Научная статья на тему 'Экономическая политика в Советском Союзе в годы перестройки'

Экономическая политика в Советском Союзе в годы перестройки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перестройка / М.С. Горбачев / Н.И. Рыжков / экономическая политика / рыночная экономика / экономический кризис / perestroika / M.S. Gorbachev / N.I. Ryzhkov / economic policy / market economy / economic crisis

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвей Федорович Полынов

В статье анализируется экономическая политика в период перестройки. В ней выявлены ее основные этапы, их содержание, реализация и результаты. Автор выделил три периода. Первый период совпадает с начальным этапом перестройки (1985–1986 гг.). Главным направлением в экономической политике было ускорение экономического развития через интенсификацию производства. Принятые решения оказались мало обоснованными и реалистичными. Реализовать поставленные задачи оказалось невозможно как из-за объективных причин, так и вследствие допущенных ошибок уже в ходе перестройки. Второй этап экономических реформ охватывает три года — с 1987 по 1989 г. Содержание экономической политики радикально изменилось: было запланировано расширение самостоятельности предприятий, внедрение в их деятельность элементов рыночных отношений и конкуренции между товаропроизводителями. Показано, что на этом этапе реформа имела как положительные, так и отрицательные результаты. Она не сумела создать необходимую мотивацию для предприятий в области повышения объемов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, способствовала необоснованному росту заработной платы и усилению инфляционных процессов. Однако она положила начало созданию многоукладной экономики. Третий период связан с политикой перехода к рыночной экономике (декабрь 1989 г. — 1991 г.). Создание программы перехода к рынку проходило в острейшей борьбе союзного центра и российского руководства. Союзное правительство подготовило программу для СССР в целом, получившую название «программа Рыжкова — Абалкина». Она поддерживалась и Верховным Советом СССР. Российское правительство предложило альтернативную программу «500 дней». Программы существенно отличались друг от друга не только запланированными темпами их реализации, но и содержанием. В годы перестройки не удалось сформировать экономическую политику, способствующую динамичному развитию советской экономики. Она привела к тяжелейшему экономическому, финансовому и социальному кризису, который стал одной из главных причин разрушения СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Policy in the Soviet Union during the Years of Perestroika

The article analyzes economic policy during the perestroika. It identifies its main stages, content, and results. The author identifies three periods. The first period was the initial stage of Perestroika (1985–1986). The main policy was aimed at accelerating of the economy growth through the intensification of production. However, the set goals were not implemented both due to objective reasons and as a result of the mistakes. The second stage spanned three years — from 1987 to 1989. The policy changed dramatically: it was decided to introduce elements of market relations and competition. The articles demonstrates that the reforms had both positive and negative results. On the one hand, they failed to properly motivate enterprises to increase production and to implement achievements of science and technology. They also contributed to the unjustified pay rise and led to inflation. On the other hand, the reforms laid the foundation for a multi-layered economy. The third period marked the transition to a market economy (December 1989–1991). The transition took place in the context of the acute confrontation between the center of the Soviet Union and the Russian government. The Union government has prepared a program for the USSR, called the Ryzhkov — Abalkin program. The Russian government has proposed an alternative program “500 days”. Both programs differed significantly from each other in the pace of their implementation and their content. During the perestroika it was not possible to form an economic policy conducive to the development of the Soviet economy. The Perestroika led to a severe economic, financial and social crisis, which became one of the main reasons for the destruction of the USSR.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика в Советском Союзе в годы перестройки»

Вестник СПбГУ. История. 2024. Т. 69. Вып. 2

Экономическая политика в Советском Союзе в годы перестройки

М. Ф. Полынов

Для цитирования: Полынов М. Ф. Экономическая политика в Советском Союзе в годы перестройки // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2024. Т. 69. Вып. 2. С. 371386. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.208

В статье анализируется экономическая политика в период перестройки. В ней выявлены ее основные этапы, их содержание, реализация и результаты. Автор выделил три периода. Первый период совпадает с начальным этапом перестройки (1985-1986 гг.). Главным направлением в экономической политике было ускорение экономического развития через интенсификацию производства. Принятые решения оказались мало обоснованными и реалистичными. Реализовать поставленные задачи оказалось невозможно как из-за объективных причин, так и вследствие допущенных ошибок уже в ходе перестройки. Второй этап экономических реформ охватывает три года — с 1987 по 1989 г. Содержание экономической политики радикально изменилось: было запланировано расширение самостоятельности предприятий, внедрение в их деятельность элементов рыночных отношений и конкуренции между товаропроизводителями. Показано, что на этом этапе реформа имела как положительные, так и отрицательные результаты. Она не сумела создать необходимую мотивацию для предприятий в области повышения объемов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, способствовала необоснованному росту заработной платы и усилению инфляционных процессов. Однако она положила начало созданию многоукладной экономики. Третий период связан с политикой перехода к рыночной экономике (декабрь 1989 г. — 1991 г.). Создание программы перехода к рынку проходило в острейшей борьбе союзного центра и российского руководства. Союзное правительство подготовило программу для СССР в целом, получившую название «программа Рыжкова — Абалкина». Она поддерживалась и Верховным Советом СССР. Российское правительство предложило альтернативную программу «500 дней». Программы существенно отличались друг от друга не только запланированными темпами их реализации, но и содержанием. В годы перестройки не удалось сформировать экономическую политику, способствующую динамичному развитию советской экономики. Она привела к тяжелейшему экономическому, финансовому и социальному кризису, который стал одной из главных причин разрушения СССР.

Ключевые слова: перестройка, М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, экономическая политика, рыночная экономика, экономический кризис.

Матвей Федорович Полынов — д-р ист. наук, проф., Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; m.polynov@spbu.ru

Matvey F. Polynov — Dr. Sci. (History), Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; m.polynov@spbu.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

Economic Policy in the Soviet Union during the Years of Perestroika

M. F. Polynov

For citation: Polynov M. F. Economic Policy in the Soviet Union during the Years of Perestroika. Vest-nik of Saint Petersburg University. History, 2024, vol. 69, issue 2, pp. 371-386. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.208 (In Russian)

The article analyzes economic policy during the perestroika. It identifies its main stages, content, and results. The author identifies three periods. The first period was the initial stage of Perestroika (1985-1986). The main policy was aimed at accelerating of the economy growth through the intensification of production. However, the set goals were not implemented both due to objective reasons and as a result of the mistakes. The second stage spanned three years — from 1987 to 1989. The policy changed dramatically: it was decided to introduce elements of market relations and competition. The articles demonstrates that the reforms had both positive and negative results. On the one hand, they failed to properly motivate enterprises to increase production and to implement achievements of science and technology. They also contributed to the unjustified pay rise and led to inflation. On the other hand, the reforms laid the foundation for a multi-layered economy. The third period marked the transition to a market economy (December 1989-1991). The transition took place in the context of the acute confrontation between the center of the Soviet Union and the Russian government. The Union government has prepared a program for the USSR, called the Ryzhkov — Abalkin program. The Russian government has proposed an alternative program "500 days". Both programs differed significantly from each other in the pace of their implementation and their content. During the perestroika it was not possible to form an economic policy conducive to the development of the Soviet economy. The Perestroika led to a severe economic, financial and social crisis, which became one of the main reasons for the destruction of the USSR.

Keywords: perestroika, M. S. Gorbachev, N. I . Ryzhkov, economic policy, market economy, economic crisis.

Перестройка стала поворотным событием отечественной истории. Она во многом предопределила крушение Советского Союза — одного из могущественных государств мира в ХХ столетии. Среди причин, приведших страну к такому результату, важное место занимают экономические причины. Не случайно поэтому проблемы экономической политики и ее содержание в годы перестройки привлекают серьезное внимание исследователей. Среди работ экономистов можно выделить труды Е. Т. Гайдара, В. М. Кудрова, Г. И. Ханина и др. Все они были убеждены в необходимости реформ в экономике, в том числе и рыночных. Каждый из них по-своему объясняет причины экономического кризиса, возникшего в годы перестройки. Е. Т. Гайдар видит это в непоследовательности либеральных реформ, неспособности руководства своевременно принимать необходимые решения, допускавшихся системных ошибках, утрате контроля над экономико-политической ситуацией1. В. М. Кудров утверждает, что горбачевская перестройка в сфере экономики оказалась полумерой, псевдореформой, точнее, всего лишь попыткой рыночных преобразований в рамках социализма2. Г. И. Ханин объясняет причины кризиса

1 Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. С. 233-245, 279, 303-309.

2 Кудров В. М. Россия и мир: Экономика России в мировом контексте. СПб., 2010. С. 365.

бессистемными и поспешными импровизациями в области экономики и политики, которые привели их в состояние полной дезорганизации3.

Среди публикаций историков проблемы экономических реформ затрагивались в работах, посвященных истории перестройки в целом4. Появились и специальные исследования, в которых раскрываются проблемы экономических преобразований на различных этапах перестройки5.

Можно сделать вывод о том, что экономическая история перестройки исследуется достаточно активно. Но вместе с тем историками пока еще не созданы работы, в которых получило бы комплексное освещение проблема разработки экономической политики и ее реализации на протяжении всего периода перестройки. Дискуссионным продолжает оставаться и вопрос о периодизации экономических реформ в этот период. Недостаточно исследованными остаются такие важные вопросы, как результаты проводимых экономических реформ на различных этапах перестройки, причины перехода к новому этапу реформ. Именно раскрытию этих проблем посвящена данная статья.

История перестройки началась с экономических преобразований, однако разработанной экономической политики еще не существовало, она формировалась и подвергалась радикальным изменениям в процессе самой перестройки. Начало новому экономическому курсу положил апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС. На нем новый генеральный секретарь партии М. С. Горбачев провозгласил политику ускорения социально-экономического развития страны6. Повышение темпов экономического и социального развития предполагалось добиться через интенсификацию производства, внедрение достижений научно-технического прогресса, изменение структурной и инвестиционной политики.

Проблемы, связанные с интенсификацией производства и научно-техническим прогрессом, были рассмотрены на совещании 11-12 июня 1985 г. Здесь было принято решение о том, что прежде всего необходимо добиться повышения технологического уровня машиностроения, объявленного приоритетной отраслью развития промышленности7. На его развитие в предстоящей 12-й пятилетке планировали направить капиталовложения в 1,8-2 раза больше, чем в 11-й пятилетке8.

Инициаторы перестройки не допускали никаких сомнений в обоснованности и правильности провозглашенного курса. Об этом свидетельствуют оценки,

3 Ханин Г. И. Экономическая история России в Новейшее время: в 2 т. Т. 2. Новосибирск, 2010. С. 359.

4 Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. М., 2002; Елисеева Н. В. История перестройки в СССР. 1985-1991 гг. М., 2017; Островский А. В. Глупость или измена. Расследование гибели СССР. М., 2010; Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005; и др.

5 Пихоя Р. Г. Радикальные экономические реформы 1980-х гг. в СССР // Экономическая история. Ежегодник. Т. 2021. М., 2022. С. 371-389; Полынов М. Ф., Тарасова Е. А. Переход к рыночной экономике в СССР в годы перестройки: борьба за создание концепции. 1989-1991 гг. // Новейшая история России. 2017. № 1 (18). С. 113-127; Сидоров А. В. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР: оценка руководством страны (осень 1989 года) // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 87. С. 48-60; и др.

6 Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева «О созыве очередного XXVII съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением» // Правда. 1985. 24 апреля. С. 1-2.

7 Горбачев М. С. Коренной вопрос экономической политики. Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса 11 июня 1985 года. М., 1985. С. 3-4.

8 Там же. С. 3, 14.

прозвучавшие на заседании политбюро ЦК 20 июня 1985 г. Выступившие на нем А. А. Громыко, Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков и другие единодушно поддержали начатые преобразования. Сам М. С. Горбачев сделал обобщающий оптимистический вывод о том, что обсуждение выявило единое понимание ситуации и путей дальнейшего движения9.

Провозглашенная экономическая стратегия получила подтверждение и дальнейшее развитие на ХХУ11 съезде КПСС. Основные параметры экономической политики охватывали 15-летний период до 2000 г. В частности, ставилась задача увеличения производительности труда в 2,3-2,5 раза, национального дохода и производственного потенциала в 2 раза10.

Важным этапом на пути поставленных целей должна была стать 12-я пятилетка (1986-1990 гг.). Темпы промышленного производства были запланированы в 21-24 % (среднегодовые — в 3,9-4,4 %); сельского хозяйства — в 14-16 % (среднегодовые — в 2,7-3,0 %); национального дохода — в 19-22 % (среднегодовые — в 3,54,0 %)11.

На июньском (1986 г.) пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев снова убежденно говорил о том, что проводимая политика правильная, и ей должны быть посвящены все силы12.

Однако концепция «ускорения», как утверждает Р. Г. Пихоя, в ряде случаев приобрела мало обоснованный, пожалуй, даже авантюристический характер13. Такая оценка не лишена оснований. Уже на том этапе Горбачев начал ставить нереализуемые задачи. Это, в частности, выразилось в том, что без какого-либо обоснования во время его пребывания в Днепропетровске в июле 1985 г. в число приоритетных отраслей к машиностроению он добавил биотехнологию, металлургию и др. Как позднее отмечал Н. И. Рыжков, непосредственно занимавшийся проблемами экономической политики, развивать одновременно все эти отрасли как приоритетные было невозможно14. Нереальными были требования генсека и в том, чтобы вся продукция Ленинграда и Ленинградской области была конкурентоспособной на мировом рынке15.

Подобные заявления Горбачева имели место и в дальнейшем. 8 апреля 1986 г. он рекомендовал коллективу Волжского автомобильного завода, выпускавшему автомобили «Жигули», стать законодателем мод в мировом автомобилестроении16.

Реализация политики ускорения социального и экономического развития требовала огромных капиталовложений. Однако политика, проводившаяся в стране, а также изменения, происходившие на мировом нефтяном рынке в 1985-1986 гг., не способствовали росту финансовой базы «ускорения». Радикальная антиалкоголь-

9 В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). М., 2008. С. 14.

10 ХХУ11 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет: в 3 т. Т. 1. М., 1986. С. 44.

11 Там же. Т. 2. С. 14-15.

12 В Политбюро ЦК КПСС. С. 47.

13 Пихоя Р. Г. Радикальные экономические реформы 1980-х гг. в СССР. С. 377.

14 Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М., 1995. С. 86-87.

15 Горбачев М. С. Настойчиво двигаться вперед: Выступление на собрании актива Ленинградской партийной организации 17 мая 1985 года. М., 1985. С. 17.

16 Речь тов. Горбачева М. С. на встрече перед трудящимися города Тольятти // Правда. 1986. 9 апреля. С. 2.

ная кампания, начатая в мае 1985 г., привела к резкому сокращению производства и продажи алкогольной продукции и существенному сокращению поступлений в государственный бюджет страны. От продажи алкогольной продукции госбюджет СССР в 1985 г. должен был получить 60 млрд руб., а получил только 47,4 млрд17. Столь существенные потери правительство пыталось компенсировать повышением розничных цен на все виды алкогольной продукции. Первый раз они были повышены в августе 1985 г. в среднем на 20 % 18, второй раз — с 1 августа 1986 г. на 20-25 %19. Предполагалось, что эта мера поможет компенсировать около 80 % потерь бюджета и товарооборота от сокращения объема продажи алкоголя20. Подобные расчеты, однако, не оправдались. Это подтверждается конкретными объемами продаж в государственной торговле: в 1986 г. было получено 36,2 млрд руб.; в 1987 г. — 35,7 млрд. И только после отмены антиалкогольной кампании в 1988 г. было получено около 39,9 млрд руб.21, то есть значительно меньше, чем ожидалось. Финансовые потери госбюджета от антиалкогольной политики были огромными. По данным Н. И. Рыжкова, они составляли 67 млрд руб.22

СССР ощутимые финансовые потери понес и от падения цен на мировом рынке. Из-за этого в 1985 г. он потерял 13 млрд руб., а за первое полугодие 1986 г. — еще 9 млрд руб.23

Политика интенсификации требовала рационального использования капиталовложений, без чего невозможно было осуществить поворот в сторону модернизации предприятий. Но в стране одновременно сооружалось более 300 тыс. хозяйственных объектов24, которые из-за нехватки материальных и финансовых ресурсов, а также рабочей силы своевременно в эксплуатацию не сдавались. Сроки их строительства более чем вдвое превышали нормативную продолжительность25. Это вело к распылению и омертвлению инвестиций. Вредность проблемы долгостроя хорошо осознавалась. Этот вопрос не раз обсуждался на самом высоком уровне. В частности, на заседании политбюро ЦК КПСС 30 октября 1986 г. правильно указывали на необходимость замораживания и даже закрытия новостроек, а высвобожденные ресурсы предлагали направлять на реализацию планов научно-технического прогресса26. Однако решение этого вопроса в годы перестройки ока-

17 Председатель Государственного комитета по ценам Глушков Н. Т. Председателю Совета Министров СССР. «О розничных ценах на алкогольные напитки» // Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 147. Д. 375. Л. 5.

18 Там же. Л. 12.

19 «О повышении государственных розничных цен на алкогольные напитки и снижении розничных цен на некоторые товары народного потребления». Постановление Совета Министров СССР. № 847. 19 июля 1986 г. // Там же. С. 24-25.

20 Председатель Государственного комитета СССР по ценам Глушков Н. Т. в Совет Министров СССР. О выполнении решения ЦК КПСС и Постановления Совета Министров СССР от 19 июля 1986 г. № 847. 1 августа. 1986 г. // Там же. Д. 374. Л. 32.

21 Торговля СССР. Статистический ежегодник. М., 1989. С. 128.

22 Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. С. 101.

23 В Политбюро ЦК КПСС... С. 62, 98.

24 XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 2. С. 25.

25 Председатель Правления Государственного банка СССР Геращенко В. В. в Верховный Совет СССР. Об итогах выполнения сводного кассового плана СССР за первый квартал 1990 г. 6 апреля 1990 г. // Российский государственный архив экономики (далее — РГАЭ). Ф. 2324. Оп. 33. Д. 741. Л. 34.

26 В Политбюро ЦК КПСС. С. 99.

залось невозможным. Более того, за три года — в 1986-1988 гг. — объем незавершенного строительства еще больше увеличился: со 120,4 млрд до 150,5 млрд руб., то есть по 10 млрд руб. в год (против 3,8 млрд руб. в среднем за годы 11-й пятилетки)27. 5 июня 1989 г. председатель Госплана СССР Ю. Д. Маслюков в записке, направленной Н. И. Рыжкову, настойчиво рекомендовал проинвентаризировать все стройки, намеченные на будущее, независимо от уровня решения об их строительстве, и законсервировать те из них, без которых можно обойтись в ближайшее время28. Однако эта рекомендация также осталась практически нереализованной. Об этом говорит тот факт, что объем незавершенного строительства в 1989 г. достиг уже 180,9 млрд руб., увеличившись на 22,6 млрд руб.29

В совокупности все вышеназванные факторы предопределили невозможность реализации концепции ускорения и интенсификации производства. Вместе с тем определенные положительные результаты в этот период были достигнуты. Прирост промышленной продукции в 1985 г. составил 3,4 %, а в 1986 г. — 4,4 %30. Машиностроительный комплекс, как и предполагалось, имел более высокие темпы роста. В 1986 г. прирост здесь составил 7,0 %. Высокие темпы были достигнуты в таких отраслях, как станкостроительная и инструментальная промышленность (по 8,0 %), приборостроение (10 %), в том числе в производстве средств вычислительной техники (13 %)31.

Однако не удалось добиться положительных результатов в области повышения качества продукции. Эту проблему пытались решить административным путем: введением государственного контроля (госприемки) за выпуском гражданской продукции. В СССР уже давно существовал опыт независимой приемки продукции на предприятиях оборонной промышленности. Именно такую приемку пытались внедрить на гражданских предприятиях. Однако непросто было одновременно решать проблему ускорения, роста темпов производства и повышения качества продукции32. Несмотря на то что госприемка вводилась на ведущих предприятиях, качество продукции на них не соответствовало ее требованиям. Так, в цехе № 6 ленинградского завода «Электросила» в январе 1987 г. госприемку с первого предъявления прошло немногим более 7 % всей продукции. В объединении им. Я. М. Свердлова «Буревестник» на заводе прецизионного станкостроения «Спутник» от 30 до 50 % предъявляемой продукции возвращалось на доработку33. Такие предприятия срывали свои договорные обязательства перед предприятиями-смежниками и не выполняли производственные планы. В результате уже к концу 1987 г. госприемка фактически была отменена, хотя никаких официальных решений правительство СССР по этому вопросу не принимало.

27 Председатель Правления Государственного банка СССР Геращенко В. В. в Верховный Совет СССР. Л. 33.

28 Председатель Госплана СССР Председателю Совета Министров СССР. Выводы из работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. Анализ предложений депутатов и меры по их реализации. 5 июля 1989 г. // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 17. Л. 9.

29 Госбанк СССР в Управление планирования и координации деятельности банков. Материал к докладу о социально-экономическом положении страны. 2 января 1990 г. // РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 33. Д. 741. Л. 59.

30 Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. М., 1991. С. 7.

31 Там же. С. 402.

32 Ханин Г. И. Экономическая история России в Новейшее время. Т. 2. С. 187.

33 Объединенный архив Ленинградской федерации профсоюзов. Ф. 1. Оп. 7. Д. 910. Л. 66.

Амбициозные, но мало обоснованные задачи и планы, поставленные в начале перестройки, реализовать дальше было уже невозможно. Со второй половины 1986 г. шел поиск новых путей реформирования народного хозяйства. В этих целях в декабре 1985 г. по решению Политбюро ЦК КПСС была образована Комиссия по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма, которая должна была готовить предложения по переводу предприятий промышленности на новые условия хозяйствования. Комиссия уже в 1986 г. и в первом квартале 1987 г. подготовила 45 проектов постановлений Совета Министров СССР о переводе отраслей и предприятий на новые условия хозяйствования, полный хозяйственный расчет и самофинансирование34. Опираясь на выводы комиссии, Политбюро уже 17 июля 1986 г. рекомендовало перевести на полный хозяйственный расчет все объединения и предприятия Министерства химического и нефтехимического машиностроения, а также ряд объединений и предприятий других промышленных министерств35.

Параллельно шла интенсивная работа над теоретической подготовкой пленума ЦК по экономической реформе. Л. И. Абалкин вспоминает, что в экспертную группу по выработке предложений относительно экономической реформы входили А. Аганбегян, А. Анчижкин, С. Ситорян, Г. Егиазарян, В. Кириченко, Г. Попов, В. Медведев, В. Можин. Подключались к работе А. Яковлев и Г. Арбатов36. Входил в эту группу также О. И. Ожерельев37. Работу курировал секретарь ЦК КПСС В. А. Медведев38.

Экспертная группа подготовила аналитический доклад с конкретными предложениями по реформированию и обновлению советской экономики с постепенным внедрением рыночных отношений в экономику39. В мемуарах Н. И. Рыжкова утверждается, что уже в 1986 г. всерьез думали о повороте к рынку40. Из вышесказанного вытекает, что со второй половины 1986 г. руководство страны фактически начинает отходить от решений XXVII съезда КПСС и приступает к формированию новой политической и экономической модели развития.

Следует заметить, что именно в этот период среди реформаторов сложилось два различных подхода к вопросу о путях реформирования советской модели развития. Первый условно можно назвать экономико-технологическим, предполагавшим осуществление кардинальных рыночных экономических реформ, не затрагивающих радикально политическую систему. Второй подход предусматривал одновременное реформирование экономической и политической систем, что таило в себе намного больше опасностей, чем первый41.

Выбор новой стратегии реформ зависел от предпочтений генерального секретаря. К этому времени он стал убежденным сторонником демократизации обще-

34 «О работе Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма. Доклад о работе Комиссии в Совет Министров СССР // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 149. Д. 1. Л. 6.

35 В Политбюро ЦК КПСС // Правда. 1986. 19 июля. С. 1.

36 Абалкин Л. И. Зигзаги судьбы. Разочарования и надежды. М., 1996. С. 18.

37 Ожерельев О. И. Идеалы и преступления. Новейшая история России: диалектика событий. М., 2016. С. 46.

38 Там же.

39 Абалкин Л. И. Зигзаги судьбы. С. 18-19.

40 Рыжков Н. И. Перестройка: история предательств. М., 1992. С. 165.

41 Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. С. 74-75.

ства, одновременного реформирования политической и экономической систем. А. С. Грачев отмечает, что к осени 1986 г. Горбачев окончательно сформулировал для себя содержание нового этапа реформ — перестройка партии, государства, экономики42.

Именно такой подход предопределил решения январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, открывшего новый этап реформ. Причины неэффективности проводимых преобразований на начальном этапе перестройки в 1985-1986 гг. в итоговом документе объяснялись наличием в советской социально-экономической системе «механизма торможения», который теперь необходимо было разрушить через демократизацию общества и радикальную экономическую реформу43. Но Горбачев обошел стороной анализ ошибок, допущенных уже в период начавшейся под его руководством перестройки.

С концепцией радикальной экономической реформы М. С. Горбачев выступил на июньском пленуме 1987 г., открывшего новый, второй этап реформирования советской экономики в годы перестройки. Решения пленума были направлены на расширение самостоятельности предприятий, ограничение полномочий министерств и ведомств в их производственной деятельности, усиление рыночных механизмов. Предполагалось перевести предприятия на полный хозяйственный расчет, самофинансирование, развитие самоуправления и производственной демократии в трудовых коллективах44.

На основании решений пленума 30 июня 1987 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О государственном предприятии (объединении)»45, ставший главным базовым документом реформы, которым предприятия теперь руководствовались в своей деятельности.

В соответствии с принятым законом предприятия начали действовать на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Директор предприятия избирался общим собранием трудового коллектива, что выводило его из прямого подчинения министерств, ведомств и партийных органов. Принятый закон фактически отменял государственную монополию внешней торговли, так как предприятиям было разрешено заниматься внешнеэкономической деятельностью, создавать хозрасчетные внешнеторговые фирмы и вести экспортно-импортные операции. Директорам предприятий разрешалось на предприятиях организовать структурные единицы, которые могли иметь свой отдельный баланс и счета в учреждениях.

Реализация радикальной экономической реформы началась с 1 января 1988 г. Чтобы сохранить управляемость экономикой и придерживаться контрольных показателей 12-й пятилетки, было решено на этот год утвердить государственный заказ по важнейшим видам промышленной продукции на уровне 85 %. В дальнейшем его объем должен был с каждым годом сокращаться, а объем продукции, вы-

42 Грачев А. С. Горбачев. М., 2001. С. 169.

43 О перестройке и кадровой политике партии. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева // Правда. 1987. 28 января. С. 1-2.

44 Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой» // Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 2526 июня 1987 г. М., 1987. С. 38-64.

45 Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284 — XI «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

пускаемой предприятиями по договорным ценам, — увеличиваться. При этом номенклатура производимой продукции определялась самим предприятием.

Главным обобщающим показателем предприятия объявлялась прибыль. В этих условиях производственные коллективы, директора предприятий получили огромную мотивацию в повышении прибыли, поскольку она являлась самым быстрым и простым способом увеличения заработной платы. С этого времени основной целью предприятий становится не повышение объемов производства, а наращивание прибыли за счет выпуска дорогостоящей продукции.

Уже в первый год осуществления экономической реформы ее недостатки стали совершенно очевидны. Чтобы выполнять и перевыполнять планы в рублевом исчислении, предприятия стали выпускать продукцию с индексом «Н» (Новинка), «ОМ» (Особо модный) и «ВК» (Высшее качество), что позволяло предприятиям на эту группу продукции повышать цены по собственному усмотрению. В 1988 г. почти весь прирост объемов производства был связан с применением надбавок на эти изделия, без повышения объемов производства в натуре46. Подобная политика привела к массовому исчезновению с прилавков магазинов недорогих товаров. По некоторым группам товаров объем их производства сократился от двух до трех

раз47.

Другим серьезным недостатком реформы стало то, что на предприятиях стала необоснованно расти заработная плата рабочих и служащих. Она стала значительно опережать темпы роста производства и производительности труда. В 1988 г. прирост производительности труда в промышленности составил 4,8 %, объем производства — 3,9 %, а заработная плата работающих — 8,3 %48. Такое положение возникло прежде всего потому, что начавшаяся реформа не сумела поставить рост заработной платы в жесткую зависимость от роста производства и производительности труда.

Проводившаяся реформа усилила инфляционные процессы, образовалось 40 млрд руб. избыточных денег, не покрытых предложением товаров49. Реформа не способствовала и росту производительности труда, росту объемов производства и ускорению научно-технического прогресса. Однако, несмотря на то что результаты реформы были критически проанализированы 17 февраля 1989 г. на заседании политбюро ЦК КПСС, правильно скорректировать ее недостатки не удалось.

1989 г. по всем макроэкономическим показателям стал хуже 1988 г. Производительность труда в промышленности выросла только на 2,4 %, а заработная плата — на 9,5 %50. Валовые объемы производства тоже падали: в 1988 г. прирост составил 3,9 %, а в 1989 г. — только 1,6 %51.

Предприятия, получив большую самостоятельность от министерств и ведомств, стали бороться не за повышение производственных планов, а за их снижение. На 1989 г. они утвердили производственные планы на производство това-

46 Председатель Государственного банка СССР Геращенко В. В. в Верховный Совет СССР. Л. 37, 44.

47 О положении дел с розничными ценами на товары народного потребления и тарифами на услуги, оказываемые населению. 29 октября 1989 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 65.

48 Председатель Государственного банка СССР Геращенко В. В. в Верховный Совет СССР. Л. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 В Политбюро ЦК КПСС. С. 459.

50 Председатель Государственного банка СССР Геращенко В. В. в Верховный Совет СССР. Л. 59.

51 Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990. С. 7, 13.

ров значительно ниже, чем это было предусмотрено в Государственном плане52. В Госплане СССР предлагались меры, направленные на рост производства: максимальное направление капитальных вложений в производство товаров народного потребления, создание новых производств с максимально коротким сроком строительства; конверсию оборонных предприятий и перепрофилирование мощностей для производства товаров народного потребления; импорт товаров народного потребления; повышение розничных цен без компенсации или с частичной компенсацией; введение нормированного снабжения населения важнейшими видами продовольственных товаров53.

Трудящиеся проявляли недовольство состоянием потребительского рынка. Особенно дефицитными стали такие товары повседневного спроса, потребность в которых была решена уже давно: мыло, стиральные порошки, зубная паста, а также кожаная обувь, электроутюги. Не удовлетворялся спрос на строительные материалы, обои, мебель54. Продовольственная ситуация в стране была не лучше, хотя за январь — август 1989 г. продовольственных товаров было произведено на 90,4 млрд руб., что на 3 млрд руб., или на 3,4 %, было больше, чем за этот срок в 1988 г.55 За тот же период в торговые сети недопоставлено было: масла растительного — более 89 тыс. т, маргариновой продукции — 99 тыс. т., рыбы — 544 тыс. т., рыбных консервов — 288 млн условных банок, плодоовощных консервов — свыше 1261 млн условных банок56. Большие трудности возникли в обеспечении мясными продуктами населения Москвы и Ленинграда из-за невыполнения поставок в общесоюзный фонд союзными республиками57.

В процессе реализации реформы обнаружились и другие серьезные ее минусы — она не создала необходимую мотивацию предприятиям в области ускорения научно-технического прогресса. Объективным показателем его динамики является количество созданных новых образцов машин и оборудования, приборов, средств автоматизации. Если для сравнения взять 1985 г., когда началась перестройка, то тогда их было создано 342258. В ходе проведения экономической реформы динамика менялась в сторону снижения: в 1986 г. — 3110, в 1987 г. — 2724, в 1988 г. — 220659, в 1989 г. — 2185, в 1990 г. — 2 1 6560. За этот же период неуклонно падал и удельный вес созданных новых машин и оборудования, превышающих отечественный и мировой уровень: в 1988 г. он составлял 7 %, а в 1990 г. — только 4 %61.

52 Маслюков Ю. Д. (Председатель Госплана СССР) Председателю Совета Министров СССР Рыжкову Н. И. Выводы из работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР Анализ предложений депутатов и меры по их реализации. 5 июля 1989 г. // РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 33. Д. 741. Л. 24.

53 Там же. Л. 8-9, 12.

54 Терех К. З. (Министр торговли СССР) в Совет Министров СССР «О ходе выполнения задания 1989 года по товарам первой необходимости». 11 октября 1989 г. // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 288. Л. 131.

55 Саруханов С. Е. (зам. министра торговли СССР) в Совет Министров СССР «О мерах по повышению ранее принятых решений по обеспечению потребностей населения товарами массового спроса». 21 августа 1989 г. // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 288. Л. 47.

56 Там же.

57 Терех К. З. (Министр торговли СССР) в Совет Министров СССР «О ходе выполнения задания 1989 года по товарам первой необходимости». Л. 48.

58 Народное хозяйство СССР в 1985 г. М., 1986. С. 73.

59 Народное хозяйство СССР в 1988 г. М., 1989. С. 291.

60 Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 313.

61 Народное хозяйство СССР в 1988 г. С. 292; Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 314.

Предприятия пытались решать проблему повышения их технологического уровня за счет закупок импортного оборудования, на что тратились значительные средства. В 1988 г. подобного оборудования было закуплено на сумму 7,6 млрд руб., а в 1989 г. — уже на 8,3 млрд62, но немалая часть закупленного оборудования не внедрялась в производство, оно простаивало на заводских площадках и портилось. Ярким примером в этом отношении является строительство Благовещенского комплекса по производству полиэфирного волокна, начатое в 1985 г. Закупленное у японских фирм оборудование хранилось на строительной площадке. Однако технико-экономическое обоснование строительства было утверждено только в апреле 1990 г.63 Подобная практика, с точки зрения председателя Госстроя СССР В. М. Серова, стало возможной из-за отсутствия в стране контроля за расходованием валютных средств на закупку импортного оборудования64.

Политика реформирования экономики предусматривала создание новых форм хозяйствования, формирование негосударственных секторов в экономике. Январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС идеологически обосновал создание кооперативов, опираясь при этом на ленинскую идею о социализме как «строе цивилизованных кооператоров»65. При обосновании политики создания кооперативов исходили из того, что параллельно с государственным производством будет создано дополнительное, негосударственное, в которое будут инвестироваться средства частных лиц, общественных организаций, что приведет к росту товаров и услуг. Кооперативный сектор особенно быстро стал развиваться после принятия в мае 1988 г. закона «О кооперации в СССР»66. Число действующих кооперативов в стране в 1988 г. составило 77,5 тыс., а в 1990 г. — 254,4 (рост в 3,2 раза) с числом занятых соответственно 1396,5 млн и 6098,2 млн чел. (рост в 4,3 раза) 67.

В реальности же дополнительного государственному сектора экономики в лице кооперативов создать не удалось. Большинство из них создавались при государственных предприятиях. Они получали продукцию по фиксированным государственным ценам, обрабатывали ее и продавали (а часто просто перепродавали) — по рыночным68. По данным Л. И. Абалкина, 86 % кооперативов, существовавших в стране на 1 июля 1990 г., действовали на предприятиях69.

Новым явлением в советской экономике стало создание совместных предприятий с фирмами как социалистических, так и капиталистических стран. Решение об их создании было одобрено на самом высоком уровне — Политбюро ЦК КПСС 25 декабря 1986 г.70 Создание совместных предприятий вначале шло очень медленно. В 1987 г. их было только 23. Затем процесс ускорился, и в 1990 г. их было уже

62 Серов В. М. (Председатель Госстроя СССР) в Совет Министров СССР. «О мерах по сокращению запасов неустановленного импортного оборудования» 5 июня 1990 г. // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 1493. Л. 119.

63 Там же. Л. 115.

64 Там же. Л. 114.

65 Ленин В. И. О кооперации // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 45. М., 1970. С. 373.

66 Закон СССР «О кооперации в СССР». 26 мая 1988 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1988. № 22. Ст. 355.

67 Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 55.

68 Гайдар Е. Т. Гибель империи. С. 276.

69 Абалкин Л. И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М., 1991. С. 249.

70 Воротников В. И. А было это так. Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС. М., 1995. С. 118.

1274, а в 1991 г. — 1905, из которых 67,8 % было зарегистрировано в РСФСР71. По данным официальной статистики, из зарегистрированных предприятий только 35 % имело производственную деятельность или оказывало услуги72. Не все зарегистрированные предприятия успешно функционировали. Вместе с тем были и положительные примеры. В Ленинграде в 1987 г. возникло одно из первых совместных предприятий в СССР: оно было создано обувной фабрикой «Пролетарская победа» и немецкой обувной компанией Salamander. Предприятие было модернизировано немецким технологическим оборудованием и с 1988 г. производило мужскую и женскую кожаную обувь.

В период создания многоукладной экономики серьезные конкурентные преимущества показали арендные предприятия, которые получили развитие после принятия 7 апреля 1989 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях в СССР»73. В 1990 г. число арендных предприятий составило 6,2 тыс. с численностью занятых 3,6 млн чел.74 Они производили 5,2 % всей промышленной продукции страны (доля занятости — 4,7 %); 5,8 % продукции строительства (доля занятости — 5,6 %); 13,8 % предметов торговли и продуктов питания (доля занятости — 11,8 %)75. В аренду переходили достаточно крупные предприятия. В частности, в Ленинграде такими предприятиями стали завод «Баррикада» с численностью занятых на нем 3,3 тыс. чел. и завод «Равенство» с 3,9 тыс. работников76.

Аренда серьезно мотивировала работников к повышению эффективности производства. Так, в ленинградском объединении «Красный треугольник» до перехода в аренду завод восстанавливал 20-30 автопокрышек в день, а после — 300-400. Повысилась производительность труда, улучшилось качество продукции, заработная плата выросла в 1,6 раза и составила 360 руб. в месяц77.

Социологические исследования также показывали, что переход на аренду приводил или к сокращению на 25-30 % численности занятых при неизменном объеме работы, или к увеличению производства примерно на 30-35 % при той же числен-

ности78.

Позже других негосударственных форм собственности стала развиваться акционерная. Условия для возникновения акционерных предприятий были созданы только летом 1990 г., когда правительство СССР издало соответствующие постановления79. После этого началось преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого и закрытого типа. В конце 1990 г. в различных отраслях народного хозяйства насчитывалось уже 1200 акционерных предприя-

71 Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 65.

72 Там же. С. 52.

73 «Об аренде и арендных отношениях в СССР». Указ Президиума Верховного Совета СССР. 7 апреля 1989 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 15. С. 105.

74 Народное хозяйство в 1990 г. С. 53.

75 Там же.

76 Санкт-Петербург в зеркале статистики. СПб., 1993. С. 64.

77 Ткачев С. Аренда — хорошо // Ленинградский рабочий. 1991. 4 января. С. 6.

78 Рабочий класс в условиях перестройки. Опыт, проблемы. М., 1990. С. 138.

79 Постановление Совета Министров СССР «Об учреждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью»; «Положения о ценных бумагах». 19 июня 1990 г. // Свод Постановлений СССР. 1990. № 15. Ст. 82.

тий80. Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные не приводило к улучшению их деятельности. Особую заинтересованность в создании подобных предприятий проявила хозяйственная номенклатура, которая стала менять власть на собственность.

Третий этап экономической политики был связан с разработкой концепции перехода к рыночной экономике. Для разработки этой концепции 24 июля 1989 г. при Совете Министров СССР создается Государственная комиссия, которую возглавил директор Института экономики Л. И. Абалкин81. Незадолго до этого он был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР.

Правительственная концепция перехода к рыночной экономике, подготовленная Государственной комиссией, была рассмотрена 9 декабря на расширенном пленуме ЦК КПСС, где она была одобрена и рекомендована для рассмотрения на Съезде народных депутатов СССР82. 13 декабря 1989 г. председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков на II Съезде народных депутатов СССР изложил основные направления деятельности правительства по переходу к рыночной экономике. По мнению Л. И. Абалкина, концепция представляла из себя радикально-умеренный вариант перехода к рыночной экономике83.

По докладу Н. И. Рыжкова на съезде развернулась острая дискуссия. Депутаты, представлявшие межрегиональную депутатскую группу, Г. X. Попов, Н. И. Травкин и другие, не поддержали правительственную программу перехода к рынку84. На съезде позиция этих депутатов была отвергнута. Правительственная программа была поддержана, и по докладу Н. И. Рыжкова приняли постановление «О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана»85.

Одобренная на съезде концепция теперь стала основой деятельности правительства по переводу экономики на рыночные основания. Она была рассчитана на шесть лет (1990-1995 гг.), в дальнейшем подвергалась существенной корректировке и получила название «Программа Рыжкова — Абалкина».

Можно сделать вывод о том, что с декабря 1989 г. переход к рыночной экономике становится партийной и государственной политикой. Это позволяет говорить о начале нового, третьего этапа экономических реформ в годы перестройки.

Программа, принятая на съезде, носила пока еще общий характер, ее необходимо было дорабатывать и конкретизировать. Обновленный вариант концепции перехода к рыночной экономике был представлен 24 мая 1990 г. Н. И. Рыжковым на сессии Верховного Совета СССР. Этот вариант также вызвал острые дискуссии, но в целом был одобрен. Верховный Совет принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» и рекомендовал прави-

80 Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 52.

81 Постановление Совета Министров СССР от 24 июля 1989 г. «О государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе» // Свод Постановлений СССР. 1989. № 28. С. 108.

82 Постановление Пленума ЦК КПСС от 9 декабря 1989 г. // Известия. 1989. 10 декабря. С. 1.

83 Абалкин Л. И. Не использованный шанс. С. 72-74.

84 Известия. 1989. 15 декабря. С. 8; 16 декабря. С. 6.

85 Второй съезд народных депутатов СССР. 12-24 декабря 1989 г. Стенографический отчет: в 6 т. Т. 3. М., 1990. С. 217.

тельству подготовить к 1 сентября 1990 г. программу конкретных действий86. Данная концепция была принята в качестве общесоюзной программы. Это был умеренно-радикальный план перехода к рыночной экономике, рассчитанный на пять лет и отвергавший вариант шоковой терапии87.

Несмотря на то что с каждым месяцем положение в экономике медленно, но неуклонно ухудшалось, выход из ситуации видели только в переходе от плановой к регулируемой рыночной экономике. Многочисленные публикации в периодической печати, передачи по радио и телевидению, доказывавшие необходимость перехода к рыночной экономике, к лету 1990 г. изменили общественное мнение. Согласно социологическим исследованиям, 56 % взрослого населения поддерживало переход к рынку, что вдвое превышало число тех, кто делал ставку на усиление плановых начал в управлении народным хозяйством88. Вместе с тем среди сторонников рыночной экономики 2/3 считали, что переход к ней должен осуществляться постепенно, и лишь треть полагала, что делать это нужно как можно быстрее89.

Политика перехода к рыночной экономике формировалась в борьбе российского руководства с союзным центром. Оно отвергло «программу Рыжкова — Абалкина» и выдвинуло альтернативную радикальную концепцию для Российской Федерации, получившую название «500 дней». Она была подготовлена под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского. В ней предусматривались либерализация цен, массовая приватизация, закрытие нерентабельных предприятий90. Реализация этой программы могла бы привести в промышленных регионах СССР к появлению миллионов безработных. Программа исходила из понимания того, что союзные республики свободны и самостоятельны, именно поэтому их руководители проявляли к ней внимание91.

Наличие двух противоположных концепций перехода к рыночной экономике делало невозможным принятие решений для практической реализации концепции как союзного центра, так и Российской Федерации, ибо это привело бы к полной дезорганизации экономики. Такое понимание заставило Ельцина и Горбачева договориться о создании совместной рабочей группы для выработки единой компромиссной общесоюзной программы92. Совместная рабочая группа была создана. Однако добиться создания единой общесоюзной концепции не удалось, оба правительства продолжали работать над своими программами93.

11 сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР, продолжая линию противостояния с союзным руководством, одобрил программу «500 дней». В этой ситуации уже под руководством Горбачева был подготовлен «компромиссный вариант» перехода к рынку — «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехо-

86 Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 464.

87 Рыжков Н. И. О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике // Трудный поворот к рынку. М., 1990. С. 526-556.

88 Эксперт-отчет ВЦИОМ. Отношение населения к возможности ускоренного перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 2. Л. 225.

89 Там же.

90 Переход к рынку. Концепция и Программа. М., 1990. С. 16-26.

91 Горбачев М. С. Жизнь и реформы: в 2 кн. Кн. 1. М., 1995. С. 571-575.

92 Там же. С. 572.

93 Там же. С. 573.

да к рыночной экономике», который 19 октября 1990 г. Верховным Советом СССР был одобрен в качестве общесоюзной программы94. Российское руководство отвергло и эту программу. 31 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о начале реализации программы «500 дней» на территории Российской Федерации с 1 ноября этого же года.

Таким образом, из-за деструктивной политики российского руководства во главе с Б. Н. Ельциным не удалось разработать и принять единую общесоюзную программу перехода к рыночной экономике. Парадокс заключался в том, что ни союзная, ни российская программа перехода к рыночной экономике фактически не реализовывалась. В условиях нарастания социального и экономического кризиса главное внимание стало уделяться выработке антикризисных мер.

В январе 1991 г. было сформировано новое правительство — Кабинет министров СССР во главе с В. С. Павловым, который 23 апреля выдвинул программу антикризисных мер. Она предусматривала проведение реформы оптовых и розничных цен, сокращение числа промышленных министерств, переход к приватизации предприятий95. Однако экономический кризис в стране продолжал углубляться. Необратимым стало падение производства. В 1991 г. в промышленности оно уже составило 7,8 %, а в сельском хозяйстве — 7,0 %96. Тяжелейшее положение сложилось на потребительском рынке. Продовольственное положение в стране оказалось столь острым, что его стали обсуждать уже на Совете безопасности СССР. В частности, 30 марта 1991 г. рассматривали вопрос о снабжении населения хлебом. Было принято решение об увеличении импортных потребительских товаров, в особенности продовольствия и медикаментов97.

В сложившейся ситуации М. С. Горбачев обращается к зарубежным лидерам о реструктуризации внешнего долга СССР, предоставлении ему кредитов и материальной помощи. В послании лидерам государств «семерки» 11 июля 1991 г. он рассчитывает на «благоприятное отношение» к проблеме реструктуризации внешнего долга98. 30 июля 1991 г. на переговорах в Москве с американским президентом Дж. Бушем Горбачев просит его о предоставлении Советскому Союзу товаров, продовольствия, медикаментов99.

Закономерен вывод о том, что в годы перестройки экономическая политика подвергалась серьезным изменениям. При этом на всех трех ее этапах не удалось сформировать обоснованную и реалистическую политику. Реализация экономической политики на каждом этапе вела к ухудшению экономического положения в стране. С 1987 г. хозяйственная политика была направлена на создание элементов рыночной экономики, но ее реализация не открыла перспективу роста экономи-

94 Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике (одобрены Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г.) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 44. Ст. 906.

95 Выступление В. С. Павлова на заседании Верховного Совета СССР 23 апреля 1991 г. // Известия. 1991. 24 апреля.

96 Экономическая история СССР: Очерки / рук. авт. колл. Л. И. Абалкин. М., 2009. С. 62.

97 В Политбюро ЦК КПСС. С. 682-683.

98 Личное послание Президента СССР Горбачева М. С. главам государств — участникам встречи «семерки» в Лондоне // Архив Горбачев-Фонда. Ф. 2. Оп. 1. № карточки 8732. Л. 7.

99 Из беседы с Джорджем Бушем Москва, 30 июля 1991 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. М., 2010. С. 282.

ки и научно-технического прогресса, а запустила в действие кризисные механизмы. Экономическая политика, проводившаяся с конца 1989 г., была рассчитана на переход к рыночной экономике, однако разработать и принять единую общесоюзную программу перехода к регулируемой рыночной экономике оказалось невозможным из-за борьбы российского руководства с союзным центром. Это привело к дезорганизации управления экономикой и стало одним из решающих факторов распада СССР.

References

Barsenkov A. S. Vvedenie v sovremennuiu rossiiskuiu istoriiu. Moscow, Aspekt Press, 2002, 367 p. (In Russian)

Eliseeva N. V. Istoriia perestroiki v SSSR. 1985-1991 gg. Moscow, Izdatel'stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo

gumanitarnogo universiteta Press, 2017, 548 p. (In Russian) Hanin G. I. Ekonomicheskaia istoriia Rossii v noveishee vremia, vol. 2. Novosibirsk, Izdatel'stvo Novosibirsk-

ogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta Publ., 2010, 408 p. (In Russian) Kudrov V. M. Rossiia i mir: Ekonomika Rossii v mirovom kontekste. St. Petersburg, Aleteia Publ., 2010, 575 p. (In Russian)

Ostrovskii A. V. Glupost' ili izmena. Rassledovanie gibeli SSSR. Moscow, Krymskii most-9D Publ.; Forum

Publ., 2010, 864 p. (In Russian) Ozherel'ev O. I. Idealy i prestupleniia. Noveishaia istoriia Rossii: dialektika sobytii. Moscow, Khudozhestven-

naia literatura Publ., 2016, 352 p. (In Russian) Pihoia R. G. Radikal'nye ekonomicheskie reformy 1980-h gg. v SSSR. Ekonomicheskaia istoriia. Ezhegodnik,

vol. 2121. Moscow, Institut rossiiskoi istroii RAN Press, 2022, pp. 371-389. (In Russian) Polynov M. F., Tarasova E. A. Perekhod k rynochnoi ekonomike v SSSR v gody perestroiki: bor'ba za soz-

danie koncepcii. 1989-1991 gg. Noveishaia istoriia Rossi, 2017, no. 1 (18), pp. 113-127. (In Russian) Shubin A. V. Paradoksy perestroiki. Upushchennyi shans SSSR. Moscow, Veche Publ., 2005, 480 p. (In Russian)

Sidorov A. V. Narastanie krizisnykh iavlenii v ekonomike SSSR: otsenka rukovodstvom strany (osen' 1989 goda). Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2021, issue 87, pp. 48-60. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 27 апреля 2023 г.

Рекомендована к печати 10 января 2024 г.

Received: April 27, 2023 Accepted: January 10, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.