Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ КРЫМА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕГИОНА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ КРЫМА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсификация / эффективность процесса интенсификации / SWOT-анализ факторов обеспечения региона аграрной продукцией / финансовая поддержка аграрного сектора / направления расходования средств / индикаторы развития сельского хозяйства / intensification / efficiency of the intensification process / SWOT-analysis of the factors of providing the region with agricultural products / financial support of the agricultural sector / directions of spending / indicators of agricultural development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еримизина Марина Ивановна, Волошина Елена Ивановна, Еримизина Екатерина Николаевна

Развитие аграрной сферы региона направлено на решение важной народнохозяйственной задачи — обеспечение населения Крыма и предприятий перерабатывающей отрасли собственной сельскохозяйственной продукцией. Экстенсивный путь расширенного воспроизводства себя исчерпал ввиду ограниченности земельных и трудовых ресурсов. В приоритете — обеспечение продовольственной и сырьевой безопасности региона за счёт эффективного использования материально-технической базы агропромышленного комплекса на основе новых высокоинтенсивных технологий. Анализ, проведённый в ходе научной работы, позволил определить основные направления развития регионального АПК, преимущества и недостатки организации сельскохозяйственного производства Крыма, эффективные меры государственной поддержки аграрной сферы. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Республики Крым направлена на рост самообеспеченности региона продуктами сельского хозяйства и увеличение экономической эффективности аграрного производства. Госпрограмма определяет цели, задачи, основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка в Республике Крым, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Цель исследования состоит в обосновании эффективных мер государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции Республики Крым на основе экономической оценки индикаторов развития аграрной сферы региона и анализа эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства. В ходе исследования для поиска и отбора статистических данных применялся системный анализ, методы статистического и критического анализа, для обобщения результатов — методы синтеза и дедукции. В процессе исследования была проведена экономическая оценка процесса интенсификации сельскохозяйственного производства, выявлены и систематизированы факторы, оказывающие влияние на уровень обеспеченности Республики Крым аграрной продукцией. Особое внимание в ходе исследования уделялось механизму обеспечения продовольственной безопасности крымского региона, который формируется под влиянием рынка аграрной продукции при государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, активной социальной политике государства и эффективной стратегии развития хозяйствующих субъектов. Выявлены проблемы первых трёх лет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICASSESSMENT OF INDICATORS OF DEVELOPMENT OFTHE AGRARIAN SPHERE OF CRIMEA, EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF STATE MEASURESTO SUPPORTAGRICULTUREAND REGULATION OF AGRICULTURAL MARKETS INTHE REGION

The development of the agrarian sphere of the region is aimed at solving an important national economic task — to provide the population of Crimea and enterprises of the processing industry with their own agricultural products. The extensive way of expanded reproduction has exhausted itself due to the limited land and labor resources. The priority is to ensure food and raw material security of the region through the effective use of material and technical base of the agro-industrial complex on the basis of new high-intensive technologies. The analysis carried out in the course of scientific work allowed to determine the main directions of development of the regional agro-industrial complex, advantages and disadvantages of the organization of agricultural production of Crimea, effective measures of state support of the agrarian sphere. The State Program of Agriculture Development and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food of the Republic of Crimea is aimed at increasing self-sufficiency of the region with agricultural products and increasing the economic efficiency of agricultural production. The State Program defines the goals, objectives, main directions of agricultural development and regulation of the agro-food market in the Republic of Crimea, as well as financial support and mechanisms for the implementation of the envisaged activities, indicators of their effectiveness. The purpose of the research is to substantiate effective measures of state support for agriculture and regulation of agricultural markets in the Republic of Crimea on the basis of economic evaluation of indicators of development of the agrarian sphere of the region and analysis of the efficiency of agricultural production intensification. In the course of the study, system analysis, methods of statistical and critical analysis were used to search for and select statistical data, methods of synthesis and deduction were used to summarize the results. In the research the economic assessment of the process of intensification of agricultural production was carried out, the factors influencing the level of provision of the Republic of Crimea with agricultural products were identified and systematized. Special attention in the course of the study was paid to the mechanism of ensuring food security of the Crimean region, which is formed under the influence of the market of agricultural products under the state support of agricultural producers, active social policy of the state and effective development strategy of economic entities. The problems of the first three years of implementation of the State program of agricultural development and regulation of markets of agricultural products, raw materials and foodstuffs of the Republic of Crimea are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ КРЫМА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕГИОНА»

УДК 332.14:631.15

Еримизина Марина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Волошина Елена Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Еримизина Екатерина Николаевна,

специалист финансового отдела,

ООО «Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий», г Москва, Российская Федерация.

Erimizina Marina Ivanovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor Department of the Accounting, Analysis and Audit,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Voloshina Elena Ivanovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor Department of the Accounting, Analysis and Audit,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Erimizina Ekaterina Nikolaevna,

finance specialist,

LLC Russian Quantum Center,

Moscow, Russian Federation.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ КРЫМА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕГИОНА

ECONOMIC ASSESSMENT OF INDICATORS OF DEVELOPMENT OFTHE AGRARIAN SPHERE OF CRIMEA, EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF STATE MEASURES TO SUPPORTAGRICULTUREAND REGULATION OF AGRICULTURAL MARKETS IN THE REGION

Развитие аграрной сферы региона направлено на решение важной народнохозяйственной задачи — обеспечение населения Крыма и предприятий перерабатывающей отрасли собственной сельскохозяйственной продукцией. Экстенсивный путь расширенного воспроизводства себя исчерпал ввиду ограниченности земельных и трудовых ресурсов. В приоритете — обеспечение продовольственной и сырьевой безопасности региона за счёт эффективного использования материально-технической базы агропромышленного комплекса на основе новых высокоинтенсивных технологий. Анализ, проведённый в ходе научной работы, позволил определить основные направления развития регионального АПК, пре-

169

имущества и недостатки организации сельскохозяйственного производства Крыма, эффективные меры государственной поддержки аграрной сферы.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Республики Крым направлена на рост самообеспеченности региона продуктами сельского хозяйства и увеличение экономической эффективности аграрного производства. Госпрограмма определяет цели, задачи, основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка в Республике Крым, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Цель исследования состоит в обосновании эффективных мер государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции Республики Крым на основе экономической оценки индикаторов развития аграрной сферы региона и анализа эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства. В ходе исследования для поиска и отбора статистических данных применялся системный анализ, методы статистического и критического анализа, для обобщения результатов — методы синтеза и дедукции. В процессе исследования была проведена экономическая оценка процесса интенсификации сельскохозяйственного производства, выявлены и систематизированы факторы, оказывающие влияние на уровень обеспеченности Республики Крым аграрной продукцией. Особое внимание в ходе исследования уделялось механизму обеспечения продовольственной безопасности крымского региона, который формируется под влиянием рынка аграрной продукции при государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, активной социальной политике государства и эффективной стратегии развития хозяйствующих субъектов. Выявлены проблемы первых трёх лет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым.

Ключевые слова: интенсификация, эффективность процесса интенсификации, SWOT-анализ факторов обеспечения региона аграрной продукцией, финансовая поддержка аграрного сектора, направления расходования средств, индикаторы развития сельского хозяйства.

The development of the agrarian sphere of the region is aimed at solving an important national economic task — to provide the population of Crimea and enterprises of the processing industry with their own agricultural products. The extensive way of expanded reproduction has exhausted itself due to the limited land and labor resources. The priority is to ensure food and raw material security of the region through the effective use of material and technical base of the agro-industrial complex on the basis of new high-intensive technologies. The analysis carried out in the course of scientific work allowed to determine the main directions of development of the regional agro-industrial complex, advantages and disadvantages of the organization of agricultural production of Crimea, effective measures of state support of the agrarian sphere.

The State Program of Agriculture Development and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food of the Republic of Crimea is aimed at increasing self-sufficiency of the region with agricultural products and increasing the economic efficiency of agricultural production. The State Program defines the goals, objectives, main directions of agricultural development and regulation of the agro-food market in the Republic of Crimea, as well as financial support and mechanisms for the implementation of the envisaged activities, indicators of their effectiveness.

The purpose of the research is to substantiate effective measures of state support for agriculture and regulation of agricultural markets in the Republic of Crimea on the basis of economic evaluation of indicators of development of the agrarian sphere of the region and analysis of the efficiency of agricultural production intensification. In the course of the study, system analysis, methods of statistical and critical analysis were used to search for and select statistical data, methods of synthesis and deduction were used to summarize the results. In the research the economic assessment of the process of intensification of agricultural production was carried out, the factors influencing the level of provision of the Republic of Crimea with agricultural products were identified and systematized. Special attention in the course of the study was paid to the mechanism of ensuring food security of the Crimean region, which is formed under the influence of the market of agricultural products under the state support of agricultural producers, active social policy of the state and effective development strategy of economic entities. The problems of the first three years of implementation of the State program of agricultural development and regulation of markets of agricultural products, raw materials and foodstuffs of the Republic of Crimea are revealed.

Keywords: intensification, efficiency of the intensification process, SWOT-analysis of the factors of providing the region with agricultural products, financial support of the agricultural sector, directions of spending, indicators of agricultural development.

ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный комплекс является неотъемлемой частью национальной экономики. Приоритетным направлением расширенного аграрного воспроизводства выступает интенсификация, при этом существенным фактором роста масштабов сельхозпроизводства является государственная поддержка аграрной сферы и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции. При оценке экономической эффективности сельскохозяйственного производства необходимо учитывать тот факт, что данная категория является комплексной, учитывающая количественные и качественные составляющие. В тоже время сельскохозяйственное производство — это многокомпонентная система, в основе которой лежит процесс управления, призванный обеспечить эффективное и рациональное использование земельных, трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

170

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Обеспечить в регионе производство широкого ассортимента качественной агропродовольствен-ной продукции в объёмах, гарантирующих продовольственную и сырьевую безопасность Крыма— сложная социально — экономическая задача, включающая решение целого комплекса вопросов сельскохозяйственного производства и аграрных рынков. Реализуемые меры поддержки в рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Республики Крым обеспечивают поступательное развитие сельского хозяйства, переход от экстенсивной модели развития отрасли к интенсивной, рост объемов производства продукции, повышение рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Цель исследования — обосновать эффективные меры государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции Республики Крым на основе экономической оценки индикаторов развития аграрной сферы региона и анализа эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства.

МЕТОДЫ

В исследовании использовались различные научные методы и приемы, которые позволили обосновать ключевые макро-, мезо- и микро-факторы, под воздействием которых формируется политика обеспечения продовольственной безопасности региона. В процессе исследования проведена экономическая оценка интенсификации сельскохозяйственного производства, выявлены факторы, оказывающие влияние на уровень обеспеченности Республики Крым аграрной продукцией и проведен их SWOT-анализ. Выявлены отрицательные моменты первых трёх лет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Расширенное воспроизводство в аграрном секторе Крыма происходит за счёт одновременного использования экстенсивного и интенсивного пути развития. Экстенсивное направление предполагает расширение посевных площадей в растениеводстве и увеличение поголовья сельскохозяйственного скота и птицы в животноводстве. За последние 6 лет отмечается рост площадей сельскохозяйственных культур с 744,6 тыс. га в 2017 году до 809,1 тыс. га в 2022 году. При этом в растениеводстве происходит не только расширение масштабов производства, но и рост урожайности сельхозкультур, обусловленный увеличением интенсивности сельскохозяйственного труда (табл. 1).

Общая фондовооружённость сельского хозяйства и смежных отраслей (лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства) возросла в 1,7 раза. В 2021 году на одного среднесписочного работника, занятого в данном секторе экономики приходилось основных средств на сумму 4,8 млн. руб. Энергообеспеченность непосредственно сельскохозяйственной отрасли с 2017 года по 2021 год возросла на 36,8%, достигнув значения 383 л.с. на каждые 100 га посевов (рис. 1).

В результате урожайность большинства сельхозкультур в 2022 году достигла рекордного значения за последние 5 лет. Так, по данным таблицы 2 урожайность:

• зерновых и зернобобовых культур в 2022 году составила 36,3 ц/га (против 15,0 ц/га в 2018 году);

• подсолнечника на зерно — 14,3 ц/га в 2022 году (против 6,5 ц/га в 2018 г);

• овощей — 252 ц/га (против 226,5 ц/га);

• плодов и ягод — 189,2 ц/га (против 120,0 ц/га);

• винограда — 80,8 ц/га (против 55,3 ц/га).

Тем не менее, отмечается негативная тенденция уменьшения количества сельхозтехники, необходимой для своевременного выполнения в сельском хозяйстве всех технологических процессов. Сокращается количество зерноуборочных комбайнов и тракторов. И если данные о суммарной мощности тракторов свидетельствуют об улучшении их качества и мощности (т.к. средняя мощность одного трактора увеличилась с 10,7 л.с. в 2018 году до 119,6 л.с. в 2022 году), то относительно зерноуборочной техники данные статистики не вселяют такой уверенности. Растёт износ сельскохозяйственных средств производства—с 40,8% в 2017 году до 41,7% в 2021 году, что говорит о недостаточных темпах обновления парка машин и механизмов.

171

Таблица 1. Оценка уровня интенсификации сельскохозяйственного производства хозяйствующих субъектов Республики Крым *

Наименование показателей 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Объём освоенных инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных товаропроизводителей (без учёта субъектов малого бизнеса, вспомогательной деятельности и оказания услуг), млн. руб. 1398 2561 1876 2720 2254 3439

Удельная сумма освоенных инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных товаропроизводителей в расчёте на 1 га посевных площадей, тыс. руб./га 1,88 3,41 2,43 3,57 2,86 4,25

Суммарная величина энергетических мощностей в сельском хозяйстве, тыс. л.с. 875 856 806 1017 1150 н/д

Энергообеспеченность сельского хозяйства (приходится энергетических мощностей в расчёте на 100 га посевной площади), л.с. 280 283 270 353 383 н/д

Фондовооружённость труда (соотношение численности основных средств, задействованных в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства к среднесписочной численности работников, занятых в этих отраслях), млн. руб. / чел 2,770 3,122 3,505 3,603 4,801 н/д

Степень износа основных средств, % 40,8 42,0 40,8 38,6 41,7 н/д

Наличие тракторов в сельскохозяйственных организациях, шт. на конец года н/д 2815 2676 2715 2738 2770

Средняя мощность двигателя 1-го трактора, л.с. н/д 107,7 108,1 140,8 115,7 119,6

Нагрузка пашни на 1 трактор, га н/д 231 242 244 242 238

Наличие зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях, шт. на конец года н/д 463 439 384 383 358

Приходится посевов на один зерно уборочный комбайн, га н/д 427 460 530 547 519

Внесение минеральных удобрений под посевы сельскохозяйственных культур в расчёте на 1 га посевных площадей, кг/га н/д 36 28 34 37 37

Внесение органических удобрений под посевы сельскохозяйственных культур в расчёте на 1 га посевных площадей, т/га н/д 0,8 0,6 0,8 0,8 0,8

Расход кормов в расчёте на 1 условную голову скота в сельскохозяйственных организациях, ц.к.ед. / усл. гол. н/д н/д 33,8 34,2 33,4 н/д

Площадь посевов сельскохозяйственных культур, тыс. га 744,6 751,1 770,5 762,5 787,3 809,1

Условное поголовье скота и птицы, тыс. усл. голов н/д 244,1 259,5 243,9 247,9 246,7

* Составлено и рассчитано на основании [4-12]

В животноводстве отмечаются схожие тенденции. При этом численность условного поголовья скота и птицы выросла незначительно — с 244,1 тыс. усл. голов в 2018 году до 246,7 тыс. усл. голов в 2022 году. Причём этот рост происходит исключительно за счёт наращивания поголовья птицы на фоне значительного сокращения поголовья в Крыму крупного рогатого скота. Показатели продуктивности сельскохозяйственных животных достаточно стабильны. В 2022 году годовой надой молока на одну корову составил 9126 кг; годовая яйценоскость кур — 312 шт. яиц, что является достаточно высоким уровнем продуктивности. Сравнение данных прироста живой массы крупного рогатого скота и свиней в Республике Крым со средними данными по стране позволяет предположить, что у крымских животноводческих предприятий есть неиспользованные резервы роста продуктивности. Более серьёзного анализа требует кормовая база крымского животноводства. Необходимо выяснить — чем обусловлено уменьшение расхода кормов в расчёте на 1 условную голову в сельскохозяйственных организациях с 33,8 ц.к.ед. / усл.гол. в 2019 году до 33,4 ц.к.ед. / усл.гол. в 2021 году. Причины могут быть как объективными и положительными —

172

Удельная сумма освоенных инвестиций в основной капитал с.-к. производителен в расчёте на 1 га посевных плошадей, тыс. руб./га

4.5 4 3,5

3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

4,25

1,88

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Фондовооруженность труда в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, млн. рубУчел.

4,301

3,505

2,77

3,122

3,603

2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021 г. 2022г.

Энергообеспеченность сельского хозяйства (в расчёте на 100 га посевной плошали), л.с.

Внесение минеральных и органических удобрений на 1 га посевных плошадей

450 4С0 350

зсо

250 2С0 150 1С0 50

о

383

280

1

0,8 0,6 0:4 0,2 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,8

1—1 0,8 П 0,8

40

35

30

25

20

15

10

5

0

2017 г. 2С18 г, 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

с

□ Н ■ ■ : ■ ени Р ,': П ^ ; Ь м-v у/Т11П]М-ЦЦН ТЛ~/гЯ

"Внесение органических удобрений, т/га

Рис. 1. Динамика изменения показателей уровня интенсификации сельскохозяйственного производства Республики Крым за 2017-2022 гг. (Составлено на основании [4-12])

такими как изменение структуры поголовья животных; выбор более сбалансированного рациона питания; так и негативными, например, недокорм животных.

Основным показателем эффективности процесса интенсификации сельскохозяйственного производства выступает показатель рентабельности двух главных отраслей — растениеводства и животноводства. Рентабельность продаж организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере растениеводства, в 2021 году составила 23,8%, при этом сальдированный финансовый результат этих организаций — 910 млн. руб. Если учесть, что в 2019 году растениеводческая отрасль была убыточной, а 2021 год с точки зрения величины урожайности не является выдающимся, то данный показатель свидетельствует в целом об эффективности процесса интенсификации отрасли растениеводства.

Рентабельность продаж организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере животноводства, варьируется от 23,3% в 2019 году до 10,5% в 2020 году (рис. 2). Сальдированный финансовый результат организаций животноводческого направления за 2019-2021 гг. снизился с 1444 млн. руб. до 618 млн. руб., что также подтверждает гипотезу о накоплении в отрасли животноводства Крыма негативных тенденций. Сельхозпроизводители, специализирующиеся на производстве продукции животноводства должны детально проанализировать причины сокращения прибыли и обосновать перспективные направления государственной поддержки отрасли, что в целом будет способствовать не только развитию сельского хозяйства Крыма, но и служить гарантией продовольственной безопасности региона.

Обеспечение крымского региона аграрной продукцией в достаточном количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую целый комплекс вопросов её производ-

173

Таблица2. Эффективность процесса интенсификации сельскохозяйственного производства хозяйствующих субъектов Республики Крым *

Наименование показателей 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Производство продукции сельского хозяйства в фактических ценах в расчете на 1 руб. инвестиций в основной 33,83 17,12 29,32 19,28 32,41 25,18

капитал сельхозтоваропроизводителей, руб.

Производство продукции сельского хозяйства в фактических ценах в расчете на 1 га площади сельскохозяйствен- н/д н/д 30,670 29,241 40,732 н/д

ных угодий, тыс. руб. / га

Производительность труда в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (соотношение валового регионального продукта, произведённого в этих сферах к среднесписочной численности работников данных отраслей), тыс. руб. / чел. 1443,4 1313,7 1554,0 1709,6 2630,0 н/д

Сальдированный финансовый результат организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере расте- н/д н/д - 218 902 910 н/д

ниеводства, млн. руб.

Рентабельность продаж организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере растениеводства, % н/д н/д - 1,2 + 19,5 + 23,8 н/д

Сальдированный финансовый результат организаций, осуществляющих свою деятельность в животноводст- н/д н/д 1444 1192 618 н/д

ве, млн. руб.

Рентабельность продаж организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере животноводства, % н/д н/д + 23,3 + 10,5 + 14,5 н/д

Сальдированный финансовый результат крупных и

средних организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, н/д 462 1346 2043 1712 1610

лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, млн. руб.

Доля крупных и средних организаций, получивших прибыль (осуществляющих свою деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства), % н/д 58,1 69,0 76,9 79,4 71,0

Урожайность сельскохозяйственных культур: • зерновых и зернобобовых в весе после доработки, ц/га н/д 15,0 26,6 16,4 25,1 36,3

• подсолнечника на зерно в весе после доработки, ц/га н/д 6,5 12,1 8,7 14,3 14,3

• картофеля, ц/га • овощей, ц/га • плодов и ягод, ц/га н/д н/д н/д 156.4 226.5 170,7 174,4 233,7 120,0 161,8 230,1 137,9 147.1 232,8 152.2 173,9 252,5 189,2

• винограда, ц/га н/д 55,3 64,2 63,6 73,5 80,8

Продуктивность скота и птицы: • годовой надой молока на одну корову, кг • годовая яйценоскость кур, шт. 5806 303 6101 288 5414 н/д 7800 266 8599 309 9126 312

• продукция выращивания скота в расчёте на 1 голову КРС, кг 123 128 92 483 158 167

• продукция выращивания свиней в расчёте на 1 голову, кг 165 195 195 195 187 194

* Составлено и рассчитано на основании [6-12]

ства: производственная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий, их кадровый потенциал, эффективность использования привлеченных средств, воздействие государственного регулирования на самообеспеченность региона, уровень сертификации и стандартизации аграрной продукции, контроль её качества и безопасности, структура национального потребления продуктов питания, конкурентоспособность национальной аграрной продукции, развитие современных технологий сельхозпроизводства, перспективы их обновления на ресурсосберегающей основе.

Совокупность внешних и внутренних факторов оказывает влияние на общий уровень обеспеченности Республики Крым аграрной продукцией (табл. 3).

174

Рентабельность продаж продукции растениеводства и живигаивидстБа, °/о

30

25 —, Т Ш « е 25

20

15 V ^ 14.5 И

10

5

О

_5 2017г. 2018г. 2019 гП020 г. 2021 г. 2022г. ,5 животноводство. % растениеводство. %

V 23,3 19,5 23,8

■ 14,5

Производительность труда в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводе!ва, 1ыс. руО./чел.

зооо

2500 / 2б30'°

2000

1500 1443.4

- 11М 7

1000

500 0

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

1709,6

Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га

Продуктивность скота п птицы

300

200

100

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

- зерновые н зернобобовые " - подсолнечник на зерно картофель овощи

: т . п. и ягоды

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г, 2021 г. 2022 г.

годоеоц надей ыелока да I юрову. кг щдовая яйцекоскость пп.

продукция кыращнЕйнш скота в расчете на 1 голову, кг проду кция Ьзсрашившкя саикей в расчете на 1 голову, кг

Рис2. Эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства хозяйствующих субъектов Республики Крым за 2017-2022 гг. (Составлено на основании [6-12])

Финансовая поддержка аграрного сектора Республики Крым осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 13.12.2019 №№ 732.

Анализ расходования средств при выполнении данной Государственной программы представленный в таблице 4. позволяет выявить отрицательные моменты первых трёх лет реализации Госуцарственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утверждённой постановлением Совета министров РК от 13.12.2019 г №№ 732.

• Сумма фактического финансирования Госпрограммы сократилась в полтора раза с 4,50 млрд. руб. в 2020 году до 3,05 млрд. руб. в 2020 году

• Расходы на стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса сократилось более чем в 20 раз — с 941 млн. руб. до 43 млн. руб.

• Расходы на комплексное развитие сельских территорий сократилось в 13 раз — с 220 млн. руб. до 16 млн. руб. Комплексность в финансировании этого мероприятия не наблюдается. Основная часть расходуемых средств по данной статье представлена расходами на установку детских и спортивных площадок. Не выделяются средства на строительство жилья в сельской местности, на развитие инженерной инфраструктуры сельской местности. Средства, выделяемые на улучшение жилищных условий сельских жителей — недостаточны и сокращаются из года в год.

175

Se ю

Таблица3. 8\¥ОТ-анализ факторов, влияющих на уровень обеспеченности Республики Крым аграрной продукцией * _Факторы_Сильные стороны__Слабые стороны_Возможности_

Р

-г о»

S

К)

о

К)

Квадафшация, структура, достаточность и текучесть кадров сапьскохозя истце ш I ых товаропроизвод н-телей, их сотрудничество с ВУЗами, ведущими подготовку кадров для ЛПК, меры повышспия квалификации специалистов

Функционирован не системы подготовки, переподготовки и повышении квалификации сельских кадров обеспечивается Министерством сШьского хозяйства Республики Крым и Институтом «Лгротехнологическая академия», являющегося структурным подразделением Крымского Федерального университета им, В.И. Вернадского.

М О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природно-к лимати чес ки е и почвенные ресурсы региона как фактор обеспечения продовольственной безопасности РК

Обеспеченность сельскохозяйственных п рещ 1 р и-ят ий ос нов нъ! ми производственными средствами, их состояние, уровень износа и обновления

Высокое содержание гумуса в почвах региона, относительно мягкий климат, разнообразие рельефа с протб-j и дан нем степей, т.о. форма и площадь полей позволяет применять индустриальные системы земледелия.

Расширение м атериаль none гпествеш того состава парка машин и механизмов, распространение лизинговых форм приобретения основных средств, увеличение затрат на сохранение и о белу живание техники.

Угрозы

Сокращение сельского населения крымского региона. относительно низкий уровень заработной платы, неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры снижают мотивацию труда и ведут к дефициту кадров в сельском хозя Детве. Институт « Дгротс х ноло ги ч с с га я академия» осуществляет приём абитуриентом не самостоятельно, а только в рамках работы приёмной комиссии всего федерального вуж, чт о не позволяет Институту активно влиять на сельскую молодёжь в качестве целевой аудитории приёма. В результате множественности выбора и активной рекламной ком па ни и представителей других специальностей НУ'За —выпуск-ниш сельских школ при поступлении подают документы па специальности, не связанные с сельским хозяйством. Потеря естественного плодородия, эродированноеть и различные формы деградации 90% пахотных земель. Одна из причин деградации почв расширение площади посевов подсолнечника, который выращивается не в рамках севооборота, а несколько лет на одном участке — в качестве монокультуры.

Высокая степень износа основных производственных фондов. Низкая обеспеченность основными средствами производства приводит к росту трудоемкости и увеличению материальных затрат на производство про-ду кции.

Повышение престижности сельских профессий, преодоление нежелания выпускников агрот ех но л о ги ч ее ш й академии трудоустраиваться в еель-скохозяй сгве нных предприятиях. Предоставление грантов и оинансоло й поддержки молодых специалистов села, применение неденежных форм мотивации работников, повышение социальных гарантий.

Ослабление кадрового потенциала, снижение спроса на квалифицированный труд. Число бюджетных мест при подготовке специалистов АПК в ВУЗах Крыма не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Возможность применения индустриальных систем ведения земледелия, минимизация монокультуры, применение научно-обоснованных севооборотов,

Высокая эф фекти ви ос ть с ел ь хо з-производства при оптом агьной обеспеченности хозяйств основными производств ®н Ш и (фондами. Расширение матери ajii,no-

вещественного состава и совершенствование структуры основн ых фондов, повышение рентабельности их использования.

I) ело с тэт очная у вя аж н сн-ность почв, риск ранневе-сеннич заморозков обуславливают необходимость дополнительных затрат на борьбу с неблагоприятными погодными условиями или компенсацию потерь,

Нехватка собственных и заек пых средств, слабая государственная поддержка, рост цен на сельхозпродукцию, снижение фондовооруженности труда, снижение объемов инвестиций и ввода в действие основных фондов.

St и ^ ►©- S:

Je-fe

Щ I

о St

ё о

13 ft

S о S и

£ §

I |

I k

¿ti

Н =5

a is

ft s

11

i ^

>8 и

s S

o °

S S

s 2

П> б

is s

P 2

о К

s a

o s

Я Я

о с:

» : St

td в

» о

S ^

13 td

п> „

<-> 13

^ Р

Й W

S ®

13 S

о d

S тз

Р

S о

8

td о

о .©.

ft rt

а ъ

7 Е

Фа кг op ы

Сильны с стороны

Слабые стороны

Возм ожности

Продолжение таблицы 3 Угрозы

Обеспеченность сельскохозяйет-веннык предприятий основными производствекным и средства ми, их состояние, уровень износи и об нетления

Расширение материально-вещественною состава парка машин и механизмов, распространение лизинговых форм приобретения основных средств, увеличение затрат на сохранение и обслуживание техники.

Высокая степень износа основных производственных фондов Низкая обеспеченность основными средствами производств;! приводит к росту трудоемкости и у в елнче ни ш м are р иа л ыт ых затрат на производство продукции.

Высокая эффективность сельхоз-производства при оптимальной обеспеченности хозяйств основными производственными фондами. Расширение материаль невещественного состава и совершенствование структуры основных фондов, повышение рентабельности их использования.

Нехватка собственных и заемных средств, слабая государственная поддержка, рост цен на сельскохозяйственную продукцию, снижение ф ондов ооруженн ост и труда, снижение объемов инвестиций и в вола в действие основных IJK.II [ДОП._

Эф фе кти в нос tl не пол l зова н ия привлеченных средств, сл еци фи к а кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей

М М

Расширение форм и методов привлечения средств. Частичная компенсация расходов сельхозтоваропроизводителей за счет государственного бюджета. К и з не е-

п панирование и контроль заемщика со стороны кредитного учреждения повышает э фф ектнвность ис польэовани я [ I ривлечен ных с редств.

Ожесточение условий кредитования, повышение стоимости кредитов, непривлекательность кредитования аграрной сферы для банковских учреждений из-за ВЫСОКИ1* прел пр ин и «и тел ь -

ских рисков.

Более полное применение банковских услуг кредитного характера: лизинга, факторинга. Для преодоления «нежелания банков» кредитовать сельское хозяйство государство должно выступить и роли гаранта возврата заемных средств. Формирование рыжа земли, создание эффективного механизма использования земельных ресурсов в качестве банковского залоге, разработка механизма реализации этого залога.

Неодинаковость конкурентных условий для сельскохозяйственных предприятий (при компенсации затрат сельхозпроизводителей и предоставлении государственных гарантий). Опасность коррупции и злоупотреблений при реализации земельных участков при использовании их в качестве объек! а залита.

Воздействие на самообеспеченность крымского региона государственного регулирования (льготное кредитование, налогообложение, региональные программы развития, инвестиционные программы, программы развития отдельных отраслей с-х., программы развития сельскохозяйственной науки), племенной работы IT селекции

Повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства при условии .эффективною государстве иного регул ировш i кя (госфинанс и-ровалие социально важных, по убыточных отраслей; субсидирование. льготное налогообложение).

Низкий уровень цен на аграрную продукцию. Риск нарушения принципов продовольственной безопасности региона из-за отсутствия надежных и эффективных программ содействия развития отечественного агропроиз-водета а, ослабление материально-технического обеспечения а грофор мирован ий.

Оптимальное сочетание рыночного и государстве иного регулирования позволит обеспечить стабильное развитие агропромышленного комплекса, повысить эффективность функционирования рынка и сельскохозяйственной продукции.

Дефицит бюджета и нестабильность экономического курса являются основными угрозами, которые не позволят в полном объеме ос у| несг вить ф ива ней -рование уже принятых а гро про до в о л ьс тв ен н ы х программ и разработку новых инвестиционных проектов в сфере АПК.

Продолжение таблицы 3

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы

Уровень сертификации и стандартизации агропродовольст венной продукции, контроль качества л безопасности аграрной продукции Разработаны отечественные стандарты в области безопасности и качества аграрной продукции. Разработана система законодательных а кто в пи вон росам серт ификации и стандартизации продукции, контроля качества и защите прав потребителей. Неэффективная система контроля качества и безопасности пищевых i роду ктон, Отсутствие законодательной базы по »опросам органического земледелия. Повышение региональной приди в ол ьстеснн о й безопасности государства на основе наращивания производства качественных продуктов питии я. Рост потребления некачественного продовольствия и пищевых Отравлений. Процедуры стандартизации и сертификации проводятся недостаточно зф-фекгивно.

Уровень организации и мотивации труда в аграрных предприятиях. Формы, виды и уровень оплаты труда, с с соответствие напряженному груду п сел >.скохозя не сенном производстве Применение новых мотав анионных подходов, которые основываются на учете и использовании жономиче-ских, социальных и социально-пси холоппеских аспектов современного производства. Низкий уровень заработной платы в сравнении с общегос уда рстве нн ым. Миграция населения в городя. Миграция крымского населения в другие регионы России. Повышений уровня заработной платы поз в шит защитить наиболее низкооплачиваемых работников, а также ч у ветви-тельных категорий населения, работающих но найму в сельском хозяйстве. Спад производительности труда в аграрных предприятиях. Низкий уровень мотивации персонала сельскохозяйственных предприятий, включая руководителей.

Структура национального потребления продуктов питания, оценка доли и каче.'тва импортной продукции, ее влияние на конкурентоспособность национальной i [редукции Расширение ассортимента предлагаемых на рынке продовольственных товаров. Активное имиортота-мещгние продовольственных товаров как естественная реакция па зарубежные санкции в отношении России и Крыма. Недостаточность государе твен ното регул иро -ванн я производства и реализации, новых средств государственной Поддержки, низкое качество сырья и вепомога-те льны х матери а поп Увеличение ассортимента. Модели экспорта продуктов питания позволят ограничить вывоз продукц(Ш реги она (прежде всего зерновой продукции) для обеспечения собственных потребностей Крым п. Угроза усиления продовольственной зависимости Крыма. Уменьшение о бъемов производства сельскохозяйственной продукции, убыточность производств а, недоиспользование производственных мощностей пере paña тина ющйй п редп ри-ятий, низкая платежеспособностью граждан

Развитие современных технологий прошв оде тв а с ель скохоая йе твеш-пой продукции, перспективы их обновления на ресурсосберегающей основе Использование новейших технологий еелы;кохозлйс таенного произвол сгиа. техническое перевооружение производства, ведущие к 'экономному использованию ресурсов, рост у производительности труда, сокращению издержек: производства, Ухудшение возможностей рас им peí i пого вое -производства из-за нару-шекия ценовых соэтда-дюний, особенно роста цен на эшрторееурсы, в том числе — бензин и дизельное топливо. Внедрение более интенсивных технологических процессов и стремление получить более высокое качество продукции. Повышения технической оснащенности сельского хозяйства. Си ижен ис гос ударствен ной поддержки, нарушение паритета цен на промышленную и сельскрхрзяйственную продукцию, сокращение выпуска сельскохозяйственной техники, отсутствие контроля и бездумное применение удобрений, средств защиты растений.

M 00

* Составлено авторами

• Сокращаются расходы на развитие мелиоративного комплекса Республики Крым. Расходы на проведение гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий уменьшились с 780 млн. руб. в 2020 году до 31 млн. руб. в 2022 году. В последние два года не проводится финансирование защиты сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий.

• В 2021 и 2022 годах программой не предусмотрены расходы на мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие системы постоянного мониторинга сельскохозяйственных угодий снижает эффективность их использования.

Показатели, характеризующие развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым можно сгруппировать в пять групп индикаторов (табл. 5).

Негативную динамику или низкий уровень развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым отображают следующие показатели по группам индикаторам:

1. Индикаторы благосостояния и уровня доходов сельских жителей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соотношение среднемесячных ресурсов сельских домохозяйств в 2022 году составляло лишь 84,3 % от уровня ресурсов городских домохозяйств;

• доля площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах составляла в 2022 году 56 % от их общей площади.

2. Индикаторы расширенного воспроизводства, инвестиций и инноваций:

• площадь закладки плодовых многолетних насаждений в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2020-2022 годы сократилась почти вдвое с 2,01 до 1,19 тыс. га; площадь закладки уменьшилась с 94,6 до 49,5 га (или на 47,7%);

• площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем за 3 года сократилась в 8,5 раз.

3. Индикаторы производства продукции сельского хозяйства и рыбоводства:

• производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 15,1 тыс. тонн.

4. Индикаторы доходности сельхозпроизводства и эффективности использования финансовых, трудовых и земельных ресурсов: рентабельность сельскохозяйственных организаций:

• Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2022 году составила 6%, что в 2 раза меньше уровня 2020 и 2021 года (соответственно 12,5 и 12,6%). Так как 2022 год по своим погодным условиям был благоприятным для сельскохозяйственного производства, низкий показатель эффективности может быть обусловлен несбалансированностью цен на сельхозпродукцию и элементами затрат на её производство; недостаточностью сумм господдержки; наличием потерь и непроизводственных расходов в аграрной сфере.

ВЫВОДЫ

Систематизация данных экономического анализа агропромышленного комплекса Республики Крым позволяет утверждать, что продовольственная безопасность региона формируется под воздействием факторов макро-; мезо- и микроуровней: макроэкономический уровень определяет основные условия функционирования всей хозяйственной системы; мезоуровень формирует перспективы развития различных отраслей сельского хозяйства и сферы переработки агропродоволь-ственного сырья; на микроуровне продовольственная безопасность обретает свою завершающую форму посредством производства конкурентоспособной аграрной продукции, выбор шторой определяется соотношением цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предыдущих двух уровнях и от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их способностей использовать собственные ресурсы и сравнительные региональные общехозяйственные преимущества.

Механизм обеспечения продовольственной безопасности крымского региона формируется под влиянием рынка аграрной продукции при государственной поддержке сельскохозяйственных то-

179

Se ю

Таблица4. Анализ расходования средств при выполнении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым *

Р

-г о»

S

К)

о

К)

00 О

Наименование показателя

Расходы на реализацию госпрограммы развития сел и; кого хозяйств и регулирования рынка С.-х. Продукций, Сырья И продовольствия РК

• план, тыс. руб.

• факт, гыс, руб.

• процент выполнения, %

] 'ас ходы на реализац ию подпрограммы 1: «Развитие отраслей агропромьлпленного комплекса»

• план. тыс. руб.

• факт, тыс. руб.

• процент выполнения, %

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Показатели

3 419 176,1

4 500 476,4 131,62

2 183 576,5 2 222 432.6 101,78

Детализация

Показатели

Два основных мероприятия подпрограммы: «Поддержка отдельных отраслей растениеводства и животноводства» и «Стимулирование раз-вития приоритетных отраслей АПК» фактически оказались не выполнены, хотя на их реализацию суммарно было использовано 1 994,74 млн руб. {или 90% суммарных расходов по диграммы) . Причина: не благо приятые погодные условия (возвратные весенние заморозки, почвенная засуха, град), что повлекло за собой резкое снижение производства продукции сельского хозяйства.

2 608 758,6 2 762 990.0 105,91

2 092 944.8 2 1 И 283,9 100,90

Детализация

Показатели

Детализация

3 049 085,0 3 054007.4 100,16

Фин. поддержку на сумму 819.7 млн руб. получили 298 сельхозпроизводителей по направлен иям:

• племенное, мясное и молочное животноводство;

• тонкорунное и полутонко-рупное овцеводство;

• компенсация затрат на страхование сельхозпроизводства;

• компенсация расходов на приобретение элитных семян Субсидии па развитое прнери-тетных отраслей общую сумму 947,0 млн. руб. получили 83 сельхозпроизводителя по па-правлениям:

• закупка посадочного материала,

• закладка и содержание многолетних насаждений;

• развит не материал ь но-техннческой базы

Фин. поддержку на сумму 908,4 млн. руб. получили 307 сельхозпроизводителей по направлениям:

• проведение агротехнологиче-2 736 593,8 ских работ;

2 736 545.3 • элитное семе нов о лет о;

99,99 • племенное, мясное и молочное ж и воз новодел во;

• компенсация затрат на страхование сельхозпроизводства.

В целях стимулирования развития приоритетных отраслей АПК и разни 1ия малых форм хозяйствования сумма субсидий в 854,8 млн. руб. предоставлена 66 сельхозпроизводителям, Отсутствует финансирование мероприятия «Возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов»

Я' и ^ ►в- S:

Je-fe

Щ I

о »

ё о

13 а

Я о К и

£ §

I |

I k

Н =5

a is

л s

¡ I

i ^

s s

>8 и

я S

o °

S S

S 2

п> б

ti я

P 2

о К

s a

o a

я Я

о с:

» : Я!

ш в

» о

S ^

13 м

п> „

<-> 13

^ р

я ®

13 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о d

S тз р

S о

8

td о о .©.

а ъ

7 Е

Наименование показателя

2020 г.

202) г.

Продолжение таблицы 4

2022 г.

Показатели

Детализация

Показатели

Детализация

Показатели

Детализация

Расходы па реализацию подпрограммы 2: «Стиму-лирование инвестиционной деятельности All К»

• план, тыс.руб.

• факт, тыс, руб.

• процент выполнения, %

Расходы на реализацию подпрограммы 3: «Комплексное развитие сельских территорн й»

• план, тыс. руб.

• факт, тыс. руб.

• процент выполнения, %

Введено в действие 3 объекта аг ро лром ы лт л енн ого к ом ппек-са, построенных и модернизированных в 2020 г.

221 248,9 940 933,7 425,28

0,0 0,0 0,0

21X 200,7 220 896,2 101,24

94% (или 207,0 млн. руб.) расходов подпрограммы направлено на благоустройство сельских территорий.

При эт ом:

• не строительство жилья в сельской местности выделено 0 руб. ;

• на развитие инженерной инфраструктуры сельской местности — выделено 0 руб.;

• на улучшение жилищных услозий сельских жителей — 13,9 млн. руб.. что соответствует приобретению жилья площадью 518м2

87 460,5 101 939,1 ! 16.6

Конкурсный отбор для компенсации затрат на строительство и модернизацию объект® АПК проводило М инист ерезво сельского хозяйства Российской 38 798,2 Федерации, заявки от инвесте- 43215 5 ров Республика Крым не пода- ] 1 ] 39 вались, что говорит о недостаточной осведомлённости крымских инвесторов

97% расходов подпрограммы направлено на благоустройство сельских территорий.

При этом:

• на строительство жилья в 16 051,4 сельской местности выделено0 16 742,4 руб.; ] 04,31

• на развитие инженерной инфраструктуры сел ж к ой местности — выделено 0 руб.;

• на улучшение жилищных условий сельских жлтелей — 3,0 млн. руб., что соответствует приобретению жилья площадью 93 !»г

Сумма раеходок представляет собой компенсацию прямых понесенных затрат на строительство 2 щодохранилищ, сумма в рамках Республики Крым — недостаточна для активизации инвестиционной де ягельности

Сумма на развитие сельских территорий недостаточна, основная её часть — 15 млн. руб. выделена на установку детских и спортивных площадок. При этом:

• на строительство жилья в сельской местности выделено 0 руб.;

• на развитие инженерной инфраструктуры сельской местности — выделено 0 руб.;

• на улучшение жилищных условий сельских жителей — 1,79 млн. руб., что соответствует приобретению жилья площадью 53 м — на весь Крым_

Расходы па реализацию подпрограммы 4: «ОфАктивное вовлечение в оборот зем ель се лье к охо зяйс таенного назначения И развитие мелиоративного комплекса Республики Крым»

• плав, тыс. руб.

• факт, тыс, руб.

• ироп дат вы пол пени я, %

460 331,0 780 765,5 169.61

Введено в эксплуатацию 3,6 тыс. га мелиорируемых земель За счет проведения культуртсхничееких мероприятий вовлечено в оборот 1 123,6 ге выбывших сельхозугодий. Обеспечена защита и сохранение земель от ветровой эрозии и опустынивания за счет посадок лесополос па площади 18,2 га

217 082,4 340 238,0 156.7

I [оддержку получили 32 сельхозпроизводителя. Введено в эксплуатацию 2,3 тыс. га мелиорируемых земель Не проводились мероприятия по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения

30 958,1 30 958,1 100,00

Подчержку в рамках подпрограммы на гидромелиоративные и -технические мероприятия получили только 7 товаропроизводителей Республики Крым, не предусмотрены расходы на агролесомелиоративные мероприятия

Sc ю

р

-г о»

S

К)

о

К)

Наименование п ока зате л я

Расходы на реализацию подпрограммы 5: («Развитие малых форм хозяйствования))

• план, тыс. руб.

• факт, тыс. руб.

• процент выполнения, %

00

ISJ

Исходы на мероприятия по обеспечению реализации Государственной программы, не вошедшие в подпро-г рам мы

• план, тыс. руб.

• факт, тыс. руб.

• процент выполнения, %

2020 г.

2021 г.

Продолжение таблицы 4 2022 г

I Кжаштели

168 7442 168 744,2 100,0

167 074,Я 166 7042 99,78

Детализация

1 (оказатели

Государственную поддержку получило 21 КФХ и сельхозкооператива. Создано 6 сельскохозяйственных кооперативов

38 182,9 38 182,9 100.0

Из суммы расходов:

• па руководство и управление в сфере сельского хозяйства РК использовано 111 млн. руб. (или 67%);

• на поддержку и развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса — 22,3 млн. руб. (13%);

• на приобретение технических средств й оборудования для осуществления контрольно-надзорных функций — 1,7 млп. руб. (1%).

173 088,0 171 346,1 99,0

Детализация

I Указатели

Из 4-х мероприятий подпрограмм ы осу тес 1 влилось финансирование только одного мероприятия. Отсутствует финансирование мероприятий:

• «Создание системы поддержки фермеров и разви гие се л ьсшй кооперации»

• «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации»

• «Развитие сельского ту-ризма»_

47 521,0 47 521.0 100.00

Основная сумма расходов подпрограммы (67%) (115 млн. руб.) приходится на управление в сфере сельского хозяйства; 18% (30,7 млн. руб.) — на обеспечение подведомственных учреждений. Не предусмотрены расходы на мониторинг земель сельхозназначения, расходы на капитальный ремонт объектов государственной собственности РК

179 162,5 179 025,3 99,92

Детализация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2/3 всех средств подпрограммы выделено па реализацию регионального проекта «Акселерация с убт. ектов ма лог о и с редне го предпри ним ателье тв л»; при реа -лизации подпрограммы не предусмотрены расходы на поддержку фермерства и развитие сельской коопераци и

Из суммы расходов 64% (115 млн, руб.) приходится на управление в сфере сельского хозяйства; 17% {30,5 млн. руб.) — на обеспечение подведомственных учреждений: по больше, чем суммарные расходы на подпрограммы 2, 3, -1 и 5. Не предусмотрены расходы на мониторинг с/х земель, это мероприятие проводилось в 2020 году, т. о. нет системы и регулярности в проведении мониторинга

St и ^ ►в- S:

Je-s

Щ I

о St

ё о

13 а

S о S м

£ §

I |

I k

Н =5

а is

Ol s 11

I ^

s Ä

>8 и

s S

о °

S S

S 2

n> ö

13 s

P 2

о К

s а

о s

Я Я

О с:

м : St

ш в

В о

S ^

13 м

п> „

^ р

S ®

13 S

о d

S 1з

Р

S о

8

td о о .©.

а ^

7 Е

Таблица 5. Достигнутые индикаторы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым *

Наименование показателя | 2020 г. | 2021 г. 2022 г.

1. Индикаторы благосостояния и уровня доходов сельских жителей

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности, руб. 14 500,0 19 981,7 20 445,9

Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), руб. 31 543,9 39 000,0 44 900,8

Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств (на конец года), % н/д н/д 84,3

Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах (на конец года), % н/д н/д 56,05

2. Индикаторы расширенного воспроизводства, инвестиций, инноваций, в т.ч. внедрения современных технологий производства сельхозпродукции

Площадь закладки плодовых многолетних насаждений в сельскохозяйствен-

ных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индиви- 2,007 0,709 1,19

дуальных предпринимателей, тыс. га

Площадь закладки виноградников в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. га 0.801 0,959 2,025

Площадь закладки эфиромасличных насаждений в сельскохозяйственных

организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивиду- 94.6 60,0 49,5

альных предпринимателей, га

Объем реализованной продукции овощеводства защищенного грунта собственного производства, выращенной с применением технологии досвечи-вания. тыс. тонн н/д 6,9

Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. мест 6,5 6,8 7,1

Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, занятой семенами сортов растений, % 4,6 4,3

Площадь закладки элитного маточника подвойных лоз винограда, га 4,86

Ввод в действие построенных и модернизированных мощностей объектов агропромышленного комплекса, единиц 3 — 1

Площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет рекон-

струкции, технического перевооружения и строительства новых мелиора- 3 602,3 2 296,4 421,4

тивных систем общего и индивидуального пользования, га

Вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий, га 1 123,6 387,1 551,9

3. Индикаторы производства продукции сельского хозяйства и рыбоводства

Валовой сбор зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн 908,3 1 411,8 1 926,50

Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн 66,3 51,4 90,40

Валовой сбор овощей в зимних теплицах в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей. тыс. тонн 12,0 12,9 31,10

Валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн 92,0 123,9 137,60

Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех кате-

145,1 143,1 130,0

Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн 202,8 193,3 198,3

Объем произведенной шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, реализующих продукцию отечественным перерабатывающим организациям, тыс. тонн 0.0808 0,081 0,081

183

Продолжение таблицы 5

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, тонн 4 656,0 4 959,0 4 800,0

4. Индикаторы доходности сельхозпроизводства и эффективности использования финансовых, трудо вых и земел ьныхресурсов

Рентабельность с/х организаций (с учётом субсидий) 12,5 12,6 6,0

Удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в общем объеме сельхозугодий, % 15,1 12,09 11,57

5. Индикаторы эффективности управления развитием агропромышленного комплекса и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции

Процент освоения лимита бюджетных средств на поддержку агропромышленного комплекса, % 99,99 99,9 99,994

Участие в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, ед. 2 2 1

Количество молодых специалистов, завершивших обучение по образовательным программам аграрного профиля и трудоустроившихся в агропромышленном комплексе Республики Крым и получивших единовременную выплату, чел. 95 94 95

На сером фоне в графах таблицы размещены показатели, имеющие негативную тенденцию развития или низкий уровень

* Составлено и рассчитано на основании [1, 2, 3]

варопроизводителей, активной социальной политике государства и эффективной стратегии развития хозяйствующих субъектов. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности должны выполнять стимулирующую и социальную функции, действовать в направлениях повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и развития сельских территорий. Целесообразно выделение двух уровней функционирования социально-экономических механизмов обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым: механизмы развития аграрных районов, гарантирующие стабильность численности сельского населения и позитивные демографические процессы, а также механизмы развития агропродоволь-ственных рынков и оптимизации внутрихозяйственных отношений аграрных производителей.

Влияние внутрихозяйственных механизмов на уровень продовольственной безопасности — неоднозначно. Маркетинговая политика большинства сельскохозяйственных предприятий — неэффективна, недостаточно исследуются и осваиваются новые рынки сбыта и рынки поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, затовариванию продукцией и появлению убытков; отсутствие инноваций ведет к увеличению издержек производства; отмечается недостаточная ресурсосберегающая направленность применяемых технологий.

На основании проведенной экономической оценки и SWOT-анализа факторов, воздействующих на продовольственную безопасность крымского региона, можно сказать, что обеспечение населения достаточным, качественным и доступным продовольствием является не только социальной, но также экономической и даже политической проблемой, которая десятилетия оставалась нерешенной. Недостаточный уровень потребления основных продовольственных товаров, несбалансированность пищевого рациона, значительная дифференциация потребления продовольственных товаров, между отдельными группами населения, низкий уровень качества и безопасности продовольствия привел к изменению производственных и финансовых индикаторов, а именно — существенно выросли цены на основные ресурсы, что привело к ценовому дисбалансу цен на элементы затрат и продукцию сельского хозяйства. Функционирование хозяйствующих субъектов АПК осуществляется в сложных условиях внешней среды; велико значение внешних факторов при выборе объёмов, форм и направлений государственной поддержки аграрного сектора. Ключевыми факторами успеха политики обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях должны стать: прикладные исследования, обновление производи-

184

тельных сил и технологий, модернизация средств производства, реализация резерва научно-технического потенциала, всемерное совершенствование производственной и социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годовой отчет за 2020 год о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/structure/f3dc184f-7f69-4480-a26d-10c4ef4edb5d (дата обращения: 14.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Годовой отчет за 2021 год о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/structure/9111c267-bfaa-46fe-8eb6-7cf6a0bb2fe0 (дата обращения: 14.09.2023).

3. Годовой отчет за 2022 год о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/documents/3ee6ec42-b9c6-42d7-ae08-cee3b 1b4a3fa (дата обращения: 14.09.2023).

4. Инвестиции в основной капитал по Республике Крым (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/folder/275311 (дата обращения: 14.09.2023).

5. Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец отчетного года по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/folder/27520 (дата обращения: 14.09.2023).

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 14.09.2023).

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. — М., 2021. — 1112 с. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. — М., 2022. — 1122 с. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

9. Республика Крым в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. [Электронный ресурс] / Крымстат- С., 2020 — 218 с. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Республика%20Крым%20в%20цифрах.%202019 %20САЙГ^ (дата обращения: 14.09.2023).

10. Республика Крым в цифрах. 2020: Крат.стат.сб. [Электронный ресурс] / Крымстат- С., 2021 — 226 с. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ owk7CaUm/Республика%20Крым%20в%20цифрах.% 202020.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

11. Республика Крым в цифрах. 2021 : Крат.стат.сб. [Электронный ресурс] / Крымстат- С., 2021 — 202 с. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/РК%20в%20цифрах.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

12. Республика Крым в цифрах. 2022: Крат. стат. сб. [Электронный ресурс] / Крымстат-С., 2023 — 213 с. — Режим доступа: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Крым%20в%20цифрах%20САЙТ.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

SPtSOKLTTERATURY

1. Godovoj otchet za 2020 god o hode realizatsii i otsenke effektivnosti Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produktsii, syr'ja i prodovol'stvija Respubliki Krym [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/structure/f3dc184f-7f69-4480-a26d-10c4ef4edb5d (data obraschenija: 14.09.2023).

2. Godovoj otchet za 2021 god o hode realizatsii i otsenke effektivnosti Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produktsii, syr'ja i prodovol'stvija Respubliki Krym [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/structure/9111c267-bfaa-46fe-8eb6-7cf6a0bb2fe0 (data obraschenija: 14.09.2023).

3. Godovoj otchet za 2022 god o hode realizatsii i otsenke effektivnosti Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produktsii, syr'ja i prodovol'stvija Respubliki Krym [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/documents/3ee6ec42-b9c6-42d7-ae08-cee3b1b4a3fa (data obraschenija: 14.09.2023).

4. Investitsii v osnovnoj kapital po Respublike Krym (bez sub»ektov malogo predprinimatel'stva i ob»joma investitsij, ne nabljudaemyh prjamymi statisticheskimi metodami) [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/folder/275311 (data obraschenija: 14.09.2023).

185

5. Nalichie osnovnyh fondov po polnoj uchetnoj stoimosti na konets otchetnogo goda po vidam ekonomicheskoj dejatel'nosti [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/folder/27520 (data obraschenija: 14.09.2023).

6. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2020: Stat. sb. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (data obraschenija: 14.09.2023).

7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2021 : Stat. sb. [Elektronnyj resurs] / Rosstat. — M.,

2021. — 1112 s. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

8. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2022: Stat. sb. [Elektronnyj resurs] / Rosstat. — M.,

2022. — 1122 s. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

9. Respublika Krym v tsifrah. 2019: Krat.stat.sb. [Elektronnyj resurs] / Krymstat- S., 2020 — 218 s. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Respublika%20Krym%20v%20tsifrah.%202019%20SAJT.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

10. Respublika Krym v tsifrah. 2020: Krat.stat.sb. [Elektronnyj resurs] / Krymstat- S., 2021 — 226 s. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/owk7CaUm/ Respublika%20Krym%20v%20tsifrah.%202020.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

11. Respublika Krym v tsifrah. 2021: Krat.stat.sb. [Elektronnyj resurs] / Krymstat- S., 2021 — 202 s. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/RK%20v%20tsifrah.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

12. Respublika Krym v tsifrah. 2022: Krat. stat. sb. [Elektronnyj resurs] / Krymstat — S., 2023 — 213 s. — Rezhim dostupa: 82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Krym%20v%20tsifrah%20SAJT.pdf (data obraschenija: 14.09.2023).

Статья поступила в редакцию 20 октября 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.