Научная статья на тему 'Экономическая модель обоснования территориального размещения межотраслевого комплекса'

Экономическая модель обоснования территориального размещения межотраслевого комплекса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Овинников В. А.

В статье рассматривается экономическая задача обоснования размещения межотраслевого комплекса, так как решаются важные общие технологические и экономические аспекты развития близких друг другу производств на примере угольной отрасли, тепловых электростанций и сопутствующих структур. Создание межотраслевых комплексов является современным научным направлением в развитии экономического потенциала отдельных, но зависимых друг от друга отраслей. Предложенная экономическая модель решает проблему доставки угля от угольных разрезов на начальной стадии производства, до конечной стадии выработки электроэнергии на тепловые электростанции с минимизацией потерь качества топлива в тесном взаимодействии с входящими в межотраслевой комплекс видами производств. Вхождение в структуру межотраслевого комплекса железной дороги в значительной степени обеспечит минимизацию транспортных расходов, связанных с перевозкой угля, и решит оптимальную задачу территориального расположения межотраслевого комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель обоснования территориального размещения межотраслевого комплекса»

Предлагаемая модель позволила выбрать приемлемую для начальных условий, менее затратную технологию лесозаготовок, а при учете и формировании всех видов затрат в конкретных условиях дает необходимый ответ на возможность и прибыльность коммерческой деятельности.

Литература

1. Редькин, А.К. Основы моделирования и оптимизации процессов лесозаготовок: учеб. для вузов / А.К. Редькин. - М.: Лесн. пром-сть, 1988. - 256 с.

2. Рунова, Е.М. Организация и управление в лесозаготовительном бизнесе / Е.М. Рунова, А.Н. Сухих // Формирование регионального лесопромышленного комплекса инновационного типа: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 116 с.

----------♦'-------------

УДК 338.1:91 В.А. Овинников

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБОСНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматривается экономическая задача обоснования размещения межотраслевого комплекса, так как решаются важные общие технологические и экономические аспекты развития близких друг другу производств на примере угольной отрасли, тепловых электростанций и сопутствующих структур. Создание межотраслевых комплексов является современным научным направлением в развитии экономического потенциала отдельных, но зависимых друг от друга отраслей. Предложенная экономическая модель решает проблему доставки угля от угольных разрезов на начальной стадии производства, до конечной стадии выработки электроэнергии на тепловые электростанции с минимизацией потерь качества топлива в тесном взаимодействии с входящими в межотраслевой комплекс видами производств. Вхождение в структуру межотраслевого комплекса железной дороги в значительной степени обеспечит минимизацию транспортных расходов, связанных с перевозкой угля, и решит оптимальную задачу территориального расположения межотраслевого комплекса.

В настоящее время потребность в добыче угля возросла в связи с увеличением потребности электроэнергии предприятиями и населением страны, в связи с этим у потребителей появилась заинтересованность в поставках угля с определенными параметрами его качества. Качество топлива будут определять новые экономические структуры - межотраслевые комплексы (МОК). В состав межотраслевого комплекса будут входить ряд различных отраслей промышленности, например, угольные разрезы, шахты, тепловые электростанции (ТЭС), линии электропередач (ЛЭП), электроподстанции, железная дорога. Объединение данных структур позволит заинтересовать каждого из них в получении прибыли, улучшении качества производства и предоставления услуг, сохранении своей инфраструктуры. Создание межотраслевых комплексов на территории России будет выгодно и государству, так как прямым образом, во-первых, снизятся цены на энерготарифы, во-вторых, увеличатся налоговые поступления в казну, в-третьих, сохранятся производства в составе МОК и соответственно энергетическая и экономическая безопасность страны. Все вышеперечисленные структуры коренным образом зависят друг от друга, поэтому при такой технологической и экономической цепочке заинтересованы в первую очередь на начальном этапе производства-добычи угля. Намечающаяся реструктуризация угледобывающих предприятий КАТЭКа и появление новых владельцев угольных разрезов Красноярского края ориентируются в одном из направлений увеличения номенклатуры продукции из угля для различных видов потребления. Различный вид потребления предъявляет разные требования к качеству

Экономика

угольного сырья. Однако существующие разрезы предусматривают валовую выемку угля и не ориентированы на требования потребителя, что, в конечном счете, может привести к заскладированию угля, потере качества угольной массы при хранении на открытом воздухе. Валовая выемка угля характеризуется значительным разбросом физико-химических свойств, петрографического состава и наличием микроэлементов, что влияет на загрязненность окружающей среды. Нестабильность этих показателей существенно влияет на эффективность работы ТЭС как конечное звено производства электроэнергии межотраслевого комплекса, а также на параметры других технологий по получению продуктов из угля и выработки электроэнергии.

Одним из методов стабилизации качества может быть смешивание углей различных видов, марок для достижения определенных требований потребителя, параметров качества. Другим методом минимизации потерь качества добываемого угля будет постоянное циклическое движение от угольных разрезов до теплоэлектростанций в Красноярском крае. При этом ТЭС, находясь в структуре межотраслевого комплекса, будет заказывать необходимый объем угля в угольных разрезах с определенными требованиями к качеству угля. Надо также учесть, что котлы ТЭС могут работать на определенных по качеству углях, так как некачественная топливная смесь может привести к выходу из строя ряда основных для производства электроэнергии котлоагрегатов. Соответственно ответственность угольных разрезов перед ТЭС увеличится, и они будут заинтересованы совместно контролировать качество топлива, поступаемого для тепловых электростанций, и в скорости доставки угля железнодорожным транспортом. Необходимость присутствия в составе межотраслевого комплекса железной дороги диктуется тем, что очень часто не хватает вагонов, существуют проблемы с несвоевременным предоставлением железнодорожниками локомотивов из-за несвоевременной уплаты угольщиками полученной продукции и различных бюрократических издержек со стороны железной дороги. Поэтому наличие своего железнодорожного транспорта как отдельной структуры от железной дороги на самих угольных разрезах, строительство железнодорожных путей очень актуально опять же в связи со своевременностью поставки угля и минимизацией потери качества угля.

В связи с наличием различных видов потребителей углей (коммунально-бытовые нужды, котельные агрегаты с жидким шлакоудалением и твердым шлакоудалением, с мокрым и сухим золоулавливанием, котлы с кипящим слоем и др.) межотраслевому комплексу требуется добывать уголь такого качества, который будет соответствовать, во-первых, определенным параметрам смесей (жидкий шлак, мокрое золоудаление), во-вторых, определенному фракционному составу (коммунально-бытовые нужды, топки с кипящим слоем), в-третьих, определенному физико-химическому и петрографическому составу (при производстве брикетов, сорбентов), в-четвертых, определенному составу микроэлементов (при организации сопутствующих производств).

Отсутствие межотраслевого комплекса, как на разрезах, так у потребителя, значительно сужает рамки области применения Канско-Ачинского угля (КАУ). Особую роль межотраслевой комплекс мог быть играть в экономической безопасности регионов в условиях социально-экономической нестабильности и чрезвычайных ситуаций. В связи с тем, что универсальную смесь топлива получить на одном предприятии невозможно, предлагается создание межрегионального комплекса по подготовке топлива в месте пересечения поступающих угольных маршрутов с предприятий КАТЭКа. Необходимость такого регионального комплекса диктуется, кроме того, значительным расхождением химического состава золы месторождений восточного и западного крыла КАТЭКа по содержанию диоксидов кремния и оксидов кальция, которые влияют на показатели шлакуемости этих углей. Причем месторождения восточной части «богаты» диоксидом кремния (разрез «Бородинский»), а западной - оксидом кальция (разрез «Березовский»), что «омертвляет» значительную часть их запасов.

Выбору местонахождения межотраслевого комплекса должны удовлетворять следующие условия:

1. Наличие надежной сырьевой базы в районе расположения межотраслевого комплекса.

2. Наличие относительно стабильных потребителей угля и электроэнергии.

3. Наличие транспортных связей с поставщиками и потребителями.

4. Наличие свободных от застройки земельных площадей.

5. Расположение за пределами территорий, неблагоприятных в экологическом отношении.

6. Обеспечение района строительства межотраслевого комплекса материальными и людскими ресурсами.

7. Наличие инвестиций и инвесторов, вкладывающих финансовые ресурсы в отрасли производств межотраслевого комплекса.

8. Территориальное и географическое расположение между собой угольных разрезов, шахт, тепловых элеткростанций, линий электропередач, электроподстанций, связанных железной дорогой.

9. Наличие в составе межотраслевого комплекса своего железнодорожного транспорта и вагонов.

10. Оптимальная экономико-математическая модель, определяющая точное местонахождение межотраслевого комплекса.

Очевидно, что этим условиям могут удовлетворять множество точек пространства. Оптимальным же является такое расположение МОК, при котором будет обеспечена минимизация транспортных расходов, связанных с перевозкой на железнодорожном транспорте.

Расходы на транспортировку можно считать пропорциональными дальности перевозок. Поэтому в качестве целевой функции можно принять требование минимизации суммарных перевозок.

Основными исходными данными для моделирования и технико-экономического обоснования местоположения МОК являются местоположение каждого поставщика и потребителя топлива, а также их производственные мощности.

Местоположение МОК, в принципе, может быть определено по известной формуле определения условного центра масс:

п т

Е Х,С, + ^ Х;С,

Х= —--------------------;

пт

2 х, + Е х,

1=1 ]=1

пт

Е у,о,+ Е г101

у_ _______________.М_

пт

Е у, + Е у,

,=1 =1

где Х,У - координаты МОК;

X У - координаты i-го поставщика;

Gi - величина грузопотока от ко поставщика;

X у - координаты ]-го потребителя;

^ - величина грузопотока от ко потребителя; п и т - число поставщиков и потребителей соответственно.

Эти формулы обеспечивают выполнение только требования минимизации транспортных расходов и никак не учитывают наличие транспортных связей, наличие свободных площадей и пр. Поэтому после вычисления координат X и У необходимо выбрать одни или несколько вариантов расположения МОК, ближайших к расчетному варианту, учитывающих наличие имеющихся транспортных путей, и пересчитать суммарные расходы на транспортировку. Очевидно, что если рассматривается несколько вариантов территориального расположения МОК, то наилучшим будет тот, который обеспечивает минимум затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.