Научная статья на тему 'Экономическая функция государства в эпоху цифровой экономики'

Экономическая функция государства в эпоху цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Н.А.

В настоящей статье автор предпринимает попытку изучить влияние тенденций цифровой экономики на экономическую функцию государства, характеризуя международное сотрудничество и национальные программные документы. В частности, проведен анализ отдельных аспектов государственного регулирования общественных отношений, связанных с характеристиками цифровой экономики и содержащихся в Стратегии развития информационного общества, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акимов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC FUNCTION OF THE STATE IN THE EPOCH OF THE DIGITAL ECONOMY

In this article the author makes an attempt to study the influence of digital economy trends on the economic function of the state, characterizing international cooperation and national policy documents. In particular, the analysis of certain aspects of state regulation of public relations related to the manifestations of the digital economy and contained in the Strategy for the Development of the Information Society, approved by the Decree of the President of the Russian Federation, has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Экономическая функция государства в эпоху цифровой экономики»

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Акимов Н. А.

студент Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина,

г. Тамбов, Россия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в настоящей статье автор предпринимает попытку изучить влияние тенденций цифровой экономики на экономическую функцию государства, характеризуя международное сотрудничество и национальные программные документы. В частности, проведен анализ отдельных аспектов государственного регулирования общественных отношений, связанных с характеристиками цифровой экономики и содержащихся в Стратегии развития информационного общества, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.

Ключевые слова: функции государства, экономическая функция государства, цифровая экономика, административные процедуры, информационное общество.

Akimov N. A.

student ofInstitute of Law and National Security Tambov State University named after GR. Derzhavin

Tambov, Russia

ECONOMIC FUNCTION OF THE STATE IN THE EPOCH OF THE DIGITAL ECONOMY

Abstract: in this article the author makes an attempt to study the influence of digital economy trends on the economic function of the state, characterizing international cooperation and national policy documents. In particular, the analysis of certain aspects of state regulation of public relations related to the manifestations of the digital economy and contained in the Strategy for the Development of the Information Society, approved by the Decree of the President of the Russian Federation, has been analyzed.

Keywords: functions of the state, economic function of the state, digital economy, administrative procedures, information society.

Понятие «цифровой экономики» берет свое начало в 90-х годах прошлого столетия и сегодня является неотъемлемым атрибутом современного общества и государства, оказывая влияние на всю систему общественных отношений [6]. Такое влияние не могло не затронуть основные направления деятельности государства, выраженные в его функциях. Максимальный уровень эффективности благ цифровой экономики, по славам специалистов, достигается в случае, когда трансакции проводятся автоматически, без участия человека, и транзакцион-ные издержки снижаются практически до нуля. Это - сфера «новой экономики», такой как поисковые системы и платформы электронной торговли, цифровые платежные системы, электронные книги, потоковая музыка и социальные сети [5, с. 44].

В научной литературе существуют различные подходы к определению функций государства, которые в общем сводятся к тому, что функции государства есть особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом [4, с. 75]. Традиционно выделение среди функций государства экономической функции, содержание которой заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов и определяется как «характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме» [2, с. 8].

Характер содержания экономической функции государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В любом случае в рамках экономической функ-

ции обеспечивается согласование экономических и других, в частности экологических, интересов, создается экономическая основа для осуществления планомерной борьбы с современными глобальными вызовами человечеству.

Развитие цифровой экономики позволило ряду государств внедрить автоматизированное управление финансами, таможенными процедурами, налоговым администрированием. Граждане имеют возможность создания онлайн-кабинетов, что позволяет им пользоваться государственными услугами, платить налоги, сокращая операционные издержки. Операционные издержки сокращаются и у государства. Несомненно, в большей степени, сокращение таких издержек имеет место в сфере бизнеса и оказания услуг в частности. Данное обстоятельство касается как ведения и осуществления хозяйственных сделок, так и отчетности, контроля и иных аспектов государственного управления.

Направления развития цифровой экономики выходят за пределы национальных границ, в том числе в рамках правового регулирования, находя свою детализацию в международном сотрудничестве государств. Так, в декабре 2016 года главы стран Евразийского экономического союза выразили стремление обеспечить необходимые условия для формирования цифровой повестки ЕАЭС, в том числе путем:

- разработки нормативно-правовой базы цифровой экономики государств-членов ЕАЭС;

- подготовки предложений и обмена опытом в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- создания государственно-частных партнерств в области цифровой экономики;

- стимулирования и поддержки цифровых инициатив и проектов;

- поддержки диалога между всеми заинтересованными организациями и гражданами государств-членов ЕАЭС и продвижения лучших практик в области цифровой экономики [3].

Тенденции развития экономической функции российского государства на современном этапе нашли свое непосредственное отражение в Стратегии развития информационного общества, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 [1]. В Стратегии подчеркивается необходимость обеспечивать национальные интересы в области цифровой экономики. Идея национальных интересов нашла продолжение в ряде положений Стратегии в международных частноправовых аспектах. Например, согласно пункту 44 «сотрудничество российских организаций с иностранными органи-

зациями в сфере цифровой экономики осуществляется на следующих условиях и принципах:

а) хранение информации об осуществляемой указанными организациями деятельности и обработка данных производятся исключительно на серверах и в базах данных, находящихся на территории Российской Федерации;

б) защита интересов и безопасности российских участников электронной торговли осуществляется с учетом соблюдения требований идентификации, подтверждения достоверности и подлинности используемых документов;

в) обеспечение режима наибольшего благоприятствования (с необходимыми изъятиями) для российских поставщиков и покупателей при доступе к информации о товарах и услугах и при реализации товаров и услуг в режиме электронной торговли на территории Российской Федерации, а также при продвижении товаров на территории иностранных государств при условии соблюдения интересов национальных логистических операторов;

г) осуществление расчетов между участниками электронной торговли через российскую платежную систему» [1].

В следующем пункте Стратегии установлено, что «сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере цифровой экономики не предполагает оказание на территории Российской Федерации финансовых услуг иностранными организациями» [1]. При этом отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан (подпункт «з» пункта 42). Правовые меры, предусмотренные Стратегией и связанные с реализацией национальных интересов в области цифровой экономики, предполагая соблюдение антимонопольного законодательства в сфере цифровой экономики, а также равные налоговые условия национальными резидентами и нерезидентами, установление правил не дискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым или реализуемым российскими организациями.

Следует признать стремление Российской Федерации к полному контролю за правоотношениями с участием иностранного элемента. Так, иностранные компании должны создавать совместные предприятия с местными участниками рынка и проводить все платежи через отечественные системы. Специалисты отмечают протекционистский характер установленных мер [5, а 50].

Полагаем, что Стратегия послужит основой для изменения законодательства в части выявления и устранения административных барьеров с учетом динамики цифровой экономики, а также переос-

мысления механизма правового регулирования административных процедур, затрагивающих цифровую экономику.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Анцупов В. В. Экономическая функция государства: автореф. дис. ... к. ю. н. по специальности 12.00.01 / В. В. Анцупов. - М., 2003. - 24 с.

3. Заявление о цифровой повестке ЕАЭС [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/ Documents (дата обращения: 18.12.2017).

4. Морозова Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

5. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / коллектив авторов; под ред. Ю. А. Тихомирова. - М.: Юстиция, 2018. - 306 с.

Дитбернер Ж. В.

Государственный научный центр РФ «Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики», Санкт-Петербург, Россия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье проведен анализ государственной политики регионального выравнивания в России. Определены элементы реализации региональной политики государства. Выявлены основные направления государственной долгосрочной политики регулирования экономики на современном этапе ее развития. Даны рекомендации по реализации условий формирования региональной политики государства.

Ключевые слова: регион, экономика, асимметрия, выравнивание, государственная экономическая политика, Россия.

Ditberner J. V.

The Russian State Scientific Center for Robotics and Technical Cybernetics Engineer-economist, Saint-Petersberg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.