Научная статья на тему 'Экономическая политика региона: определение приоритетов'

Экономическая политика региона: определение приоритетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛИМАТ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корякина Наталья Владимировна

Необходимость экономической политики определяется потребностями местного сообщества в улучшении хозяйственного климата региона. Устойчивое поступательное развитие Московской области зависит от качественных изменений в экономических и социальных процессах с учетом требований экономической целесообразности. Без устойчиво развитой экономики совершенствование социальной политики региона, развитие социального партнерства и социальные преобразования невозможны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economic policy: prioritizing

The necessity of economic policy is determined by the needs of local community to enhance the economic climate of the region. A sustainable progressive development of the Moscow Region depends on qualitative changes in economic and social processes taking into account the requirements of economic feasibility. The improvement of a regional social policy, social partnership development and social transformations are impossible to be realized without a steadily advanced economy.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика региона: определение приоритетов»

Н.В. Корякина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ

Необходимость экономической политики определяется потребностями местного сообщества в улучшении хозяйственного климата региона. Устойчивое поступательное развитие Московской области зависит от качественных изменений в экономических и социальных процессах с учетом требований экономической целесообразности. Без устойчиво развитой экономики совершенствование социальной политики региона, развитие социального партнерства и социальные преобразования невозможны.

Ключевые слова: экономический фактор, экономические решения, хозяйственный климат, хозяйственная инфраструктура, экономический рост, стратегия социально-экономического развития.

Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к росту роли регионов во всех сферах экономической жизни. Определяющим в стратегии развития региона всегда был и остается экономический фактор.

В настоящее время регионы стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строительстве своих экономических взаимоотношений с федеральным центром, другими регионами, муниципальными образованиями, развитии и наращивании своего экономического потенциала.

Основной целью управления регионом является обеспечение его устойчивого экономического развития и повышение на этой базе качества и уровня жизни населения. В соответствии с поставленной целью формируется экономическая политика региона.

Эффективность экономики региона и каждого предприятия, в свою очередь, зависит как от самоорганизации региона и предприятия, так и от внешних условий. Необходимость экономической политики определяется потребностями местного сообщества и

субъектов хозяйствования в улучшении хозяйственного климата и хозяйственной инфраструктуры данного региона.

Основными составляющими хозяйственного климата являются: хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил, качество среды жизнедеятельности. Хозяйственная инфраструктура представлена транспортом, связью, земельными участками, производственными помещениями и т. п. Важнейшими элементами экономической политики региона выступают: налогообложение; регулирование естественных монополий (установление уровня тарифов и иных платежей); контроль за уровнем административных барьеров и трансакционных издержек; меры содействия предпринимательству, включая информирование и обучение предпринимателей и менеджеров, развитие деловой инфраструктуры; поддержка отдельных отраслей и др.1.

Формы вхождения регионов в рыночные отношения выступают в качестве отдельных институционализированных инструментов содействия развитию экономики, которые представлены двумя группами:

- мерами по развитию инфраструктуры и общих условий среды производства и жизнедеятельности;

- набором стимулов (финансовых и нефинансовых) для поощрения определенных действий отдельных хозяйственных субъектов.

Особое значение в развитии экономической политики региона приобретают те направления, реализация которых предполагает тесное взаимодействие с бизнесом. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Московской области, по макроэкономическим показателям область сохранила высокие темпы экономического роста и занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ (см. табл.).

Экономический рост - феномен очень сложный, он является результирующим показателем по отношению ко многим экономическим, политическим и, главным образом, социальным факторам2.

В целом по области общеэкономический оборот в 2007 г. составил свыше 3 трлн 670 млрд руб., что на 47% выше по отношению к 2006 г. Валовой региональный продукт (ВРП) достиг 1 трлн руб. с ростом 112,9% к 2006 г. По мнению Правительства Московской области, в 2008 г. этот показатель в 2 раза превысит уровень 2002 г. и область на 2 года раньше установленного срока обеспечит свой вклад в удвоение ВВП страны.

Таблица

Основные показатели социально-экономического развития Московской области за 2005-2007 гг.3

Показатели Прирост, %

2005 2006 2007

ВРП 12,0 12,7 12,9

Промышленное производство 29,6 18,0 13,4

Оборот розничной торговли 29,8 26,2 24,9

Инвестиции в основной капитал, % 7,5 10,5 30,0

Инфляция (ИПЦ*), % 11,3 8,3 13,3

* ИПЦ - индекс потребительских цен.

По итогам 2007 г. индекс промышленного производства составил 113,4%, объем отгруженной продукции превысил 900 млрд руб., причем в обрабатывающей промышленности этот показатель вырос почти на треть. По данному показателю промышленность Подмосковья стабильно занимает второе место в Центральном федеральном округе.

Анализ развития Московской области позволяет отметить высокий уровень развития промышленности и инфраструктуры. В регионе преобладают две отрасли: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Вместе с тем практика показала, что основным рынком сбыта продукции этих отраслей является внутренний рынок Москвы и Московской области. В связи с этим специализация региона на двух видах промышленности делает его экономику подверженной риску масштабного экономического спада, связанного со стагнацией хотя бы в одной отрасли. Подобный спад возможен и в случае резкого снижения спроса на продукцию данных отраслей4.

Важнейшей отраслью, отражающей фактический уровень социального и экономического развития региона, является розничная торговля. За 2004-2007 гг. темпы роста розничного товарооборота не опускались ниже 20%. В 2007 г. по отношению к 2006 г. товарооборот вырос на 24,9% и достиг 660,7 млрд руб. Наряду с розничной торговлей активизируется работа по наращиванию платных услуг населению.

Особого внимания заслуживает строительный комплекс, который повысил рейтинг Московской области среди других субъектов РФ. Показатели области по вводу жилья достаточно высокие - более 7 млн кв. м. Собственными силами строительных организаций

в 2007 г. выполнено работ на сумму свыше 220 млрд руб., или 116,1% к уровню 2006 г.

Особым индикатором роста экономической активности в регионе является состояние транспортной системы. В 2007 г. грузооборот грузовых автомобилей крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности увеличился более чем на 19%.

Московская область остается крупнейшим в России поставщиком сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Объем отгруженной сельскохозяйственной продукции возрос на 28%, темпы роста производства мяса и яиц превысили общероссийские показатели. Для дальнейшей реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли региона необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал. Перспективными являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями продукции.

Стабильным развитием характеризуется экономика предприятий малого бизнеса. Их количество с каждым годом увеличивается. В 2007 г. количество малых предприятий выросло на 5,2%. Уровень заработной платы увеличился на 84% и составил 14,5 тыс. руб. Средняя численность работающих в малых предприятиях за анализируемый период выросла более чем на 75 тыс. человек. Оборот малых предприятий вырос в 1,5 раза, а его доля в общем объеме достигла более 33%. Вместе с тем в сфере развития малого предпринимательства остаются нерешенными следующие проблемы:

- не созданы отраслевые объединения;

- отсутствует система кооперации с крупными предприятиями;

- слабо развивается система кредитных кооперативов;

- слабо решаются вопросы заполнения предприятиями малого бизнеса секторов экономики, главным образом, новой экономики, имеющей стратегическое значение для региона в целом.

По предварительным итогам 2007 г. уровень инфляции в области составил 13,3%, что ниже среднего значения по России. Региону удалось сдержать рост цен минимальной потребительской корзины и коммунальных услуг.

По мнению губернатора Московской области Б.В. Громова, Министерствам экономики, потребительского рынка и услуг, жилищно-коммунального хозяйства, Топливно-энергетическому комитету, главам муниципальных образований необходимо закрепить достигнутые результаты, нормативно оформить методы регулирования динамики цен на жизненно необходимые товары и услуги.

Фактором оценки общего состояния экономики области служат финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, расположенных на ее территории. В 2007 г. сальдирован-

ный финансовый результат крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности превысил 106 млрд руб.

Положительные результаты финансовой деятельности предприятий и организаций области позволили решить ряд следующих задач.

Во-первых, по итогам 2007 г. в Московской области объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования превысил 400 млрд руб. и вырос по отношению к 2006 г. более чем на 30%. При этом в основной капитал по крупным и средним организациям промышленности вложено 85 млрд руб., или 147% к уровню 2006 г. Основные вложения осуществляются в производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Тем самым создаются предпосылки для дальнейшего развития промышленности и обеспечения ее энергоносителями5.

Успех области в развитии инвестиционной деятельности определяется последовательной и системной отработкой инвестиционных программ, как Правительством, так и главами муниципальных образований.

Во-вторых, темпы роста консолидированного бюджета области составили более 139%, доходная часть бюджета в 2007 г. при плановых 242 млрд руб. составила свыше 260 млрд руб.

В-третьих, средняя заработная плата по области превысила 21 тыс. руб. в месяц, что на 24% больше по отношению к 2006 г. При этом с ростом заработной платы в реальном секторе экономики опережающими темпами росла заработная плата в бюджетных отраслях.

Исследования показали, что в 2007 г. ежемесячные среднедушевые доходы населения в Московской области превысили среднероссийские значения, а индекс потребительских цен был ниже российских показателей. Дополнительные ресурсы позволили Правительству области, муниципальным образованиям в полном объеме выполнить свои обязательства по оказанию бюджетных услуг. Однако наличие задолженности по заработной плате, особенно в промышленности и научной сфере, продолжает сдерживать внутренний спрос.

Московской области присвоен очередной международный долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «В В+» - прогноз стабильный. Доказательством того является ежегодный рост иностранных инвестиций. В 2007 г. в область привлечено 5,2 млрд долл. США, что на 8,3% выше по отношению к 2006 г.

Устойчивое поступательное развитие Московской области зависит от качественных изменений в экономических и социальных процессах, структурных преобразованиях, которые основаны на учете требований экономической целесообразности, а также общественных и социальных потребностей.

Приоритетные направления экономической политики Московской области, цели и задачи развития региона на перспективу определены в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года и нашли свое отражение в Среднесрочной программе до 2010 года. Основные задачи на долгосрочную и ближайшую перспективу выражены в Стратегии через систему целевых показателей, имеющих конкретные количественные значения, выход на которые позволит:

1) обеспечить устойчивое экономическое развитие области в целом, смягчить, а на отдельных направлениях ликвидировать возникающие диспропорции;

2) снизить дифференциацию муниципальных образований по уровню экономического и социального развития;

3) создать на этой основе условия для повышения уровня и качества жизни населения Московской области.

Наличие программ социально-экономического развития должно стать основанием для включения мероприятий и объектов в областные и федеральные программы. Ведомственные программы должны обеспечивать комплексный подход к реализации возложенных на органы государственной власти полномочий, повышение эффективности бюджетного финансирования, ориентированного на конкретные результаты деятельности ведомств.

Эффективное выполнение экономических программ, в том числе инновационных, невозможно без наличия высококвалифицированных рабочих кадров. В связи с этим особого внимания заслуживают государственные программы по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Совершенствование социальной политики региона, развитие социального партнерства, социальные преобразования, достижение единых стандартов в обеспечении населения социальными услугами невозможно без устойчиво развитой экономики региона.

В целях создания сбалансированной социально-экономической системы в рамках реализации экономической политики региона необходимо:

- сохранить тенденции стабильного роста валового регионального продукта. Основой этого должен стать опережающий рост высокотехнологических секторов экономики и сферы услуг;

- повысить показатели промышленного производства. При этом необходимо значительно увеличить долю производства экспортной продукции для сокращения дисбаланса внешнеторгового оборота области;

- обеспечить дальнейший рост инвестиций в основной капитал. При этом целесообразно больше привлекать инвестиции в поддерживающие секторы экономики: энергетику, транспорт, связь;

- обеспечить дальнейший рост сельскохозяйственного производства главным образом за счет создания и развития новых форм хозяйствования, обеспечивающих весь цикл от производства, переработки до реализации сельскохозяйственной продукции;

- стабилизировать цены на товары и услуги, определяющие минимальную потребительскую корзину;

- обеспечить высокие темпы роста средней заработной платы работников;

- оздоровить финансовое состояние области. Сократить число убыточных предприятий, уменьшить кредиторскую и дебиторскую задолженность; увеличить число инновационно-активных предприятий.

Слабость административных и политических институтов ставит на повестку вопрос об увеличении роли органов власти в хозяйственной жизни региона. Реализация поставленных задач напрямую зависит от способностей органов государственной власти, глав муниципальных образований выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегических целей региона.

Примечания

1 Жихаревич Б., Жунда Н, Русецкая О. Экономическая политика местных властей в реформируемой России // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 96.

2 Мау В. Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 5.

3 Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.

4 SWOT-анализ региона // Анализ экономического развития Московской области [Электронный ресурс] // Сайт «Российская информационная система по трудовым ресурсам» / © Центр стратегических инноваций факультета государственного управления МГУ. - 2006. - 2008. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://ristr.spa.msu.ru\ stats_reg\swot.php, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25.10.08.

5 В подмосковном минпроме подвели итоги 2007 года // Дмитровский вестник. 2008 г. 24 января.

Литература

Громов Б.В. Бедность - порок // Дмитровский вестник. 2007 г. 8 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.