ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33 ББК 65
© П.А. Бойко, В.В. Григорьев, Е.Л. Логинов, В.У. Чиналиев, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ В РОССИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ1
Павел Александрович Бойко, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) (125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6) E-mail: [email protected]
Владимир Викторович Григорьев, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики, эконометрики и информационных технологий факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России (119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76) E-mail: [email protected]
Евгений Леонидович Логинов, доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов», заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49) E-mail: [email protected]
Владимир Улукбекович Чиналиев, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт проблем рынка РАН (117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47) E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью исследования является разработка подходов к развитию инфраструктуры оборота криптовалют при формировании в России цифровой экономики.
Использованы общенаучные и специальные методы, включая методы системного и экономического анализа. Проанализированы ключевые показатели Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — обоснована возможность решения проблем наращивания инвестиций. Криптовалютная управленческая модель является решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств-членов ЕАЭС.
С учетом отставания России от стран-лидеров по уровню цифровизации основных отраслей, обоснована необходимость наращивания как технической инфраструктуры, так и организационной инфраструктуры цифровой экономики. На этой основе предлагается сформировать инфраструктуру оборота криптовалют, интегрируемую из отдельных квази-автономных элементов в сети распределенных центров облачных вычислений в рамках суперсистемы цифровой экономики в России. Для того, чтобы нарастить собственное производство ИКТ-оборудования в России предлагается заново создать гражданскую приборостроительную отрасль. Сформулированы направления формирования производственной и организационной инфраструктуры цифровой экономики.
Рассматриваемая технология предлагается как составная часть технологий управления развитием макроэкономических систем различного уровня в России и ЕАЭС в целом.
Ключевые слова: цифровая экономика, блокчейн, криптовалюта, инфраструктура.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TURNOVER INFRASTRUCTURE IN THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA
Pavel A. Boyko, doctor of economic sciences, professor of the Department of Finance and Credit
FGBOU VO «Russian State Humanitarian University» (RGGU) (125993, GSP-3, Moscow, Miusskaya pl., d. 6)
E-mail: [email protected]
Vladimir V. Grigoriev, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the Department of Mathematics, Econometrics and Information Technology faculty of International economic relations MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (119454, Moscow, pr-t Vernadskogo, d. 76) E-mail: [email protected]
Evgeny L. Loginov, doctor of economics sciences, professor of the Russian Academy of Sciences, twice winner of the RF Government Prize in science and technology, professor of the Department of World economy and World finance, Deputy director for Research, Institute for Market Problems RAS
Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky pr-t, d. 49) E-mail: [email protected]
Vladimir U. Chinaliev, doctor of economic sciences, leading researcher
Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences (117418, Moscow, Nakhimovskiy pr-t, d. 47) E-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект N° 16-06-00444/17 «Связь товарно-сырьевых и валютно-финансовых рынков. Биметаллизм и его динамика: от ретроспективного анализа к моделированию кризисов»).
Annotation. The aim of the study is to develop approaches to the development of the crypto-currency turnover infrastructure in the formation of the digital economy in Russia.
Utilitarian and special methods were used, including methods of system and economic analysis. The key indicators of the Digital Economy of the Russian Federation Program are analyzed.
The proposed approach is based on the possibility and expediency of the formation (based on the crypto-currency principles) of the unified electronic currency of the EAES. Based on the crypto-currency approach — emissions of electronic currency — the possibility of solving the problems of increasing investment is justified. The crypto-currency management model is a solution to the problem of reconfiguring the volumes, structure and terms of emission and turnover of digital financial assets within the framework of the EAES as a kind of bundled package of various types of investment resources, based on the integrated control loop for crypto-currencies, mining and ICO in interrelation with economic activity and exchange rates of states — members of the EAEC.
Taking into account the backwardness of Russia from the leading countries in terms of digitalization of the main industries, the necessity of building up both the technical infrastructure and the organizational infrastructure of the digital economy is grounded. On this basis, it is proposed to create a turnover infrastructure for crypto-currencies, which is integrated from separate quasi-autonomous elements in the network of distributed cloud computing centers within the supersystem of the digital economy in Russia. In order to increase its own production of ICT equipment in Russia, it is proposed to re-create the civilian instrument-making industry. The directions of forming the industrial and organizational infrastructure of the digital economy are formulated.
The technology under consideration is proposed as an integral part of management technologies for the development of macroe-conomic systems at various levels in Russia and the whole of the Unified Energy System.
Keywords: digital economy, block, crypto currency, infrastructure.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бойко П.А., Григорьев В.В., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У. Проблемы развития инфраструктуры оборота криптовалют при формировании в России цифровой экономики. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):255—262.
Введение
Последний период продемонстрировал новый экономический макротренд, суть которого состоит в том, что криптовалюты становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности крупных игроков на национальных и мировых финансовых рынках [2, с. 4-11; 6; 13, с. 9-22]. Этот стратегический макротренд создает ранее отсутствовавшие возможности для России: сформировать механизм планирования и координирования денежно-кредитной и валютной политики государств-членов ЕАЭС с согласованным курсом единой электронной валюты, сроком и условиями [зонами и т.п.] обращения. На первом этапе, естественно, речь идет о российском организационном и инфраструктурном вкладе в создание и функционирование единой электронной валюты ЕАЭС как основы для монетарного расширения инвестиционной базы в государствах-членах ЕАЭС.
Криптовалютная управленческая модель
Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования [на основе крипто-валютных принципов] единой электронной валюты ЕАЭС. На основекриптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств-членов ЕАЭС. Рассматриваемый подход позволяет перейти к крип-товалютной управленческой модели реализации на
основе развития институциональной структуры упорядочения оборота криптовалют (банки, платежные системы, биржи, торгующие цифровыми активами, корпорации, накапливающие цифровые финансовые активы и др.) — формирования контура регулирования криптовалют, майнинга и ICO во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств-членов ЕАЭС.
Криптовалютный подход в современных условиях может быть сформирован на основе вариантов создания в рамках ЕАЭС союзной системы реестров цифровых транзакций в отношении оборота цифровых финансовых активов [7; 8, с. 54-57]. Тем самым будет сформирован удобный электронный механизм мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов финансовых активов [20, с. 28-32].
При этом, по мнению авторов, разработку стратегии единой электронной валюты ЕАЭС с ключевым сегментом цифровой инфраструктуры в рамках России и ЕАЭС в целом необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы динамично конфигурируемой структуры объема денежных средств государств-членов ЕАЭС — создание координированной системы монетарного расширения инвестиционной базы в государствах-членах ЕАЭС [15, с. 50-52].
С точки зрения предлагаемого криптовалютного подхода, систему госрегулирования оборота цифровых финансовых активов следует развивать не в направлении все большей дезинтеграции финансового регулирования на постсоветском экономическом пространстве (к чему нас подталкивают финансовые
институты ЕС), а, наоборот, в сторону системной управленческой интеграции группы валютно-финан-совых потенциалов государств-членов ЕАЭС путем упорядочения оборота криптовалют и криптовалют-ных обменных сервисов с опорой на введение распределенной системы реестров цифровых транзакций.
Наиболее рациональным подходом к решению проблем криптовалютного монетарного стимулирования внутреннего спроса является разработка и практическое внедрение новой управленческой стратегии, базирующейся на создании цифровой финансовой суперсистемы ЕАЭС на основе единой союзной крипто-валюты.
Криптовалютная управленческая модель является решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств-членов ЕАЭС.
Здесь требуется разработка модели перехода к новому международно-интегрированному формату развития единой союзной финансовой системы ЕАЭС, базирующегося на финансовой [организационной и электронной] инфраструктуре России. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипу-лятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.
Процессы международной финансовой интеграции определяют необходимость организационного структурирования сложившейся системы оборота финансовых активов для идентификации отправителя, получателя и размера транзакций с цифровыми финансовыми активами в рамках России и ЕАЭС. Ключевым звеном здесь является создание расчетных центров как в рамках структур Центральных Банков государств-членов ЕАЭС, так и вне их в рамках финансовых систем государств-членов ЕАЭС. Также необходима реализация союзных принципов раскрытия информации для допуска к хождению лишь «централизованных» криптовалют, имеющих оператора либо «центр эмиссии» на блокчейне.
Выстраивание выгодной нашей стране структуры объема цифровых и обычных денежных средств госу-
дарств-членов ЕАЭС должно опираться на преимущественное первоначальное использование крипторубля как базы для создания единой союзной крипто-валюты.
Проблемы отставания России от стран — лидеров цифровизации экономики
С учетом отставания России по уровню цифровизации основных отраслей необходимо наращивание как технической инфраструктуры, так и организационной инфраструктуры цифровой экономики [10, с. 50-53].
Отставание России от стран—лидеров цифровизации сейчас составляет около 5-8 лет. При этом, по уровню цифровизации сильнее всего от стран ЕС отстают важнейшие для России отрасли — добывающая, обрабатывающая промышленность и транспорт (рис. 1).
Потенциальные преимущества эффективных стратегий обеспечения развития цифровой экономики как ключевого фактора перспективной устойчивости процессов социально-экономического развития России, способствуют расширению доли российских компаний на зарубежных рынках как товарных, так и финансовых ресурсов [1, с. 214-218; 18, с. 4-10].
Одновременно цифровой оборот финансовых активов изменяет структуру финансовых операций в нашей стране, так как резко расширяет возможности зарубежных компаний для операций с российскими финансовыми активами [12, с. 33-36].
В то же время, цифровые технологии создают расширенные возможности для достижения нового, более высокого качества управления в российских предпринимательских структурах и органах госуправления на основе целенаправленного формирования цифровых форматов бизнес-процессов и внедрения конвергентных бизнес-моделей [4, с. 48].
При этом задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к цифровой экономике в России, но также и в трансформации систем управления бизнес-процессами на базе внедрения цифровых платформ для основных отраслей экономики [3, с. 1-13; 14, с. 46-50].
Таким образом, технологии цифровой экономики являются основой обеспечения успешности модерни-зационных преобразований российской экономики и повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей [9].
Для построения цифровой экономики в России необходимо строить работу на следующих ключевых направлениях:
икт Образование Европа* Доля ВВП
-23 ■
-27 □□ 2
Финансовая деятельность -29 | | | 5
Оптовая и розничная торговля -38 | | 11
Строительство -44 | 7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды -44 | 2
Здравоохранение и социальные услуги -45 | 4
Химическая и фармацевтическая промышленность -46 □ 1 2
Обрабатывающая промышленность"* -53 12
Нефтегазовая отрасль -54 ■ 9
Транспорт и складирование -56 | 5
Добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа) -66 | 5
* Великобритания, Германия, Голландия, Италия, Франция, Швеция ** Только по перечисленным отраслям
*** За исключением химической и фармацевтической промышленности, производства нефтепродуктов, телевизионной аппаратуры и офисного оборудования
Источник: Отчет McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность» // URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf
Рис. 1. Разница в уровне цифров
♦ формирование социально-экономических условий в целях содействия внедрению в национальной экономике цифровых инноваций, которые адаптировали бы российских производителей (прежде всего, производителей комплектного оборудования) до мирового уровня конкурентоспособности;
♦ повышение эффективности управления бизнес-процессами в российских предпринимательских структурах и органах госуправления на основе целенаправленного формирования цифровых форматов бизнес-процессов и внедрения конвергентных бизнес-моделей, способствующее преодолению отставания нашей страны по этим параметрам от развитых стран мира;
♦ разработка международно-адаптированных бизнес-моделей, обеспечивающих качественно более высокую оптимальность синтезирования управленческих решений для широкого круга бизнес-структур, монетизируемых в добавленную стоимость и прибыль, получаемых на мировых рынках;
♦ развитие распределенной инфраструктуры интеллектуального управления бизнес-процессами как составляющей модели развития цифровой экономики с опорой на создание центров и систем коллективного пользования цифровым оборудованием с использованием новых информационных технологий следующего [после 3G] поколения [на основе 4G, 5G и далее] способных отвечать требованиям глобальной конкуренции;
зации между Россией и Европой
♦ активное использование цифровых платформ, которые работают на глобальных рынках и облачных вычислений, необходимых для внедрения технологий «больших данных», квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта в экономике России.
С точки зрения построения цифровой экономики в России в архитектуру реализации конвергенции телематических, вычислительных и информационных сервисов следует включить компоненты, составляющие инвариантное ядро интеграции стандартизированных сетевых инфраструктур с применением облачных принципов [11, с. 63-73]. Эти принципы предполагают распределенную и удаленную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения корпоративных сетевых сред различных владельцев (арендаторов и т.п.) цифровых активов [19, с. 154-157].
На этой основе будет сформирована инфраструктура оборота криптовалют, интегрируемая из отдельных квази-автономных элементов в сети распределенных центров облачных вычислений в рамках суперсистемы цифровой экономики в России.
Ключевые показатели Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Для того, чтобы догнать развитые страны по уровню развития цифровой экономики в России принята Программа «Цифровая экономика Российской
Табл. 1. Финансирование мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура»
Всего 2017 2018 2019 2020
Ассигнования федерального бюджета, млн руб. 100 456,61 1 947,68 27 167,78 33 729,56 37 611,59
Внебюджетные средства, млн руб. 336 101,14 0,00 25 384,14 57 962,00 252 755,00
Источник: План мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru/media/files/DAMotdOImu8U89bhM7lZ8Fs23msHtcim.pdf
Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г.2.
Правительственная комиссия 18 декабря 2017 г. утвердила следующие показатели Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (табл. 1).
Ключевыми результатами деятельности по этому направлению должны стать разработка генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных в РФ до 2024 г. и также концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020.
Кроме того, в дорожной карте содержится план мероприятий по развитию информационных систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Причем все данные к 2024 г. планируется сделать доступными для использования на цифровых платформах.
Центром компетенций направления «Информационная инфраструктура» является ПАО «Ростелеком». Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отвечает за это направление (табл. 2).
Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать принятие законодательных требований к устойчивости и безопасности программного обеспечения органов государственной власти и организаций различных организационно-правовых форм, определение центра компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая киберфизические системы и интернет-вещей.
План мероприятий предусматривает разработку архитектуры и прототипа специализированного ресурса, предназначенного для взаимодействия граждан с уполномоченными органами в части оперативной
передачи данных о признаках противоправных действий в области информационных технологий.
Также предусматривается создание системы стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования российского производства и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным, большим пользовательским данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.
Центром компетенции стало ПАО «Сбербанк». Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отвечает и за это направление (табл. 3).
В число основных итогов деятельности по этому направлению войдут запуск цифровой трансформации секторов российской экономики и отдельных ее субъектов и формирование спроса на продукцию российского происхождения в части «сквозных» технологий со стороны широкого круга субъектов экономики.
Центрами компетенции являются компании «Ро-сатом» и «Ростех». Отвечает за это направление также Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (табл. 4).
Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных.
Нужно детерминировать базовые понятия и институты для формирования законодательства в сфере киберфизических систем и искусственного интеллекта, а также определить позицию РФ по вопро-
2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I-5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
Табл. 2. Финансирование мероприятий по направлению «Информационная безопасность»
Всего 2017 2018 2019 2020
Ассигнования федерального бюджета, млн руб. 22 333 0,00 5667 8868 7798
Внебюджетные средства, млн руб. 11 710 0,00 2660 4180 4870
Источник: План мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru/media/files/AEO92iUpNPX7Aaonq34q6BxpAHCY2umQ.pdf
Табл. 3. Финансирование мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»
Всего 2017 2018 2019 2020
Ассигнования федерального бюджета, млн руб. 48 131,5 0,00 731,5 22 500 24 900
Внебюджетные средства, млн руб. 2038,5 0,00 359 940,5 739
Источник: План мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации // URL: http://static.govemment.ru/media/ffles/1P5evO23war1woLA0q8aJ2DtAqsy-dInS.pdf
сам развития цифровой экономики на пространстве ЕАЭС.
Центром компетенций направления «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ» является фонд «Сколково». За это направление отвечает Минэкономразвития.
Предполагается, что к 2024 г. доля внутрироссий-ского интернет-трафика, реализуемого через иностранные серверы должна сократится с более чем 50%, как это есть сейчас, до 10%.
Доля закупаемого российскими госструктурами и компаниями с госучастем иностранного информационно-коммуникационного оборудования по планам Правительства РФ должна сократиться с 95% до 50%, а закупаемого иностранного программного обеспечения должна сократиться с 60% до 10%.
Пути формирования инфраструктуры цифровой экономики
Наиболее эффективно построение инфраструктуры цифровой экономики в России можно реализовать за счет конвергенции телекоммуникационных и вычислительных сервисов [16, с. 32-43]. Организационно инфраструктуру цифровой экономики в России целесообразно реализовать в рамках стандартизированных сетевых инфраструктур [17, с. 107-110].
Инфраструктура цифровой экономики, по опыту стран — лидеров цифровизации, должна строиться с применением облачных принципов, предполагающих распределенную и удаленную обработку и хранение данных [5, с. 153-158].
Для того, чтобы нарастить собственное производство ИКТ-оборудования в России фактически
необходимо заново создать гражданскую приборостроительную отрасль:
♦ строительство в России заводов по производству телекоммуникационного и вычислительного оборудования и комплектующих. Сейчас все завозится из Китая. Китайские компании готовы предоставлять российским предприятиям огромные товарные кредиты на максимально льготных условиях. Импортозамещение требует формирования национальной производственной базы;
♦ создание в России центров облачных вычислений — Дата-центров. Если не считать нескольких крупных городов, в российских регионах таких центров просто нет. При реализации такого проекта целесообразно было бы сотрудничество иностранных компаний с крупными российскими телеком-опера-торами или компаниями с госучастием;
♦ формирование в России лизинговой компании [возможно с иностранным участием], которая бы предоставляла в лизинг приборостроительное оборудование. Т.е. давала в лизинг небольшие заводы, которые бы могли снабжать компьютерными платами и чипами несколько российских регионов.
Возможно координированное формирование таких проектов не только в России, но и на территории других государств-членов ЕАЭС, прежде всего, Казахстана и Белоруссии.
Заключение
В современных — все усложняющихся конкурентных условиях — становится все более заметна усиливающаяся потребность перехода на согласованных участниками условиях к созданию в рамках ЕАЭС
Табл. 4. Финансирование мероприятий по направлению «Нормативное регулирование»
Всего 2017 2018 2019 2020
Ассигнования федерального бюджета, млн руб. 269,00 0,00 269,00 0,00 0,00
Внебюджетные средства, млн руб. 15,00 0,00 15,00 0,00 0,00
Источник: План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru/media/files/P7L0vHUjwVJPlNcHrMZQqEEeVqXACwXR.pdf
единой электронной валюты, способной войти в пул мировых или региональных резервных валют. Формирование инфраструктуры оборота криптовалют является ключевым фактором, определяющим в условиях кризиса возможности наращивания инвестиций в России и ЕАЭС в целом.
Важным вопросом решения проблем монетарного и немонетарного стимулирования внутреннего спроса с относительно стабильным спектром конъюнктурных изменений, является повышение прозрачности финансового оборота на основании новых криптовалютных стандартов раскрытия информации.
С учетом отставания России по уровню цифрови-зации основных отраслей необходимо наращивание как технической инфраструктуры, так и организационной инфраструктуры цифровой экономики. На этой основе будет сформирована инфраструктура оборота криптовалют, интегрируемая из отдельных квази-автономных элементов в сети распределенных центров облачных вычислений в рамках суперсистемы цифровой экономики в России.
Литература
1. Андиева Е.Ю., Фильчакова В. Д. Цифровая экономика будущего, Индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2016. № 3.
2. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, SMART CITY, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 1.
3. КуприяновскийВ.П., УткинН.А., Намиот Д.Е., Куприяновский П.В. Цифровая экономика = модели данных + большие данные + архитектура + приложения? // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 5.
4. Вахрушева Н.А., Алтынбаева Л.Е., Брежнева О.В. Криптовалюта и технология блокчейн в российской экономике // Московский экономический журнал. 2017. № 3.
5. Волеводз А.Г., Сидоренко Э.Л., Семыкина О.И. Виртуальная валюта в России: возможные модели правового регулирования (обзор международной научно-практической конференции «электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов») // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 5 (28).
6. Цветков В.А., Степнов И.М., Ковальчук Ю.А., Зоидов К.Х. Динамика развития экономических систем: Моногр. М.: ИПР РАН, 2016.
7. Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Шкута А.А. Развитие интеллектуальных сервисов в автоматизированных информационных системах управления энергетической инфраструктуры. М.: ИПР РАН, 2017.
8. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 3 (38).
9. Абрамов В.Л., БорталевичВ.Ю., Силуанов А.А. и др. Корпоративные инновационные стратегии: возможности использования мирового опыта в рамках ЕАЭС: Моногр. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2016.
10. Перцева С.Ю. Финтех: механизм функционирования // Инновации в менеджменте. 2017. № 12.
11. Куприяновский В.П., Евтушенко С.Н., Дунаев О.Н., Дрожжинов В.И., Намиот Д.Е. Принятие решений в цифровой экономике. Опыт Великобритании // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 4.
12. Бугаев А.С. Семантика сетевых контактов // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2009. № 2.
13. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Пшеничников В.В., Тюлин А. С. Криптовалюта и блокчейн-тех-нология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2017. Т. 10. № 5.
14. Латыш А.Р., Кропин Ю.А. Феномен бит-коина, влияние криптовалюты на международный валютно-финансовый рынок // Наука, техника и образование. 2017. № 9 (39).
15. Вотинов М.В., Мартьянова И.В., ШокинГ.О. Криптовалюта: особенности создания и внедрения // Новый университет. 2015. № 9-10 (43-44).
16. Ковальчук Ю.А, Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11).
17. Сат Д.М., Крылов Г.О., Айдаралиева А.А., Мочалин Д. О. Исследование и апробация метода кластерного анализа с использованием нейронных сетей для оценки транзакций криптовалюты Bitcoin // Информатизация и связь. 2017. № 3.
18. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Цифровая экономика: уязвимость к сетевым атакам и возможности
обеспечения устойчивости управления // Проблемы рыночной экономики. 2017. № 4.
19. Лукин В.К., Деркач А.К., Деркач К.Ю. Распределенная информационно-вычислительная среда как инструмент управления процессами модернизации в технологических комплексах в промышленности России: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015.
20. Деркач А.К. Ресурсно-финансовое балансирование научно-технических циклов в рамках отраслевых и территориальных сегментов ЕАЭС // Международная экономическая интеграция с участием РФ: опыт, проблемы, перспективы развития. М., 2015.
References
1. Andiyeva E.Yu., Fil'chakova V.D. Tsifrovaya ekonomika budushchego, Industriya 4.0 // Prikladnaya matematika i fundamental'naya informatika. 2016. № 3.
2. Dobrynin A.P., Chernykh K.Yu., Kupriyanovs-kiy V.P., Kupriyanovskiy P.V., SinyagovS.A. Tsifrovaya ekonomika — razlichnyye puti k effektivnomu prime-neniyu tekhnologiy (BIM, PLM, CAD, IOT, SMART CITY, BIG DATA i drugiye) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. T. 4. № 1.
3. Kupriyanovskiy V.P., Utkin N.A., Namiot D.E., Kupriyanovskiy P. V. Tsifrovaya ekonomika = modeli dan-nykh + bol'shiye dannyye + arkhitektura + prilozheniya? // International Journal of Open Information Technologies. 2016. T. 4. № 5.
4. Vakhrusheva N.A., Altynbayeva L.E., Brezhneva O.V. Kriptovalyuta i tekhnologiya blokcheyn v rossiyskoy eko-nomike // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2017. № 3.
5. VolevodzA.G., Sidorenko E.L., Semykina O.I. Vir-tual'naya valyuta v Rossii: vozmozhnyye modeli pravovogo regulirovaniya (obzor mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii «elektronnaya valyuta v svete sovremen-nykh pravovykh i ekonomicheskikh vyzovov») // Biblioteka kriminalista. Nauchnyy zhurnal. 2016. № 5 (28).
6. Tsvetkov V.A., StepnovI.M., Koval'chuk Yu.A, ZoidovK.Kh. Dinamika razvitiya ekonomicheskikh sis-tem: Monogr. M.: IPR RAN, 2016.
7. LoginovE.L., Bortalevich S.I., Shkuta A.A. Razvi-tiye intellektual'nykh servisov v avtomatizirovannykh in-formatsionnykh sistemakh upravleniya energeticheskoy infrastruktury. M.: IPR RAN, 2017.
8. Evtyanova D.V. Kriterii sozdaniya tsifrovykh platform upravleniya ekonomikoy // Ekonomicheskiye sistemy. 2017. T. 10. № 3 (38).
9. Abramov V.L., Bortalevich V.Yu., SiluanovA.A. i dr. Korporativnyye innovatsionnyye strategii: vozmozh-nosti ispol'zovaniya mirovogo opyta v ramkakh YEAES: Monogr. M., 2016.
10. Pertseva S.Yu. Fintekh: mekhanizm funkt-sionirovaniya // Innovatsii v menedzhmente. 2017. № 12.
11. Kupriyanovskiy V.P., Evtushenko S.N., Duna-ev O.N., Drozhzhinov V.I., Namiot D.E. Prinyatiye resh-eniy v tsifrovoy ekonomike. Opyt Velikobritanii // International Journal of Open Information Technologies. 2017. T. 5. № 4.
12. Bugaev A.S. Semantika setevykh kontaktov // Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1: Organi-zatsiya i metodika informatsionnoy raboty. 2009. № 2.
13. Babkin A.V., Burkal'tseva D.D., Pshenichni-kov V.V., Tyulin A.S. Kriptovalyuta i blokcheyn-tekhno-logiya v tsifrovoy ekonomike: genezis razvitiya // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudar-stvennogo politekhnicheskogo universiteta. 2017. T. 10. № 5.
14. Latysh A.R., Kropin Yu.A. Fenomen bitkoina, vliyaniye kriptovalyuty na mezhdunarodnyy valyutno-finansovyy rynok // Nauka, tekhnika i obrazovaniye. 2017. № 9 (39).
15. Votinov M.V., Mart'yanova I.V., Shokin G.O. Kriptovalyuta: osobennosti sozdaniya i vnedreniya // Novyy universitet. 2015. № 9-10 (43-44).
16. Koval'chuk Yu.A., Stepnov I.M. Tsifrovaya ekonomika: transformatsiya promyshlennykh predpriy-atiy // Innovatsii v menedzhmente. 2017. № 1 (11).
17. Sat D.M., Krylov G.O., Aydaraliyeva A.A., Mo-chalin D.O. Issledovaniye i aprobatsiya metoda klaster-nogo analiza s ispol'zovaniyem neyronnykh setey dlya ot-senki tranzaktsiy kriptovalyuty Bitcoin // Informatizat-siya i svyaz'. 2017. № 3.
18. LoginovE.L., Raykov A.N. Tsifrovaya ekonomika: uyazvimost' k setevym atakam i vozmozhnosti obe-specheniya ustoychivosti upravleniya // Problemy ry-nochnoy ekonomiki. 2017. № 4.
19. Lukin V.K., Derkach A.K., Dekach K.Yu. Ras-predelennaya informatsionno-vychislitel'naya sreda kak instrument upravleniya protsessami modernizatsii v tekhnologicheskikh kompleksakh v promyshlennosti Rossii: Mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2015.
20. Derkach A.K. Resursno-finansovoe balansirovanie nauchno-tekhnicheskikh tsiklov v ramkakh otraslevykh i territorial'nykh segmentov EAES // Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya s uchastiyem RF: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. M., 2015.