Предпринимательская деятельность
УДК 339.1
ББК 65.42
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ
Т.И. Николаева, В.М. Гаянова
В статье рассматривается сущность интеграции и интеграционных процессов в экономике на основе отечественной и зарубежной практики. Также авторами предложена классификация видов интеграции в экономике. Основное внимание уделено развитию интеграции и ее эффективности в сфере торговли. Авторами выделен современный этап развития интеграции в торговле, выявлены определяющие ее факторы. Показана роль и значение интеграции в развитии экономики и выполнении социальных функций.
Ключевые слова: интеграция, процессы, торговля, эффективность, вид и тип интеграции, интеграция в торговле, формы интеграции.
Развитие международного сообщества в сфере экономических отношений и объединение государств в некую социально-политическую общность сформировали необходимые предпосылки для реализации идей интеграции.
В отечественной и зарубежной экономической литературе существует множество трактовок этого понятия, при этом интеграция определяется либо как форма сотрудничества, либо как экономический процесс, либо как объединение предприятий.
Нам представляется целесообразным рассматривать интеграцию в широком и узком смысле.
В широком смысле понятие «экономическая интеграция» используется для обозначения объединения экономических единиц с целью достижения преимуществ более эффективного экономического развития и реализации задач экономической политики. Базируясь на изученных подходах к определению интеграции, представляется возможным его уточнить и сформулировать авторскую трактовку.
По нашему мнению, интеграция - это добровольное объединение двух или более ранее самостоятельных экономических субъектов путем установления между ними различных типов и форм связей, оговоренных посредством заключения гражданско-правовых актов, с целью реализации эффективного совместного сотрудничества во благо каждого из объединяемых субъектов.
В определении «интеграции» в узком смысле как некого экономического процесса в литературе так же не существует единства взглядов. На основе изучения подходов к трактовке интеграционных процессов и анализа характера их осуществления, нами предложено свое видение экономических интеграционных процессов. Считаем, что интеграционные процессы представляют собой целостное образование, включающее в себя участников объединения и связей между ними, которые обуславливаются стратегическими потребностями, прежде всего самих субъектов или предприятий в повышении конкурентоспособности в создании относительно свободной от внешней рыночной конкуренции, с учетом согласования интересов участников для достижения общих стратегических целей [2].
В решении задач устойчивого развития экономики важное место принадлежит интеграции, для этого созданы необходимые предпосылки и условия для ее развития. Результаты научных исследований и практика в Российской Федерации и за рубежом свидетельствуют о том, что интеграция в сфере экономики способствует пропорциональному развитию отраслей, организаций, входящих в них структур, повышению эффективности их деятельности.
Интеграция - сложный экономический феномен. Эта сложность еще раз подчеркивает актуальность и необходимость системного, комплексного подхода к исследованию интеграции, который нами схематически представлен на рис. 1.
Предложенная классификация основана на выделении уровней развития, направлений развития, видов, разновидностей, форм интеграции с позиций единства интеграции в широком и узком смыслах (рис. 2 и табл. 1).
Следует подчеркнуть, что интеграция как состояние системы и интеграция как процесс преобразования системы взаимозависимы. Равным образом их состояние и эффективность экономической системы зависят от ин-
теграционных процессов, так и характер этих процессов, их направленность и интенсивность зависят от уже достигнутого уровня интеграции и ее эффективности на каждом уровне управления [1].
Таким образом, в категориальном аспекте, означающем выделение в исследуемой экономической категории сущностных признаков. В авторской трактовке «экономическая интеграция представляет собой совокуп-
Рис. 1. Классификация видов интеграции в экономике
Рис. 2. Типы интеграции в экономической сфере
Таблица 1
Классификация интегрированных структур
Классификационный признак Типы интегрированных структур Характеристика
По характеру интеграционных процессов Г оризонтальные Интеграционные группы такого типа объединяют промышленные предприятия, производителей однородной и взаимозаменяемой продукции
Вертикальные В состав интегрированной группы входят предприятия, связанные технологией некоторого производства, реализующие технологическую цепочку через увязку производителей с поставщиками или потребителями
Смешанные Интегрированные группы характеризуются сочетанием разнопрофильных предприятий, эффективность определяется высокой степенью диверсификации
По территориальному охвату Региональные Участники интегрированной группы являются субъектами рынка некоторого региона
Нацио нальные Местонахождение участников интегрированной группы - вся страна
Транснациональные В состав интегрированной группы входят иностранные участники
По характеру корпоративных отношений Холдинговое построение Г руппа компаний, связанных имущественным контролем со стороны головной организации
Перекрестные владения Взаимное владение участников группы пакетами акций друг друга, недостаточными для контроля одним членом группы других, суммарное же владение участников акциями одного из них позволяет осуществлять жесткий контроль за его деятельностью
Договорные альянсы Построение группы через институт доверительного управления
ность организационно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами как элементами, взаимодействующими в составе интегрированной структуры как интегративного целого, по поводу установления повторяющихся устойчивых связей в процессах организации производства, труда и управления, обмена результатами производства с целью гармонизации экономических интересов, достижения синергетического эффекта при совместной деятельности».
Систематизация категорий, характеризующих интеграцию и отражающих ее сущность и разнообразие позволяет сформировать основные системные качества экономической интеграции: устойчивость, нелинейность развития, целостность и структурность.
В итоге исследования теоретических аспектов интеграции нами выделены ее преимущества перед другими способами осуществления экономических процессов:
- интеграция предприятий приводит к формированию долгосрочных партнерских отношений, где ядром структурных изменений служит обновление технологий в организации и управлении, в которое вовлекаются
интеллектуальные и материальные ресурсы из различных источников;
- дает объектам интеграции более широкий доступ к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, информационным, к новым технологиям, что способствует более продуктивному их использованию;
- позволяет участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы;
- защищает субъекты интеграции от конкуренции со стороны внешних сторон (сил) путем образования горизонтально интегрированных структур и создания определенных зон, свободных от жесткой конкуренции;
- способствует развитию однородных предприятий в расчете на емкий рынок сообщества.
Торговля как отрасль общественного хозяйства представляет собой такую организацию рынка потребительских товаров, при которой продажа товаров населению становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых предприятий, а регулирование рынка потребительских товаров, определяют функции отрасли в целом [3].
Эффективность торговли в первую очередь зависит от уровня ее организации. Организационные структуры с характерным для отраслей товарного обращения соотношением мелких, средних и крупных предприятий складываются по мере развития конкуренции и научно-технического прогресса. В настоящее время особо значимыми становятся тенденции, связанные с интеграцией обращения товаров, капитала и организационных структур.
Интеграция в торговле является актуальной, поскольку торговля динамично развивается в последние годы, но рост идет как за счет увеличения числа мелких предприятий, так и за счет развития торговых сетей. Теоретический и практический интерес представляют тенденции и перспективы развития торговли в России с точки зрения интеграционных процессов.
При анализе торговли потребительскими товарами выявлено, что в России накоплен богатейший опыт развития интеграционных процессов в этой сфере, выявлена растущая диверсификация форм данного вида деятельности и организаций, ее осуществляющих. В результате общественно-экономических преобразований и развития видов и форм интеграции в торговле появляются новые интегрированные формы, в то время как другие исчезают, меняются формы и качество предоставляемых населению торговых услуг.
Изучение теории интеграции и собственное исследование интеграции в торговле позволяет дать свое определение понятия «интеграция», применительно к торговой отрасли.
Под интеграцией торговли понимается сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов
продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях и в объединениях предприятий отрасли. При этом, крупный торговый капитал различными методами оказывает давление на производителей товаров, мелких и средних торговцев, спрос потребителей, уровень цен на товары и в, конечном счете, ограничивает свободную конкуренцию на рынке.
На современном этапе развития торговля как звено хозяйственного комплекса страны вовлечена в сложное переплетение международных, межтерриториальных, межотраслевых и внутриотраслевых связей. Они находят свое проявление в развитии интеграционных процессов, каждый из которых характеризуется определенным количественно оцениваемым эффектом [5].
Интеграция торговых предприятий в виде торговых объединений представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги и повышение эффективности своей деятельности. Схематически все формы интеграционных структур, получившие развитие в торговой отрасли можно представить на рис. 3.
Одним из важнейших показателей концентрации капитала в торговле принято считать увеличение числа торговых предприятий торговли, укрупнение субъектов отрасли и изменение соотношения между субъектами отрасли, различающихся величиной экономического потенциала (табл. 2).
Приведенные данные свидетельствуют, что наибольший удельный вес в общем количестве предприятий розничной торговли со-
Таблица 2
Характеристика концентрации в торговле Российской Федерации
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Общее количество предприятий розничной торговли, уд. вес, % 100 100 100 100 100
Дол крупных и средних организаций розничной торговли, (уд. вес) в общей численности, % 17,7 12,0 11,1 7,6 6,4
Уд. вес, малых предприятий розничной торговли, % 82,3 88,0 88,9 92,4 93,6
Темп изменения доли крупных и средних предприятий розничной торговли, % 98,7 67,4 95,5 93,9 78,4
Темп изменения доли малых предприятий розничной торговли, % 106,5 106,0 104,4 142,3 94,2
Темп изменения всех предприятий розничной торговли, % 101,6 99,2 103,3 136,9 93,0
Темп изменения оборота розничной торговли крупных и средних предприятий, % 137,9 142,5 94,0 132,4 115,1
Темп изменения оборота розничной торговли малых предприятий, % 114,8 117,9 172,3 108,0 108,8
ставляют малые предприятия, но по темпам роста оборота их опережают крупные и средние предприятия [4].
Мировой и российский опыт развития интеграции в отраслях и хозяйствующих субъектах свидетельствует об объективной необходимости изучения факторов, воздействующих на интеграционные процессы, и учета их в решении стратегических проблем и задач.
Классификация этих факторов типична и включает внешние и внутриотраслевые факторы. В оценки эффективности интеграции в отрасли приоритет имеют явления мирового характера: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик.
Все эти явления взаимообусловлены и определяют национальную макросреду торговой отрасли и факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в торговле.
Исследование ретроспективы развития торговли и интеграции в ней позволяет нам в качестве основных групп факторов выделить: экономическую политику государства; рыночную конъюнктуру; социально-экономические условия; научно-технический прогресс; экономико-географические условия функционирования отрасли; торговые факторы.
Общая характеристика и их детализация представлены в табл. 3.
Необходимо отметить основополагающее влияние государственного воздействия на
эффективность интеграционных процессов в торговле.
Фрагментарность и бессистемность принятия стратегических решений препятствует выработке перспективной торговой политики государства, определению ее социальноэкономических приоритетов и путей достижения никем не отрицаемой главной цели -повышения уровня жизни. Совместить текущие и долговременные интересы производителей товаров и услуг, представляющих ценность для их потребителей, к тому же в динамике развития - это и есть задача политики.
При формировании торговой политики необходимо более полно учитывать серьезные изменения, произошедшие и происходящие в структуре мировой и внутренней торговли, в структуре мирового и внутреннего рынков. Определяющее влияние на это оказали мировые и национальные интеграционные процессы, вследствие чего структура современной экономики торговли приобрела новое качество, появились новые критерии и параметры оценки ее эффективности. Прогрессивные тенденции в изменении структуры и в повышении эффективности каждой отрасли экономики неразрывно связаны с интенсивностью и качеством государственного регулирования торговли.
Положительные тенденции к стабилизации и экономическому росту не являются устойчивыми в большинстве секторов российской экономики, в том числе таком важном как торговля.
Таблица 3
Факторы, влияющие на эффективность интеграции в торговой отрасли
Факторы Характеристика
Экономическая политика государства Г осударственное регулирование торговли и поддержка предпринимательства
Правовая и антимонопольная политика
Внешнеэкономическая политика
Протекционизм, регулирование отрасли, торговые барьеры, налоговые режимы
Рыночная конъюнктура Уровень конкуренции в отрасли, характеристика основных субъектов
Конкуренция в смежных отраслях, рыночная сила поставщиков и покупателей
Колебания спроса и цен на продукцию, товары, услуги
Неопределенность структурных условий национальных и территориальных рынков
Наличие товаров - заменителей и изменчивость предпочтений покупателей
Социально- экономические условия Уровень платежеспособного спроса и его дифференциация по территориям и группам населения
Уровень образования населения и наличие квалифицированных трудовых ресурсов
Средний уровень оплаты труда и формы оплаты
Покупательская способность населения
Научно- технический прогресс Уровень развития технологии производства потребительских товаров и торгового обслуживания
Активность в сфере изобретений, инноваций, затрагивающих торговлю
Экономико- географические факторы Наличие в достаточном количестве природных факторов торгово-производственной деятельности
Климатические условия, воздействующие на предпринимательскую активность
Удаленность от основных поставщиков товаров и рынков сбыта продукции потребительского и торгово-технологического назначения
Уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры
Торговые факторы Инфраструктура торговли потребительскими товарами (состав, численность участников и предприятий отрасли)
Организационная структура отрасли (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание)
Степень внедрения НТП и НТР в торговлю
Экономическая эффективность отрасли (рост товарооборота, увеличение рентабельности торговли, снижения издержек обращения)
Выше названные особенности торговли последовательно проявлялись в 2003-2007 гг., однако с середины 2008 г. мировой финансовый кризис оказал воздействие и на экономику России, что снизит динамику развития одних из них и кардинально изменит другие.
Прогнозируя макроситуацию (с учетом опыта кризиса 1998 г.), можно предположить ухудшение общехозяйственной и рыночной конъюнктуры в 2009-2010 гг.
Снижение объемов производства, рост безработицы, уменьшение покупательской способности населения неизбежно скажется на ситуации в торговой отрасли.
Востребованный покупателями ассортимент товаров и услуг и размер потребительской корзины будут сужаться.
Доля продуктов питания в условиях уменьшения потребительского спроса существенно возрастет, что отразится на структуре товарооборота, а темпы его развития значительно снизятся.
Одним из важнейших мотивов предпочтения товаров у торговых организаций, предлагающих их покупателям, станет цена.
Темпы развития сетевой торговли снизятся, а внутри ее уже происходят и будут значительными до конца 2009 г. процессы слияния и поглощения, с одной стороны, и банкротств - с другой.
По мнению российских аналитиков, первые ростки оздоровления произойдут не ранее 2010 г., а когда этот кризис пройдет, розничная торговля получит дальнейший импульс развития и сформировавшиеся до 2009 г. тенденции вновь проявятся в полной мере.
Трансформация потенциала торговых организаций способствует на определенном этапе концентрации ресурсов и технологических возможностей, на другом этапе диверсификации деятельности, что при соблюдении ряда условий может приводить к положительной динамике развития торговых организаций.
Выявление этих условий представляется важной задачей.
В качестве одной из актуальных на сегодняшний день, можно выделить проблему использования интеграционных процессов в целях повышения эффективности и развития. Интеграция позволяет торговым организациям аккумулировать ресурсы, достигать намеченных целей с наименьшими затратами. Как показывает практика, интеграция чаще всего дает позитивные экономические результаты, приводит к возникновению положительных синергетических эффектов. Интеграция в торговле на любом этапе ее развития может осуществляться экстенсивным или/и интенсивным образом. Централизованные и децентрализованные объединения, торговые сети и потребительские кооперативы, пулы и торгово-финансовые группы, аутсорсинг, франчайзинг - все эти, а также другие формы интеграции имеют много отличий, по-разному влияют на итоговую эффективность. Выбор и последующее применение той или иной формы определяется торговой организацией с учетом имеющегося потенциала, условий
внутренней и внешней среды. Идентификация видов интеграции, оценка их влияния на результаты хозяйственной деятельности и процессы развития торговых организаций является одной из актуальных и значимых проблем.
Литература
1. Веснин, В.Р. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Р. Веснин. - М.: МГИУ, 2007.
2. Геске, М.А. Оценка эффективности и неэффективности слияний и поглощений / М.А. Геске // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.
- № 6.
3. Иванов, Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса / Ю.В. Иванов. - М.: Альпина Паблишер, 2001.
4. Маршак, А. Эффективные слияния и поглощения. Слияние и поглощение для повышения прибыльности бизнеса / А. Маршак // Банкротство: теория и практика. - 2005. - №2. -Ыр://№№м. bkg. ги.
5. Ньюмен, Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмен, П. Кален; пер. с англ. под ред. Ю. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2005.
Поступила в редакцию 18 декабря 2008 г.
Николаева Тамара Ивановна. Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в торговле и общественном питании Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург. Область научных интересов - торговля, общественное питание.
Nikolaeva Tamara Ivanovna. Doctor of Economics, professor, Head of the Economy and Management in Trade and Public Catering department of Ural State Economic University, Ekaterinburg. Scientific interests: trade, public catering.
Гаянова Венера Медетовна. Ассистент кафедры экономики и управления в торговле и общественном питании Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург. Область научных интересов - торговля, общественное питание. Контактный телефон: 8-9126429777. E-mail: [email protected]
Gayanova Venera Medetovna. Assistant of the Economy and Management in Trade and Public Catering department of Ural State Economic University, Ekaterinburg. Scientific interests: trade, public catering. Contact phone: 8-9126429777. E-mail: [email protected]