Научная статья на тему 'Экономическая стратегия нового правительства Мьянмы: предварительные итоги'

Экономическая стратегия нового правительства Мьянмы: предварительные итоги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / ЭКОНОМИКА / РЕФОРМЫ / НЛД / АУН САН СУ ЧЖИ / МИНИСТР ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВ СО ВИН / MYANMAR / ECONOMY / REFORMS / NLD / AUNG SAN SUU KYI / MINISTER OF PLANNING AND FINANCE SO WIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

В статье автор делает попытку подвести предварительные итоги проведения экономических реформ за первую половину срока полномочий нового правительства НЛД. За истекшие два с половиной года пребывания у власти правительство приняло несколько новых и усовершенствовало некоторые старые законы, направленные на общую либерализацию в сфере экономики. Но несмотря на активное законотворчество и, в целом, высокие показатели роста, наблюдается спад в некоторых отраслях экономики и сокращение потока иностранных инвестиций. Автор статьи показывает попытки руководства страны решить эти негативные явления.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author makes an attempt to sum up the preliminary results of economic reforms for the first half of the term of the new NLD government. Over the past two and a half years, the government has passed several new and improved some old laws aimed at general economic liberalization. But despite the active law-making and high growth rates as a whole, there is a decline in some sectors of the economy and a reduction in the flow of foreign investment. The author of the article shows the attempts of the country's leadership to solve these negative phenomena.

Текст научной работы на тему «Экономическая стратегия нового правительства Мьянмы: предварительные итоги»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (40), 2018_

© Симония А.А.

ИВ РАН

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА МЬЯНМЫ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Современная Мьянма (Республика Союз Мьянма - РСМ) представляет собой аграрно-индустриальную страну с многоукладной экономикой и низким уровнем производства. Мьянма до сих пор борется с последствиями централизованной экономики и санкций стран Запада. Она начала динамично развиваться лишь после начала реформ 2011 г., проведенных гражданским правительством Тейн Сейна, постепенно открывая возможности для иностранных и внутренних инвестиций.

Реформы и снятие санкций способствовали росту ВВП: в 2013 г. его показатель был 8,4%, в 2014/15 финансовом году -8,7%, в 2015/16 ф. г. - 7%, в 2016/17 - 5,9%, в 2017/18 - 6,4%. По данным Всемирного банка (ВБ), в 2018/19 ф. г. он составит 6,6%. В законопроекте по Национальному планированию, подписанному президентом Мьянмы Вин Мьином, темпы роста в 2018/19 ф. г. предусматриваются 7,6%1. Финансовый год в Мьянме на протяжении последних 40 лет длился с 1 апреля по 30 марта. Это было связано с тем, что бирманский новый год начинается в апреле. Но в октябре 2017 г. новым правительством было принято решение изменить сроки финансового года. Новый 2018/19 финансовый год зафиксирован с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2019 г., при этом финансовый год для частного бизнеса будет по-прежнему начинаться 1 апреля (!!!). Это решение вызвало резкую критику в парламенте со стороны прежней партии власти - Союзной партии солидарности и развития. Назывались даже причины - якобы НЛД хочет запутать чиновников и сбить статистику, чтобы было труднее сопоставлять экономические показатели. Изменение сроков финансового года в то время, когда необходимо решать неотложные политические и экономические проблемы страны вызвало недоумение и со стороны иностранных инвесторов2.

Азиатский банк развития (АзБР) оценивает рост ВВП в 2017 г. в 6,8% против 5,9% в 2016 г. и прогнозирует рост в 2019 г. до 7%, при условии, что правительство создаст более благоприятные условия для бизнеса . Объем ВВП на душу населения в 2013 г. составил 1208 долл., в 2014 - 1277 долл., в

2016 г. - 1242 долл., для сравнения: до 2002 г. этот показатель был менее 200 долл. Но население страны остается одним из беднейших в Азии, почти 25% находится за чертой бедности. В

2017 г. первый вице-президент Мьин Свей обещал местным инвесторам, что Мьянма войдет в сотню стран, благоприятных для бизнеса, но в 2018 г. рейтинг Мьянмы в списке ВБ напротив понизился по сравнению с предыдущим годом до 171 места из 190. Так что Мьянма пока остается самым непривлекательным государством для бизнеса среди стран АСЕАН: ее опередили Камбоджа (141 место), Лаос (125) и Вьетнам (68)4.

Политический лидер страны Аун Сан Су Чжи, которая после 27 лет политического противостояния военному режиму привела свою партию Национальная лига за демократию (НЛД) к победе на парламентских выборах ноября 2015 г., первоочередной задачей считает достижение внутринационального примирения и прекращение гражданской войны, которая продолжается уже 70 лет. В то время как среднестатистический житель страны полагает, что именно экономика должна стать приоритетом деятельности правительства, а не всеобщее соглашение о примирении5.

Экономическая стратегия нового правительства была обнародована через четыре месяца после прихода к власти 29 июля 2016 г. Документ содержит 12 пунктов:

1. Главным приоритетом объявлено достижение национального согласия, основанное на балансе добычи и распределения природных ресурсов между штатами и регионами.

2. Поддержка правительством конкуренции в частном секторе.

3. Усиление контроля над государственными финансами, включая государственные расходы; прозрачность бюджетного финансирования; приватизацию государственных предприятий; модернизацию налоговой системы.

4. Развитие инфраструктуры.

5. Поддержка сельского хозяйства и животноводства для инклюзивного роста, обеспечения продовольственной безопасности, повышения жизненных стандартов.

6. Создание новых рабочих мест в Особых экономических зонах (ОЭЗ) и новых объектах инфраструктуры с целью борьбы с бедностью, повышения уровня жизни, стимулирования возвращения домой рабочих-мигрантов и переселенных лиц.

7. Привлечение прямых иностранных инвестиций.

8. Стимулирование обучения квалифицированной рабочей силы для обрабатывающей отрасли и сферы услуг.

9. Укрепление финансовой стабильности и финансовой системы.

10. Реформирование государственных предприятий.

11. Содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

12. Содействие правительства инклюзивному развитию и экономическому росту6.

Тем не менее экономическая стратегия правительства и в конце 2017 г. по-прежнему оставалась не вполне понятна бизнесменам и потенциальным инвесторам, что сдерживало их экономическую активность.

В рамках дальнейшей экономической либерализации, или «второй волны реформ» правительство предпринимало дальнейшие шаги, принимая новые законы и усовершенствуя старые.

Принятые ранее закон об иностранных инвестициях (2012 г.) и закон об инвестициях граждан Мьянмы (2013 г.) в 2016 г. были объединены в один общий Закон об инвестициях, который предоставляет равные условия для деятельности всех инвесторов, независимо от гражданства, главным условием стал факт проживания в стране. Изменения в миграционном законодательстве позволили иностранцам получать вид на жительство до пяти лет. Новый закон воплотил лучшие практические стандарты взаимодействия с инвесторами стран АСЕАН, включая возможность трансфера капиталов и прибыли всем инвесторам7.

Коммерческий ландшафт Мьянмы, представлявший собой до недавнего времени монополии, спонсируемые государством, может измениться с принятием Закона о конкуренции, разрабо-

танного на основе аналогичного закона во Вьетнаме (2004 г.), и подготовленного еще в феврале 2015 г., но вступившего в силу только через два года 24 февраля 2017 г.8 Закон определяет механизмы защиты от монополизации рынков, от недобросовестной практики ведения бизнеса, манипуляций с ценами, а также нормы слияний и поглощений9.

В январе 2016 г. был принят обновленный Закон о финансовых учреждениях, который распространяется на банки коммерческие, инвестиционные и развития, а также на финансовые и кредитные организации.

В ноябре 2017 г. парламентарии одобрили проект нового Закона о компаниях в Мьянме, разработанного при техническом содействии АзБР. Новый закон, вступивший в силу 1 августа 2018 г., заменил прежний, принятый еще в колониальные времена в 1914 г. Цель нового закона - привлечение иностранных инвесторов. Он должен способствовать росту иностранных инвестиций и облегчить деятельность иностранных компаний в Мьянме. Закон формулирует новые критерии определения иностранных компаний и наделяет их большими правами в области владения землей и распределения продукции и прибыли, он будет способствовать долгосрочному планированию бизнеса10. Этот закон считается главным достижением законодательной деятельности правительства НЛД. Новый закон о компаниях был разработан в связи с осложнением взаимоотношений Мьянмы со странами Запада из-за кризиса с беженцами из штата Ракхайн.11

Однако несмотря на активное законотворчество администрации в течение двух с половиной лет, и даже высокие показатели темпов роста ВВП, в области экономики до сих пор не наблюдается существенных сдвигов. Представители деловых и финансовых кругов выражают недоумение, почему, несмотря на проводимые реформы, в экономике наблюдается даже спад. Они предполагают, что политикам трудно ориентироваться в экономических вопросах, им необходимо прислушиваться к мнению специалистов, которые хорошо разбираются в сложившихся обстоятельствах и экономических проблемах Мьян-мы, которая более полувека фактически находилась в изоляции от внешнего мира при военной диктатуре.

В декабре 2017 г. Федерация торгово-промышленных палат РСМ опубликовала результаты Исследования бизнес-настроений Мьянмы. В документе отмечается, что показатель общественного мнения бизнес-сообщества по состоянию национальной экономики за короткий период упал с 73% в 2016 г. до 49, причем большинство бизнесменов называют причиной спада в экономике отсутствие четкой экономической политики правительства. Ключевая проблема, по их мнению, заключается в том, что «экономика страны находится в руках людей, не имеющих опыта в бизнесе».12

В очередном опросе, проведенном Федерацией торгово-промышленных палат в августе 2018 г., приняли участие около 1500 бизнесменов, работающих в сфере услуг, в торговле, в отраслях обрабатывающей промышленности. Опрос показал, что деловое доверие во 2-ом квартале 2018 г. снизилось на 25%, по сравнению с предыдущим годом, сократилась и деловая активность почти во всех секторах.

Результаты опроса выявили 10 основных причин спада в экономике: высокие налоги и тарифы; ограничения в финансовой и банковской сфере; обесценение национальной валюты джа, нестабильные экономические правила и нормы, падение рыночного спроса, проволочки в экспортно-импортных операциях; рост цен на внутреннем рынке и инфляция; конкуренция иностранных компаний; недостаток квалифицированной рабочей силы и неразвитая инфраструктура. В документе отмечается, что при неоправданно высоком налогообложении официальных бизнесов нелегальная торговля, занимающая, по-прежнему, большой сектор в экономике, не контролируется и не облагается налогами.

Обесценение джа приводит к росту цен на сырьевые материалы, транспорт, топливо и, соответственно, к спаду в производственном секторе и росту цен на потребительские товары, способствует росту инфляции.

По результатам опроса в документе предлагаются 26 пунктов правительственных реформ для устранения факторов, тормозящих возможность экономического развития.

Участники опроса предлагают реформировать, прежде всего, финансовый и банковский сектор. Они предлагают упро-

стить процедуру оформления документации, требуемой для получения займов и кредитов и сократить сроки верификации для получения частных кредитов. Несмотря на ранее проведенные реформы в этом секторе, банковские операции все еще осуществляются устаревшими методами из-за отсутствия подготовленных служащих и современных сервисов. Для многих бизнесменов до сих пор остается неясным процесс получения банковских займов и кредитов.

Представители сектора торговли приветствуют решение правительства допустить в сферу розничной и оптовой торговли иностранных инвесторов, но в то же время они опасаются, что при существующей системе налогообложения и процедуре получения лицензий им трудно будет конкурировать с иностранцами.

В производственном секторе предлагается учредить специальный департамент по экспортным операциям, который будет контролировать соблюдение экспортерами норм и правил и противодействовать нелегальному экспорту13.

На встрече с представителями деловых кругов в Нейпьидо в конце августа 2018 г. государственный советник Аун Сан Су Чжи обнадежила бизнес-сообщество, заявив, что правительственная Комиссия по координации национальной экономики обсуждает такие проблемы, как колебания курса национальной валюты по отношению к доллару, экспортно-импортная политика, реформирование банковского сектора, а также смягчение правил в процессе государственных тендеров.

Как отмечает автор статьи в журнале Иравади, подобная встреча государственного советника с представителями бизнес-сообщества уже имела место в 2016 г. - через шесть месяцев после прихода к власти НЛД. Тогда Аун Сан Су Чжи обещала прозрачность и подотчетность в экономической системе страны. На последней встрече государственный советник пообещала, что скоро завершится окончательная работа над Планом устойчивого развития Мьянмы, состоящим из 250 пунктов, где будет сформулирована не только экономическая политика, но и будут изложены конкретные планы экономических реформ в стране. План устойчивого развития Мьянмы будет способствовать развитию и модернизации ключевых секторов для стиму-

лирования экономического роста. С этим планом во многом связывают успешное проведение «второй волны реформ». Государственный советник также заявила, что самым большим сдерживающим фактором экономического развития служит слабость координации совместных усилий субъектов Союза Мьянма - региональных правительств и региональных бизнес-сообществ. Для достижения успеха необходимо сотрудничество всех участников хозяйственной жизни Союза.

В своей вступительной речи, которая длилась 35 минут, Аун Сан Су Чжи вновь призвала бизнес-сообщество поддерживать усилия правительства по реформированию экономики. «Некоторые не хотят замечать достижения правительства - не надо так действовать. Если потерпит поражение правительство, потерпит поражение и страна. Помогите все вместе осуществлять реформы», - заявила государственный советник. Она также подчеркнула необходимость поддержки бизнес-сообщества усилиям правительства по установлению мира в стране и достижению национального примирения14.

Освещая вопрос о государственных тендерах, которые стали предметом недовольства и жалоб, Аун Сан Су Чжи сообщила, что правительство работает над упрощением процесса предоставления государственных контрактов на тендерной основе, она также попросила, чтобы участники тендеров сообщали о фактах коррупции для ускорения процесса. «Важно очистить бизнес от коррупции. Если нам это удастся, международное бизнес-сообщество будет уважать нас и захотят инвестировать в нашу страну. Поэтому вы должны сотрудничать с правительством в борьбе с коррупцией», - призвала государственный советник.

Проблему борьбы с коррупцией, наряду с темой развития человеческого потенциала, лидер нации подняла и в своем выступлении на саммите АСЕАН по бизнесу и инвестициям, в Маниле в ноябре 2017 г. «Некоторые бизнесмены в Мьянме считают, что раньше вести дела было намного легче, потому что все знали, кому надо дать взятку. Теперь же стало сложнее и надо учиться работать честно». Это заявление государственного советника вызвало аплодисменты. Подобные заявления делали и сами представители деловых кругов Мьянмы в первые

месяцы работы правительства НЛД пока не была обнародована экономическая стратегия нового руководства. Борьба с глубоко укоренившейся коррупцией была объявлена одним из главных приоритетов НЛД сразу после прихода к власти. В стратегическом плане реформы государственной службы (2017-2020) искоренение коррупции также занимает главное место. Несмотря на усилия правительства, подкуп чиновников по-прежнему продолжается, особенно на низовом уровне государственных структур15.

В июне 2018 г. за коррупцию и подлог был уволен министр планирования и финансов Мьянмы.

На должность министра планирования и финансов назначен 80-летний Со Вин. Он более 30 лет работал в Банке внешней торговли Бирмы/Мьянмы, прекрасно владеет английским

языком и имеет большой профессиональный опыт работы в международном банковском секторе. Назначение Со Вина на этот ключевой экономический пост стало первым важным кадровым решением нового избранного президента Мьянмы Вии Мьииа16, с которым их связывают давние деловые и личные отношения.

Новый министр планирования

и финансов Со Вин

О новом министре планирования и финансов Мьянмы Со Вине, с которым многие сегодня связывают надежды на экономические преобразования в стране, написал П. Козьма в своем журнале (ЖЖ). Автор лично встречался с этим человеком и подготовил исчерпывающий интересный материал об этой незаурядной личности.

«Традиционно такого человека, который является "мотором" экономического блока правительства, имеет широкий круг полномочий и не боится принимать решения, в деловых и экспертных кругах называют "экономическим царём Мьянмы" (именно так - транскрибируя русское слово). Если Со Вин дей-

ствительно сумеет им стать, то в новейшей истории Мьянмы это будет третья подобная фигура - после бригадного генерала Давида Оливера Абеля и отставного вице-адмирала Со Тей-

17

на» .

В сентябре 2018 г. в издании Мьянма Таймс была опубликована статья, подписанная пятью авторами, основанная на интервью с представителями частного сектора. Они обозначили пять перспективных отраслей хозяйства, представляющих интерес для иностранных инвесторов. По мнению авторов эти пять перспективных отраслей могут стимулировать и развитие всей экономики в 2018/19 финансовом году. Прежде всего называется банковский сектор, затем нефтегазовый сектор,

розничная торговля, сфера образования и швейная промыш-

18

ленность .

Несмотря на принятие правительством НЛД нового очень либерального закона об инвестициях, роста числа иностранных инвесторов за последние годы не произошло. Причиной можно назвать обострение отношений с Западом и угрозу новых санкций в связи с кризисом в штате Ракхайн, но существуют и объективные экономические причины, упомянутые выше, которые становятся тормозом для инвестирования иностранными компаниями. За истекшие два с половиной года иностранные инвесторы вкладывались, в основном, в обрабатывающую промышленность, недвижимость и сферу услуг. Основные инвестиции в сферу инфраструктуры - слабое звено в Мьянме, шли в особые экономические зоны, в частности ОЭЗ Тилава, в которой работают, в основном, японские компании.

Но после публикации в сентябре 2018 г. доклада миссии ООН о нарушении прав человека в Мьянме с детальным описанием случаев в штатах Ракхайн, Качин и Шан ожидается резкое сокращение иностранных инвестиций из стран Запада.

1 The Myanmar Times. 24.09.2018. URL: https://www.mmtimes.com/news/five-sectors-driving-myanmars-economic-growth-2018-19.html

The Irrawaddy 31.10.2017 . URL: https://www.irrawaddy.com/news/burma/amid-opposition-myanmar-amends-fiscal-year.html; YUICHI NITTA. Rain-wary Myanmar moves fiscal year for a dry start in October /Asia Nikkei Review. 21.04.2018.

URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Rain-wary-Myanmar-moves-fiscal-year-for-a-dry-start-in-October https://www.adb.org/countries/myanmar/economy

4 The Irrawaddy 29.06.2018. URL: https://www.irrawaddy.com/business/investors-dissatisfied-with-governments-lack-of-direction-on-economy.html

5 The Irrawaddy 11.12.2017. URL:

https://www.irrawaddy.com/news/burma/stakeholders-call-economy-top-priority.html; The Diplomat. 27.09.2017.

URL: https://thediplomat.com/2017/09/economics-and-democracy-myanmars-myriad-challenges/

6 The Myanmar Times. 29.07.2016

7 DICA, WB Staff. URL:

http://pubdocs.worldbank.org/en/138051510537368636/MEM-FINAL-0ct-2017.pdf

ASEAN Competition. Myanmar. URL: https://asean-competition.org/selectcountry=Myanmar

9 Myanmar's New Competition Law: a Pitbull or a Paper Tiger? VDB Loi. 8.03.2015. URL:http://www.vdb-loi.com/wp-content/uploads/2015/03/VDB-Loi_Client-Briefing-Note_Myanmar-Competition-Law-Pitbull-or-Paper-Tiger_8Mar2015.pdf

10 Myanmar's New Companies Law. URL: http://www.myanmar-business.org/2017/12/myanmars-new-companies-law.html;

Nikkei Asian Review. December 7, 2017. URL: https://asia.nikkei.com/Politics-

Economy/Policy-Politics/Myanmar-eases-investment-rules-amid-Rohingya-

headwinds

11 The Irrawaddy. 12.12.2017. URL: https://www.irrawaddy.com/news/myanmar-delay-law-allowed-foreign-investment.html

12 The Irrawaddy, 29.06.2018 . URL:

https://www.irrawaddy.com/business/investors-dissatisfied-with-governments-lack-of-direction-on-economy.html

13

The Irrawaddy, 30.08.2018.URL: https://www.irrawaddy.com/business/ten-reasons-behind-myanmars-economic-slump.html

14 The Irrawaddy, 27.08.2018.URL: https://www.irrawaddy.com/business/state-counselor-offers-reassurances-amid-economic-woes.html

15 The Irrawaddy, 14.11.2017. URL:

https://www.irrawaddy.com/business/economy/133240.html

16 О новом президенте Мьянмы Вин Мьине см.: Симония А.А. Мьянма: внеочередные президентские выборы. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018, Том I, № 1(38), С. 134-143

17

См.: Петр Козьма. Со Вин - «экономический царь» Мьянмы. 27.06.2018. URL: http s://dragon-naga.livejournal .com/

18 HTIN LYNN AUNG, CHAN MYA HTWE, THIHA KO KO, HTET SHINE, YEE YWAL MYINT .Five sectors driving Myanmar's economic growth in 201819 . The Myanmar Times. 24.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.