Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МУЛЬТИВЕКТОРНОСТЬ / ДИПЛОМАТИЯ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ДОНОР-РЕЦИПИЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карнаухова Оксана Сергеевна, Пономарева Юлия Вадимовна

Представлен кейс-анализ инструментов экономической дипломатии Армении и Казахстана на основе теории сложной взаимозависимости Р. Кохейна и Дж. Ная. Анализ строится на предположении, что страны более успешны в реализации стратегии экономической дипломатии, если они увеличивают количество используемых инструментов и сетей коммуникации, освобождаясь от наименее эффективных. Многочисленные и разнообразные инструменты экономической дипломатии формируют сети взаимозависимости, которые и скрепляют региональные центры влияния между собой. Исходя из частотности распространения, в качестве ключевых параметров оценки выбраны товарооборот, объем прямых инвестиций и взаимодействие в сфере энергетики. Оценка динамики экономической дипломатии Армении и Казахстана показывает, что данные государства укладываются в так называемую «азиатскую» модель принятия решений, основанную на укоренении взаимодействия с акторами высокого репутационного веса при реализации базовой стратегии мультивекторности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DIPLOMACY OF ARMENIA AND KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF INTERDEPENDENCE THEORY

The article presents a case study of the economic diplomacy instruments of Armenia and Kazakhstan based on the theory of complex interdependence by R. Keohane and J. Nye. The analysis starts from the assumption that nation-states are more successful in implementing an economic diplomacy strategy if they increase the number of tools and communication networks in use, while discarding the least effective ones. The multiple and diverse instruments of economic diplomacy form networks of interdependence, which bind regional centers of influence together. Based on the frequency of circulation, trade turnover, the volume of direct investments, and energy cooperation were chosen as the key parameters of the analysis. An evaluation of the economic diplomacy dynamics in Armenia and Kazakhstan reveals that these states fit into the socalled Asian model of decision-making, which is predicated on the entrenchment of interaction with actors of high reputational weight while implementing a basic strategy of multivectorness.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Научная статья

УДК 327.8+339.924

doi: 10.18522/2687-0770-2023-1-71-79

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

Оксана Сергеевна Карнаухова11, Юлия Вадимовна Пономарева2

1 2 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия,

1 oskarnauhova@sfedu.ruH

2 yurina@sfedu.ru

Аннотация. Представлен кейс-анализ инструментов экономической дипломатии Армении и Казахстана на основе теории сложной взаимозависимости Р. Кохейна и Дж. Ная. Анализ строится на предположении, что страны более успешны в реализации стратегии экономической дипломатии, если они увеличивают количество используемых инструментов и сетей коммуникации, освобождаясь от наименее эффективных. Многочисленные и разнообразные инструменты экономической дипломатии формируют сети взаимозависимости, которые и скрепляют региональные центры влияния между собой. Исходя из частотности распространения, в качестве ключевых параметров оценки выбраны товарооборот, объем прямых инвестиций и взаимодействие в сфере энергетики. Оценка динамики экономической дипломатии Армении и Казахстана показывает, что данные государства укладываются в так называемую «азиатскую» модель принятия решений, основанную на укоренении взаимодействия с акторами высокого репутационного веса при реализации базовой стратегии мультивекторности.

Ключевые слова: глобализация, региональная интеграция, мультивекторность, дипломатия развития, комплексная взаимозависимость, донор-реципиентные отношения

Благодарности: статья выполнена в рамках реализации проекта СП 14-22-05 «Аналитический центр "Институт исследований солидарной среды будущего"» (программа стратегического академического лидерства Южного федерального университета «Приоритет 2030»).

Для цитирования: Карнаухова О.С., Пономарева Ю.В. Экономическая дипломатия Армении и Казахстана в контексте теории взаимозависимости // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 71-79.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

ECONOMIC DIPLOMACY OF ARMENIA AND KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF INTERDEPENDENCE THEORY

Oxana S. Karnaukhova11, Yulia V. Ponomareva2

1 2 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

1 oskarnauhova@sfedu.ru11

2 yurina@sfedu.ru

Abstract. The article presents a case study of the economic diplomacy instruments of Armenia and Kazakhstan based on the theory of complex interdependence by R. Keohane and J. Nye. The analysis starts from the assumption that nation-states are more successful in implementing an economic diplomacy strategy if they increase the number of tools and communication networks in use, while discarding the least effective ones. The multiple and diverse instruments of economic diplomacy form networks of interdependence, which bind regional centers of influence together. Based on the frequency of circulation, trade turnover, the volume of direct investments, and energy cooperation were chosen as the key parameters of the analysis. An evaluation of the economic diplomacy dynamics in Armenia and Kazakhstan reveals that these states fit into the so-

© Карнаухова ОС., Пономарева Ю.В., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

called Asian model of decision-making, which is predicated on the entrenchment of interaction with actors of high reputational weight while implementing a basic strategy of multivectorness.

Keywords: globalization, regional integration, multivectorness, diplomacy of development, complex interdependence, donor-recipient relations

Acknowledgments: the article was made within the framework of the implementation of the project SP 14-22-05 "Analytical Center 'Institute for Research of the Solidary Environment of the Future' " (Program of Strategic Academic Leadership of the Southern Federal University "Priority of 2030").

For citation: Karnaukhova O.S., Ponomareva Yu.V. Economic Diplomacy of Armenia and Kazakhstan in the Context of Interdependence Theory. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(1):71-79. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Глобализация трансформировала организацию международных экономических отношений, оказав влияние в том числе на социальную и политическую жизнь общества. Новая организация отношений характеризуется сложным набором взаимосвязей и взаимозависимостей при увеличении количества действующих субъектов (далее - акторов), намеренных оказывать влияние на результаты таких отношений. С одной стороны, акторы соперничают, предъявляя права на ресурсы, рынки, заявляя о легитимности таких требований и вовлекаясь в деятельность, традиционно относящуюся к сфере дипломатии. Перед лицом растущей экономической и политической взаимозависимости правительствам приходится мириться с фрагментирующейся и усложняющейся средой взаимодействия.

С другой стороны, глобализация размывает границы так называемых сфер деятельности, в частности ставя вопрос о дисциплинарных «границах» дипломатии. Появляются альтернативные дипломатические акторы, которые не подчиняются напрямую министерствам иностранных дел, но оказывают влияние на управление изменениями внутри и вовне государства. Потеря национальными государствами эксклюзивной субъектности в принятии решений при стирании различий между внутренней и внешней политикой характерна для постиндустриальной стадии, где наблюдается участие многочисленных акторов в дипломатических, внешнеэкономических и публичных отношениях.

Предположим, что многоуровневый характер современной системы международных отношений способствует усложнению связей и взаимозависимостей не только между индивидуальными субъектами, но в внутри- и кросс-региональном пространстве. При анализе специфики экономической дипломатии в рамках ЕАЭС мы опираемся на теорию сложной взаимозависимости. Данный концепт появился в 1970-х гг. в работах Р. Кохейна и Дж. Ная [1] и зафиксировал ситуацию, при которой все более сложные сети экономической взаимозависимости подрывают власть национальных государств и повышают влияние транснациональных негосударственных акторов. В центре внимания оказывается рост международных режимов и институтов, которые компенсировали потерю эффективности традиционных военных инструментов во второй половине XX -начале XXI в., а также возросшее значение нарративов благосостояния и торговли в вопросах внешней политики по сравнению с вопросами статуса и безопасности. Иначе говоря, военная сила и сила принуждения уступают место экономической дипломатии.

Как и концепт взаимозависимости, термин «экономическая дипломатия» регулярно появляется в академической литературе и официальных документах с середины XX в. [2] как связующая нить между экономикой и политикой, как использование экономических инструментов в политических целях, что является логическим следствием развития поствестфальской системы международных отношений, в которой государства - члены системы - секуляризированные, суверенные, независимые, равные, а стабильность поддерживается балансом власти, дипломатией и международным правом. В то же время, как Холодная война определяла контуры международных отношений, последствия глобализации и новые экономические вызовы, включая нефтяные кризисы, коллапс Бреттон-Вудской системы и развитие незападных экономик, все эти процессы создавали платформу для нового представления об экономической дипломатии.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Западоцентричный характер поствестфальской системы не соответствует состоянию мира сегодня, и дипломатия определяется как механизм репрезентации, коммуникации и переговоров, с помощью которого государства и иные акторы реализуют свой экономический потенциал. Экономическая дипломатия оказывается в центре самого пристального внимания со стороны и исследователей, и практиков, принимающих стратегические решения, когда фиксируются акселе-рационные процессы глобализации, а правила игры по достижению геоэкономического и геополитического лидерства отсутствуют. Государства заинтересованы в применении экономических механизмов в целях политической стабильности в условиях снижения связей и международной кооперации. Смещение баланса сил поощряет государства переоценивать внутреннюю и внешнюю политику. Таким образом, экономическая дипломатия оперирует в контексте «сложных взаимодействий между многочисленными стейкхолдерами» [3].

В академической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует несколько концептуальных подходов к пониманию сущности экономической дипломатии, выделению различий в соотношении политического и экономического компонентов, цели и задач экономической дипломатии, конкретных мероприятий в рамках данной деятельности.

В целом можно выделить три основных подхода к экономической дипломатии. Наиболее общим является определение «политика+экономика», т. е. синтез двух равноправных сфер, результат которого - выработка управленческого решения [4]. Потенциал последнего отвечает двум ключевым задачам: сотрудничеству стран на мировом рынке и усилению темпов общественного развития. В качестве подобного управленческого решения традиционно выделяется формирование экономического интеграционного объединения. Таким образом, основным содержанием экономической дипломатии является торгово-экономическое взаимодействие в рамках экономических группировок, объединение в которые предполагает следование в том числе определенным политическим принципам.

«Политэкономическим» можно обозначить подход, одним из первых появившийся в российской академической литературе, согласно которому экономическая дипломатия является лишь средством внешней политики государства, включающим в себя непосредственно политические инструменты взаимодействия [5, 6]. К данным инструментам причисляются инструменты традиционной дипломатии, т.е. официальные контакты лиц, подписание экономических соглашений и заключение договоров, которые преследуют как политические, так и экономические цели [7].

В рамках третьей группы работ экономическая дипломатия понимается как связь между политикой и экономикой - своего рода мост между данными сферами. Целью данной связи постулируется осуществление национальных экономических интересов государства, что подчеркивает превалирование экономической сферы над политической [8]. Подчеркивается, что экономическая дипломатия - не-инструмент «жесткой силы», что приравнивает ее к одной из составляющих нетрадиционной дипломатии, реализуемой в данном случае экономическими методами. Таким образом, все экономические инструменты взаимодействия государств являются составляющей экономической дипломатии, в которой на первое место ставится экономический интерес, реализуемый в том числе политическими методами. В качестве одного из методов реализации экономической дипломатии в данном контексте рассматривается «дипломатия развития» - экономический инструмент мягкой силы, направленный на повышение влияния актора-донора в стране либо регионе. Однако конкретное выражение и стратегия зависит от первоначально выбранной цели от «экономического благосостояния» до «политической стабильности».

На теоретическом уровне двойственность экономической дипломатии выражена неявно, поэтому мы подвергаем сомнению тезис Р. Кохейна и Дж. Ная о потере национальным государством субъектности в процессе расширения сетей взаимозависимости на транснациональном уровне. Учитывая политический компонент данного явления, полагаем важным сделать акцент на акторности (целеполагающем характере) субъекта, его инициативах по установлению связей с другими государствами. В то же время, принимая во внимание высокую степень экономических взаимосвязей в глобальном масштабе, для построения и поддержания сетей взаимозависимости необходимо учитывать реципрокность предпринимаемых усилий других государств и/или объединений.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

В рамках данного исследования с учётом вышеприведенных аргументов экономическая дипломатия понимается как двусторонний процесс, в котором актор может выступать и субъектом, и объектом в целях укрепления внешних связей с другим государством как с точки зрения укрепления национального экономического потенциала, так и реализации целей политического сотрудничества. В качестве ключевых мероприятий выделена совокупность экономико-политических инструментов. Таким образом, компонентами экономической дипломатии выступают следующие индикаторы: объем внешнеторгового оборота (объем экспорта и импорта); объем прямых иностранных инвестиций; международные саммиты, форумы, выставки с экономической повесткой; мероприятия в рамках «дипломатии развития»; инфраструктурные инициативы; проекты в сфере энергетики и ресурсодобычи; программы технического содействия и обучения кадров.

При анализе специфики инструментов экономической дипломатии на региональном уровне (в качестве примера выделен ЕАЭС) был использован кейс-метод, который позволяет рассматривать экономическую и политическую деятельность актора на основе сложившихся двусторонних отношений [9, 10]. При этом не учитывается совокупность хозяйствующих субъектов, также оказывающих экономическое и политическое влияние на данный объект. В качестве кейсов были выбраны Армения и Казахстан, которые не только являются членами ЕАЭС, но и участвуют в других кросс-региональных интеграционных проектах, что позволяет установить репертуар используемых инструментов экономической дипломатии как ответ на вызовы реализации сложных сетей взаимозависимости на макроуровне.

Одним из государств, тесно интегрированным в экономику черноморского региона (ОЧЭС) и состоящим в Евразийском Экономическом Союзе, является Армения. В качестве ключевых географических ориентиров сотрудничества и партнерства для Армении выступают страны постсоветского пространства, особенно страны ЕАЭС (с 2015 г.), Иран, в целях усиления собственного влияния интерес также представляют страны Африки (в частности, Марокко, ЮАР).

Относительно институционального измерения для Армении особенно характерно использование регулярных площадок для реализации экономической дипломатии: форумов, саммитов, ежегодных выставок. Однако в рамках данной деятельности можно отметить короткий жизненный цикл каждого из данных институтов сотрудничества: его развитие происходит на базе площадки в течение нескольких лет, после чего характерна смена формата сотрудничества и создание нового института взаимодействия (при этом набор акторов-партнеров стабилен).

Один из важнейших компонентов политического аспекта экономической дипломатии Армении - ее членство с 2015 г. в ЕАЭС. Политической площадкой для реализации экономической дипломатии Армении в отношении постсоветского пространства также являлся ежегодный экономический форум «Евразийский экономический союз: Армения - сотрудничество», проходивший с 2015 по 2019 г. Тем не менее после пандемии проект прекратился, наблюдается некоторое охлаждение Армении к ЕАЭС как формату сотрудничества, и акцент смещается на двусторонние связи с Россией. Примером усиления двусторонних отношений с Россией становится Международная промышленная выставка EXPO-RUSSIA ARMENIA, возрожденная в 2022 г. под патронажем Московской торгово-промышленной палаты после четырехгодичного перерыва.

В отношении европейских vis-a-vie важно учесть включенность Армении в программу «Восточное партнерство», саммит с участниками которой также представлял окно возможностей для реализации совместных проектов. 2014-2016 гг. ознаменовались проведением армяно-французских экономических форумов, деятельность которых была приостановлена до воссоздания в 2022 г. в формате площадки «Амбиции: Франция - Армения» под патронажем французской стороны [11].

Активное взаимодействие на базе регулярных политических контактов Армения осуществляла в том числе с отдельными регионами РФ, в частности с Югом России. В 2017 г. состоялась серия встреч с бизнес-делегациями российских регионов [12]. С 2008 г. Торгово-промышленная палата Ростовской области регулярно проводит встречи с главами дипмиссий, куда неизменно входят представители Армении [13].

Для оценки эффективности деятельности страны в сфере экономической дипломатии важно отследить степень открытости армянской экономики иностранному влиянию. Ключевым показа-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

телем экономической дипломатии в финансовой сфере является объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ); данный индикатор выводит на сцену новых игроков. Согласно данным Статистического комитета РА, основными инвесторами в экономику Армении являются Россия (2 629 523,5 млн драмов к концу 2021 г.), далее следуют Франция (480 870 млн драмов) и Германия (288 090 млн драмов) [14]. Помимо инструментов активизации культурной и диаспоральной дипломатии, использование экономической дипломатии, в частности инвестиционного сектора, является приоритетным направлением деятельности Франции в Закавказье в целом и конкретно в Армении.

Программы финансирования тесно связаны с «дипломатией развития»: в 2021 г., после ослабления армянской экономики пандемией и военными действиями в Карабахе, в СМИ были опубликованы заявления Чрезвычайного и Полномочного посла Франции в Армении Дж. Лакота, что Франция объявила о своей готовности «предоставить Армении исключительную финансовую помощь» [15] для преодоления последствий кризисов, а также для возможного усиления французского присутствия в энергетическом секторе страны.

В рамках социально-инфраструктурного направления Армения также выступает скорее как объект экономической дипломатии. Наиболее примечательна передача в 2008 г. по концессионному договору государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮжноКавказская железная дорога» - 100%-й дочерней компании ОАО «РЖД», что де-факто предоставило РФ полный контроль над железнодорожной системой Армении.

Российское присутствие в экономике Армении осуществляется и в контексте энергетической сферы. По схеме, идентичной транспортному кейсу, реализуется деятельность ЗАО «Газпром Армения», обеспечивающего снабжение населения республики; данное ЗАО - 100%-я дочерняя компания ПАО «Газпром» [16]. Развитие ядерной энергетики также происходит под покровительством Российской Федерации: на стыке инфраструктурного поля и обеспечения энергоресурсами: эксплуатация Мецаморской АЭС, продленная сначала до 2026 г., а в 2022 г. - до 2036 г., также зависит от российских инвестиций и непосредственно российского финансирования данного проекта, прекращенного из-за просрочки армянской стороны в сдаче АЭС. В 2022 г. был подписан договор между Ядерно-топливной компанией Росатома «ТВЭЛ» и «Айкакан Атомайин Электракаян» о поставке Россией ядерного топлива для АЭС [17]. Альтернативой для Армении выступало строительство новой АЭС малой мощности, поскольку регулярные ремонтные работы на ААЭС снижают эффективность ее работы и количество генерируемой электроэнергии; запуск новой АЭС регионального масштаба также инициировал запросы Армении на основе экономического сотрудничества армянской «дочки» компании «Геопромайнинг», а также программ подготовки специалистов в России [18].

В сфере энергетического сотрудничества с Арменией ключевым игроком также является Иран: возможность трансформации Армении в энергетический коридор Закавказья включалась в пул задач проекта «Север - Юг» - строительство воздушных линий ЛЭП «Иран - Армения» в 400 кВт (2 из 3 линий уже запущены) и строительство подстанции «Нораван» в 400 кВт. Примечательно, что соглашение по данному энергетическому проекту носит бартерный характер и определяется взаимным обменом энергоресурсами в рамках сделки «электричество в обмен на газ» (соотношение: 1 м3 импортируемого газа на 3 кВт/ч электроэнергии). Иран также выступал в качестве альтернативного партнера в газовой сфере, однако эффективность совместных мероприятий - даже строительства газопровода «Иран - Армения» - нивелировалась вследствие высокой степени зависимости Армении от российской экономики; контрольный пакет акций в газопроводе принадлежит компании «Газпром Армения» [19].

С учетом выделенных основных направлений сотрудничества, представляется важным определить наличие легально оформленных площадок двустороннего сотрудничества с каждой стороной. В случае России подобный орган представлен в исполнительной ветви власти - Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Армения, в то время как сотрудничество с Ираном более выгодно оценивается с политической точки зрения и представлено в законодательной власти межпарламентской группой дружбы.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Одной из крупнейших экономик постсоветского пространства является Республика Казахстан. Кейс Казахстана примечателен с точки зрения постулирования экономической дипломатии в качестве одного из приоритетных направлений внешней коммуникации. В период президентства Н. Назарбаева концептуальный подход к пониманию данного явления был сформулирован как «сначала - экономика, потом - политика». В 2021 г. Н. Назарбаев в своем послании поручил правительству до 1 сентября подготовить национальную инвестиционную стратегию, а также «перестроить и активизировать работу экономической дипломатии» [20]. Однако события 2022 г. демонстрируют институциональные трансформации внутриполитического курса, соответственно, ожидается реструктуризация системы органов взаимодействия и вероятный пересмотр механизмов реализации: Президентом Казахстана К.-Ж. Токаевым обозначена необходимость развития инвестиционного сектора, ответственность за которую ложится на МИД [21]. Тем не менее можно говорить о сохранении приоритетов Казахстана в развитии экономической дипломатии: продвижение инноваций для привлечения инвестиций, а также развитие торгово-экономического потенциала с учетом спецификации казахстанской экономики.

В качестве институциональной базы можно выделить достаточно разветвленную систему органов взаимодействия с зарубежными партнерами. Под председательством премьер-министра функционирует Инвестиционный штаб, при президенте учрежден Совет иностранных инвесторов. С 2012 г. во всех загранучреждениях Казахстана работают специальные советники по инвестициям, с 2006 г. в 8 странах функционирует институт таможенного атташата, в пяти странах открыты фронт-офисы KAZNEX INVEST (с 2017 г. KAZAKH INVEST).

Одним из приоритетных направлений мультивекторной экономической дипломатии Казахстана можно считать государства постсоветского пространства в целом. С 2015 г. Казахстан также является членом ЕАЭС. Тем не менее основы взаимного сотрудничества были заложены еще в рамках ЕврАзЭС и в Декларации о евразийской экономической интеграции 2011 г. (в числе подписавших - Россия, Беларусь, Казахстан), где стратегической целью объявлялось создание Единого экономического пространства [22].

В роли приоритетного партнера на пространстве СНГ выступает Россия. Выделяя географический компонент специфики сотрудничества с Югом России, особый интерес для Республики Казахстан представляет Краснодарский край, в котором реализуется бизнес-миссия. Сотрудничество с Ростовской областью также усиливается на фоне стимулирования внешнеторгового оборота (в 2021 г. - рост объемов на 125 %); приоритетными группами товаров для импорта Казахстаном являются ядерные реакторы и оборудование, средства наземного транспорта, потребительские товары.

Важно отметить также институциональное взаимодействие Казахстана с Европейским Союзом как в торговой сфере, так и в инвестиционной деятельности. Для институционализации сотрудничества было подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) и запущена Платформа диалога высокого уровня по вопросам экономики и бизнеса [23]. В инвестиционном компоненте ведущая роль принадлежит АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST», являющемуся площадкой для привлечения иностранных инвесторов. В страновом компоненте инвестиций в 2021 г. в качестве ключевых инвесторов выступили Нидерланды, США, Швейцария, Россия и КНР [24].

В рамках стратегии формирования экономического национального бренда Казахстан продвигает машиностроение и металлообработку в качестве основных отраслей экономики. Данные сферы характеризуются привлекательностью как для российских компаний (Лукойл, Ростсель-маш, ЕвроХим), так и для компаний США (General Motors, Valmont Industries, Wabtec Corporation, ExxonMobil). Однако, концентрируясь на общем объеме товарооборота, важно выделить и другого актора - Китай. Экономические связи Китая и Казахстана крайне сложно переоценить: КНР занимает первое место по импорту товаров из Казахстана. Традиционно для Китая важнейшей группой товаров являлись энергетические ресурсы, однако после 2021 г. на рынке наблюдается структурная перегруппировка в сторону увеличения поставок меди (медных катодов и рафинированной меди).

Один из приоритетов экономической дипломатии - повышение статуса Казахстана как экономического хаба, что решается путем инфраструктурных инициатив. На первом этапе государ-

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 1

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

ственной программы инфраструктурного развития «Н^рлы жол» была поставлена задача объединения регионов страны; в 2020 г. утвержден второй 5-летний план Программы, который предполагает расширение объемов инфраструктурного развития через ремонт автомагистралей, модернизацию приемных терминалов в портах и формирование связанной логистической системы, встроенной в коридоры Транскаспийского международного транспортного маршрута и связанной магистралью «Западная Европа - Западный Китай», часть полотна которой была также реконструирована [25].

Таким образом, многовекторность экономической дипломатии Казахстана проявляется в реализации собственных интересов в рамках взаимодействия с одним общим кругом партнеров - как в рамках собственной объектности, так и субъектности в экономической дипломатии.

В целом Армения и Казахстан представляют собой пример реализации механизмов экономической дипломатии, отбор которых осуществляется государствами скорее как ответ на изменения международной среды высокой степени соревновательности и сложной сетевой архитектуры, а не демонстрация геоэкономического лидерства. Выбор специфических мероприятий и проектов, намеченных к реализации, а также отбор партнеров по региональному интеграционному объединению обосновываются потребностью в снижении рисков и поддержании политической стабильности, что в целом не подтверждает идею реципрокности как основы системы сложной взаимозависимости. Следует отметить, что если в случае принятия решений странами ЕС и США такая кооперация осуществляется в рамках дипломатии развития, политической по своему характеру, то экономическая дипломатия Армении и Казахстана вполне укладывается в рамки так называемого «азиатского» способа принятия решений, акцентируя внимание на экономической кооперации, но не на донорской помощи в развитии. Продемонстрированные в кейсах динамика и характер торговли и товарооборота говорят о том, что торговая дипломатия используется в политических целях, как инструмент в борьбе за влияние в регионе. Однако для выбранных стран характерен довольно ограниченный набор используемых инструментов экономической дипломатии, что затрудняет в конечном итоге формирование сетей взаимосвязей и взаимозависимости как внутри регионального объединения ЕАЭС, так и в кросс-региональном измерении.

Список источников

1. Keohane R.O., Nye J.S.Jr. Power and interdependence // Survival. 1973. Vol. 15, № 4. Doi: 10.1080/ 00396337308441409.

2. Baldwin D.A. Economic Statecraft. Princeton: Princeton University Press, 1985. 409 p.

3. Bayne N., Woolcock S. The New Economic Diplomacy: Decision-Making and Negotiation in International Economic Relations. London: Routledge, 2017. 360 p.

4. Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Экономика. 2015. № 3. С. 46-64.

5. Шевченко Б. И. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений // Экономический журн. 2016. № 41. С. 29-40.

6. Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007). 2-е изд. с доп. М.; Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. 756 с.

7. Лапин А. А. Экономическая дипломатия как вид дипломатической деятельности // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2019. № 3 (39). С. 65-72.

8. Гришин И. В. Экономическая демократия: шведский казус // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 5. С. 40-52.

9. Okano-Heijmans M. Japan's New Economic Diplomacy: Changing Tactics or Strategy? // Asia-Pacific Review. 2012. Vol. 19. P. 62-87.

10. Peternel I., Gress M. Economic diplomacy: concept for economic prosperity in Croatia // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2021. Vol. 34. P. 109-121.

11. Армения - Жан-Батист Лемуан председательствует на форуме «Амбиции: Франция - Армения», проводимом в связи с 30-летием установления наших дипломатических отношений (Париж, 9 марта 2022 г.) // Дипломатия Франции. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/dossiers-pays/armenie/evenements/ article/armenie-jean-baptiste-lemoyne-preside-la-reunion-ambitions-france-armenie-a-l (дата обращения: 30.10.2022).

12. ТПП формирует делегацию предпринимателей в Армению // ТПП РО. URL: https:// tppro.ru/ events/tpp-formiruet-delegaciyu-predprinimatelei-v-armeniyu (дата обращения: 30.10.2022).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

13. Встреча в ТПП Ростовской области с главами дипмиссий // ТПП РО. URL: https:// tppro.ru/ news/vstreca-v-tpp-rostovskoi-oblasti-s-glavami-dipmissii (дата обращения: 30.10.2022).

14. Статистические базы данных // Статистический комитет Республики Армения. URL: https:// armstat.am/ru/?nid=14 (дата обращения: 30.10.2022).

15. Франция заинтересована в увеличении своих инвестиций в Армении // ARKA. URL: https:// arka.am/ru/news/economy/frantsiya_zainteresovana_v_uvelichenii_svoikh_investitsiy_v_armenii_posol_/ (дата обращения: 30.10.2022).

16. «Газпром Армения» сегодня // «Газпром-Армения». URL: https://armenia.gazprom.ru/about/today/ (дата обращения: 30.10.2022).

17. «Росатом» подписал контракт на поставку ядерного топлива для Армянской АЭС // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/15587411 (дата обращения: 30.10.2022).

18. Армения рассматривает возможность строительства у себя атомной станции малой мощности // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/13486521 (дата обращения: 30.10.2022).

19. ЛЭП из Армении в Иран и Грузию: что изменилось в сроках реализации проекта «Север - Юг» // SPUTNIK Армения. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20211115/lep-iz-armenii-v-iran-i-gruziyu-chto-izmenilos-v-srokakh-realizatsii-proekta-sever-yug-35318689.html (дата обращения: 30.10.2022).

20. Экономическая дипломатия привлекает иностранные инвестиции в страну // АО «МИА «Казин-форм». URL: https://strategy2050.kz/ru/news/53282/ (дата обращения: 30.10.2022).

21. Казахстану нужна перезагрузка экономической дипломатии - Токаев // SPUTNIK Казахстан. URL: https://ru.sputnik.kz/20211118/Kazakhstan-perezagruzka-ekonomicheskaya-diplomatiya-Tokaev-186945 05.html (дата обращения: 30.10.2022).

22. Декларация о Евразийской экономической интеграции // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902321306 (дата обращения: 30.10.2022).

23. Official Journal of the European Union. 2016. Vol. 59. 4 February. URL: https:// www.eeas.europa.eu/ sites/default/files/enhanced_partnership_and_cooperation_agreement_2.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

24. По итогам 2021 года Россия входит в первую пятерку стран по объёму инвестиций в экономику Казахстана // Центр АО «Институт экономических исследований». URL: https:// economy.kz/ru/ Novosti_instituta/id=5210 (дата обращения: 30.10.2022).

25. Итоги программы «Н^рлы жол» за пять лет: появление платных дорог, новые рабочие места, рост грузоперевозок. URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/itogi-programmy-nurly-zhol-za-pyat-let-poyav lenie-platnyh-dorog-novye-rabochie-mesta-rost-gruzoperevozok-2133112 (дата обращения: 30.10.2022).

References

1. Keohane R.O., Nye J.S. Jr. Power and interdependence. Survival. 1973;5(4), doi: 10.1080/ 00396337308441409.

2. Baldwin D.A. Economic statecraft. Princeton: Princeton University Press; 1985. 409 p.

3. Bayne N., Woolcock S. The New Economic Diplomacy: Decision-Making and Negotiation in International Economic Relations. London: Routledge Publ.; 2017. 360 p.

4. Isachenko T. M. Economic diplomacy in the conditions of political crisis. Vestn. Sankt-Peterburgskogo un-ta. Ekonomika = Bulletin of St. Petersburg University. Economics. 2015;(3):46-64. (In Russ.).

5. Shevchenko B. I. Economic diplomacy in the modern system of international relations. Ekonomicheskii zhurn. = Economic Journal. 2016;(41):29-40. (In Russ.).

6. Savoysky A.G. Russia - USA: 200 years of economic diplomacy (1807-2007). 2nd ed. with add. Moscow; Pyatigorsk: RIA-KMV Publ.; 2011. 756 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lapin A. A. Economic diplomacy as a type of diplomatic activity. Gumanitarnye nauki. Vestn. Finansovogo un-ta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;(3):65-72. (In Russ.).

8. Grishin I. V. Economic democracy: a Swedish case. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2006;(5):40-52. (In Russ.).

9. Okano-Heijmans M. Japan's New Economic Diplomacy: Changing Tactics or Strategy? Asia-Pacific Review. 2012;19:62-87.

10. Peternel I., Gress M. Economic diplomacy: concept for economic prosperity in Croatia. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2021;34:109-121.

11. Armenia - Jean-Baptiste Lemoine presides over the forum "Ambitions: France - Armenia", held in connection with the 30th anniversary of the establishment of our diplomatic relations (Paris, March 9, 2022). Diplomacy of France. Available from: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/dossiers-pays/armenie/ evenements/article/armenie-jean-baptiste-lemoyne-preside-la-reunion-ambitions-france-armenie-a-l [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

12. Chamber of Commerce and Industry Forms a Delegation of Entrepreneurs to Armenia. Chamber of Commerce and Industry RO. Available from: https://tppro.ru/events/tpp-formiruet-delegaciyu-predprinimatelei-v-armeniyu [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

13. Meeting at the CCI of the Rostov region with the heads of diplomatic missions. CCIRO. Available from: https://tppro.ru/news/vstreca-v-tpp-rostovskoi-oblasti-s-glavami-dipmissii [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

14. Statistical databases. Statistical Committee of the Republic of Armenia. Available from: https://armstat.am/ru/?nid=14 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

15. France is interested in increasing its investments in Armenia. ARKA. Available from: https://arka.am/ru/news/economy/frantsiya_zainteresovana_v_uvelichenii_svoikh_investitsiy_v_armenii_posol [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

16. Gazprom Armenia today. Gazprom-Armenia. Available from: https://armenia.gazprom.ru/about/today/ [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

17. Rosatom signed a contract for the supply of nuclear fuel for the Armenian NPP. TASS. Available from: https://tass.ru/ekonomika/15587411 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

18. Armenia is considering the possibility of building a small nuclear power plant. TASS. Available from: https://tass.ru/ekonomika/13486521 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

19. Power lines from Armenia to Iran and Georgia: what has changed in the timing of the implementation of the North-South project. SPUTNIK Armenia. Available from: https://ru.armeniasputnik.am/20211115/lep-iz-armenii-v-iran-i-gruziyu-chto-izmenilos-v-srokakh-realizatsii-proekta-sever-yug-35318689.html [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

20. Economic diplomacy attracts foreign investment in the country. JSC "MIA 'Kazinform' ". Available from: https://strategy2050.kz/ru/news/53282/ [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

21. Kazakhstan needs a restart of economic diplomacy - Tokayev. SPUTNIK Kazakhstan. Available from: https://ru.sputnik.kz/20211118/Kazakhstan-perezagruzka-ekonomicheskaya-diplomatiya-Tokaev-18694505.html [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

22. Declaration on Eurasian Economic Integration. Electronic fund of legal and regulatory documents. Available from: https://docs.cntd.ru/document/902321306 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

23. Official Journal of the European Union. 2016;59. Available from: https:// www.eeas.europa.eu/ sites/default/files/enhanced_partnership_and_cooperation_agreement_2.pdf [Accessed 30th October 2022].

24. According to the results of 2021, Russia is among the top five countries in terms of investment in the economy of Kazakhstan. Center JSC Institute for Economic Research. Available from: https:// economy.kz/ru/Novosti_instituta/id=5210 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

25. The results of the Nurly Zhol program for five years: the emergence of toll roads, new jobs, growth in freight traffic. Available from: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/itogi-programmy-nurly-zhol-za-pyat-let-poyavlenie-platnyh-dorog-novye-rabochie-mesta-rost-gruzoperevozok-2133112 [Accessed 30th October 2022]. (In Russ.).

Информация об авторах

О. С. Карнаухова - кандидат философских наук, доцент, Институт истории и международных отношений.

Ю.В. Пономарева - стажёр-исследователь, Институт истории и международных отношений.

Information about the authors

O.S. Karnaukhova - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor, Institute of History and International Relations.

Yu.V. Ponomareva - Intern-Researcher, Institute of History and International Relations.

Статья поступила в редакцию 17.01.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 17.01.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 20.03.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.