Научная статья на тему 'Экономическая культура и исторический характер развития страны'

Экономическая культура и исторический характер развития страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
Экономическая культура / экономика культуры / исторический опыт / культурные ценности / благо / Economic culture / economics of culture / historical experience / cultural values / benefit

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джавадова С.А., Понькина Е.С.

Анализ взаимосвязей между культурой и экономическими явлениями позволяет исследовать их совместное влияние на общество и индивидуальное поведение, формируя уникальный исторический опыт сообществ и государств, что определяет актуальность теоретических изысканий аспектов проявлений и воздействий данных феноменов на общество. Объект исследования – экономика культуры. Предмет исследования – экономическая культура. Цель исследования – теоретический анализ понятия «экономическая культура» с учётом исторического опыта и развития страны. Выявлено, что экономика культуры представляет собой дисциплину в области экономики, изучающую взаимосвязь между культурой и экономическими исходами и культура в данном контексте определяется как совокупность общих убеждений и предпочтений, разделяемых социальными группами. Экономическая культура играет важную роль в понимании пересечений между культурными, социальными и экономическими сферами. Культурные различия между странами отрицательно влияют на трансграничные инвестиции, несовпадение культурного пространства инвесторов с чужой культурой снижает их склонность размещать средства в соответствующие страны, априори формируя негативный исторический опыт, что приводит к надбавкам за «различие» в инвестиционных расходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic culture and historical character of the country's development

Analysis of the relationships between culture and economic phenomena allows us to explore their joint influence on society and individual behavior, forming the unique historical experience of communities and states, which determines the relevance of theoretical research into aspects of the manifestations and impacts of these phenomena on society. The object of research is the economics of culture. The subject of the study is economic culture. The purpose of the study is a theoretical analysis of the concept of “economic culture” taking into account the historical experience and development of the country. It is revealed that cultural economics is a discipline in the field of economics that studies the relationship between culture and economic outcomes and culture in this context is defined as a set of common beliefs and preferences shared by social groups. Economic culture plays an important role in understanding the intersections between cultural, social and economic spheres. Cultural differences between countries have a negative impact on cross-border investments; the discrepancy between the cultural space of investors and a foreign culture reduces their inclination to place funds in the corresponding countries, a priori forming a negative historical experience, which leads to premiums for “differences” in investment expenses.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура и исторический характер развития страны»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-21-26

Экономическая культура и исторический характер развития страны

Джавадова С.А., Понькина Е.С.

Анализ взаимосвязей между культурой и экономическими явлениями позволяет исследовать их совместное влияние на общество и индивидуальное поведение, формируя уникальный исторический опыт сообществ и государств, что определяет актуальность теоретических изысканий аспектов проявлений и воздействий данных феноменов на общество. Объект исследования - экономика культуры. Предмет исследования - экономическая культура. Цель исследования - теоретический анализ понятия «экономическая культура» с учётом исторического опыта и развития страны. Выявлено, что экономика культуры представляет собой дисциплину в области экономики, изучающую взаимосвязь между культурой и экономическими исходами и культура в данном контексте определяется как совокупность общих убеждений и предпочтений, разделяемых социальными группами. Экономическая культура играет важную роль в понимании пересечений между культурными, социальными и экономическими сферами. Культурные различия между странами отрицательно влияют на трансграничные инвестиции, несовпадение культурного пространства инвесторов с чужой культурой снижает их склонность размещать средства в соответствующие страны, априори формируя негативный исторический опыт, что приводит к надбавкам за «различие» в инвестиционных расходах.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Джавадова С.А., Понькина Е.С. Экономическая культура и исторический характер развития страны // Дискуссия. - 2024. -Вып. 125. - С. 21-26.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономическая культура, экономика культуры, исторический опыт, культурные ценности, благо.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-21-26

Economic culture and historical character of the country's development

Javadova S.A., Ponkina E.S.

Analysis of the relationships between culture and economic phenomena allows us to explore their joint influence on society and individual behavior, forming the unique historical experience of communities and states, which determines the relevance of theoretical research into aspects of the manifestations and impacts of these phenomena on society. The object of research is the economics of culture. The subject of the study is economic culture. The purpose of the study is a theoretical analysis of the concept of "economic culture" taking into account the historical experience and development of the country. It is revealed that cultural economics is a discipline in the field of economics that studies the relationship between culture and economic outcomes and culture in this context is defined as a set of common beliefs and preferences shared by social groups. Economic culture plays an important role in understanding the intersections between cultural, social and economic spheres. Cultural differences between countries have a negative impact on cross-border investments; the discrepancy between the cultural space of investors and a foreign culture reduces their inclination to place funds in the corresponding countries, a priori forming a negative historical experience, which leads to premiums for "differences" in investment expenses.

FOR CITATION APA

Javadova S.A., Ponkina E.S. Economic culture and historical character of the country's development. Diskussiya [Discussion], 125, 21-26.

KEYWORDS

Economic culture, economics of culture, historical experience, cultural values, benefit.

ВВЕДЕНИЕ

Время через исторический опыт выступает в качестве значимого фактора в классификации, фильтрации и оценке культурных ценностей, при этом эволюция культурного пространства определяет восприятие и ценность труда и общественного блага. Пересечение экономики и культуры породило обширную область исследований, изучающую сложные взаимосвязи между экономическими принципами и культурными проявлениями. В экономике стоимость благ и услуг традиционно выражается через цены, определяемые субъективной полезностью, которую люди

получают от этих благ или услуг, при этом цена играет важную роль в качестве связующего звена между потребителями и производителями, регулируя распределение благ на рынке. Культурные блага, однако, представляют собой уникальный взгляд на ценность и часто трансформируют ее, но культурная ценность не ограничивается только экономическими операциями. Она проявляется во внутренних качествах культурных объектов, будь то эмоциональная сила экономического действия или визуальное воздействие результатов хозяйствования. При этом культурная ценность подвергается постоянной оценке и переоценке,

часто выходящей за рамки экономической науки и требует комплексного подхода, учитывающего исторический опыт страны и требует научного подхода к пониманию и анализу явления.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В отличие от стандартной экономической теории, культурная ценность основывается на более широкой оценке, выходящей за пределы денежных соображений. «Культура задаёт экономическим субъектам определённый способ видения, узнавания мира и созидания через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов» [1, с. 96]. Различие между экономической и культурной ценностью подчеркивает многоаспектный характер оценки в обществе, в то время, как экономика в основном использует финансовые показатели и цены, культурная ценность требует более широкого спектра оценок. Эта динамичная взаимосвязь между экономической и культурной ценностью подчеркивает взаимосвязь между культурой и экономикой, поскольку экономическая деятельность может в значительной степени формироваться и определяться культурой и историческим опытом территории или сообщества. Анализ отношений между этими двумя формами имеет важное значение для понимания сложных способов, которыми экономика и культура взаимодействуют друг с другом. Экономика культуры изучает, каким образом культурные аспекты, такие как ценности, верования, обычаи и художественное самовыражение, обусловливают экономические результаты, раскрывает суть влияния культуры на индивидуальный и коллективный выбор, потребление и участие в экономической деятельности.

Экономика культуры является междисциплинарной областью, связывающей экономику с дисциплинами, такими как история, антропология, социология и культурология и междисципли-нарность обогащает понимание экономических последствий культурных факторов и обеспечивает комплексный анализ культурных и экономических взаимодействий.

Экономика культуры включает два основных типа исследований:

• Культурные учреждения - исследование экономических аспектов конкретных культурных секторов, таких как исполнительское искусство, изобразительное искусство, музеи, культурный туризм и наследие.

• Культурные нормы - изучение влияния культуры на экономическое поведение, предпочтения и результаты в обществе, включая анализ

общих убеждений, норм, ценностей и культурных элементов.

Экономика культуры возникла как отдельная область исследований в 1960-х годах, что ознаменовало сдвиг в подходе экономистов к пониманию искусства и культуры, а ключевые работы Джона Кеннета Гэлбрейта [ 2 ] и Лайонела Роббинса [3] подчеркнули значение применения экономических принципов к искусству, также работы Уильяма Дж. Баумола и Уильяма Г. Боуэна 1966 года «Исполнительское искусство: экономическая дилемма» [4], в которой подчеркивался кризис финансирования в исполнительских искусствах, обусловленный постоянным ростом производственных затрат и производственной активности и искажения исторического опыта.

Эстетическая ценность и красота являются важными составляющими экономической культуры, однако они являются крайне субъективными и часто вызывают разногласия даже среди специалистов. Экономическая культура представляет собой систему ценностей, потребностей и предпочтений, непосредственно связанных с экономической деятельностью и оказывающих на нее существенное воздействие, включает в себя социальные нормы, которые, возникая в социальной сфере, приобретают особую экономическую интерпретацию.

Особенность экономической культуры заключается в механизме, посредством которого она опосредует связь между экономическим сознанием и экономическим мышлением. Этот механизм характеризуется гибкостью и пластичностью социальных стереотипов, что способствует динамической и креативной связи между сознанием и мышлением, то есть чем богаче и динамичнее экономическое сознание, тем более рациональным и эвристическим становится экономическое мышление, обуславливая свободу и профессионализм в экономическом поведении. «Экономическая культура - это не только часть или «вид» культуры наряду с другими ее видами (политической, правовой, культурой общения, культурой питания, физической культурой), но это также «проекция» всей культуры на сферу экономики и экономических отношений, потому что вся культура, все ее ценности и нормы так или иначе проявляются, работают и в области

экономики» [5, с. 136].

Особая черта экономической культуры проявляется в ее значительной ориентации на регулирование экономического поведения по сравнению с другими культурными системами. Регулятивные ценности и нормы экономической культуры на-

правлены на организацию и мотивацию масс на определенные действия, так существенные политические изменения сопровождаются воздействия экономического характера, которые формируют социально-экономические стереотипы и стимулируют людей к выполнению поставленных задач за счет противоречивости и эмоциональной окраски экономического мышления, основанного на вере в символы, тем самым формируя особенный исторический опыт государства.

Экономическая культура формирует уникальную динамику рынков труда в сфере культуры, уделяя внимание эволюции, росту и доминированию неких благ, придавая социальную ценность продуктам потребления, выходящую за рамки рыночных эффектов, проецируя некую волю гегемона.

Экономика культуры признает значительное влияние культуры и истории на различные аспекты экономической деятельности общества. Культура, определяемая как совокупность взглядов, убеждений, норм, ценностей, целей и предпочтений внутри общества, ранее игнорировалась в неоклассической экономической теории. «Традиционная» экономика часто предполагала, что предпочтения стабильны и имеют внешний характер проявлений по отношению к экономике, игнорируя влияние культуры и истории и отсутствие внимания к культуре в экономике объясняется несколькими факторами, включая интеграцию культурных влияний с переменными человеческого капитала и предположение, что экономисты должны сосредоточиться исключительно на экономических факторах, однако появление объемных репрезентативных данных опросов с включением культурных аспектов привело к тому, что культурные нормы стали важным фактором при изучении экономических переменных, детерминант и явлений.

Культурные различия и исторический опыт могут существенно влиять на экономические модели, формируя индивидуальное поведение, предпочтения и социальные нормы, которые, в свою очередь, отражаются на моделях потребления, инвестиционных решениях и динамике рынка. Эти различия могут поставить под сомнение предположения традиционных экономических моделей, которые обычно предполагают единообразие поведения и предпочтений, что приводит к потенциальным неточностям в прогнозах и рекомендациях по политике. Анализ и интерпретация культурных различий необходимы для разработки

более точных и эффективных экономических моделей, которые учитывают разнообразие человеческого поведения и предпочтений в разных обществах, то есть экономика культуры играет решающую роль, предоставляя количественную оценку экономического воздействия культуры и искусства, помогая политикам принимать обоснованные решения в области культурной политики, содействует экономическому росту и признает ценность культурного разнообразия, туризма и городского развития в формировании обществ и экономик.

Фундаментальный вопрос проблематики экономической культуры заключается в том, имеет ли культура значительное влияние на экономические результаты и каково ее отношение к институциональным факторам.

Экономическая культура формирует механизмы формирования желаний и вкусов в обществе, данная сфера частично обусловлена аспектами воспитания и социокультурной среды, поскольку процесс интернализации формирует будущие предпочтения и желания человека. Одним из примеров такой адаптации являются приобретенные вкусы, демонстрирующие влияние общества на формирование потребительских предпочтений, формируя уникальный социальный и исторический опыт.

Ключевым отличием экономики культуры от традиционной экономики является рассмотрение процесса принятия решений человеком, в то время как традиционная экономическая теория фокусируется на последствиях осознанных и неосознанных решений, экономика культуры подчеркивает влияние траекторий, созданных историческими и культурными факторами, которые направляют процесс принятия решений.

При рассмотрении экономики культуры все чаще применяется системный подход, рассматривающий экономику и культуру как единую систему, в которой «признаются эффекты взаимодействия и обратной связи, а динамика отношений четко выражена» и этот подход способствует углубленному пониманию взаимозависимостей между культурой и экономикой. Например, культурные финансы представляют собой развивающуюся дисциплину в рамках поведенческой экономики, которая исследует как культурные различия влияют на индивидуальные финансовые решения и финансовые рынки: «Когнитивные характеристики зачастую изучаются совместно с финансовой грамотностью и возрастом. Всемирная организация

здравоохранения считает, что эти характеристики изменяются в течение жизни человека, а это, в том числе, связано с экономическим контекстом жизнедеятельности. Выявлена четкая взаимосвязь между познавательными способностями человека и его экономическим выбором» [6, с. 231]. Различные аспекты финансовой деятельности подвержены влиянию культурных различий, так культура оказывает существенное влияние на управление активами и их оценку. Используя измерения культуры, исследования продемонстрировали [3], [4], [ 5 ], что дивидендная политика корпораций зависит от культурных предрасположенностей к консерватизму и мастерству. Консервативные культуры ассоциируются с более высокими и частыми выплатами дивидендов, в то время как культуры с высоким уровнем мастерства связаны с более низкими выплатами и данные культурные факторы также оказывают влияние на восприятие рисков и временные предпочтения: было обнаружено, что индивидуализм отрицательно коррелирует с применением стратегий управления доходами, а избегание неопределенности положительно коррелирует с доходностью. Поведенческие факторы, во многом определяемые культурными влияниями на психологическое восприятие инвесторов, играют значительную роль в инвестиционном поведении и сравнение культурных измерений позволило выявить специфические влияния на неприятие риска, обусловленные перекрытием культурных аспектов, которые сохранялись в течение длительного периода времени.

Культурные различия между странами отрицательно влияют на трансграничные инвестиции, несовпадение культурного пространства инвесторов с чужой культурой снижает их склонность размещать средства в соответствующие страны, априори формируя негативный исторический опыт, что приводит к надбавкам за «различие» в инвестиционных расходах. Несмотря на это финансовые рынки продолжают интегрироваться, чему способствуют товарооборот и ВВП в рамках прямых иностранных инвестиций, однако увеличение культурной дистанции оказывает отрицательное влияние на объем прямых иностранных инвестиций, приводя к криволинейной корреляции между финансовым поведением и культурной дистанцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура и экономика тесно взаимосвязаны, оказывая влияние на поведение потребителей, бизнес, институты, рынки труда, торговлю, туризм, политику и многое другое, формируя особый исторический опыт взаимодействия. Культурные нормы, ценности и традиции формируют экономические решения и результаты, поэтому учет культурных факторов является неотъемлемым элементом проявлений экономических явлений, разработки экономической политики и ведения бизнеса в различных обществах и интерпретация взаимосвязей между этими элементами имеет решающее значение для точного экономического моделирования.

Список литературы

1. Малых О. Е. Экономическая культура / О. Е. Малых, И. К. Полянская // Экономическая политика государства: новые факторы и механизмы реализации. - Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2015. - С. 95-103. - EDN WCXSDV.

2. Stanfield J. R. John Kenneth Galbraith. - Springer, 2016.

3. O'Brien D. P. Lionel Robbins. - Springer, 1988.

4. Baumol W. J., Bowen W. G. Performing arts-the economic dilemma: a study of problems common to theater, opera, music

References

1. Malykh O. E. Economic culture / O. E. Malykh, I. K. Polyanskaya // Economic policy of the state: new factors and mechanisms of implementation. - Syktyvkar: Komi Republican Academy of Public Service and Management, 2015. - Рр. 95-103. - EDN WCXSDV.

2. Stanfield J. R. John Kenneth Galbraith. - Springer, 2016.

3. O'Brien D. P. Lionel Robbins. - Springer, 1988.

4. Baumol W. J., Bowen W. G. Performing arts-the economic dilemma: a study of problems common to theater, opera, music

and dance. - 1993. - С. xvi+ 582 р.

5. Морозов В. А. Экономическая культура и ценности / В. А. Морозов // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11, № 1. - С. 135148. - DOI 10.18334/ce.11.1.37476. - EDN XVTBQT.

6. Литвинова В. В. Финансовое поведение человека и определяющие его факторы / В. В. Литвинова // Журнал экономической теории. - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 230-237. - DOI 10.31063/20736517/2020.17-1.19. - EDN OYRDJO.

and dance. - 1993. - P. xvi+ 582 p.

5. Morozov V. A. Economic culture and values / V. A. Morozov // Creative Economy. - 2017. - T. 11, No. 1. - Pp. 135-148. - DOI 10.18334/ce.11.1.37476. - EDN XVTBQT.

6. Litvinova V. V. Financial behavior of a person and its determining factors / V. V. Litvinova // Journal of Economic Theory. - 2020. -T. 17, No. 1. - Pp. 230-237. - DOI 10.31063/2073-6517/2020.171.19. - EDN OYRDJO.

Информация об авторе

Джавадова С.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва, Российская Федерация).

Понькина Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, истории и социального инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация).

Information about the author

Javadova S.A., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Economics of the Russian State University for the Humanities (Moscow, Russian Federation).

Ponkina E.S., Ph.D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Social Engineering of Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russian Federation).

© Джавадова С.А., Понькина Е.С., 2024. © Javadova S.A., Ponkina E.S., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.