Научная статья на тему 'Государственное регулирование переработки попутных нефтяных газов'

Государственное регулирование переработки попутных нефтяных газов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование переработки попутных нефтяных газов»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

ГРОШЕВ А.Р., НИКИТИН Р.Г., РЕУТОВ Ю.И.

государственное регулирование переработки попутных нефтяных газов

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефть составляет основу топливноэнергетических балансов всех экономически развитых стран.

Нефтегазовый комплекс является базовым сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного торгового баланса страны. Определяющее влияние на положение нефтегазового сектора российской экономики оказывает ценовая ситуация на мировом нефтяном рынке. Поскольку почти 75% производимой в стране нефти экспортируется в сыром или переработанном виде, уровень мировых цен на нефть фактически является основным фактором, определяющим доходы и финансовое положение российской нефтяной промышленности.

Развитие нефтегазового сектора экономики России характеризуется сохранением тенденции роста производства нефти, нефтепродуктов и природного газа. В (табл. 1) приведены сведения о структуре производства нефти и газа в Российской Федерации в 2006 году. Добыча нефти в 2006 г., включая газовый конденсат, достигла 480 млн. т. Данный показатель на 15,7% ниже предкризисного максимума, достигнутого в 1987 г., когда добыча нефти составила 569,4 млн. т., и на 59% выше минимального уровня 1996 г., когда добыча упала до 301,3 млн. т. Причинами значительного роста добычи нефти в последние годы стали расширение возможностей экспорта (в частности, благодаря созданию Балтийской трубопроводной системы и использованию железнодорожного транспорта), а также рост внутреннего спроса. В то же время темпы роста добычи нефти в 2005-2006 гг. существенно снизились (табл. 2). Если в 2002-2004 гг. прирост добычи нефти, включая газовый конденсат, достигал 8,9-11% в год, то в 2006 г. прирост добычи составил лишь 2,1%. Это является признаком исчерпания резервов быстрого увеличения добычи нефти за счет интенсификации разработки действующих месторождений. Так же свидетельствует о необходимости достаточно активных действий по освоению новых нефтяных месторождений (в частности, в восточной части страны) [8, с. 751]. По мнению авторов данной статьи не менее важным резервом увеличения производства нефти и нефтепродуктов является развитие системы сбора и переработки попутных нефтяных газов. По нашим оценкам прирост производства нефти и нефтепродуктов, за счет полной переработки сжигаемого в настоящее время на факелах попутного нефтяного газа может составить 2,5-3% от общего объема добычи или 5,5-7,5 млн. т. в год.

Процесс добычи нефти сопровождается извлечением значительного объема попутного нефтяного газа, который в России в настоящее время в значительных объемах сжигается на факелах. Попутные нефтяные газы (ПНГ) - это природные газы, сопровождающие нефть и выделяющиеся при ее добыче. Общий объём сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа в России по разным оценкам составляет 9-15 млрд.куб.м в год [3]. За год в результате сжигания ПНГ в атмосферу выбрасывается около 30 млн. т. вредных и прочих загрязняющих веществ - окиси углерода, окислов азота, углеводородов, сажи и др., в том числе 24 млн. т. СО2. Отрицательное воздействие факелов обусловлено также потреблением кислорода, тепловым излучением, загрязнением атмосферы, растительности, почв, водоемов и увеличением парникового эффекта. Ухудшение состояния здоровья населения в районах нефтедобычи следует рассматривать как главный результат и, в то же время, показатель неблагоприятной экологической обстановки. Кроме вредного воздействия на природу сжигание ПНГ приводит к огромным потерям ценнейшего природного ресурса - углеводородсодержащего сырья, способствует глобальному разрушению всей экосистемы Земли за счет выбросов углекислого газа и окислов азота. В условиях ожидающихся сокращений мировой добычи углеводородного сырья [2, 1] данное обстоятельство вызывает обоснованные опасения международной общественности и наносит вред имиджу России в целом, что еще раз подчеркивает важность государственного регулирования использования ПНГ.

При использовании современных технологий переработки ПНГ и полном конвертировании газообразных углеводородов в жидкие углеводороды из сжигаемого на факелах ПНГ может быть получено [7]: 1) лёгкий бензин - до 400 тыс. т./год (0,05 кг из 1 куб.м ПНГ); 2) сжиженный газ - до 2 млн. т./год (0,26 кг из 1 куб.м ПНГ); 3) синтетическая нефть - до 3 млн. т./год (0,40 кг из 1 куб.м ПНГ).

Стоимость продукции, ежегодно недополучаемой нефтяными компаниями, по действующим оптовым ценам составляет: 1) лёгкий бензин - 9,6 млрд. руб.; 2) сжиженный газ - 22 млрд. руб.; 3) синтетическая нефть - 33 млрд. руб.

Соответственно, общий объём продукции, не произведенной из сжигаемого ПНГ, в денежном выражении равен 64,6 млрд. руб. в год. Если сравнить этот показатель с экономическим ущербом от аварийного загрязнения окружающей среды, который по некоторым оценкам составляет 4 -5 млрд. руб. в год, легко увидеть, что экономика страны за счёт обычного сжигания ПНГ теряет денежных средств в несколько раз больше. Кроме того, переработка ПНГ значительно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу за счет эффективной работы фильтров двигателей автомобилей и тепловых станций. По нашим оценкам [4] общий объём выбросов углекислого газа при использовании продуктов переработки ПНГ составит 10 млн. т. Общее количество выбросов в натуральном выражении сократится в результате переработки ПНГ на 20 млн. т., практически в 3 раза. Очевидно, что снижение выбросов вредных веществ, при использовании углеводородного топлива, является результатом целенаправленной политики, в первую очередь стран Европейского Союза, которые в законодательном порядке ограничили размеры вредных выбросов автомобилей и электростанций в атмосферу. Автомобилестроители и энергетики, конкурирующие на европейском и американском рынках, затратили и продолжают вкладывать значительные средства, для того чтобы добиться соответствующих показателей. Главным стимулом в экологизации производства стала конкурентоспособность продукции в условиях государственного регулирования объемов выбросов углекислого газа и других вредных веществ. Минимизация затрат на производство продукции в условиях государственного регулирования способствовала значительной активизации научных и прикладных исследований, что в свою очередь привело к разработке и внедрению новых, более экологически чистых технологий.

К сожалению, в России данный механизм государственного регулирования используется менее эффективно. Действующая в настоящий момент система штрафов за сверхнормативное сжигание ПНГ мало эффективна. Сама система, а так же размеры штрафов не отражают происходящие экономические процессы и не являются стимулом разработки и внедрения новых технологий переработки ПНГ. Нам представляется целесообразным установление налога на сжигание ПНГ в ставках эквивалентных ставкам налога на добавленную стоимость от недополученной продукции. В конце концов, изыскивать инвестиции и осуществлять переработку ПНГ, получая дополнительные доходы от этого или продолжать платить штрафы за счет сверх высоких цен на нефть, это частное дело компании. Другое дело недополученный налог от сожженного на факелах углеводородного сырья - это доходы государства и государство в праве, предоставив компании возможность использовать общенациональное достояние требовать полной уплаты соответствующих налогов.

Основными составляющими действующей системы налогообложения нефтяного сектора являются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина. НДПИ был введен с начала 2002 г. вместо трех действовавших до этого платежей: платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. С начала 2005 г. базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в размере 419 руб. за 1 т., а коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть и применяемый к базовой ставке налога, определяется по формуле:

Кц = (Ц - 9) ■ Р / 261, (1)

где: Ц - средний за налоговый период уровень цен на нефть сорта Urals, долл. за баррель; Р -среднее за налоговый период значение курса доллара США к рублю, устанавливаемое Центральным банком Российской Федерации. Динамика величины ставки приведена в (табл. 3).

Введение НДПИ позволило значительно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, нейтрализовать негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования, обеспечить прозрачность установления налоговых ставок, приблизить российскую сис-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

тему налогообложения к мировой практике. В то же время действующая налоговая система, основанная на единой специфической ставке НДПИ, рассчитана преимущественно на применение в средних условиях и не учитывает объективных различий в условиях добычи нефти, обусловленных характеристиками месторождения, его расположением, а также стадией разработки. В результате ухудшается экономика добычи нефти на месторождениях с повышенными затратами, стимулируется выборочный отбор наиболее эффективных запасов и досрочное прекращение разработки истощенных месторождений, происходит потеря нефти в недрах. Одновременно осложняется ввод в разработку новых месторождений, особенно в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой. Более высокие капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты приводят к тому, что реализация многих проектов разработки месторождений в новых районах в условиях действующей налоговой системы не обеспечивает требуемой доходности инвестиций.

Недостатки единой ставки НДПИ обусловили поиск вариантов дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и экономико-географических факторов, характеризующих реальные условия добычи нефти. В связи с этим в последние годы различными государственными органами, институтами и отдельными экспертами был разработан ряд предложений по дифференциации ставки НДПИ. Возможными направлениями совершенствования системы налогообложения нефтяного сектора являются изменение критериев предоставления налоговых каникул по НДПИ, применение территориального понижающего коэффициента к ставке НДПИ в течение всего периода разработки, переход к адвалорной ставке НДПИ, введение той или иной формы налогообложения чистого дохода [8].

По мнению авторов, адвалорная ставка НДПИ является более гибким налоговым инструментом по сравнению со специфической ставкой налога. Налоговой базой при применении адвалорной ставки НДПИ является цена нефти в пункте добычи, что позволяет учесть при налогообложении разницу в цене реализации нефти, обусловленную ее качеством и направлением поставок, различия в транспортных затратах производителей нефти, обусловленные их географическим положением, а так же затраты на сбор и переработку попутных нефтяных газов. Применение адвалорной ставки НДПИ предполагает использование для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть (в противном случае применение адвалорной ставки неэффективно). Адвалорный налог, основанный на цене нефти на устье скважины за вычетом определенных эксплуатационных расходов, в том числе по переработке ПНГ, позволяет учесть при налогообложении реальные условия добычи нефти, поскольку все горно-геологические и экономико-географические характеристики месторождения, в конечном счете, отражаются в получаемом при его разработке доходе. Такая схема налогообложения учитывает как получаемые доходы, так и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении, т.е. обеспечивает дифференцированный подход в зависимости от реальных условий добычи нефти (при более высоких затратах меньше размер чистого дохода и соответственно величина налога). Налогообложение определяемого тем или иным образом чистого дохода является более совершенной формой налогообложения добычи нефти, применяемой в ряде развитых нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США. Подобный подход обеспечивает реальное дифференцированное налогообложение, поскольку при его применении учитывается не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. В то же время, эффективная реализация такого подхода на практике в современных российских условиях достаточно затруднительна. Требуется решение ряда административных, методических и технических проблем, включая проблемы определения и применения для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, авторы, предлагают на период перехода российской системы налогообложения нефтяного сектора от НДПИ к налогообложению чистого дохода ввести, дополнительно к НДПИ, налог на сжигание попутного нефтяного газа.

В самом общем виде модель для расчета ставки налога на сжигание ПНГ на факелах может быть представлена в следующем виде:

N = т(У(-Ур)(кд+к^2+к^3)п/100, (2)

где: N - размер ставки налога (в рублях); т - нормированный коэффициент снижения удельного загрязнения окружающей среды,

т = (№)/ Gf (3)

где: GF - объем выбросов вредных веществ при сжигании всего ПНГ на факелах (в тоннах); Gp - сокращение объемов выбросов вредных веществ за счет использования продуктов переработки ПНГ (в тоннах); Vf - объем сжигаемого на факелах ПНГ (в метрах кубических); V® -объем перерабатываемого ПНГ (в метрах кубических); к. - коэффициенты выхода готовой продукции из 1 кубического метра попутного нефтяного газа (1 - легкий бензин, 2 - сжиженный газ, 3 -синтетическая нефть) (в тоннах на кубический метр); s. - средние оптовые цены отчетного периода (1-легкий бензин, 2-сжиженный газ, 3-синтетическая нефть) (в рублях за тонну); п - процентная ставка налога (18%) .

В данной модели (2), в дополнение к модели (1) учтены, как экономические составляющие государственных интересов, стимулирующие снижение объемов сжигаемого ПНГ и наиболее полное использование ценного углеводородного сырья, так и экологические составляющие (3), стимулирующие разработку и внедрение технологий наиболее полной переработки ПНГ.

Реализация данного предложения, на наш взгляд, даст возможность улучшить экологическую обстановку за счет значительного сокращения сжигания ПНГ. Использование интегрированной эколого-экономической модели позволит не только стабилизировать работу предприятий по добыче, переработке и транспорту газа, привлечь инвестиции к этим объектам, догрузить сырьем имеющиеся газоперерабатывающие мощности, создать надежное газоснабжение энергетических объектов, но и будет стимулировать научные и прикладные исследования по поиску и разработке новых более экологически чистых технологий добычи нефти.

Таблица 1

Структура производства нефти и газа в 2006 г.* [8]

Добыча нефти, мли т Доля в общей добыче, % Добыча газа, млрд куб. м Доля в общей добыче, %

Россия,всего 480,0 100,0 656,2 100,0

•ЛУКОЙЛ» 904 18,8 14.1 2.1

'Роснефть» 81,7 17.0 13,6 2,1

ТНК-ВР 72.4 15.1 8,7 1.3

-Сургутнефтегаз-•Газпром-+ 65.6 13.7 14.6 2.2

•Г аэпром нефть В том числе: 46 1 9.6 552.4 84.2

•Газпром- 13.4 2.8 550.3 83.9

“Г аэлром нефть- 32.7 6.8 2.1 0.3

•Татнефть- 25.4 5.3 0.7 0.1

•Слав-нефть» 23,3 4.8 0,9 0.1

-ЮКОС- 21.5 4.5 1.9 0.3

-РуссНефть- 14.8 3.1 1.6 0.2

-Башнефть- 11.7 2.4 0.3 0.0

-НОВАТЭК- 2.6 0.5 28.8 4.4

Операторы СРП 5.1 1.1 1.0 0.2

Прочие производители Справочно: Госкомпаиии, всего: •Роснефть-» -Газпром” ♦ 19.9 4.1 17.6 2.7

♦ -Газпром иефть-В том числе: 127.8 26.6 566.0 86.3

•Юганскнефтегаз - 56.0 11.7 1.5 0,2

* По организационной структуре сектора на 31.12.2006 г.

Источник: [5].

Таблица 2

Производство нефти, нефтепродуктов и природного газа в 2000-2006 гг., % к предыдущему году [8]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Нефть, включая газовый конденсат 106,0 107,7 109,0 111,0 108.9 102,2 102,1

Первичная переработка нефти 102,7 103,2 103,3 102,7 102.6 106.2 105.7

Автомобильный бензин 103,6 100,6 104,9 101,2 103.8 104.8 107,4

Дизельное топливо 104,9 102,0 104,7 102,0 102,7 108,5 107,0

Топочный мазут 98.3 104,2 107.1 100.3 97,8 105,8 104.5

Газ естественный, 98.5 99,2 101,9 103,4 101,6 100,5 102,4

Источник: [6].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Таблица 3

Ставка НДПИ при добыче нефти в 2002-2006 гг. [8]

2002-2003 2004 2005-2006

Базовая ставка НДПИ, руб./т 340 347 419

Коэффициент, характеризующий

динамику мировых цен на нефть (Кц) (Ц-8)хР/252 (Ц-9)хР/261

Источник: [9, 10].

литература

1. Варлачева Т.Б., ГрошевА.р., Крымов С.М. Стратегический прогноз развития нефтегазового сектора России. Томск: Оптимум, 2006.

2. ГрошевА.р. Состояние и перспективы развития нефтегазового недропользования в крупном добывающем регионе (на примере ХМАО) // Вестник Красс ГУ. 2006. № 3.

3. ГрошевА.р., Никитин р.Г. О роли экологического фактора в развитии экономических систем // Вестник ЮГУ. 2006. № 3.

4. Грошев А.р., Никитин р.Г. Экономическая оценка утилизации и переработки нефтяного попутного газа // Сб. материалов 7-й конференции молодых специалистов организаций, осуществляющих виды деятельности, связанной с пользованием участками недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Новосибирск: Параллель, 2007.

5. Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики РФ // http://www. minprom.gov.ru/

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks. ги/

7. реутов Ю.И., Грошев А.р., Новиков А.А., Никитин р.Г. Анализ эффективности переработки попутного нефтяного газа // Вестник ЮГУ. 2006. № 3.

8. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы / Под ред.: Е.Т. Гайдара. М.: ИЭПП, 2007. № 28.

9. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» № 33-ФЗ от 07.05.2004 // Российская газета. 12.05.2004.

10. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 // Российская газета. 10.08.2001.

ДЖАНЧАТОВ И.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЦИКЛИЧНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В российской экономической науке всё более распространяется институциональное объяснение детерминированности экономических процессов, но в теории рыночной экономики по-прежнему приоритетными остаются математические методы моделирования хозяйственной деятельности. Публикации ведущих экономистов носят предельно формализованный характер, всё более отдаляющийся от текстов классиков этой науки - А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, Й. Шумпетера и др. Используемые западными учёными модели становятся все более совершенными, восхищающими научную общественность. К таким моделям относится теория делового цикла, за новую трактовку которого в 2004 году Ф. Кидланду и А. Прескотту была присвоена Нобелевская премия по экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.