Научная статья на тему 'Экономическая целесообразность распределения нефтяной ренты'

Экономическая целесообразность распределения нефтяной ренты Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
179
107
Поделиться
Ключевые слова
РЕНТА / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / НЕФТЯНАЯ РЕНТА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕНТЫ / RENT / ECONOMIC RENT FOR NATURAL RESOURCES / RENT FOR OIL / DISTRIBUTION OF RENT

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Силпагар Э.Ю.

Распределение нефтяной ренты вопрос сложный и неоднозначный, а потому является предметом многочисленных дискуссий. Главная цель при выборе способа распределения ренты экономическая целесообразность. В статье рассматриваются понятие нефтяной ренты как частного вида природной ренты, механизм образования нефтяной ренты, а также предлагаются варианты ее распределения между государством и определенными категориями населения. Результатом такого распределения ренты будет улучшение социальных показателей уровня жизни в стране.The distribution of the oil rents is a complex and debatable question for today and this question is about a lot of discussions. The main goal in choosing the method of distribution of the rent is the economic feasibility of a distribution. The article is about the oil rent as a special kind of natural rent, the mechanism of the oil rent, and offers options for the distribution of the oil rent between the state and certain categories of the population. The result of the distribution of rents will improve the social living standards in the country.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Экономическая целесообразность распределения нефтяной ренты»

УДК 330.15

Экономическая целесообразность распределения нефтяной ренты

Аннотация. Распределение нефтяной ренты - вопрос сложный и неоднозначный, а потому является предметом многочисленных дискуссий. Главная цель при выборе способа распределения ренты - экономическая целесообразность. В статье рассматриваются понятие нефтяной ренты как частного вида природной ренты, механизм образования нефтяной ренты, а также предлагаются варианты ее распределения между государством и определенными категориями населения. Результатом такого распределения ренты будет улучшение социальных показателей уровня жизни в стране.

Ключевые слова: рента; природная рента; нефтяная рента; распределение ренты.

Abstract. The distribution of the oil rents is a complex and debatable question for today and this question is about a lot of discussions. The main goal in choosing the method of distribution of the rent is the economic feasibility of a distribution. The article is about the oil rent as a special kind of natural rent, the mechanism of the oil rent, and offers options for the distribution of the oil rent between the state and certain categories of the population. The result of the distribution of rents will improve the social living standards in the country.

Keywords: rent; economic rent for natural resources; rent for oil; distribution of rent.

Силпагар Э.Ю.,

студентка

Финансового университета * esiLpagar@maiL.ru

Сомнений в том, что российская экономика - сырьевая и во многом основана на развитии нефтяного сектора, ни у кого нет. Нефтегазовая промышленность -главный источник доходов российской экономики [1]. Сомнения возникают относительно правильности распределения и расходования доходов, полученных от использования природных ресурсов, а именно появляются вопросы по поводу эффективности распределения природной ренты (в статье речь пойдет о ее разновидности - нефтяной ренте), возникающей в результате добычи и использования нефтяных ресурсов страны. Часть экспертов высказываются за необходимость полного контроля нефтяной

ренты государством. Другие придерживаются точки зрения, согласно которой нефтяная рента подлежит распределению между государством и нефтяными компаниями. Третьи настойчиво говорят о необходимости передачи части нефтяной ренты российским гражданам, ссылаясь на успешный многолетний опыт других нефтедобывающих стран.

Таким образом, проблема является сложной, комплексной, и для ее решения необходимо учитывать не только саму возможность нескольких вариантов распределения нефтяной ренты, но и такие аспекты, как налогообложение нефтедобычи, управление рентными доходами, цели, на которые в конечном итоге должны быть направлены рентные доходы и некоторые другие.

Для начала стоит определиться с понятием природной ренты и нефтяной ренты в частности. Весь доход, который получает производитель ресурса (цена продажи ресурса или валовый доход производителя), состоит из двух частей: нормальный доход и рентный доход [2]. Нормальный доход - это сумма всех затрат, которые понес про-

Научный руководитель: Севрук М.А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование».

изводитель при добыче ресурса, издержек по его доставке на целевой рынок и нормальной прибыли. Рентный доход - это разница между валовым доходом и нормальным доходом. Другими словами, рентный доход - это вознаграждение, которое получается в результате обладания определенным ресурсом. Рентный доход становится возможным из-за существующего неравномерного распределения природных ресурсов между странами.

Согласно определению рента - это разница между ценой и нормальным доходом, который в этом случае складывается из трех составляющих: операционных затрат на добычу нефти, маржи и транспортных расходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим систему создания, распределения и использования нефтяных доходов в России.

Создание и распределение нефтяных доходов происходит в результате добычи нефти и ее поставки на внутренний или внешний рынок. Основой для генерации нефтяной ренты служит цена на нефть, которая должна состоять из двух общих составляющих: нормального дохода (который должен быть достаточным для покрытия всех издержек по добыче и поставке нефти на рынок и маржи) и собственно нефтяной ренты .

Цена на нефть на внутреннем рынке в самом общем виде складывается из следующих составляющих [3]:

• операционные затраты на добычу нефти;

• маржа (прибыль);

• налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

• транспортные расходы.

Прибавив к этому перечню сумму экспортной пошлины, мы получим цену нефти на внешнем рынке.

Согласно определению рента - это разница между ценой и нормальным доходом, который в этом случае складывается из трех составляющих: операционных затрат на добычу нефти, маржи и транспортных расходов. Иначе говоря, согласно этой схеме, рентный доход равен сумме НДПИ и экспортной пошлины. В российской экономике оба эти платежа (НДПИ и экспортная пошлина)

полностью изымаются государством. Однако на практике это еще не весь объем ренты.

На этом этапе рассмотрим точку зрения, согласно которой рентными доходами от нефтяной отрасли должно полностью распоряжаться государство. Государство получает нефтяную ренту в сумме НДПИ и экспортные пошлины (при поставке нефти на внешний рынок), которые идут на формирование федерального бюджета, а после расходуются на государственные нужды. Интересным является опыт Норвегии, где нефтяная рента также изымается государством, а после идет на реализацию социальных программ и в Фонд Всеобщего Благоденствия. Это обуславливается тем, что нефть в Норвегии объявлена достоянием народа, как и прочие природные ресурсы. При этом у каждого норвежца есть личный счет, на который поступает часть нефтяных доходов, т.е. определенная часть нефтяной ренты распределяется между гражданами и является еще одним источником их личного дохода, помимо основного.

В России ситуация обстоит несколько иначе: нефтяная рента не полностью поступает в распоряжение государства. Чтобы понять это, необходимо вернуться к структуре образования цены на нефть. Мы уже определились, что рента представлена в виде НДПИ и экспортной пошлины. Если рассматривать движение нефти дальше, то стоит заметить, что после продажи нефти компания получает выручку и, как правило, прибыль. С этой прибыли компания уплачивает налог на прибыль, который также попадает в распоряжение государства, однако не стоит путать его с рентой. Налог на прибыль, уплаченный нефтяными компаниями, не включается в величину рентного дохода. Поскольку налог на прибыль - это налог на деятельность компании, и никак не связан с нефтяными ресурсами.

Но необходимо учитывать, что нефтяные компании пользуются рядом налоговых льгот. Это позволяет сделать вывод: в России нефтяная рента распределяется между государством и нефтяными компаниями. Возникает вопрос, почему часть ренты не распределяется между гражданами России, как это происходит в Норвегии?

Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо подсчитать, насколько эффективным и целесообразным будет такое распределение. Какой доход будет получать гражданин России от

нефтяных доходов страны и будет ли этот доход 100 % выручки от реализации одного барре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положительным? Постараемся это выяснить. ля нефти распределяются следующим образом:

Допустим, средняя цена за один баррель не- 30 % - себестоимость добычи 1 барреля нефти;

фти 50 долл. США (или 3250 руб. при курсе дол- 56,93 % - налог на добычу полезных ископаемых

лара 65 руб.). Эти 50 долл. США (3250 руб.) и со- и экспортная пошлина (вместе составляют вели-

ставляют выручку нефтяных компаний [4]. чину нефтяной ренты); 2,61% - налог на прибыль

Средняя себестоимость 1 барреля нефти (не включается в величину нефтяной ренты) и

составляет 15 долл. США (975 руб.), или же 10,46 % - чистая прибыль нефтяной компании.

30 % от выручки. НДПИ в среднем составля- Существующая сегодня система налогообло-

ет 902,3 руб./баррель (13,88 долл. США), или жения обеспечивает не только развитие нефте-

27,76 % от выручки. добывающей отрасли страны, но и достаточно

Помимо НДПИ нефтяная компания платит еще справедливое распределение доходов. С каж-

и экспортную пошлину [5]. Ее состав и методика дого барреля нефти в бюджет в виде нефтя-

расчета приводятся в Законе «О таможенном та- ной ренты поступает 56,93% выручки, то есть

рифе». По приблизительным расчетам с 50 долл. 1850,23 руб.

США надо заплатить 14,59 долл. США (948,2 руб.), Такие цифры получаются при допущении про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или 29,17% от выручки. Также подлежит уплате дажи одного барреля нефти, тогда как на самом

в бюджет и налог на прибыль в размере 20% от деле объемы продажи нефти намного больше. За

прибыли (однако, как было отмечено ранее, в не- первый квартал 2015 г. и только общая экспор-

фтяную ренту эта величина не входит). тная выручка составила около 22,7 млрд долл.

Если из выручки вычесть себестоимость, США, не считая продаж на внутреннем рынке.

НДПИ, экспортную пошлину и налог на прибыль, Это значит, что сумма нефтяной ренты, получен-

то получается прибыль (424,5 руб.). ная государством в виде налогов и экспортных

На выходе мы получаем реальную структуру пошлин, составила порядка 12,92 млрд долл.

выручки нефтяных компаний (см. рисунок). США или 839,8 млрд руб.

Прибыль

Структура выручки от продажи 1 барреля нефти, %

Допустим, что эта рента будет распределена между государством и гражданами в соотношении 1:1, т.е. граждане России будут получать половину всего рентного дохода. Тогда часть нефтяной ренты, доля всех граждан России, составит 419,9 млрд руб. (на долю одного человека придется около 2871 руб. в год при населении 146 267 288 человек [6]). Поскольку доходы от нефтяной ренты поступают на банковские счета граждан, то часть этих доходов ежегодно будет уходить на открытие (при рождении ребенка) и обслуживание расчетного счета. В среднем расходы на такие расчетные счета будут составлять 1320 руб.1, а доход на одного человека составит 1551 руб. при условии, что этот доход не будет облагаться налогом. В противном случае, если применить ставку налогообложения дивидендов в размере 9%, получается чистый доход на одного человека в размере 1411,41 рублей в год (21,7 долл. США в год), который не сопоставим с тем доходом, который получают граждане Норвегии или Объединенных Арабских Эмиратов (около 5600 долл. США в год).

При сравнении рентного дохода и среднемесячной заработной платы получим, что рентный доход составляет всего лишь 0,35% среднемесячной заработной платы (при условии, что он в месяц равен 117,6 руб. (1411,41:12=117,6) при среднемесячной заработной плате в 2015 г. -33 240 руб. [7]), т.е. рентный доход при таком распределении несущественен и практически не ощутим.

Основная причина такой разницы в величине дохода от нефтяной ренты на одного человека заключается в большой разнице численности населения стран (более 146 млн человек в России, около 5 млн человек в Норвегии, около 6 млн человек в ОАЭ). Таким образом, срабатывает из-

1 Рассчитано автором на основе тарифов ПАО Сбербанк.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вестный закон математики: чем больше едоков, тем меньший по размеру кусок пирога получит каждый.

Распределение нефтяной ренты между государством и гражданами не принесет того эффекта, который ожидают россияне, сравнивая Россию с другими нефтедобывающими странами. Единственным очевидным результатом будет неэффективное перераспределение денег, которые можно централизовано использовать на общесоциальные или общеэкономические цели государства и его граждан, например, на финансирование социальных программ или программ развития определенных секторов экономики.

Возможен и другой вариант распределения нефтяной ренты. Она может быть поделена между государством и той частью граждан, которые проживают в регионах добычи, например, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. При таком распределении получим следующие результаты табл. 1.

Из таблицы видно, что размер нефтяной ренты для ХМАО и ЯНАО в расчете на одного человека в год значительно превышает величину нефтяной ренты на одного человека в год, рассчитанную в разрезе всего населения России, в абсолютном выражении. Однако средняя заработная плата в ХМАО и ЯНАО отличается от средней заработной платы по России и составляет 67 459,95 руб. (ХМАО - 61 706,6 руб., ЯНАО - 73 213,3 руб.). В этом случае поступления от нефтяной ренты составят 21,8% от среднемесячной заработной платы в ХМАО и ЯНАО (при условии, что рентный доход в месяц равен 176 234,91:12 = = 14 686,24 руб., а среднемесячная заработная плата в ХМАО и ЯНАО - 67 459,95 рублей).

Такое распределение выглядит более целесообразным, но неизбежно возникает другой

Таблица 1

Распределение нефтяной ренты между населением ХМАО, ЯНАО и государством

Общая численность населения ХМАО и ЯНАО, чел. Поступления от нефтяной ренты

До налогообложения и расходов на расчетный счет на 1 человека в год, руб. Чистый доход на 1 человека в год, руб.

2 152 061 195 115,23 176 234,91

Таблица 2

Распределение нефтяной ренты между населением ХМАО, ЯНАО и государством

Общая численность пенсионеров и безработных, чел. Поступления от нефтяной ренты

До налогообложения и расходов на расчетный счет на 1 человека в год, руб. Чистый доход на 1 человека в год, руб.

45 623 000 9 203,69 7 055,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вопрос - насколько такое распределение будет справедливым в отношении других граждан России? Ведь нефтяные ресурсы принадлежат стране в целом, а не отдельному ее субъекту. К тому же часть нефтяной ренты (часть налога на прибыль) уходит в бюджет субъекта, а значит, как правило, расходуется на нужды субъекта, то есть часть нефтяной ренты косвенно доходит до жителей ХМАО и ЯНАО.

Возможен еще один вариант распределения нефтяной ренты, когда она делится между теми категориями граждан, которые действительно в ней нуждаются в определенный период времени. Такое распределение будет более эффективным и, что не менее важно, социально обоснованным.

Распределяя нефтяную ренту между такими категориями граждан, как пенсионеры (в том числе по старости, инвалидности, потерявшие кормильца и некоторые другие) и временно безработные, государство будет оказывать им необходимую материальную поддержку, что позволит повысить уровень жизни.

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2015 г. пенсионеров в России 41 456 тыс. человек [8], а безработных -4 167 тыс. человек [9]. При распределении нефтяной ренты между ними каждый из этих категорий граждан получит 7055 руб. в год (табл. 2).

При таком распределении поступления от нефтяной ренты составят 5,03 % от среднего размера назначенных пенсий по России (при условии,что рентный доход в месяц равен 7055,36:12=587,95 рублей, а средний размер назначенных пенсий - 11 679,1 [7]).

Для рассматриваемых категорий граждан дополнительные доходы в виде доли нефтяной ренты будут ощутимы, распределение нефтяной ренты станет более эффективным и позволит поднять общий уровень жизни населения.

Таким образом, наиболее экономически целесообразным будет именно последний вариант распределения нефтяной ренты - между государством и определенными категориями населения (пенсионеры, в том числе по старости, инвалидности, потерявшие кормильца, и некоторые другие), временно безработные.

Литература

1. Анализ функционирования института нефтегазовых фондов в России. Шипулина И.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 27-35.

2. Распределение нефтяной природной ренты в российской экономике в поисках оптимума. Хомутов И. // Семинар «Экономическая политика в условиях переходного периода», Москва, НИУ ВШЭ, 2015.

3. The components of the oil price. Laplesh A.R., Pyalchen-kov V.A. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С. 45-48.

4. Будем нефть делить по-новому. [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt.ru/society/budem-neft-delit-ponovomu-19048.html (дата обращения: 30.11.2015).

5. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.11.2015).

7. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_02/Main. htm (дата обращения: 06.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Россия в цифрах, 2015 г. [ Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (дата обращения: 30.11.2015).

9. Срочная информация Росстата по актуальным вопросам. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2015 года. [ Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW. exe/Stg/ d05/36.htm (дата обращения: 30.11.2015).