Научная статья на тему 'РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыбохозяйственной комплекс / рыбная отрасль / министерство рыбного хозяйства Камчатского края / государственная поддержка / инвестиционные квоты / fishery complex / fishing industry / Fishery Ministry of Kamchatsky Krai / state support / invest-ment quotas

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е.О. Сучкова, И.В. Фрумак

В статье описана структура рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, рассмотрена работа отраслевого органа власти в осуществлении политики рыбохозяйственного комплекса, отражены основ-ные проблемы развития рыбного хозяйства, меры поддержки и роль участия государства в решении этих проблем, а также пути решения и перспективы развития градообразующей отрасли региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF REGIONAL FISHERY MINISTRY IN SOLVING FISHERIES COMPLEX PROBLEMS OF KAMCHATSKY KRAI

The structure of fishery complex in Kamchatsky Krai was described in the article. The work of the sectoral authorities in implementing the fishery complex policy was considered. The main problems of fishery develop-ment, support measures and the role of government in solving these problems and also solutions and prospects of regional city-forming industry development were enumerated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

УДК 338.43:639.2/.3(571.66)

Е.О. Сучкова, И.В. Фрумак

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: fringekatya9996@gmail.com e-mail: frumak@mail.ru

РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В статье описана структура рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, рассмотрена работа отраслевого органа власти в осуществлении политики рыбохозяйственного комплекса, отражены основные проблемы развития рыбного хозяйства, меры поддержки и роль участия государства в решении этих проблем, а также пути решения и перспективы развития градообразующей отрасли региона.

Ключевые слова: рыбохозяйственной комплекс, рыбная отрасль, министерство рыбного хозяйства Камчатского края, государственная поддержка, инвестиционные квоты.

E.O. Suchkova, I.V. Frumak

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: fringekatya9996@gmail.com e-mail: frumak@mail.ru

ROLE OF REGIONAL FISHERY MINISTRY IN SOLVING FISHERIES COMPLEX PROBLEMS OF KAMCHATSKY KRAI

The structure of fishery complex in Kamchatsky Krai was described in the article. The work of the sectoral authorities in implementing the fishery complex policy was considered. The main problems of fishery development, support measures and the role of government in solving these problems and also solutions and prospects of regional city-forming industry development were enumerated.

Key words: fishery complex, fishing industry, Fishery Ministry of Kamchatsky Krai, state support, investment quotas.

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом. Удельный вес вылова в водах Дальнего Востока в 2019 г. составил 45%, в России в целом - более 31% [1]. Региональный рыбохозяйственный комплекс очень многообразен, включает в себя три основных элемента: добычу, переработку, воспроизводство биоресурсов (выращивание рыбы, аквакультура и марикультура). Также без внимания не обходятся и другие элементы рыбохозяйственного комплекса (РХК), а именно: портовое хозяйство, флот (рыбный и транспортный), организация морской связи, государственное регулирование РХК, рыбоохрана, техническое обслуживание (изготовление и ремонт орудий лова), НИОКР. Камчатскими рыбопромышленниками в 2019 г. было добыто 1 554 тыс. тонн рыбных ресурсов, из которых 654 тыс. тонн - минтай, находящийся первым в списке вылова, чего в последние годы не наблюдалось (не превышало 600 тыс. тонн). Второе место занимают тихоокеанские лососи. Близко к отметке в 380 тыс. тонн было добыто предприятиями региона в период лососевой путины, что также является рекордным результатом в истории промысла Камчатского края после 2018 г. Основная часть добытых ресурсов (66,7%) переработана береговыми производствами: на западном побережье - 106 тыс. тонн (93%), на восточном - 142 тыс. тонн (55%) [5]. Динамика вылова водных биологических ресурсов с 2014 по 2019 г., в том числе лососевых, представлена на рисунке.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

□ Вылов водных биологических ресурсов всего, тыс. т.

□ В том числе тихоокеанские лососи, тыс. т.

□ В том числе морская рыба, беспозвоночные, тыс. т.

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Динамика вылова водных биологических ресурсов с 2014 по 2019 г.

По данным УФНС России по Камчатскому краю, в консолидированный бюджет Российской Федерации рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями Камчатского края в 2019 г. перечислено 12,7 млрд руб. налоговых и иных обязательных платежей (или 167% к уровню 2018 г.) [6]. Это без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды.

Министерство рыбного хозяйства Камчатского края (далее - министерство) как орган управления является отраслевым, его работа, прежде всего, направлена на создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса. Министерство осуществляет следующие три группы функций:

- распределяет квоты добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, для организации любительского и спортивного рыболовства в Камчатском крае, а также для осуществления промышленного рыболовства при согласовании с Федеральным агентством по рыболовству;

- определяет границы рыболовных участков, готовит их перечень (по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству);

- готовит и заключает договоры пользования водными биоресурсами, организует и проводит конкурсы на право их заключения [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что министерство определяет политику региона в области развития рыбохозяйственного комплекса, но под контролем и надзором федерального уровня власти.

Рыбохозяйственный комплекс являлся базовой отраслью экономики Камчатского края. Одним из факторов, препятствующих развитию рыбохозяйственной отрасли в регионе, является низкий уровень ее инвестпривлекательности, характеризующейся дорогими тарифами на электро- и теплоэнергию, нехваткой инвестиционных ресурсов, моральным и физическим износом основных фондов в отрасли. Также одной из причин, которая не дает наращивать объемы производства в рыбохозяйственном комплексе является низкая степень переработки водных биоресурсов и нерациональное соотношение объемов переработки на береговых предприятиях и в море.

Власти Камчатского края прилагают достаточное количество усилий в решении проблем рыбохозяйственного комплекса региона. Для повышения инвестиционной привлекательности региона власти Камчатского края разработали законодательные нормы на региональном уровне. Это государственная поддержка по двум видам: финансовая (субсидии, гранты, льготные кредиты, налоговые льготы) и нефинансовая (консультации предприятий, в том числе МСП; обучение (повышение квалификации) руководителей, сотрудников; участие в выставках, ярмарках).

На федеральном уровне государственная поддержка осуществляется в случае, если предприятие расположено на территориях с особо правовым режимом ведения предпринимательской деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка»» создана ТОР «Камчатка» (ТОР). Для резидентов ТОР существуют льготы и преференции, а именно 7,6% составляет общий размер страховых взносов на 10 лет; 5% - налог на прибыль в течение первых 5 лет; 12% - налог на прибыль в последующие 5 лет; 0% - налог на имущество в течение первых 5 лет; 2,2% - налог на имущество в последующие 5 лет; 10 дней -ускоренная процедура возмещения НДС и бесплатное предоставление земельного участка. Основной целью реализации проекта (ТОР) является ускоренное развитие Камчатского края путем использования транзитно-логистического, рекреационного и промышленного потенциалов [4].

Еще одним видом поддержки рыбопромышленных предприятий Камчатского края на федеральном уровне является Свободный порт Владивосток (СПВ) - это портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования [4]. Преференции и налоговые льготы у резидентов СПВ такие же, как и у резидентов ТОР. Резидентом ТОР и СПВ одновременно компания быть не может.

Среди предприятий рыбохозяйственного комплекса механизмы ТОР И СПВ являются очень востребованными. В Камчатском крае статус резидентов ТОР получили 14 рыбопромышленных предприятий с инвестиционными проектами, сумма которых составила более 8 млрд руб., успешно реализуют их в области строительства и модернизации береговых перерабатывающих производств. Еще один резидент реализует смежный проект по организации логистики, транспортной доставки готовой рыбной продукции (свежемороженая рыба) с Камчатки в порты Дальнего Востока.

Значимый инвестиционный проект для Камчатского края стоимостью более 3 млрд руб. осуществляют два предприятия, которые являются резидентами СПВ. Эта инвестиционная программа включает в себя создание в Петропавловске-Камчатском порта-хаба (логистического центра) по комплексному техническому обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов. Этот проект осуществляется при содействии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и Правительства Камчатского края.

Причиной заинтересованности предприятий в развитии своих производств являются созданные в крае благоприятные условия ведения бизнеса в рыбохозяйственной сфере, об этом свидетельствуют значительно возросшие размеры внебюджетных инвестиций. Таких мер поддержки рыбохозяйственных предприятий нет ни в одном другом дальневосточном субъекте. В 2019 г. объем инвестиций в основной капитал рыбохозяйственных организаций составил 6,5 млрд руб.

Для решения проблемы, связанной с обновлением производственных мощностей рыбопромышленных предприятий, существует федеральный инструмент - механизм инвестиционных квот.

По данным Росрыболовства, камчатские предприниматели приняли самое активное участие в «инвестиционных кампаниях», в рамках которых были подписаны соглашения по строительству:

- 8 рыбоперерабатывающих заводов;

- 3 инновационных рыболовных среднетоннажных сейнеров-траулеров, которые не имеют аналогов в России;

- 4 крупных траулеров-процессоров.

10 российских предприятий, 5 из которых - камчатские, получили право осваивать доли квот для инвестиционных целей, закрепленные за государством в 2019 г. К ним относятся: крупные заводы ООО «Витязь-авто» и ООО «Камчаттралфлот», а также два относительно малых завода ООО «Укинский лиман» и ООО «Заря».

Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина - первая и пока единственная компания в стране, которая успешно предъявила комиссии судно «Ленинец», построенное на ПСЗ «Янтарь» в г. Калининграде по программе «инвестиционных квот». Еще одно судно - «Командор», по которому осуществляется регистрация прав собственности. Квоты на судно предприятие сможет получить в следующем году.

В 2019 г. впервые были приняты национальные и федеральные проекты, направленные на достижение национальных целей и задач, обозначенных Президентом в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Министерство рыбного хозяйства Камчатского края в 2018 г. вступило в нацпроект - развитие экспорта. В этом направлении министерство совместно с другими федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти осуществляют мероприятия проекта «Экспорт продукции АПК», в процессе которого надлежит увеличить, в том числе за счет повышения глубины переработки, экспорт рыбной продукции к 2024 г. до 1 234 млн долларов [2].

Много внимания было уделено вопросу переработки рыбных отходов. Значимым направлением является усовершенствование береговых перерабатывающих производств путем внедрения современных (инновационных) технологий комплексной переработки рыбной продукции. В целях выработки мер по разрешению ситуации, складывающейся с несанкционированными свалками рыбных отходов, с утилизацией и переработкой рыбных отходов, по поручению губернатора, под председательством заместителя председателя правительства - министра специальных программ и по делам казачества С.И. Хабарова - создана соответствующая рабочая группа. Кроме того, министерством были внесены изменения в государственную программу Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края» в отношении создания условий для комплексной переработки рыбных отходов, внедрению инновационных технологий переработки рыбной продукции, исключающих образование непереработанных рыбных отходов.

Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края - это система, которая подразумевает под собой развитие составляющих ее элементов, таких как:

- прибрежное рыболовство;

- создание мощного рыбопромышленного комплекса по принципу замкнутого цикла, который полностью обеспечивает добычу, хранение, переработку и реализацию продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью;

- береговая инфраструктура глубокой переработки рыбы, рыбоводства и аквакультуры;

- формирование внутреннего рынка рыбной продукции;

- техническое перевооружение рыбопромыслового флота [3].

Для этого Камчатскому краю необходимо создать рыбохозяйственный кластер, в рамках которого все вышеперечисленные перспективы легче реализовать. Фактически, в Камчатском крае рыбохозяйственный кластер уже сформирован, но требуется его регистрация. Формально ему необходимо юридическое оформление, например в форме АНО.

Основной задачей в рамках создания рыбохозяйственного кластера в Камчатском крае является разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для его развития.

Цель создания рыбохозяйственного кластера состоит в том, чтобы объединить усилия предприятий, индивидуальных предпринимателей, научных и общественных организаций, частных лиц при взаимодействии с органами государственной власти для реализации поставленных задач в регионе [7]. Главными составляющими структуры рыбохозяйственного кластера выступают финансовые организации, учреждения, осуществляющие подготовку специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики. Кроме того, участниками кластера являются государственные органы управления (в первую очередь министерство рыбного хозяйства Камчатского края), организации, владеющие интеллектуальной собственностью, образовательные и консалтинговые структуры.

В рыбохозяйственном кластере главной задачей является вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, а именно увеличение объемов выращивания, вылова, переработки и реализации водных биоресурсов в Камчатском крае.

В Камчатском крае рыбохозяйственный комплекс располагает современной научно-технической базой, так как в его составе функционируют научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, такие как ФГБНУ «КамчатНИРО», «Гипрорыбфлот», ООО Технологический центр «Интехкам» и Экспериментальный инженерно-технический центр.

В рыбохозяйственный кластер войдут важные проекты для дальнейшего развития кластера, например в области развития аквакультуры:

- проект строительства 14 частных лососевых рыбоводных заводов (в целях пастбищного рыбоводства);

- проект строительства 5 федеральных рыбоводных заводов (искусственное воспроизводство), а также ряд проектов по развитию марикультуры.

Конечно же, без внимания не останутся уже имеющиеся проекты, а именно:

- строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, в том числе лососевых рыбоводных заводов за счет средств частных инвесторов (пастбищное рыбоводство);

- реконструкция и строительство федеральных лососевых рыбоводных заводов (искусственное воспроизводство);

- строительство плавучего комплекса для воспроизводства и передержки камчатского краба бассейновым способом;

- создание хозяйства марикультуры «Бухта Вилючинская».

С экономической точки зрения, деятельность, связанная с добычей, переработкой и реализацией водных биоресурсов, заключается в удовлетворении потребителей (в том числе промышленных) широким ассортиментом рыбной продукции, а также в вовлечении в оборот неосвоенных ресурсов и территорий, следовательно, увеличении выпуска товарной рыбопродукции и пополнении местных бюджетов прибрежных районов. Социальная роль прибрежного рыболовства заключается в обеспечении занятости трудоспособного населения и создании новых рабочих мест [3].

Помимо тех работ, которые ведутся министерством рыбного хозяйства Камчатского края, целесообразно для улучшения развития рыбохозяйственного комплекса региона обратить внимание на следующие виды детельности:

- продолжать работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию рыбного хозяйства Камчатского края;

- уделять внимание развитию аквакультуры и марикультуры в регионе;

- развивать меры государственной поддержки в реализации значимых для отрасли масштабных инвестиционных проектов;

- обеспечивать взаимодействие и диалог между представителями рыбохозяйственного бизнеса и органами власти;

- поддерживать инвестиционную активность, направленную на решение транспортно-логистических проблем рыбного хозяйства Камчатского края;

- запустить работу по созданию рыбохозяйственного кластера в Камчатском крае;

- продолжать участие в работе по совершенствованию нормативно-правового регулирования правоотношений в рыбном хозяйстве Камчатского края.

Литература

1. Официальный сайт Правительства Камчатского края. - URL: https://www.kamgov.ru

2. Официальный сайт Министерства рыбного хозяйства Камчатского края. - URL: https://www.kamgov.ru/minfish/

3. Постановление Правительства Камчатского края от 09.01.2018 № 1-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года».

4. Официальный сайт Инвестиционного портала Камчатского края. - URL: http : //investkamchatka.ru/

5. Демиденко О. Итоги дальневосточной лососевой путины: уловы рекордные, рыбы нет // ИА REGNUM [Электронный ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/economy/2481943.html (дата обращения: 08.04.2020).

6. Социально-экономическое положение Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: http://kambusiness.ru/o-kamchatke/kamchatka_vsz/19100-socialno-yekonomicheskoe-polozhenie-kam-chatskogo-kraya.html (дата обращения: 06.04.2020).

7. Корчагина Н.А. Концептуальные основы реализации кластерной политики на территории российских регионов // Научные ведомости, 2015. - № 15 (70). - С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.