УДК 332.1
С.А. Кравцов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: sergeykravt003@gmail.com
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье исследуется ключевая роль экономической политики в стимулировании рыбохозяйственной отрасли. Обсуждается ориентированность на целеполагание, с акцентом на эффективное использование ресурсов налогоплательщиков. Также подчеркивается важность стремления к повышению качества жизни и благосостояния общества как определяющей цели любой экономической политики. Описываются практики некоторых стран, таких как Исландия, Чили и США, в управлении своими рыбохозяйственными отраслями. В завершение обсуждаются перспективы и возможные направления развития рыбоводства в условиях устойчивого использования ресурсов.
Ключевые слова: экономическая политика, государственное регулирование, целеполагание, благосостояние общества, качество жизни, инвестиционные квоты.
S.A. Kravtsov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: sergeykravt003@gmail.com
ECONOMIC POLICY: ESSENCE AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE FISHERIES COMPLEX
The article examines the key role of economic policy in stimulating the fisheries industry. Goal orientation is discussed, with an emphasis on the efficient use of taxpayer resources. It also emphasizes the importance of striving to improve the quality of life and well-being of society as the defining goal of any economic policy. The practices of some countries, such as Iceland, Chile and the United States, in managing their fisheries industries are described. Finally, prospects and possible directions for the development of fish farming in conditions of sustainable use of resources are discussed.
Key words: economic policy, government regulation, goal setting, welfare of society, quality of life, investment quotas.
Экономическая политика представляет комплекс мер и действий, направленных на регулирование экономических процессов в государстве, являясь также ключевым инструментом государственного управления макроэкономикой, реализуемая для достижения определенных целей и конкретных экономических эффектов.
Экономическая политика направлена на регулирование процессов, протекающих в экономике страны, и включает в себя контроль над ценами, кредитными и налоговыми ставками, инфляцией и другими экономическими показателями. Необходимо отметить, что экономическая политика может вызывать как положительные, так и отрицательные эффекты.
Если говорить про отрицательные эффекты, то они могут выражаться в следующих проявлениях:
1. Высокие налоги ограничивают развитие бизнеса и затрудняют инвестирование в экономику, что отражается на скорости экономического развития.
2. Увеличение дифференциации доходов между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что приводит к росту бедности и социальной напряженности.
3. Рост инфляции подрывает покупательную способность населения и снижает уровень и качество жизни.
4. Неэффективное, некомпетентное управление экономикой, несвоевременное принятие важных государственных управленческих решений приводит к возникновению кризисов и ре-цессий.
5. Коррупция в экономической политике подрывает доверие к правительству, бизнесу, что также затрудняет инвестирование в экономику и развитие в целом.
Одно из основных направлений экономической политики - это стимулирование экономического роста. С этой целью государство использует различные механизмы, такие как инвестиции в фундаментальные научные исследования, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержка малого и среднего бизнеса, протекционизм, стимулирование экспорта и другие меры.
Необходимо отметить, что экономическая политика является сложным процессом, с огромным количеством нюансов, которые требуют постоянного анализа и корректировки. В научных исследованиях многие ученые, как российские, так и западные, обращают внимание на необходимость обеспечения сбалансированности применения различных мер экономической политики.
Профессор Н.П. Молчанова в своей работе говорит о том, что «экономическая политика имеет определенное концептуальное построение, основанное на нескольких составных частях (элементах), которые априори должны согласовываться и дополнять друг друга при анализе положения в экономике, изучении целей, рассмотрении их соответствия интересам системы, а также при исследовании применимости инструментов государственного регулирования» [1].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основной принцип экономической политики заключается в формировании национальной стратегии долгосрочного развития на основе планирования и прогнозирования. Для прямой реализации данной политики механизмом выступает государственное управление, которое осуществляется путем использования различных методов государственного регулирования.
Доктор экономических наук, профессор В.А. Мау в своей статье отмечает, что «государственная программа стимулирования экономического роста должна быть четкой, концентрироваться на структурных преобразованиях и учитывать конкретные проблемы, присущие стране» [2].
В работе «Макроэкономика» профессор экономики Н. Грегори Мэнкью, преподаватель Гарвардского университета, подчеркнул важность связи макроэкономики с экономической политикой. Он отметил, что «макроэкономическое исследование необходимо не только для анализа экономических явлений, но и для совершенствования экономической политики. Использование методов кредитно-денежного и бюджетно-налогового регулирования государства может оказать сильное влияние на экономику в позитивном и негативном аспекте, а макроэкономисты могут помочь разработчикам экономической политики в оценке различных курсов действий» [3].
Для эффективного ведения экономической политики требуется системное мышление, которое учитывает множество аспектов, связанных с экономическим прогрессом и сложной структурой национальной экономики, включая разнообразие элементов, иерархическую структуру и природу подсистем.
Системное мышление базируется на принципах и нормах исследования явления как иерархически структурированной целостности и вносит важный вклад в экономическую политику.
Применение системного подхода в экономической политике дает возможность:
1. Разрабатывать глобальные стратегии экономического развития, учитывая взаимодействия между разными ее составляющими.
2. Определять факторы, способные вызвать негативные последствия при внедрении экономических решений, и принимать меры для обеспечения стабильного экономического роста.
3. Исследовать связи между экономическими индикаторами, такими как уровень инфляции, безработицы, доходы населения, уровень экономического роста, и принимать действия для их стабилизации.
Ключевой идеей экономической политики, основанной на целеполагании, является установление четких целей и задач для достижения оптимальных результатов с минимальным использованием ресурсов налогоплательщиков. Избранные цели и задания формируются, учитывая приоритеты государственного управления и его стремление к эффективному управлению экономическими процессами.
Тем не менее среди многочисленных целей современные ученые (Я. Тинберген, В. Ойкен, В.А. Пешехонов) сходятся во мнении, что главной задачей экономической политики должно быть повышение качества жизни и стремление к общественному благосостоянию.
А.С. Калманова в своей работе «Экономическая политика и социальное государство» говорит о том, что «основная цель экономической политики в социальной экономике заключается в заботе об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики» [4].
«Индивиды, - писал Дж. Бьюкенен, - согласятся подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» отвечают их интересам» [5].
В современных условиях экономическая политика становится все более сложной и многогранной. Это связано с тектоническими изменениями экономики, появлением новых технологий, изменением потребительских предпочтений и другими факторами. В связи с этим государства должны постоянно анализировать экономическую ситуацию и корректировать свою экономическую политику в соответствии с ускоряющимся изменением условий.
Один из российских экономистов, доктор экономических наук, профессор М.В. Ершов, в своей работе «Актуальные направления экономической политики» отмечает, что «долгосрочные задачи также требуют проведения более активной экономической политики с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и внешнеторговых инструментов». При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, ориентированного на решение важнейших стратегических задач [6].
Рыбохозяйственный комплекс имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке экономической политики государства. Рыбохозяйственная деятельность - один из важнейших видов экономической деятельности в России.
Рыбохозяйственный комплекс играет важную роль в экономике и обеспечении продовольственной безопасности населения во многих странах мира. Это отрасль, которая требует постоянного научно-технического развития и экономической поддержки со стороны государства.
В экономике страны роль рыбохозяйственного комплекса постоянно возрастает. В 2022 г. на программу по развитию рыбохозяйственного комплекса страны было направлено порядка 12 млрд руб. В 2023 г. на нее было предусмотрено 10,4 млрд руб. Также внимание уделяется отраслевой науке - были заложены два новых научно-исследовательских судна в России. Происходит субсидирование железнодорожных перевозок минтая с Дальнего Востока.
В рамках второго этапа инвестиционных квот планируется привлечь дополнительно 300 млрд руб. В результате инвестиционных вливаний заказчикам было передано 10 новых судов, а в эксплуатацию был введен 21 новый завод, что значительно увеличило производственные мощности отрасли. Дополнительные потребности рыбного комплекса России в финансировании на ближайшие три года оцениваются в 92 млрд руб. [7].
Во множестве прибрежных зон России, к примеру в Архангельской области, на Камчатке, Сахалине и Магадане, рыболовство выступает в качестве драйвера развития и играет ведущую роль в экономическом и социальном благосостоянии регионов. Большинство прибрежных поселений опираются на рыболовство как на главный, а порой и единственный, источник получения прибыли для местных жителей. От эффективности функционирования отрасли зависит не только уровень жизни населения в указанных регионах, но и привязка людей к прибрежным приграничным территориям, что актуально из-за неравномерного расселения населения по территории России.
Также отрасль играет одну из ключевых ролей в обеспечении продовольственной безопасности государства. Продукты отрасли содержат биологически активные компоненты, необходимые аминокислоты, макро- и микроэлементы, натуральные витамины и жиры. Уровень их потребления значительно влияет на состояние здоровья и продолжительность жизни населения. Медицинские стандарты рекомендуют потребление рыбопродуктов на уровне 23,7 кг в год, данный показатель пока достигается лишь в прибрежных областях, имеющих связь с местами добычи ВБР.
Специалисты в области рынка вместе с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН предсказывают, что потребность в морской рыбе и морепродуктах будет увеличи-
ваться в долгосрочной перспективе, до тех пор, пока не будет достигнут максимально допустимый уровень использования водных биоресурсов Мирового океана. Однако для сохранения этих запасов важно придерживаться определенных ограничений.
В мировой рыбообрабатывающей промышленности наиболее быстро развиваются сектора, связанные с производством промышленного аквакультурного хозяйства (рыбоводства), рыбной муки и жира, рыбных кормов и продукции из глубоко переработанного рыбьего жира. Это обусловлено возрастающим спросом на продукты с высоким содержанием белка.
В большинстве стран мира активно ведутся исследования и испытания с целью выявления наиболее действенных методик развития рыбной отрасли через рациональную экономическую политику. Например, в Исландии функционирует государственная экономическая программа по стимулированию рыболовства, охватывающая вопросы создания новых рабочих мест и управление рыбной промышленностью. Также здесь уделяется внимание упрощению процедуры рассмотрения лицензий и сокращению ограничений в области добычи.
В Чили государство использует экономические стратегии для создания конкурентной среды, благодаря которой рыболовные компании могут развиваться и усиливать производство и продажу рыбной продукции на международном уровне. В США экономическая политика фокусируется на создании эффективных механизмов управления рыбным сектором и проведении контроля за рыболовством, что способствует сохранению морских ресурсов и гарантирует устойчивость их добычи.
Один из наиболее важных элементов экономической политики в отрасли - это регулирование рынка, которое проводится через систему квот на добычу рыбы, которая помогает контролировать и поддерживать устойчивость рыбных ресурсов. По поручению Президиума государственного совета по развитию рыбохозяйственной отрасли Минсельхоз России и Федеральное агентство по рыболовству в период с 2015 по 2017 гг. работали над изменением отраслевого законодательства, включая механизм квотирования добычи водных биологических ресурсов для их целевого использования на инвестиционные цели отрасли. Несмотря на критику, принятые решения оказались эффективными и достигли ожидаемых результатов за короткий промежуток времени.
В настоящее время эта работа продолжается. Постановление №1286 от 07.08.2023 г., утвержденное Правительством Российской Федерации, определяет процедуру подачи заявок на предоставление частей добычи водных биологических ресурсов для инвестиционных целей, выбора инвестиционных проектов и распределение квот.
Вместе с тем для реализации второго этапа распределения инвестиционных квот данное постановление включает в себя новые категории инвестиционных объектов с установленными пропорциями квот, которые фиксируются при их строительстве. К ним относятся суда средней тоннажности длиной от 50 м для добычи минтая и сельди в тех же зонах, что и для судов большой тоннажности (объект типа В-2); транспортный рефрижератор (объект типа ТР); рыбоперерабатывающие комплексы, включающие в себя завод для переработки минтая и других типов рыб большой мощности и два среднетоннажных рыболовецких судна длиной не менее 35 м для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (объект типа КМ).
Также внесены коррективы в пропорции квот, предоставляемых при строительстве малотоннажных промысловых судов и заводов различной мощности для переработки минтая и других видов рыб.
Важным аспектом экономической политики в развитии рыбохозяйственного комплекса России является поддержка дальневосточного рыболовства. Как известно, Дальний Восток является одним из ключевых регионов в производстве рыбной продукции в России. В Дальневосточном федеральном округе добывается более 70% российских ВБР.
Правительство страны уделяет особое внимание поддержке дальневосточных регионов, развитию рыболовных баз и судостроения. Председатель правительства М. Мишустин утвердил «Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.» [8], в описательной части которой среди конкурентных преимуществ региона были указаны значительные запасы водных биоресурсов, составляющие 33% от мировых запасов, а также развитие крупных промышленных центров судостроения. Кроме того, был отмечен запуск механизма инвестквот, который стал важным элементом государственной политики формирования конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса.
По поручению главы Российской Федерации был разработан и успешно осуществлен эффективный механизм предоставления квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции. Благодаря этому важному механизму нефинансовой государственной поддержки, были заключены выгодные соглашения на строительство 64 рыбопромысловых судов, 41 судна-краболова и 27 рыбоперерабатывающих заводов. Общий объем инвестиций в эти высокотехнологические объекты превысил отметку в 293 млрд руб., из которых около 205 млрд были потрачены на строительство судов рыбопромыслового флота, 26,4 млрд на строительство современных заводов, а 62 млрд руб. на строительство уникальных судов-краболовов.
В настоящее время уже в эксплуатации находятся семь рыбопромысловых судов, четыре судна-краболова и 25 рыбоперерабатывающих заводов, вложения в которые показали свою эффективность. За период использования этих объектов поступило в бюджет Российской Федерации более чем 145 млрд руб.
Таким образом, экономическая политика России в развитии рыбохозяйственного комплекса находится на достаточно высоком уровне. Соответствующие правительственные программы и меры, предпринимаемые для стимулирования этой отрасли, позволяют обеспечивать ее стабильность и эффективность. Россия в свою очередь является одним из крупнейших производителей рыбной продукции в мире и продолжает улучшать свои позиции на глобальном рынке рыбной продукции. Несмотря на проблемы отрасли и трудности, связанные с санкционной политикой недружественных стран, отечественные биоресурсы остаются очень востребованными как на внутреннем рынке, так и за рубежом, в странах-импортерах.
Литература
1. Молчанова Н.П. Концепция построения финансовой политики в трудах отечественных исследователей и ее практическая реализация [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-postroeniya-finansovoy-politiki-v-trudah-otechestvennyh-issledovateley-i-ee-prakticheskaya-realizatsiya (дата обращения: 11.02.2024).
2. Мае В.А. Возможности и предпосылки обеспечения устойчивого экономического роста России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12, № 3. - С. 14-18.
3. Менкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 736 с.
4. Калманова А.С. Цели экономической политики государства // Проблемы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - C. 19-22.
5. Бьюкенен Дж. М. Сочинения. Сер.: Нобелевские лауреаты по экономике. - М., 1997. -Т.1.- С. 525-546.
6. Ершов М. Актуальные направления экономической политики [Электронный ресурс] // Вопросы экономики. - 2003. - № 12. - С. 23-38. - URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-12-23-38. (дата обращения: 11.02.2024).
7. Россия делает ставку на инвестиции и технологический суверенитет [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по рыболовству. - URL: https://fish.gov.ru/news/2022/09/22/mrf-2022-rossiya-delaet-stavku-na-investiczii-i-tehnologicheskij-suverenitet/ (дата обращения: 11.02.2024).
8. Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2464-р от 24 сент. 2020 г. (ред. от 29.11.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363186/ (дата обращения: 11.02.2024).