Научная статья на тему 'Экономическая и социальная эффективность внедрения программы лечения больных с политравмой'

Экономическая и социальная эффективность внедрения программы лечения больных с политравмой Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТРАВМА / POLYTRAUMA / СПАСЕННЫЕ ЖИЗНИ / SAVED LIVES / ЦЕНА ЗАТРАТ / PRICE OF COSTS / ЛЕТАЛЬНОСТЬ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СРОКИ ЛЕЧЕНИЯ / TERMS OF TREATMENT / LETHALITY / INVALIDITY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Агаджанян В.В.

В настоящее время в России нет единого подхода для определения экономического результата. Как правило, оценивается только прямой экономический урон, который рассчитывается в разных отраслях по-разному. Исходя из этого, мы попытались определить «цену затрат» и соотнести вложения с показателями летальности и числом спасённых жизней при политравме. Основными критериями, по которым оценивалась эффективность лечения, явились летальность, инвалидность, сроки лечения пациентов с политравмой. Для расчета «цены затрат» каждой спасенной жизни общее количество пациентов c политравмой, госпитализированных в ФГЛПУ «НКЦОЗШ» (n = 2500) в период с 1996 по 2006 гг. умножали на показатель изменения летальности, чтобы вычислить спасённые жизни. Число спасённых жизней разделили на разницу в прямых затратах на одного пролеченного больного. Представленный расчет спасённых жизней явился, прежде всего, попыткой показать прямую экономическую эффективность внедрения разработанной комплексной системы оказания специализированной медицинской помощи при политравме в ФГЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMOCAL AND SOCIAL EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF TREATMENT OF PATIENTS WITH POLYTRAUMA

There is no universal approach to definition of economical result at the present time in Russia. As a rule, only direct economical loss is evaluated, which is calculated differently in different fields. On this basis, we tried to define the price of costs and to refer the inputs to the lethality rate and the number of saved lives after polytrauma. The main criteria of treatment efficacy were lethality, invalidity, terms of treatment of patients with polytrauma. For calculation of «price of costs» for every saved life the amount of the patients with polytrauma (n = 2500) hospitalized in Federal State Medical Prophylactic Institution «Scientific Clinical Center of Miners Health Protection» from 1996 to 2006 was multiplied by the rate of change of lethality for estimation of the saved lives. The saved lives were divided by difference in direct costs for treatment of one patient. The presented calculation of the saved lives was primarily the effort to show the direct economical efficiency of the implementation of the developed complex system of specialized medical aid in polytrauma in Federal State Medical Prophylactic Institution «Scientific Clinical Center of Miners Health Protection».

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная эффективность внедрения программы лечения больных с политравмой»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ПОЛИТРАВМОЙ

ECONOMOCAL AND SOCIAL EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF TREATMENT OF PATIENTS WITH POLYTRAUMA

Агаджанян В.В.

Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий, Россия

В настоящее время в России нет единого подхода для определения экономического результата. Как правило, оценивается только прямой экономический урон, который рассчитывается в разных отраслях по-разному. Исходя из этого, мы попытались определить «цену затрат» и соотнести вложения с показателями летальности и числом спасённых жизней при политравме.

Основными критериями, по которым оценивалась эффективность лечения, явились летальность, инвалидность, сроки лечения пациентов с политравмой. Для расчета «цены затрат» каждой спасенной жизни общее количество пациентов с политравмой, госпитализированных в ФГЛПУ «НКЦОЗШ» (п = 2500) в период с 1996 по 2006 гг. умножали на показатель изменения летальности, чтобы вычислить спасённые жизни. Число спасённых жизней разделили на разницу в прямых затратах на одного пролеченного больного.

Представленный расчет спасённых жизней явился, прежде всего, попыткой показать прямую экономическую эффективность внедрения разработанной комплексной системы оказания специализированной медицинской помощи при политравме в ФГЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров».

Ключевые слова: политравма; спасенные жизни; цена затрат; летальность; инвалидность; сроки лечения.

Agadzhanyan V.V.

Federal state medical prophylactic institution «Scientific clinical center of miners' health protection», Leninsk-Kuznetsky, Russia

There is no universal approach to definition of economical result at the present time in Russia. As a rule, only direct economical loss is evaluated, which is calculated differently in different fields.

On this basis, we tried to define "the price of costs" and to refer the inputs to the lethality rate and the number of saved lives after polytrauma. The main criteria of treatment efficacy were lethality, invalidity, terms of treatment of patients with polytrauma. For calculation of «price of costs» for every saved life the amount of the patients with polytrauma (n = 2500) hospitalized in Federal State Medical Prophylactic Institution «Scientific Clinical Center of Miners' Health Protection» from 1996 to 2006 was multiplied by the rate of change of lethality for estimation of the saved lives. The saved lives were divided by difference in direct costs for treatment of one patient.

The presented calculation of the saved lives was primarily the effort to show the direct economical efficiency of the implementation of the developed complex system of specialized medical aid in polytrauma in Federal State Medical Prophylactic Institution «Scientific Clinical Center of Miners' Health Protection».

Key words: polytrauma; saved lives; price of costs; lethality; invalidity; terms of treatment.

Политравма является основной причиной смертности у населения 18-40 лет, а по годам не-дожитой жизни превосходит онкологические и кардиологические заболевания вместе взятые [1-3]. Эта тенденция характерна для всех стран [4-6].

В течение 10 лет (1996-2006 гг.) в Федеральном государственном лечебно-профилактическом учреждении «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» (ФГЛПУ «НКЦОЗШ») создана комплексная система организационных и лечебно-диагностических мероприятий, направленных на повышение эффективности лечения больных с политравмой с учетом региональных особенностей Кузбасса, и внедрением в широкую клиническую практику.

Основные концепции лечения включают максимально быструю

транспортировку пострадавших специализированными лечебно-транспортными бригадами в центр второго уровня, где выполняются все виды диагностики, интенсивной терапии, хирургического лечения и специальная реабилитация. При этом успехи в лечении политравмы обусловлены изменением системы организации медицинской помощи, разработкой эффективных методов оценки тяжести состояния, диагностики, лечения и реабилитации.

Существенное значение имеет работа центра по совершенствованию организационных аспектов оказания медицинской помощи больным с политравмой. Предложен алгоритм этапного ведения больных с политравмой: пострадавший с места происшествия доставляется в ближайшее отделение хирургического профиля, где оказывается неотлож-

ная помощь, а затем максимально быстро доставляется в специализированное учреждение. В центре организованы лечебно-транспортные бригады, осуществляющие один из этапов лечения пострадавших по системе «клиника-клиника» в ранние сроки с момента травмы. Разработаны основные принципы работы таких бригад с учетом региональных особенностей, составлены лечебно-диагностические протоколы, дающие возможность проведения соответствующих действий при транспортировке, показания для перевода больных с политравмами в специализированные учреждения. Абсолютным противопоказанием к транспортировке является агонизирующее состояние и неостановленное кровотечение. Специализированные клиники должны иметь достаточные материально-технические

и кадровые возможности для проведения эффективной диагностики, лечения и реабилитации.

Лечение этой тяжелой категории пострадавших требует огромных экономических затрат [4, 7]. Достаточно сказать, что лечение пациентов с политравмой в США в среднем составляет 80000 $ [8], по нашим данным — 500000 рублей. В связи с этим, политравма является не только медицинской, но и социально-экономической проблемой.

Около 10 лет назад американские ученые O'Keefe G.E., Jurkovi-ch G.J., Copass M., Maier R.V. [9] разработали и применили в практике достаточно оригинальный статистический показатель — отношение затрат на обследование и оказание помощи больному к числу лет, на которые была продлена жизнь пострадавшего благодаря указанным вмешательствам. Оказалось, что этот показатель (исчисляемый как отношение суммарной стоимости эвакуации медицинским вертолетом и дальнейшего стационарного лечения к числу последующих лет жизни пациента) для лиц с тяжелой политравмой составил 2,5 тыс. долларов США (с колебаниями от 1400 до 9677 $/год). Для сравнения: этот показатель при обследовании и лечении пациенток с раком молочной железы, больных артериальной гипертензией, а также патологией печени, требующей трансплантации органа, варьировал от 11 тыс. до 43 тыс. долларов США на каждый год продленной жизни.

К сожалению, в России в настоящее время нет единого подхода для определения экономического результата. Как правило, оценивается только прямой экономический урон, который рассчитывается в разных отраслях по-разному.

Исходя из этого, мы попытались определить «цену затрат» и соотнести вложения с показателями летальности и числом спасенных жизней при политравме.

Основными критериями, по которым оценивалась эффективность лечения, явились летальность, инвалидность, сроки лечения пациентов с политравмой. Для расчета «цены затрат» каждой спасенной жизни общее количество пациентов c политравмой, госпитализи-

рованных в ФГЛПУ «НКЦОЗШ» (п = 2500) в период с 1996 по 2006 гг. умножали на показатель изменения летальности, чтобы вычислить спасенные жизни. Спасенные жизни разделили на разницу в прямых затратах на одного пролеченного больного.

Летальность

В начале выполнения этой работы летальность в нашем стационаре достигала 35 % (в среднем по Кузбассу также — 35 %), через 5 лет работы мы достигли снижения летальности до 15 %, которая держится с небольшими колебаниями до настоящего времени. За первые 5 лет было пролечено 1000 пострадавших, летальность составила 20 %. Умерли 200 (на 150 меньше, чем погибли в среднем по Кузбассу). В последующие 5 лет было также пролечено 1500 пострадавших, умерли 225 пациентов (на 300 меньше, чем в среднем по Кузбассу). Таким образом, в нашей клинике выжили на 450 пациентов больше.

Средний наш пациент — молодой человек 36 лет — работник угольной промышленности, на долю которого приходится добытых 180 тонн угля. Средняя цена тонны угля — 900 рублей.

Таким образом, за один месяц шахтер добывает продукции на 162 тысячи рублей (180 тонн х 900 рублей/тонна). За год прибыль составила 1944000 рублей.

Средняя продолжительность работы горняка — 25 лет. Таким образом, до выхода на пенсию он произведет продукции на 48,6 млн. рублей (1944000 х 25 лет).

Таким образом, гибель одного пациента — это недополученная прибыль 48,6 млн. рублей.

Если бы пациенты лечились в клиниках, где не внедрена комплексная программа лечения, где летальность составляет 35 %, то их погибло бы 825 (больше на 450 человек, чем в нашем центре).

Гибель 875 пациентов — недополученная прибыль 42525000000 ру-

блей. Гибель 425 пациентов — недополученная прибыль 20655000000 рублей. Таким образом, экономический эффект от того, что смогут добыть выжившие пострадавшие, составил 21870000000 рублей (911250000 $ или 607500000 евро).

Инвалидность

Первичная инвалидность в нашем исследовании составила 19 % (в среднем по Кузбассу — 35 %), а вторичная — 14 %.

Расчет экономической составляющей инвалидности зависит от характера травмы. Если пациент получает инвалидность вследствие производственной травмы, то пособие по инвалидности составляет размер заработной платы пострадавшего. Средняя заработная плата горняка составляет 27000 рублей в месяц.

В год инвалид вследствие производственной травмы получит 324000 рублей. Если средняя продолжительность жизни в Кузбассе составляет 67 лет, то получать пенсию по инвалидности пострадавший будет в течение 31 года. Денежные выплаты на одного пострадавшего составят 10044000 рублей. В структуре инвалидности, по нашим данным, производственная травма была у 30 % больных. Если взять ситуацию в среднем по Кузбассу, то из 2500 пострадавших в живых остаются 1625, а инвалидность среди них получают 569 человек, 170 из них с последствиями производственной травмы. Выплаты пособий по инвалидности им составят 1707480000 рублей.

В нашей работе из 2500 пострадавших в живых остались 2075 че-

ловек, инвалидами из них остались 290. Инвалидами из-за производственной травмы из них стали 87. Выплаты пособий по инвалидности им составят 873828000 рублей.

Таким образом, экономия вследствие снижения инвалидности у пострадавших, получивших производственную травму, составит 833652000 рублей (34735500 $ или 23157000 евро).

Цена угля Прибыль за 1 месяц Прибыль за 1 год Прибыль за 25 лет

900 руб. 162000 руб. 1944000 руб. 48600000 руб.

■ ■ 6

ПОЛИТРАВМА

Если больной получил травму, не связанную с производством, то выплаты по инвалидности составляют 4500 рублей в месяц.

В год эта сумма составит 54000 рублей, а за весь период оставшейся жизни — 1395000 рублей. Если бы пациенты лечились без использования предложенной системы, то пособия по инвалидности выплачивались бы 399 пострадавшим и составили сумму 556605000 рублей. В нашем исследовании инвалидами стали 203 больных, у которых травма не была связана с производством, а суммарная выплата им составила 283185000 рублей.

Таким образом, экономия от снижения инвалидности вследствие травм, не связанных с производством, составит 273420000 рублей.

Сроки лечения

Сроки лечения являются также одними из ключевых показателей, которые позволяют говорить об экономической эффективности исследования.

В нашем исследовании сроки лечения в начале выполнения работы составляли 44 дня, а затем сократились до 26 (на 18 дней). Если учесть, что одни сутки пребывания в специализированном стационаре в среднем составляют 1000 рублей, на лечение каждого пострадавшего затрачено на 18000 рублей меньше, что в сумме составило экономию 45000000 рублей.

Таким образом, мы смогли подсчитать экономический эффект путем снижения экономических потерь, которые складываются из ряда элементов: стоимость недопроизведенного продукта, выплаты денежных пособий по инвалидности, затраты на лечение травмированных. Экономический эффект от внедрения комплексной программы лечения больных с политравмой за 10 лет составил 23022072000 рублей (959253000 $ или 639502000 евро), на одного больного — 9208829 рублей.

Если взять сумму 500000 рублей, которая затрачивается на лечение

одного тяжело травмированного, то экономический эффект составит 18,4 рубля на каждый вложенный рубль.

общий экономический эффект составил 23022072000 рублей; на одного больного — 9208829 рублей;

Общий эффект (руб.) За 1 год На 1 больного На 1000 больных

23022072000 2302207200 9208829 9208829000

Лечение больных с политравмой является сложной медицинской, социальной и экономической проблемой. Это обусловлено тем, что страдают молодые пациенты трудоспособного возраста. В нашем исследовании средний возраст пострадавших с политравмой составил 36 лет. Из-за гибели молодых пациентов и выхода их на инвалидность страна несет огромные экономические потери. Качественное лечение этих больных возможно лишь в специализированных стационарах, оснащенных необходимым оборудованием и укомплектованных квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы. Безусловно, лечение таких больных очень дорогое, в нашей клинике стоимость лечения одного больного достигает 500000 рублей. Однако эти вложения оправдывают себя не только по социально-нравственным причинам, но и из-за того, что эти вложения могут приносить реальный экономический эффект. К сожалению, нет единой схемы подсчета, и мы считаем, что они должны быть разными для каждого региона.

По нашему мнению, экономический эффект достигается путем снижения экономических потерь, которые складываются из ряда элементов: стоимость недопроизведен-ного продукта, выплаты денежных пособий по инвалидности, затраты на лечение травмированных.

Внедрение в практику единой комплексной системы лечения больных с политравмой позволило сократить сроки лечения на 39 %, снизить летальность до 15,4 % и инвалидность на 20 %. Анализ лечения 2500 тысяч больных за 10 лет дал нам следующие данные: - за 1 год - 2302207200 рублей;

- на 1000 больных - 9208829000 рублей.

Таким образом, представленный расчет спасенных жизней явился, прежде всего, попыткой показать прямую экономическую эффективность внедрения разработанной комплексной системы оказания специализированной медицинской помощи при политравме в ФГЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров». В дальнейшем, более тщательный подход к определению четких критериев для оценки снижения летальности поможет индивидуально установить социальную и экономическую эффективность лечения пациентов с политравмами за счет использования более совершенных систем организации специализированной медицинской помощи и уровня лечебного учреждения.

В проведенном исследовании мы не пытались определить общую стоимость лечения всех больных с политравмами. Прямые и непрямые расходы на пациентов были исключены из анализа. Кроме того, затраты не распространялись на всех пациентов, а только на спасенные жизни. Следовательно, нами не оценивалась рентабельность вложения средств.

Кроме того, в реальной жизни по существу трудно установить «цену затрат» и, вероятно, невозможно создать универсальную методологию для вычисления затрат на спасенную жизнь. Однако концепция вложения средств не ограничивается только деньгами и улучшениями технологий. И, наконец, что важнее всего, преимущества любого капиталовложения для спасения жизни человека определяются только выжившими и их семьями.

Литература:

1. Политравма /В.В. Агаджанян, А.А. Пронских, И.М. Устьянцева и др. - Новосибирск, 2003. - 492 с.

2. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка /В.В. Агад-жанян, И.М. Устьянцева, А.А. Пронских и др. - Новосибирск: Наука, 2008. - 320 с.

3. Политравма. Септические осложнения /В.В. Агаджанян, И.М. Устьянцева, А.А. Пронских и др. - Новосибирск: Наука, 2005. - 391 с.

4. Jurkovich, G.J. Systematic review of trauma system effectives based on registry comparisons /Jurkovich G.J., Mock C.N. //J. Trauma. - 1999. - Vol. 47 (suppl). - S. 46-55.

5. Trauma in the elderly: intensive care unit resource use and outcome /Taylor M.D., Tracy J.K., Meyer W. et al. //J. Trauma. - 2002.

- Vol. 53. - P. 407-414.

6. Trunkey, D.D. What price commitment? /Trunkey D.D., Mabry C.D. //Bull. Am. Coll. Surg. - 2003. - Vol. 88. - P. 8-27.

7. Early death of the severely injured patient - a retrospective analysis /G. Matthes, J. Seifert, P.A.W. Ostermann et al. //Zentralbl. Chir.

- 2001. - N 126. - P. 995-999.

8. A national evaluation of the effect of trauma-centre care on mortality /MacKenzie E.J., Rivara F.P., Jurkovich G.J. et al. //N. Engl. J. Med. - 2006. - Vol. 354, N 4. - P. 366-378.

9. Ten-year trend in survival and resource utilization at a level I trauma center /O'Keefe G.E., Jurkovich G.J., Co-pass M., Maier R.V. //Ann. Surg. - 1999. - Vol. 229. - P. 409415.

Сведения об авторах: Information about authors:

Агаджанян В.В., д.м.н., профессор, директор Федерального Agadzhanyan V.V., PhD, professor, director of Federal state medical

государственного лечебно-профилактического учреждения «Науч- prophylactic institution «Scientific clinical center of miners' health prote-

но-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Куз- ction», Leninsk-Kuznetsky, Russia.

нецкий, Россия.

Adress for correspondence:

Адрес для переписки: Agadzhanyan V.V., 7th district, 9, Federal state medical prophylactic

Агаджанян В.В., 7-й микрорайон, № 9, ФГЛПУ «НКЦОЗШ», г. Ле- institution «Scientific clinical center of miners' health protection», Lenin-

нинск-Кузнецкий, Кемеровская область, Россия, 652509 sk-Kuznetsky, Kemerovo region, Russia, 652509

Tel. 8 (38456) 2-40-00 Tel. 8 (38456) 2-40-00

E-mail: info@gnkc.kuzbass.net E-mail: info@gnkc.kuzbass.net

m

ПОЛИТРАВМА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.