Научная статья УДК 339
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-235-239 NIION: 2015-0066-2/22-308 MOSURED: 77/27-011-2022-02-507
Экономическая оценка существующего положения и перспектив развития рынка газотурбинных двигателей
Кирилл Игоревич Антоненков
АО «ОДК-Климов», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию и экономической оценке существующего положения и перспектив развития рынка газотурбинных двигателей; при этом проанализированы ключевые (стратегические) структуры различных уровней - мировой рынок продукции авиационного двигателестроения и конкурентная ситуация на этом рынке, продуктовые ряды основных зарубежных двигателестроительных компаний, структура российского рынка продукции авиационного двигателестроения и конкурентная ситуация на этом рынке. Также изложена сущность перспектив развития продукции авиационного двигателестроения, проанализированы конкурентные направления на этом рынке.
Ключевые слова: международные организации, газотурбинные двигатели, авиационная промышленность, продуктовый ряд, страна-экспортер, инновационная отрасль
Для цитирования: Антоненков К. И. Экономическая оценка существующего положения и перспектив развития рынка газотурбинных двигателей // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 235-239. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-235-239.
Original article
Economic assessment of the existing situation and prospects for the development of the market of gas turbine engines
Kirill I. Antonenkov
JSC «UEC-Klimov», St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the economic assessment of the current situation and development prospects of the gas turbine engine market; analyzed the key (strategic) structures of various levels - the world market for aircraft engine-building products and the competitive situation at this market, the product lines of the main foreign engine-building companies, the structure of the Russian market for aircraft engine-building products and the competitive situation at this market. The essence of the prospects for the development of aircraft engine-building products is stated, and the competitive situations here are analyzed.
Keywords: international organizations, gas turbine engines, aviation industry, product range, exporting country, innovative industry
For citation: Antonenkov K. I. Economic assessment of the existing situation and prospects for the development of the market of gas turbine engines. Bulletin of economic security. 2022;(2):235-9. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-235-239.
Газотурбинный двигатель - это разновидность теплового двигателя, который работает по не очень простому принципу. Газ в двигателе сжимается и нагревается, после чего энергия этого газа преобразуется в механическую работу. Все процессы происходят в потоке движущегося газа, что кардинально отличается от принципа работы поршневого двигателя.
© Антоненков К. И., 2022
Газотурбинные двигатели применяются в основном в авиации, военной отрасли, в автомобилестроении. Проанализируем структуру мирового рынка продукции авиационного двигателестроения и конкурентную ситуацию на этом рынке. На рис. 1 приведены данные об объемах мирового производства авиационных газотурбинных двигателей с 2006 года с прогнозом до 2030 года.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Мировое производство авиационных газотурбинных двигателей, единиц
18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2000 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2035
Примечание: Разработка стратегии развития и анализ конкурентоспособности предприятий
авиационного двигателестроения России на мировом рынке. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2017-70
Рис. 1. Мировое производство авиационных газотурбинных двигателей с 2006 года по 2030 год
(с прогнозными показателями), единиц
Лишь несколько стран мира - США, Канада, Великобритания, Франция, Россия, способны самостоятельно разрабатывать и производить авиационные двигатели различного класса и назначения, несмотря на то, что производство других составных частей и компонентов летательных аппаратов распространено значительно шире.
При этом существует целый ряд промышленно развитых и развивающихся стран, имеющих на своей территории двигателестроительные предприятия. Как правило, это филиалы зарубежных двигателе-строительных компаний, таких, как Pratt & Whitney Canada (P&W, «Пратт энд Уитни»), General Electric USA (GE, «Дженерал электрик»), Safran Propulsion, включающий SNECMA («СНЕКМА»), Tubromeca, Snecma Propilsion Solid, Techspace Aero или отделения крупнейших машиностроительных компаний Volvo Flugmotor, Fiat Avio и др.
На территории Российской Федерации работают такие двигателестроительные предприятия, как: ММПП «Салют», НПО «Сатурн», «ОДК-Климов» и др. В большинстве случаев они выпускают только отдельные компоненты двигателей для летательных аппаратов ведущих мировых производителей в авиационной промышленности или осуществляют лицензионное производство. Анализ продуктовых рядов основных зарубежных двигателестроительных компаний, выпускающих конечную продукцию, показывает, что одним из основных факторов, определяющих специализацию компаний, является размерность двигателей.
В настоящее время все зарубежные двигателе-строительные компании можно разделить на три
группы, каждая из которых специализируется на выпуске двигателей большой, малой или сверхмалой размерности (двигатели сверхмалой размерности зарубежными специалистами именуются микрогазотурбинными двигателями).
В настоящее время относительно высоким и устойчивым спросом (порядка нескольких десятков или даже сотен единиц в год) пользуются авиадвигатели военного назначения, которыми комплектуются боевые самолеты четвертого поколения, поставляемые на экспорт (прежде всего, истребители семейств Су-27 и МиГ-29). В течение ряда последних лет объемы закупки новой авиатехники для российских ВВС были катастрофически малы. В обозримом будущем, вероятнее всего, для производителей авиадвигателей военного назначения также будет недостаточно заказов со стороны отечественных ВВС. На этом фоне относительно массовые (порядка нескольких десятков или даже сотен изделий каждого типа) продажи российской военной авиатехники зарубежным заказчикам следует считать несомненным успехом российских предприятий, поскольку, как правило, иностранные заказчики предпочитают не приобретать авиатехнику военного назначения, не состоящую на вооружении в стране-экспортере.
Основные доли производителей газотурбинных двигателей на мировом рынке представлены на рис. 2.
Шесть крупнейших производителей газотурбинных двигателей занимают почти 95 % мирового рынка. Крупнейшие производители газотурбинных двигателей в мире - это компании GE (включая Alstom), Siemens (включая Dresser Rand и Rolls Royce Turbine), MHPS, Ansaldo Energia, Solar Turbines (CAT) и Pratt &
Whitney. Из них три концерна (GE, Siemens и MHPS) являются глобальными, т. е. с присутствием во всех регионах, в то время как Ansaldo и другие ориентированы преимущественно на конкретные регионы - Европу, Ближний Восток и Африку. Недавнее слияние с Alstom обеспечило GE 40 %-ную долю мирового рынка газотурбинных двигателей. На втором месте Siemens с долей почти 32 %. Подобная расстановка сил может привести к дальнейшей консолидации отрасли - не исключено, что и другие участники также будут объединяться в концерны с целью повышения своей конкурентоспособности.
Основные страны - покупатели газотурбинных двигателей на мировом рынке представлены на рис. 3.
Проанализируем более детально структуру мирового рынка продукции авиационного двигателестрое-ния и конкурентную ситуацию на этом рынке. В течение последних 10 лет продажи на рынке авиационных газотурбинных двигателей составили более 508 млрд $. В то же время, прогнозный объем продаж авиационных газотурбинных двигателей на период 20202030 гг. составит 1 240 млрд $. Объем мирового рынка авиационных газотурбинных двигателей с 2006 года и прогнозом до 2030 года изображен на рис. 4.
Итак, можем сделать вывод, мировой рынок газотурбинных двигателей в перспективе будет расти, при этом мировой рынок авиационных газотурбинных двигателей также имеет огромный потенциал к росту.
Следует сказать, что авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации. Благодаря тесной связи с другими отраслями, обеспечивающими ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики, авиапром способен оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационный путь развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны в целом. С переходом к рыночной экономике лидирующая роль стала переходить к серийным заводам, получавшим реальные деньги от экспортных
Рис. 2. Крупнейшие производители газотурбинных двигателей в мире в 2020 г.
Прочие
23%
Северная Америка 19%
Россия
4% Индия
2%
Африка 8%
Ближний Восток 18%
ЕС 4%
Латинская Америка
7%
Рис. 3. Основные страны - покупатели газотурбинных двигателей на мировом рынке
контрактов - ММПП «Салют» (г. Москва), ММП им. Чернышева (г. Москва), УМПО (г. Уфа).
Проанализируем структуру российского рынка продукции авиационного двигателестроения и конкурентную ситуацию на этом рынке.
«
m ТО ли Н) -И M 10 id с
IUI
JMS 24Ю7 21ВК 2Ш» J010 2411 ï 2DI2 2413 20] -t 2111S 101 i 2HH7 Í01K 2BI!f 1010 2Ш1 1011 2DI21 I03J 202F 3C3É 2017 I03Ï 2LEÏ 30311
Рис. 4. Объем мирового рынка авиационных газотурбинных двигателей с 2006 года и прогнозом до 2030 года
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Российское производство авиационных газотурбинных двигателей, единиц
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2000
2005
2010
2015
2020
2025
2030
2035
Рис. 5. Российское производство авиационных газотурбинных двигателей с 2006 по 2030 гг. (с прогнозными показателями), единиц
На рис. 5 приведены данные об объемах российского производства авиационных газотурбинных двигателей с 2006 года с прогнозом до 2030 года.
Авиационное двигателестроение является одной из высокотехнологичных отраслей промышленности, оно составляет основу независимости и производственной самостоятельности национального авиационно-промышленного комплекса. Однако сложившееся состояние российского авиационного двигателестроения сегодня можно назвать условно кризисным. Многие российские экономисты отмечают, что на положение отечественного авиационного двигателестроения негативно повлияли такие факторы, как распад СССР, гиперинфляция первой половины 1990-х гг. и кризис неплатежей, радикальная конверсия оборонной промышленности и т. п.
Сегодня отечественные предприятия, производящие двигатели, пришли к выводу, что кооперация с иностранными предприятиями представляется едва ли возможной, а выживать в конкурентной борьбе без поддержки достаточно сложно. Эти обстоятельства
Прочие 5% АО
Невский завод 9% Авиадвигатель 21%
НПО Сатурн 16%
ОДК Газовые турбины 8% ОАО "ОДК-Климов" 22%
ПАО Кузнецов
19%
стали основой для формирования и укрепления собственных позиций путем объединения в корпорации, которые позволили бы занять достойное место в будущей интегрированной структуре.
Основные доли российских крупнейших производителей газотурбинных двигателей представлены на рис. 6.
Особое место занимает «ОДК-Климов» на российском рынке, так как это - один из ведущих разработчиков газотурбинных двигателей, занимающий 22 % от общего российского рынка. Основным конкурентом для «ОДК-Климов» является АО «Авиадвигатель», так как занимает 21 % рынка.
Сегодня помимо развития проектов гражданского авиадвигателестроения и выполнения программ государственного оборонного заказа, ОДК участвует в реализации ряда программ в сфере военно-технического сотрудничества. Так, в 2016 году корпорация завершила выполнение контракта на производство и поставку турбореактивных двигателей РД-33МК для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии. Поставки двигателей осуществлялись в рамках заключенного ранее контракта между АО «РСК «МиГ» и Минобороны Индии. Проведена успешная реализация проекта лицензионного производства двигателя АЛ-31ФП в отделении корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в соответствии с заключенными ранее по линии АО «Рособоронэкспорт» контрактами. С китайскими компаниями в 2016 году ОДК заключила ряд контрактов на поддержку эксплуатации и поставку запасных частей для двигателей типа АЛ-31Ф и Д-30КУ/КП самолетного парка КНР1.
Рис. 6. Крупнейшие производители газотурбинных двигателей в России в 2020 г.
1 Разработка стратегии развития и анализ конкурентоспособности предприятий авиационного двигателестроения России на мировом рынке. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhumal-3-2017-70.
Сегодня основной перспективой на отечественном рынке газотурбинных двигателей является им-портозамещение. Так, например, в рамках импортоза-мещения НПО «Сатурн», начиная с 2014 года, ведет три опытно-конструкторские работы по двигателям М90ФР, «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-Р. Причина, почему именно эти двигатели, заключается в следующем: М90ФР установят в составе газотурбинных агрегатов на фрегаты проекта 22350 и корветы проекта 20386. Планируется также их использование в силовой установке перспективных кораблей проекта 22350М. Таким образом, будущее российских производителей авиадвигателей военного назначения тесно связано с перспективами разработки и освоением массового выпуска авиадвигателей пятого поколения с учетом инновационной маркетинговой поддержки.
Что касается гражданского сектора рынка авиадвигателей, именно здесь наблюдается наиболее драматическое падение платежеспособного спроса и выпуска продукции. Поскольку авиационная промышленность относится к фондообразующим отраслям, спад спроса на ее продукцию может быть вызван даже сокращением темпов роста производства в отраслях-потребителях.
В целом следует констатировать, что компании, производящие газотурбинные двигатели, уже понемногу переходят на импортозамещение, и именно это позволяет производить газотурбинные двигатели внутри страны.
Список источников
1. АО «ОДК-Климов» внедрит интерактивную систему послепродажного обслуживания вертолетных двигателей URL: http://www.ato.ru/press-releases/oao-klimov-vnedrit-interaktivnuyu-sistemu-posleprodazhnogo-bsluzhivaniya?sea=34434.
2. Володин И. «ОДК-Климов» открыл центр техобслуживания вертолетных двигателей во Вьетнаме. URL: http://www.ato.ru/content/odk-klimov-otkryl-centr-tehobsluzhivaniya-vertoletnyh-dvigateley-vo-vetname.
3. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. М. : Издательство Юрайт, 2019.
4. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию : Пер. с англ. М. : Дело, 1999.
5. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Воробьева [и др.] ; под ред. И. В. Воробьевой, С. Ф. Су-тырина. М. : Юрайт, 2019. (Бакалавр и магистр. Академический курс) // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https:// urait.ru/bcode/432949 (дата обращения: 09.06.2020).
6. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник / под. ред. И. И. Скоробогатых, Д. М. Ефимовой. М. : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.
7. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности : монография / Г. Л. Багиев, А. А. Длигач, Ю. Н. Соловьева ; под науч. ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н., проф. Г. Л. Багиева. СПб. : Астерион, 2016.
References
1. JSC «UEC-Klimov» will introduce an interactive system of after-sales service for helicopter engines. URL: http://www.ato.ru/press-releases/oao-klimov-vnedrit-interaktivnuyu-sistemu-posleprodazhnogo-obsluzhivaniya?sea=34434.
2. Volodin I. «UEC-Klimov» opened a maintenance center for helicopter engines in Vietnam / I. Volodin. URL: http://www.ato.ru/content/odk-klimov-otkryl-centr-tehobsluzhivaniya-vertoletnyh-dvigateley-vo-Vetname.
3. Golubkov E. P. Marketing for professionals: a practical course: textbook and workshop for bachelor's and master's degrees / E. P. Golubkov. M. : Yurayt Publishing House, 2019.
4. Lewis Richard D. Business cultures in international business. From collision to mutual understanding : Transl. from English. M. : Delo, 1999.
5. International marketing: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs / I. V. Vo-robyova [and oth.]; ed. by I. V. Vorobyova, S. F. Suty-rin. M. : Yurayt Publishing House, 2019. (Bachelor and Master. Academic course) // EBS Yurayt [site]. URL: https://urait.ru/bcode/432949 (accessed: 09.06.2020).
6. Marketing research and situational analysis : textbook / ed. by I. I. Skorobogatykh, D. M. Efimova. M., 2017.
7. Foresight Marketing Technology: Interaction Marketing. Systemic Reflexive Marketing. Benchmarking. Competence management. Measurement and assessment of value: Monograph / G. L. Bagiev, A. A. Dligach, Yu. N. Solovyov; ed. by G. L. Bagieva. SPb. : Asterion, 2016.
Информация об авторе К. И. Антоненков - менеджер по продажам АО «ОДК-Климов».
Information about the author K. I. Antonenkov - sales manager of JSC «UEC-Klimov».
Статья поступила в редакцию 28.11.2021; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 25.04.2022.
The article was submitted 28.11.2021; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 25.04.2022.