03.2006 г.