Научная статья на тему 'Экономическая интеграция и особенности ее развития в торговле'

Экономическая интеграция и особенности ее развития в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2939
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ / ВИД И ТИП ИНТЕГРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ / ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Тамара Ивановна, Гаянова Гаяновавенера Медетовна

На основе отечественной и зарубежной практики рассматривается сущность интеграции и интеграционных процессов в экономике. Характеризуются виды и типы интеграционных процессов в экономической сфере. Основное внимание уделено анализу развития интеграции и ее эффективности в сфере торговли. Выделены наиболее значительные периоды в развитии процессов интеграции в торговле потребительскими товарами. Предложена классификация процессов интеграции в торговле потребительскими товарами. Показаны роль и значение интеграции в развитии экономики и выполнении социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Тамара Ивановна, Гаянова Гаяновавенера Медетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая интеграция и особенности ее развития в торговле»

НИКОЛАЕВА Тамара Ивановна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в торговле и общественном питании

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-75 e-mail: [email protected]

ГАЯНОВА Венера Медетовна

Ассистент кафедры экономики и управления в торговле и общественном питании

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 231-41-37, (912) 642-97-77 e-mail: [email protected]

Экономическая интеграция и особенности ее развития в торговле

Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы в экономике; вид и тип интеграции; интеграция в торговле; формы интеграции: горизонтальная и вертикальная.

Аннотация. На основе отечественной и зарубежной практики рассматривается сущность интеграции и интеграционных процессов в экономике. Характеризуются виды и типы интеграционных процессов в экономической сфере. Основное внимание уделено анализу развития интеграции и ее эффективности в сфере торговли. Выделены наиболее значительные периоды в развитии процессов интеграции в торговле потребительскими товарами. Предложена классификация процессов интеграции в торговле потребительскими товарами. Показаны роль и значение интеграции в развитии экономики и выполнении социальных функций.

Современное развитие рынка характеризуется глобализацией бизнеса как на национальном, так и региональном уровне и проявляется в развитии интеграции и интеграционных процессов.

Термин «интеграция» (от лат. integrace) означает некую целостность, структуру, совершенствование. Понятие «интеграция», как и сам процесс интеграции, появилось в 20-х годах ХХ века. Родоначальники «учения об интеграции» - немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Теория и практика интеграции нашли отражение в работах зарубежных и российских ученых: К. Пасса, Б. Лоуза и Л. Дэвиса, Р. Гуме-рова, И. Курцева, В. Д. Мингалева, А. Л. Пустуева, Е. Е. Румянцевой, О. А. Родионовой, Е. В. Семина, Е. Ф. Сумина, Ю. Якутина и др.

В отечественной и зарубежной экономической научной литературе имеются различные толкования термина «интеграция». Нами выделены три основных понятия, характеризующие «интеграцию»: интеграция как форма сотрудничества, интеграция как экономический процесс, интеграция как объединение предприятий.

Ряд ученых выделяет в системе интеграции интеграционные процессы как основу экономической составляющей интеграции. Интеграционные процессы как рыночная категория носят активный, динамичный характер, имеют свой экономический механизм - цели, субъекты, объекты, принципы, формы, методы, хозяйственные и правовые.

© Николаева Т. И., Гаянова В. М., 2009

В рамках процесса интеграции устанавливаются такие взаимоотношения между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение их генеральных целей. Стремление предприятий к взаимодействию в форме интеграции обусловлено преимуществами, которыми она обладает: снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте, ограничение конкуренции, облегчение диффузии новшеств, снижение издержек.

Виды экономической интеграции существенно различаются характером интеграционных процессов. Главные из них осуществляются на основе «приобретения» и «слияния». Подробный анализ позволяет охарактеризовать их как сложные и неоднородные процессы (рис. 1).

Рис. 1. Виды интеграционных процессов

Первый вид интеграционных процессов - приобретение - представляет собой процесс получения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке в рамках существующих организационных форм и законодательных норм. Приобретение выражается в присоединении, полном или частичном приобретении. В качестве присоединения рассматривается процесс реорганизации юридического лица. В этом случае одно из объединяющихся предприятий выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. При полном приобретении происходит принятие прав единственного участника капитала, установление полного контроля над ним с сохранением его юридической самостоятельности. Частичное приобретение характеризуется принятием прав на участие в уставном капитале, права частичного контроля через участие в составе совета директоров.

Вторым видом интеграционных процессов является слияние - процесс объединения двух или более хозяйствующих субъектов (предприятий), в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо). Оно выражается в слиянии форм и активов. Процесс слияния активов осуществляется на базе вновь организованного предприятия с передачей собственниками предприятий-участников в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими предприятиями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. В процессе слияния форм происходит это переименование укрупненной организации.

Вышеназванные интеграционные процессы представляют собой корпоративные действия в крупном бизнесе и являются только частью изучаемых рыночных процессов.

Важную роль в экономике играют процессы создания и объединения предприятий, в которых также участвуют субъекты малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе выделяют две основные формы интеграции - горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная интеграция - это процесс объединения предприятий, действующих в одном секторе. Основной выгодой от подобной интеграции является экономия на издержках производства или продаж. Горизонтальная интеграция способствует реализации достижений научно-технического прогресса и обеспечивает развитие технологической сферы.

Вертикальная интеграция - процесс объединения предприятий, действующих в отраслях с устойчивыми связями «покупатель - поставщик». Как правило, она наблюдается, когда промежуточная продукция не является совершенной, либо когда имеется определенный дефицит конкретного вида продукции, либо когда необходим контроль над качеством получаемой продукции и т. п.

Нами выделен еще один вид интеграции - смешанная интеграция, существование которой обусловлено проникновением крупных предприятий одних отраслей в другие, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью. Эта форма имеет черты как параллельной (концентрированной), так и круговой (конгломератной) интеграции.

Параллельная (концентрированная) интеграция - объединение предприятий, уже имеющих определенные связи либо через общие технологии, либо через производство, либо через рынки сбыта, т. е. при этом приобретаемая организация является естественным дополнением к компании-покупателю по линии производства продукции, услуг, по доле на рынке или характеру технологической базы.

Круговая (конгломератная) интеграция в основном нацелена на достижение сбалансированности всех видов деятельности предприятий, а не на использование только ресурсной, технологической или реализационной базы.

Итак, в настоящее время в экономической сфере существуют три формы интеграции: горизонтальная, вертикальная и смешанная (рис. 2).

Рис. 2. Формы интеграции в экономической сфере

Интеграционные процессы в России, которые начали активно развиваться с переходом к рыночной экономике, сегодня получили распространение во всех отраслях общественного хозяйства, в том числе в торговле потребительскими товарами. Однако здесь они начались позже, чем в промышленной и банковской сфере, что было обусловлено спецификой торговой деятельности - необходимостью максимального приближения мест продажи товаров к конечным потребителям, наличием большого числа малых торговых предприятий.

Специфика торговли как отрасли общественного хозяйства состоит в организации рынка потребительских товаров, на котором продажа товаров населению становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых предприятий, решающих не только экономические, но и социальные задачи.

Следует отметить, что для России интеграция в торговле не является принципиально новым феноменом. В нашей стране накоплен определенный опыт развития интеграционных процессов. Обобщая теорию и практику торговли потребительскими товарами за период с 1917 г. по настоящее время, мы выделили основные этапы развития интеграции в торговле потребительскими товарами и специфические черты интеграционных процессов в отрасли. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика наиболее значительных периодов в развитии процессов интеграции в торговле потребительскими товарами

Период Характеристика периода развития торговли Формы интеграции

1917-1929 гг. Установление власти большевиков; гражданская война; нэп; коллективизация Продразверстка; потребительские кооперативы на селе и в армии, осуществляющие заготовку сельскохозяйственной продукции, реализацию товаров, организацию услуг общественного питания и бытовых услуг; тресты в промышленности, реализующие потребительские товары

1930 г. -июнь 1941 г. Вытеснение частной торговли; централизация внутренней и внешней торговли Потребительская кооперация; вертикальная интеграция в государственной торговле; создание оптовых синдикатов

Июль 1941 г. -1950 гг. Великая Отечественная война и восстановительный период; карточная система. После войны - реформа денег, цен и торговли Ведомственные распределители; коммерческие предприятия; кооперативы

1951-1965 гг. Отход от излишней централизации в торговле; концентрация сбытового аппарата в Минторге СССР; объединение розничных предприятий в торги; укрупнение кооперативов Вертикальная интеграция торговли с государством; концентрация в оптовой торговле и потребкооперации

1966-1986 гг. Развитие прогрессивных форм торговли; специализация предприятий. Внедрение отраслевого принципа управления. Равноправно развиваются три формы торговли Концентрация и создание крупных универсамов, торгов, контор, трестов и комбинатов. Вертикальная интеграция торговли с общественным питанием. Концентрация продовольственной и непродовольственной торговли; создание торгов; объединений, корпораций; диверсификация на базе развития сервисных услуг

1987-1998 гг. Разгосударствление собственности, развитие частной торговли. Приватизация в торговле. Реорганизация организационной структуры торговли. Демократизация экономики, децентрализация управления товарными ресурсами, ваучерная приватизация Дезинтеграция в торговле, формирование вертикальных корпоративных структур, интеграция услуг торговли и общественного питания. Распространение акционерных обществ, ассоциаций, торговых объединений

1999 г. - настоящее время Быстрое развитие торговли на базе различных форм собственности. Внедрение новых торговых форматов. Усиление отраслевой и межгосударственной конкуренции. Распространение сетевой торговли. Обострение межго- Развитие вертикальной и горизонтальной интеграции. Распространение розничных торговых сетей, диверсификация предприятий торговли и общественного питания. Горизонтальная интеграция - интеграция в рознич-

Окончание табл. 1

Период Характеристика периода развития торговли Формы интеграции

сударственной, межтерриториальной и внутриотраслевой конкуренции в торговле. Быстрое развитие сетевой торговли. Вытеснение оптово-розничных открытых рынков и мелкооптовых рынков. Появление новых торговых форматов. Мультиформатность торговли в крупных городах ной торговле (добровольные цепи); вертикальная интеграция - оптоворозничные объединения; смешанная интеграция - объединение торговли с общественным питанием, бытовым обслуживанием и другими субъектами, обеспечивающими потребительские услуги. Диверсификация торговых предприятий

Современный этап развития торговли России характеризуется появлением международных, межтерриториальных, межотраслевых и внутриотраслевых связей, которые проявляются в развитии интеграционных процессов.

Изучение теории интеграции, а также собственные исследования развития интеграции в торговле позволили выявить определенные тенденции и факторы, ее характеризующие.

В настоящее время интеграция в торговле проявляется в глобализации торговли. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы сосредоточены на крупных предприятиях и в объединениях отрасли. При этом крупный торговый капитал оказывает заметное влияние на производителей товаров, конкурентов, формирование спроса потребителей, уровень цен на товары и услуги, ограничивает свободную конкуренцию на рынке.

В последние годы в торговле проявляется тенденция усиления влияния иностранного капитала. Конкуренция между отечественными и зарубежными крупными торговыми предприятиями зачастую бывает не в пользу первых, что проявляется в особенностях ассортимента, качества товаров, цен, услуг предприятий. Население при покупке товаров и услуг отдает предпочтение продукции зарубежных фирм.

Понимание особенностей интеграции в торговле, выявление направлений развития и оценка ее эффективности диктуют необходимость разработки классификации интеграции в торговле. Нами выделены типовые признаки интеграции в торговле и разработана следующая классификация (табл. 2).

Таблица 2

Классификация интеграции в торговле

Классификационный признак Тип интеграции Характеристика

По территориальному охвату Международная Участие в интеграции международных компаний, их проникновение на региональные рынки

Национальная Местонахождение на территории России участников интеграции, реализующих экономические стратегические цели в рамках государства

Региональная Участники интеграции - субъекты рынка отдельного региона. Связи обеспечивают оптимальное функционирование территориально-хозяйственного комплекса, увеличение объемов продаж и капитала, оптимизацию отношений между отраслями, удовлетворение спроса населения на товары и услуги

Местная Участники интеграции - субъекты рынка определенного города. Решение локальных вопросов по удовлетворению спроса населения в товарах и услугах по оптимизации отдельных территорий, городов и поселений

Окончание табл. 2

Классификационный признак Тип интеграции Характеристика

По торговым подсистемам Интеграция в розничной торговле Удовлетворение спроса населения в розничной торговле (связано с развитием услуг)

Интеграция в оптовой торговле Обеспечение хозяйственных связей районов производства товаров с районами потребления; организация оптовых продаж товаров в промышленности и сельском хозяйстве; оптимизация хозяйственных связей с производителями; развитие оптовых объединений по товарному принципу

Интеграция в общественном питании Создание инфраструктур внедомашнего питания; форма общественного разделения труда; объединение с розничной торговлей в области организации питания и ведения домашнего хозяйства

По уровням управления Организацион- ная Хозяйственные связи между организациями при создании организаций ассоциативного типа с целью повышения совокупного потенциала предприятий

Внутриорганиза- ционная Взаимодействие структурных элементов в рамках одной организации. Данный уровень интеграции предполагает формирование эффективного менеджмента организации. Внутриорганизационная специализация в рамках организационной структуры резко увеличивает эффективность деятельности организации

По формам интеграции Межотраслевая (вертикальная) Связи между субъектами, относящимися к различным отраслям народного хозяйства (торговля, производство, культура, здравоохранение и т. д.)

Межорганизаци-онная (горизонтальная) Взаимодействие в рамках одной подотрасли (оптовая, розничная торговля, общественное питание)

Смешанная (конгломератная) Симбиоз торгового обслуживания с другими сферами (банковской, медицинской, спортивной, культурной, общественным питанием и пр.). Каждая сфера предоставляет свой продукт (товар, услуги), их совместное функционирование создает совокупный эффект. Эта форма интеграции называется диверсификацией и может выступать как выделение новой сферы деятельности, не связанной с ключевым бизнесом

Развитие интеграции в торговле в основном осуществляется по двум направлениям: первое - построение отношений на принципах ассоциации (соединения), второе -на принципах агломерации (присоединения, накопления).

Схематически все формы интеграционных структур, получившие развитие в торговой отрасли, представлены на рис. 3.

Созданная в любой форме интегрированная торговая структура обладает рядом принципиальных черт: в социальном плане выступает способом экономического сотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях между малым, средним и крупным бизнесом на потребительском рынке; в организационном плане - как добровольное договорное объединение предприятий различной специализации и сферы деятельности, созданное в целях совместного решения предпринимательских задач; с экономической точки зрения - как способ эффективного использования ресурсов предприятий-участников интеграции, достижения экономического эффекта от ведения бизнеса. Особенно ярко это проявляется в коммерческой деятельности (в закупочной работе при формировании ассортимента товаров), в ценовой политике, в организации процесса продажи.

Рис. 3. Формы интеграции торговых структур

Развитие интеграции сопровождается поглощением малых и средних предприятий интеграционными структурами, что отрицательно сказывается на развитии торговли и торгового обслуживания, малого и среднего бизнеса. Отсюда, задача органов государственного регулирования - поддержать баланс интересов различных структур, работающих на потребительском рынке, что обеспечит получение не только наибольшего эффекта от концентрации торгового капитала, но и социально-экономическую эффективность деятельности каждого хозяйствующего субъекта торговли.

Источники

1. Веснин В. Р. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. М. : МГИУ, 2007.

2. Геске М. А. Оценка эффективности и неэффективности слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6.

3. Иванов Ю. В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М. : Альпина Паблишер, 2001.

4. Маршак А. Эффективные слияния и поглощения. Слияние и поглощение для повышения прибыльности бизнеса // Банкротство: теория и практика. 2005. № 2. Режим доступа : http://www.bkg.ru.

5. Мильнер Б., Лиса Ф. Управление современной компанией. М. : ИНФРА-М, 2006.

6. Ньюмен Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление / пер. с англ. под ред. Ю. Каптуревского. СПб. : Питер, 2005.

7. Чкалова О. Интеграция предприятий как направление глобализационных процессов в торговле // Маркетинг. 2002. № 5.

8. Стоимость предприятий при интеграционном процессе / А. Ю. Шатров, Н. И. Ко-мов, А. А. Мерсиянов, М. А. Шалин. М. : Экономика, 2008.

9. Smith A. An Inguiro into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. L., 1776.

10. Chamberlin E. H. The Theory of Monopolistic Competition. Harvard Univ. Press, 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.