Научная статья на тему 'Экономическая модель развития регионального рынка сельскохозяйственной техники'

Экономическая модель развития регионального рынка сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткаченко В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель развития регионального рынка сельскохозяйственной техники»

© 2003 г. В.Н. Ткаченко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

В последние годы прослеживается тенденция снижения общего уровня материально-технического обеспечения сельского хозяйства. В России по сравнению с 1990 г. поставки селу тракторов сократились в 16,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 27,6, грузовых автомобилей - в 94,5 раза. Глубокий кризис переживает тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Каждое третье предприятие убыточное, производственные мощности загружены в основном на 20 - 30 %. На Ставрополье машинно-тракторный парк в настоящее время составляет 50 % необходимого технологического количества, износ техники достиг 75 %, в работоспособном состоянии удается поддерживать лишь 50 - 60 % машин от их наличия. Таким образом, на федеральном и региональном уровнях сложилась отрицательная динамика наполнения рынка сельскохозяйственной техники.

В данной работе сделана попытка разработки модели регионального рынка сельскохозяйственной техники (рисунок), которая позволит изменить существующее положение в материально-техническом обеспечении отрасли.

Рынок сельскохозяйственной техники - это совокупность экономических отношений, складывающихся между юридическими и физическими лицами в процессе купли-продажи средств механизации, техническом обслуживании, ремонте машин, организации услуг по аренде, прокату новой , подержанной, восстановленной техники.

Субъектами отношений на этом специфическом рынке являются заводы сельскохозяйственного машиностроения, сельхозтоваропроизводители различных форм хозяйствования, элементы инфраструктуры рынка сельскохозяйственной техники, государство.

Целью формирования рынка сельскохозяйственной техники является создание хозяйственного механизма эффективного обеспечения ею сельхозпредприятий с учетом удовлетворения их потребностей на основе взаимной экономической заинтересованности выше указанных агентов рынка.

Модель регионального рынка сельскохозяйственной техники

Важная задача рынка состоит в том, чтобы формировать уровень цен на продаваемые селу технические средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство, поддерживать ценовой паритет между сельским хозяйством и другими отраслями экономики [1, 3].

Кроме того, стратегия формирования должна максимально учитывать внешние и внутренние факторы, состояние инвестиционного климата в регионе, уровень межхозяйственной, межрайонной кооперации, которые связаны с дилерской сетью на первичном и вторичном рынке сельскохозяйственной техники. Внутренние факторы:

- платежеспособный спрос потребителей сельхозтехники;

- ожидаемые доходы сельхозтоваропроизводителей;

- наличие у хозяйствующих субъектов достаточного количества средств на восстановление изношенного капитала;

- величина затрат, связанная с ремонтом сельскохозяйственной техники;

- потребность в замене изношенного машинно-тракторного парка;

- финансовые и гарантийные условия получения техники по лизингу, субсидированному кредитованию.

К внешним принадлежат:

- экономико-правовые решения федерального и регионального уровня, налогового, финансово-кредитного, лизингового характера;

- применение схем финансового лизинга, краткосрочного и среднесрочного кредитования сельхозтоваропроизводителей для приобретения техники;

- устойчивое влияние на региональном рынке сельскохозяйственной техники неэластичного предложения;

- наличие конкурентов, изготавливающих и предлагающих сельскохозяйственную технику потребителям;

- действие на региональном уровне системы дилерских и лизинговых компаний с эффективной сервисной инфраструктурой;

- инвестиционная привлекательность региона и отдельных сельхозтоваропроизводителей для отечественных и иностранных инвесторов.

При формировании рынка техники важное значение имеет создание условий для развития конкурентной среды. На российском рынке сельскохозяйственной техники наблюдается большое количество специфических барьеров и форм поведения олигополистического характера конкурирующих фирм, отличающихся от рынка техники развитых стран [1, 2, 4]. Теоретический обзор показал, что к наиболее существенным барьерам для выхода на рынок техники в экономике переходного периода относятся:

- экономические барьеры (налоговая, кредитная, инвестиционная, ценовая политика государства, сроки окупаемости капиталовложений, платежи и т.п.);

- административные барьеры, устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней - процедуры конкурса лизинговых компаний, трендов, квотирование материально-технических средств, выдача гарантий администраций районного и краевого уровней и т.п.;

- барьеры, возникающие вследствие проведения определенной политики уже существующими на рынке структурами и их вертикальной (горизонтальной) интеграцией;

- барьеры, связанные с ограниченной емкостью рынка (спросовые ограничения);

- барьеры, обусловленные неразвитостью рыночной инфраструктуры.

Помимо описанных обстоятельств в условиях регионального рынка сельскохозяйственной техники становлению некоторых институциональных форм препятствует ряд объективных причин, основные из которых такие: несфор-мированность предпринимательской среды; отсутствие необходимой правовой базы; несложившиеся отношения собственности; несформировавшиеся внутрихозяйственные механизмы существующих организационно-правовых форм предпринимательства; неадекватные современным условиям кооперационные и интеграционные отношения партнеров в АПК [2, 3,4].

При снабжении предприятий АПК ресурсами, созданными в промышленности, преобладает контрактационная система. Вместе с тем большинство контрактов являются краткосрочными. Заблаговременные заказы поставки ресурсов не практикуются. Все это не способствует планированию стабильной работы промышленных предприятий и формированию долгосрочного портфеля заказов.

Тем не менее, между субъектами экономических отношений на формирующемся региональном рынке сельскохозяйственной техники происходят полжительные изменения. Они связанны с определением его емкости, выявления спроса и предложения на технику, в том числе новую и имеющуюся различных возрастных групп, размера услуг по техническому содержанию новой и подержанной техники. Наблюдаются изменения в численности посредников и предприятий, возрастают их производственные мощности, увеличивается число сделок купли-продажи техники и услуг, совершенствуются их формы и условия осуществления сделок, в связи с чем актуализируются проблемы организации дилерской системы. Функции регионального дистрибьютора (генерального дилера) заводов сельхозмашиностроения будет выполнять наиболее крупное, хорошо технически оснащенное и занимающее удобное географическое положение (областной центр, железнодорожный узел) ремонтное или снабженческое предприятие. Оно будет совмещать оптовые закупки новой техники с операциями с подержанной техникой. Такое предприятие будет обладать эксклюзивным или преимущественным правом покупать и продавать новую и подержанную сельскохозяйственную технику, оборудование для ее ремонта, техническую документацию, компьютерные

базы данных и программное обеспечение. Оно также будет оказывать маркетинговые и информационные услуги продавцам и покупателям.

Экономические отношения учитывают перспективную институциональную среду рынка техники и показывают, что помимо вышеуказанных предприятий государство непосредственно и косвенно остается крупнейшим экономическим агентом. Оно контролирует ресурсы.

Бюджет является одним из главных источников финансирования приобретаемых аграрным сектором экономики ресурсов. При этом значительная часть предприятия пользуется государственной поддержкой, помогающей избежать перепрофилирования, модернизации или банкротства. Практически данная схема заполняет институциональный вакуум. В ней представлены как в целом в современной российской экономике: конкуренция между изготовителями средств производства, регулирующие ценовые составляющие спроса и предложения, фондовый рынок, рыночные санкции за неэффективное хозяйствование. Усиливается законодательное регулирование ряда аспектов экономической деятельности. Положительные действия и реальное функционирование рыночных институтов показывают перспективность сделанного выбора. Частная собственность и формирование эффективного собственника, свободные четкие договорные отношения между экономическими агентами, конкуренция, залоговая система рыночного типа, открытой экономики - все это становится нормой экономической жизни.

Конечно, долговременная стратегия развития сельскохозяйственного производства заключается в реализации достижений научно-технического прогресса. Должны ставиться на производство и поступать в сельское хозяйство машины, в конструкции которых будут воплощены передовые идеи отечественной и зарубежной науки, машины, с их помощью можно будет принципиально изменить технологию механизированных работ и на этой основе многократно повысить производительность труда, уменьшить потери при уборке урожая, улучшить качество и снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции. Однако пока состояние отечественного сельскохозяйственного машиностроения и финансовое положение подавляющего большинства сельских товаропроизводителей не позволяет перейти к широкомасштабной реализации этой стратегии. Сейчас даже за технику, полученную по лизингу, своевременно расплачиваются лишь не более 10-15% сельскохозяйственных предприятии. Нередки случаи, когда хозяйства, не имея необходимых средств мобильной энергетики (тракторы, кормоуборочные комбайны и др.) переходят на тягловую силу.

Поэтому в этих условиях курс на оснащение сельскохозяйственных предприятий и кооперативов, машинно-технологических станций новой техникой необходимо сочетать с курсом на развитие вторичного рынка машин [5].

Со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей должна проводиться работа по более рациональному использованию технического потен-

циала, а не по улучшению качества и количества ремонтных работ, на которые расходуются огромные финансовые средства.

В России в условиях существенного диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, приобретение новой техники для большинства потребителей стало недоступным, а потому вторичный рынок ее продажи в обозримом будущем останется пока основой решения проблемы механизации сельскохозяйственного производства.

Во многих западных странах новую технику в основном приобретают экономически крепкие хозяйства, которые спустя несколько лет реализуют ее менее обеспеченным. Наибольшим спросом пользуются тракторы, отслужившие 3-5 лет и наработавшие до 3000 моточасов. Стоимость их на 50 % ниже, чем новых, и более половины механизированных работ в фермерских хозяйствах выполняется этой техникой [2,5].

В то же время в перспективе рынок сельскохозяйственной техники России станет одним из крупнейших в мире. Его емкость на ближайшие 10 лет оценивается 300 млрд р. Так, перспективная ежегодная потребность агропредприятий России в тракторах определяется в 200 тыс. шт., в комбайнах - не менее 35 тыс. шт. [1, 4].

Таким образом, складывается многоуровневая российская система данного рынка, в которой возникает следующая вертикаль: федеральный, региональный, районный уровни. Региональный рынок занимает промежу точный положение и при завершении своего формирования объективно позволит:

- ускорить продвижение материально-технических ресурсов от предпри-ятий-изготовителей к потребителям;

- погасить взаимные задолженности между субъектами рынка, в том числе за поставки материально-технических ресурсов на условиях лизинга;

- восстановить и упрочить региональные и межрегиональные торговоснабженческие связи предприятий между собой, а также с сельскими товаропроизводителями и предприятиями-изготовителями на основе постоянного партнерства;

- оценить реальную платежеспособность хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса и получить информацию, объективно отражающую конъюнктуру рынка материально-технических ресурсов;

- формировать, гибко регулировать и поддерживать интересы субъектов рынка путем создания соответствующих правовых и финансово-экономических механизмов;

- повысить рентабельность предприятий-производителей за счет выпуска продукции, точно ориентированной по объему, номенклатуре и качеству на платежеспособный спрос и потребности покупателей;

- сократить совокупные затраты сельхозтоваропроизводителей на приобретение материально-технических ресурсов за счет снижения наценок и транспортных расходов.

Литература

1. Калашников С., Мишаков А. Создание оптовых рынков, средств производства для АПК // АПК: экономика и управление. 2002. № 6. С. 33 -38.

2. Кравченко В.Г. Организация материально-технического снабжения агропромышленного комплекса // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2002. № 2. С. 5.

3. Кугимир A.B., Мелихов Р.А. Эффективность отечественной сельскохозяйственной техники в условиях цен открытого рынка // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2000. № 3. С. 19 - 20.

4. Мамаева Г.Г. О состоянии и развитии рынка сельскохозяйственной техники за 1996-2001 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 12. С. 45 - 48.

5. Северный A.B. Рынок подержанной техники - резерв сохранения потенциала в сельском хозяйстве // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2000. № 2. С. 2 - 5

Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь 12 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.