УДК 338.43
Экономическая оценка готовности предприятий АПК к инновационному
развитию
Осмоловская Светлана Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»
Аннотация. В исследовании раскрыты направления инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики, разработана и апробирована методика экономической оценки готовности предприятий к инновационному развитию, позволяющая своевременно выявлять возникающие риски и принимать обоснованные управленческие решения для корректировки ситуации.
Ключевые слова: инновации, агропромышленный комплекс, стратегия, методика, экспертная оценка.
В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. инновационное развитие агропромышленного комплекса предопределяет его конкурентоспособность и готовность функционировать в условиях глобализации экономики [1]. Реализация целевого сценария характеризуется усилением инновационной направленности сельского хозяйства, модернизацией материально-технической базы аграрного сектора и предполагает увеличение инновационных факторов при повышении эффективности использования человеческого капитала на рубеже 2020-2022 гг. Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.
В настоящее врем исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса [2]. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения инновационного развития [3].
Не существует инновационной стратегии развития единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии развития для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов [4]. Формирование стратегии инновационного развития в общем виде можно определить как процесс разработки целей инновационного развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели [5].
Выбор инновационной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы степени её жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.
Степень соответствия избранной предприятием стратегии инновационного развития общим тенденциям, происходящим в предпринимательской среде, в решающей степени определяет и его конкурентоспособность [6]. В хозяйственной практике выделяют четыре уровня конкурентоспособности предприятий. К первому уровню конкурентоспособности можно отнести небольшие предприятия, получившие «нишу» рынка. Они видят свою задачу лишь в том, чтобы выпускать продукцию определенного вида, четко выполнять намеченный производственный план, не заботясь ни о каких инновационных сюрпризах для потребителей конкурентов. Однако как только такое предприятие начинает расти, увеличивать масштабы своего производства, то или оно перерастает «нишу» рынка, на которую первоначально работало и вступает в конкуренцию на другом сегменте рынка, или первоначальная «ниша» рынка развивается в растущий рынок и становится при-
влекательной для других производителей. В этом случае необходимо позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области качества, точности поставок, цен, издержек производства, уровня обслуживания и т.п. Поэтому наилучшим вариантом инновационной стратегии для предприятий этого уровня считается постоянный поиск все новых и новых «ниш» рынка. Именно такой подход, представляющий собой простейшую форму диверсификации производства и хозяйственной деятельности предприятий, позволяет им поддерживать свою конкурентоспособность и остаться на «плаву».
Предприятия второго уровня конкурентоспособности - «следующие за лидером». Они стремятся максимально заимствовать все те инновационные технические приемы, технологии и сырье, методы организации производства, что и ведущие предприятия отрасли. Однако многие из них неизбежно оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы делового поведения, целиком базирующиеся на заимствовании передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям даже при самом незначительном усилении внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, они постепенно эволюционируют до третьего уровня конкурентоспособности, при котором система управления начитает активно воздействовать на производственные системы, содействует их инновационному развитию. Успех конкурентной борьбе предприятий этого уровня становится уже не столько функцией производства, сколько управления (зависит от качества, эффективности управления организации производства в самом широком смысле).
Предприятия, которым удалось достичь четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Фактически это компании мирового уровня, известные во всех странах мирового уровня, своей инновационной продукцией высочайшего качества.
Сегодня многие высшие менеджеры российских предприятий пытаются внедрить стратегическое управление в деятельность своих организаций, предполагающее организацию работы предприятия в соответствии с выбранной инновационной стратегией. Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся внешней среде, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач организации системы управления в целом.
Однако прежде чем разрабатывать стратегию, на базе которой осуществляется инновационное развитие предприятия, необходимо оценить готовность предприятия именно к такому, инновационному подходу в управлении.
Накопленный опыт проведения маркетинговых исследований позволяет выявить несколько признаков, степень проявления которых в деятельности предприятия характеризует его готовность к инновационному развитию. Эти признаки проявляются на предприятии в разной мере и характеризуют в конечном итоге его конкурентные преимущества:
1) Определенность миссии. Наличие представления о тех инновационных целях, которые предприятие желает достичь в будущем, то есть наличие разработанной миссии предприятия, согласованной с притязаниями собственников и оформленной в виде заявления о миссии предприятия.
2) Определенность целей стратегического развития предприятия, которые должны быть оформлены в виде документов, где последовательно излагается концепция инновационного развития предприятия на определенный период.
3) Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации. Управленческая реакция на внешние угрозы должна опережать их появление, опираясь на изучение «слабых сигналов», т.е. признаков возможного проявления угрозы, иначе самые правильные, но запаздывающие решения становятся бесполезными. Предприятие должно иметь возможность своевременного распознавания проблем и владеть механизмом их решения.
4) Работа по повышению конкурентоспособности предприятия. Наличие четкого и единого понимания конкурентных преимуществ и слабых сторон предприятия. На предприятии должен вестись постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения его конкурентоспособности. Самоуспокоенность менеджмента по поводу конкурентоспособности предприятия - тревожный симптом. Стратегия инновационного развития, даже самая лучшая, должна постоянно корректироваться в зависимости от вновь поступающей информации, иначе по прошествии времени она может потерять свою эффективность.
5) Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям подразумевает наличие различных по составу и качеству ресурсов для реализации разных рыночных возможностей. Потенциал организации должен подстраиваться под открывающиеся возможности с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить устойчивые позиции на рынке.
6) Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических инновационных задач предприятия. Текущее управление должно быть продолжением, конкретизацией инновационного стратегического управления и осуществляться в рамках действующей стратегии. В противном случае, интересы функциональных подразделений начинают преобладать над интересами предприятия в целом.
7) Организационное разделение задач стратегического инновационного управления от задач оперативного управления. Речь идет о разграничении штабных и линейных функций, освобождении высших руководителей от решения оперативных задач. Нельзя допускать, чтобы задачами стратегического инновационного и оперативного управления на предприятии занимались одни и те же менеджеры.
8) Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам инновационного развития. Такие подразделения не участвуют в решении задач оперативного управления, а осуществляют консультирование высших менеджеров по вопросам стратегического инновационного управления (например, отдел стратегического инновационного развития).
9) Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач. Внешние консультанты обладают определенной независимостью, а, следовательно, с большей степенью объективности могут оценить состояние проблемных вопросов инновационного развития на предприятии.
10) Постоянное информирование персонала о стратегических инновационных целях и планах предприятия. Периодическое напоминание сотрудникам о миссии, информирование о стратегических инновационных целях и планах предприятия способствует мотивации более высоких достижений в деятельности персонала.
11) Высокий уровень корпоративной культуры, предусматривающий гармонизацию интересов предприятия и интересов различных групп и категорий работни-
12) Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения, укомплектованного квалифицированными кадрами. Это подразделе-
ние (служба) должно на основе учета и анализа факторов внешней и внутренней среды предприятия формировать инновационную стратегию.
Степень проявления рассмотренных признаков в деятельности предприятия как нельзя лучше характеризует уровень его готовности к инновационному развитию или «стратегичность» предприятия [7].
Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность предприятия к использованию принципов и методов инновационного развития, производилось экспертным путем методом Дельфи. Этот метод относится к классу методов группового экспертного оценивания и основан на выявлении согласованного коллективного мнения в ходе индивидуального анкетного опроса экспертов. При этом в методе Дельфи сочетаются процедуры получения экспертной информации с эффективной обратной связью, позволяющей экспертам корректировать свои суждения. Одной из отличительных особенностей метода является анонимность ответов, введенная с тем, чтобы суждения экспертов основывались лишь на собственных предпочтениях и при этом другие мнения не влияли на эксперта. Мы рассмотрели, как проявляются вышеуказанные признаки на перерабатывающих предприятиях молочного подкомплекса АПК Вологодской области.
В качестве экспертов привлекались менеджеры предприятия, что обеспечивает сохранение конфиденциальности, не требует дополнительных затрат времени и ресурсов, необходимых для привлечения сторонних специалистов. Менеджеры предприятия обладают знаниями местных условий и специфики, но, с другой стороны, они менее подготовлены к экспертной работе, что требует дополнительного разъяснения сущности и методики проведения экспертного опроса, а также учета особенностей ответов при обработке экспертной информации.
Для экономической оценки готовности предприятия к инновационному развитию, менеджерам предложено оценить степень проявления каждого признака в деятельности предприятия - выставить оценки соответствующие степени проявления того или иного признака:
«5» - если данный признак на предприятии полностью проявляется;
«4» - если данный признак проявляется не полностью;
«3» - если данный признак проявляется слабо;
«2» - если данный признак не проявляется.
Общая оценка степени готовности представляет собой предприятия средневзвешенный балл (формула):
1 тем
,
где S - балльная оценка j-го эксперта степени проявления Ьго признака; п - количество экспертов;
- коэффициент важности ¡-го признака, определяемый по правилу; = 1 - если ¡-й признак «менее важный»;
^1=2- если ¡-й признак «важный»;
= 3 - если ¡-й признак «очень важный»;
т - сумма рассматриваемых признаков (в баллах). Степень готовности предприятия к инновационному развитию оценивается
как:
• очень высокая, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал (Ьнп + 0,25 (Ьмакс - Ьнп) - Ьмакс ) = (4,25-5), где Ьмакс -средневзвешенный балл, соответствующий случаю полного соответствия всех признаков оптимальному состоянию, Ьнп — средневзвешенный балл, соответствующий случаю неполного соответствия всех признаков оптимальному состоянию;
• высокая, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал (Ьср - Ьнп + 0,25 (Ьмакс- Ьнп)) = (4,12 - 4,25), где Ьср = (Ь макс + Ьмин)/2;
•умеренная, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал (Ьмин + 0,75 (Ьсл - Ьмин) - Ьср ) = (2,75 - 4,12), где Ьмин - средневзвешенный балл, соответствующий случаю полного несоответствия всех признаков оптимальному состоянию, Ьсл - средневзвешенный балл, соответствующий случаю слабого соответствия всех признаков оптимальному состоянию;
• низкая, если полученный средневзвешенный балл попадает на ин тервал (Ьмин - Ьмин + 0,75 (Ьсл - Ьмин)) = (2 - 2,75).
Проведенная экономическая оценка перерабатывающих предприятий молочного подкомплекса в целом по Вологодской области говорит о том, что их готовность к инновационному развитию оценивается, как умеренная ^ = 3,1). Среди двадцати анализируемых предприятий 15% получили высокую оценку: ПК «Вологодский молочный комбинат», ОАО «Череповецкий молкомбинат» и АО УОМЗ ВГМХА; 50% - умеренную, ООО МЗ «Устюгмолоко» ^=3,7), ЗАО ПТК «Северное молоко» ^=3,3) и др.), а 35% - низкую ОАО «Тарногский маслозавод» ^=2,7), ООО «Нюксенский маслозаводе S=2,7).
Предприятиям, вошедшим в первую группу, можно продолжать инновационное развитие в рамках выбранной стратегии, а остальным рекомендованы мероприятия по повышению «стратегичности». Разработанная методика позволяет своевременно выявлять возникающие риски и угрозы отклонения от заданных параметров и принимать обоснованные управленческие решения для корректировки ситуации.
Список литературных источников:
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Медведева, Н.А. Сценарии развития сельского хозяйства региона / Н.А. Медведева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». - 2014. - № 3(35). - С. 60-65.
3. Медведева, Н.А. Методология сценарного прогнозирования развития экономических систем / Н.А. Медведева // Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2015. - 200 с.
4. Осмоловская, С.П. Формирование решений при стратегическом управлении производственной структурой на предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли АПК: дис. ... канд. экон. наук.: 08.00.05 / С.П. Осмоловская. - Вологда, 2003. - 214 с.
5. Медведева, Н.А. Качественная оценка риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий по промышленной переработке / Н.А. Медведева, Т.Н. Агапова // Экономический анализ: теория и практик. - 2005. - № 18. - С. 2-7.
6. Агапова, Т.Н. Анализ производственного потенциала и уровня риска на предприятиях по промышленной переработке молока / Т.Н. Агапова, Н.А. Медве-
дева // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 19. - С. 2-8.
7. Осмоловская, С.П. Развитие сельского хозяйства и АПК в целом в условиях вступления России в ВТО / С.П. Осмоловская // Инновационный путь развития предприятий АПК: сборник научных трудов по материалам VI Межрегиональной научно-практической конференции «Экономика региона: реальность и перспективы / Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. -2014. - С. 53-57.
References:
1. On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020": Order of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R // legal-reference system "ConsultantPlus". (in Russian)
2. Medvedeva N.A. Scenarios of development of agriculture of the region. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija «Jekonomika» [Bulletin of Volga region state University of service. Series "Economics"], 2014, no. 3(35), pp. 60-65. (in Russian)
3. Medvedeva N.A. Metodologija scenarnogo prognozirovanija razvitija jekonomicheskih sistem [Methodology of scenario forecasting of economic systems development]. Vologda-Molochnoe: IC VGMHA, 2015. 200 p.
4. Osmolovskaya, S.P. Formirovanie reshenij pri strategicheskom upravlenii proizvodstvennoj strukturoj na predprijatijah maslosyrodel'noj i molochnoj otrasli APK. Kand, Diss. [Development of solutions for strategic management of production structure in the dairy companies and the dairy industry APK. Can. Diss]. Vologda. 2003. 214p.
5. Medvedeva N.A., Agapova T.N. Qualitative risk assessment of financial and economic activities of enterprises in the industrial processing. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktik [Economic analysis: theory and practice], 2005, no. 18, pp. 2-7. (in Russian)
6. Agapova T.N., Medvedeva N.A. Analysis of production capacity and the level of risk at the enterprises for industrial processing of milk. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktik [Economic analysis: theory and practice], 2005, no. 19, pp. 2-8. (in Russian)
7. Osmolovskaya S.P. Development of agriculture and agribusiness in General, in the context of Russia's accession to the WTO. Trudy 6 Innovacionnyj put' razvitija predprijatij APK «Jekonomika regiona: real'nost' i perspektivy» [Proc. of 6th Interregional scientific-practical conference "the Economy of the region: reality and prospects]. Vologda: Institut social'no-jekonomicheskogo razvitija territorij RAN, 2014, pp. 53-57. (in Russian)
Economic evaluation of preparation of enterprises of agroindustrial complex for innovative development
Osmolovskaya Svetlana, Ph.D in Economics, Associate Professor of the Accounting and Finances Chair
e-mail: [email protected]
The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the "Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda"
Abstract: In the study the directions of innovative development of enterprises of agro-industrial complex under the conditions of economic globalization are revealed, the methods of economic evaluation of enterprises for innovative development have been developed and tested. They allow recognize arising risks timely and take reasonable managerial decisions for the correction of the situation.
Keywords: innovations, agroindustrial complex, strategy, method, expert rating.