Научная статья на тему 'Экономическая помощь США Югославии в период советско-югославского конфликта (1948–1953 гг. )'

Экономическая помощь США Югославии в период советско-югославского конфликта (1948–1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
800
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Югославия / США / экономическая помощь / советскоюгославский конфликт. / Yugoslav / USA / economic assistance / Soviet-Yugoslav conflict.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К. Л. Бобрышева

В статье представлен анализ экономической помощи США Югославии в период советско-югославского конфликта 1948–1953 гг., рассматриваются виды американской помощи, ее объемы, а также условия, на которых она предоставлялась ФНРЮ. В статье отмечаются изменения внутренней и внешней политики Югославии в результате разрыва отношений с СССР и увеличения экономической помощи США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US ECONOMIC ASSISTANCE TO YUGOSLAVIA DURING SOVIET-YUGOSLAV CONFLICT (1948–1953)

The article is devoted to the analysis of the US economic assistance to Yugoslavia during the SovietYugoslav conflict. The authors consider the types, volumes and the conditions of the American aid to the FPRY. The article notes the changes in the internal and foreign policy of Yugoslavia as a result of the severance of relations with the USSR and the increase in economic assistance of the United States of America.

Текст научной работы на тему «Экономическая помощь США Югославии в период советско-югославского конфликта (1948–1953 гг. )»

УДК 327.81

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ США ЮГОСЛАВИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКОГО КОНФЛИКТА (1948-1953 ГГ.)

© 2018 К. Л. Бобрышева

аспирант кафедры всеобщей истории e-mail: senialeo@yandex. ru

Курский государственный университет,

В статье представлен анализ экономической помощи США Югославии в период советско-югославского конфликта 1948-1953 гг., рассматриваются виды американской помощи, ее объемы, а также условия, на которых она предоставлялась ФНРЮ. В статье отмечаются изменения внутренней и внешней политики Югославии в результате разрыва отношений с СССР и увеличения экономической помощи США.

Ключевые слова: Югославия, США, экономическая помощь, советско-югославский конфликт.

В результате советско-югославского конфликта и денонсации 28 сентября 1949 г. Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве экономические связи между двумя странами оказались прерваны, а оказание помощи СССР Югославии прекратилось. Заинтересованность Федеративной Народной Республики Югославия (далее ФНРЮ) в экономической и военной поддержке, желание США усилить свое влияние на Югославию в противовес СССР, создать для стран народной демократии пример успешно развивающегося без поддержки Советского Союза социалистически ориентированного государства, усилить Североатлантический альянс на балкано-средиземноморском направлении способствовали сближению Югославии с Западом.

Интерес к вопросу оказания экономической помощи ФНРЮ со стороны США в 1948-1953 гг. обусловлен тем, что экономические рычаги воздействия на другие страны для изменения их курса в нужном для Соединенных Штатов направлении до сих пор остаются главным инструментом внешней политики последних. Изучение взаимоотношений двух стран позволит лучше понять механизмы вовлечения стран в зону американского влияния, тем более что в рассматриваемый период влияние Соединенных Штатов на Югославию стало приобретать устойчивый характер.

Вопросы, связанные с изучением процесса оказания помощи Соединенными Штатами Югославии нашли свое освещение в работах многих исследователей [Аникеев 2011; Быстрова 2007; Васильева, Гаврилов 2000; Космач 2006, 2008; Костин 2011; Gavranov, Stoikovic 1972; Larson 1979].Тем не менее имеющиеся в нашем распоряжении архивные материалы позволяют уточнить отдельные аспекты рассматриваемой проблемы.

30 июня 1948 г. Совет планирования политики США составил представил анализ возможного воздействия советско-югославского конфликта на отношения внутри социалистического блока и на развитие американо-югославских отношений [Быстрова 2007: 212]. 19 июля 1948 г. между США и Югославией было подписано соглашение о разблокировании замороженных активов и имущества, депонированного югославским королевским правительством перед Второй мировой войной 1 , по

'РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 668. Л. 158

которому США получали 17 млн долл. , в то время как замороженные активы югославского правительства составляли около 47 млн долл. Кроме того, как справедливо отмечает в своем исследовании А.А. Костин, 13,8 млн долл. находились на счетах югославских компаний и частных лиц [Костин 2011: 97]. 18 февраля 1949 г. была принята директива СНБ №18/2, которая смягчила торговые ограничения для экспорта в Югославию [FRUS. 1949. Vol. 5. P. 867-868]. Главы американских дипломатических миссий в Восточной Европе на встрече в Лондоне в октябре 1949 г. пришли к выводу о необходимости оказания помощи правительству Иосипа Броз Тито [Ibid. P. 28-31]. В администрации президента, а также в ЦРУ начали обсуждать возможность оказания экономической и даже военной помощи Югославии [Космач 2006: 99-100].

Несмотря на то что торговые отношения между США и Югославией начали активизироваться с 1948 г., оказание помощи началось лишь после объявления И.Б. Тито о закрытии греко-югославской границы и прекращении помощи греческим коммунистам в гражданской войне в июле 1949 г.. В сентябре того же года Экспортно-импортный банк США предоставил Югославии кредит на 20 млн долл., а Международный валютный фонд одобрил выделение Югославии трехмиллионного кредита [Там же: 98-99]. Первого марта 1950 г. был предоставлен второй займ на 20 млн долл., а 10 августа - третий в размере 15 млн долл. [Там же: 106]. Таким образом общая сумма кредита составила 55 млн долл. [Аникеев 2011: 621].

В 1949 г. Италия по рекомендации американской стороны стала оказывать ФНРЮ экономическую помощь, передавая часть продовольствия, получаемого от США для собственных нужд [Там же: 618].

В июле 1950 г. между И.Б. Тито и американским послом Дж. Алленом в г. Блед состоялись переговоры об оказании экономической помощи в связи с засухой 1950 г. [Там же: 622], результатом которых стало заключение соглашения о поставках продовольствия в ФНРЮ еще до одобрения их Конгрессом. В конце ноября 1950 г. в Югославию прибыл первый груз3. К концу декабря из США, Италии, Западной Германии в Югославию уже поставляли муку, мясо и другие товары4.

Не все конгрессмены США одобряли оказание помощи социалистическому государству. Ожесточенные споры в Конгрессе возникли между демократами (во главе с госсекретарем Д. Ачесоном) и республиканцами (прежде всего Тафтом), которые даже предлагали отправить госсекретаря в отставку. Демократы настаивали на том, что нужно как можно быстрее «эффективным путем» оказать помощь. Они считали, что «если правительство падет, то Югославия попадет под господство марионеток России»5. Администрация США характеризовала помощь как гуманитарную акцию и подчеркивала, что сельскохозяйственный кризис ослабит способность югославов защитить себя в случае агрессии СССР, что угрожало бы НАТО [Космач 2006: 107].

В результате бурных дебатов «Закон о чрезвычайной помощи Югославии» в размере 38 млн долл. был одобрен. 29 декабря 1950 г. президентом США был подписан закон об оказании продовольственной помощи Югославии , а 6 января в Белграде было подписано соглашение об условиях его выполнения6 [Larson 1979: 218]. Таким образом, Югославия стала единственной социалистической страной, получившей помощь по «плану Маршалла» .

2 РГАСПИ, Ф.17, Оп.128, Д. 668, Л. 28.

3 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 145-146

4 Там же. Л. 158.

5 Там же. Л. 145-146

6 Там же. Л. 166

7 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 158

Фактически программа финансово-экономической помощи превысила одобренные Конгрессом цифры. Как отмечает отечественный исследователь А.С. Аникеев, в период с 1 ноября 1950 г. по сентябрь 1951 г. с учетом неофициальных каналов, включая расходы на технические нужды, размер помощи составил 70 млн 639 тыс. долл. [Аникеев 2011: 623]. Согласно информационной записке внешнеполитической комиссии, направленной В.М. Молотову, помощь предоставлялась либо в виде продовольствия, либо в виде денежной помощи для закупки продовольствия8. Часть соглашений касалась продовольственной поддержки вооруженных сил Югославии [FRUS. 1949. Vol. 5. P. 1504-1505].

В нотах, которыми обменялись США и Югославия 21 ноября 1950 г., были изложены условия, на которых осуществлялось оказание помощи. В вышеупомянутой информационной записке отмечалось, что правительство Югославии обязывалось использовать «помощь исключительно по прямому назначению ... с целью предотвращения ослабления оборонных сил Югославии». Правительство ФНРЮ должно было предоставить США сырье и полуфабрикаты, в которых США нуждались ввиду того, что «этих ресурсов у них либо нет, либо они недостаточны», причем сырье и полуфабрикаты «будут поставлены в обусловленном количестве»9. ФНРЮ должна была обеспечить «возможность наблюдения» за использованием выделенных товаров и всеми имеющимися средствами рекламировать американскую «помощь» в югославской печати и радио10.

Президент США Г. Трумэн объяснял оказание помощи Югославии следующим образом: «...если Тито не получит помощи, в которой серьёзно нуждается Югославия, то он вскоре не сможет контролировать недовольные элементы внутри страны, что поставит под серьезную угрозу его положение». Г. Трумэн высказал мнение, что «дружественные выступления И.Б. Тито произвели весьма благоприятное впечатление на американское общественное мнение»11. Дело в том, что, как отмечает Е.Н. Космач, позиции югославского лидера по ряду вопросов претерпели изменения. Югославия поддержала ООН в корейском вопросе, были освобождены многие политические заключенные, смягчена политика в религиозном вопросе 12 , была прекращена насильственная коллективизация, отменены привилегии для партийных и государственных деятелей [Космач 2006: 106]. Началось строительство югославской модели социализма, первым шагом в которой стало введение на предприятиях рабочего самоуправления.

Следует отметить, что помощь Югославии оказывали кроме правительства США и частные компании, общественные организации: от гуманитарной организации CARE (Cooperative for Assistance and Relief Everywhere) были получены продукты питания на сумму 35 млн долл. По данным газеты «Борба» от 30.03.1952 г., в общей сложности из различных американских источников была получена помощь в продуктах

13

питания на сумму 100, 5 млн долл. Частные компании инвестировали в основном в

14

горное дело и промышленность .

На переговорах с США, Великобританией и Францией в начале 1951 г. представители ФНРЮ запросили сумму в 450 млн долл., что не вызвало возражений

8 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 158

9 Там же. Л. 166

10 гг.

Там же.

11 Там же. Л. 144

12 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 137. Д. 883. Л. 144.

13 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 129

14 гг.

Там же.

американских и британских экспертов, считавших, что долгосрочный заем такого объема способен вывести экономику из стагнации [Аникеев 2011: 624].

Весной 1951 г. США, Великобритания и Франция договорились объединить свои усилия в оказании экономической помощи Югославии, а также координировать свои деловые отношения с ФНРЮ посредством экономических миссий в Белграде. Были проведены переговоры с другими кредиторами, а Международный банк реконструкции и развития предоставил Югославии заем в 28 млн долл. [Васильева 2000: 266]. Результатом переговоров явилось решение об оказании трехсторонней (трипартитной) помощи США, Великобритании и Франции на безвозмездной основе. Государства договорились выдать Югославии помощь на общую сумму не более 265 млн долл. в следующем соотношении: США - 65 %; Великобритания - 23 %; Франция - 12 % [FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1743-1745]. Югославия была единственной страной, которая получала такой вид помощи15. Согласованность действий союзников по НАТО продемонстрировала единство в вопросе о будущем ФНРЮ.

В первую очередь помощь была оказана для покрытия дефицита в платежном балансе ФНРЮ, который в 1951 г. составил 78 млн долл., а планируемый дефицит на 1952 г. - 120 млн долл. Правительство США в январе 1952 г. предоставило 25 млн долл., Франции - 5,5 млрд франков на финансирование программы французского экспорта в Югославию16. Газета «Борба» от 15.12 1951 г. сообщала о прибытии различных видов товаров, купленных на средства тройственной помощи: «Корабль "Экселер" привез 1050 т различной стальной продукции, 110 т шерстяных тряпок, 90 т льняного полотна и незначительные количества готовых лекарств и автомобильных шин. Пароход "Моснес" привез 7200 т кокса. Весь этот товар был куплен из средств американской части тройственной помощи ... Пароход "Риека" привез 700 т кокосового масла, 590 т каучука , 190 т шерсти и 39 т бумажной пряжи. Эта часть товаров куплена из средств британской части помощи»17. В итоге трехстороння помощь в 1951/1952 году составила 120 млн долл.18

В августе 1951 г. США, Великобритания и Франция предоставили новые кредиты в сумме 500 млн долл. для расходования на сырье, медикаменты и военные

закупки19.

Правительства США, Великобритании, Франции и Югославии, обменявшись

11 октября 1952 г. письмами, пришли к соглашению о продлении трипартитной

экономической помощи Югославии еще на год - с июля 1952 г. по июнь 1953 г.,

20 21 которая составила 99 млн долл. , хотя югославская сторона просила 146 млн долл.

Данные средства могли быть использованы на финансирование импорта, в том числе

ввоза сырья, необходимого для гражданской и военной промышленности, а также на

оплату расходов по повышению квалификации югославских технических специалистов

в стране или за границей. В МИДе Югославии считали, что сумма в 99 млн долл.

недостаточна для покрытия расходов, принимая во внимание то, что дефицит за этот

период должен был составить около 100 млн долл.22

Четыре правительства и в дальнейшем договорились совместно обсуждать вопросы о займах для финансирования югославской программы капиталовложений,

15 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 129

16 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 180

17 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 22

18 Там же. Л. 256-257

19 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 178

20 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883, Л. 256-257

21 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 253. Л. 202-203

22 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 143-144

определять способы решения проблемы югославского долга, о расширении

23

технической помощи .

13 августа 1951 г. Г. Трумэн проинформировал комитеты по международным связям Конгресса о выделении экономической помощи Югославии на сумму 30 млн долл., что являлось дополнением к возможным 60 млн долл., предусмотренным для Югославии в течение 1952 г. [FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1844].

Важным с точки зрения американо-югославского экономического сотрудничества стало заключение 8 января 1952 г. долгосрочного соглашения об экономическом сотрудничестве. Согласно документу, Соединенные Штаты Америки должны были до 30 июня 1955 г. оказывать ФНРЮ помощь в рамках принятых законов с одобрения правительства. Югославия, в свою очередь, должна была «...способствовать развитию промышленного и сельскохозяйственного производства на «здоровой экономической основе» и сообщать американской стороне о разрабатываемых проектах» [Аникеев 2011: 627], проводить мероприятия по укреплению курса югославской валюты, общего финансового положения страны, что и было осуществлено. Также ФНРЮ должна была развивать экономические связи со странами, получающими от США помощь по Закону «Об экономическом сотрудничестве» от 1948 г. (план Маршалла). Предусматривалось создание системы контроля за использованием получаемых от США средств и материалов в форме многочисленной экономической миссии при американском посольстве в Югославии. Главой миссии был назначен экономический советник американского посольства в Белграде Р. Аллен. В «Справке об экономических и военно-политических связях клики Тито с США и Англией», направленной В. М. Молотову главой внешнеполитической комиссии В. Г. Григорьяном, отмечалось, что Р. Аллен, «облеченный диктаторскими полномочиями», фактически руководил «всей

24

югославской экономикой» .

В 1954 г. особое место продолжала занимать продовольственная помощь, в первую очередь помощь зерном. Однако в условиях нормализации советско-югославских отношений, а также роста антикоммунистических настроений в США администрации с трудом удавалось сдерживать давление тех сил, которые выступали против какой-либо поддержки Югославии [Космач 2008: 169 - 170].

Общий объем югославского импорта из Соединенных Штатов поднялся в течение 1950-1954 гг. примерно до 500 млн долл. Из этой суммы 326,5 млн долл. относятся к импорту, который осуществлялся в качестве экономической помощи, а объем югославского экспорта достиг 113,5 млн долл. Этот дефицит был в основном покрыт путем займов, которые Югославия сделала в 1950-1951 гг. через Экспортно-

импортный банк25.

Экономическая и военная помощь оказались инструментом включения Югославии в стратегию НАТО, апогеем чего стало заключение 9 августа 1954 г. «Договора о союзе, политическом сотрудничестве и взаимной помощи», согласно которому Турция, Греция и Югославия обязались считать любую вооруженную агрессию против одной страны агрессией против всех участниц договора [Gavranov, Stoikovic 1972: 385].

Хотя Соединенные Штаты не выдвигали политических условий за оказание экономической помощи, они использовали любую возможность для продвижения своих интересов и привлечения Югославии в Североатлантический альянс. В период 1948-1953 гг. в Югославии произошли значительные изменения во внутренней

23 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 256-257

24 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 178

25 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 58-59

политике, о которых сказано выше. Также началось строительство югославской модели социализма. Следует отметить, что до советско-югославского конфликта социалистическое строительство в Югославии происходило по советскому образцу [Быстрова 2007: 209].

Во внешней политике позиции И.Б. Тито также претерпели изменения. Югославия поддержала ООН в корейском вопросе, была достигнута договоренность об обороне Люблянского прохода, заключен Балканский пакт со странами-членами НАТО Грецией и Турцией, блокировавший советское влияние в Средиземноморье. В результате при возникновении конфликта между СССР и западными странами ФНРЮ оказывалась связана с ними обязательствами, что нарушало создаваемую Советским Союзом архитектуру международных отношений.

Тем не менее, несмотря на договоренности Югославии со странами-членами Североатлантического альянса, югославская сторона стремилась ограничиваться с партнерами экономическими и гуманитарными связями [Васильева 2000: 270]. К тому же Балканский пакт вскоре прекратил свое существование из-за греко-турецких противоречий в связи с проблемой Кипра, а также из-за отказа Югославии усиливать военные стороны пакта.

Благодаря помощи Запада Югославии удалось избежать экономического кризиса, повысился уровень жизни населения, росла военная промышленность [Там же: 268]. Кроме того, в случае возникновения вооруженного конфликта ФНРЮ могла надеяться на помощь со стороны НАТО и США.

После нормализации в 1954-1955-х гг. советско-югославских отношений, И.Б. Тито не отказался от экономических связей с Западом, а в военно-политических вопросах придерживался внеблоковой позиции, став одним из лидеров Движения неприсоединения.

Таким образом, вследствие советско-югославского конфликта 1948-1953 гг. значительно возросла экономическая помощь США и, как следствие, их влияние на внутреннюю и внешнюю политику Югославии.

Библиографический список

Аникеев А.С. Внешнеполитические ориентиры. Смена союзников и постановка новых задач // Югославия в XX веке: Очерки политической истории / отв. ред. К В. Никифоров. М.: Индрик, 2011. С. 617-659.

Быстрова Н.Е. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945 - 1955 гг.). М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 592 с.

Васильева Н.В., Гаврилов В.А. Балканский тупик (Историческая судьба Югославии). М.: Гея итэрум, 2000. 480 с.

Космач Е.Н. Дж. Кеннеди и Югославия: выработка внешнеполитического курса США // Российские и славянские исследования: науч. сб. Вып. 3 / отв. ред. А. П. Сальков, О.А. Яновский. Минск, 2008. С. 169-174.

Космач Е.Н. Политика США в отношении Югославии в 1943-1980 гг.: дис. ... докт. ист. наук. Минск: Университетское, 2006. 228 с.

Костин А.А. Экономические отношения Югославии и Соединенных Штатов 1945-1948 гг. // Ярославский педагогический вестник. 2011. №3. Т. I (Гуманитарные науки). С. 96-101

Российский государственный архив социально-политической истории [Далее -РГАСПИ]. Ф. 17. Центральный Комитет КПСС. Оп. 128. Отдел международной информации (Отдел внешней политики, Отдел внешних сношений, Внешнеполитическая комиссия). Д. 668.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883.

РГАСПИ. Ф. 82. Молотов Вячеслав Михайлович (1890-1986 гг.). Оп. 2. Молотов В.М. Д. 1377.

РГАСПИ. Ф. 575. Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (1947-1956 гг.). Оп. 1. Информбюро коммунистических и рабочих партий. Д. 253, Д. 420.

Gavranov V., Stoikovic MMedunarodni odnosi i spoljna politika Jugoslavije. Beograd, 1972.

Larson D. United States Foreign Policy toward Yugoslavia. 1943 - 1963. Washington,

1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Foreign Relations of the United States (FRUS). 1949. Vol.V. [Сайт]. URL: http://digicoll.library.wisc.edu/cgi-bin/FRUS/FRUS-

i dx?type=arti cl e& di d=FRUS. FRUS 1949v05.i0015&id=FRUS.FRUS 1949v05&isize=M (дата обращения: 28.07.2017).

FRUS. 1951. Vol. IV, Part 2. [Сайт]. URL: http://digicoll.library.wisc.edu/cgi-bin/FRUS/FRUS-

idx?type=article&did=FRUS.FRUS1951v04p2.i0018&id=FRUS.FRUS1951v04p2&isize=M (дата обращения: 28.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.