ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РФ: ОПЫТ РАБОТЫ В ПОЛИТИКО-
W
АДМИНИСТРАТИВНОМ СФЕРЕ
Д.Б.Тев
Ключевые слова: экономическая элита, карьера, администрация, представительные органы, номенклатура
Значимость анализа карьеры и профессионального опыта образующих элиту лиц определяется тем, что он позволяет лучше понять структуру власти, присущую данному обществу и лежащую в основе элитного рекрутирования, характер взаимоотношений между различными общественными и властными сферами. В частности, через призму элитных карьер можно рассматривать отношения бизнеса и политико-административной власти в России. В этом плане несомненный интерес представляет изучение опыта работы как членов политической/административной элиты в экономических структурах, так и членов экономической элиты в политико-административной области. Однако если проблеме рекрутирования высокопоставленных чиновников и политиков РФ из бизнеса уделено немало внимания в научной литературе, то политико-административный опыт отечественной экономической элиты изучен недостаточно. Заполнить этот пробел и призвано настоящее исследование.
В современных капиталистических обществах экономическая элита состоит из лиц, контролирующих крупнейшие капиталы. С организационной точки зрения совокупный капитал фрагментирован на отдельные фирмы (компании, предприятия), а с точки зрения принадлежности различным индивидам — на личные состояния. Соответственно, в экономическую элиту (как она понимается в данной статье) входят две категории персон. К первой относятся люди, чьи позиции позволяют им осуществлять стратегический контроль над наиболее крупными компаниями, связанный с принятием решений по поводу «долгосрочных целей и задач предприятия, способов действия и распределения ре-
1 Scott 1997:35. сурсов, необходимых для достижения этих целей»1. Согласно М.Юзиму,
формальные возможности для решающего влияния на политику компаний дают три типа позиций: владение значительной долей акций, член-
2 извет 1980: ство в совете директоров и пост высшего менеджера2. Вторую категорию
образуют владельцы крупнейших состояний.
Применительно к России основой для идентификации первой категории послужил опубликованный в 2014 г. журналом «Эксперт» рейтинг 400 крупнейших компаний страны по объему реализации продук-
5 Рейтинг 2014. ции (по итогам 2013 г.)3. К экономической элите были отнесены высшие
4 По состоянию на октябрь 2014 г.
5 Подробнее см.
Колесник, Невский, Тев 2008.
6 200 богатейших 2014.
7Ввиду отсутствия информации о наличии в ряде фирм совета директоров, составе акционеров и даже о генеральном директоре точный объем этой совокупности определить невозможно.
8 См., напр. Hanley et al. 1995; Böröcz, Rona-Tas 1995; Kryshtanovskaya, White 1996; Крыш-тановская 2002; Gill 2008: 67—70.
руководители этих компаний4 (президенты, председатели советов директоров, генеральные директора, председатели правлений), а также их крупные акционеры (размер пакетов акций варьировал в зависимости от структуры собственности компании, обычно превышая 10%)5. В тех случаях, когда такими акционерами выступали другие российские компании, а также когда рассматриваемые фирмы входили в состав бизнес-групп, в элиту включались руководители и крупные совладельцы данных структур.
При выделении второй категории членов экономической элиты использовался рейтинг 200 богатейших бизнесменов России, составленный журналом «Форбс» в 2014 г.6 Следует отметить, что эти два сегмента элиты — лица, определяющие политику крупнейших фирм, и сверхбогачи — во многом пересекаются (в частности, более четверти богатейших бизнесменов занимают высшие должности в крупнейших фирмах по версии «Эксперта»), но не совпадают.
Поскольку по условиям социализации и карьеры руководители крупнейших отечественных компаний — иностранцы, особенно выходцы из стран «дальнего зарубежья» (а таковых немало — более 90 человек), существенно отличаются от своих российских коллег, на данном этапе исследования они были исключены из анализа. С учетом этого численность генеральной совокупности экономической элиты РФ составила примерно 760 человек7. Однако о некоторых ее членах найти биографические сведения (их источниками служили официальные сайты и документы компаний, материалы СМИ, а также сайты, содержащие биографические данные, — lobbying.ru, viperson.ru и др.) не удалось. В итоге в исследуемую совокупность вошли 740 персон, на которых были заполнены биографические анкеты, включающие сведения об опыте работы в политико-административной сфере.
Опыт работы в органах политико-административной власти в советский период
9 Kryshtanovskaya, White 2005: 300—301. Впрочем, тремя годами ранее та же Крыш-тановская писала, что в 1993 г. «61% новых предпринимателей, относившихся к группе бизнес-элиты», некогда работал в органах власти (Крыштановская 2002: 42).
В научной литературе 1990-х — начала 2000-х годов большое внимание уделялось вопросу о масштабах присутствия в российской экономической элите советской политико-административной номенклатуры. Исследования того времени выявили довольно высокую степень «номенклатуризации» экономической элиты в постсоветской России (выше, чем в Восточной Европе), отчетливо продемонстрировав, что бывшая номенклатура нередко конвертировала политико-административную власть в контроль над капиталом8. Так, по данным О.Крыштановской и С.Уайта, в 1993 г. корни в номенклатуре имели 24% бизнес-элиты, а в 2001 г. — 29%9.
Понятно, по мере смены поколений, старения и ухода из жизни номенклатурных кадров их доля в экономической элите заметно снизилась, и на сегодняшний день опытом работы на номенклатурных постах в партии и комсомоле, а также в органах исполнительной власти и Советах народных депутатов (до 1989 г.) обладают только 6% ее членов (см. табл. 1).
90
оолптлт № 2 (81) 2016
Таблица 1 Номенклатурный опыт экономической элиты РФ (М = 740)
10 В этой строке учитывается только депутатский опыт, работа в исполкомах Советов учтена в следующей строке.
11 Эта цифра меньше суммы цифр в предыдущих строках, так как одно и то же лицо могло работать более чем в одном органе власти (то же относится и к последующим таблицам).
Наличие опыта работы (в %)
Органы КПСС 2
Органы ВЛКСМ 3
Советы народных депутатов (до 1989 г.) 10 1
Административные органы (до 1989 г.) 3
Всего с номенклатурным опытом 611
Всего с номенклатурным опытом среди богатейших бизнесменов по версии журнала «Форбс» ^ = 200) 7
Кроме того, некоторые представители бизнес-элиты работали на руководящих постах в административных органах разного уровня (порядка 4%) или были депутатами Советов (2%) в 1989—1991 гг., когда номенклатурная система подверглась разрушению. Часть из них входила в административную элиту СССР последних лет, занимая посты уровня вице-премьера (как нынешний владелец ГК «Автотор»), министра или его заместителя.
В ряде случаев советский административно-политический опыт, безусловно, играл решающую роль в достижении ключевой экономической позиции. Иногда это было связано с происходившим перед распадом СССР преобразованием министерств в деловые ассоциации и 12 См. Крыштанов- коммерческие структуры («приватизацией государства государством»12). ская 2002:16—25. Так, один из сегодняшних миллиардеров в 1989 г. возглавил ассоциацию «Агрохим», созданную на базе руководимого им Министерства по производству минеральных удобрений СССР, а позже стал владельцем крупной агрохимической фирмы. Несколько иной пример — нынешний президент нефтяной компании «Лукойл», который в 1991 г. был первым заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. Но таких случаев немного, и в целом наличие советского политико-административного опыта уже не относится к главным характеристикам экономической элиты.
Опыт работы в Доля российской экономической элиты, работавшей на профес-
органах политико- сиональной основе в административных структурах РФ или входившей
административной в состав представительных органов страны после распада СССР, суще-
власти после ственно выше. Соответствующим опытом обладает без малого четверть
распада СССР ее представителей — 23%.
ЮЖ" № 2 (81) 2016
91
13 Savage 1974: 116; Cassis 1997: 152, 154; Mayer, Whittington 1999: 406; Maclean et al. 2006:127, 2007: 544.
14 Johnson 1974;
Calder 1989; Schaede 1995; Kerbo, McKinstry 1995: 91—95.
15 Maclean et al.
2007: 544.
16 См. Freitag 1975; Kerbo, Fave 1979; Anker et al. 1987; Domhoff2006.
17 Dye, Pickering 1974: 911—912.
18 См. Cassese 1999: 58; Hoffmann-Lange 2001: 205; Cotta, Verzichelli 2003: 127; Hartmann 2010: 303—305.
19 См. Крышта-новская 2002: 45;
Huskey 2010.
20 См., напр. Our Crony-Capitalism
Index 2014.
_росспАсмю подпита_
Опыт работы в административной сфере. Зарубежные исследования показывают, что в некоторых странах наличие у ведущих бизнесменов опыта работы в публичной администрации не является чем-то исключительным, что обусловлено прежде всего массовым переходом чиновников в бизнес. Подобная практика известна во Франции как пантуфляж13, а в Японии — как амакудари14. В 1998 г. более четверти главных управляющих 100 ключевых французских компаний были выходцами из публичной администрации15. В США, где движение кадров между административной и экономической сферами носит двусторонний характер (так называемая «вращающаяся дверь»16), по состоянию на начало 1970-х годов влиятельные посты в правительственных структурах (включая органы законодательной и судебной власти) в ходе своей карьеры занимало почти 40% бизнес-элиты17. В свою очередь, в таких странах, как Германия и Италия, административная и экономическая элиты довольно обособлены друг от друга в плане карьер и среди ведущих бизнесменов мало людей с административным опытом18.
В российской бизнес-элите персоны с подобным опытом представлены достаточно широко19. Такому положению вещей способствует целый ряд факторов.
Во-первых, находясь в сильной и многообразной зависимости от политики государства, компании в принципе заинтересованы в найме отставных чиновников, обладающих связями в госаппарате, умением «открывать двери кабинетов» и знанием административных процедур. Наличие таких сотрудников повышает лоббистский потенциал фирм и расширяет возможности выгодного взаимодействия с властью. Важность этого фактора в постсоветской России тем более велика, что, согласно данным некоторых исследований, там сложился «капитализм для своих»20, при котором политические связи имеют первостепенное значение для успешного ведения бизнеса. Кроме того, трудоустройство в компанию может быть своего рода вознаграждением бывшему чиновнику за проведение выгодной ей политики. Однако экс-бюрократы вовсе не обязательно должны назначаться на высшие посты; они могут занимать в фирме менее значимые позиции, например вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти, и не попадать в бизнес-элиту, как она определена в настоящей статье.
Во-вторых, в условиях, когда процесс накопления капитала сильно зависит от государственной бюрократии, которая в России весьма далека от веберовского идеального типа, чиновники, используя служебное положение, могут аккумулировать в своих руках значительные средства, создавать новый или расширять уже существовавший к моменту назначения бизнес и после отставки переходить на ключевые посты в подконтрольные фирмы, формально записанные на друзей или родственников. Благоприятные возможности для реализации подобного сценария открывались, в частности, в период массовой приватизации госсобственности. Л.Косалс пишет об «особом российском „кронизме", включающем номенклатурное (бюрократическое) предприниматель-
92 "юлиш" № 2 (81) 2016
21 Косалс 2006.
22 Перегудов 2007: 55.
23 А также на исход борьбы за выборные административные должности, которые тоже могут занимать выходцы из бизнеса.
24 См., напр. Huskey 2010; Воронкова и др. 2011; Semenova 2011.
ство, когда роли чиновника и предпринимателя четко не отделены друг от друга и зачастую их одновременно исполняют одни и те же люди», о появлении «„оборотней в костюмах", которые, с одной стороны, регулируют и контролируют какую-то сферу деловой жизни как „государственные люди", а с другой — делают в этой же сфере деньги как частные бизнесмены»21. По мнению С.Перегудова, в постсоветской России «возник новый невиданный ранее тип чиновника-бизнесмена, ставший вторым после представителей корпоративного бизнеса носителем крупной собственности»22.
В-третьих, администрации разного уровня, объективно заинтересованные в экономическом росте, который во многом определяет их материальные возможности и отчасти легитимность, и играющие важную роль в регулировании экономики, нуждаются в управленцах, компетентных в экономических вопросах и пользующихся авторитетом и доверием в деловом сообществе. Основной источник подобных кадров — бизнес, выходцы из которого могут назначаться на административные должности, особенно в экономическом блоке. Таким назначениям способствует и наличие у бизнесменов, особенно крупных, финансовых и иных ресурсов, с помощью которых они могут влиять на кадровую политику властей23. Как показывает ряд исследований24, в том числе проведенный автором в 2013—2014 гг. анализ федеральной административной элиты, плутократическое рекрутирование чиновников, включая случаи (хотя и редкие) назначения на административные посты руководителей крупнейших фирм и богатейших бизнесменов, получило некоторое распространение в постсоветской России. При этом карьеры соответствующих персон могут следовать принципу «вращающейся двери», когда, проработав некоторое время в администрации, они возвращаются в бизнес.
В-четвертых, обмену кадрами между властью и бизнесом, их движению в обоих направлениях благоприятствует постоянное и тесное взаимодействие крупных корпораций и государства в процессе выработки и осуществления экономической и иной политики, ведущее к сокращению социальной дистанции и складыванию личных связей между ведущими бизнесменами и чиновниками.
Наконец, в российской экономике имеется обширный госсектор. Хотя к нему относится только меньшая часть вошедших в рейтинг «Эксперта» фирм, в семи из 10 крупнейших основными акционерами являются государство или принадлежащие ему структуры. Прямая зависимость государственных компаний от федерального или регионального правительства (как собственников) нередко оборачивается назначением в них на высшие посты чиновников. Подобное продвижение «своих людей» на командные высоты может быть как проявлением контроля со стороны административных структур, так и способом его осуществления. Высокие должности в госсекторе, особенно такие, как председатель советов директоров, могут использоваться также в качестве синекур для отставных чиновников. Кроме того, госкомпании, прежде всего
монополии типа РЖД и «Газпрома», созданные на базе министерств, по характеру своей деятельности ближе, чем частный сектор, к административным органам, так что чиновникам проще адаптироваться в них. Как отмечает один из экспертов, «бывшие чиновники достаточно легко приживаются в госкомпаниях... Госкомпании — нечто промежуточное между госорганами и бизнесом, поэтому чиновнику не приходится зна-25 Буравцева 2013. чительно менять свой подход к работе»25.
Учитывая эти обстоятельства, неудивительно, что (постсоветский) опыт работы на профессиональной основе в административных структурах имеет весомая часть отечественной бизнес-элиты (см. табл. 2), причем в ее состав входит и ряд действующих чиновников, возглавляющих советы директоров некоторых фирм (в частности, контролируемых властями Москвы и Татарстана). Лица с подобным опытом есть не только среди наемных менеджеров, но и в, условно говоря, имущей фракции бизнес-элиты (включающей в себя крупных совладельцев ведущих фирм и богатейших бизнесменов). Трудно сказать, насколько такая работа повлияла на их обогащение, но многие из них к моменту назначения на административную должность уже занимались бизнесом.
Таблица 2 Опыт работы26 экономической элиты в административных структурах РФ (в %)
26 Учитывалась работа только на профессиональной, оплачиваемой основе. Экономическая элита в целом (М = 740) Богатейшие бизнесмены по версии журнала «Форбс» (М = 200) Высшие руководители крупнейших компаний по версии журнала «Эксперт» (М = 482)
Федеральная власть 10 4,5 12
Региональная власть 6 3,5 7
Местная власть 2 0,5 2
Всего с опытом работы в административных структурах 14 8 17
Опыт работы представителей экономической элиты в административных структурах порой довольно продолжителен. Так, по состоянию на 2014 г. 8% ее членов проработали в такого рода структурах в постсоветский период не менее пяти лет, а 3% — 10 лет и более. Примерно у каждого двадцатого из занимающих высшие посты в крупнейших компаниях, а также в фирмах, являющихся их основными акционерами, или бизнес-группах, в которые они входят, карьера с 1991 г. и до
вступления в нынешнюю должность проходила преимущественно в административной сфере. Но относительное большинство членов экономической элиты с административным опытом, прежде чем стать чиновниками, уже находились на ключевых позициях в бизнес-структурах, то есть их карьера развивалась по принципу скорее «вращающейся двери», нежели пантуфляжа или амакудари.
Чаще всего экономическая элита имеет опыт работы в федеральных органах. Некоторые ее представители были в свое время рядовыми специалистами или руководителями среднего звена, но некоторые (6%) принадлежали к административной элите, занимая посты председателя правительства и его заместителя, руководителя / заместителя руководителя администрации президента, главы / заместителя главы федерального министерства (службы, агентства), руководителя департамента правительства или управления президента, помощника или советника президента. Кстати, как показало упоминавшееся выше исследование федеральной административной элиты, по состоянию на 2013 г. у 4% ее членов был опыт работы на профессиональной основе на ключевых (уровня гендиректора и его заместителя) позициях в компаниях, входящих в рейтинг «Эксперта». Так что межфракционные элитные переплетения — обычно динамические, но иногда и одновременные — существуют.
Среди региональных администраций самым заметным, хотя преимущественно косвенным поставщиком экономической элиты является администрация Петербурга, где работало в свое время около 2% представителей таковой (далее следуют исполнительные органы Татарстана и Москвы). Но ее значение как канала рекрутирования бизнес-элиты тесно связано с ее ролью в качестве поставщика федеральных чиновников — большинство бизнесменов с опытом работы в администрации Петербурга работали и в федеральной администрации.
Что касается функциональной, отраслевой специализации федеральных административных структур, в которых работала экономическая элита, то среди ее представителей наиболее распространен опыт работы в ведомствах экономического профиля (министерствах финансов, экономики, транспорта, энергетики). Некоторые из них отвечали за экономические вопросы в ранге заместителей главы правительства или сотрудников администрации президента. Значительно меньше выходцев из силовых ведомств, когда, например, чиновник Министерства обороны получает руководящую должность в компании, относящейся к ВПК. И только один член экономической элиты работал в министерстве социального профиля. Данная тенденция в целом неудивительна. Чиновники, курирующие экономическую сферу, особенно тесно взаимодействуют с крупным бизнесом, обладают знаниями и связями, наиболее релевантными деятельности фирм, и, что немаловажно, чаще, чем другие администраторы, сами являются выходцами из бизнеса. Все это благоприятствует их переходу на ключевые посты в экономических структурах.
Наконец, следует отметить, что опыт работы в административных структурах РФ в неодинаковой мере распространен среди разных категорий бизнес-элиты. Среди сверхбогачей он встречается реже, а среди лиц, занимающих высшие должности в крупнейших компаниях, немного чаще, чем в совокупности в целом. Это, возможно, объясняется тем, что если список «Форбс» представляет владельцев частного капитала (и в него, по определению издания, включены лица, накопившие основную часть своего капитала, не будучи госслужащими), то многие руководители крупнейших компаний возглавляют структуры, относящиеся к госсектору. Примечательно, что лиц, обладающих административным опытом, больше всего среди руководителей тех компаний, крупнейшими или единственными владельцами которых выступают государство и государственные предприятия, то есть компаний, контролируемых государством и непосредственно зависящих от административной власти, в том числе таких «мамонтов» российской экономики, как «Газпром», «Роснефть», РЖД, Сбербанк и «Аэрофлот». Впрочем, бывшие чиновники встречаются и среди генеральных директоров и председателей советов директоров некоторых частных компаний, например Альфа-банка, «Новатэка», «Норильского никеля» и Группы «ЛСР».
27 См. Ross, Turovsky 2013.
28 Выходцами из бизнеса были в среднем 35% депутатов ее первых пяти созывов (Semenova 2011: 913—914; см. также Гаман-Голутвина 2012: 127, 130).
29 См., напр. Медведев 2010: 5; Тев 2013: 83—88; Сакаева 2015: 86—87.
30 См. Norris, Lovenduski 1995: 185—186; Tronconi, Verzichelli 2007: 381.
31 Ilonszki, Edinger 2007: 148.
32 Best 2006: 25.
Опыт членства в органах представительной власти. Другим достаточно распространенным феноменом является опыт членства экономической элиты в постсоветских представительных органах. Хотя, как показывает анализ биографий, иногда депутатская должность предшествовала вхождению в бизнес и даже служила трамплином для занятия командных высот в экономике, в большинстве случаев нынешние члены бизнес-элиты ко времени рекрутирования в парламент уже утвердились на видных позициях в экономических структурах. Вообще, исследования говорят о довольно высоком уровне плутократизации представительной власти в России. Бизнесмены составляют значительную долю членов Совета Федерации27 и депутатов Госдумы28, преобладают во многих региональных и местных парламентах29. Ввиду недоступности систематических данных по другим странам отечественные показатели плутократизации представительной власти на региональном и местном уровнях трудно оценивать в международной перспективе. Однако известно, что в национальных парламентах Великобритании и США30, а также ряда постсоциалистических стран Европы31 немало выходцев из бизнеса, тогда как в большинстве стран Западной Европы их доля среди депутатов сравнительно невелика. В среднем же в парламентах Европы она близка к 12%32.
Широкое присутствие бизнесменов разного калибра в депутатском корпусе России обусловлено совокупностью факторов. Как уже отмечалось, процесс накопления капитала в стране сильно зависит от органов власти, связи в которых важны для успешного ведения бизнеса. В этой ситуации предприниматели, включая крупных, могут быть заинтересованы в депутатском мандате, который облегчает доступ к чиновникам
33 Подробнее см. Сакаева 2015: 102—112.
34 См., напр. Щи-панов 2009.
35 См. Wilson 20)07; Коргунюк 2010; Шлейнов 2010; Hutcheson 2012.
и другим влиятельным лицам, позволяет участвовать в законотворческом процессе в интересах фирмы, отрасли или делового сообщества в целом и получать преференции от властей в обмен на лояльность. Но этот интерес, особенно в случае экономический элиты, не стоит преувеличивать: представительная власть в России как на федеральном, так и на региональном уровне довольно слаба, подчинена административным структурам, и крупнейшие бизнесмены, нередко имеющие прямой выход на исполнительную власть, могут не испытывать потребности в парламентском представительстве. Кроме того, многие бизнесмены — весьма занятые люди и вообще избегают публичности, исходя из принципа «деньги любят тишину». Наконец, чтобы отстаивать свои интересы, им не обязательно самим избираться в парламенты: они могут использовать других депутатов, финансируя их избирательные кампании или просто подкупая их. Впрочем, учитывая вероятность оппортунизма подобного рода ставленников и отказа их от выполнения взятых на себя обязательств, собственное присутствие в парламенте может оказаться более надежной стратегией.
Конечно, интерес бизнеса к депутатскому мандату имеет не только материальную, лоббистскую составляющую; определенную роль играют также соображения престижа и статуса, равно как и мотивы самореали-зации33. Немаловажной для бизнесмена может быть и неприкосновенность, которой пользуются законодатели, тем более что в постсоветской России накопление капитала часто происходило с нарушением законов.
Выбору стратегии прямого, личного, а не только опосредованного присутствия в представительных органах способствует институциональный дизайн региональных и муниципальных парламентов. В России в большинстве таких органов (в отличие от Федерального Собрания) весомая, даже преобладающая часть депутатов вправе работать на непостоянной основе34, позволяющей совмещать депутатство с бизнесом. Так что предприниматели могут занимать депутатские кресла, не покидая командных высот в экономике, что имеет существенное значение в плане сохранения как контроля над капиталом, так и высоких доходов, прежде всего для наемных менеджеров, составляющих значительную часть бизнес-элиты. Правда, с другой стороны, непрофессиональный характер депутатской деятельности открывает для высшего руководства фирм возможность задействовать такой способ косвенного представительства, который уменьшает опасность оппортунизма, а именно делегировать в законодательные органы менеджеров своих предприятий, чья зависимость от глав компаний на основном месте работы поддерживает их политическую лояльность.
Важнейшим ресурсом, который бизнесмены могут использовать для успешной избирательной кампании (как в одномандатных округах, так и по партийным спискам), являются финансовые средства. Как показывают исследования, от доступа к ним, несмотря на государственное финансирование, в немалой степени зависят политические пар-тии35. Так, в 2011 г., когда проводились последние выборы в Госдуму,
36 Сводный ... «Единая Россия» 2012; Сводный ... «Коммунистическая партия Российской Федерации»
2012; Сводный ... «Либерально-демократическая партия Российской Федерации» 2012; Сводный ... «Справедливая Россия» 2012.
37 См. Golosov 2013:
477.
пожертвования (прежде всего со стороны юридических лиц) составляли основную часть денежных средств всех четырех думских партий36. Говоря о политических ресурсах бизнесменов, нельзя не упомянуть и о масс-медиа, которыми они нередко владеют. Не следует также забывать, что под властью бизнесменов находятся более или менее многочисленные трудовые коллективы, а подобного рода зависимость на рабочем месте создает благоприятные условия для политического влияния и даже давления (агитация на предприятии, организованный подвоз рабочих на избирательные участки и т.д.)37. Не стоит сбрасывать со счетов и структурную власть, которой обладают главы крупнейших фирм, выступающих в качестве основных работодателей и налогоплательщиков в городах и регионах (и нередко имеющих на своем балансе учреждения социальной сферы). Когда доходы бюджета и благосостояние избирателей непосредственно связаны с функционированием конкретных фирм, их руководству легче отождествлять свои частные интересы со всеобщими, что, бесспорно, способствует успеху предвыборной агитации. Наконец, кандидаты-бизнесмены могут рассчитывать на поддержку со стороны региональных и местных властей, чья зависимость от крупного капитала носит весьма многообразный характер.
В условиях, когда бизнес в целом является важным поставщиком членов представительных органов, едва ли приходится удивляться тому, что парламентский опыт имеет почти такое же распространение среди экономической элиты, как и опыт административный (см. табл. 3).
Таблица 3
Опыт членства экономической элиты в органах представительной власти РФ (в %)
38 Кроме того, один член экономической элиты был народным депутатом РСФСР в 1990—1993 гг.
Экономическая элита в целом (М = 740) Богатейшие бизнесмены по версии журнала «Форбс» (М = 200) Высшие руководители крупнейших компаний по версии журнала «Эксперт» (М = 482)
Федеральное Собрание38 6 13 2
Государственная Дума 3 9,5 1
Совет Федерации 3 5 1
Региональные представительные органы 7 8 8
Местные представительные органы 3 2 3
Всего с опытом членства в представительных органах 13 17,5 9
98
оолптлт № 2 (81) 2016
39 Dogan 2003: 60.
40Данные о численности регионального депутатского корпуса см. Парламенты 2015.
41 О «стоимости» кресла в Федеральном Собрании см.
Барсукова, Звягинцев 2006: 118; Кресло 2009.
42 См. Постановление 2013. Впрочем, анализ элитных биографий показывает, что в 1990—2000-е годы были случаи совмещения членства в Федеральном Собрании с председательством в советах директоров компаний.
При том что наибольшая часть обладающих таким опытом членов бизнес-элиты приобрела его в региональных парламентах, получивших его в Федеральном Собрании лишь немногим меньше. Так, в октябре 2014 г. в него входили 12 богачей из списка «Форбс». Весомость этих цифр становится более понятной при обращении к практике других стран. Достаточно показательны в этом отношении, в частности, весьма незначительные пересечения между списками 500 богатейших французов и 500 ведущих политиков страны 1990-х годов: в 1998— 1999 гг. в обоих списках были фамилии лишь пяти или шести человек39. О существенности меньшинства бизнес-элиты, вовлеченного в депутатскую деятельность, можно судить и с иной точки зрения. Доля имеющих опыт членства в Федеральном Собрании или региональных законодательных органах среди крупнейших бизнесменов во много раз выше, чем среди наделенных пассивным избирательным правом граждан РФ в целом (отчасти это видно из сопоставления количества последних с численностью депутатского корпуса40).
Необходимо отметить, что паттерны парламентской активности у разных сегментов экономической элиты неодинаковы. Как следует из табл. 3, для лиц, занимающих высшие должности в крупнейших фирмах, в основном характерен опыт работы в региональных законодательных органах, обычно на непостоянной основе. Речь идет прежде всего о руководителях фирм со штаб-квартирами не в столице, а в регионах. В свою очередь богачи из списка «Форбс» чаще заседают в Федеральном Собрании, причем, к примеру, в Госдуму нынешнего созыва почти все они были избраны от «Единой России» (в одном случае — от «Справедливой России»). Такое положение вещей имеет двоякое объяснение. С одной стороны, избрание в федеральный парламент — особенно дорогостоящее предприятие41, которое доступно главным образом богатейшей части бизнес-элиты (не случайно среди руководителей крупнейших фирм подобный опыт имеют преимущественно крупные собственники). С другой стороны, различные типы капиталистических позиций и способы контроля над капиталом по-разному сочетаются с членством в федеральном парламенте. Пребывание в должности генерального директора, председателя совета директоров или президента фирмы в настоящее время несовместимо с работой в представительном органе на постоянной основе (как того требует статус члена Федерального Собрания)42. Что касается сверхбогачей, то, в отличие от большинства входящих в элиту высших менеджеров, которые не являются крупными акционерами своих фирм и контролируют капитал именно благодаря должности, они владеют капиталом и во многих случаях могут поддерживать контроль над ним, не занимая ключевых постов в экономических структурах. Такая капиталистическая позиция, такой способ контроля в принципе не исключают (при использовании соответствующих механизмов — например, доверительного управления) профессиональной парламентской деятельности в Федеральном Собрании, хотя в последние годы в связи с так называемым курсом на «национализацию
.ЮССПАСМЮ HOAOTIKL
элит», выразившимся, в частности, в лишении парламентариев права
43 См., напр. Кукол владеть иностранными финансовыми активами43, здесь возникли из-2013.
2013. вестные сложности, и ряд бизнесменов покинул парламент.
Л Л Л
Проведенный анализ опыта работы членов экономической элиты РФ в структурах политико-административной власти позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Хотя, согласно ряду исследований, советская политико-административная номенклатура была значимым источником рекрутирования ведущих бизнесменов первой половины 1990-х годов, доля выходцев из нее в нынешней экономической элите невелика (что неудивительно, поскольку с момента распада СССР прошло немало лет).
2. Несмотря на четко выраженную тенденцию к профессионализации карьеры бизнесменов, весомая часть (23%) российской бизнес-элиты работала в постсоветские годы на профессиональной основе в административных структурах или входила в состав органов представительной власти РФ разного уровня.
3. Паттерны политико-административной активности различных (хотя и пересекающихся) категорий экономической элиты не совсем идентичны. Так, сверхбогачи из списка «Форбс» чаще, чем экономическая элита в целом, обладают опытом членства в Федеральном Собрании РФ, и в первую очередь в Государственной Думе. Напротив, среди высших руководителей крупнейших компаний, особенно фирм, контролируемых государством, больше распространен опыт работы в административных структурах, прежде всего в министерствах и ведомствах экономического профиля.
4. Между экономической и административной элитами имеются переплетения, как последовательные, так и одновременные: некоторые из ведущих российских бизнесменов обладают опытом работы на элитных должностях в административных структурах РФ федерального уровня.
Библиография 200 богатейших бизнесменов России — 2014. 2014 // Forbes. 17.04
(www.forbes.ru/rating/200-bogateishikh-biznesmenov-rossii-2014/2014).
Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. 2006. Механизм «политического инвестирования», или Как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Полис. № 2.
Буравцева М. 2013. Есть ли жизнь после госслужбы // Ведомости. 21.06 (http://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/21/ zhizn_posle_gossluzhby).
Воронкова О.А., Сидорова А.А., Крыштановская О.В. 2011 Российский истеблишмент: пути и методы обновления // Полис. № 1.
Гаман-Голутвина О.В. 2012. Парламентский корпус современной России // Гаман-Голутвина О.В. (ред.) Политический класс в современном обществе. — М.
Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. 2008. Экономическая элита в российском регионе: методический опыт определения выборочной совокупности // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XI. № 1.
Коргунюк Ю.Г. 2010. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью // Полития. № 3—4.
Косалс Л. 2006. Клановый капитализм в России // Неприкосновенный запас. № 6 (50) (http://magazines.russ.ru/nz/2006/50/ko17.html).
Кресло и кошелек. 2009 // Компания. 29.06 (http://ko.ru/ агйеЬ/21052).
Крыштановская О.В. 2002. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России. Т. 11. № 4.
Кукол Е. 2013. Что считать главным. После 19 мая чиновники и депутаты должны за три месяца определиться, что им дороже — должность или счета за рубежом // Российская газета. 14.05 (Ыф//^^«'. rg.ru/2013/05/14/zakon.html).
Медведев Ю.С. 2010. Крупный бизнес на выборах в российские региональные ассамблеи // Вестник Пермского государственного университета. Серия «Политология». № 1 (9).
Парламенты субъектов Российской Федерации. 2015 // Википе-дия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Парламенты_субъектов_Российской_ Федерации).
Перегудов С.П. 2007. Бизнес и бюрократия в России: динамика взаимодействия // Полития. №1 (44).
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 34-П «по делу о проверке конституционности положений пункта „в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». 2013 // Российская газета. 16.01 (http://www.rg.ru/2013/01/16/ fz-dok.html).
Рейтинг крупнейших компаний России-2014 по объему реализации продукции. 2014 // Эксперт (http://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2014-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/).
Сакаева М.М. 2015. Бизнесмены в органах законодательной власти: использование депутатского статуса в предпринимательской деятельности. Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук. — М.
Сводный финансовый отчет политической партии Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год. 2012 (ЫИр:// www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/edros.PDF).
Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2011 год. 2012 // (http:// www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/kprf.PDF).
Сводный финансовый отчет политической партии «Либерально-демократическая партия Российской Федерации» за 2011 год. 2012 (http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/ldpr.PDF).
Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2011 год. 2012 (http://www.cikrf.ru/politparty/ finance/2011/spravedros.PDF).
Тев Д.Б. 2013. Городские Думы крупнейших региональных столиц: основные характеристики и тенденции изменения бассейна рекрутирования депутатов // ПОЛИТЭКС. Т. 9. № 3.
Шлейнов Р. 2010. Кто и почему пожертвовал «Единой России» 6 млрд. руб. // Ведомости. 20.12 (http://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2010/12/20/dengi_partii).
Щипанов А.В. 2009. Обзор законодательства субъектов Российской Федерации о законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации (http:// www.uirz.ru/Obzor/obzor3.html).
Anker L., Seybold P., Schwartz M. 1987. The Ties That Bind Business and Government // Schwartz M. (ed.) The Structure of Power in America: The Corporate Elite as a Ruling Class. — N.Y.
Best H. 2006. New Challenges, New Elites? Changes in the Recruitment and Career Patterns of European Representative Elites. Paper presented to the 20th IPSA World Congress, Fukuoka 2006 (http://paperroom. ipsa.org/papers/paper_5306.pdf).
Borocz J., Rona-Tas A. 1995. Small Leap Forward: Emergence of New Economic Elites // Theory and Society. Vol. 24. № 5.
Calder K.E. 1989. Elites in an Equalizing Role: Ex-Bureaucrats as Coordinators and Intermediaries in the Japanese Government-Business Relationship // Comparative Politics. Vol. 21. № 4.
Cassese S. 1999. Italy's Senior Civil Service: An Ossified World // Page E.C., Wright V. (eds.) Bureaucratic Elites in Western European States: A Comparative Analysis of Top Officials. — Oxford.
Cassis Y. 1997. Big Business: The European Experience in the Twentieth Century. — Oxford.
Cotta M., Verzichelli L. 2003. Ministers in Italy: Notables, Party Men, Technocrats and Media Men // Almeida P.T., Pinto A.C., Bermeo N. (eds.) Who Govern Southern Europe? Regime Change and Ministerial Recruitment, 1850—2000. — L.
Dogan M. 2003. Is There a Ruling Class in France? // Dogan M. (ed.) Elite Configurations at the Apex of Power. — L., Boston.
Domhoff G.W. 2006. Who Rules America? Power, Politics and Social Change. — N.Y.
Dye T.R., Pickering J.W. 1974. Governmental and Corporate Elites: Convergence and Differentiation // The Journal of Politics. Vol. 36. № 4.
102
"юлп1ллг № 2 (81) 2016
Freitag P.J. 1975. The Cabinet and Big Business: A Study of Interlocks // Social Problems. Vol. 23. № 2.
Gill G. 2008. Bourgeoisie, State and Democracy: Russia, Britain, France, Germany and the USA. — Oxford.
Golosov G.V. 2013. Machine Politics: The Concept and Its Implications for Post-Soviet Studies // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. № 4.
Hanley E., Yershova N., Anderson R. 1995. Russia: Old Wine in a New Bottle? The Circulation and Reproduction of Russian Elites, 1983—1993 // Theory and Society. Vol. 24. № 5.
Hartmann M. 2010. Elites and Power Structure // Immerfall S., Therborn G. (eds.) Handbook of European Societies: Social Transformations in the 21st Century. — Berlin, N.Y.
Hoffmann-Lange U. 2001. Elite Research in Germany // International Review of Sociology. Vol. 11. № 2.
Huskey E. 2010. Elite Recruitment and State-Society Relations in Technocratic Authoritarian Regimes: The Russian Case // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 43. № 4.
Huskey E. 2010. Pantouflage à la Russe: The Recruitment of Russian Political and Business Elites // Fortescue S. (ed.) Russian Politics from Lenin to Putin. — N.Y.
Hutcheson D.S. 2012. Party Finance in Russia // East European Politics. Vol. 28. № 3.
Ilonszki G., Edinger M. 2007. MPs in Post-Communist and Post-Soviet Nations: A Parliamentary Elite in the Making // The Journal of Legislative Studies. Vol. 13. № 1.
Johnson C. 1974. The Reemployment of Retired Government Bureaucrats in Japanese Big Business // Asian Survey. Vol. 14. № 11.
Kerbo H.R., Fave L.R.D. 1979. The Empirical Side of the Power Elite Debate: an Assessment and Critique of Recent Research // The Sociological Quarterly. Vol. 20. № 1.
Kerbo H.R., McKinstry J.A. 1995. Who Rules Japan? The Inner Circles of Economic and Political Power. — Westport.
Kryshtanovskaya O., White S. 1996. From Soviet Nomenklatura to Russian Élite // Europe-Asia Studies. Vol. 48. №. 5.
Kryshtanovskaya O., White S. 2005. The Rise of the Russian Business Elite // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 38. № 3.
Maclean M., Harvey C., Press J. 2006. Business Elites and Corporate Governance in France and the UK. — Basingstoke.
Maclean M., Harvey C., Press J. 2007. Managerialism and the PostWar Evolution of the French National Business System // Business History. Vol. 49. № 4.
Mayer M., Whittington R. 1999. Euro-elites: Top British, French and German Managers in the 1980s and 1990s // European Management Journal. Vol. 17. № 4.
"Mr № 2 (81) 2016
103
Norris P., Lovenduski J. 1995. Political Recruitment: Gender, Race and Class in the British Parliament. — Cambridge.
Our Crony-Capitalism Index: Planet Plutocrat. 2014 // The Economist. 15.03 (http://www.economist.com/news/international/21599041 -countries-where-politically-connected-businessmen-are-most-likely-prosper-planet).
Ross C., Turovsky R. 2013. The Representation of Political and Economic Elites in the Russian Federation Council // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. № 1.
Savage D. 1974. Patterns of Access to Business Leadership in France // International Studies of Management and Organization. Vol. 4. № 1/2.
Schaede U. 1995. The «Old Boy» Network and Government-Business Relationships in Japan // Journal of Japanese Studies. Vol. 21. № 2.
Scott J. 1997. Corporate Business and Capitalist Classes. — Oxford.
Semenova E. 2011. Ministerial and Parliamentary Elites in an Executive-Dominated System: Post-Soviet Russia 1991—2009 // Comparative Sociology. Vol. 10. № 6.
Tronconi F., Verzichelli L. 2007. Parliamentary Elites of New European Party Families: Unsuccessful Challenges or Chaotic Signs of Change? // Cotta M., Best H. (eds.) Democratic Representation in Europe: Diversity, Change, and Convergence. — Oxford.
Useem M. 1980. Corporations and the Corporate Elite // Annual Review of Sociology. Vol. 6.
Wilson K. 2007. Party Finance in Russia: Has the 2001 Law «On Political Parties» Made a Difference? // Europe-Asia Studies. Vol. 59. № 7.
References 200 bogatejjshikh biznesmenov Rossii — 2014. 2014 // Forbes. 17.04
(www.forbes.ru/rating/200-bogateishikh-biznesmenov-rossii-2014/2014).
Anker L., Seybold P., Schwartz M. 1987. The Ties That Bind Business and Government // Schwartz M. (ed.) The Structure of Power in America: The Corporate Elite as a Ruling Class. — N.Y.
Barsukova S.Ju., Zvjagincev V.I. 2006. Mekhanizm «politicheskogo investirovanija», ili Kak i zachem rossijjskijj biznes uchastvuet v vyborakh i oplachivaet partijjnuju zhizn' // Polis. № 2.
Best H. 2006. New Challenges, New Elites? Changes in the Recruitment and Career Patterns of European Representative Elites. Paper presented to the 20th IPSA World Congress, Fukuoka 2006 (http://paperroom. ipsa.org/papers/paper_5306.pdf).
Böröcz J., Rona-Tas A. 1995. Small Leap Forward: Emergence of New Economic Elites // Theory and Society. Vol. 24. № 5.
Buravceva M. 2013. Est' li zhizn' posle gossluzhby // Vedomosti. 21.06 (http://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/21/zhizn_posle_ gossluzhby).
104
lOAÍlir № 2 (81) 2016
Calder K.E. 1989. Elites in an Equalizing Role: Ex-Bureaucrats as Coordinators and Intermediaries in the Japanese Government-Business Relationship // Comparative Politics. Vol. 21. № 4.
Cassese S. 1999. Italy's Senior Civil Service: An Ossified World // Page E.C., Wright V. (eds.) Bureaucratic Elites in Western European States: A Comparative Analysis of Top Officials. — Oxford.
Cassis Y. 1997. Big Business: The European Experience in the Twentieth Century. — Oxford.
Cotta M., Verzichelli L. 2003. Ministers in Italy: Notables, Party Men, Technocrats and Media Men // Almeida P.T., Pinto A.C., Bermeo N. (eds.) Who Govern Southern Europe? Regime Change and Ministerial Recruitment, 1850—2000. — L.
Dogan M. 2003. Is There a Ruling Class in France? // Dogan M. (ed.) Elite Configurations at the Apex of Power. — L., Boston.
Domhoff G.W. 2006. Who Rules America? Power, Politics and Social Change. — N.Y.
Dye T.R., Pickering J.W. 1974. Governmental and Corporate Elites: Convergence and Differentiation // The Journal of Politics. Vol. 36. № 4.
Freitag P.J. 1975. The Cabinet and Big Business: A Study of Interlocks // Social Problems. Vol. 23. № 2.
Gaman-Golutvina O.V. 2012. Parlamentskijj korpus sovremennojj Rossii // Gaman-Golutvina O.V. (ed.) Politicheskijj klass v sovremennom obshhestve. — M.
Gill G. 2008. Bourgeoisie, State and Democracy: Russia, Britain, France, Germany and the USA. — Oxford.
Golosov G.V. 2013. Machine Politics: The Concept and Its Implications for Post-Soviet Studies // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. № 4.
Hanley E., Yershova N., Anderson R. 1995. Russia: Old Wine in a New Bottle? The Circulation and Reproduction of Russian Elites, 1983—1993 // Theory and Society. Vol. 24. № 5.
Hartmann M. 2010. Elites and Power Structure // Immerfall S., Therborn G. (eds.) Handbook of European Societies: Social Transformations in the 21st Century. — Berlin, N.Y.
Hoffmann-Lange U. 2001. Elite Research in Germany // International Review of Sociology. Vol. 11. № 2.
Huskey E. 2010. Elite Recruitment and State-Society Relations in Technocratic Authoritarian Regimes: The Russian Case // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 43. № 4.
Huskey E. 2010. Pantouflage a la Russe: The Recruitment of Russian Political and Business Elites // Fortescue S. (ed.) Russian Politics from Lenin to Putin. — N.Y.
Hutcheson D.S. 2012. Party Finance in Russia // East European Politics. Vol. 28. № 3.
ooaihaat № 2 (81) 2016
105
Ilonszki G., Edinger M. 2007. MPs in Post-Communist and Post-Soviet Nations: A Parliamentary Elite in the Making // The Journal of Legislative Studies. Vol. 13. № 1.
Johnson C. 1974. The Reemployment of Retired Government Bureaucrats in Japanese Big Business // Asian Survey. Vol. 14. № 11.
Kerbo H.R., Fave L.R.D. 1979. The Empirical Side of the Power Elite Debate: an Assessment and Critique of Recent Research // The Sociological Quarterly. Vol. 20. № 1.
Kerbo H.R., McKinstry J.A. 1995. Who Rules Japan? The Inner Circles of Economic and Political Power. — Westport.
Kolesnik N.V., Nevsky A.V., Tev D.B. 2008. Ehkonomicheskaja ehlita v rossijjskom regione: metodicheskijj opyt opredelenija vyborochnojj sovokupnosti // Zhurnal sociologii i social'nojj antropologii. T. XI. № 1.
Korgunjuk Ju.G. 2010. Finansirovanie partijj v postsovetskojj Rossii: mezhdu biznesom i vlast'ju // Politeia. № 3—4.
Kosals L. 2006. Klanovyjj kapitalizm v Rossii // Neprikosnovennyjj zapas. № 6 (50) (http://magazines.russ.ru/nz/2006/50/ko17.html).
Kreslo i koshelek. 2009 // Kompanija. 29.06 (http://ko.ru/ articles/21052).
Kryshtanovskaya O., White S. 1996. From Soviet Nomenklatura to Russian Elite // Europe-Asia Studies. Vol. 48. №. 5.
Kryshtanovskaya O., White S. 2005. The Rise of the Russian Business Elite // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 38. № 3.
Kryshtanovskaya O.V. 2002. Biznes-ehlita i oligarkhi: itogi desjatile-tija // Mir Rossii. T. 11. № 4.
Kukol E. 2013. Chto schitat' glavnym. Posle 19 maja chinovniki i deputaty dolzhny za tri mesjaca opredelit'sja, chto im dorozhe — dolzhnost' ili scheta za rubezhom // Rossijjskaja gazeta. 14.05 (http://www. rg.ru/2013/05/14/zakon.html).
Maclean M., Harvey C., Press J. 2006. Business Elites and Corporate Governance in France and the UK. — Basingstoke.
Maclean M., Harvey C., Press J. 2007. Managerialism and the PostWar Evolution of the French National Business System // Business History. Vol. 49. № 4.
Mayer M., Whittington R. 1999. Euro-elites: Top British, French and German Managers in the 1980s and 1990s // European Management Journal. Vol. 17. № 4.
Medvedev Ju.S. 2010. Krupnyjj biznes na vyborakh v rossijjskie regio-nal'nye assamblei // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Politologija». № 1 (9).
Norris P., Lovenduski J. 1995. Political Recruitment: Gender, Race and Class in the British Parliament. — Cambridge.
Our Crony-Capitalism Index: Planet Plutocrat. 2014 // The Economist. 15.03 (http://www.economist.com/news/international/21599041-coun-tries-where-politically-connected-businessmen-are-most-likely-prosper-planet).
106
loaniaat № 2 (81) 2016
Parlamenty sub''ektov Rossijjskojj Federacii. 2015 // Wikipedia (https://ru.wikipedia.org/wiki/Parlamenty_sub''ektov_Rossijjskojj_Fe-deracii).
Peregudov S.P. 2007. Biznes i bjurokratija v Rossii: dinamika vzaimod-ejjstvija // Politeia. №1 (44).
Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijjskojj Federacii ot 27 de-kabrja 2012 g. N 34-P «po delu o proverke konstitucionnosti polozhenijj punkta „v" chasti pervojj i chasti pjatojj stat'i 4 Federal'nogo zakona „O sta-tuse chlena Soveta Federacii i statuse deputata Gosudarstvennojj Dumy Federal'nogo Sobranija Rossijjskojj Federacii" v svjazi s zaprosom gruppy depu-tatov Gosudarstvennojj Dumy». 2013 // Rossijjskaja gazeta. 16.01 (http:// www.rg.ru/2013/01/16/fz-dok.html).
Rejjting krupnejjshikh kompanijj Rossii-2014 po ob''emu realizacii produkcii. 2014 // Ehkspert (http://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2014-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/).
Ross C., Turovsky R. 2013. The Representation of Political and Economic Elites in the Russian Federation Council // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. № 1.
Sakaeva M.M. 2015. Biznesmeny v organakh zakonodatel'nojj vlasti: ispol'zovanie deputatskogo statusa vpredprinimatel'skojj dejatel'nosti. Diss. na soiskanie uch. stepeni kandidata sociologicheskikh nauk. — M.
Savage D. 1974. Patterns of Access to Business Leadership in France // International Studies of Management and Organization. Vol. 4. № 1/2.
Schaede U. 1995. The «Old Boy» Network and Government-Business Relationships in Japan // Journal of Japanese Studies. Vol. 21. № 2.
Schipanov A.V. 2009. Obzor zakonodatel'stva sub"ektov Rossijjskojj Federacii o zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organakh gosudarstvennojj vlasti sub"ektov Rossijjskojj Federacii (http://www.uirz.ru/Obzor/ obzor3.html).
Scott J. 1997. Corporate Business and Capitalist Classes. — Oxford.
Semenova E. 2011. Ministerial and Parliamentary Elites in an Executive-Dominated System: Post-Soviet Russia 1991—2009 // Comparative Sociology. Vol. 10. № 6.
Shleynov R. 2010. Kto i pochemu pozhertvoval «Edinojj Rossii» 6 mlrd. rub. // Vedomosti. 20.12 (http://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2010/12/20/dengi_partii).
Svodnyjj finansovyjj otchet politicheskojj partii «Kommunisticheska-ja partija Rossijjskojj Federacii» za 2011 god. 2012 // (http://www.cikrf.ru/ politparty/finance/2011/kprf.PDF).
Svodnyjj finansovyjj otchet politicheskojj partii «Liberal'no-demo-kraticheskajapartija Rossijjskojj Federacii» za 2011 god. 2012 (http://www. cikrf.ru/politparty/finance/2011/ldpr.PDF).
Svodnyjj finansovyjj otchet politicheskojj partii «Spravedlivaja Rossi-ja» za 2011 god. 2012 (http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/sprave-dros.PDF).
KOMMT № 2 (81) 2016
107
Svodnyjj finansovyjj otchet politicheskojj partii Vserossijjskaja polit-icheskajapartija «Edinaja Rossija» za 2011 god. 2012 (http://www.cikrf.ru/ politparty/finance/2011/edros.PDF).
Tev D.B. 2013. Gorodskie Dumy krupnejjshikh regional'nykh stolic: os-novnye kharakteristiki i tendencii izmenenija bassejjna rekrutirovanija deputa-tov // POLITEX. T. 9. № 3.
Tronconi F., Verzichelli L. 2007. Parliamentary Elites of New European Party Families: Unsuccessful Challenges or Chaotic Signs of Change? // Cotta M., Best H. (eds.) Democratic Representation in Europe: Diversity, Change, and Convergence. — Oxford
Useem M. 1980. Corporations and the Corporate Elite // Annual Review of Sociology. Vol. 6.
Voronkova O.A., Sidorova A.A., Kryshtanovskaya O.V. 2011 Rossijjskijj isteblishment: puti i metody obnovlenija // Polis. № 1.
Wilson K. 2007. Party Finance in Russia: Has the 2001 Law «On Political Parties» Made a Difference? // Europe-Asia Studies. Vol. 59. № 7.
108 ooatmr № 2 (81) 2016