Научная статья на тему 'Экономическая оценка экологических факторов утилизации и переработки нефтяного попутного газа'

Экономическая оценка экологических факторов утилизации и переработки нефтяного попутного газа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка экологических факторов утилизации и переработки нефтяного попутного газа»

ное экономическое пространство. Формирование единого экономического пространства на территории государства своим необходимым моментом имеет преодоление различий в социально-экономическом развитии регионов, так как региональные неравенства обусловливают возникновение и нарастание противоречий, как между регионами, так и между Центром и субъектами федерации, ведущие к дезинтеграции и конфедеративным процессам.

литература

1. БыловГ.В. Программа помощи депрессивным районам (проект концепции). М., 1995.

2. ГранбергА.Г. Региональное развитие Российской Федерации // Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Руководитель авторского коллектива и отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000.

3. Казаков Е. Оценка социально-экономического состояния депрессивных регионов // Экономист. М.: 1999.

4. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования ^ территориального развития. М.: УРСС, 2000.

ь 5. Матушкин С.Д. Закономерности развития экономических отношений мезоуровня в усло-(□ виях административно-территориального реформирования: Автореф. дисс. ... канд. экон. J наук. Ростов н/д, 2006.

^ 6. Пахомов В. Методологические основы санации депрессивных территорий. Екатеринбург: Z ИЭ Ур О РАН, 1998.

щ 7. Тяглов С.Г. Региональная экономика. Сер. Учебники и учебные пособия. Ростов н/Д: Фе-2 никс, 2001.

8. ШевченкоИ.В. Моделирование динамики выравнивания межрегиональных различий (микроэкономический аспект) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные § науки. 2000.

□ 9. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы Ш реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000. О 10. Helminen M. Finnish international taxation. WSOY, 2002.

ö 11. Tikka K.S. Tax competition and the welfare state: time to surrender or to reconsider // Liber ш Amicorum Sven-Olof Lodin. Kluwer, 2001.

CL

I

>

0

1 I

ш

m

I—

О

a ö

£

ГРОШЕВ А.Р., НИКИТИН Р.Г.

экономическая оценка экологических факторов

УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ НЕфТЯНОгО ПОПУТНОгО ТАЗА

о Минерально-энергетические ресурсы - это основной источник поступления энергии в ^ современные технологические процессы во всех отраслях народного хозяйства. Одной из о стратегических задач научно-технического прогресса является повышение полноты утили-о зации всех компонентов минерально-энергетического потока современного производства,

0 превращение его в возможно более замкнутый по отношению к окружающей среде (безотходный) технологический процесс. В этой связи важное значение приобретает рассмотрение минерально-энергетических ресурсов с точки зрения повышения комплексности, взаимосвя-

1 занности и полноты их утилизации. Проблема рационального использования минерально-о сырьевого энергетического потенциала является важнейшей в экономике страны.

™ При решении проблем хозяйственного развития жизненно важно применение критериев § «экологической надежности», обеспечивающих сохранение «равновесного» функциониро-ф вания «геотехнических систем» без разрушения природной основы их существования. Если развитие производства планируется без учета требований экологической надежности, то это о равнозначно выбору решений, в которых изначально предусматривается разрушение систе-о мы через некоторый интервал времени. Выбирая такие решения, общество не увеличивает 0) свое совокупное богатство, а определенно уменьшает его. Поэтому приоритет должен отда-

ваться требованию надежного сохранения равновесия природных систем, а не ближайшему экономическому интересу без учета экологических факторов.

Влияние экологического фактора на развитие экономических систем, в первую очередь можно выразить через категорию экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Обычно экономический ущерб рассматривается лишь как сугубо научная категория, а реальные суммарные величины потерь и дополнительных затрат из-за функционирования предприятий и пребывания населения в загрязненной среде не оцениваются. Частично экономический ущерб от экологических нарушений присутствует в расходах на медицинское обслуживание населения, на жилищно-коммунальное хозяйство, на сельское, рыбное, лесное хозяйство. Таким образом вуалируется единая причина соответствующих дополнительных затрат в этих сферах нарушения природной среды, что существенно затрудняет определение суммарного экономического ущерба.

Показатели экономического ущерба обычно определяются путем усреднения объемов ущербов по совокупности однородных объектов при известных размерах нарушений состояния окружающей среды либо такого же усреднения, но по размеру нарушения. При этом в понятие ущерба может быть вложено различное содержание (убытки объектов, расходы на ь ликвидацию загрязнения, дополнительные затраты на защитные мероприятия и т.д.). щ

Начиная с 60-х годов 20-го века во многих странах неоднократно предпринимались попытки определения хотя бы масштабов поддающихся учету потерь, вызванных ухудшением качества окружающей среды вследствие усиливающегося загрязнения. Ежегодный ущерб И только от загрязнения воздуха во Франции в 80-х годах 20-го века составлял около 1% ВВП, в Нидерландах - 2%. В США расходы на лечение заболеваний, вызванных загрязнением атмосферы в 70-е годы достигли суммы в 10 миллиардов долларов Шумовое загрязнение во о

П

Ш

Франции в этот же период явилось причиной 11% несчастных случаев и 15% потерь рабочего времени.

Систематизированную оценку потерь от разрушения окружающей среды попытались по- □ лучить в 1986 году немецкие специалисты. И хотя структура потерь, по их же признанию ^ оказалась далеко не полной по перечню статей, общая величина ущерба в 103,5 миллиарда О марок ФРГ составила около 6% валового внутреннего продукта страны начала 80-х годов. 0 По некоторым оценкам, к началу 90-х годов в промышленно развитых странах Европы Ей ежегодный ущерб от загрязнения окружающей среды составлял уже 4-8% ВВП, в том числе § в странах ЕС 6-8%. ^ Теоретические и практические исследования по экономической оценке ущерба от за- § грязнения окружающей среды в бывшем СССР начали проводиться в конце 60-х - начале 70-х > годов. Первые работы были выполнены в Сумском филиале Харьковского политехнического 2 института по оценке ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в г. Сумы и г. Мариуполь в ^ 1969-1971 гг. Значительный вклад в развитие данного научного направления внесли работы $ профессора О.Ф. Балацкого и профессора Л.Г. Мельника. о В 1983 году была подготовлена «Временная типовая методика определения экономичес- о кой эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей природной сре- £5 ды». Методика и различные ее модификации используются для определения экологического £5 ущерба и в настоящее время. ^ В этой методике экономический ущерб четко определяется как денежная оценка отрица- § тельного воздействия загрязнения и других нарушений природной среды на реципиентов. о Дополнительные затраты разделяются на два вида: затраты на предупреждение воздействия о-нарушенной среды на реципиентов и затраты, вызываемые воздействием на них нарушенной | средой. И уже конечная сумма этих затрат и будет называться экономическим ущербом, при- о чиняемым загрязнением окружающей природной среды. ®

Согласно этой методике суммарный экономический ущерб от загрязнения атмосферы и водных ресурсов в масштабах всего народного хозяйства РФ составляет 15% ВВП. По оценкам о западных ученых экономический ущерб от загрязнений окружающей среды в странах с переходной экономикой оценен в 8% ВВП, а в высоко развитых странах от 1 до 5% ВВП [8, 1]. ^ Эти впечатляющие значения экономического ущерба остаются без внимания. Объяснить § игнорирование этих потерь и дополнительных затрат можно только неверием в реальность ^

n

л h ü to J

Z

Ш

0 I-

00 □

rn

о

о i—

ф

I—

s о a ф

экономического ущерба, а так же тем, что реальные платежи за экологические нарушения намного ниже ущерба. Поэтому природоохранная деятельность вообще не рассматривается как возвратное вложение средств.

Одной из главных экологических угроз является сжигание углеводородов и увеличение содержания углекислого газа. По мнению некоторых исследователей, именно это является причинами глобальных изменений климата. По данным Государственного доклада о состоянии окружающей среды Российской Федерации в ХМАО общий объем сжигаемого нефтяного попутного газа составляет от 7 до 9 миллиардов кубических метров в год. За год в результате сжигания нефтяного попутного газа в атмосферу выбрасывается около 30 миллионов тонн вредных и прочих загрязняющих веществ, таких как окись углерода, окислы азота, углеводороды, сажа и др. Выбросы углекислого газа составляют 24 миллиона тонн в год. С другой стороны сжигание углеводородов неизбежно, без этого нет технического прогресса, невозможно существование современного индустриального общества.

К сожалению, нигде в мире нет адекватной стоимостной оценки природных ресурсов и эколого-экономического ущерба. Конечно, можно оценить стоимость использованных за год природных ресурсов на основе, например, рыночных цен. Однако общим случаем является недооценка используемых природных ресурсов, занижение их цены.

Предлагаемая авторами методика оценки экономического ущерба от сжигания нефтяного попутного газа (НПГ) основывается на сопоставлении вредного воздействия на природную среду при использовании различной степени переработанного углеводородного сырья и стоимостной оценке недополученной в результате уничтожения невозобновимого углеводородного сырья продукции [2]. В качестве примера для проведения расчетов экономического ущерба принята одна из моделей комплексной переработки попутного газа с использованием технологий Gas to liquids - GTL технология (см. рис. 1).

GTL - это процесс переработки природного газа в жидкие углеводороды с предварительным выделением лёгкого бензина, бытового сжиженного и сухого газа. Из сухого газа, который по своим характеристикам практически не отличается от природного, последовательной конверсией и синтезом Фишера-Тропша можно получить смесь длинноцепочечных углеводородов - искусственную нефть. Использование эффективных катализаторов, рециклов по побочным продуктам, модифицированных процессов конверсии и синтеза позволяет максимально повысить степень переработки нефтяного попутного газа.

I

>

0

1 I

ф

m н

О

а о

Si

о

0

1_

CD

I_

О

о

со

О

I—

О О CL

Попутный газ

«Сухой» газ

Н2О

О2

КОНВЕРСИЯ УВ

(термодинамика)

Синтез-газ

«Искусственная»

Легкий бензин

«Сжиженный» газ

СИНТЕЗ ФТ (стехиометрия)

нефть

Н2О

Н2О

0

1

о 0)

Рис. 1. Переработка НПГ на основе химических процессов GTL.

В соответствии с исследованиями, проведенными профессором кафедры химии Югорского государственного университета Новиковым А.А., данная технология позволяет при полной переработке сжигаемого нефтяного попутного газа (8 миллиардов кубических метров) получить в год: легкого бензина 400 тысяч тонн, сжиженного газа 2 миллиона тонн, синтетической нефти 3 миллиона тонн. Синтетическая нефть в свою очередь может быть переработана в 600 тысяч тонн легкого бензина и 2,4 миллиона тонн дизельного топлива [7].

В денежном выражении доходы от такой переработки составят за счет продажи легкого бензина - 9,6 миллиардов рублей, сжиженного газа - 22 миллиарда рублей и синтетической нефти - 33 миллиарда рублей. Однако, по мнению нефтяных компаний данные доходы не компенсируют затраты на сбор и переработку НПГ.

Необходимо обратить внимание на то, что в зависимости от степени переработки углеводородов при их сжигании происходит сокращение выбросов углекислого газа. Объёмы выбросов при использовании в двигателях автомобилей 1 миллиона тонн легкого бензина будут равны 2,4 миллиона тонн углекислого газа. При использовании на электростанциях 2 миллионов тонн сжиженного газа и 2,4 миллионов тонн дизельного топлива выбросы углекислого газа составят 6,6 миллионов тонн. Таким образом, общий объём выбросов углекислого газа при сжигании переработанного НПГ составит 9 миллионов тонн. Общее вредное воздействие в натуральном выражении сократится в результате переработки НПГ на 13 миллионов тонн, практически в 2,5 раза [3, 5]. Очевидно, что снижение выбросов является результатом целенаправленной политики, в первую очередь стран Европейского Союза, которые в законодательном порядке ограничили размеры выбросов автомобилей и электростанций. Автомобилестроители и энергетики затратили значительные средства, для того чтобы добиться соответствующих показателей. Стимулами в экологизации производства стали конкурентоспособность продукции и минимизация затрат на ее производство.

Экономической оценкой вредного воздействия от сжигания 8 миллиардов кубических ¡5

0]

о ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00 □

ш

о

Ö

I—

ф

метров НПГ ежегодно, выражающегося, кроме уничтожения ценного ресурса еще и в необоснованном выбросе в атмосферу 13 миллионов тонн углекислого газа, на наш взгляд, может служить сумма недополученного дохода от реализации продукции возможной его

переработки. По приведенным выше расчетам эта сумма составляет 64,6 миллиарда руб- z лей в год.

На основании проведенного исследования можем сделать следующий вывод: для вырав

нивания конкурентных условий всех производителей товарной продукции необходимо уста- о новить для добывающих компаний налог на компенсацию вредного воздействия на окружа

ющую среду. Размер такого налога может быть исчислен по ставке налога на добавленную 00

стоимость с недополученной продукции. По нашим расчётам [6], размер налога за сжигание ^

одного кубического метра НПГ должен составлять 1 рубль 45 копеек. Данная мера должна Ш привести к существенному улучшению экономической составляющей проектов переработки НПГ [4], позволить реализовать другие мероприятия по компенсации вредного воздействия на окружающую среду, например, систематические медицинские обследования жителей, проживающих на загрязненных территориях, и привести к более эффективному использованию

невозобновимого углеводородного сырья. а

ф

ЛИТЕРАТУРА J

1. Гломсрод С.,Росланд А. Загрязнение воздушной среды и материальный ущерб: социальные о затраты. Норвегия: Центральное Статистическое Бюро, 1998. °

2. ГрошевА.Р. Анализ методических подходов к оценке ВВП с учетом экологического фактора ф // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 4. ^

3. Грошев А.Р. Состояние и перспективы развития нефтегазового недропользования в круп- g-ном добывающем регионе (на примере ХМАО) // Вестник Красс ГУ. 2006. № 3.

4. Грошев А.Р., Никитин Р.Г. Математическое моделирование экономических параметров ^ экологических процессов переработки попутных нефтяных газов. Томск: Оптимум, 2007. q

5. Грошев А.Р., Никитин Р.Г. О роли экологического фактора в развитии экономических сис- о тем // Вестник ЮГУ. 2006. № 3. о

6. ГрошевА.Р., Никитин Р.Г. Экономическая оценка утилизации и переработки нефтяного £2 попутного газа // Сб. материалов 7-й конференции молодых специалистов организаций, 8 осуществляющих виды деятельности, связанной с пользованием участками недр на терри- ^ тории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Новосибирск: Параллель, 2007. |

7. Реутов Ю.И., ГрошевА.Р., Новиков А.А., Никитин Р.Г. Анализ эффективности переработки ^ попутного нефтяного газа // Вестник ЮГУ. 2006. № 3.

8. Сидоренко В.Н. Оценка основных макроэкономических показателей природопользования § для Российской Федерации и регионов // Бюллетень Центра экологической политики Рос- ф сии «На пути к устойчивому развитию». 2000. № 5. s

0

1

о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.