Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / FREE ECONOMIC ZONES / INTELLECTUAL CAPITAL / INDUSTRIAL ENTERPRISES / INVESTMENT PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохно Павел Антонович

В статье исследованы инфраструктурные проекты экономического развития России и Китая с учётом опыта США и Евросоюза, основной целью формирования которых является стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Инновационное развитие промышленных предприятий России, в первую очередь предприятий оборонно-промышленного комплекса, рассмотрено в рамках 34 технологических платформ: особых экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов и других. Одним из основополагающих условий реализации инновационных программ в промышленном производстве России является качество интеллектуального капитала, формирующего возможность решения инновационно-промышленных задач любой сложности по любому отраслевому направлению. Рассмотрены свободные экономические зоны Китая. При этом проанализированы возможности международных инвестиционных площадок в европейско-азиатском пространстве. Китайская инвестиционная платформа особенно представляет интерес для российских проектов, нуждающихся в инвестициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of Russia in system of world technological development

In article infrastructure projects of economic development of Russia and China taking into account experience of the USA and the European Union which main objective of formation is the aspiration to attract the foreign capital, to seize experience of other countries in management, to adopt the latest technologies and development, and also to prepare national shots are investigated. Innovative development of the industrial enterprises of Russia, first of all the enterprises of defense industry complex, is considered within 34 technological platforms: special economic zones, science and technology parks, business of incubators and others. One of fundamental conditions of implementation of innovative programs in industrial production of Russia is quality of the intellectual capital forming possibility of the solution of innovative and industrial problems of any complexity in any branch direction. Free economic zones of China are considered. Thus possibilities of the international investment venues in European-Asian space are analysed. The Chinese investment platform especially is of interest to the Russian projects needing investments.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 338

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кохно Павел Антонович

ÉÍÉ

профессор Аспирантуры ФГУП "ВНИИ "Центр' доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В статье исследованы инфраструктурные проекты экономического развития России и Китая с учётом опыта США и Евросоюза, основной целью формирования которых является стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Инновационное развитие промышленных предприятий России, в первую очередь предприятий оборонно-промышленного комплекса, рассмотрено в рамках 34 технологических платформ: особых экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов и других. Одним из основополагающих условий реализации инновационных программ в промышленном производстве России является качество интеллектуального капитала, формирующего возможность решения инновационно-промышленных задач любой сложности по любому отраслевому направлению. Рассмотрены свободные экономические зоны Китая. При этом проанализированы возможности международных инвестиционных площадок в европейско-азиатском пространстве. Китайская инвестиционная платформа особенно представляет интерес для российских проектов, нуждающихся в инвестициях.

Ключевые слова: технологические платформы, свободные экономические зоны, интеллектуальный капитал, промышленные

предприятия, инвестиционные площадки.

Kokhno Pavel Antonovich, Professor of Postgraduate studies of the Federal state unitary enterprise "All-Russia scientific and research institute "Center", doctor of economics Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Economic security of Russia in system of world technological development.

Abstract. In article infrastructure projects of economic development of Russia and China taking into account experience of the USA and the European Union which main objective of formation is the aspiration to attract the foreign capital, to seize experience of other countries in management, to adopt the latest technologies and development, and also to prepare national shots are investigated. Innovative development of the industrial enterprises of Russia, first of all the enterprises of defense industry complex, is considered within 34 technological platforms: special economic zones, science and technology parks, business of incubators and others. One of fundamental conditions of implementation of innovative programs in industrial production of Russia is quality of the intellectual capital forming possibility of the solution of innovative and industrial problems of any complexity in any branch direction. Free economic zones of China are considered. Thus possibilities of the

international investment venues in European-Asian space are analysed. The Chinese investment platform especially is of interest to the Russian projects needing investments.

Keywords: technological platforms, free economic zones, intellectual capital, industrial enterprises, investment platforms.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" говорится, что Россия должна осуществить прорыв (рывок) в научно-технологическом и социально-экономическом развитии. В Указе формулируются и критерии, по которым можно судить о прорыве. Одной из национальных целей провозглашается "вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов".

В конце сентября 2018 года Правительство России утвердило Комплексный план развития магистральной инфраструктуры на ближайшие 6 лет. Он включает порядка 200 проектов по строительству скоростных магистралей, аэропортов, автомобильных и железных дорог на сумму более 6 трлн рублей, из которых порядка 2,3 трлн будут вноситься из федерального бюджета, а порядка 3 трлн

- частные инвестиции. Самым крупным проектом является проект по реконструкции и строительству дорог по маршруту Европа

- Западный Китай, оцениваемый более чем в 1 трлн руб. инвестиций.

При этом необходимо учитывать, что в России по тем или иным причинам не будет в ближайшие годы задействован ряд факторов, которые обеспечили экономический рывок в ряде развитых и развивающихся стран: низкая налоговая нагрузка, привлекательность для иностранного капитала, отсутствие неблагоприятных геополитических факторов, привлечение иностранных инвестиций в наиболее перспективные

отрасли экономики, большая экспортная ориентация приоритетных отраслей, импорт передовых технологий. Санкционное противостояние, замедление мировой экономики, а то и переход её в кризис, недостаточно высокие цены на нефть будут дополнительными негативными факторами для российской экономики. Для экономического рывка в России в среднесрочный период необходимы глубокие социально-экономические преобразования с соответствующим политическим обеспечением.

В авторской монографии1 весьма доказательно показано, что переход экономики, как и страны в целом, на путь инновационного развития сопряжен с трудностями как экономического, так и социального характера. Переход на новые технологические уклады (V и VI) с одновременным формированием рыночных отношений, модернизацией экономической и социальной систем - процесс чрезвычайно сложный как на микро-, так и на макроуровне2. Руководство Российской Федерации избрало эволюционный путь преобразований в построении социально-ориентированной рыночной экономики, тем самым не допустило резкого слома сложившихся в обществе традиций, норм и правил, жизненного уклада и ценностей ныне живущих поколений3. А это не позволило, в свою очередь, создать опережающий механизм инновационного развития экономики Рос-сии4. Поэтому для привлечения инвестиций, включая венчурные инвестиции, созданы зоны специального развития.

Судя по мировому опыту, Россия может оказаться в числе стран ускоренного развития, так как на сегодняшний день сформирована определенная инфраструктура инновационного развития высокотехнологичных промышленных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по выпуску приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), которая включает в себя в рамках 34 технологических платформ:

• особых экономических зон - 18;

• технопарков -159;

• бизнес инкубаторов - 196;

• центров кластерного развития - 11;

• центров коллективного пользования - 71;

• инжиниринговых центров - 23;

• центров трансферта технологий - 112;

• сертификационных центров и испытательных лабораторий - 16;

• центров научно-технической информации - 14;

• центров поддержки малого и среднего предпринимательства - 16.

Это принесет в обозримом будущем свои плоды и послужит усилению инновационного развития, которое имеет свои трудности.

Характерной чертой настоящего времени является беспрецедентное внимание органов государственной власти к проблемам инновационного развития страны в целом и ОПК в частности. Это придает определенный импульс в достижении соответствующих результатов, особенно в объеме финансовых средств, направляемых на финансирование соответствующих институтов развития. Вместе с тем уровень развития национальных инновационных компаний крайне далек от мирового уровня. Это не позволяет в должной мере осуществить необходимую генерацию технологий для проектов создания, выпуска и последующего обслуживания выпускаемой продукции.

Для успешной реализации этого проекта необходимо создать так называемую индустриальную карту отраслей промышленности в рамках авторской теории "Экономика управляемой гармонии"5, которая бы описывала текущее состояние отраслей промышленности с декомпозицией до текущих производственных мощностей конкретных предприятий, перечня выпускаемой ими продукции, а также с потребляемыми объемами сырья, комплектующих и т.д. Для решения соответствующей задачи успешным будет применение в этой ситуации метода межотраслевого баланса по системе национальных счетов.

Данная методика может быть применена к осуществлению мониторинга импорто-зависимости конкретных отраслей экономики страны на сколь угодно временную перспективу. Необходимость ускоренной реализации программ импортозамещения как одной из наиболее важных компонентов

модернизации экономики Российской Федерации требует обратить самое пристальное внимание на две важнейших составляющих наряду с массовым обновлением оборудования на промышленных предприятиях и внедрения новых технологий этого процесса: научное и кадровое обеспечение.

Поэтому необходимо четко сформулировать требования к научному и кадровому обеспечению проводимой программы импортозамещения, понимая что от этого зависит успех или неуспех реализуемой программы, а также связанные с этим преобразования в жизни российского общества, затраты колоссальных финансовых средств, изменение научно-промышленного ландшафта страны и т.д. Для более качественного понимания проблематики необходимо четко понимать причинно-следственную связь процессов формирования этих компонентов, их сегодняшнее состояние и проблемы, а также иметь возможность спрогнозировать движение вперед каждой из этих составляющих. Рассмотрим каждый из этих факторов по отдельности.

Конкурентное позиционирование любой страны в мире на сегодняшний момент определяется показателями: уровень обеспечения национальной безопасности, экономическое развитие, состояние гражданского общества и качества услуг, предоставляемых населению, возможность обеспечить научное развитие всех сторон жизни, что ведет к успеху во всех ранее приведенных показателях. Проведение на высоком уровне фундаментальных и прикладных исследований, а также возможность быстро адаптироваться к мировым инновационным процессам обеспечивают возможность реализации самых передовых научно-производственных программ, приводящихся в рамках того или иного отраслевого направления в экономике любого государства.

Одним из основополагающих условий реализации вышеуказанных инновационных программ является качество интеллектуального капитала. Исключительно качество научных-исследовательских и инженерных кадров наряду с техническим качеством инновационно-научного инстру-

ментария формирует возможность решения инновационно-промышленных задач любой сложности по любому отраслевому направлению. До недавнего времени в научно-исследовательской сфере России и всех стран СНГ наблюдался колоссальный спад, что привело к снижению соответствующего потенциала.

Отсутствие четкой политики в инновационно-технологической сфере привел к значительному технологическому отставанию. Были утрачены некоторые научные школы, потеряны технологии производства значительного количества материалов (порядка 36%), а также уничтожены целые системы научных производств. Накопленное технологическое отставание привело к тому, что по ряду направлений стало невозможно даже копирование иностранных образцов перспективной техники из-за потери соответствующих знаний и научно-промышленных компетенций6.

Руководство страны, осознавая критическую опасность для будущего Российской Федерации, начало предпринимать значительные шаги, стараясь переломить негативную тенденцию. Необходимо отметить, что за последние годы, благодаря экономическим возможностям страны, объем финансирования научной деятельности по всем без исключения направлениям увеличился. Опережающими темпами пошло восстановление объема фундаментальных исследований, которые являются фундаментов для проведения соответствующих прикладных исследований и возможного трансфера технологий для нужд промышленного использования.

На сегодняшний день для правильного использования научного обеспечения программы импортозамещения необходимо понимать текущее состояние научно-исследовательского комплекса России, а также перспективы его развития. В последние годы происходит постоянный рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. Если в 2000 году они составляли 17,4 млрд рублей (0,24% ВВП России), то в 2005 году — 76,9 млрд рублей (0,36% ВВП), в 2016 году — 319 млрд ру-

блей (0,58% ВВП).

Из общего объёма расходов федерального бюджета на гражданскую науку 71% приходится на прикладные научные исследования, 29% — на фундаментальные исследования (данные за 2017 год). При этом в 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году - 730 млрд рублей. Правительство утвердило федеральные целевые программы: "Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 20072012 годы", "Национально-технологическая база на 2007—2011 годы". Приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году Президент России В.В. Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 600 тыс. рублей. В том же году учреждено 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук. С 2010 по 2012 годы государство выделило более 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах. Было выделено порядка 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.

Одной из важнейших проблем является использование того научного потенциала, который накоплен на сегодняшний день. Российская наука является одной из силь-

нейших в мире и обеспечивает научный поиск по всем фундаментальным и прикладным направлениям. Так, в России сегодня имеется следующая научно-техническая инфраструктура:

1) 14 российских населенных пунктов, которым официально присвоен статус «наукоград» (в соответствии с Федеральным законом "О статусе наукограда Российской Федерации" от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ): Бийск, Обнинск, Дубна, Жуковский, Королёв, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Кольцово, Петергоф, Мичуринск;

2) Российская академия наук - крупнейший в стране центр фундаментальных исследований (1189 членов, включая 466 академиков и 723 членов-корреспондентов);

3) 550 академических научных учреждений (более 55 тыс. научных сотрудников);

4) общефедеральных университета -2;

5) федеральных университетов - 10;

6) национальных исследовательских университетов - 29.

В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, при этом около 70 % этих организаций принадлежат государству. В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования.

При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось (по разным оценкам) от 2 до 3% от глобального числа публикаций в научных изданиях. Необходимо отметить, что в России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования работ (десятки и сотни ссылок), среди них преобладают физики, биологи и химики. С 2000-го по 2007 годы число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47% (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран "Большой восьмёрки". Доля России в общем количестве подавае-

мых заявок на выдачу патентов составляет, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), около 2,0 % от общего числа подаваемых в мире заявок (в 2011 г. в мире подано 2 140 600 заявок, в России - 41 414 заявок —8 место в мире). При этом в России проживает 12% учёных всего мира.

Огромный прикладной научный потенциал сосредоточен практически во всех отраслях российской экономики, где трудится большое количество инженерных кадров, которые по своей сути являются научными работниками. При этом особо стоит отметить оборонно-промышленный комплекс России, где необычно высока концентрация высококлассных научно-исследовательских и инженерных кадров. Решение задействования всех научно-технологических и инновационных ресурсов, которыми обладает традиционная научная среда, сложившаяся в Российской Федерации, даст колоссальные возможности для усиления соответствующих отраслей Российской экономики. Необходимость создания полноценной инновационной экономики побудило органы государственной власти проводить политику на создание соответствующей инфраструктуры и институтов развития.

Вместе с тем система управления и поддержки инновационной деятельностью в экономике России нуждается в дальнейшем совершенствовании. Требуется создать единую плоскость трансферта технологий в промышленность, ускорить процесс проведения их коммерциализации, разработать систему стимулирования программы всеобщих инноваций во всех отраслях экономики России, обеспечить привлечение финансирования и подготовку соответствующих научных кадров.

Программа модернизации и реиндустри-ализации требует ускоренного решения этих вопросов. Вследствие сложной экономической обстановки и определенных трудностей с финансированием соответствующих программ необходимо четкое понимание развития научно-исследовательского комплекса и инновационного сектора экономики на стратегическую перспективу.

Одним из важнейших инновационных механизмов научного обеспечения долгосрочного прогнозирования результатов научно-технического и технологического прогресса и определения соответствующих приоритетов является метод экспертных оценок (МЭО). Он крайне необходим и для реализации программы импортоза-мещения, так как позволяет на основе соответствующего прогноза принимать просчитанные взвешенные решения о покупке наиболее современных технологий и оборудования, которые позволят выпускать импортзаменяемую продукцию с высокими эргономическими, качественными и стоимостными характеристиками на долгосрочную перспективу.

Механизм МЭО содержит четыре ключевых элемента:

- МЭО является процессом систематическим и постоянным;

- центральное место в процессе МЭО занимают научно-технические направления, а не конкретные технологии;

- временной горизонт должен превышать горизонт делового планирования;

- приоритеты рассматриваются с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие всей страны.

В последнее время МЭО находит распространение и в России, в рамках научно-технического форсайта, который, с нашей точки зрения, должен являться лишь предварительным инструментом разработки методологии на основе моделей межотраслевого баланса и других балансов. И тому подтверждением служит то, что в ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг." уже была заложена организация долгосрочного научно-технологического прогнозирования методом экспертных оценок как одно из важнейших научных исследований.

Применение МЭО связано, в первую очередь, со значительным увеличением объема научно-технического производства и развития инновационной экономики, основным продуктом которой является высокотех-

нологическая продукция. Необходимость четкого понимания перспектив развития рынков того или иного сегмента соответствующей продукции имеет крайнюю важность для этого сегмента экономики России. При этом необходимо отметить, что МЭО содержит элементы активного влияния на будущее путем определения зон исследований и появления технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды, и осуществления ранней концентрации ресурсов на этих направлениях, которые крайне важны для правильного построения политики модернизации, реин-дустриализации и импортозамещения.

Исходя из выше изложенного, необходимо четко сформировать требования к научному обеспечению перспективных проектов создания и развития импортозамещающих производств. Оно должно обеспечить:

- точный прогноз научно-промышленного развития на среднесрочную (до 2022 г.), долгосрочную (до 2030 г) и стратегически планируемую (до 2050 г.) перспективу с реализацией соответствующей составляющей социально-экономического развития Российской Федерации;

- предоставление всего спектра современных промышленных технологий, необходимых для успешной организации разработки, производства и обслуживания выпускаемой импортозамещаемой продукции для производственного комплекса Российской Федерации;

- способность создавать новые, развивая и улучшая заимствованные технологии, необходимые для выпуска продукции, равной или превосходящей по качественно-технологическим характеристикам качественные зарубежные образцы аналогичной продукции на среднесрочную перспективу;

- способность осуществить научно-промышленный прогноз (прогнозирование развития научно-производственного комплекса) на среднесрочную, долгосрочную и стратегически планируемую перспективу;

- способность генерировать новейшие критические технологии, которые позволят обеспечить импортонезависимость страны

на стратегически планируемую перспективу социально-экономического развития Российской Федерации, а также обеспечат их адаптацию к промышленному производству;

- способность обеспечить трансферт генерируемых технологий для их широкого применения в промышленной деятельности и т.д.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) Китая создавались в рамках "политики открытости". Основной целью формирования таких регионов стало стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Среди других задач создания СЭЗ можно перечислить следующие:

- увеличение валютной выручки с экспортной продукции;

- стимулирование реформы, проверка новой экономической модели;

- обеспечение ускоренного уровня развития регионов, в которых находятся свободные экономические зоны Китая;

- выход государства на международную арену (мировой рынок);

- развитие внешнеэкономической деятельности;

- активизирование развития китайской экономики в общем;

- создание "буферов" после возвращения Макао в 1999 году и Гонконга в 1997 году;

- оптимальное использование природных ресурсов государства;

- передача передовых разработок и новейших технологий во внутренние районы государства.

Быстрым темпам развития китайской экономики и удачному формированию СЭЗ способствовали такие факторы, как дешевизна рабочей силы, выгодное географическое положение (длинная береговая линия, наличие портов), наличие природных ресурсов, юридические гарантии для иностранных вложений, близость Тайваня, Гонконга и Макао, обеспечение притока ресурсов в СЭЗ со всей страны. Ключевыми особенностями СЭЗ в КНР являются следующие моменты: полная автономия от центральных властей в решении вопросов по учреждению и ликви-

дации предприятий, упрощению процедуры получения видов на жительство и виз для инвесторов, установлению льгот для иностранных бизнесменов.

Принцип опоры на иностранные финансовые вложения пока что не удалось реализовать в полной мере, так как на сегодняшний момент иностранные капиталовложения составляют около 24%. Оставшийся бюджет обеспечивают государственные дотации, средства местных администраций, внутренние кредиты и накопления самой СЭЗ. Первые свободные экономические зоны Китая принимали практически любые иностранные вложения, в первую очередь в промышленность.

Сравнение экономических зон Китая с аналогичными проектами в других азиатских странах показывает, что последние проигрывают, т.к. основной особенностью китайских СЭЗ, которая позволяет достигать больших успехов, является широкая диверсификация деятельности и охват значительных территорий. В Китае сформировалась многоуровневая система экономических зон. Поэтому и типология СЭЗ отличается большой сложностью, включая в себя свыше пятнадцати подтипов таких регионов. Однако основных видов специальных экономических зон можно перечислить три.

Первый тип - СЭЗ с многоотраслевой экономикой и экспортной специализацией. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами заимствования международного опыта, привлечения заграничных инвестиций, а также внедрения иностранных разработок и методик в китайское производство. Таких специальных зон в Китае пять, крупнейшая из которых свободная экономическая зона Шэньчжэнь.

В Шэньчжэньской СЭЗ завод Foxconn производит сегодня около 90% бытовой техники и электроники в мире, ежегодные темпы роста внутреннего валового продукта в Шэньчжэньской СЭЗ с момента основания в 1980 году превышали 37%, товарооборот увеличился с 18 млн юаней до 402 млрд. На территории специальной экономической зоны расположено более 17,5 тысяч предприятий ядерной энергетики,

электроники, машиностроения, химической промышленности и т. д.

СЭЗ второго типа включают в себя "открытые" портовые города. Они расположились на побережье Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей. Таких населенных пунктов четырнадцать. В отличие от СЭЗ первого типа, отличающихся практически полной автономией от государственной власти и друг от друга, "открытые" города объединены в общую систему производственных и административных связей. Производительность в «открытых» городах на две трети выше среднекитайско-го уровня. Прибрежные СЭЗ дают практически полный грузооборот морских портов страны, 23% объемов всего промышленного производства, 40% экспорта.

Третий тип представлен районами и зонами технико-экономического развития. В отличие от других СЭЗ, которые базируются преимущественно в восточной части страны, расположением технопарков стала центральная экономическая зона Китая. Такие образования, как правило, существуют на границах открытых экономических зон, а не выступают в качестве отдельных формирований.

Именно благодаря созданию подобных экономических зон Китай смог выйти на международный рынок и уверенно заявить о себе, совместить социалистическую направленность экономики с рыночными механизмами и начать производство ориентированных на экспорт товаров в больших количествах.

Целесообразно отметить, что сегодня в большинстве экономически развитых странах основная доля НИОКР приходится на транснациональные корпорации (ТНК). Так, по мнению экспертов, в среднем по миру эта цифра составляет более 65%. Повышение роли ТНК в развитии инновационной деятельности в КНР обусловлено усилением процесса интернационализацией НИОКР, позволяющего осуществить дальнейшую разработку зарубежных технологий через тесное взаимодействие с малым и средним бизнесом, научно-исследовательскими институтами и университетами.

В КНР существует 8 крупных ТНК, которые имеют 62 центра НИОКР в 23 странах мира. Наиболее успешные такие китайские государственные высокотехнологичные ТНК, как Lenovo, Haier, ZTE, играющие важную роль и в региональном развитии Китая. Ее центры сосредоточены в основном в крупных мегаполисах (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу-Шеньчжэнь), на которые приходится 80% расходов на НИОКР. Здесь же базируются крупнейшие университеты страны (Синьхуа, Фудань, Цзяотун), совместные и собственные центры НИОКР зарубежных ТНК (Microsoft, Intel, General Electric, Sony, Toshiba, Airbus).

Одновременно в соответствии с политикой освоения центральных и западных провинций происходит пространственная децентрализация инновационной деятельности, главным образом за счет формирования новых зон экономического и технологического развития (ЗЭТР) и зон развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ), а также создания технопарков и бизнес-инкубаторов в центральном и западном регионе Китае7.

В последнее время у китайских компаний появилась возможность приобретать иностранные, в том числе и американские активы и компании. Это позволяет им осуществлять технологические, маркетинговые и организационные инновации, так как кризис ухудшил финансово-экономическое состояние американских компаний и предоставил китайским инвесторам доступ к прежде недоступным для них отраслям, например таким, как финансы, энергетика, автомобилестроение, недвижимость и даже авиастроение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в Китае существуют инновационные компании при университетах, научные и технологические университетские парки, а также университетские городки. В стране активно используется кластерный подход, применяется грантовое финансирование, т.е. используются подходы, распространенные в странах с рыночной экономикой. Однако Китай остается экономикой смешанного типа, т.е. плановой экономикой с рыночными элементами.

Государство в Китае по прежнему играет значительную роль при принятии почти всех ключевых инвестиционных решений и стремится поддерживать инновации через государственные организации, в том числе и за счет мегапроектов, например в сфере авиастроения, фармацевтики и т.д.

В отличие от США китайский научно-технологичный сектор достаточно централизован. Целесообразно отметить, что Китай слепо не копировал элементы западных НИС, а подготавливал почву для инновационного развития за счет организационных и управленческих инноваций, меняя принципы государственного управления и кадровую политику, а также используя общемировые тенденции. Так, в 90-е годы XX века Китай активно использовал аутсорсинг, привлекая американские и европейские компании к научно-техническому сотрудничеству, приобретая опыт, знания и технологии. Это международное научно-техническое сотрудничество позволило китайским компаниям войти в глобальные цепочки поставок и освоить для себя новые технологии. Без такого догоняющего развития и имитационных инноваций перейти к созданию внутренних инноваций достаточно сложно.

В последнее время Китай все больше приобретал активы в США и Европе. И сегодня многие американские и европейские компании по-прежнему закупают материалы, детали, компоненты в Китае или имеют там производственные подразделения. По примеру США в последние десятилетия Китай стремится развивать малые инновационные компании (МИП) при вузах, которые также имеют свою специфику. В частности, китайские МИП пытались взять на себя роль венчурных организаций, т.е. в отличие от западных университетских компаний, где принято разделять функции, китайские МИП пытались выполнить все операции самостоятельно.

Анализ экономической литературы показывает, что во многих моделях экономического роста, продолжающих развитие идей основоположника инновационного направления австрийского экономиста Й. Шумпетера, в качестве важнейших кри-

териев используются следующие: капиталоемкость, капиталовооруженность, производительность труда. В современных условиях оценку уровню инновационного развития той или иной структуры позволяют дать следующие характеристики:

- производительность труда, наукоем-кость производимой продукции (отношение затрат на НИОКР к стоимости выпускаемой продукции), доля высокотехнологичных отраслей в объеме производства;

- доля высокотехнологичного экспорта в натуральном и стоимостном выражении, энергоемкость продукции, выпуск в промышленности на душу населения, экспорт промышленной продукции в стоимостном выражении и его индекс, коэффициент промышленной специализации — соотношение удельных весов промышленных товаров в общем объеме и в экспорте продукции.

В процессе поисков инвестиционных площадок в Европейском пространстве было нелегко найти инвесторов и площадки, в которых был бы выявлен интерес в реальном и финансовом инвестировании, т.к. наибольший интерес нынче заметен в сторону стартап-проектов, в которые популярно вливание венчурных инвестиций8. Европейские представители бизнеса важны для привлечения прямых иностранных инвестиций. Поскольку достаточно велика доля стран Европейского союза во внешней торговле России. России необходима интенсификация инвестиций из Европы.

Следует выделить площадку с инвестиционной аудиторией из европейских стран: http://angel.co. Это самый известный из сайтов, объединяющих на одной площадке стартапы и действующие проекты, ищущие финансирование и инвесторов. Данный сайт породил множество клонов во многих странах мира. С момента запуска проекта в 2010 году 3500 пользователей, нуждающихся в инвестициях, смогли привлечь в общей сложности 2,2 млрд долл. США. По сути это огромная база частных лиц и компаний, связанных с рынком как венчурного, так и традиционного инвестирования. Помимо поиска инвесторов илипроекта для инве-стицийсервис позволяет набрать сотрудни-

ков в команду проекта илисоздать резюме в надежде, что оно кого-то заинтересует.

Сейчас в европейском сегменте AngelList представлено около 5000 инвесторов с доступными пользователям контактами. Около 2700 инвесторов заинтересовано в инвестировании в Европейском континенте. Несмотря на то, что этот ресурс делает большой акцент на стартап-проекты, там существуют и инвесторы, которые заинтересованы не только в венчурных инвестициях. Непосредственно площадка содержит несколько тысяч контактов частных и институциональных инвесторов.

В процессе поиска китайских инвестиционных платформ были найдены ценные для российских инвестиционных проектов интернет-ресурсы (http://thechinainvestors. com). Китайская инвестиционная платформа представляет интерес для проектов, нуждающихся в инвестициях, а также и для самих инвесторов. Примечательно, что для веб-ресурса ценным является то, что он содержит базу инвестиционных проектов из всех стран, в то время как сами инвесторы являются исключительно китайского происхождения, хотя территориально все они находятся в разных местах земного шара.

Сегодня на данном веб-ресурсе представлено несколько крупных инвестиционных проектов из России, которые связаны с элитной недвижимостью в стране, а также пищевой отрасли. Целесообразно отметить, что этот ресурс достаточно прост в использовании, но при всём этом он содержателен как инвесторами, так и инвестиционными проектами.

Данный ресурс позволяет конкретизировать запрос при поиске инвестора по критериям:

- предпочитаемая отрасль;

- страна, в которой инвестировать;

- тип инвестора (частный, корпоративный, государственный);

- тип инвестирования;

- цель: инвестирование или покупка;

- капитал инвестора (4 раздела с разницей в 10 раз);

- стадия развития инвестиционно-инновационного проекта.

Инвестору также доступны практически схожие инструменты конкретизации информации об интересующем проекте. Веб-ресурс содержит базу из 1000 различных типов инвесторов. Для размещения объявлений оплаты за это не требуется.

Следующий ресурс: http://china-invests. net. Переведя ресурс на русский язык, его название будет звучать как "Китай инвестирует за рубеж". Ресурс является подразделением СЫш Business Network, Китайской бизнес-сети. Китажкая бизнес сеть (КБС) -это консорциум организаций, ориентирующийся на инвестиции в зарубежные страны, а также на содействие развитию зарубежной торговли, импорта и экспорта.

Лозунг КБС "Принеся мир в Китай - Китай принесёт его миру" путем предоставления бизнес-консультаций и оказание услуг для большого числа китайских и иностранных органов власти, предприятий, а также других организаций. Данный интернет-ресурс содержит много полезной информации о новостях, событиях и проектах, которые связаны с китайским и зарубежным бизнесом. Согласно информации Китайской бизнес сети ежедневно этот сайт посещается 1600 пользователями. Из них около 700 заходят в раздел "Рекомендуемые инвестиционные места и проекты".

Следовательно, совершенствование коммуникаций компаний в российском, китайском и европейском интернет-пространствах состоит в следующем:

1. В российском интернет-пространстве: до 5 тыс. ежедневных пользователей, которые увидят рекламный баннер, цена размещения которого 5 тыс. руб.; до 3 тыс. контактов потенциальных инвесторов для непосредственной коммуникации с ними и высылки предложений компании (предприятия); размещение предложений компании для нахождения в долгосрочной перспективе.

2. В европейском интернет пространстве: до 5 тыс. контактов потенциальных инвесторов и предложения инвестиционно-инновационных проектов; до 15 тыс. ежедневных читателей, которые увидят рекламный баннер, цена размещения которого 1700 евро; размещение предложений компаний для

нахождения в долгосрочной перспективе.

3. В китайском интернет пространстве: до 1 тыс. контактов потенциальных инвесторов и предложения целевых проектов; до 7 тыс. ежедневных пользователей, которые смогут увидеть инвестиционно-инновационные предложения компании; до 15 тыс. ежедневных читателей онлайн журнала, которые смогут увидеть рекламный баннер на главной странице, цена размещения которого 750 долл. США; размещение предложений компании для нахождения в долгосрочной перспективе.

Инструменты интернет- площадок, которые были представлены выше, позволяют сделать отсеивание инвесторов по различным критериям, в том числе по предпочитаемым ими отраслям для инвестирования, а также по суммам, которые они способны инвестировать в проекты. Инструментами оснащены интернет-ресурсы: rb.ru/pipeline, angel.co/europe, thechinainvestors.com. Благодаря инструментам этих ресурсов из баз инвесторов этих ресурсах удалось выявить то, что производственная отрасль интересна: в rb.ru/pipeline - 428 инвесторам; в angel.co/ Europe - 611 инвесторам; в thechinainvestors. com - 287 инвесторам.

Небольшая доля интереса инвесторов к производственной отрасли объясняется тем, что эти интернет-ресурсы по своей задумке созданы для продвижения стартап-проектов, в основном непроизводственной отрасли. Далее, учитывая различие финансовых возможностей того или иного инвестора, проведя отсев текущих инвесторов по возможности инвестировать более 5 млн долл. США вышло, что в rb.ru/pipeline готовы к этому 202 инвестора; в angel.co/Europe готовы к этому 279 инвесторов; в thechinainvestors. com готовы 86 инвесторов.

Итого вышло, что заинтересованы в проекте могут быть 567 инвесторов с трёх площадок. К этому количеству можно добавить потенциальных инвесторов из других ресурсов. Учитывая то, что другие площадки с контингентом инвесторов более дружелюбно относятся к инвестиционных проектам индустриального сектора, среднее значение заинтересованности среди них может быть 10%.

Таким образом, применяя это значение к другим ресурсам, получим, что из ресурсов, где была размещена баннерная реклама, заинтересованность может быть проявлена у 105 инвесторов; из ресурса rusinvestproject. ги заинтересованность может быть проявлена у 10 инвесторов; из ресурса investclick.ru заинтересованность может быть проявлена у 70 инвесторов. Итого выходит, что заинтересованность в проекте может быть проявлена у 752 инвесторов.

Заключение. В заключение статьи сделаем четыре важных вывода:

1. В современных условиях оценку уровню инновационного развития любой технологической платформы, например свободной экономической зоны - СЭЗ, позволяют дать следующие характеристики:

- доля высокотехнологичного экспорта в натуральном и стоимостном выражении, энергоемкость продукции, выпуск инновационной и промышленной продукции на душу населения, экспорт инновационной и промышленной продукции в стоимостном выражении и его индекс, коэффициент инновационной промышленной специализации — соотношение удельных весов промышленных товаров в общем объеме реализованной продукции и в экспорте наукоемкой продукции;

- отношение затрат на НИОКР к стоимости выпускаемой продукции (наукоёмкость производимой продукции), производительность труда, доля высокотехнологичных отраслей в объеме производства.

2. Также можно использовать в качестве индикативных показателей рост удельного веса инновационно активных организаций-резидентов СЭЗ, рост затрат на технологические инновации, в том числе и за счет собственных средств организаций-резидентов, рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организации - резидента, рост инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции новой для мирового рынка - в объеме отгруженной инновационной продукции, удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной за пределы страны инновационной продукции.

3. В России давно назрела необходимость на основе международных индикаторов — глобального индекса инноваций, индекса инновационного развития Евросоюза, индекса технологического развития, индекса готовности к экономике знаний - разработать свою национальную систему нормативных индикаторов максимально совместимую с существующими международными системами. Разработанная национальная система индикаторов может быть одной из важнейших контрольных подсистем инновационного развития страны.

4. Необходимо дополнить создаваемый рыночный механизм экономического роста в России использованием системы планирования, модифицированной для рыночной экономики по примеру Франции, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и ряда других стран. При правильном использовании система планирования может сыграть роль второго дополняющего механизма социально-экономического развития. Главное - мобилизовать внутренние средства для инвестиций и вложений, а затем их эффективно использовать. Больше всего средств может быть привлечено из активов нашей банковской системы - главного "денежного мешка" в стране, где сосредоточено 85 трлн рублей, из которых только 1,3 трлн используются в виде инвестиционного кредита.

К 2030 году, по мнению академика РАН А. Г. Аганбегяна (и с этим мнением согласен автор статьи), следовало бы стремиться к доле инвестиций в ВВП на уровне 30% и к доле "экономики знаний" в ВВП до 35%. Тогда мы сможем при высоком качестве роста обеспечивать устойчивое увеличение экономики и социальной сферы ежегодно по 6%. В 2030-2035 гг. Россия достигнет основных экономических, а главное социальных показателей развитых стран и

войдет в новую для нас эпоху постиндустриального развития, при высокой доле экономики знаний. Россия - страна огромных возможностей. Задача - научиться реа-лизовывать эти возможности9.

Список литературы

1. Кохно П.А., Кохно А.П., Лясников Н.В. Прогрессирующая экономика. Инновации: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019.-т. 1 - 202 с.

2. Кохно П.А., Артемьев А.А., Енин Ю.И. Технологические платформы кластерного развития: монография.- Тверь, 2019. - 286 с.

3. Кохно П.А., Авдонин Б.Н. Оборонно-промышленный комплекс в системе социально-экономического и инновационного развития экономики России // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.

- 2018. - № 4. - С. 34-46.

4. Кохно П.А., Артемьев А.А. Экономика опережающей промышленности: монография. -Тверь: ООО "Центр Научных и образовательных технологий", 2016. - 343 с.

5. Кохно П.А. Финансовые основы гармоничной экономики труда // Человек и труд. - 2013.

- № 10. - С. 37-40.

6. Ситников С.Е. Информационно-коммуникационные технологии инновационного производства: сб. науч. Трудов.- М: РАН ИНИ-ОН, 2014, вып. 9. ч. 1. - 682 с. - С. 613-618.

7. Селихов Д.М. КНР в мировом инновационном развитии // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 11. - С.21-28.

8. Енин Ю.И., Кохно П.А. Китайско - Белорусский "Индустриальный парк "Великий Камень" как специальная зона экономического роста страны и ее региона // Общество и экономика. - 2018. - № 12. - С. 77-87.

9. Аганбегян А.Г. Не с увеличения повышения пенсионного возраста и повышения НДС надо начинать реализацию целей и задач на перспективу // Общество и экономика. - 2018.

- № 8. - С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.