2 Басангова К. М.
i Проблемы и факторы обеспечения устойчивого § развития Арктической зоны Российской Федерации
CD
^ Басангова Кермен Маратовна
о Государственная полярная академия (Санкт-Петербург)
^ Первый проректор, заведующий кафедрой государственного, муниципального и организационного управления m Кандидат экономических наук, доцент [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье исследуются факторы и проблемы, определяющие текущее социально-экономическое положение Арктической зоны Российской Федерации, анализируются предпосылки устойчивости и роста в долгосрочной перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
устойчивое развитие, регион, социально-экономическое положение, факторы, макрорегион, Арктическая зона Российской Федерации, стратегия, региональное управление
Basangova K. M.
Problems and Factors of Sustainable Development of the Arctic Zone of the Russian Federation
Basangova Kermen Maratovna
State Polar Academy (Saint-Petersburg, Russian Federation)
First Vice-Rector, Head of the Chair of the Public, Municipal аnd Organizational Management
PhD in Economic, Associate Professor
ABSTRACT
The paper explores the factors and problems determining current social economic situation in the Arctic zone of the Russian Federation, preconditions for sustainability and growth in the long term.
KEYWORDS
sustainable development, region, social economic status, factors, macro-region, the Arctic zone of the Russian Federation, strategy, regional management
Проблема устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) приобрела особую актуальность в начале ХХ! в. в период активного освоения ее природных богатств. От их решения зависит будущее не только регионов, входящих в состав АЗРФ, но и устойчивость экономического развития национальной экономики в целом. Сложность проблемы объясняется наличием большого количества исторических, демографических, природно-географических, экономических, социальных факторов, оказывающих разнонаправленное влияние на социально-экономическое положение АЗРФ.
Природно-географические факторы состоят в том, что значительная часть поселений в АЗРФ расположена в непосредственной близости от арктических морей или низовий рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. В силу этого обстоятельства из-за коротких сроков арктической навигации бесперебойная работа морского транспорта является необходимым условием нормальной жизнедеятельности в арктических регионах [4].
Для АЗРФ характерен высокий уровень урбанизации, значительно превышающий уровни многих других регионов. Более 80% населения АЗРФ живут в го-
родах и крупных населенных пунктах численностью свыше 5000 человек. Наи- 2 более крупным городом в АЗРФ и Арктике в целом является г. Мурманск с чис- | ленностью населения свыше 300 000 человек. Значительная часть населенных о пунктов — это моногорода и поселки, созданные в период хозяйственного ос- о воения региона. го
Различия в уровне жизни населения арктических регионов превращают АЗРФ х в макрорегион с высокой степенью территориальных различий в уровне благосо- н стояния населения. Часть арктических регионов, в большинстве из которых пре- «с обладает коренное население, существует преимущественно за счет трансфертов т федерального бюджета [6]. Значительно более высокий уровень жизни характерен для центров опережающего экономического роста. Причем различия в уровне подушевого валового регионального продукта внутри АЗРФ могут составлять несколько сотен процентов.
Низкая толерантность экологической системы Арктики создает опасность как для существования АЗРФ, так и для многих других регионов земного шара. Экологическая система АЗРФ является крайне неустойчивой из-за климатических изменений и развития экономической деятельности. В ряде случаев имеет место фактическая деградация природной среды, создающая опасность не только для населения региона, но и для других территорий России и мира.
Высокие темпы экономического развития АЗФР в совокупности с ее экологической уникальностью объясняют превращение ее в самостоятельный объект государственной политики и заинтересованностью государства в построении здесь инновационной экономики. По сравнению с другими северными регионами и регионами центральной России для АЗРФ характерны более высокая занятость в бюджетном секторе и доля заработной платы в доходах домохозяйств.
Природно-хозяйственные циклы АЗРФ имеют существенные отличия от других северных территорий, что приводит к формированию уникальных народно-хозяйственных комплексов, ведущих свою деятельность в экстремальных природных условиях. Эти обстоятельства определяют высокие производственные издержки и создают стимулы для инновационной активности и поиска путей снижения затрат во всех сферах народно-хозяйственной деятельности (энергетики, связи, телекоммуникаций, транспорта и т. п.) [3].
На территории АЗРФ традиционно осуществляются фундаментальные и прикладные научные исследования в различных областях знаний и ведется активное международное сотрудничество по многим направлениям исследования глобальных природно-климатических процессов, устойчивости арктических экосистем и т. п. [1].
В экономике АЗРФ господствующее положение занимает ресурсный сектор. В этой связи нами прогнозируются в перспективе значительные по амплитуде циклы подъемов и спадов. В отличие от других видов экономической деятельности в добывающих отраслях нет внутреннего механизма воспроизводства, что объясняется зависимостью от запасов природного сырья. Именно поэтому здесь необходима политика, направленная на обеспечение долговременной устойчивости экономики АЗРФ, даже за пределами жизненного цикла эксплуатации природных ресурсов [2].
Отличительными чертами арктических сообществ являются открытость для контактов с внешним миром, большое число добровольческих организаций, отсутствие внутренней жесткой иерархии, мобильность и толерантность населения.
В АЗРФ отсутствует механизм воспроизводства кадров, поскольку слабо развита система среднего профессионального образования, высока смертность мужчин в трудоспособном возрасте. Действующие на территории АЗРФ корпорации, как правило, не ведут работы по профессиональной ориентации, привлечению и обучению местной молодежи, повышению квалификации своих сотрудников, созданию систем профессионального роста и т. д.
2 В последнее десятилетие во всех регионах АЗРФ наблюдается рост доли лиц с ^ высшим профессиональным образованием в составе занятого населения1. Как по-о казывают результаты исследований А. Н. Щегловой [7], рост образовательного о уровня в АЗРФ не приводит к заметному росту доходов в расчете на душу насе-го ления, хотя и сказывается на снижении уровня безработицы. Рынок труда АЗРФ х ориентирован в большей степени на специалистов со средним специальным об-н- разованием, поэтому специалистам с высшим образованием он не может пред-< ложить условия, соответствующие полученной квалификации. т От других арктических территорий АЗРФ отличает выгодное транспортно-гео-графическое положение, так как через нее проходят транспортные магистрали, соединяющие Россию, США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Кроме того, АЗРФ является самой крупной арктической территорией по площади, численности населения, уровню индустриального развития, совокупному валовому продукту, природно-ресурсному потенциалу. И, самое главное, АЗРФ имеет исключительно большое значение для национальной экономики и перехода ее на инновационный путь развития.
Охарактеризованные факторы и проблемы не только определяют текущее социально-экономическое положение АЗРФ, но и создают предпосылки для повышения ее устойчивости и роста в долгосрочной перспективе, которые состоят в следующем:
• в АЗРФ возникли качественно новые возможности развития региональных систем, реализация которых связана с интеграционным взаимодействием между арктическими регионами;
• ресурсы, факторы и институциональные ограничения, имеющиеся в АЗРФ, позволяют сформировать качественно новый механизм устойчивого развития, адаптированный к особенностям экологической, экономической, социальной среды регионов АЗРФ;
• внутренняя среда АЗРФ повышает роль институциональных инструментов в развитии механизма обеспечения устойчивого развития АЗРФ.
В современных условиях необходимо формировать механизм устойчивого развития АЗРФ, опираясь на приоритетный подход, нашедший свое применение при реализации национальных проектов, т. е. исследовав цели и задачи социально-экономического развития входящих в ее состав регионов и выявив предпосылки и условия формирования единой концепции территориального развития [5].
Для решения этой проблемы большое теоретическое и практическое значение имеют уточнение принципов государственного управления экономическим развитием АЗРФ, критериев приоритетности целей и задач социально-экономического развития ее регионов, развитие методологии сравнительных исследований при определении стратегических приоритетов их развития.
Приведенные выше соображения в своей совокупности позволяют говорить о необходимости углубленного исследования научной проблемы интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов АЗРФ с целью формирования механизма ее устойчивого развития. Перечислим наиболее существенные научно-практические задачи, которые должны быть решены при исследовании проблемы устойчивого развития АЗРФ:
• на основе сравнительного анализа принципов и методов управления развитием северных территорий выявить направления формирования новых отношений
1 В большинстве регионов АЗРФ значения этого показателя ниже среднего по России (28,8%). Исключением являются Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Камчатский край и Сахалинская область.
между центром, регионами и северными территориями страны в условиях мо- g дернизации национальной экономики; |
• обосновать механизмы развития взаимоотношений между органами управления о северными территориями, что позволит решить задачу укрепления взаимовы- о годных коммуникаций, связывающих независимых субъектов территориальных m образований; х
• разработать методы адаптации концепции устойчивого развития к системе го- н сударственного управления экономическим развитием северных территорий; «с
• обосновать механизмы координации и регулирования интеграционных процессов m для достижения устойчивого развития северных территорий;
• разработать принципы и методы активного государственного управления экономической деятельностью северных территорий страны в долгосрочной перспективе с учетом их геополитических, социально-экономических и экологических особенностей;
• разработать модель интеграционного механизма устойчивого развития АЗРФ;
• обосновать систему многофункционального мониторинга, включающего в себя мониторинг территориальных звеньев, межтерриториальный мониторинг, международный мониторинг, что позволит обеспечить обратную связь в процессе управления северными территориями;
• разработать комплекс институциональных инструментов, обеспечивающих активизацию интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем, включающий в свой состав общие программы межрегиональной интеграции, бюджеты, фонды, инвестиционные программы, договоры и т. п. [1]. Решение вышеперечисленных задач позволит создать механизм устойчивого
социально-экономического развития АЗРФ, определить его основные элементы,
функциональное содержание, базовые принципы, состав институциональных инструментов применительно к условиям современного этапа развития отечественной
и мировой экономики.
Литература
1. Басангова К. М. Теоретико-методологические основы государственного управления экономическим развитием северных территорий в условиях современной России. СПб.: Лемма, 2012.
2. Басангова К. М. Основы социально-экономической, экологической и правовой безопасности северных регионов России: Коллективная монография. СПб.: Лемма, 2012.
3. Басангова К. М. Параметры и порядок определения социально-экономического потенциала северных территорий // Проблемы современной экономики. 2012. № 1.
4. Основы безопасности при освоении континентальных шельфов / Н. А. Махутов. М.: МГОФ «Знание», 2013.
5. Пилясов А. Н. Арктическое Средиземноморье: предпосылки формирования нового макрорегиона // ЭКО. 2010. № 12.
6. Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне / Н. Ю. Замятина, А. Н. Пилясов. М.: Новый хронограф, 2013.
7. Щеглова А. Н. Взаимосвязь показателей социально-экономического развития северных территорий с образовательным уровнем их населения // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: Мат-лы межрегион. науч.-практич. конф. (Апатиты, 14-16 ноября 2012 г.). Апатиты, 2012.
References
1. Basangova K. M. Theoretical methodological foundations of public administration and economic development of the Northern territories in modern Russian conditions: Monograph [Teoretiko-metodologicheskie osnovy gosudarstvennogo upravleniya ekonomicheskim razvitiem severnykh territorii v usloviyakh sovremennoi Rossii: Monografiya]. SPb.: Lemma, 2012.
< 2. Basangova K. M. Basis of social economic, environmental and legal security of the Northern
regions of Russia: Collective monograph [Osnovy sotsial'no-ekonomicheskoi, ekologicheskoi i q pravovoi bezopasnosti severnykh regionov Rossii: Kollektivnaya monografiya]. SPb.: Lemma,
i 2012.
2 3. Basangova K. M. Settings and the procedure of determining social economic potential of the Northern territories [Parametry i poryadok opredeleniya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala severnykh territorii] // Problems of modern economy [Problemy sovremennoi ekonomiki]. 2006. o N 1.
< 4. Safety guidelines for the development of the continental shelf [Osnovy bezopasnosti pri osvoe-m nii kontinental'nykh shel'fov] / N. A. Makhutov. M.: Knowledge [Znanie], 2013.
5. Pilyasov A. N. Arctic Mediterranean: the prerequisites for the formation of a new macro-region [Arkticheskoe Sredizemnomor'e: predposylki formirovaniya novogo makroregiona] // ECO. 2010. № 12.
6. Russia, which we got: exploring the space at the micro level [Rossiya, kotoruyu my obreli: issleduya prostranstvo na mikrourovne] / N.Y Zamyatina, A. N. Pilyasov. M.: New chronograph [Novyi khronograf], 2013.
7. Shcheglova A. N. Interrelation of indicators of social and economic development of northern territories with educational level of their population [Vzaimosvyaz' pokazatelei sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiya severnykh territorii s obrazovatel'nym urovnem ikh naseleniya] // North and Arctic Development: problems and prospects [Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspe-ktivy]: Materials of interregional scientific and practical conference. (Apatity, on November 14-16, 2012). Apatity, 2012.