Научная статья на тему 'Экономическая эффективность интернет-сайтов медицинской тематики'

Экономическая эффективность интернет-сайтов медицинской тематики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
203
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-САЙТ / WEBSITE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFECTIVENESS / ПОСЕЩАЕМОСТЬ САЙТА / WEBSITE TRAFFIC / ТРАФИКОВАЯ ЕМКОСТЬ / TRAFFIC CAPACITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рубель Алексей Валерьевич

Статья посвящена прогнозу экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики. Представлен алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта, с использованием показателей видимости и посещаемости интернет-сайтов конкурентов. Показатель трафиковой емкости интернет-сайта позволяет сделать прогноз экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic effectiveness of medical information websites

The article is devoted to forecasting economic effectiveness of medical information websites. The author presents an algorithm for calculating the website traffic capacity using indices of visibility and website traffics of competitors. Index of traffic capacity of a website allows forecasting the economic effectiveness of medical information websites.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность интернет-сайтов медицинской тематики»

экономическая эффективность интернет-сайтов

медицинской тематики

__Аннотация

Статья посвящена прогнозу экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики. Представлен алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта, с использованием показателей видимости и посещаемости интернет-сайтов конкурентов. Показатель трафиковой емкости интернет-сайта позволяет сделать прогноз экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики.

_Ключевые слова: интернет-сайт, экономическая эффективность, по_сещаемость сайта, трафиковая емкость

Рубель Алексей Валерьевич

аспирант, Российская академия предпринимательства, преподаватель, Институт МИРБИС [email protected]

Развитие интернет-технологий способствует развитию современных видов предпринимательства. Одним из видов малого предпринимательства является бизнес, связанный с размещением рекламных материалов владельцами информационных сайтов. К информационным сайтам относятся: тематические порталы, интернет-каталоги, личные интернет-дневники, блоги и др. Согласно статистическим данным, в русскоязычном интернете в 2008 году насчитывалось 3,2 млн бло-гов, а в 2009 году таких интернет-сайтов было уже 7,4 млн [1]. Одной из наиболее востребованных и популярных тематик в интернете является тематика «Здоровье» и «Здоровый образ жизни», представленная медицинскими порталами, он-лайн медицинскими консультациями и др. сайтами. Разработка методов прогноза экономической эффективности сайтов медицинской тематики является актуальной. Экономическая эффективность информационных сайтов напрямую зависит от количества посетителей. Основным источником посетителей для таких сайтов являются поисковые системы [2]. Ввиду того, что на большинство информационных потребнос-

тей пользователей уже существует ответ в поисковых системах, этот ответ сформирован в том числе и сайтами конкурентов. Анализ сайтов конкурентов позволяет делать прогноз показателей посещаемости и экономической эффективности деятельности информационных интернет-сайтов медицинской тематики.

Видимость интернет-сайта по поисковому запросу

Для любого интернет-сайта можно рассчитать общую видимость в поисковых системах, по определенному запросу. Примем максимально возможную видимость за 100%. Такую видимость имеют сайты, находящиеся по «запросу X» на первой странице поисковой выдачи всех основных поисковых систем. Считаем, что такая общая видимость охватывает 100% потенциальной аудитории. В большинстве случаев выдача поисковых систем состоит из множества страниц. Только первую страницу посещают 100% посетителей. Очевидно, что нахождение в результатах поисках ссылки на разных страницах подразумевает разную видимость сайта. Статистика переходов по страницам внутри поисковой выдачи показывает, что вторую страницу посещают не более 50% пользователей, а третью и следующие страницы - не более 10%. Таким образом, для первой страницы поисковой выдачи присваивается коэффициент видимости по поисковому запросу (V) равный единице, второй странице - 0,5, третьей странице - 0,1.

При расчете общей видимости сайта необходимо учитывать, что в российском сегменте интернета на настоящий момент существует четыре основных поисковые системы, охватывающих более 99% аудитории. Доли поисковых систем распределены следующим образом: Яндекс - 66,56%, Google - 22,47%, Mail.ru - 8,15%, Рамблер - 2,09% [3]. Из приведенных данных видно, что каждая из поисковых систем имеет разную долю (D) аудитории и вносит разный вклад в общую видимость сайта. Так, если сайт находится в поисковой системе Яндекс по определенному запросу на первой странице поисковой выдачи, а в Google, Mail.ru и Rambler - не находится вообще, то общая видимость сайта по данному запросу составляет 66,56%.

шгласно

статистическим данным,

в русскоязычном интернете в 2008 году насчитывалось 3,2 млн блогов, а в 2009 году таких интернет-сайтов было уже 7,4 млн

Таким образом, общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу можно представить как сумму произведений коэффициента видимости в поисковой системе и популярности поисковой системы, выраженная в процентах.

V, = I V, xDi х 100% , (1) 1

где:

1 = 1,...,ш, т - число поисковых систем; V, - общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу;

VI - коэффициент видимости интернет-сайта по поисковому запросу в г'-той поисковой системе; Di - доля г'-той поисковой системы.

нт

Пример 1. Расчет видимости сайта медицинских консультаций

Рассчитаем общую видимость сайта он-лайн медицинских консультаций medask.ru по поисковому запросу «препарат для глаз» на 1 декабря 2010 года. Позиция сайта в поисковой выдаче Яндекс - 14 (вторая страница поисковой выдачи), следовательно, коэффициент видимости - 0,5. Позиция в Рамблер - 1, коэффициент видимости - 1. Позиция в Google - 0, коэффициент видимости 0. Общая видимость сайта по приведенному поисковому запросу равна:

(0,64 х 0,5)+(0,04 х 1)+(0,32 х 0) х 100% = 36%.

_экономическая

_эффективность

информационных сайтов напрямую

_зависит

_от количества

_посетителей

Алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта

Общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу (Уг) выражена в процентах и не показывает аудиторию количественно. С точки зрения прогноза важно знать, как изменится количество посетителей, если увеличиться общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу. Рассмотрим алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта, который позволяет прогнозировать количество посетителей из поисковых систем. Для этого используется показатель общей видимости сайта по списку поисковых запросов, а также количества переходов на сайты конкурентов по выбранному множеству поисковых запросов.

Алгоритм включает следующие этапы:

1) определение списка конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;

2) оценка видимости конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;

3) расчет трафиковой емкости для выбранного множества поисковых запросов.

Первый этап. Определяется список конкурирующих сайтов - это те сайты, которые имеют видимость отличную от нуля хотя бы по одному поисковому запросу из выбранного множества. Далее, для каждого из конкурирующих интернет-сайтов производится поиск открытых данных интернет-статистики (счетчиков сайта).

Второй этап включает расчет общей видимости конкурирующих интернет-сайтов. Алгоритм расчета общей видимости интернет-сайта по поисковому запросу описан ранее (1).

Третий этап. Производится расчет трафиковой емкости поисковых запросов. Под трафиковой емкостью поискового запроса понимается потенциальное количество переходов пользователей, когда общая видимость интернет-сайта равна 100% (первая страница выдачи всех поисковых систем). Зная видимость интернет-сайта по поисковому запросу, а также количество привлекаемых посетителей при текущей видимости можно рассчитать трафиковую емкость интернет-сайта по данному запросу. Она определяется по формуле:

P х 1 0 0 Ez = -, (2)

Vz

где:

Ez - трафиковая емкость интернет-сайта по поисковому запросу;

P - количество посетителей привлекаемых на сайт по поисковому запросу;

Vz - общая видимость сайта по поисковому запросу

Пример 2. Расчет трафиковой емкости

Для сайта medask.ru из примера 1 рассчитаем тра-фиковую емкость. Используя посещаемость по запросу «препарат для глаз», которая составляет 254 человека в месяц (Pj), получаем Es = 705. Трафиковая емкость по запросу «препарат для глаз» для сайта medask.ru составляет 705 посетителей.

доли поисковых систем распределены следующим образом: Яндекс - 66,56%, Google - 22,47%, Mail.ru - 8,15%, Рамблер - 2,09%

трафиковую емкость

_сайта медицинской

_тематики можно

_рассчитать,

используя показатель

_общей видимости

_конкурирующего

_интернет-сайта

_по поисковому

_запросу, а также

_статистику

_посещений по этому

_запросу

Сумма рассчитанных трафиковых емкостей для выбранного множества поисковых запросов будет равна трафиковой емкости сайта.

Es = I EZi , (3) i

где:

i = 1,...,n, n - число поисковых запросов;

Es - трафиковая емкость интернет-сайта;

Ezi - трафиковая емкость интернет-сайта по i-тому

запросу из выбранного множества поисковых

запросов.

Трафиковая емкость интернет-сайта (Es) дает прогноз количества посетителей, которое может быть привлечено из поисковых систем по выбранному множеству поисковых запросов на информационный интернет-сайт.

Экономическая эффективность информационного интернет-сайта

Для информационных сайтов медицинской тематики можно рассчитать прибыль, получаемую с одного посетителя (С). Она равна прибыли интернет-сайта, отнесенной к общей посещаемости сайта. Прогноз количества посетителей (трафиковая емкость, Es) позволяет рассчитать прибыль от прироста посетителей. Существуют методы расчета стоимости инвестиций (I), требуемых для продвижения интернет-сайта в поисковых системах по выбранным запросам [4]. Исходя из этих величин, рассчитаем экономическую эффективность информационного интернет-сайта, используя показатель ROI (Return on Investment).

E_ x C

I

100% , (4)

где:

Э1 - экономическая эффективность информационного интернет-сайта;

Е8 - трафиковая емкость информационного интернет-сайта;

С - прибыль, получаемая с одного посетителя информационного интернет-сайта; I - инвестиции, необходимые для продвижения информационного интернет-сайта.

Э

Выводы

1. Трафиковую емкость сайта медицинской тематики можно рассчитать, используя показатель общей видимости конкурирующего интернет-сайта по поисковому запросу, а также статистику посещений по этому запросу.

2. Приведенный алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта медицинской тематики позволяет дать прогноз посещаемости по поисковым запросам.

3. Прогноз экономической эффективности для информационных интернет-сайтов медицинской тематики рассчитывается на основе трафиковой емкости интернет-сайта.

Литература

1. Блогосфера Рунета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://company.yandex.ru/facts/ researches/ya_blogosphere_2009.xml.

2. Сайты Рунета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/media.

3. SeoRate: популярность поисковых систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. seorate.ru/rate/sep.

4. Seopult [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.seorate.ru/rate/sep/ http://seopult.ru/content/instruction#5.

Alexey V. Rubel

Postgraduate Student, Russian Academy of Business; Lecturer, MIRBIS Institute

Economic Effectiveness of Medical Information Websites

_Abstract

The article is devoted to forecasting economic effectiveness of medical information websites. The author presents an algorithm for calculating the website traffic capacity using indices of visibility and website traffics of competitors. Index of traffic capacity of a website allows forecasting the economic effectiveness of medical information websites.

Keywords: website, economic effectiveness, website traffic, traffic capacity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.