Научная статья на тему 'Экономическая основа системы платности воспроизводства и пользования природными ресурсами'

Экономическая основа системы платности воспроизводства и пользования природными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЛАТНОСТЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьев С. В.

В настоящее время система платежей за пользование недрами в России не достаточно эффективна и справедлива, что является одной из самых важных проблем в экономике. Значимость обусловлена большой долей ресурсных отчислений в государственном бюджете, более 50% в 2007 году. Основными поставленными вопросами и предложенными вариантами их решения в данной статье являются: дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по различным признакам, рациональное использование минерального сырья посредством введения ограничительных мер и санкций за их несоблюдение, в том числе обязательств по использованию попутного газа в процесс производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая основа системы платности воспроизводства и пользования природными ресурсами»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

экономическая основа системы платности воспроизводства

и пользования природными ресурсами

ИГНАТЬЕВ С.В.

Института экономики, права и гуманитарных специальностей, аспирант,

г.Краснодар, ул. Сормовская,12/6.

В настоящее время система платежей за пользование недрами в России не достаточно эффективна и справедлива, что является одной из самых важных проблем в экономике. Значимость обусловлена большой долей ресурсных отчислений в государственном бюджете, более 50% в 2007 году. Основными поставленными вопросами и предложенными вариантами их решения в данной статье являются: дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по различным признакам, рациональное использование минерального сырья посредством введения ограничительных мер и санкций за их несоблюдение, в том числе обязательств по использованию попутного газа в процесс производства.

Ключевые слова: природные ресурсы; платность пользования природными ресурсами; экономический механизм управления природопользованием

Коды классификатора JEL: Q 58

Природные ресурсы (natural resources от фр. ressourse - вспомогательное средство) - объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются «...элементы природы, используемые в народном хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом тепло и влага), энергия ветра».

Изначально идеалистически сложилось, что естественные ресурсы являются «бесплатным даром» щедрой природы. В первобытнообщинном обществе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Но в ходе развития и появления экономических отношений постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов), человек научился использовать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов - в хозяйственный оборот вовлекались всё новые площади девственной природы. В результате этого природные ресурсы становились необходимыми факторами производства и включились в состав экономических ресурсов, принося пользователю доход - ренту.

Отличительной чертой природных от других видов ресурсов, является (в абсолютном выражении) их принадлежность к категории не произведенных человеком и от него независящих материалов (условий). Природные ресурсы, одновременно с развитием мирового экономического потенциала, заняли в нем свою нишу, которая на данный момент является определяющей - как исходный материал для осуществления эффективной финансово-экономической деятельности и, следовательно, источником пополнения бюджетов различных административных уровней. На микроуровне - любая предпринимательская деятельность подразумевает прямое либо косвенное использование природных ресурсов в процессе производства. На макроуровне - в российской экономике более половины доходов бюджета страны формируются платежами пользователей естественных ресурсов. Структура природных ресурсов включает исчерпаемые ресурсы, которые могут быть невозобновляемыми, в частности минеральное сырье (нефть, газ и др.) и возобновляемыми (лес, животные и др.), не теряя при этом принципа конечной исчерпаемости. Вторая группа природных ресурсов - практически неисчерпаемые, к ним относятся энергия солнца, внутреннего тепла планеты и др. Их принадлежность к данной категории определяется тем, что теоретически предел пользования данным видом энергии есть, но запасы ее несоизмеримо велики. Например, извлечение энергии посредством использования внутреннего тепла земной коры, т. н. геотермальное извлечение электроэнергии, посредством которого обеспечивается производство, имеет широкое практическое применение. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день мнение о бесплатности ресурсов является наивным и ошибочным.

Теория К.Маркса делит факторы производства на личностные - люди, с их знаниями, опытом, производственными навыками и материально-вещественные - средства производства, которые в свою очередь подразделяются на средства труда и предметы труда. Опираясь на теоретические воззрения ученого, можно сделать вывод о дуалистическом характере природных ресурсов. Особенность и двойственность их заключается в том, что естественные ресурсы могут быть как средством труда, например, земля, которая является основой для роста сельскохозяйственных культур, так и предметом труда, когда на ресурсы направлен человеческий труд при обработке, культивации почвы.

С ростом промышленного производства естественные ресурсы «...хищнически эксплуатируются слишком быстрыми темпами...»[1, с. 133]. Сторонники сохранения природных ресурсов считают, что разработка исчерпаемых ресурсов производится слишком быстрыми темпами, но в действительности наблюдается замедляющее влияние, которое оказывают на темпы разработки ископаемых поразительно выросшие монополии и объединения, чья деятельность непосредственно связана с разработкой исчерпаемых ресурсов. Можно заметить, что разработка исчерпаемых природных ресурсов никогда не может быть слишком медленной, так как любой темп добычи приведет к окончательному исчерпанию ресурсов.

Пользование недрами всегда приводит к истощению природных ресурсов, накладывая отпечаток на благосостояние всего общества. Отрицательная составляющая может характеризоваться не только ухудшением окружающей среды, но и истощением невозобновляемого минерального сырья. Основной целью и одновременно проблемой в достижении максимального благосостояния общества является построение такой системы рентного обложения, которая сможет повысить доход от использования природного потенциала и направить его во благо общества, а не интересам конкретного недропользователя. Этот аспект также затрагивает экологическую составляющую, неизбежно сопутствующую извлечению полезных ископаемых. Пользователи недр вместе с потребителями всей цепочки экономических отношений обязаны обеспечить максимальную целостность и сохранность окружающей среды либо компенсировать обществу в полном объеме последствия экологического и ресурсного ущерба, вызванного добычей и реализацией природного сырья.

Ввиду того, что природные ресурсы, в частности нефть и газ, являются одними из самых необходимых для производства горюче-смазочных, энергоматериалов, рынок потребляет данного вида ресурсы слишком быстро и государственное вмешательство, направленное на соответствующую корректировку, необходимо и состоит в сокращении и растягивании во времени эксплуатации запасов ресурсов. Говоря о «государственном вмешательстве», не имеются в виду резкие политические действия, необходимо, чтобы политический процесс был ориентирован на будущее общества, так как превращение из бюрократа, работающего в промышленной компании, в бюрократа из правительства, не поставит его на защиту интересов людей, которые будут жить в далеком будущем.

Представляется, что основополагающий экономический смысл природопользования, заключающийся в платности пользования природными ресурсами, должен решать следующие задачи:

- актуализировать деятельность производителя на эффективное использование недр;

- обеспечивать финансовую заинтересованность пользователя в сохранности и воспроизводстве природного сырья;

- направлять действия участников процесса на исследование, создание и внедрение дополнительных средств, технологий для воспроизводства и восстановления природных ресурсов.

Экономисты и политики называют разные цифры, показывающие картину реального состояния сырьевых запасов и сроки их использования, видимо, каждые в своих интересах. По официальным данным Oil&Gas Journal, доказанные запасы нефти в мире на 01.01.08г. составляют 196,8 млрд. тонн, в том числе страны ОПЕК - 126,1 млрд. тонн (64,1%). России принадлежит - 24,2 млрд. тонн (12,3%), что выдвигает ее на третье место в мире среди стран, обладающих нефтяными ресурсами. Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти - 35,9 млрд.тонн (18,2%), на втором месте - Канада, которая располагает 24,3 млрд.тонн (12,3%) данного вида минерального сырья [2, с. 102].

Что касается природного газа, то Россия находится на первом месте в мире по объему доказанных запасов природного газа, располагая при этом по официальным данным Oil&Gas Journal на 01.01.08г. - 47,7 трлн.куб.м (27,2% мировых запасов), на втором месте Иран - 27,6 трлн.куб.м (15,8%), на третьем месте Катар - 25,6 трлн.куб.м (14,6%). США располагает запасами природного газа в размере 6,0 трлн. куб.м (3,4%) и занимает шестое место в мире по уровню запасов газа [2, с. 102].

В ходе решения вопроса о сроках использования запасов нефти, показатели разошлись, одни специалисты утверждают, что нефти хватит еще на 15-20 лет, другие продлевают срок жизни нефтяным магнатам до 50 лет. Экономисты английской нефтяной компании British Petroleum подсчитали, что нефти у России осталось ровно на 21 год, а природного газа примерно на 50 лет.

За 150 лет человечество успело использовать 65% мировых запасов нефти, ежедневный мировой расход нефти в 5 раз превышает количество, которое удается найти в новых место рождениях [3, с. 1].

Экономический механизм управления пользования недрами - это системный набор функциональных инструментов стимулирующего и ограничительного характера, который направлен на рациональное использование ресурсов природной среды. Как правило, вышеуказанные системы инструментов применяются одновременно для разных категорий недропользователей, в зависимости от происходящих в стране экономических процессов. Структура экономического механизма может существенно изменяться. На практике выделяются три типа экономических механизмов пользования природными ресурсами:

- стимулирующий механизм, обеспечивающий благоприятную экономическую среду для развития промышленного производства добывающей отрасли, в которой преобладают рыночные инструменты;

- ограничительный механизм с жесткой налоговой политикой, реализуемый посредством использования рыночных и административных экономических инструментов

- комбинированный механизм с частичным ограничением условий добычи, которое пропорционально влияет на масштаб и темпы экономического развития отрасли.

В российской практике применяются элементы трех механизмов, нашедшие отражение, как в стимулировании, так и в сдерживании промышленного производства добывающей отрасли.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

В основу экономического механизма управления природопользованием положен принцип платности пользования природными ресурсами, который решает следующие задачи:

- стимулирование производителя обеспечить эффективное пользование недрами;

- обеспечение финансовой заинтересованности пользователя недр в сохранности и воспроизводстве природного сырья;

- исследование, создание и внедрение дополнительных средств, технологий для воспроизводства и восстановления природных ресурсов.

По нашему мнению, система обложения природопользования должна включать и эффективно применять разнонаправленные виды платежей:

1) за использование природных ресурсов, в том числе за право пользования ресурсами;

2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов (возможно введение санкций и др.);

3) на воспроизводство и охрану природных ресурсов (данный вид платежа на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) с 2002 года был отменен).

Платежи за (право) пользование конкретным участком недр, используемые в Российской Федерации, включают в себя неналоговые инструменты в виде разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, регулярных платежей за пользование недрами, платы за геологическую информацию о недрах, сбора за участие в конкурсе (аукционе), сбора за выдачу лицензий. Налоговый механизм, включает в себя налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль добывающей организации.

Рассматривая эффективность и справедливость обложения действия НДПИ, следует отметить его недостаток - неэластичность, который выражается в том, что при различных изменяющихся условиях (добычи нефти, экономико-географического положения, степени геологической изученности и др.), налог не способен отразить всю специфику добычи нефти и создать пользователю недр наиболее благоприятную либо ограничительную среду финансового характера, а, в некоторых случаях, обеспечить льготную составляющую трудоемких и/или менее рентабельных месторождений.

Мы считаем, что необходимо дифференцировать НДПИ по следующим признакам:

- по экономико-географическому месту расположения участка недр (развитость инфраструктуры; местонахождению - территориальный шельф РФ, морское дно и др.);

- степени геологической изученности участка недр;

- глубине залегания нефтяного пласта;

- технологическим особенностям (метанообильность, склонность к самовозгоранию и др.);

- принадлежности конкретных участков недр к месторождениям, находящимся на консервации (так как их восстановление по трудоемкости равно новой разработке, а рентабельность намного меньше и, вследствие этого, пользователи недр такие участки не разрабатывают вообще, хотя КИН на них может находиться в пределах 0,22, то есть добыча имеет экономический смысл, но менее эффективный по сравнению с нетронутым и более выгодным месторождением);

- отнесения конкретного участка к группе месторождений, осуществляющих добычу и сбор попутного газа, с учетом объемов его использования (создание льготных условий для пользователей попутного газа; в настоящее время данный вид природного сырья вообще не является объектом налогообложения, но, внедрив параллельно политику санкций за неиспользование минерального сырья, данный признак дифференцирования обязательно даст нужный эффект)

Представляется, что вышеуказанные изменения не только позволят адекватно оценивать со стороны государства экономическую ситуацию на конкретном участке недр, но повысят социально-экономическую справедливость, дадут возможность стимулировать менее рентабельные месторождения и осуществить изъятие сверхприбыли пользователей недр, не прикладывающих соизмеримых усилий для ее получения. Основополагающим эффектом внедрения дифференцированного подхода будет стимулирование рационального пользования природными ресурсами посредством налоговых инструментов государственного регулирования.

Рациональное и сверхлимитное использование природных ресурсов определяется ограничениями, установленными на добычу определенного вида минерального сырья на конкретном месторождении. Критериями добычи минерального сырья на участке недр могут быть: 1) уровень извлечения нефти в день (месяц) на месторождении; 2) величина коэффициента извлечения нефти (КИН), увеличение которого, безусловно, продлит срок использования природных ресурсов. Коэффициент извлечения нефти - это отношение извлеченной нефти к геологическим запасам. В настоящее время он составляет 0,22 для нефтедобывающих компаний, при нормальном значении 0,39. В некоторых странах КИН составляет 0,5 и более, что говорит о бережной и эффективной эксплуатации минерального сырья. В случае не соблюдения указанных ограничений, пользователь недр должен привлекаться к ответственности в виде штрафов и/или других мер, в зависимости от характера и объема нанесенного им ущерба, как прямого, так и косвенного.

После отмены платежа ВМСБ с 2002 года, объем геолого-разведочных работ упал более чем в 1,5 раза. По нашему мнению, необходимо возобновление действия данного вида платежа, как источника проведения необходимого объема работ по исследованию и оценке минерального сырья. Улучшит экологическую обстановку введение меры ответственности за неиспользование попутного газа. Руководителем Федерального агентства по энергетике С.А. Оганесяном в 2006 году было сделано заявление о том, что на факелах по

самым скромным расчетам в год сжигается 25 млрд. куб.м. газа. Этот факт негативно отражается на экологической составляющей. Параллельное применение использования попутного газа для налогообложения НДПИ позволит существенно пополнить государственный бюджет.

За счет этого, во-первых, будет обеспечен порядок и рациональность использования природных ресурсов, во-вторых, соблюдены принципы экологической безопасности, в-третьих, скорректировано пополнение бюджетов различных административных уровней компенсационными выплатами нарушителей.

По нашему мнению, все-таки наиболее перспективным решением проблемы ограниченности природных ресурсов является эффективный государственный контроль в сфере пользования недрами. Также возможно внедрение альтернативного вида сырья - энергия ветра, тепло земной коры, биогаз, как производная бытовых отходов и др. Эти представители энерго-сырьевой цепочки широко используются зарубежными странами, которые данному вопросу уделяют больше внимания, в части финансового стимулирования. Россия, как страна, обладающая огромными природными запасами, до сих пор остро не столкнулась с этой проблемой, подтверждением чему может служить отсутствие в Энергетической стратегии России до 2020 года предложений по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), являющихся основой перспективного развития топливно-энергетического комплекса большинства зарубежных стран. Ориентируясь на мировую ситуацию, можно говорить об относительно скором и неизбежном возникновении проблемы исчерпаемости минеральных ресурсов, а также превентивном подходе к необходимости ее решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.3. Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. (Роберт М. Солоу Экономическая теория ресурсов или ресурсы экономической теории)

2. Нефтегазовая вертикаль: Журнал. Март 2008

3. http://www.statistika.ru/nature/2007/11/19/nature_9324.html

КРЕДИТ И КРЕДИТНЫЕ РИСКИ МОРДВИНОВА Т.С.

РИС ЮРГУЭС, аспирантка, 344018, г.Ростов-на-Дону, ул.Варфоломеева, 215.

Актуальность данной темы определяется снижением риска при выдачи коммерческими банками кредита, что определяет предсказание конечного результата. В статье рассмотрены кредитные риски, их классификация и источники возникновения. Особое внимание уделено методам контроля активов банка, организационным моментам управления валютными рисками.

Ключевые слова: банковский кредит, управление кредитным риском, управление кредитом, ссудная задолженность

Коды классификатора JEL: 0 21, 0 24

Банковский кредит представляющий собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на принципах материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности, возвратности и платности, выражает экономические отношения между банками и субъектами кредитования (заемщиками). Банки осуществляют кредитование за счет собственных источников, привлеченных денежных средств юридических лиц и вкладов граждан (за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов), приобретенных ресурсов у других банков (на рынке кредитных ресурсов), и всегда подвержены определенным рискам.

В современной экономической литературе и непосредственно банковской практике управление, кредитным риском рассматривая как центр банковской деятельности. Под риском обычно понимается возможность опасности, неудачи; действие наудачу в надежде на счастливый исход.

В экономике риск - это уровень неопределенности в предсказании результата [1, с. 236].

Применительно к кредиту риск характеризуется как вероятность непогашения основного долга и процентов, непредвиденные обстоятельства, могущие возникнуть до истечения срока. Кредитование является не единственной формой существования кредитного риска, который возникает при неплатеже по ценной бумаге, при неполном выполнении контрагентом своих финансовых обязательств.

Считается, что риск свойствен любому экономическому отношению. Кредитный риск - это не само свойство кредита, сколько деятельность, которая может привести к достижению отрицательного результата [2, с. 158].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.