Научная статья на тему 'Экономическая безопасность региона: организационно-управленческий аспект'

Экономическая безопасность региона: организационно-управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC SECURITY / ASSESSMENT METHODOLOGY / REGIONAL SECURITY MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровкова Наталия Владимировна, Горинова Светлана Владимировна

Настоящая статья отражает результаты научного исследования состояния экономической безопасности Ивановской области, проведенного по авторской методике. Так как категория экономической безопасности является многокомпонентной, то для оценки её уровня необходимо выделить отдельные составляющие системы экономической безопасности, которые подвергаются воздействию со стороны внешних и внутренних угроз. Проведенный анализ состояния экономической безопасности Ивановской области показал наличие как положительных, так и отрицательных фактов. Наибольшие опасения вызывает низкий уровень жизни в регионе и недостаточный уровень промышленного развития. Анализ организации управления региональной безопасностью Ивановской области позволяет говорить о разновекторности исполняемых функций. Отсутствует профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. Авторами предложено пересмотреть перечень основных показателей экономической безопасности, нацелить систему оценивания индикаторов на подготовку управленческих решений по незамедлительному реагированию на угрозы и риски экономической стабильности. В организационно-управленческом аспекте предложено объединение отдельных обязанностей органов управления в сфере обеспечения экономической безопасности в специальном подразделении при Правительстве Ивановской области. Результаты работы могут использоваться для анализа сильных и слабых сторон регионального развития, для совершенствования организационно-управленческого механизма обеспечения экономической безопасности в Ивановской области как объекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боровкова Наталия Владимировна, Горинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY REGION: ORGANIZATION-INTERNATIONAL ASPECT

This article reflects the results of a scientific study of the state of economic security in the Ivanovo region, conducted by the author's method. Since the category of economic security is multi-component, it is necessary to identify certain components of the economic security system that are exposed by external and internal threats to assess its level. The analysis of the state of economic security in the Ivanov region showed the presence of both positive and negative facts. The greatest concern is the low standard of living in the region and the lack of industrial development. The analysis of the organization of regional security management in the Ivanov region allows us to talk about the different vectors of the functions performed. There is no professional apparatus that organizes and controls the implementation of the economic security strategy. The authors are invited to revise the list of key indicators of economic security, to target the system of assessment of indicators on the preparation of management decisions on the immediate response to threats and risks of economic stability. In the organizational and managerial aspect, it is proposed to combine the separate responsibilities of the administration in the field of economic security in a special unit under the Government of Ivanov region. The results of the work can be used to analyze the strengths and weaknesses of regional development, to improve the organizational and management mechanism for economic security in the Ivanov region as a control facility.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность региона: организационно-управленческий аспект»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (TECHNICAL)

УДК 338:353

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н. В. БОРОВКОВА, С. В. ГОРИНОВА

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: bnv7777@ ya.ru, s.v.gorinova@mail.ru

Настоящая статья отражает результаты научного исследования состояния экономической безопасности Ивановской области, проведенного по авторской методике. Так как категория экономической безопасности является многокомпонентной, то для оценки её уровня необходимо выделить отдельные составляющие системы экономической безопасности, которые подвергаются воздействию со стороны внешних и внутренних угроз. Проведенный анализ состояния экономической безопасности Ивановской области показал наличие как положительных, так и отрицательных фактов. Наибольшие опасения вызывает низкий уровень жизни в регионе и недостаточный уровень промышленного развития.

Анализ организации управления региональной безопасностью Ивановской области позволяет говорить о разновекторности исполняемых функций. Отсутствует профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. Авторами предложено пересмотреть перечень основных показателей экономической безопасности, нацелить систему оценивания индикаторов на подготовку управленческих решений по незамедлительному реагированию на угрозы и риски экономической стабильности. В организационно-управленческом аспекте предложено объединение отдельных обязанностей органов управления в сфере обеспечения экономической безопасности в специальном подразделении при Правительстве Ивановской области.

Результаты работы могут использоваться для анализа сильных и слабых сторон регионального развития, для совершенствования организационно-управленческого механизма обеспечения экономической безопасности в Ивановской области как объекта управления.

Ключевые слова: экономическая безопасность; методика оценки; управление региональной безопасностью; организационно-управленческие отношения.

ECONOMIC SECURITY REGION: ORGANIZATION-INTERNATIONAL ASPECT

N. V. BOROVKOVA, S. V. GORINOVA

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: bnv7777@ ya.ru, s.v.gorinova@mail.ru

This article reflects the results of a scientific study of the state of economic security in the Ivanovo region, conducted by the author's method. Since the category of economic security is multi-component, it is necessary to identify certain components of the economic security system that are exposed by external and internal threats to assess its level. The analysis of the state of economic security in the Ivanov region showed the presence of both positive and negative facts. The greatest concern is the low standard of living in the region and the lack of industrial development.

The analysis of the organization of regional security management in the Ivanov region allows us to talk about the different vectors of the functions performed. There is no professional apparatus that organizes and controls the implementation of the economic security strategy. The authors are invited to revise the list

© Боровкова H. В., Горинова С. В., 2019

of key indicators of economic security, to target the system of assessment of indicators on the preparation of management decisions on the immediate response to threats and risks of economic stability. In the organizational and managerial aspect, it is proposed to combine the separate responsibilities of the administration in the field of economic security in a special unit under the Government of Ivanov region.

The results of the work can be used to analyze the strengths and weaknesses of regional development, to improve the organizational and management mechanism for economic security in the Ivanov region as a control facility.

Key words: economic security; Assessment methodology; Regional security management; organizational and managerial relations.

Вопрос формирования эффективной системы управления экономической безопасностью в регионах особенно важен для синерге-тического эффекта в обеспечении национальной безопасности страны от внешних и внутренних угроз на продолжительном отрезке времени. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года закреплено, что «Угроза экономической безопасности является совокупностью условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере»1. Рассмотрение организационно-управленческих проблем в этой сфере следует начать с констатации состояния объекта управления по наиболее существенным параметрам оценки. На первом этапе исследований авторы столкнулись с необходимостью корректировки методического аппарата. При проведении исследования использовался системный подход, в рамках которого были применены возможности формально-логического, анализа, синтеза, индукции, дедукции, структурно-системного и иных методов научного познания.

Для анализа экономической безопасности Ивановской области предложено использовать комплексную методику, в основе которой лежат 2 подхода. Один подход предлагался академиком РАН: Е. Л. Логиновым [1]. Его методика содержит наиболее полный перечень индикаторов экономической безопасности, характеризующих производственную, научно-техническую, экономическую, социальную, де-нежно-финансовую и кадровую сферы. Второй подход разработан Н. М. Полянской и Б. Э. Найдановой [2]. Согласно ему оценка производится по сокращённому набору индикаторов: темп экономического роста, уровень безработицы, годовой индекс потребительских цен, уровень дефицита консолидированного бюджета региона, уровень государственного долга

1Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

субъекта Федерации, уровень налоговой нагрузки на экономику, уровень инновационной активности, коэффициент износа основных фондов. Отметим, что выделение разных уровней экономической безопасности региона в зависимости от приближения к пороговым значениям является удачным с точки зрения принятия государственного управленческого решения.

Предлагаемая авторская методика содержит в себе наиболее приемлемые элементы расчетов и подходы к оценке экономических угроз на региональном уровне. Просчитав процентное количество индикаторов, позволяющих отнести экономическую безопасность региона к определенному уровню, остановились на следующем утверждении: если нормативным показателям соответствует 90% и более индикаторов, то у региона высокий уровень экономической безопасности, если от 60% до 89% индикаторов соответствуют нормативным значениям, то экономическая безопасность региона находится на среднем уровне. К низкому уровню экономической безопасности следует отнести регионы, где от 50-59 % индикаторов соответствует норме, в случае, если нормативному значению соответствует менее 50% индикаторов - речь идет о критическом состоянии экономической безопасности региона. Пороговые значения определяются для каждой группы показателей отдельно. Так, структурные показатели экономики региона сравниваются с рекомендуемыми значениями регионального развития и средними значениями по стране, показатели технического состояния материальной базы должны соответствовать требованиям мировой практики, показатели социальной безопасности регионов должны соответствовать требованиям, заложенным в методике оценки уровня жизни.

Индикаторы экономической безопасности отражены в табл. 1, согласно которой из 8 показателей не соответствуют нормативным значениям 4, что свидетельствует о низком уровне экономической безопасности.

Таблица 1. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в производственной сфере и их пороговые значения на 2017 г.2

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 Степень износа основных фондов, % 48,3 43,2 50,9 не более 60

2 Доля введённых в действие основных фондов в их общем объеме, % 44 45,4 36 не менее среднего по РФ

3 Соотношение обновления и выбытия основных фондов промышленных предприятий, раз 1,3 1,2 0,85 не менее среднего по РФ

4 Доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг, % 75 68 74 не менее 70

5 Доля машиностроения в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг, % 12 19 24 не менее 20

6 Индекс промышленного производства, % 98,8 103,5 104,0 не менее 104

7 Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) промышленных предприятий обрабатывающих производств, % 14,5 16,4 17 не менее 15

8 Отношение сальдированной прибыли промышленных предприятий к ВРП, % 5,4 10,5 9,6 не менее среднего по РФ

Особое внимание, на наш взгляд следует уделить индикатору «доля машиностроения в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг», который в 2 раза ниже среднего показателя по РФ. Также озабоченность вызывает финансовый показатель «отношение сальдированной прибыли промышленных предприятий к валовому региональному продукту (ВРП)» который также значительно ниже нормативных значений (почти в 2 раза). Кроме того, следует отметить проблему, связанную с сокращением промышленного производства (Индекс промышленного производства в регионе составил 98,8 %, в то время как в среднем по стране этот показатель составлял 104 %, а в ЦФО- 103,5 % ).

В качестве положительного момента следует отметить высокий показатель соотношения обновления и выбытия основных фондов (1,3 в то время как по РФ он составил 0,85), а также более низкие, чем в среднем по России, показатели износа основных фондов (48 %, в РФ - 50,9 %) и более высокий показатель введения в действие основных фондов (44 % в регионе против 36 % в среднем по стране), хотя по ЦФО эти показатели несколько лучше (43,2 % и 45,4 % соответственно).

Что касается научно-технической сферы, то здесь наблюдается катастрофическое положение, как по региону, так и по стране в целом (табл. 2): все показатели значительно ниже нормативных значений, что свидетельствует о технологической отсталости государства, его зави-

симости в этом направлении от более успешных в этой сфере стран. Это подрывает основы экономической безопасности государства, так как способствует низкой конкурентоспособности отечественных производителей.

В экономической сфере по всем четырем представленным показателям Ивановская область значительно отстает от нормативных показателей (табл. 3).

Особого внимания заслуживает тот факт, что показатель ВРП на душу населения в регионе более чем в два раза ниже, чем в целом по стране, и более, чем в три раза ниже аналогичного показателя по ЦФО. Значительное отставание отмечается по объему промышленного производства и продукции сельского хозяйства на душу населения. С одной стороны, можно говорить о том, что регион находится в зоне рискового земледелия, а также имеет место кризис текстильной отрасли, обусловленный сырьевыми проблемами. Однако большая часть регионов ЦФО также находится в сходных условиях, тем не менее, имеют более серьезные показатели. Это может свидетельствовать о неэффективном управлении, неспособности органов власти разработать и главное, реализовать эффективную стратегию развития региона.

2 Здесь и далее - по данным сборника: Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат. М., 2018. 522 с.

Таблица 2. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в научно-технической сфере и их пороговые значения на 2017 г.

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс занятого населения. 24 36 70 не менее 120

2 Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % 2,8 2,8 9 не менее 15

3 Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП 0,54 0,95 1,40 не менее 2,2

Таблица 3. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в экономической сфере и их пороговые значения на 2017 г.

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 ВРП на душу населения, тыс. руб. 174 616 472 не менее среднего по РФ

2 Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб. 173 274 267 не менее среднего по РФ

3 Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб 14,7 33,2 34,9 не менее среднего по РФ

4 Инвестиции в основной капитал, % к ВРП 15,1 17,3 23,1 не менее среднего по РФ

Большинство индикаторов, характери- соответствуют нормативным значениям, одна-

зующих экономическую безопасность в соци- ко, следует заметить что подобная ситуация

альной сфере, представленных в табл. 4, не сложилась в целом в РФ.

Таблица 4. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в социальной сфере и их пороговые значения на 2017 г.

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 Уровень безработицы,% 4,7 3,2 5,2 не более 4

2 Индекс роста реального дохода населения, % 107,7 105,4 105,8 не менее 107

3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 71,47 73,9 72,7 не менее 80

4 Общая площадь жилых помещений, на одного жителя, кв.м. 21,4 21,8 23,4 не менее 25

5 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,% 14,3 7,9 13,2 Не более 7

6 Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, раз 2,6 4,3 3,2 не менее 3,5

7 Отношение средней пенсии к средней зарплате, % 50 26 32 не менее 40

8 Удельный вес расходов домашних хозяйств на услуги ЖКХ, % 41,6 33,5 35,9 не более 22

9 Число преступлений на 100 тыс. человек населения, ед. 1565 1179 1402 не более 5000

Единственный показатель, имеющий значение ниже порогового - это «число преступлений на 100 тыс. человек». Наилучшее значение данного показателя отмечается у Ивановской области - 1565 (при пороговом уровне 5000). Уровень, безработицы незначительно превышает нормативный показатель и составляет 4,7 %. В регионе также отмечается достаточно высокий показатель соотношения пенсии и средней заработной платы. С одной стороны это свидетельствует о выравнивании доходов, с другой стороны, учитывая высокую долю населения с доходами ниже прожиточного уровня, а также низкий показатель соотношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, можно говорить о низком уровне

жизни в регионе. Позитивным показателем является индекс роста реального дохода населения, который составил 107,7 %. Также в свете проводимых реформ, следует отметить показатель ожидаемой продолжительности жизни, который в целом по России составляет 72,7 лет (в Ивановской области незначительно ниже - 71,47 лет), при пороговом значении не менее 80 лет.

Из трех индикаторов экономической безопасности Ивановской области в денежно-финансовой сфере два превышают пороговое значение (табл. 5), к сожалению оба показателя характеризуют инфляционные процессы и очень сложно поддаются регулированию.

Таблица 5. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в денежно-финансовой сфере и их пороговые значения на 2017 г.

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 Годовой темп инфляции, % 6,5 6,6 6,7 не более 6

2 Индекс цен производителей промышленных товаров 111,6 103,8 108,4 не более 105

3 Дефицит консолидированного регионального бюджета, % к ВРП 0,37 0,04 0,01 не более 3

Эта проблема решается на государственном уровне. Что касается показателя, характеризующего соотношение дефицита консолидированного бюджета к ВРП, то следует отметить, что у региона есть запас прочности, хотя по сравнению с ЦФО и страной в целом он проигрывает. Что касается кадровой сферы (табл. 6), то в этом направлении Ивановская область выглядит достойно: по показателю выпуска квалифицированных рабочих

и служащих в расчете на 10 000 человек населения область занимает лидирующие позиции по отношению к ЦФО и РФ, по выпуску специалистов с ВПО на 10 000 человек населения регион находится на одном уровне со средним показателем по РФ, однако уступает среднему показателю по ЦФО. Ниже нормативного значения 34,5 показатель выпуска специалистов среднего звена, хотя ситуация несколько лучше, чем в среднем по ЦФО.

Таблица 6. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в кадровой сфере и их пороговые значения на 2017 г.

№ Индикатор Ивановская область ЦФО РФ Пороговое значение

1 Выпуск специалистов с ВПО на 10 тыс. человек населения 66,0 84,0 66,0 не менее среднего по РФ

2 Выпуск специалистов среднего звена на 10 тыс. человек населения 30,6 29,3 34,5 не менее среднего по РФ

3 Выпуск квалифицированных рабочих и служащих, на 10 тыс. человек населения 1,5 1,0 1,3 не менее среднего по РФ

Таким образом, из тридцати рассмотренных показателей, только 10 соответствуют пороговым значениям, что составляет 33,3 %, соответственно можно говорить о критическом состоянии экономической безопасности Ивановской области. В целях принятия управленческого решения о выходе из сложившегося

положения используем методику Логинова К.К., дополним её сравнением с нормативными значениями и выявим узкие места в системе экономической безопасности региона. Расчет интегральных показателей приведен в табл. 7.

Таблица 7. Расчет интегральных показателей элементов экономической безопасности

Ивановской области в 2017 г.

Индикатор Ивановская область Норма

Степень износа основных фондов,% 0,85 1

Доля введённых в действие основных фондов в их общем объеме, % 1,22 1

Соотношение обновления и выбытия основных фондов промышленных предприятий, раз 1,53 1

Доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг% 1,07 1

Доля машиностроения в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг % 0,6 1

Индекс промышленного производства, % 0,95 1

Рентабельность проданных товаров ( продукции, работ, услуг) промышленных предприятий обрабатывающих производств, % 0,97 1

Отношение сальдированной прибыли промышленных предприятий к ВРП, % 0,56 1

Интегральный показатель производственной сферы 0,96

Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс занятого населения. 0,2 1

Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % 0,19 1

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП 0,25 1

Интегральный показатель научно-технической сферы 0,21 1

ВРП на душу населения, тыс. руб. 0,37 1

Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб. 0,65 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб 0,42 1

Инвестиции в основной капитал, % к ВРП 0,65 1

Интегральный показатель экономической сферы 0,52

Уровень безработицы, % 0,85 1

Индекс роста реального дохода населения, % 1,01 1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 0,89 1

Общая площадь жилых помещений, на одного жителя, кв.м. 0,86 1

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,% 0,49 1

Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, раз 0,74 1

Отношение средней пенсии к средней зарплате, % 1,25 1

Удельный вес расходов домашних хозяйств на услуги ЖКХ, % 0,53 1

Число преступлений на 100 тыс. человек населения, ед. 0,31

Интегральный показатель социальной сферы 0,77 1

Годовой темп инфляции, % 1,08 1

Индекс цен производителей промышленных товаров 1,06 1

Дефицит консолидированного регионального бюджета, % к ВРП 0,12 1

Интегральный показатель денежно-финансовой сферы 0,76

Выпуск специалистов с ВПО 1 1

Выпуск специалистов среднего звена на 10 тыс. человек населения 0,89 1

Выпуск квалифицированных рабочих и служащих, на 10 тыс. населения 1,15 1

Интегральный показатель кадровой сферы 1,01

Для наглядности рекомендуем строить лепестковую диаграмму, представленную на рисунке. Как видим, наиболее остро стоят вопросы, связанные с решением проблем науч-

Управление региональной безопасностью Ивановской области в настоящее время имеет односторонний характер. Основные усилия направлены на борьбу с преступностью, но при и этом устранению ее экономических и социальных причин уделяется мало внимания, хотя общеизвестно, что экономическая безопасность является основным условием и социальной базой стабильности и национальной безопасности и в стране, и в ее регионах [3, 4].

По нашему мнению, для обеспечения экономической безопасности региональная система управления развитием Ивановской области должна выполнять ряд функций:

- выявление негативных тенденций развития социально-экономических процессов, способствующих ослаблению региональной экономической безопасности;

- формирование системы показателей для мониторинга экономической безопасности региона, а также установление их пороговых значений, сигнализирующих о необходимости государственного регулирования;

но-технической и экономической сфер, на втором месте - экономические и социальные проблемы.

- оценка не только текущего состояния социально-экономического положения региона, а также оценка показателей с точки зрения экономической безопасности региона;

- ранняя диагностика возможных угроз экономической безопасности региона с использованием методики прогнозирования;

- разработка комплекса мер организационно - правового и также социально экономического характера с целью предупреждения и преодоления негативных процессов, несущих угрозу экономической безопасности региона.

Выполнение данных функций требует мобилизации усилий и координации деятельности не только всех органов власти, но и всех хозяйственных звеньев. Для этого необходим профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. По нашему мнению, создание дополнительной структурной единицы, курирующей вопросы экономической безопасности региона экономически нецелесообразно. Мы предлагаем возложить эту функцию на существующий при правитель-

кадровая сфера

денежно-финансовая сфера

производственная сфера

научно-техническая сфера

экономическая сфера

социальная сфера

Ивановская область

Нормативное значение

Рисунок. Индикаторы экономической безопасности Ивановской области в 2017 г.

стве Ивановской области комплекс экономического развития, который в рамках своей деятельности занимается анализом социально-экономического развития региона, поэтому вопросы, касающиеся оценки экономической безопасности позволят лучше раскрыть существующие проблемы региона. При необходимости в рамках одного из подразделений указанного комплекса рекомендуется создать дополнительную штатную единицу, в обязанности которой будет входить курирование вопросов, связанных с оценкой экономической безопасности региона. Для реализации поставленных задач необходимо разработать концепцию экономической безопасности Ивановской области, внести поправки в существующие региональные программы и проекты с учетом требований по обеспечению региональной безопасности. Все рассматриваемые текущие и будущие проекты должны проходить экспертизу на соответствие требованиям экономической безопасности.

Модернизация организационно-

управленческого механизма обеспечения экономической безопасности в Ивановской области может быть проведена за счет следующих мер:

- изменение методики путем введения критериев оценки и отнесения региона к одному из 3 уровней;

- развитие компетенций исполнительных органов власти, отвечающих за экономическую безопасность региона и способных незамедлительно реагировать на угрозы и риски экономической стабильности Ивановской области;

- внесение законодательных изменений в целях выделения отдельных обязанностей органов местного самоуправления в сфере обеспечения экономической безопасности.

В ближайшей перспективе необходимо пересмотреть перечень основных мероприятий организационного и технического характера, реализация которых может решить вопрос по устранению организационно-управленческих проблем обеспечения экономической безопасности в Ивановской области. Внедрение указанных предложений мер позволит всесторонне оценить способность экономики Ивановской области к самообеспечению и саморазвитию, выявить узкие места, рассмотреть пласт существующих проблем под другим углом, а также разработать адекватный возможностям региона комплекс мер по развитию экономики Ивановской области.

Список литературы

1. Логинов К. К. Анализ индикаторов региональной экономической безопасности // Вестник СибАДИ. 2015. №2(42). С. 132-139.

2. Полянская Н. М., Найданова Э. Б. Диагностика и анализ экономической безопасности в системе управления регионом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 11. С. 2090-2111.

3. Елизарова А. А., Дмитриев И. В., ЗакинчакА. И. Современные подходы к процессу совершенствования комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на муниципальном уровне // Актуальные проблемы пожарной безопасности: материалы XXXI Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 143-148.

4. Степанова С.М., Хорошилова О. В. Анализ эффективности использования ресурсов организации: параметрическая модель // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы. Иваново, 2019. С.320-325.

References

1. Loginov К. К. Analiz indikatorov re-gional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti [Analysis

of indicators of regional economic security], Vest-nik SibADI, 2015, vol. 2(42), pp. 132-139.

2. Polyanskaya N. M., Najdanova E. B. Diagnostika i analiz ekonomicheskoj bezopasnosti v sisteme upravleniya regionom [Diagnostics and analysis of economic security in the regional management system], Nacional'nye interesy: pri-oritety i bezopasnost', 2017, vol. 13, issue 11, pp.2090-2111.

3. Elizarova A. A., Dmitriev I. V., Zakin-chak A. I. Sovremennye podhody k processu sovershenstvovaniya kompleksnoj sistemy obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na municipal'nom urovne [Modern approaches to the process of improving the integrated life safety system at the municipal level/ Aktual'nye prob-lemy pozharnoj bezopasnosti: materialy XXXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Moscow, 2019, pp. 143-148.

4. Stepanova S. M., Horoshilova O. V. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya resursov organ-izacii: parametricheskaya model' [Organization Resource Efficiency Analysis: Parametric Model], Ekonomika regionov Rossii: sovremennoe sos-toyanie i prognoznye perspektivy. Ivanovo, 2019, pp.320-325.

Боровкова Наталия Владимировна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат экономических наук, доцент

E-mail: bnv7777@ya.ru

Borovkova Nataliya Vladimirovna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of economic sciences, Associate professor

E-mail: bnv7777@ya.ru

Горинова Светлана Владимировна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

доктор экономических наук, профессор

E-mail: s.v.gorinova@mail.ru

Gorinova Swetlana Vladimirovna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of economic I sciences, Professor

E-mail: s.v.gorinova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.