Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства'

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / АЛГОРИТМИКА / ХРОНОЛОГИЯ / ECONOMIC SAFETY / MANAGEMENT / PROVIDING MECHANISMS / PRIORITIES / METHODOLOGY / ALGORITHM / CHRONOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Василий Викторович

Обеспечение экономической безопасности важнейший показатель эффективного государственного управления. Внешние воздействия, подрывающие основы экономической безопасности, носят по преимуществу не экономический характер. Эффективное решение задач обеспечения экономической безопасности невозможно без понимания их взаимосвязи с целым комплексом проблем, выходящих за рамки экономической науки. Реальное управление процессами обеспечения экономической безопасности невозможно без исследования всех разноплановых воздействий внешней среды. Все средства воздействия на общество могут быть отнесены к одной из шести взаимоувязанных между собою групп, упорядоченных по приоритетам значимости в процессе управления. Каждый последующий приоритет слабее по мощности воздействия, но быстрее по скорости воздействия. В настоящей статье изложены принципы взаимосвязей экономических вопросов, вопросов экономической безопасности с системой как нижестоящих, так и вышестоящих приоритетов обобщенных средств управления общественными системами, с системой комплексного обеспечения безопасности государства. Они могут быть использованы при проведении аналитических исследований, при разработке эффективных комплексных систем обеспечения экономической безопасности, программ бескризисного устойчивого развития этносов и общественных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY IN SYSTEM OF COMPLEX STATE SAFETY

Economic security is the most important indicator of public administration effectivnes. External influences which undermines bases of economic safety have mainly not economic character. Effective solution of ensuring economic safety is impossible without understanding their interrelation with whole complex of the problems which are out of economic science. Real processe management of ensuring economic safety is impossible without research of all versatile influences of environment. All society levers can be carried to one of six interconnected. Each subsequent priority has weaker influence power, but has bigger influence speed. In the article are stated the interrelations principles of economic problems, questions of economic safety with system both below standing, and above standing priorities of the generalized control facilities public systems, with system of complex safety of the state. They can be used when carrying out analytical researches, when developing effective complex systems of ensuring economic safety, programs of an acritical sustainable development of ethnoses and public systems.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства»

If ^

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, АУДИТ, КОНТРОЛЬ

УДК 330.34

В.В. Ефимов

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства

Обеспечение экономической безопасности — важнейший показатель эффективного государственного управления. Внешние воздействия, подрывающие основы экономической безопасности, носят по преимуществу не экономический характер. Эффективное решение задач обеспечения экономической безопасности невозможно без понимания их взаимосвязи с целым комплексом проблем, выходящих за рамки экономической науки.

Реальное управление процессами обеспечения экономической безопасности невозможно без исследования всех разноплановых воздействий внешней среды. Все средства воздействия на общество могут быть отнесены к одной из шести взаимоувязанных между собою групп, упорядоченных по приоритетам значимости в процессе управления. Каждый последующий приоритет слабее по мощности воздействия, но быстрее по скорости воздействия. В настоящей статье изложены принципы взаимосвязей экономических вопросов, вопросов экономической безопасности с системой как нижестоящих, так и вышестоящих приоритетов обобщенных средств управления общественными системами, с системой комплексного обеспечения безопасности государства. Они могут быть использованы при проведении аналитических исследований, при разработке эффективных комплексных систем обеспечения экономической безопасности, программ бескризисного устойчивого развития этносов и общественных систем.

Ключевые слова: экономическая безопасность, управление, механизмы обеспечения, приоритеты, методология, ал-горитмика, хронология.

Обеспечение экономической безопасности государства является важнейшим показателем эффективности государственного управления, основой решения всех проблем, связанных с благосостоянием народа и успешным проведением внешней политики. Под экономической безопасностью мы понимаем способность государства обеспечивать свое население всеми видами необходимых товаров и услуг (с уровнем потребления, достаточным для стабильного развития общества) на основе собственного производственного потенциала во взаимодействии с зарубежными хозяйствующими субъектами, в условиях воздействия природных и социальных негативных факторов и целенаправленного противодействия конкурентов.

© Ефимов В.В., 2013

98

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

Внешние воздействия, подрывающие основы экономической безопасности, носят самый разносторонний, по преимуществу не экономический характер. Для примера приведем ситуацию XIX века в Китае, который отказывался приобретать дешевые потребительские товары Англии и продавал ей свои товары только за драгметаллы, обеспечивая свою экономическую безопасность. Против Китая были организованы опиумные войны [1], ставшие началом длительного периода ослабления государства и гражданской смуты в империи Цин. В конечном счете необеспеченность экономической безопасности страны в преддверии опиумных войн привела к практически полной утрате государственного суверенитета, к закабалению страны европейскими державами и повсеместной наркотизации населения. В 1842 году численность населения Китая составляла 416 млн человек, из них 2 млн были наркоманами, в 1881 году — 369 млн человек, из них — 120 млн наркоманов [11]. И последствия утраты экономической безопасности к началу опиумных войн Китай к настоящему времени не преодолел полностью. Именно поэтому исследование проблем экономической безопасности в их взаимосвязи со всеми влияющими факторами, выявление и систематизация этих факторов представляется в условиях глобализации чрезвычайно актуальной задачей.

Эффективное решение задач обеспечения экономической безопасности невозможно без понимания их взаимосвязи с целым комплексом проблем, выходящих за рамки экономической науки. Это следует из фундаментального принципа управления, открытого У Эшби (Ashby W. Ross), представляющего собой закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень сложности и разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню сложности и разнообразия управляемой системы. Из этого же принципа следует и требование к тому, чтобы система управления имела весь объем парирующих воздействий, не уступающих по разнообразию воздействующим факторам внешней среды, включая целенаправленные действия конкурирующих противоборствующих государственных систем. Кроме того, усложнение управления связано с возрастающими темпами и сложным характером изменений внешней среды. Чем сложнее решаемые проблемы, тем больше времени занимает их решение. Чем выше скорость происходящих в обществе перемен, тем короче жизнь найденных вариантов решения проблем. К моменту, когда решение найдено, ситуация может измениться настолько, что возникнет потребность в принципиально новом решении. В целом закон необходимого разнообразия для государственного управления свидетельствует о том, что для успешного противостояния среде сложность, многофакторность и скорость принимаемых решений должны соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Соответственно этим обстоятельствам в исследовании поставленной проблемы будем опираться на возможности, предоставляемые достаточно общей теорией управления (ДОТУ) [3]. В соответствии с ДОТУ, первыми важнейшими этапами полной функ-

99

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

ции управления процессом обеспечения экономической безопасности являются: 1) выявление негативно воздействующего фактора внешней среды; 2) формирование навыков распознавания этого фактора в будущем; 3) формирование вектора целей управления в отношении выявленного фактора, что является необходимой предпосылкой для построения концепции социально-экономического управления, позволяющей нейтрализовать негативное воздействие этого фактора. Именно поэтому реальное управление процессами обеспечения экономической безопасности невозможно без исследования всех разноплановых воздействий внешней среды. На развитие общества, на его безопасность оказывает влияние бесчисленное множество разнозначимых факторов. Однако при взгляде с позиций ДОТУ на исторически длительных интервалах времени все средства воздействия на общество, управляющие его благополучием либо разрушением, могут быть отнесены к одной из шести взаимоувязанных между собой групп, упорядоченных по приоритетам значимости в процессе управления [8]. На наш взгляд, эти шесть приоритетов обобщенного оружия в порядке убывания их мощи, но возрастания быстродействия выглядят следующим образом.

1-й приоритет — методологический

К нему относится методология познания и творчества, поскольку именно она определяет все те факторы, которые формируют смысл и цели бытия человека и общества, уровень миропонимания и эффективность применения знаний в практической деятельности. На основе сформированного миропонимания, с использованием привитой на индивидуальном и общественном уровнях методологии познания формируются как личные, так и общественные цели и перспективы развития, базисные основы и принципы управления, как правило, программирующие многовековые перспективы общества. Конкретное миропонимание, базовые этические нормы и признаваемая обществом нравственность могут быть изложены в лексических формах (сутры буддизма, Библия, Коран), но могут также находить отражение в народном эпосе, в сказках, пословицах, поговорках, в народных песнях, в обычаях, традициях, в общественной нравственности. Далее, при трансформации науки в отрасль общественной деятельности, они находят свое более или менее адекватное выражение в философии.

2-й приоритет — историко-алгоритмический

Информация хронологического порядка следования фактов и явлений, выявляющая взаимосвязи и алгоритмику происходящих в обществе процессов и предпринимаемых управленческих воздействий по развитию либо разрушению государства. Корнями и основой будущего стебля любой государственности является его историческое прошлое. Управляющая властная структура, обладающая реальной властью, должна формировать управленчески значимую хронику текущих событий и обеспечить достоверное зна-

100

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

ние прошлой истории, которая носила бы единый целостный характер. Не случайно именно эти вопросы, проблемы единой целостной истории нашей государственности были вынесены на рассмотрение Госсовета под председательством В.В. Путина 22 февраля 2013 года. Наиболее метко значимость и алгоритмику работы этого приоритета характеризует Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым». Политические силы, приходящие к управлению, формируют целевым образом подобранную историческую информацию, которая призвана поддержать и оправдать тот курс, который ими реализуется. В этом и кроются истоки периодического переписывания истории и формирования принципиально новых оценок как событий самого прошлого, так и принадлежавших ему исторических личностей. Но подмена достоверной истории неадекватным мифом о прошлом чревата большими бедами, от которых предостерегает афоризм «если кто выстрелит в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в него из пушки».

3-й приоритет — идеологический (фактологический)

По отношению к обществу — это приоритет, на котором с позиции конкретного миропонимания, выраженного в господствующей концепции управления, формируются разноплановые воззрения всех партий, идеологий, религий, линии поведения средств массовой информации, в том числе и спланировано «противостояние» друг другу в рамках одной концепции. Единственное ограничение, которое накладывается на всех противоборствующих участников идеологического процесса, не затрагивать базовые, концептуально значимые аспекты бытия, относимые к тематическому спектру первого и второго приоритетов обобщенных средств управления, которые остаются в обществе в монопольном распоряжении того общественного института, который в древности именовали словами «жреческая власть». Для тех, кто понимает существо и принципы первого и второго приоритетов, это концептуально единый идеологический фронт, составленный из левых, правых и центра. Многие из его участников благонамеренно работают, как они полагают, на концептуально иные собственные цели, хотя в действительности ими управляют в обход сознания, и они в меру собственного непонимания работают на тех, кто понимает больше.

К этому же приоритету относятся и социолого-экономические теории, с положениями которых госчиновники, топ-менеджеры и прочие управленцы соотносят оперативную информацию в своей профессиональной деятельности. Иными словами, все такого рода теории программируют работу государственного аппарата и руководства бизнеса на десятилетия вперед.

4-й приоритет — экономический

Информация о средствах платежа, государственные и мировые деньги, институты котировки стоимости как реальных, так и виртуальных цен-

101

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

ностей. Именно на этом приоритете — под воздействием на психику предпринимателей и госчиновников теорий (третий приоритет) — выстраиваются финансовые схемы, позволяющие через механизмы эмиссии валют и кредитно-финансовую систему с ненулевым ссудным процентом изымать создаваемые в сфере материального производства богатства в пользу виртуального сектора экономики и его хозяев. Именно на этом приоритете и подрываются основы экономической безопасности государства в общепринятом смысле этого слова, подразумевающего обеспечение экономической безопасности как достижение некоторых уровней производства и финансового обеспечения. И делается это по преимуществу в обход сознания чиновников и руководства бизнеса на основе эксплуатации тех факторов социально-экономического бытия, о которых теории умалчивают или дают заведомо извращенное представление. Главный инструментарий этого приоритета — мировая монополия на ростовщичество, искусственно объединенное в одном механизме с банковским делом. В действительности счетоводство макроуровня, которым занимаются банки, необходимо, но оно не должно совмещаться с разрушающим возможности устойчивого развития ростовщичеством.

5-й приоритет — оружие геноцида

Подрыв генофонда, ослабление и уничтожение как живущих, так и будущих поколений с помощью алкоголя, табака, наркотиков, генной инженерии. Цель применения этого приоритета проста. Биологически выродившееся население не обладает потенциалом личностного развития, позволяющим им освоить всю иерархию приоритетов обобщенных средств управления обществом, а следовательно, обречено быть рабами тех, кто владеет всеми шестью приоритетами средств управления. Наркотизация населения проводится, как правило, в обход сознания, через мягкое подталкивание на этот путь внедряемыми в общественное сознание традициями, обычаями, поговорками. На это в мягком варианте могут быть нацелены почти все информационные каналы, все виды искусств и даже сама медицина.

6-й приоритет — военное оружие

К этому приоритету относятся средства силового воздействия, прежде всего оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры. Сам факт участившегося применения этого приоритета свидетельствует о некоторой концептуальной беспомощности Запада и о проблемах, связанных с ведением войны средствами более высоких приоритетов.

При применении вышеуказанного набора средств воздействия на общество внутри одной социальной системы они предстают в качестве

102

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

обобщенных средств управления ею. А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другой, при несовпадении целей и концепций управления в них это — обобщенное оружие, реальные многофакторные средства ведения войны в самом общем понимании этого слова. Этот же набор приоритетов выступает в качестве средства поддержки самоуправления в партнерской социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в обеих системах.

Представленная нумерация, последовательность приоритетов не случайны, а сопряжены с мощностью их воздействия на общество. При этом самым мощным приоритетом является первый. Подрыв уровня безопасности общества под воздействием средств первых высших приоритетов имеет существенно более значимые последствия, чем под воздействием низших, хотя и протекает, как правило, медленнее и без видимых операций насилия и агрессии. Такие агрессивные воздействия трактуются в качестве программ «культурного сотрудничества», заимствования опыта «цивилизованных стран», как развитие толерантности, демократии и гласности, прав и свобод человека. Однако для конкретных стран и народов они дают результаты, прямо противоположные обещанным пропагандистами. Таким образом, на исторически длительных интервалах времени быстродействие выше указанных приоритетов растет от первого к шестому, а мощность в аспекте необратимости результатов их применения, во многом определяющая перспективы общества на столетия, — падает.

Только первый приоритет не покупается и не нанимается, не отторгается силой, поскольку собственное миропонимание — это единственный продукт труда, который невозможно отнять у человека ни по его собственному желанию, ни вопреки его воле. Чужим умом не проживешь, если человек не желает эффективно организовать собственное мышление и свой собственный ум.

Выигрыш противоборства на низших приоритетах не гарантирует от сокрушительного поражения на высших, опирающихся на более продолжительные низкочастотные процессы. Об этом свидетельствует, к примеру, победа нашего народа над фашистской Германией на шестом приоритете с последующим проигрышем на четвертом. Сокрушительный удар на высших приоритетах может достичь цели спустя очень большой срок после того как нанесший его, возможно, уже исчезнет с лица Земли в результате своего поражения на низших приоритетах.

Управляя процессами обеспечения экономической безопасности, следует иметь в виду, что экономический инструментарий, четвертый приоритет первенствуют только над пятым и шестым приоритетом. Финансы являются по своей сути системой бесструктурного управления, способной в сочетании с 1, 2, 3-м приоритетами вызвать к действию в нужном на-

103

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

правлении 5-й и 6-й приоритеты, но не наоборот. В качестве иллюстраций такого воздействия можно привести алкоголизацию народа России с использованием безудержной кинорекламы под флагом начатой перестройки (5-й приоритет) или сценарий запуска мировой войны через финансирование гитлеровского режима транснациональными банковскими корпорациями (6-й приоритет).

Что же касается четвертого приоритета, обеспечения экономической безопасности с использованием финансово-экономического инструментария исключительно в рамках его собственных возможностей, то они принципиальным образом ограничены. Экономические условия функционирования любой государственности, ее финансовый климат, точно так же как и состояние общества на 5-м и 6-м приоритетах, не имеют собственной автономии. В режиме бесструктурного управления они меняются в том направлении, которое задается с уровня 1, 2 и 3-го приоритетов.

Иллюстрацией к этому служит тот факт, что даже те экономические требования, которые заявлены на уровне президента страны, не принимаются к исполнению, если они не соответствуют господствующей в обществе концепции, выраженной в социально-экономических теориях, в которых нет средств решения тех задач, которые ставит глава государства. В 2000 году все средства массовой информации, как по команде, обрушились с критикой по поводу намерения президента лишить статуса абсолютной автономии и самостоятельности Центральный банк: «Все изменилось, когда Государственная Дума получила заключение президента на законопроект о поправках к закону о главном кредитном учреждении страны. Владимир Путин предложил, чтобы Центральный банк стал «федеральным государственным учреждением», а его уставный капитал и иное имущество являлись федеральной собственностью, в отношении которой Центральный банк только пользовался бы правом оперативного управления от имени Российской Федерации...» [7]. «Смысл президентских поправок — национализация Банка России. Сама по себе такая формулировка кажется удивительной: кому еще, как не государству, может принадлежать Центральный банк, ведь не «марсианам» же? Получается национализация бесхозной собственности (по тексту действующего закона о Центральном банке Российской Федерации, он независим настолько, что не является даже государственным)...» [6].

Несколько позднее, в 2006 году в Послании Федеральному Собранию В.В. Путин поставил вопрос о необходимости продажи наших энергетических и сырьевых ресурсов за рубли. «Президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию еще в 2006 году предложил организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом и другими стратегическими товарами. При этом он уточнил, что расчеты на такой бирже должны производиться в рублях, что является одним из важных факторов обеспечения стабильности национальной валюты» [10].

104

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

Однако эти вопросы не решены и по сию пору, все партии в равной мере проигнорировали и замалчивают их. Это связано с тем фактом, что и тот, и другой вопросы относятся к разряду концептуально значимых, их решение блокируется на уровне первых трех приоритетов. В частности, блокируется тем, что в культовых экономических теориях ничего не говорится о том, как государство может и должно использовать Центральный банк, кредитно-финансовую систему в целом в качестве средства бесструктурного управления экономикой в русле плана социально-экономического развития.

Серьезной угрозой нашей экономической безопасности является несопоставимо высокий в сравнении со странами — экономическими лидерами, ссудный процент, обусловленный субъективно устанавливаемой учетной ставкой Центрального банка. Это исключает возможность эффективного инвестиционного развития реального сектора экономики из-за неконкурентоспособных расходов на оплату кредитных ресурсов. Вместе с тем ставка кредитования в нашей стране по-прежнему имеет двухзначное значение. Этот вопрос не имеет решения в рамках четвертого приоритета, он относится к вопросам мировоззренческого уровня значимости. В ныне господствующем у нас мировоззрении подобная ставка кредитования воспринимается в качестве нормы и даже неправомерно объясняется высоким уровнем инфляции, а вот в коранической нравственности любое кредитование под процент запрещается как самый тяжкий грех на Земле. «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» [4].

Именно эти вопросы поставил в связи с мировым экономическим кризисом папа римский Бенедикт XVI. В Ватикане полагают, что банки должны изучить принципы исламской финансовой системы, чтобы вернуть себе доверие клиентов во время глобального кризиса. «Этические принципы, на которых основаны исламские финансы, могут помочь приблизить банки к клиентам и вдохнуть в них истинный дух, который должен присутствовать в любых финансовых услугах», — пишет официальная газета Ватикана «L’Osservatore Romano» [9]. И очень похоже на то, что вследствие неспособности подвигнуть иерархию католицизма на решение задачи, конечно, наряду с другими причинами изменения правил функционирования мировой кредитно-финансовой системы в феврале 2013 года Бенедикт XVI принял решение сложить с себя полномочия понтифика. Такого в истории Ватикана не случалось с 1415 года.

105

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

Полную подконтрольность экономической науки, а следовательно, и системы обеспечения экономической безопасности доминирующим в обществе стереотипам, политической линии и идеологическим воззрениям, формируемым на уровне 1, 2 и 3-го приоритетов, отразил в своих работах выдающийся американский экономист-практик Дж. К. Гэлбрейт (1908—2006). Свою последнюю книгу он так и назвал: «Экономика невинного обмана» (2004). Во введении к ней он пишет: «Для того чтобы быть правым и приносить пользу, необходимо признать, что реальность и устоявшиеся в обществе убеждения, которые я везде называл общепринятой точкой зрения, расходятся. В итоге неудивительно, что я отдал предпочтение именно реальности. Главная цель моего исследования заключается в том, чтобы понять, как именно экономическая наука и, шире, экономическая и политическая системы культивируют свои истины под давлением материальных факторов и модных политических веяний. Необходимая связь с реальностью у подобных истин отсутствует. И в этом положении дел никто особо не виноват — ведь верят в то, во что удобно верить» [2].

Так и в наше время в обществе сформирована «общепринятая точка зрения» об инфляции как о неизбежном атрибуте экономического бытия. Все экономисты и аналитики имеют право расходиться во мнениях лишь в части очередного предстоящего среднегодового роста цен, наносящего ущерб экономической безопасности, но не вправе заявить публично, что инфляция — неизбежное следствие банковского ростовщичества. Так, Д. Стросс-Кан, разоткровенничавшись перед студентами университета им. Дж. Вашингтона в Нью-Йорке, заявил следующее: «Кризис разрушил интеллектуальные основы мировой экономики, которыми мы руководствовались на протяжении четверти века. Теперь нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация, глобализация с человеческим лицом». За это и был наказан, став персоной нон-грата в банковском сообществе. А между тем в послевоенные годы, в сталинские времена точно с такой же степенью уверенности и экономисты, и все граждане страны ожидали ежегодного обязательного снижения цен на все товары первой необходимости. Более того, в XIX веке абсолютно устойчивая тенденция ежегодного снижения цен практически на все товары доминировала в экономике Российской империи в течение всего столетия. При этом за 100 лет на 10 базовых товаров цены снизились в среднем в 1,7 раза, а незначительное удорожание отмечено лишь для трех из них: мясо, коровье масло и кофе.

Приведем копию соответствующей таблицы из статьи Д.И. Менделеева с нехарактерным для нынешнего времени названием: «С думой о благе российском». В своей работе Д.И. Менделеев приводит убедительные объяснения системных причин устойчивого снижения цен: новые технологии, повышение производительности труда, снижение издержек за счет применения водного транспорта [5].

106

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

Учение о промышленности. Вступление в библиотеку промышленных знаний

Относительные цены товаров

Годы

1895 1890 1880 1870 1860 1850 1840 1820 1810 1794

Мясо 100 109 124 120 109 86 99 94 97 78

Коровье масло 100 107 133 107 110 69 89 83 89 70

Кофе 100 108 89 63 60 66 86 108 82 80

Медь 100 126 146 160 225 184 216 256 309 273

Железо 100 120 128 118 150 144 363 336 280 262

Шелк 100 140 150 226 306 156 218 192 314 148

Сахар 100 126 208 230 242 199 343 256 304 357

Сало 100 90 110 137 176 117 164 173 202 139

Дерево 100 114 128 164 159 159 268 138 441 128

Пшеница 100 140 184 198 228 171 282 194 462 222

Среднее 100 118 140 152 176 135 213 193 258 172

Одной из острейших проблем современной системы обеспечения экономической безопасности является повсеместная коррупция. Причины же, корни этих экономико-правовых коллизий кроются также в системе высших приоритетов обобщенных средств управления обществом. Дело в том, что если единая государственная идеология (третий приоритет) в стране запрещена законодательно, то на практике единственной признанной идеологией становится умение делать деньги (четвертый приоритет). Это умение, «умение жить» в этой идеологии и становится критерием оценки личности, ее благосостояния и признания в обществе. Вытекающие из этого обстоятельства мотивы и цели действий любого гражданина, любого чиновника и служащего, вся его энергия направляются в русло классических схем, отработанных еще известными героями произведений Н.В. Гоголя (П.И. Чичиков) и Ильфа и Петрова (О. Бендер, который знал в свое время около 300 относительно законных способов отъема денег).

Таким образом, экономический приоритет имеет возможности управления и реального воздействия на процессы, протекающие в обществе на 5-м и 6-м приоритетах. В свою очередь, 1-й, 2-й и 3-й приоритеты всевластны над процессами, протекающими на уровне 4-го приоритета.

Литература

1. Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны, М., 2002. С. 9.

2. Гэлбрейт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. М.: Европа, 2009. — 88 с.

3. Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997— 2003). Новосибирск, 2007. 408 с.

107

Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности...

4. Коран. Сура 2. аль-Бакара «Корова». Аят 275. Интернет-источник: http://quran.ipamis.com/sura-2/275.html

5. Менделеев Д.И. С думою о благе российском. Избранные экономические произведения. Новосибирск: Наука, 1991.

6. Национализация ЦБ, а заодно и всего банковского сектора. Коммерсантъ. 2000. 11 октября. № 190. Интернет-источник: http://kommersant. ru/doc/160309

7. Прежнего Центробанка скоро может не стать. Депутаты начинают обсуждение предложений президента об изменении статуса и полномочий ЦБ. Независимая газета 2000. 11 октября. / Иван Родин. Интернет-источник: http://www.ng.ru/politics/2000-10-11/1_centrobank.html

8. Солонько И.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тема: «Концептуальная власть как управление цивилизационным развитием общества в эпоху глобализации». СПб., 2009.

9. http://www.newsru.com/religy/05mar2009/sukuk_print.html

10. http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2750

11. ru.wikipedia.org/wiki/Первая_Опиумная_война#cite_note-3

References

1. Butakov A.M., Tizengauzena E. Оpium wars, M., 2002. Р. 9.

2. Galbraith J.K., Ekonomika of innocent deception: truth of our time. — M: Europe. 2009. 88 pages.

3. Enough general theory of management. Production materials of faculty of applied mathematics — management of St. Petersburg State University (1997— 2003). Novosibirsk, 2007. 408 pages.

4. Koran. Sura 2. al-Bacharach «Cow». Аят 275. Internet source: http://quran. ipamis.com/sura-2/275.html

5. Mendeleyev D.I. With a thought about the benefit Russian. The chosen economic works. Novosibirsk: Science, 1991.

6. Central Bank nationalization, and at the same time and all banking sector. Kommersant. 2000. 11 okt. N 190. Internet source: http://kommersant.ru/doc/160309

7. The former Central Bank can not become soon. Deputies begin discussion of proposals of the president about change of the status and powers of the Central Bank. Independent newspaper 2000. 11 okt. / Ivan Rodin. Internet source: http://www.ng.ru/politics/2000-10-11/1_centrobank.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Solonko I.V. The thesis on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences. Subject: «The conceptual power as management of civilization development of society during a globalization era». St. Petersburg, 2009.

9. http://www.newsru.com/religy/05mar2009/sukuk_print.html

10. http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2750

11. ru.wikipedia.org/wiki/Первая_Опиумная_война#cite_note-3

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.