Научная статья на тему 'Экономическая оценка потерь нефти при железнодорожных перевозках проекта ВСТО I. пути решения'

Экономическая оценка потерь нефти при железнодорожных перевозках проекта ВСТО I. пути решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
343
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Морозов А. А.

Данная статья посвящена нынешней технологической схеме транспортировки нефти в рамках реализации второй очереди проекта трубопроводной транспортной системы «Восточная Сибирь -Тихий Океан», а так же анализу и экономической оценке потерь нефти при ее транспортировке железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка потерь нефти при железнодорожных перевозках проекта ВСТО I. пути решения»

Цистерна транспортная передвижная ЦТЛ-t в/1,в

Геометрический объем, м* Рабочее давление, МПа

Фактический овьем, м*

спг

рвгаэифицированиого природного газа

Рис.2 Технология снабжения потребителей регазифицированным природным газом при проведении плановых ремонтных работ на ГРС. [2]

Таким образом, малотоннажное производство СПГ можно применять в качестве альтернативной технологии для решения задачи газификации региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Понкратова М. Киринская спешка // Oil&Gas Journal, 2009. - июль-август- С. 24-27.

2. С.Е.Поденок, Пронин E.H. Малотонажное производство СПГ- спектр возможностей и перспектив // Газовая промышленность, 2009. - спецвыпуск - С. 19-22.

3. Басби Ребекка Л. Природный газ- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 240 с.

I

Морозов A.A.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕРЬ НЕФТИ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ПРОЕКТА ВСТО I. ПУТИ РЕШЕНИЯ

Данная статья посвящена нынешней технологической схеме транспортировки нефти в рамках реализации второй очереди проекта трубопроводной транспортной системы «Восточная Сибирь -Тихий Океан», а так же анализу и экономической оценке потерь нефти при ее транспортировке железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: ресурсосбережение, ВСТО, железнодорожный транспорт, потери

В настоящее время идет строительство второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» - нефтепровода, который свяжет Сковородино и СМНП «Козьмино». ВСТО обеспечит выход нефти месторождений Западной и Восточной Сибири на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. [1] Первая очередь системы была введена в эксплуатацию в конце прошлого года. Параллельно со строительством нефтяной трубы производится прокладка газовой магистрали. Так начала сбываться мечта Европы о диверсификации поставок энергоносителей -точнее, об уменьшении энергетической зависимости от России и транзита через ее территорию. Но только эту диверсификацию стали проводить сами экспортеры углеводородов. И вряд ли такой вариант понравится европейцам: они-то думали выбирать поставщиков, а получается, что поставщики будут выбирать себе покупателей.[2]

Известно, что трубопроводный транспорт нефти - самый экономичный и экологичный из существующих видов, однако в данный момент ВСТО функционирует за счет перевозок нефти по железной дороге. Такой способ доставки является очень дорогим и сопряжен с колоссальными потерями нефти на всем пути следования.

Существующая схема транспортировки нефти в рамках проекта включает в себя следующие виды потерь:

1. Потери при заполнении транспортных емкостей.

2. Потери (естественная убыль) при транспортировке.

3. Потери от вентиляции газового пространства.

4. Потери от больших и малых «дыханий».

5. Потери от обратного вдоха. Рассмотрим некоторые из них.

Естественная убыль нефти при железнодорожных перевозках вычисляется по формуле:

Уждт ~ 0<01 ХР,ждт Х ^ждт

где рждг - норма естественной убыли при железнодорожных перевозках, Ождт - количество перевозимой нефти. [3]

Естественная убыль нефти составляет 0,042% от массы перевозимого груза, таким образом, в одном вагоне-цистерне теряется 0,3-0,53 кг нефти в зависимости от объема котла. [4] При заполнении транспортных емкостей потери нефти вычисляются по формуле:

^т ктУзакРу

где Р5 - давление насыщенных паров нефти (если данные о содержании в сырой нефти бензиновой, керосиновой и остаточной (мазутной) фракций отсутствуют, то целесообразно провести определение давления ее насыщенных паров, исходя из стандартов международных танкерных перевозок, ограничивающих это давление величиной 0,67 бар при стандартной в испытаниях по Рейду температуре 38°С [5]); Р, - абсолютное давление в газовом пространстве котла вагона-цистерны; кг -коэффициент, учитывающий степень насыщенности паровоздушной смеси и превышение объема вытесняемой паровоздушной смеси над объемом Узак закачиваемой нефти (зависит от способа налива); ру - плотность паров нефти.

кт = 0,85 хатх ат=к

где т„ - продолжительность налива, ч; а, - постоянный коэффициент, Не - диаметр котла вагона-цистерны.

Рг X Му Ру~ Кх Тг

где Рг, Тг - абсолютное давление и температура в газовом пространстве котла вагона-цистерны; Я -универсальная газовая постоянная, 11=8314 Дж/(кмоль*К); Му - средняя молярная масса углеводородных паров нефти в паровоздушной смеси, кг/моль. [3]

Му = 0,0043(212 + гНКУ"7 где 1мк - температура начала разгонки нефти, °С. [6]

Таким образом, потери нефти при наливе одной цистерны варьируются от 17 до 35 кг в зависимости от объема котла

При закрытом самотечном сливе [7] цистерн с использованием УСН потери нефти происходят от «обратного вдоха». Их величина находится по формуле:

где Vr - объем газового пространства котла; С*от, С*пр - объемная концентрация паров нефти к моменту окончания соответственно опорожнения резервуара и простоя. Потери в одной цистерне составляют 0,05-0,1 кг нефти в зависимости от объема котла. [3]

В СМНП «Козьмино» предусмотрено 4 сливных эстакады, на которых одновременно могут разгружаться 144 вагона, или 2 эшелона. Ежедневно на станции разгрузки может обрабатываться до 720 цистерн. [8]

Расчеты показывают, что при полной загрузке сливной эстакады только с учетом рассмотренных потерь ежедневные потери нефти составят 12492 кг. С учетом того, что строительство второй очереди ТС «ВСТО» завершится к 2013-2014 году, потери нефти при перевозке железнодорожным транспортом составят порядка 20 тыс. тонн.

При среднем коэффициенте пересчета массы нефти на объем в баррелях равном 7,4 [9] и средней цене на нефть в 75 долларов за баррель [10], ежедневно теряется около 6 933 долларов. На расчетный срок введения в эксплуатацию второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» убытки составят порядка $11,1 млн. Для сравнения, стоимость установки улавливания и рекуперации паров нефти составляет порядка $500 000.

Следовательно, сокращение испарения нефти в атмосферу при транспорте по железной дороге - важнейшая задача на данном этапе развития трубопроводной системы. Единственно возможный на сегодняшний день путь - внедрение на всех этапах заполнения-опорожнения-вентиляции транспортных емкостей систем улавливания и рекуперации легких фракций нефти. Таким образом, потери нефти при перевозке железнодорожным транспортом - весьма серьезная проблема, которая требует глубокого изучения и скорейшего внедрения мер по их минимизации или устранению, ведь выброс такого количества углеводородов в атмосферу недопустим. Данная проблема полностью будет решена по выполнении второй очереди проекта «ВСТО», именно поэтому вопрос о скорейшем завершении строительства нефтепровода должен решаться максимально оперативно и при содействии органов власти на всех уровнях, поскольку решение этой проблемы не только предотвратит серьезные экологические нарушения, связанные с распылением в атмосфере огромного количества углеводородов, но и поможет сэкономить и грамотно использовать высвободившиеся финансовые ресурсы.

1. http://m.wikipedia.org/wiki/BocTO4Hbifi нефтепровод

2. hltp://news.moy.su/news/dve truby kotorye izmenili mir/2010-01-11-56

3. Тугунов П.И., Новоселов В.Ф., Коршак A.A., Шаммазов A.M. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. - Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2002. - 658 с.

4. Нефтегазовое строительство. Учебное пособие для ВУЗов / Беляева В.Я. и др. Под общ. ред. проф. И.И. Мазура и проф. В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Jl, 2005. - 774 е.: ил.

5. http://www.remontnik.ru/docs/45085/?page=T2

6. http://wvvw.ohranatmda.ru/ot_biblio/rLormatiy/datamnormativ744/44752/inde\.php

7. Коршак A.A., Шаммазов A.M. Основы нефтегазового дела: Учебник для ВУЗов. - Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2005. - 528 е.: ил.

8. http://vladnews.ru/2009/10/23/17452.html

9. h ttp ://п с ft. tatcen ter.ru/market/15682. htm

10. www.line-invest.ru/upload/press/file_9470.pdf

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.